Национальные модели рыночной экономики. Модели смешанной экономики

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:


в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

в развитии ВПК;

в финансировании НИОКР;

в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

обширным государственным сектором;

высокоразвитым крупным частным бизнесом;

укладами, оставшимися от раннего капитализма;

большим удельным весом малого бизнеса;

развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

Каждая страна выстраивает собственную систему национального хозяйства. Власти стараются делать экономику конкурентоспособной, выполнять социальные обязательства перед гражданами. Есть модели рыночной, смешанной экономики, есть и чисто командно-административные форматы вмешательства государства в хозяйственные процессы. Каковы особенности каждой из них? Насколько сильно различаются принципы экономического строительства в западных странах?

Какие есть модели экономики

Экономики стран мира работают в рамках различных моделей. Критериев, определяющих свойства каждой из них, достаточно много. В современной научной среде популярны два - преимущественная форма собственности на ресурсы, лежащие в основе экономического развития, и механизмы координации субъектов хозяйственной деятельности. Исходя из этих двух критериев, выделяют несколько групп моделей экономики. Перечислим их.

1. Модели командной экономики

Характеризуются преобладанием государственных на хозяйственные ресурсы. Деятельность основана на административно-командных директивах, издаваемых органами власти. Ключевые механизмы, определяющие то, что производить, как распределять и посредством каких каналов вести обмен, формирует государство. Командной считалась экономика СССР. Из числа существующих стран такой моделью обладает, по оценке ряда экспертов, Северная Корея.

2. Модели рыночной экономики

Характеризуются тем, что ресурсы в большей части представлены частной собственностью, есть свобода формирования цен. Государство не влияет на ключевые экономические процессы и не участвует активно в распределении каких-либо ресурсов.

Исследователи отмечают, что рыночная или командная модели в чистом виде сегодня встречаются достаточно редко. Так или иначе, государство вмешивается в дела бизнеса практически в любой стране, которая активно пропагандирует ценности свободного рынка. В свою очередь, даже в Северной Корее находится место хоть и нелегальному, но все же имеющему признаки частного бизнесу.

Модели смешанной экономики сегодня, как считают эксперты - самые распространенная в мире. Вопрос лишь в том, насколько велика и чем характеризуется роль государства в хозяйственной системе отдельно взятой страны. Кроме того, в ряде случаев большое значение имеет не столько степень вмешательства властей в дела бизнеса, сколько политический режим.

Что такое смешанная экономика

Прежде чем изучать модели в разных странах, изучим общие характеристики подобного рода хозяйственных систем. Основной критерий здесь - то, что роли государства и частного сектора в одинаковой степени важны. Кроме того, присутствуют в сопоставимой пропорции обе формы собственности. Однако основные хозяйственные механизмы все же определяются рынком. Государство же дополняет их посредством внесения изменений в регулирующее законодательство.

Какова целесообразность вмешательства государства в дела рынка? Почему бы не отпустить бизнес в свободное плавание? Некоторые экономисты объясняют это тем, что при чистом рынке есть риск того, что значительная часть граждан останется социально незащищенной, они не смогут найти работу. Причем это не на пользу частным бизнесам, многим из которых нужны платежеспособные клиенты. Лучше будет, если кто-то обеспечивает им доход (пусть это будут госпредприятия), да и рынок сбыта при этом расширяется. Есть версия, что подобным образом работает российская модель смешанной экономики. В ней государство, обеспечивая работу миллионам граждан в бюджетной сфере, которая имеет мало общего с предпринимательством и свободным рынком, стимулирует их покупательную способность, за счет чего функционируют, в свою очередь, "чистые" бизнесы, такие как, например, розничная торговля, фастфуд, автомобильный ритейл.

Другая точка зрения относительно роли государства в смешанной экономике базируется на проблематике свободного ценообразования. Дело в том, что рынок в чистом виде очень спекулятивен. Многие его игроки не способны договариваться об умеренной политике в аспекте увеличения отпускных цен, а если и проявляют подобные инициативы, то, как правило, с целью сговора против конкурентов, в результате чего разгоняется инфляция (как это было, например, в России в начале 90-х, да и во многих других странах бывшего социалистического блока). Вследствие этого экономика погружается в кризис. Государство же посредством разумного вмешательства в дела рынка может регулировать ход ценообразования, что может способствовать замедлению инфляции.

Основные концепции смешанной экономики

Рассмотрим, какие есть основные модели смешанной экономики, исходя из их фундаментальной природы. Эксперты выделяют следующие.

1. Неоэтатистская модель

Основной ее признак - национализация ключевых отраслей, а также влияние на рынок с тем, чтобы возможности отдельных игроков были примерно одинаковыми. В ряде случаев в экономическую политику включаются антимонопольные механизмы.

2. Неолиберальная модель

Характеризуется меньшим вмешательством государства в дела рынка, чем при неоэтатистском сценарии. Власти стараются влиять на качество функционирования хозяйственных институтов, но не на сам конкурентный процесс. Вместе с тем антимонопольный компонент также может быть задействован - с целью защиты свободной конкуренции.

3. Модель согласованного действия

В ее основе - принцип нахождения компромисса между различными субъектами хозяйственного процесса - бизнесами, правительством, обществом (часто в лице профсоюзов). Характеризуется достаточно высокими налогами (обычно выше, чем в тех странах, где практикуется неолиберальная модель), часто исчисляемыми по прогрессивной шкале. Конечная цель властей - обретение ресурсов для поддержания равенства социального положения граждан.

Таковы самые распространенные модели смешанной экономики. Безусловно, по мере естественного хода хозяйственных процессов приоритеты в тех или иных государствах могут меняться. Национальные модели смешанной экономики, как считают эксперты, склонны эволюционировать, адаптируясь к социально-политической действительности, внешней конъюнктуре, развитию технологий, появлению новых рынков.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие.

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой - нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет - если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же "платит" за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Как появилась смешанная экономика?

Интересен тот факт, что "прогрессивная", по мнению многих экспертов, рыночная модель появилась раньше, чем смешанная. Так получилось, что к началу ХХ века "чистый рынок" в виде капитализма без значимого государственного вмешательства оказался не таким эффективным, как того ожидали субъекты хозяйственных отношений. Рынок стал регулироваться властями. При этом попытки отклониться от этой модели и вернуться к "чистому рынку" стали, как считают многие эксперты, причиной кризиса в США в начале 30-х. Экономисты осознали, что оптимальное функционирование экономики все-таки должно подразумевать значимую роль государства. Таким образом, смешанная модель национального хозяйственного строительства появилась в 30-40-е годы. В годы войны приоритеты государств были несколько иными в силу необходимости оказания ресурсной поддержки армиям, однако по окончании Второй мировой страны Запада стали внедрять принципы смешанной экономики особенно активно. Сегодняшние хозяйственные модели в этих государствах - результат поступательного внедрения принципов, обеспечивающих компромисс между частным и государственным капиталом.

Смешанная экономика в США

Как функционируют в разных странах модели смешанной экономики? Кратко рассмотрим соответствующие особенности на примере наиболее мощных экономических держав. Начнем с модель смешанной экономики, как считают многие эксперты, характеризуется минимальным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Соответствующего вида собственность занимает сравнительно небольшую ролью в сравнении с частной. Ведущую роль в экономике США играет негосударственный капитал, однако его направленность регулируется властными структурами - посредством издания законов, связанных с отчетностью, социальными обязательствами, уплатой налогов и иных сборов. Роль властей в экономике США может быть заметной в сегменте государственных заказов, в основном оборонного и научного характера. Как известно, военный бюджет США - это более 500 млрд долларов.

Многие экономисты считают, что американская модель смешанной экономики направлена на стимулирование гражданской предпринимательской активности. На практике это может выражаться в минимальном количестве формальностей при открытии бизнеса. Также меры социальной поддержки малообеспеченных групп американцев не столь масштабны, как во многих других западных странах. Пособия по безработице и льготы способны обеспечить разве что минимальные потребности при тех ценах, что присутствуют в США. Поэтому граждане и стремятся найти работу или организовать собственный бизнес.

Модель смешанной экономики в ФРГ

Чем характеризуется германская модель смешанной экономики? Эксперты называют главной ее характеристикой как раз-таки выраженную социальную ориентированность. И это отличает немцев от американцев. Те же самые пособия в Германии обеспечивают нормальный уровень жизни. Власти ФРГ стараются выстраивать регулирование экономики так, чтобы был компромисс между приоритетами бизнеса и общества. С одной стороны, предприятия должны быть эффективными, способствовать росту ВВП и развитости экономики в целом. С другой - социальная справедливость должна быть обеспечена.

Германская модель смешанной экономики обладает следующими характерными особенностями.

Во-первых, это справедливая конкурентная среда. Каждый субъект хозяйственного процесса, исходя из политики властей ФРГ, должен иметь равные возможности для реализации своего предпринимательского потенциала.

Во-вторых, немецкая модель смешанной экономики подразумевает справедливое Это может выражаться как в стимулировании бизнесов к выстраиванию сбалансированных тарифных сеток в аспекте начисления зарплаты по должностям, так и, например, в прямом участии государства в выравнивании социального положения граждан, труд которых оплачивается неодинаково. В частности, посредством предоставления жилищных льгот, поддержки в страховании, образовании.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики очень специфична. Прежде всего стоит отметить, что в ней сильны национальные традиции, влияние которых прослеживается на многих участках хозяйственного процесса. Это и специфика взаимоотношений руководства и подчиненного, это и сохраняющийся институт наследственности в аспекте профессии и выбора предприятия, на котором работать. Другая особенность, которой характеризуется японская модель смешанной экономики - значительно более выраженное, чем, скажем, в США, вмешательство государства в хозяйственные процессы. Наиболее сильно это выражается в определении ключевых векторов развития национальной экономики, принципов взаимодействия с зарубежными игроками. Немаловажную роль в японской экономике играет та же социальная справедливость.

Шведская концепция

Рассмотрим то, чем характеризуется шведская модель смешанной экономики. Как считают эксперты, в Швеции построено общество, близкое по характеристикам к типично социалистическим идеалам. Меры финансовой и материальной поддержки гарантированы практически всем категориям граждан, независимо от наличия или отсутствия работы, стажа, профессии. Есть даже термин "скандинавский социализм". Разумеется, в рамках функционирования такой модели экономики на бизнес возлагается большая налоговая нагрузка.

Взамен, вместе с тем, он получает клиентов с гарантированно высокой покупательной способностью, а также защищенность - в аспекте банковских платежей и справедливых судов, то, о чем мы говорили выше, перечисляя аспекты "социального партнерства" между государством и бизнесом. Вместе с тем в среде экономистов бытует мнение, что шведская модель смешанной экономики имеет слишком большой "социалистический" уклон. Многим предприятиям становится сложно вести дела при условии жесткого налогового бремени.

Китайская модель

Рассмотрим то, как функционирует рыночная хозяйственная система коммунистической страны. Как такое возможно при том, что в СССР все было под контролем государства? Как устроена китайская модель смешанной экономики?

Все дело в том, что, начиная с 70-х годов, Компартия КНР решила открыть для внешних инвесторов с тем, чтобы использовать огромный производственный потенциал страны. Были либерализированы законы, касающиеся открытия филиалов зарубежных корпораций. Но политическая система при этом осталась неизменной. Иностранцев завлекала дешевизна кадровых ресурсов в КНР, и они охотно инвестировали в экономику коммунистического государства, решившего открыть себя рынку. В результате этого сегодня Китай - одна из ведущих промышленных держав. При этом, в силу того, что политический режим не менялся, власти КНР имеют возможность командно-административными методами задействовать этот ресурс так, как считают нужным. Например, использовать его в целях повышения уровня жизни граждан, их социальной защищенности. Которая сейчас, как признают многие эксперты, не на очень высоком уровне.

Стоит также отметить, то в Китае хорошо развит институт мелкого предпринимательства. Многие китайцы открывают пусть и небольшие, но приносящие доход торговые точки, рестораны, транспортные компании. Получается, что при коммунизме в КНР присутствует весьма развитый капитализм.

Сравнение моделей

Попробуем "визуализировать" вышеописанные модели смешанной экономики. Таблица сравнения национальных концепций может выглядеть примерно так. Оценки, конечно, очень относительные, но общее представление об особенностях экономических систем по странам у нас будет.

Признак / Страна

Германия

Япония

Швеция

Китай

Социальная защищенность

Вмешательство государства

Умеренное

Налоги

Умеренные

Умеренные

Умеренные

Собственность предприятий

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Значительная

государственной

Какие выводы можно сделать? Несмотря на то что во всех названных государствах - модели смешанной экономики, таблица показывает, что различия прослеживаются во множестве аспектов.

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономи­ка, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, ре­волюции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различ­ными политическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и де­мократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистиче­ского путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная соб­ственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в эко­номике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным ча­стным сектором совокупного общественного продукта.



Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем ре­зать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурен­тоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспреде­ления доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государ­ственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государствен­ных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уро­вень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скан­динавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирова­ние и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспре­деление государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное ре­гулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

Активности общества в социально-экономических процессах, на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И пред­принимателей;

Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мо­рально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2

Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!».

Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Герма­нии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринима­тельства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического раз­вития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстра­цией может быть падение численности экономически активного населения Шве­ции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работа­ющих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по срав­нению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного насе­ления не имеет постоянной работы.

Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работ­ников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачи­вать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу го­сударства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций не­когда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономи­ческой идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести не­обходимые коррективы в прежнюю модель развития.

В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и ин­дивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государствен­ных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была при­ведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государ­ственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.

Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Стра­ны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в ми­ровую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производ­ством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: элект­роника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосми­ческая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологич­ное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Евро­пы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасш­табное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Харак­терным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фир­мы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Север­ной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция регио­на в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязви­мость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Се­верной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют госу­дарства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие тех­нологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направ­ления специализации в глобальной экономической системе. 3

2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм пе­рераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое ко­оперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частно­сти, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяй­ственных предприятий создано в форме кооперативов.

4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандар­ты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персо­нала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необ­ходимым требованиям, предъявляемым рынком.

5) Социальная направленность экономической политики правительства. Го­сударство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость насе­ления, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружаю­щей среды, развитии системы социального благосостояния.

6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся усло­виям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Фин­ляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Фин­ляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.

Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промыш­ленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляю­щими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Страте­гия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.

ВВЕДЕНИЕ

Первый этап мирового кризиса, который начался в 2008-м году – является кризисным состоянием в мировой экономике.

Он дает о себе знать в Соединенных Штатах Америки, когда спад экономики США потянул за собой в депрессию и Европейский континент.

Не смотря на то, что прошло уже некоторое время, кризис так и не удалось преодолеть полностью. И он в полной мере заявил о себе не только в США, но и в Западной Европе, обозначившись практически развалом всей европейской системы ЕС и удорожанию валюты евро для стран бывшего советского союза, на которых в первую очередь отразились все последствия.

Однако, далеко не все страны Европейского Союза могут улучшить наступившие экономические реалии, ярким примером служат: Испания, Греция, Германия другие страны, которые зависят от европейской системы.

Экономический спад в еврозоне и Соединенных Штатах Америки является наиболее длительным за всю историю их существования.

Основными последствиями экономической мировой катастрофы является то, что происходит обеднение среднего класса в мировом масштабе, осложнения в ситуации мировой безработицы и также внешние долги.

Возникновение кризиса объясняется различными аналитиками по-разному, хотя все они сходятся на нескольких основных причинах.

Экономика имеет свои циклические волновые спады и подъемы. Об этом еще писал известный отечественный экономист Кондратьев.

Что легло в подоплеку кризисных провалов: дисбаланс международной торговли и движения капитала; плохое финансовое регулирование; отсутствие регулировки «теневой» банковской системы; перегрев кредитного рынка, ипотечный кризис – результат кредитной экспансии и другие всевозможные варианты провального спада.

Но не все страны Европы не смогли справиться с надвигающимися экономическими потерями полностью, они явились примером благополучия.

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – СКАНДИНАВКАЯ МОДЕЛЬ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Идеи социального равенства между людьми имеют достаточно древнюю подоплеку и весьма не новы для человечества.

Они уходят своими корнями еще в период античность и известны со времен философа Платона в его произведениях «Законы» и «Государство».

Согласно идеям древнегреческого философа, которые оказали свое влияние сквозь временное пространство, основой идеального государства является тотальная справедливость, на которое оно и опирается.

С идеями социализма было знакомо греческое общество до Афин еще в четвертом веке нашей эры, что также отразились в своих изложениях.

Более поздняя эпоха средних веков показывает нам социальное равенство в виде понятий коммунизма у утопистов-философов, таких как Томас Мор. Он создает в своем воображении таинственный остров Утопию, где нет частной собственности вообще, нет личного имущества, за которое следует держаться, а существует лишь общество и труд, в котором каждый дружный член этого общества просто обязан трудиться. Любая семья дабы не привыкать к собственническим ощущения касательно своего личного имущества в доме должна была обмениваться им также как и домами между соседями. Таким образом, пропагандировалось социальное равенство в обществе, однако оно не получило никакой серьезной поддержки.

Новый подъем идей социализма приходится уже на девятнадцатый век и связан с известными именами. Но главным действующим лицом социалистического движения, что оказывал влияние на умы человечества, является К. Маркс. Его видение коммунистического общества выходит за рамки привычного общества, накопления капитала, что все еще сохраняет черты прежнего, явилось, по его мнению, первой начальной формой развивающегося коммунизма. Теория признает систему равенства затраченного труда в зависимости от того, сколько сил и времени потратил производитель на изготовление продукции и они связаны с оплатой труда.

Однако время шло, но капиталистическое общество стран философов, которых были выдвинуты идеи гениального человеческого, равенства, осталось обществом, в котором накапливание капитала все-таки происходило, а капитализм приобретал уже развитые формы, где социализм и положительные принципы идей коммунизма оказали свое влияние.

В современных цивилизованных странах Западной Европы теория продвинутого социализма становится частью жизни капиталистического строя, в котором материалистический взгляд на вещи, зарабатывание денег и ведение бизнеса есть невозможным без уважительного отношения к социальным массам населения, имеющим прямое отношение к дальнейшему накоплению ресурсов, создающимся путем применения труда человека.

Произошла переоценка ценностей от грубого порабощения производительности труда рабочего, сотрудника и просто бизнесмена верхушкой капиталистического сообщества до уважения и персонификации личности, которая имеет свои потребности в «социальном пакете» экономической стабильности, обеспечение будущего благополучия благами, предоставленными государством. Это так называемые социальные гарантии сосуществования рабочего и недееспособного населения страны в сумбурном мире денег, что становится относительно спокойным там, где такое понятие как «капитализм» реализуется уже на другом, более высоком уровне. С этой целью многие экономически продвинутые державы ненавязчиво демонстрируют свое «экономическое чудо» на личном примере.

Формирование индивидуальной модели экономики имеет место быть в развитых мировых точках экономического оазиса, отличающихся более эффективной системой хозяйственного управления экономических закономерностей, позволяющих выдерживать постоянные происходящие изменения в мировой экономике, а результатом становится появление разнообразных моделей экономики и рынка. Одной из таких моделей является скандинавская модель всеобщего благосостояния.

На общей арене относительной мировой экономической неразберихи, именно скандинавские страны фактически легко ее преодолевают.

Кого с точки зрения официальных сведений относят к верхушке северного скандинавского направления. К ним относятся следующие страны: Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия и Дания.

Северные страны на своем примере показывают, каким образом можно управлять собственным обеспечением без лишнего влияния политики.

Основное отличие скандинавской модели заключается в том, что многие сейчас уже называют ее современным социализмом, который впрочем, существенно отличается от той же модели семидесятых годов.

По высокому качеству и уровню жизни скандинавские страны на сегодняшнее время давно догнали Соединенные Штаты Америки, а образование и здравоохранение считаются самыми лучшими в мире.

Государственный сектор по прежнему отыгрывает немалую роль и является важнейшей частью скандинавского чуда при абсолютной свободе частного сектора, развитию которого способствует государство.

Собственно, одной из основных особенностей скандинавской модели трансформации есть внушительная роль государства в том, что называется социально-хозяйственной деятельностью страны.

Удивительность скандинавской модели заключается в ее особенности, исключительности, так как очень длительный период времени все скандинавские страны стояли в стороне от войн и революций, которые шли и меньше всего пострадали от их разрушительного воздействия, последствий.

Когда в тридцатых годах минувшего столетия к власти приходят социал-демократы в странах Скандинавии, они берут курс на рыночный вид хозяйственной деятельности, сочетающий в себе всю степень защищенности населения одновременно. Можно говорить о том, что скандинавская экономика является смешанным типом экономики с подавляющей ролью частной собственности в ней и неизменным участием государства.

Рассмотрим по очереди экономические тонкости скандинавских стран.

Равенство между людьми является ключевым признаком культуры шведского общества, в котором самая небольшая дифференциация доходов между гражданами. Оно включает в себя не только равенство доходов, но также и равенство полов. Как известно процентное количество женщин шведского парламента равно 42%, правительства -50%, 80% женщин всей страны имеют свой личный источник доходов и не зависят от мужчин.

Швеция есть той страной, в которой система ценностей построена на социальном равенстве между людьми. Она построена на взаимопомощи, взаимовыручке, гуманности, сочувствии, как к своим гражданам, так и обездоленным людям других менее благополучных стран мира.

Доказательством служит тот факт, что именно Швеция является страной, в которой выделают относительно наибольшее количество ВНП.

Шведская умеренность при ведении линии любого бизнеса отличает шведов от остальных бизнесменов в мире, потому что шведами давно разработаны свои индивидуальные подходы к золотой середине между бизнесом и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. Это позволяет снижать дикие стремления материальной наживы, оставляя на самом первом месте, прежде всего, человеческие ценности и здравый смысл.

Самым важным отличием шведского менеджмента в управлении экономикой от низшего до высшего звена есть понимание человека в деловой среде, идущего от элитарных представлений шведов того, каким должна быть работа, что является для них на первом месте, – шведы всем известные большие любители трудиться. В то же время, после характеристики определений представления о труде на второй не менее значимый план выходят следующие понятия о «должно или не должно». Приверженность строгой букве закона в Швеции и уважение к нему просто поражают.

Руководителями предприятий ценится в управлении собственной хозяйственной деятельностью сам человек. Не строгие иерархические отношения между менеджерами, управленцами экономических звеньев, небольшая, относительно друг друга, разница в статусе является отличием шведской управленческой системы менеджмента касаемо японских и американских коллег. Организационная структура отличается неформальным, неплановым планированием, зачастую принимает матричную структуру с двойной и тройной отчетностью в подчинении.

В шведских компаниях международного формата, взаимоотношения между дочерними компаниями и фирмами заграницей с головным офисом находятся на достаточно не строгом уровне. Что очень сложно для понимания все тех же японских и американских партнеров, у которых их отношения со своими международными подразделениями является жестким формальным уровнем обращения, подчинения любой отчетности.

Таким образом, о шведской экономике можно сказать так, что, не смотря на достаточно высокую эффективность ее работы, она выделяется своим неформальным, нестрогим управленческим контролем менеджмента.

Норвежская экономическая модель. Стала преемницей общей главной скандинавской модели экономической международной трансформации.

Норвегия, относится к постиндустриальному этапу развития с солидным ВВП в размере около 190 миллиардов евро, где на каждую душу населения приходится 38 тысяч долларов, инфляция составляет 2,3%, а темпы роста составили 2%, говорящие о состоянии дел Норвегии.

Норвегия есть третьим в мире экспортером всех энергоресурсов.

Специализация хозяйствования этой страны зависит от того что ей дала природа и характеризуется лесным хозяйством, минеральными и рыбными ресурсами, дешевой электроэнергией. Нефтегазовая отрасль является первым, важным фундаментом всей норвежской экономики в целом.

Рост экономики Норвегии обуславливается выгодной мировой конъюнктурой, в которой она задействована и удачной микро – макро - норвежской политикой, где роль государства по-прежнему велика.

Финляндия – ее экономическая модель. Финляндия – одна из самых развитых стран ЕС, что входит в Еврозону, как наиболее благополучную.

Преимуществами Финляндии являлись длительное время, прежде всего, экономическая стабильность, качественные телекоммуникационные связи, развитая общая инфраструктура, высокая степень взаимодействия предприятий, университетов, научно-исследовательских центров меж ними.

Позитивные черты экономики Финляндии – высокий уровень образования населения, быстрота освоения новых современнейших технологий, «мягкий» климат в области ведения бизнеса. Из-за начавшегося мирового кризиса в 2011 году, структура мировой экономики несколько изменилась, и ВВП Финляндии резко сократился, это сокращение происходит до сих пор. К отрицательным чертам относится более слабая гибкость по сравнению со Швецией и Норвегией, также в условиях экономического кризиса резко сократились два вида производственной специализации Финляндии – это: приборостроение и производство целлюлозы. В этой связи ВВП имеет тенденции неуклонного снижения.

Налогообложение (до 36% частных лиц и 29 предпринимателей) в ситуации условий всемирного кризиса привели к тому, что ВВП Финляндии наиболее медленно ползет вверх, чем у других скандинавов.

Энергоресурсы Финляндии очень долгое время были импортными.

После начала двухтысячного года процентное соотношение сельского хозяйства ко всем остальным отраслям и секторам снизилось до предела.

Промышленность Финляндии также не отличается подавляющим преимуществом между ее скандинавскими соседями и им уступает.

К главным секторам экономики Финляндии относятся: телекоммуникационная, лесная, информационная, услуги и другие.

Исландия – экономическая модель. Уникальное по своей исторической и экономической истории государство. Имеет смешанный командно-рыночный строй экономики, которая начинает свое развитие в 40-е годы.

Промышленность Исландии развивается после окончания второй мировой войны. И ныне в ней задействована приблизительно треть всего населения. То есть, Исландия официально промышленный сектор.

Главной ее промышленной отраслью является переработка рыбы и изготовление филе, имеются судоверфи, производится постройка кораблей.

Так как Исландия огромный источник по возможности добывать энергетики из воды, которая используется незначительно – до 6%.

Также используется и непосредственный геоэнергетический потенциал для коммунально-городского хозяйства и парниковых нужд, энергетические потребности в энергетике исландцы удовлетворяют за счет привозной нефти стран Великобритании и Норвегии, у которых ее покупают.

С конца 90-х годов в Исландии начинает активно развиваться своя собственная финансовая денежная система. В стране, в которой большая часть всего ВВП приходится именно на рыболовство, становится основным финансовыми мировым центром, которым управляет финансовый надзор.

Не смотря на то что Исландия имеет долги перед такими странами как Голландия и Англия, именно Исландия может показать пример того как нужно выходить из экономического кризиса. К 2013-му году Исландия отметила профицит бюджета, а экономика страны начала переживать новый подъем, в то время, когда другие страны ощущают экономический стресс.

К 2013-му году Исландия сняла полностью весь контроль над капиталом и представляет собой пример для остальных европейцев в том, как нужно становиться независимыми от унижения иностранным капиталом, они получили свою независимость от иностранных интересов стран-капиталистов, что говорит о своеобразном «исландском экономическом чуде». Исландия – маленькая страна со своей нестандартной экономикой.

Дания, скандинавская экономическая модель. Одна из самых развитых стран скандинавской коалиции и по производству ВВП также, на душу населения каждого гражданина страны приходится до 27 тысяч долларов.

Главный экономический потенциал Дании составили промышленность и развитое сельское хозяйство. Учитывая то, что она является самой большой в плане рыболовецкой промышленности – страной, Дания имеет и внушительный торговый флот. Имея торгово-промышленные и транспортно-экспедиторские разветвленные сети по всему миру, эта страна способствует продвижению своего собственного экспорта в мировую торговлю.

Не смотря морской уклон развития экономики, в Дании система образования и науки находится на одном из первых мест среди не только скандинавских стран, но и других стран Западной Европы.

Социальная система в Дании настолько развита, что на нее приходится до семидесяти процентов всех материальных полученных средств.

На обеспечение государственного управления, юридическую сферу и оборонную способность приходится только пятнадцать процентов. Что говорит о том, какие приоритеты находится на первом месте – забота о людях является ключевой прерогативой над остальными немаловажными.

Однако за высокий уровень социальной стабильности Дания платит достаточно высоко, о чем говорит ее высокий уровень внешнего долга. Это связано с необходимостью поддержания должной степени социальной стабильности среди населения страны. Занятость населения Дании осуществляется на малых и средних предприятия промышленности.

В последнее время экономическая стабильность государства Дания претерпевает некоторые изменения в условиях кризиса на фоне всеобщих мировых финансовых проблем, которые наблюдаются последние годы.

Дания одна из первых стран подверглась экономической рецессии и спаду своей экономики. После долгих лет низкой безработицы, роста промышленных показателей, избытком в бюджете, Дания среагировала снижением ВВП на душу населения, финансово-экономической зависимостью в виде долгов перед странами Англии, Скандинавской группы и ухудшением собственного производственно-промышленного роста.

Наступивший с 2008 валютно-финансовый кризис в Дании длится до сих пор. Он проявляется в закрытии значительного количества валютно-финансовых организаций, промышленных и торговых компаний.

Не смотря на применение всевозможных антикризисных мер промышленные оценки, продолжают все еще до сих пор снижаться, происходит сокращение строительства и производства, развивается кризис на рынке недвижимости, снизились темы экономического роста и свертываются научные исследования в различных отраслях и секторах науки.

Однако, не смотря на все, Дания остается одной из самых развитых стран мира в отношении уровня жизни населения, что говорит о том, что какой бы кризис не нарушал экономический баланс, все равно, крепкий стойкий фундамент, на котором держится социальная благополучность, не так просто пошатнуть. Уровень жизни людей по-прежнему высок.

Итак, после нескольких волн кризиса в странах Скандинавии, северные государства переживают массу неприятных моментов. Вот некоторые из них: сокращение экспорта ввиду того, что падает спрос на рынках стран-потребителей продукции скандинавских стран; рост внешнего долга у некоторых из них также вырос по причине оттока денежных средств на улучшение благосостояния граждан; сокращение производства и основных характеризующих отраслей; ухудшение на кредитно-финансовых рынках.

Однако в 2013 году страны Скандинавии все-таки справляются, некоторым образом, с преследовавшим их кризисом и им удается выровнять рост ВВП во многом за счет малого и среднего бизнеса, частных хозяйств.

Таким образом, стоит отметить еще раз важность среднего и малого частного бизнеса, его независимость от больших и крупных корпораций, что свидетельствует о развитости скандинавской экономической системы.

Скандинавская модель всеобщего благосостояния и ее трансформация в условия кризиса показала, что являясь частью Европы, страны Скандинавии все имеют свою отличную систему от другой части континента.

Потомки викингов смогли создать неплохую северную структуру, которая, не смотря на все негативные последствия кризиса, что их также затронул, сочетает в себе продвинутую инновационную экономику и высокие налоговые ставки, которые в других менее развитых странах вызывают некоторое сопротивление в предпринимательской среде.

В чем же состоит «скандинавское чудо» на сегодняшний день при любых наступивших кризисах и проблемах. Прежде всего, в том, что северные соседи занимают первые рейтинги во всех областях жизни и экономики, чего бы это не касалось: начиная социальным благополучием, прозрачностью экономики, здоровой конкуренцией. А уклад жизни особым способом и скандинавский менталитет позволили наименее безболезненно преодолевать глобальный кризис в обществе. У них есть чему поучиться.

Страны Северной Европы своим наглядным примером доказали, какую роль государство играет в жизни каждого гражданина, где оно осознает его ценность, где нет чужих проблем, а любые психологические помехи берутся во внимание обществом, которое никогда и никого не оставит в беде.

Скандинавская система благоустройства общества не сформировалась быстро за один час, на это потребовалось многие и многие десятилетия.

Она кропотливо разрабатывалась путем длительного процесса ошибок и проб, возникающих на ее пути, потому даже высокие налоги не являются особенным плачевным недостатком, так как уровень заработных плат и жизни населения остается слишком высоким, чтобы не ощущать себя счастливым членом большой семьи. Внимание со стороны государства является фундаментальным подспорьем в борьбе с любыми трудностями.

Немалую роль в развитии скандинавского успеха отыгрывают также всеобщие культурные ценности в менталитете скандинавов. Честность, добросовестность и порядочность в труде – вот их главные качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели тему «Скандинавская модель всеобщего благосостояния и ее трансформация в условиях кризиса».

В процессе изучения данной темы нам стало понятно, что периодам глобального кризиса подвержены не только страны со слаборазвитой или нестабильной экономикой, а и достаточно обеспеченные, социально и экономически устойчивые капиталистически развитые страны.

Очевидным является тот факт, что при наступлении кризисных застойных явлений первый удар ощущает кредитно-финансовая система практически в каждой из этих стран, ВВП резко снижается, как и рост производства непосредственно. Что сказывается негативным образом на показателях безработицы среди населения, спросе на продукцию на внешних рынках, а общий государственный долг перед другими странами – возрастает. Эти ситуационные экономические проявления позволяют выявить «слабые звенья» и обратить внимание на конкретные проблемы.

Становится понятно, что не факт появления кризиса характеризует индивидуальные экономические особенности данной какой-либо страны, а умение стабилизировать, выровнять и нормализовать создавшееся положение. С этим и прекрасно справляются скандинавские государства.

Традиционно скандинавский характерный менталитет позволяет не упасть в уныние, а предпринимать ответные антикризисные меры по борьбе с дестабилизацией экономики, устранив таким путем накопившийся негатив.

Уровень жизни граждан Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии и Дании позволяет нам сказать о том, что – это результат не только пустых слов и обещаний со стороны правительства, как часто бывает в наших странах славянской народности. А прежде всего итог кропотливого духовного, экономического, социального труда на поприще благополучия собственных граждан, что выражается в эффективности скандинавской системы, которая как мы уже могли увидеть – работает достаточно успешно!

  • Поделкин В. П. Особенности современного финансово-экономического кризиса / В. П. Поделкин //Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 8. – Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/ , свободный;
  • Сидоренко А.Л. Мировой экономический кризис и новый экономический курс // Общество. Государство. Политика. – 2013. – № 2. – С. 8-24.;
  • Руденко Д.Ю. Концепция многомерной бедности и теоретические подходы к ее определению // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. – № 11. – С. 15-23.
  • Руденко Д.Ю. Модель комплексной систематизации процесса сокращения бедности в Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. – №11. – С.127-136.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об