Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран. Отраслевая и территориальная структура хозяйства

Лекция: Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России


Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России обусловлены историческими этапами развития страны, а также переходом от социалистического ведения хозяйства к рыночной экономике. Этот переход означает перенацеливание хозяйства страны на нужды потребителя. Хозяйственный комплекс России представлен отраслевой и территориальной структурой. В настоящее время отраслевая структура сменяется межотраслевой, так как усложняются и усиливаются связи между различными отраслями.

Отраслевая структура

К отраслевой структуре относят производственную и непроизводственную сферу. Производственная сфера состоит из отраслей, которые создают и доставляют материальные блага. Непроизводственная сфера имеют классификацию отличную от классификации МВФ. Она включает:

    здравоохранение,

    социальное обеспечение,

    культуру,

    образование и науку,

    финансовую область,

    страхование и управленческий аппарат,

В экономике выделяют сферы:

    первичную, которая включает добывающую и перерабатывающую отрасли;

    вторичную – обрабатывающие производства;

    к третичной относится сфера услуг;

    четвертичная представлена наукой и сферой управления.

Для экономики нашей страны характерно преобладание первичной сферы и ВПК. Наша страна богата природными ресурсами. Поэтому на протяжении длительного времени экономика развивалась как источник сырья для других стран. Сырьё поставлялось в дружественные социалистические страны Восточной Европы и по очень низким ценам. Вера в неисчерпаемость богатств страны, не вела к прогрессивному развитию экономики. В Советские годы уделялось большое внимание науке, образованию и транспортной отрасли.

В производственной сфере быстрыми темпами развивается торговля и общественное питание.

Отраслевая структура представлена двумя потоками отраслей:

    природно-ресурсный и

    научно-информационный.

Два потока связывает и пронизывает коммуникационная система. Доля промышленности в России составляет 22%, 17% - торговля и общественное питание, сельское и лесное хозяйство составляет 11%, строительство, транспорт и связь по 8%. В непроизводственной сфере лидирует образование, культура и искусство -9%. Далее, по уровню развития, идут здравоохранение, управление и финансы по 6%. Наука на последнем месте, всего 2 %.

ВПК, металлургия и топливно-энергетический комплекс - отрасли, определяющие место страны в МРТ.

Территориальная структура

Территориальная структура предполагает разделение хозяйства по территориальным образованиям. Выделяют территориальные образования трех уровней: макро-, мезо -, микроуровень. К макроуровневым образованиям относят зоны (Западная и Восточная) и экономические районы (11 районов). Области, края и республики относятся к мезоуровневым образованиям. Микроуровень – это административный район, промышленный центр.

Западная экономическая зона занимает ведущее положение в хозяйстве страны, так как здесь сосредоточены предприятия промышленности и основные трудовые ресурсы. Эта территория наиболее благоприятна в географическом отношении для обеспечения связей со странами Европы. Ресурсные богатства нашей территории расположены в Восточной зоне. Экономические районы выделяют по принципу специализации района. Определить отрасль специализации можно, разделив долю продукции района в производстве страны на долю населения района от общего числа населения страны. Если в результате получим показатель 1 или выше 1, то данная отрасль будет являться отраслью специализации района. Эта отрасль является ведущей, но не единственной. Как правило, в районах формируются другие отрасли, инфраструктура, вспомогательные отрасли, НИИ.

На географию размещение отраслей по территориальному признаку оказывает влияние показатель эффективности и рентабельности размещения. Эти показатели определяют разницу между уровнем затрат и прибылью получаемой от реализации продукции. При размещении производства учитываются разнообразные факторы: наличие сырья, транспортной системы, трудовых ресурсов, водных объектов, близость потребителя.

Современное хозяйство России насчитывает 11 отраслей и 134 подотрасли. В последнее время отрасли экономики переплетаются, и между ними устанавливается взаимосвязь и взаимозависимость. Любое современное производство не может обойтись без научного подхода. Научные разработки оптимизируют производство, повышают его эффективность.

Экономика нашей страны нуждается в реструктуризации и перенаправлении отраслей на развитие инфраструктуры.




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Территориальная структура хозяйства - одно из ключевых понятий региональной экономики и экономической географии. Согласно Э. Б. Алаеву, территориальная структура хозяйства - это совокупность связей между такими элементами, где обязательное условие реализации связей - преодоление пространства (геопространства), а один из резервов оптимизации связей кроется в сокращении пространственных затрат энергии 1 .

Советский экономикогеограф Исаак Моисеевич Майергойз (1908-1975), во второй половине XX в. заложивший основы учения о территориальной структуре хозяйства, определял ее следующим образом.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом в процессе развития и функционирования народнохозяйственной системы .

ТСХ выступает основой территориальной организации хозяйства на всех ступенях пространственной иерархии - от локального до мирового. При этом на всех уровнях ТСХ представляет собой пространственную целостность. Территориальная структура - основа общей территориальной организации хозяйства региона.

Компонентами территориальной структуры служат территориальные структурные звенья - устойчивые экономико-географические образования, характеризующиеся размерностью, конфигурацией, плотностью и взаимным расположением внутренних структурных элементов. Этими элементами могут выступать экономические зоны, районы, подрайоны, хозяйственные узлы и элементарные составляющие ТСХ - экономические центры (например, город) и пункты (конкретное предприятие). Каждый компонент ТСХ региона выполняет определенные функции в развитии его территории.

В XX в. ТСХ мирового хозяйства, стран и регионов стала одним из ключевых объектов региональных исследований. Среди зарубежных, следует назвать, прежде всего, ставшие классическими труды В. Кристаллера, А. Лёша, А. Вебера. Одним из главных методов анализа ТСХ стало моделирование. Например, на основе математического моделирования, В. Кристаллером была сформулирована теория центральных мест (см. параграф 3.1).

Согласно теории В. Кристаллера, в рыночной среде существует выраженная пространственная закономерность расположения населенных пунктов (экономических центров) вокруг поселений более высокого иерархического уровня. Она объясняет, почему товары и услуги первой необходимости производятся в каждом населенном пункте, другие (одежда, ремонтные мастерские и др.) - в поселениях среднего уровня, а эксклюзивные товары, например, предметы роскоши - только в крупных центрах.

Наиболее наглядно теорию центральных мест можно на примере стран и регионов с относительно зрелой ТСХ. Зрелая ТСХ - значит сложная, полицентрическая (в отличие от менее зрелых и более простых - «одноядерных»), со сформировавшейся системой и иерархией населенных пунктов. В. Кристаллер выделял три, четыре и семь уровней иерархии.

А. Вебер заложил основы факторного анализа ТСХ. В 1909 г. была опубликована его работа «Чистая теория размещения промышленности», развивающая идеи штандортной теории размещения сельскохозяйственного производства И. фон Тюнена. Рассматривая размещение предприятия по отношению к основным факторам производства с целью минимизации издержек, А. Вебер ввел понятие «изодапана» - линия равных издержек отклонения от оптимального положения предприятия. В качестве факторов, влияющих на размещение предприятия, А. Вебер рассматривал стоимость топливных ресурсов, сырья, рабочей силы и транспортные издержки на их взаимоперемещение.

Модель А. Вебера была подвергнута критике А. Лёшем. Опираясь на модели В. Кристаллера, А. Лёш сформулировал теорию пространственного экономического равновесия, которая позволяет анализировать закономерности и находить пути оптимизации пространственной организации хозяйства на региональном уровне в зрелой рыночной среде.

Согласно А. Веберу, ТСХ более инертна, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Идеи А. Вебера и А. Лёша получили развитие в трудах отечественного эко- номикогеографа Бориса Николаевича Зимина (1929-1995), который считал, что на практике нет конфликта между идеями этими идеями и что они являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими 1 .

Инерционность ТСХ необходимо учитывать при формировании территориальной политики и организации управления хозяйством на региональном уровне, особенно в староосвоенных регионах .

Одним из главных факторов инерционности ТСХ региона выступает наличие в нем исторически сложившегося территориального каркаса, о котором писал еще в 1950-е гг. Н. Н. Баранский. Согласно Н. Н. Баранскому, территориальный каркас - это остов, на котором все держится, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию . Впоследствии концепцию территориального каркаса развил Г. М. Лаппо (рис. 7.2).

Территориальный каркас стран и регионов формируют, прежде всего, города и инфраструктура (транспортная, информационная и др.).

Рис. 7.2.

  • 1 - производственно-территориальная структура; 2 - инфраструктура;
  • 3 - территориальная структура непроизводственной сферы; 4 - территориальная структура природных ресурсов; 5 - расселение; 6 - опорный каркас

Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев выделили параметры, количественно описывающие ТСХ регионов:

  • степень хозяйственной освоенности территории;
  • территориальная концентрация производства и населения;
  • локализация производства или отдельных видов в регионе и др.

Различаются три основных вида размещения предприятий по территории региона:

  • дисперсное - отдельными объектами;
  • узловое - группами, причем взаимодействие между предприятиями из разных групп затруднено или невозможно;
  • линейное - предприятия располагаются вдоль естественных или искусственных преград (рек, автомагистралей и т.п.).

Возвращаясь к инерционности ТСХ, она отнюдь не означает, что это застывшая структура. Современные исследования рассматривают ТСХ как динамичную пространственно-временную систему. Интерес к изменениям в ТСХ России и регионов РФ особенно возрос в период общесистемных экономических рыночных трансформаций. Например, О. И. Корсак в исследовании, посвященном ТСХ Смоленской области, выделяет следующие типы внутрирегиональных трансформационных зон:

  • 1. «Зоны позитивной трансформации» («Смоленско-Московская зона» и «Рославльская зона»),
  • 2. «Зоны нейтральной трансформации» («Смоленско-Белорусская приграничная зона», «Вазузская зона» и «Угранская зона»).
  • 3. «Зоны негативной трансформации» («Демидовско-Новодугинская аграрная зона» и «Ельнинская аграрная зона»).

Экономическая и социальная оптимизация трансформационных процессов в ТСХ регионов - одна из функций государства и важных задач региональной политики и регионального управления. За 1990-2000-с гг. в России накоплен определенный опыт регулирования трансформаций ТСХ регионов, однако говорить о налаженной эффективной политике и управлении в этой сфере пока не приходится.

Я считаю, что понимание территориального принципа разделения хозяйства, может прийти, только когда лично увидишь, как устроены различные комплексы. Мне довелось довольно-таки много поездить по стране и узреть все воочию. И для себя я сделал вывод, что территориальность хозяйства в РФ ассиметрична.

Территориальное хозяйство в России

Его ассиметрия заключается в том, что западная часть РФ более загружена хозяйственными предприятиями, в отличие от восточной. Для самого же принципа территориальности желательно равномерно размещать предприятия по всей территории государства, но это получается далеко не всегда. Деление хозяйства в РФ происходит по пространственному признаку, где оно поделено на зоны разной величины, которые называются таксонами. По своим размерам таксоны поделены на:

  • макроуровненые (масштаб страны);
  • мезоуровневые (масштаб областной или краевой);
  • микроуровневые (административный район или промышленная агломерация).

К таксонам относятся и целые географические территории, и территории, занимаемые предприятиями, зависящими друг от друга. К таксонам первого вида можно отнести экономические районы РФ (11 единиц), а ко вторым - экономические агломерации (промышленные районы).


Агломерации не ограничены одним экономическим районом. К примеру, предприятие, находящееся в одном субъекте, получает сырье из соседнего, и тем самым они образуют агломеративный таксон.

Специальные экономические зоны в территориальном хозяйстве

Такое название применимо к таксонам, где интенсивно участвует иностранный капитал. Там создаются облегченные финансово-экономические условия, привлекающие инвесторов. К таким условиям можно отнести:

  • действие на территории таксона низких таможенных пошлин;
  • целенаправленное выделение огромных площадей для хранения и складирования грузов;
  • установление специальных цен для покупателей (зоны свободной торговли).

Сами специальные экономические зоны в РФ развиты слабо. Всего их насчитывается 12 штук, но большинство из них существуют формально.

Современное мировое хозяйство имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства.

Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами.

Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%).

При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров:

  • Северная Америка (США) - 22,5 %
  • Зарубежная Европа - 20,0 %
  • Китай - 10,1 %
  • НИС (Юго-Восточная Азия) - 7,5 %
  • Япония - 7,2 %
  • СНГ - 4,1 %
  • Индия - 4,1 %
  • Бразилия - 2,3 %
  • Юго-Западная Азия (Персидский залив) - 2,0 %
  • Мексика - 1,8 %

Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили Японию и СНГ.

Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией.

Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна.

В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов:

  • высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.
  • старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими;
  • отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией;
  • районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами.

В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством.

Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей.

Территориальная структура современного мирового хозяйства википедия
Поиск по сайту:

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) – совокупность определённым образом взаимно расположенных и взаимодействующих элементов хозяйства в пределах определённой территории. К основным элементам территориальной структуры хозяйства относят: промышленные узлы, промышленные центры и районы, сельскохозяйственные районы, экономические районы и экономические зоны, транспортные узлы и магистрали, другие объекты инфраструктуры, городские агломерации. Эти элементы хозяйства находятся в сложном взаимодействии и определяют «географический рисунок» любой территории. Иными словами, при исследовании ТСХ рассматриваются главные черты хозяйственной дифференциации территории. Игровые автоматы вулкан колобок: ошеломляющий интерес для повышения интереса к жизни.

Выделяют три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием экономических зон, районов, подрайонов; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно-сетеузловую структуру, охватывающую, прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Различают каркасную и очаговую территориальную структуру хозяйства. Каркасная ТСХ характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем «зрелости» производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории. Очаговая ТСХ присуща для менее развитых стран и малоосвоенных районов.

В ходе экономического развития изменяется не только отраслевая, но и территориальная структура хозяйства, его размещение со временем приобретает новые черты. Хотя, территориальная структура хозяйства обладает таким свойством как инерционность. Действительно, изменения в территориальной структуре хозяйства обычно происходят медленнее, чем в отраслевой структуре. Это объясняется тем, что промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, населенные пункты, транспортные магистрали всегда «привязаны» к определенной территории и переместить их на другое место либо очень трудно, либо невозможно.

Представим себе изолированное государство, расположенное на однородной равнине. На аграрном и аграрно-индустриальном этапах развития гипотетического государства в его отраслевой структуре преобладает сельское хозяйство. Немногочисленные города являются центрами торговли, ремесла, межрайонного обмена, а вокруг размещаются сельскохозяйственные территории и огромные массивы неиспользуемых земель. Воздействие городов на экономическую жизнь незначительно. В этот период лишь начинает развиваться обрабатывающая промышленность, в первую очередь, снабжающая потребительский рынок.

На индустриальном этапе территориальная структура хозяйства усложняется. Возникает множество городов. Одни из них – центры переработки сельскохозяйственной продукции и обслуживания сельского населения, другие – центры ремесла и мануфактурного производства. Большое значение в производстве приобретают природные ресурсы (минеральные, лесные, водные и др.). Промышленные предприятия концентрируются вблизи источников сырья, топлива, энергии, а по мере того как растёт значение перевозок массовых грузов – и в удобных транспортных узлах. В местах сосредоточения промышленности формируются районы с относительно высокой плотностью населения. Производство и люди нуждаются в разнообразном обслуживании – развиваются транспорт и связь, хранение и вывоз готовой продукции, водоснабжение, образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание то есть инфраструктура. Происходит формирование сложного территориального комплекса, включающего материальное производство и инфраструктуру. Города все больше превращаются в «фокусы» экономической жизни территории. Рост численности населения приводит к расширению площади обрабатываемых земель и земель, вводимых в промышленный оборот. Площадь неиспользуемых земель быстро сокращается.

В постиндустриальный этап развития территории растёт число городов, не связанных с промышленным производством – курортов, учебных и научных центров. Из крупных городов вытесняются предприятия отраслей, загрязняющих окружающую среду (металлургия, химическая промышленность) или реконструируются.

Территориальная структура мирового хозяйства

С развитием новых технологий значение природных ресурсов в хозяйстве падает. Сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную и интенсивную отрасль («фабрики» мяса, молока, зерна), что ведёт к сокращению площади обрабатываемых земель. Продолжается развитие инфраструктуры, её объекты широко представлены не только в городах и вблизи них, но и в сельской местности.

Перейти на страницу: 12

Еще статьи

Современная демографическая ситуация в России. Региональные различия
В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, ученого-самоу …

Типология населенных пунктов городские и сельские поселения, их виды
Термин «расселение» характеризует исторический процесс заселения территории, распределение населения на территории и его пространственную организацию. Расселение следует за более динамично …

Динамика распределения земель города по землепользованиям
Вид землепользования Площадь, м2 Удельный вес, % Общая территория 10,6 тыс. 100 Селитебная зона 5,4 …

Анализ развития Тюменского региона

3. Отраслевая структура

По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области…

География черной металлургии

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Структуру черной металлургии определяет ряд разнородных производств, сильно отличающихся характером вырабатываемой в них продукции, техникой и технологией ее получения, направлением и пользования как в самой стране, так и за ее пределами…

Мировая химическая промышленность

1. Отраслевая структура химической промышленности

Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи-ческой химии)…

3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной…

Социально-экономический анализ развития Пермского края

2 Отраслевая структура народного хозяйства региона

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность…

Социально–экономическое развитие республики Башкортостан

2. Отраслевая структура республики Башкортостана

Башкортостан — одна из наиболее крупных и экономически развитых республик в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в хорошо заселенную и освоенную зону страны. По ее территории проходят важнейшие железнодорожные…

Территориальная организация населения и хозяйства экономического подрайона: Магаданская область

7.1 Отраслевая структура экономики

Больше всего добавленной стоимости в регионе образуется в области добычи полезных ископаемых (31,9 % в 2004 году и 31,7 % в 2005), за ней следует производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,2 % и 10,6 %), транспорт и связь (7,8 % и 10…

Отраслевая структура машиностроения

Так как машиностроение — это многоотраслевой комплекс, принято выделять 4 основных группы отраслей по функциональному назначению выпускаемой продукции (тяжелое машиностроение, среднее машиностроение…

Территориальная организация новейших отраслей промышленности

Отраслевая структура электронной промышленности

Электронные средства обработки информации —так часто обо-значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред-ства технического обеспечения (сами компьютеры…

Экономика Венгрии и ее социальное развитие

2.2 Отраслевая структура хозяйства, соотношение главных ее отраслей

Первичная сфера хозяйственной деятельности человека Топливно-энергетические ресурсы представлены в Венгрии месторождениями угля, природного газа и нефти. Общие геологические запасы угля оцениваются на сегодняшний день почти в 9 млрд. т…

Экономика Испании

3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ИСПАНИИ

Испания — индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы…

Экономико-географическая характеристика Свердловской области

2. Отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса

Экономико-географическая характеристика территории Польши

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Приоритетами экономической политики прибалтийских государств являются создание условий для перехода к рынку и полная интеграция экономики в западноевропейские экономические структуры…

Экономическая характеристика Турции

3. Экономика.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

В течении последних десятилетий экономика страны развивалась быстрыми темпами. Турция — индустриально-аграрная страна. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %…

2.2. Отраслевая структура экономики

В 2000 г. На сельское хозяйство, лесную промышленность и рыболовство приходилось 2%, промышленность и строительство — 36%, сферу услуг — 62% ВВП. Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2% ВВП)…

Территориальная структура хозяйства тсх

Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов , находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, этовысокоразвитые районы , отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".

Штат Калифорния в США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место.

Мировое хозяйство Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Калифорния — район сосредоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, этостаропромышленные районы , которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов — в Западной Европе.

В-третьих, этоаграрные районы , вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, эторайоны нового освоения , зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.

К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.

В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются.

В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень "зрелости" — насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Рисунок 3. Схема территориальной структуры хозяйства развивающихся стран.

Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, "фокуса" всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации . Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями".

"Две страны в одной стране" — это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
страница 1

скачать
Другие похожие работы.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об