Местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы вводятся какими органами? Местные налоги и сборы в Российской Федерации

Всем известно, что основным источником финансирования государственной экономики являются налоги и сборы. И не только центральные органы нуждаются в средствах, но также и региональные. К местным налогам и сборам относятся все платежи, которые направлены на пополнение городских или областных бюджетов.

Определение понятия

К местным налогам относятся обязательные платежи, которые направлены на пополнение муниципального бюджета. Размеры и ставки определяются региональными органами власти. Но поскольку местные налоги являются составляющей частью государственных, то расчеты должны производиться на основании норм законодательства.

При установлении определенного налога и его ставки, объект, база период и формула расчета определяется строго федеральным законодательством. К полномочиям местных органов власти можно отнести определение конечного значения ставки, срока уплаты и порядок ее осуществления, льготных категорий лиц, которые освобождаются от уплаты муниципальных налогов и сборов.

Какие налоги относятся к местным

К местным налогам в РФ относятся следующие виды платежей:

  • земельный (взимается с владельцев земельных участков);
  • налог на имущество физических лиц;
  • сбор, взимаемый с лиц, осуществляющих некоторые виды предпринимательской деятельности;
  • туристический (уплачивают лица, пребывающие в регион через посредников, в роли которых выступают гостиничные организации, лица и предприятия, сдающие в аренду жилье);
  • сбор за организацию платных парковочных участков.

Стоит отметить, что установление местных налогов относится к компетенции муниципальных органов власти, которые определяют потребность региона или населенного пункта в денежных средствах. Тем не менее все расчеты должны проводиться в строгом соответствии с федеральным налоговым законодательством.

Налог на имущество физических лиц

Применительно к данному виду обязательных платежей выделяют две категории имущества:

  • недвижимое: дома и квартиры, дачные постройки, гаражи и прочие сооружения;
  • движимое: все транспортные средства, кроме автомобилей и мотоциклов.

Плательщиками данного вида налога являются лица, имеющие в собственности указанные объекты. Причем это могут быть как резиденты Российской Федерации, так и иностранные граждане. Базой же для налогообложения служит оценочная инвентарная стоимость, которая умножается на соответствующий коэффициент, определяемый муниципальными органами власти и налоговыми службами.

  • люди, приставленные к государственным наградам различных степеней;
  • участники Великой Отечественной войны и прочих боевых действий;
  • лица, участвовавшие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • действующие военнослужащие, а также уволившиеся со стажем свыше 20 лет;
  • семьи военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей, в результате болезни или несчастного случая;
  • пенсионеры;
  • деятели культуры и искусств, а также лица, чье имущество используется в качестве музеев, галерей, любительских театров и так далее;
  • с владельцев строений площадью менее 50 кв. м, расположенных на территории садоводческих хозяйств или кооперативов.

Период уплаты налогов составляет 365 дней. При этом если в течение календарного года у имущества сменился владелец, обязательства по данному виду платежей возлагаются на предыдущего собственника.

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам, которые призваны пополнять муниципальные бюджеты. Стоит отметить, что размер данного платежа никак не связан с результатами коммерческой деятельности владельца. Данный показатель определяется исключительно исходя из ценности земель: их химического состава, плодородия, а также месторасположения и прочих критериев.

Обязанности по уплате земельного налога возлагаются как на юридических, так и на физических лиц. Причем это могут быть как непосредственные собственники или землевладельцы, так и арендаторы, которые эксплуатируют данный ресурс на основе соответствующих прав. Говоря о последних, стоит отметить, что они не несут ответственности по уплате налоговых платежей, а лежит она на арендодателе.

Определенные земельные участки, в соответствии с нормами законодательства, не могут считаться объектами налогообложения. К ним можно отнести:

  • земли, изъятые из хозяйственного оборота (в основном речь идет о тех, что были переданы военным ведомствам);
  • земли, на которых расположены культурные и исторические объекты;
  • участки вблизи таможенных зон;
  • лесничества;
  • земли около водных объектов.
  • государственные службы и предприятия;
  • организации религиозного характера;
  • общественные объединения инвалидов;
  • художественные и прочие культурные организации;
  • лица, а также общины, которые представляют этнические группы Северного и Дальневосточного регионов;
  • организации, работающие в особых экономических зонах.

Налог на недвижимость

Помимо прочих платежей, к местным налогам относятся сборы с владельцев недвижимости. Стоит отметить, что если собственниками жилых объектов являются несколько лиц, то они оплачивают сумму, соответствующую доле, им принадлежащей. Не подлежат налогообложению следующие объекты:

  • недвижимые жилые строения, которые не были приватизированы (находятся в собственности государства);
  • дома на территориях отчуждения;
  • недвижимость, которая эксплуатируется детскими домами семейного типа (купленная или специально возведенная для данных целей);
  • небольшие дачные постройки;
  • недвижимое имущество, находящееся в собственности многодетных семей (если объектов более одного, то они облагаются налогом);
  • общежития учебных заведений, а также производственных и непроизводственных предприятий.

Парковочный сбор

К местным налогам относятся сборы с владельцев платных парковок. Стоит отметить, что данный вид платежа исчисляется исходя из того, какая территория отведена под данные коммерческие цели. Установленный законодательством коэффициент умножается на количество квадратных метров, которые занимает парковка (процент от минимальной заработной платы, установленной в отчетном году). Платежи по данному виду налога производятся ежеквартально.

Налог на предпринимательскую деятельность

К местным налогам относятся также сборы с некоторых видов предпринимательской деятельности, а именно:

  • продажа всевозможных видов товаров;
  • предоставление бытовых услуг (занесенных в перечень КМУ);
  • проведение обменных операций с валютными ценностями;
  • развлекательный бизнес (аттракционы, концертные программы, кинопрокат и прочее).

Установление местных налогов относится к компетенции региональных или городских органов власти. Именно они определяют процент, который будет взиматься с предпринимателей в отчетном периоде (он может зависеть от экономического состояния и потребностей той или иной области). Кроме того, размер платежа также может возрастать в зависимости от вида деятельности, а также дислокации предприятия. Также коммерческая организация обязана приобрести торговый патент.

Туристический налог

К местным налогам и сборам относится и туристический, решение о взимании которого принимается властями соответствующего региона, города или другого населенного пункта. Стоит отметить, что данный платеж ложится на плечи лиц, которые прибывают в конкретный пункт с туристическими или любыми другими целями. Отдельные категории граждан освобождаются от данного налога, а именно:

  • лица, прибывшие в служебную командировку;
  • инвалиды, а также их сопровождающие;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • лица, прибывшие для лечения в санатории, имеющие соответствующую лицензию;
  • дети, не достигшие совершеннолетия на момент прибытия.

Сумма налога включается в стоимость проживания, а потому можно сказать, что посредниками по его уплате являются:

  • гостиницы, отели, хостелы, кемпинги и прочие заведения, принимающие и размещающие гостей;
  • агентства, а также владельцы квартир, сдающие жилплощадь в аренду на законных основаниях.

Вывод

К местным налогам относятся следующие налоги: на землю, на имущество физических лиц, а также сборы с владельцев недвижимости, платных парковок и туристический. Данные платежи направлены на пополнение муниципальных бюджетов.

Стоит отметить, что объекты, порядок налогообложения, а также перечень льготных категорий определяются местными властями на основе федерального законодательства.

Сегодня к местным налогам и сборам в РФ относятся два налога и один сбор. А именно (ст. 15 НК РФ):

Специфика местных налогов заключается в том, что устанавливаются они НК РФ, вводятся в действие нормативным актом местного органа власти и действуют на уровне муниципального образования (п. 4 ст. 12 НК РФ). При этом под муниципальным образованием понимается поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район или внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Городов федерального значения в России всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В них местные налоги и сборы вводятся законами о местных налогах, а не решениями органов муниципальных образований, как в других субъектах РФ.

Отметим, что доходы от уплаты обоих местных налогов идут в местные бюджеты по нормативу 100%, то есть полностью зачисляются в бюджеты муниципальных образований (п. 1 ст. 61 , п. 1 ст. 61.1 , п. 1 ст. 61.2 , п. 1 ст. 61.3 , п. 1 ст. 61.4 , п. 1 ст. 61.5 БК РФ).

Местные налоги: какие элементы обложения определяются «на местах»

Как было отмечено выше, местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физлиц.

В отношении земельного налога местные власти устанавливают (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • в пределах, ограниченных НК РФ. Причем она может дифференцироваться в зависимости от категорий земель и их разрешенного использования, а также места нахождения земель (ст. 394 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (п. 1 ст. 397 НК РФ). При этом отчетные периоды власти на местах могут установить, а могут и не устанавливать (п. 3 ст. 393 НК РФ), как и обязанность плательщиков по уплате авансовых платежей по налогу (п. 9 ст. 396 НК РФ);
  • налоговые льготы, их основания, в том числе размер не облагаемой налогом суммы.

Остальные элементы налогообложения определены в НК РФ и как-то изменить их местные власти не вправе.

Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью , точнее ее представительными органами.

Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.

Что это за налоги и кем устанавливаются

Все важные моменты, касающиеся данной темы, прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 12 устанавливаются виды налогов и сборов . В пункте 4 идет речь именно о местных сборах, ведь они (как и любые другие налоги) устанавливаются и контролируются статьями настоящего Кодекса.

Кроме указанного нормативно-правового акта, выплаты в местные бюджеты испытывают влияние :

  • муниципальных органов власти в поселениях;
  • властей городских округов (имеются в виду районы внутри городов);
  • городских окружных органов государственного управления (власти).

Несмотря на то, что обязательной уплате подлежат и налоги, и сборы, в этих понятиях есть различия .

Налоги – это обязательные к оплате взносы в государственную казну, которые уплачивают организации, физические и юридические лица в определенный период и определенном размере.

Сборы – это также обязательные к уплате отчисления, но взимаемые за право на владение, распоряжение чем-то или осуществление каких-либо действий.

Полный перечень и характеристики

Местные налоги делятся на следующие подвиды :

  1. На имущество физических лиц . Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
  2. На землю (земельный налог) . Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
  3. Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью . Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
  4. На производственное строительство в зоне, признанной курортной . Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
  5. Курортный . Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
  6. На торговлю (торговый сбор) . Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
  7. Целевые сборы . Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
  8. На рекламу . Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
  9. На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники . Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
  10. На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных) . За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
  11. За право торговли ликероводочными изделиями . Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
  12. За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне . Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
  13. За ордер на квартиру . Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
  14. За парковку автотранспорта . Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
  15. За использование государственной символики . Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
  16. За участие лошадей в скачках на ипподроме . Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
  17. На выигрыш . Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
  18. Для участников тотализатора на ипподроме . Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
  19. Со сделки на бирже . Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
  20. За право на проведение съемки (видео или кино) . Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и кино-организациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
  21. За уборку территории . Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
  22. На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации . Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке .

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября . Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации .


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.

К прочим сборам относятся:

Сбор за право торговли;

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

1) налог на имущество физических лиц;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ № 20031 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.

Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поименованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты . Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков.

Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.

Местные налоги с физических лиц

К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:

1) курортный сбор;

2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) патентный сбор за право торговли и пр.

Плательщики курортного сбора — физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и проживающие в гостиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда и , в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.

Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора по территории устанавливаются местными органами государственной власти.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) дети в возрасте до 16 лет;

2) инвалиды и сопровождающие их лица;

3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;

5) туристы, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);

6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родителям указанного возраста, проживающим в курортной местности.

Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.

При перемене места жительства прибывшими на отдых в курортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по месту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.

Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, карточки (анкеты) или журналы (книги).

При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.

Ответственными за соблюдение паспортного режима являются начальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежития, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.

Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к в установленном порядке.

Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновременно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, проживающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимается квартирно-посредническими организациями при выдаче направления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организации, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.

В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комиссионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставлению помещения.

Исполнительными органами власти курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца. Лица, проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или местные органы власти по месту их временного проживания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, подтверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рождении, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комиссии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.

При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах указанные отметки производятся в карточках (анкетах) или журналах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.

Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора.

Предприниматель обязан предъявить свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении им своих функций.

С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.

Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляющие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право торговли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.

Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уплате сбора для отдельных категорий плательщиков.

Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за право торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне.

Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:

Целевые сборы на содержание полиции, благоустройство, образование и др.;

Сбор с владельцев собак;

Сбор за выдачу ордера на квартиру;

Сбор за парковку автомобиля;

Сбор за право использования местной символики;

Сбор за участие в бегах;

Сбор за выигрыш на бегах;

Сбор с биржевых сделок;

Сбор за открытие игорного бизнеса;

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

По мере углубления экономических реформ усиливается акцент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов .

Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, предпринимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюджетов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется, прежде всего, общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рабочих, уменьшить .

Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.

Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88ФЗ дает определение субъектов малого предпринимательства.

К ним относятся:

1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в по численности работников.

Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и ;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.

Основные источники формирования средств Фонда — ассигнования из федерального бюджета и средства от федеральной собственности.

Система поддержки малых предприятий основана на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).

Например, в Москве, где сконцентрировано не менее четверти всех малых предприятий России, создана система поддержки малого предпринимательства. Постановление правительства Москвы №399 содержит Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других, не запрещенных законом источников.

Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:

Полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, продажу, прирост капитала (Багамские острова);

Налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);

Особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);

Зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);

Преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);

Широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);

Назад | |

Местные налоги и сборы – это неотъемлемая часть отечественной налоговой системы.

Их назначением является наполнение региональных и муниципальных бюджетов средствами, которые затем будут израсходованы на общезначимые нужды, такие как ремонт дорог, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и многие другие.

В обязанность граждан и организаций входит и уплата установленных в законном порядке . Об этом сказано в Конституции – основном законе РФ, имеющем высшую юридическую силу. За нарушение предусмотрены различные наказания.

Кто и как устанавливает налоги и сборы

Налоговая система РФ имеет несколько уровней. В ст. 12 НК сказано, что устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы исключительно нормативными актами, которые принимают представительные (законодательные) органы власти соответствующего уровня.

Центральным из них является Налоговый кодекс , а все остальные принимаются в соответствии с ним и составляют налоговое законодательство. Никакие иные акты изменять существующую в РФ налоговую систему не могут.

Для того, чтобы налог или сбор считался установленным, законодателям предстоит проделать подготовительную работу и обязательно указать в нормативном акте:

  1. кто входит в число налогоплательщиков (на кого накладывается );
  2. что является поводом для взимания налога (объект налогообложения);
  3. какова налоговая база;
  4. чему равен налоговый период;
  5. размер налоговой ставки;
  6. как будет рассчитываться новый налог;
  7. когда и каким способом необходимо средства уплатить.

Каждому уровню соответствует определенный набор обязательных платежей. Все они поступают в бюджет соответствующего уровня. Налоги из федерального бюджета частично возвращаются в регионы в форме дотаций и субвенций.

А вот региональные и местные налоги попадают в бюджеты своего уровня напрямую, формируя их доходную часть. Распределением поступивших налогов занимается ФНС.

К местным налогам относятся:

  • земельный;
  • физлиц;
  • торговый сбор.

Уплачивается он в виде авансовых платежей, в том муниципальном образовании, где находится земля.

Что такое земельный налог

Этот местный налог представляет собой один из видов платы за землю. Целью введения платности землепользования являлось, по мысли законодателей, стимулирование у граждан и юридических лиц бережного отношения к данному ресурсу и рациональному его использованию.

Помимо Налогового кодекса , все нормы, касающиеся установления, прекращения и размеров этого налога, устанавливаются представительным органом муниципалитета, а также столицы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющих особый статус.

Налогоплательщики

Платить земельный налог обязаны организации и граждане. Но для того, чтобы эта обязанность у них возникла, земля должна быть или в собственности, или в постоянном бессрочном пользовании. К полученным в аренду или временное бесплатное пользование участкам это не относится. За них налог будет вносить собственник.

Объект налогообложения

Объектом, в отношении которого устанавливается налог, будет только участок, находящийся в пределах определенного муниципального образования. Не подпадают под действие Налогового кодекса земли в госсобственности. Из частного имущества – земля под многоквартирными домами.

Важно: базой для расчета налога будет кадастровая стоимость участка. Ее определение производится в соответствии с нормами Земельного законодательства. На эту величину влияет довольно много факторов, от площади участка, до средней рыночной цены по региону. В результате получается индивидуально рассчитанная величина, не применимая к иным участкам.

Ставки по земельному налогу

Налоговый кодекс устанавливает только верхний предел ставки земельного налога. Его размер зависит от категории, под которую подпадает конкретный участок земной поверхности. Минимальным, равным 0,3% он будет для земель:

  • сельхозназначения;
  • жилого фонда;
  • предназначенных для ИЖС;
  • предоставленных для садоводства, огородничества или личного хозяйства;
  • ограниченных в обороте.

Они могут зависеть как от назначения конкретных участков, так и их местоположения, качества и т.д.

Рассмотрим на примере Москвы:

Расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно. Для этого требуются сведения из соответствующего кадастра – ГКН. В выписке из него содержится вся необходимая для произведения расчета информация: кадастровая стоимость и назначение участка. Формула проста:

Предположим, что у организации в собственности имеется участок, предназначенный для строительства жилого дома. Кадастровая стоимость его равна 4239744,82 р.

Налоговая ставка для такой категории земель в Москве равна 0,1%. Следовательно, ежегодно придется платить 4239,74 р. (4239744,82*0,1/100).

Если бы земля использовалась для нужд садоводства, то сумма была бы иной: 4239744,82*0,025/100 = 1059,94 р.

Льготы по земельному налогу

Ряд организаций земельный налог не платит. Все исключения перечислены в ст. 395 НК РФ . К ним, в частности, относятся:

  1. религиозные организации;
  2. объединения инвалидов , и группы;
  3. общины малочисленных народов и т.д.

Что же касается граждан, то муниципальные власти могут устанавливать для них льготы самостоятельно. Так, в Москве, база налога уменьшается на 10 000 р. следующим категориям плательщиков налога:

  1. Героям СССР и РФ;
  2. Кавалерам ордена Славы;
  3. инвалидам;
  4. ветеранам военных действий;
  5. ликвидаторам последствий ядерных аварий и испытаний.

Налог на имущество граждан

Граждане, имеющие в собственности недвижимость, также платят за это право налог. Но не земельный, а на имущество. В 2015 году именно по этому налогу вступили в действие поправки.

Налоговый кодекс был дополнен главой 32 . Соответственно утратил силу действующий до этого момента федеральный закон.

Объект налогообложения

К объектам по данному платежу относятся следующие виды недвижимости:

  • дома, квартиры и комнаты;
  • гаражи, машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • недостроенные жилые и нежилые объекты;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Ставки по налогу на имущество

Максимальный размер ставки устанавливается в ст. 406 Налогового кодекса . Он может составлять от 0,1 до 2% в зависимости от объекта. Местные власти могут увеличить ее, но не более чем в три раза.

Важно: главные новшества, вступившие в силу с 2015 года, касаются базы налогообложения. Вместо инвентаризационной стоимости будет использоваться кадастровая, как наиболее близкая к рыночной цене недвижимости.

Переход на новую систему будет происходить постепенно, и завершиться к 2020 г.

Для тех регионов, где расчет будет производиться именно по кадастровой стоимости, размер ставки налога будет следующим:

При этом НК устанавливает размеры вычетов, которые используются при расчете базы налогообложения. Они составляют:

  1. 10 кв.м. – для отдельной комнаты;
  2. 20 кв.м – для квартиры;
  3. 50 кв. м. – для частного дома.

В тех же муниципальных образованиях, где пока используется расчет налога по инвентаризационной стоимости, используется коэффициент-дефлятор, с учетом которого определяется суммарная стоимость объектов. Налоговые ставки для них будут выглядеть следующим образом:

Рассмотрим, как рассчитывается налог по новой системе. Для этого нам потребуется информация о кадастровой стоимости объекта. Узнать ее можно, получив выписку из ГКН. Там же будет указана и общая площадь жилья. А если жилплощадь находится в общей собственности, то и размер доли.

Предположим, что имеется стандартная однокомнатная квартира, площадью 35 кв.м. Ее кадастровая стоимость составила 3,5 млн. рублей. То есть для 1 кв.м – 100000 р. Определим, какая площадь будет облагаться налогом, используя вычет: 35-20=15 кв.м.

Кадастровая стоимость такой площади, соответственно, будет 1500000. 0,1% от этой суммы составит 1500 р. Это в несколько раз больше, чем платят за такую квартиру ее владельцы сейчас. Вместе с тем, власти Москвы заявляют, что для жителей столицы размер налога увеличится примерно в пять раз.

Льготы по налогу

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, которые платят граждане, предполагает предоставление различных налоговых льгот. С заявлением об этом в отделение ФНС должен обратиться сам налогоплательщик.

Автоматически они не предоставляются. Документы по налогу на недвижимость следует принести в тот отдел ФНС, где она расположена.

Набор налоговых льгот в каждом регионе может быть определен самостоятельно. Но есть ряд категорий, которым предоставляют налоговые послабления все без исключения субъекты РФ и органы местного самоуправления. Это:

  • нетрудоспособные инвалиды;
  • участники и ветераны ВОВ и других военных конфликтов, в том числе и в ;
  • члены семей военнослужащих погибших при исполнении долга;
  • пенсионеры;
  • ликвидаторы аварий на радиоактивных производствах.

Всем прочим гражданам, полагающим, что им можно не платить местные налоги и сборы, необходимо уточнить это вопрос в органах местного самоуправления. Точный перечень налоговых льгот содержится в тех же актах, что устанавливают данный вид обязательных платежей.

Торговый сбор

Торговый сбор не является налогом, но также относится к местным платежам. Его полагается вносить тем предпринимателям и юрлицам, кто использует для осуществления торговли недвижимое и движимое имущество.

К нему, согласно ст. 413 НК , относятся торговые точки, в том числе передвижные, отдельные помещения, здания, сооружения т.д.

Плательщики

Торговый сбор обязаны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность. Но среди них есть те, с кого такой платеж не взимается. Не платят торговый сбор предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения патентную (ПСН) или ЕСХН. Плательщики сбора становятся на учет в налоговой службе.

Объект

Объектом обложения сборов в данном случае является использование для осуществления торговли движимого или недвижимого имущества. Минимальное количество использования – раз в квартал. Единицей может быть, как количество торговых точек, принадлежащих предпринимателю, так и размер помещения.

Размер сбора

Размер сбора устанавливают акты местного самоуправления. Но, согласно ст. 415 НК , он привязан к сумме налога, который должны уплачивать предприниматели, купившие патент на соответствующий вид деятельности.

Поскольку периодом уплаты торгового сбора является квартал, то и размер его не может быть больше налога по патенту, купленному на три месяца.

Налоговый кодекс дает городским властям возможность устанавливать различную ставку торгового сбора в зависимости от местоположения торговой точки и ее размеров. При этом возможно снижение ставки до нулевого значения.

Формула расчета довольно проста:

Для стационарных объектов ставка рассчитывается на 1 кв.м. При этом, если площадь зала превышает 50 кв.м., то верхний предел будет составлять 1/50 трехмесячного налога по патенту на розничную торговлю.

Разберем на примере:

Имеется магазин, площадь зала которого равна 120 кв.м. Стоимость патента на три месяца равна 30 000 рублей. Размер сбора в таком случае составит 120*30000/50 = 72000. Именно такую сумму потребуется вносить в местный бюджет ежеквартально владельцу торговой точки.

Льготы по торговому сбору

От уплаты торгового сбора избавлены любые учреждения и почтовая служба. Также Закон освобождает от уплаты торгового сбора не только тех, кто работает по ЕСНХ или ПСН, но предпринимателей, ведущих торговлю:

  1. с использованием автоматов (вендинг);
  2. на розничных рынках;
  3. на муниципальных ярмарках;
  4. разносную в организациях.

48 Региональные и местные налоги

Местные налоги в 2017 году – Полный экспертный анализ

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об