Московский государственный университет печати. Международные расчеты и совершенствование валютно-финансовых отношений во внешнеэкономической деятельности Торговая политика и валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

Валютный контроль - деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций. Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

Для обозначения этого вида деятельности следовало бы исполь­зовать термин «надзор».

«Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение закон­ности какой-либо деятельности, в то время, как под «контролем» понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесо­образности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей дея­тельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако, поскольку термин «валютный контроль» является обще­принятым, поэтому он широко используется, несмотря на отме­ченную неточность.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом и вывозом физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков и др.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю­дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;



в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю­те Российской Федерации. Организация валютного контроля в России строится на сочетании 3 взаимодополняющих организационно-правовых форм:

А) Общий (неспециализированный) контроль , включающий в себя контроль специальной службы (Минфин), а также взаимодействие с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации;

Б) Банковский валютный контроль – направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации;

В) Таможенный валютный контроль , объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу ТС.

Органы валютного контроля - это

Центральный банк Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

В комплексе услуг вэд паспорт сделки – это базовый документ валютного контроля. Паспорт сделки оформляется экспортером товаров – резидентом страны в банке. Паспорт сделки содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого валютного контроля. Форма стандартизации данных – изложение их соответствующим образом и делает паспорт сделки ключевым документом в комплексе услуг по вэд в целом.



Как существенный в комплексе услуг по ВЭД документ, паспорт сделки определяет и успех внешнеэкономической деятельности компаний в неё включенных. Паспорт сделки должен отразить необходимость и наличие доверительного управления активами компаний. Поскольку по каждому заключенному экспортному валютному контракту оформляется один паспорт сделки, то экспортер представляет паспорт сделки в банк, в котором у него открыт транзитный валютный счет. Паспорт сделки является гарантом счёта, на который должна поступать валютная выручка, Через паспорт сделки оригинал или нотариально заверенная копия контракта предусматривает особенности и нюансы валютного контроля вэд.

Паспорт сделки помогает избежать сложности управления, если компании – участники вэд включают ряд открытых паевых фондов. Их инвестиции через паспорт сделки будут сочетаться с вкладами закрытых фондов недвижимости, и средств частных и институциональных инвесторов. Таким образом паспорт сделки станет документом валютного контроля вэд связанной с перемещением инвестиций через различного рода экономические зоны. Если необходимо добиться того, чтобы вэд компаний была успешной длительное время, паспорт сделки должен быть принят банком как контракт на расчетное обслуживание и выразить свое согласие письменно – через паспорт сделки.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Валютное регулирование указанной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:

Операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:

Право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;

Право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

Право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

Обязанность продажи 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

  • 1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
  • 2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;
  • 3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

  • а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • в) осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:

  • а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9 “а” Закона).

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).

Операции с иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового режима операций резидентентов т иностранной валютой являются:

  • 1. Ввоз, перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.
  • 2. Вся иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.
  • 3. Запрещение реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67).
  • 4. Обязательная продажа части валютной выручки. Основным правовым актом, установившим такой порядок, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валют ной выручки и взимания экспортных пошлин”. Указ установил обязанность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, продажи через уполномоченные банки по рыночному валки ному курсу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

Валютное регулирование касается также операций с национальной валютой. Законодательством установлено, что вывоз и пересылка из России, а также ввоз в ее пределы национальной валюты осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании).

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов валютного контроля. Эта система подразделяется на органы валютного контроля и их агентов. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля отнесены ЦБ РФ и Правительство России, а агентами валютного контроля, как указывается в п. 3 этой же статьи, являются организации, на которые законодательством могут возлагаться функции валютного контроля.

В частности, в качестве агентов выступают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ (п. 4 ст. 11 закона).

Для реализации функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган -- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В соответствии с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов по валютному контролю.

Функции контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также таможенные органы.

В целях защиты государственных интересов по укреплении экономики принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на обеспечение репатриации валютной выручки полученной от экспорта.

Экспортеры тоже несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в Таможенном кодексе.

За сокрытие валютной выручки экспортеры в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 отвечают в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или ее рублевом эквиваленте. Никакие ходатайства об освобождении от уплаты штрафов за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках не рассматриваются.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

л. г. ЧУВАХИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры фондовых рынков E-mail: l-econom@mail. ru Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена исследованию роли валютного регулирования в системе внешнеэкономической деятельности России. Важнейшим направлением валютного регулирования является валютный контроль за экспортными и импортными операциями. Главная его цель - противодействие утечке капитала из страны.

Ключевые слова: внешнеторговый, деятельность, валютный, регулирование, контроль, экспорт, импорт, утечка, капитал.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер и инструментов государственного воздействия, направленную на развитие торговых отношений с другими странами, на стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, на организацию контроля за движением товарных потоков. Важной составной частью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является валютное регулирование.

Будучи средством реализации валютной политики, валютное регулирование осуществляется путем установления правил, регулирующих порядок выпуска в обращение, изъятия из обращения национальной валюты, обмена валют, совершения платежей и иных операций в иностранной валюте, установления порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» . Согласно закону органами валютного регулирования в

России являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство РФ. В пределах своей компетенции они издают акты организации валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 173-Ф3). На них возложено осуществление регламентации порядка проведения валютных операций, установление единых форм учета и отчетности по ним.

К основным методам валютного регулирования в России относятся:

Требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (п. 3. ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3);

Лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензии на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование репатриации, то есть обязательного перевода через границы экспортной выручки (ст. 19 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20 Федерального закона № 173-Ф3).

Главной задачей валютного регулирования в условиях кризиса выступает защита национальной валюты, которая может быть обеспечена:

Контролем за международными текущими платежами;

Порядком ввоза и вывоза капитала;

Контролем за денежными операциями нерези -дентов внутри страны;

Формированием государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства;

Ограничением масштабов утечки капитала из страны.

Сегодня экономика России сталкивается с проявлением новой функции валютного регулирования, связанной с политикой поддержания курса национальной валюты на определенном уровне. Так, курс на укрепление рубля заставляет отечественных производителей обратить внимание на повышение конкурентоспособности продукции. И напротив, снижение курса рубля открывает возможности выхода на внешний рынок для отечественных производителей.

Регулируют курс национальной валюты проводимые Банком России операции по покупке и продаже иностранных валют за национальную. Например, при покупке девизов их номинальный курс в национальной валюте повышается. И наоборот, курс девизов снижается при их продажах. Изменяя предложение национальных валют, Центральный банк РФ обеспечивает устойчивое значение курса иностранных валют, или внешнюю стабильность. В то же время, регулируя темпы эмиссии или рестрикции национальной валюты, он обеспечивает устойчиво низкую инфляцию, или внутреннюю стабильность.

Государство использует два способа валютного регулирования: административный и экономический. Первый реализуется через инструменты валютных ограничений, второй - посредством изменения количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию; привлечения международных кредитов и займов; проведения валютных интервенций.

Главным инструментом валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль - это комплекс мер, направленных на соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок проведения валютных операций.

Валютный контроль может быть как последующим, то есть проводиться путем проверок соблюдения порядка совершения валютных операций после их проведения, так и предварительным, направленным на недопущение проведения операций в нарушение установленного порядка.

Целью валютного контроля является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутрен-

него валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества» .

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля (ст. 22 п. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). При этом субъекты каждого уровня имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Первый уровень образуют органы валютного контроля. К ним относятся Центральный банк РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 198, в качестве федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. На Росфиннадзор «возлагаются полномочия по осуществлению контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений» .

В рамках реализации полномочий по валютному контролю территориальными управлениями Росфиннадзора в 2009 г. проведено свыше 34 тыс. проверочных мероприятий по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что в два раза превышает аналогичный показатель за 2008 г. . Основными выявленными нарушениями за 2009 г. являются нарушения единых правил офор-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

мления паспортов сделок; невозврат авансовых платежей при импорте; незачисление валютной выручки при экспорте.

Второй уровень представляют агенты валютного контроля. Согласно ст. 22 п. 3 Федерального закона № 173-Ф3 агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Агенты валютного контроля имеют право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Все органы и агенты валютного контроля в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять Росфиннадзору информацию о валютных операциях в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации». Согласно этому постановлению, территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, территориальные органы Федеральной налоговой службы, территориальные органы Федеральной таможенной службы, уполномоченные банки (их филиалы), филиалы государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» представляют по запросу в Росфиннадзор (его территориальный орган) в пределах своей компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. К числу документов, касающихся экспортно-импортных операций, в первую очередь, относятся: паспорт сделки, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ российской и иностранных валют.

Валютным законодательством предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного зако-

нодательства лицом, осуществляющим валютные операции, передают данную информацию органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу.

При осуществлении валютного контроля и при наличии информации о нарушениях уполномоченные банки «передают информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка» в виде электронного сообщения для последующей передачи органу валютного контроля. Информация о нарушениях направляется в Центр информационных технологий Банка России для последующей передачи в Росфиннадзор . В соответствии с действующим законодательством только он обладает правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Между тем в большинстве случаев банки отказывают Росфиннадзору и налоговым органам в предоставлении необходимой информации, связанной с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, ссылаясь на банковскую тайну. В условиях непрекращающегося оттока капитала из страны, нежелания вкладывать средства в отечественную экономику становится понятной позиция Министерства финансов РФ, предложившего в 2010 г. внести поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле». Предлагается дать возможность доступа к банковской тайне налоговикам, таможенникам и Росфиннадзору в пределах валютного контроля. При этом планируется, что обмен информацией будет двусторонним: банки тоже получат возможность подавать свои запросы в федеральные налоговую и таможенную службы. Координацию обмена информацией между банками и ведомствами предлагается возложить на Центральный банк РФ .

В 2008 г. чистый вывоз капитала из России составил 276 млрд долл. США - рекордный уровень за последние годы. И хотя в 2009 г. чистый отток капитала сократился более чем в два раза до 114 млрд долл., процесс утечки капитала продолжается. Только в I квартале 2010 г. чистый отток капитала из России составил почти 26 млрд долл. против 24,8 млрд за 2000 г. в целом .

Наиболее благоприятными с точки зрения показателя чистого притока капитала в Россию были 2006 и 2007 гг., соответственно - 82,8 и 163,4 млрд долл. . К сожалению, в большей степени

приток денег в страну был обеспечен поступлением привлекаемых российскими компаниями займов и кредитов, нежели заметным сокращением утечки капитала из страны. Между тем финансовые избытки и возросшие золотовалютные резервы позволяли надеяться на то, что существующий уровень утечки капитала не представляет финансового риска в ближайшем будущем. Этим во многом объясняется переход к упрощению порядка совершения валютных операций, уменьшению контроля со стороны государства.

Начавшийся с 2006 г. активный процесс перехода к либерализации валютного регулирования, предоставления больших свобод участникам внешнеэкономической деятельности был обусловлен, с одной стороны, желанием привести валютное законодательство России в соответствие с нормами и правилам ВТО в условиях подготовки к вступлению в международную организацию; с другой - относительно стабильной ситуацией в экономике страны, вызванной ростом цен на нефть, притоком валютных средств от реализации топливно-энергетических ресурсов.

С 1 июля 2006 г. были сняты ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменены требования об обязательном использовании специальных счетов , а с 27 июля 2006 г. - о резервировании денежных средств при проведении отдельных видов валютных операций .

После отмены специального счета стало возможным использовать для расчетов за внутренние и внешние ценные бумаги, как и для предоставления резидентам и получения ими займов и кредитов, счета, открытые в том числе и в иностранных банках. Это означает, что рассчитываться между собой по валютным операциям российские фирмы и иностранные компании могут в любой валюте.

Отмена резервирования привела к высвобождению денежных средств, которые каждое лицо, совершавшее валютную операцию, должно было исключать из оборота с целью помещения в резерв. В разных случаях размер сумм обязательного резервирования составлял от 20 до 100 % суммы валютной операции на срок от 60 дней до двух лет . Зарезервированные денежные средства не приносили участнику валютной операции никакого дохода, поскольку на зачисленную на счет сумму проценты не начислялись.

Центральный банк РФ больше не регулирует операций по движению капитала. Резиденты имеют право без ограничений открывать счета в иност-

ранной валюте в банках за пределами России. До 1 января 2007 г., открывая счет за рубежом в странах - членах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Группы ФАТФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), фирма-резидент должна была уведомлять об этом событии налоговую инспекцию. Если компания открывала счет в стране, не входящей в ФАТФ и ОЭСР, нужно было проводить предварительную регистрацию открываемого счета в налоговом органе по месту регистрации резидента.

С 1 января 2007 г. уведомительный порядок регистрации счетов в иностранных банках, установленный для открытия счетов на территории стран ОЭСР или ФАТФ, распространяется и на счета, открываемые на территории всех остальных государств. Безусловно, это предоставляет российским физическим и юридическим лицам больше свободы при планировании трансграничных перемещений денежных средств. Открытие счетов осуществляется без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать их.

В то же время не произошло изменений в порядке ведения расчетов в валюте между резидентами на российской территории. Российские фирмы не могут приобретать валюту, минуя уполномоченные банки (ст. 11 № 173-ФЗ). Сохранен безналичный порядок проведения расчетов в валюте (ст. 9 № 173-ФЗ).

Сохраняется право банков требовать от клиентов подтверждающие документы при совершении валютных операций. Это документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с нее.

С 1 января 2007 г. Банк России отменил требование об обязательной продаже валютной выручки. Нормы обязательной продажи части валютной выручки и предельный срок продажи валюты менялись в зависимости от экономической ситуации в стране. Так, с 1 января 1999 г. эти показатели были равны соответственно 75 % и семь дней; с 10 августа 2001 г. - 50 % и семь дней; с 9 июля 2003 г. - 25 % и семь дней; с 16 декабря 2004 г. по 6 мая 2006 г. - 10 % и семь дней . Согласно указанию Центробанка от 29 марта 2006 г. № 1676-У, доля продажи валютной выручки с 6 мая 2006 г. оставалась на нулевом уровне до 1 января 2007 г. Это был период адаптации финансовой системы России к либеральным правилам валютного регулирования.

С 1 января 2007 г. ст. 21 Федерального закона о валютном регулировании утратила силу. То есть органы валютного контроля больше не могут ус-

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

танавливать требования для резидентов об обязательной продаже валютной выручки.

Несмотря на отмену обязательной продажи валютной выручки от экспорта, сохранилось требование о репатриации экспортной выручки. Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Следовательно, правовая обязанность по репатриации иностранной и российской валюты установлена для резидентов по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства . Экспортеры ускоряют перевод вырученной иностранной валюты в свою страну, как правило, в ожидании ревальвации, то есть повышения курса национальной валюты своей страны. И наоборот, в случае возможной девальвации, то есть обесценения своей национальной валюты, репатриация выручки замедляется, что негативно сказывается на платежном балансе страны.

При экспорте валютная выручка поступает на транзитный валютный счет. При ее поступлении банк уведомляет клиента, которому принадлежит счет, о поступлении выручки. Клиент банка, в свою очередь, должен представить в семидневный срок (с даты зачисления выручки) в банк справку о валютных операциях, а также подтверждающие документы (например, грузовую таможенную декларацию, накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ и др.), являющиеся основанием для проведения валютных операций. Иностранная валюта, зачисленная на транзитный валютный счет клиента, может быть использована им только

после осуществления процедуры идентификации поступившей суммы с представленными в банк обосновывающими документами .

После того, как клиент предоставит необходимые документы, банк зачисляет поступившую сумму на текущий валютный счет клиента, который в дальнейшем используется на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2009 г. таможенные пошлины, налоги, денежный залог в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации .

Либерализация валютного регулирования не сняла с повестки дня проблемы валютного контроля при осуществлении операций по обслуживанию внешнеторгового оборота страны. Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ к числу наиболее важных объектов валютного контроля относят: поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами; обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.

Главной задачей валютного контроля за экспортными операциями является обеспечение поступления выручки за экспортированный товар на счет экспортера в уполномоченном банке в полном объеме и в установленные сроки. Зачисление выручки на счет экспортера за рубежом возможно только при наличии соответствующего разрешения Банка России.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями построен на взаимодействии трех участников: экспортера; уполномоченного банка и таможенного органа - агентов валютного контроля.

Осуществление валютного контроля начинается с оформления паспорта сделки - документа, требуемого для контроля за исполнением сделки, за соблюдением валютного законодательства при ее исполнении, а также для целей учета и отчетности по валютным операциям. По каждому контракту оформляется один паспорт сделки в одном банке,

если общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Экспортер оформляет паспорт сделки в двух экземплярах и представляет его в уполномоченный банк, который при отсутствии замечаний подписывает документ и помещает один его экземпляр в формируемое по данной сделке досье. Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям установил единые нормативные правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами .

Факт подписания паспорта сделки уполномоченным банком означает, что учреждение приняло данный контракт на расчетное обслуживание и изъявило согласие выполнять функции агента валютного контроля по сделке. Банк берет на себя обязательство по контролю за своевременным выполнением контракта и поступлением валютных средств на счета экспортера.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность за зачисление на валютный счет экспортера в уполномоченном банке выручки в полном объеме и в указанные сроки от даты отгрузки товара, которые прописаны в контракте.

Таможенный орган принимает груз к оформлению на экспорт только при представлении экспортером заверенной им копии паспорта сделки. Таможенный орган проверяет на соответствие друг другу сведения, содержащиеся в паспорте сделки, грузовой таможенной декларации, контракте и других имеющихся в распоряжении таможенного органа документах. При отсутствии замечаний со стороны таможенного органа производится таможенное оформление груза. На следующем этапе сопоставляется и анализируется информация о фактически поступивших денежных средствах, выявляются нарушения валютного законодательства.

Документом, формируемым в электронной форме, является ведомость банковского контроля. Банк в течение пяти дней после подписания паспорта сделки формирует его электронную копию и на ее основании - ведомость банковского контроля, предусмотренную Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П. Это сводный документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по внешнеторговому контракту.

После завершения таможенного оформления товаров экспортер снимает копию грузовой тамо-

женной декларации и заверяет ее у должностного лица таможенного органа. В течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров экспортер обязан представить в банк заверенную копию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости валютного контроля. Банк проверяет соответствие сведений в оригинале или копии декларации. После чего оригинал возвращается экспортеру, а копия остается в банке.

Следующим элементом валютного контроля за экспортом товаров была бы обязательная продажа экспортером части валютной выручки через уполномоченный банк, но с 1 января 2007 г. данная мера отменена.

При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров экспортер представляет в банк при поступлении иностранной валюты распоряжение о списании средств с транзитного счета, а также справку о валютной операции в течение семи рабочих дней с даты поступления средств. При поступлении рублей предоставляется справка о поступлении валюты Российской Федерации в сроки, установленные Банком России.

Экспортная валютная выручка, поступившая на транзитные валютные счета российских посреднических внешнеторговых организаций в пользу их контрагентов-нерезидентов, перечисляется в пользу последних за вычетом комиссионного вознаграждения российских посредников без обязательной продажи ее части. Суммы в иностранной валюте, поступившие от российских юридических лиц на валютные счета российских посредников для дальнейших перечислений в оплату импортных контрактов, также не подлежат обязательной продаже.

Валютный контроль за импортными операциями также основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об импортируемом товаре, в частности о его стоимости, дате пересечения таможенной границы России, со сведениями уполномоченных банков о размере валютных средств, перечисленных в оплату импортируемого товара, о дате их отправки.

Импортеры, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалента сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить возврат валюты в сроки, установленные в контракте. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке, в котором открыт текущий

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

валютный счет импортера и который по поручению импортера осуществляет расчеты за импортируемые по данной сделке товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Так же, как и при экспорте, процедура валютного контроля по импорту товаров начинается с оформления паспорта импортной сделки совместно с импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера, другой возвращается импортеру. Только при наличии подписанного паспорта импортной сделки Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты импортируемых товаров.

При таможенном оформлении груза импортер обязан представить таможенному органу заверенную копию внешнеторгового контракта, оригинал грузовой таможенной декларации, заверенную копию паспорта сделки и в случае необходимости - лицензию Центрального банка РФ. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта. При наличии расхождений или отсутствии паспорта импортной сделки товары выпуску не подлежат. Оплата импортируемых товаров возможна как до таможенного оформления, так и после него.

Итак, анализ механизма валютного контроля за экспортом и импортом товаров позволяет сделать вывод, что в целях реализации государственного контроля за валютными операциями на экспортеров как участников внешнеторговой деятельности налагается ряд дополнительных обязанностей, соблюдение которых является непременной предпосылкой валютной операции, без выполнения которых невозможно осуществление самой сделки. Дополнительные обязанности возложены и на уполномоченные банки, которые являются коммерческими организациями и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями является важнейшим направлением валютного регулирования внешнеторговой деятельности в России в целях противодействия утечки капитала из страны, представляющей определенную угрозу экономической безопасности государства.

Утечка капитала сокращает внутренние инвестиционные ресурсы, создает искусственный спрос на зарубежные кредиты, ухудшает показатели

платежного баланса, затрудняет обслуживание внешнего долга.

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.

Отток валютной выручки при осуществлении экспортно-импортных операций представляет собой реальную угрозу для развития экономики России. Более трети ВВП России формируется во внешней торговле, что существенно выше, чем у большинства стран мира. Примерно одна треть российских предприятий критически зависимы от экспорта, более 25-30 % из продукции идет на экспорт .

Существуют экономические и политические причины утечки капитала из России. К их числу можно отнести желание скрыть доходы от налогообложения, направить средства в более развитую экономику других стран, где можно извлечь более высокую прибыль при меньших рисках; сберечь капитал на случай кризиса.

Не стоит думать, что весь вывозимый из России капитал скапливается за границей. Определенная его часть, вывезенная как по легальным, так и по нелегальным или полулегальным каналам, возвращается в Россию, но уже в качестве иностранного (в виде иностранных инвестиций), а не национального капитала.

Полулегальный вывоз капитала, так называемый серый экспорт, широко распространен во внешнеторговой сфере. Речь идет о вывозе капитала, замаскированного под текущие операции: занижение цены при экспорте и завышение - при импорте товаров, реальная стоимость которых не соответствует перечисленным средствам. Зарубежными контрагентами в сделках с российскими экспортерами, в частности сырьевых товаров, нередко выступают офшорные компании, которые зачастую устанавливают контрактные цены ниже биржевых.

В большинстве случаев речь идет о сознательном занижении цен с целью оседания разницы между контрактной и реальной рыночной ценой на товар на зарубежных счетах российских экспортеров. Серьезным каналом нелегального вывоза капитала является перевод иностранной валюты за рубеж в качестве предоплаты по импортным операциям при отсутствии фактического импорта товаров и услуг.

В условиях сегодняшней России утечка капитала ведет к сдерживанию экономического развития, к ослаблению финансовой безопасности страны, испытывающей острый дефицит инвестиционных ресурсов.

Ограничению утечки финансовых ресурсов будет способствовать принятие пакета конкретных законодательных мер. Речь может идти об усилении таможенного контроля, изменениях в налогообложении, о создании действенной системы контроля за деятельностью уполномоченных банков. Выполняя функции агентов валютного контроля, они нередко на практике отстаивают в большей степени собственные коммерческие интересы, нежели государственные.

Сокращение оттока капитала - это один из важнейших показателей результативности государственной экономической политики. Сегодня уже ясно, что без создания системы регулирования оттока капитала, выработки механизма управления данным процессом решение проблемы предотвращения бегства капитала из страны в ближайшее время представляется маловероятным.

Список литературы

1. Валова С. П. Юбилей службы Росфиннадзо-ра. Несколько слов о работе за первые пять лет // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. № 9.

2. Исламов Г. Д. Валютное регулирование и валютный контроль в системе внешнеторговой деятельности России: под ред. В. Ю. Преснякова. М.: Научная книга, 2006.

3. Кукол Елена. Оглашение банковской тайны // Российская газета. 27.04. 2010. № 5168 (89).

4. Логинов П. Б. Требования валютного контроля при совершении операций с нерезидентами // Налоговый вестник. 2010. № 2.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 № 150-ФЗ).

6. О внесении изменений в Таможенный кодекс: Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ.

7. О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»: указание ЦБ РФ от 12.08.2008 №2052-У.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»: Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-Ф3.

9. О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования: положение ЦБ РФ № 308-П от 20.07.2007 (ред. от 23.07.2009).

10. О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций: инструкция ЦБ РФ от 01.06.2004 № 114-И.

11. О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России: указание ЦБ РФ от 29.05.2006 № 1688-У.

12. Талалаева И. В. Ввоз наличной валюты: последствия несоблюдения правил. URL:http://www. bankir. ru.

13. Чувахина Л. Г. Система регулирования внешней торговли России // Актуальные проблемы экономики, культуры и права: м-лы IV межвузовской научно-практической конф. Москва, 25 февраля 2009 г. М.: РУДН, 2009.

14. URL:http://www. rosfinnadzor. ru.

15. URL:http://www. vedomosti. ru/finance.

^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

32 ^ проблемы и решения

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об