Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950—1960-е годы)

С середины 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся почти до конца 60-х гг. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г.-утроен. В середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.

Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%. Динамика роста производства по некоторым отраслям промышленности по сравнению с довоенным уровнем представлена в табл. 7. Уровень инфляции в стране был одним из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111% от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121%, в 1953 - 118%, в 1957 - 124%.

Таблица 7.

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовал ряд факторов, прежде всего обновление основного капитала на новой технической основе. В этом процессе активное участие принимало государство, направляя на реконструкцию и техническое перевооружение значительные средства из государственного бюджета. Возможность такой ориентации расходов государственного бюджета была связана с низким уровнем расходов бюджета на военные цели. В соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться и на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Деньги государства вкладывались в научные исследования, техническое и технологическое переоснащение отраслей промышленности. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата.

В послевоенные годы активно развивались те отрасли промышленности (легкая, пищевая, текстильная и т. п.), которым уделялось мало внимания в фашистской Германии. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью динамично развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Эффективно проводилась конверсия военных заводов и внедрение программ переобучения рабочих кадров.

Для стимулирования инвестиционной активности использовались фискальные инструменты. Уменьшение величины налогооблагаемой базы на инвестиции позволило снизить уровень налоговых платежей корпораций до 50%, а одновременное введение ускоренной амортизации, когда в первые два года можно было списать 50% стоимости производственных помещений, увеличило возможности частного инвестирования для обновления и развития производства.

Большую роль в послевоенном развитии экономики Германии сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Уже в 1950 г. стали выпускаться всемирно известные "жуки", которые не только стали народными, но и выдерживали конкуренцию на мировом рынке.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В течение 1954-1957 гг. произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Одним из важных направлений экономического роста стало развитие жилищного строительства. Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 гг. составил более 65 млрд марок, а по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. Финансирование программы осуществлялось частично за счет государства, частично - за счет привлечения частных инвестиций, частично - за счет фонда от реализации товаров, полученных по плану Маршалла.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е гг., были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 г. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%.

В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую и электротехническую промышленности.

В 70_80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям; проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию в мире вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять им кредитные и налоговые льготы.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила рыночные социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в "готовом виде". Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

Воплощение в ФРГ неолиберальной модели развития можно объяснить реакцией на диктат государства в экономике фашистской Германии. Но известный экономист Людвиг Эрхард выступал за идеи социально-рыночной экономики. Как министр экономики он руководил национализацией.

Несмотря на официально заявленный курс экономического развития но неолиберальной модели, благодаря профессору Л. Эрхарду впервые в послевоенные годы в стране проводились социально направленные реформы. Именно реформы Л. Эрхарда стали теоретической и практической основой "чуда" экономического возрождения Германии. В зарубежной и отечественной литературе Эрхарда считают приверженцем и последователем теории хозяйственного порядка. Основы ее были заложены Вальтером Ойкеном, известным в мире экономистом, видным представителем идеологии ордолиберализма. Деятельность Эрхарда и была проверкой на практике идей ордолиберализации т. в. хозяйственного порядка в стране.

Л. Эрхард стал архитектором "экономического чуда", умело определил роль государства в подъеме экономики, просчитал возможности социальной направленности экономической политики. В его концепции остались в неприкосновенности основные ценности капиталистического хозяйствования: частная собственность и рыночные механизмы. Они превратились в механизмы германского "экономического чуда".

Промышленное производство в 1946 г. составляло лишь 1/3 от довоенных показателей. Требовалось привести в порядок финансовую систему, победить инфляцию. Но начальное реформирование напоминало не модернизацию, а трансформацию, отходом от централи зова иного администрирования времени фашизма к рыночной системе. В этом схожи процессы в реформировании Германии, Италии и Японии. Разница заключалась в развитии Италии и Японии по неоэтатистской модели.

Интересно отметить, что даже среду видных представителей ХДС (Христианско-демократическая партия) были сторонники социализации - национализации и планирования. Общество ФРГ одобрило новую модель Людвига Эрхарда.

Внешне условия благоприятствовали для реформ: 1) в мире бурно развивался НТП (научно-технический прогресс); 2) Германия ориентировалась на экспорт своей продукции; 3) несколько позднее положительно сказалась интеграция в ЕС, Германия в ее рамках стала признанным "тяжеловесом", такая роль сохраняется в Европе до сих пор.

Благоприятно сказывались на экономику и внутренние условия: 1) промышленность восстанавливалась на новой технической и технологической основе (в отличие от России, которая по репарациям использовала германское оборудование 1920- 1930 гг.); 2) использовалась помощь США; 3) учитывался зарубежный и отечественный научно-технический опыт; 4) в стране сохранились квалифицированная рабочая сила и инициативные предприниматели; 5) нельзя забывать о психологическом факторе - страна хотела "подняться с колен" и реабилитировать себя в глазах мирового сообщества; 6) важнейшей чертой менталитета страны является стремление к порядку; 7) большую роль сыграла политическая воля К. Аденауэра, который был канцлером ФРГ в 1946-1948 гг., и Л. Эрхарда, работавшего во время его правления, позже самостоятельно; 8) существовал запрет на военное производство в этой стране и больше, соответственно, средств направлялось на экономику и социальные нужды; 9) действовал "мозговой центр" при Экономическом управлении, в него входили крупнейшие экономисты: В. Ойкен, Бем, Мюллер-Армак. По мнению В. Гутника, этот орган временно выполнял функции правительства и парламента.

При их поддержке и была осуществлена известная денежная реформа. Одновременно вводилось свободное ценообразование почти на все товары и услуги и снижение ставок налогообложения.

20 июня 1948 г. - в оккупационной зоне Западной Германии была введена немецкая марка. Она совсем не напоминала рейхмарку, обесцененную денежной эмиссией еще в 30-е довоенные годы. Накануне еще осуществлялся повсеместно широкий бартерный обмен, функционировал "черный рынок". Но нужно было удовлетворить спрос потребителей. А в разоренной стране мерой стоимости и средством платежа служили американские сигареты! Чтобы не умереть с голоду, повсюду выращивали картофель и свеклу, как в России в 1941 -1945 гг. "Агитаторами" новой немецкой валюты стали прилавки магазинов, где появились товары потребительского спроса.

Реализация денежной реформы и активизация внутреннего товарооборота привели в конце 1948 г. к росту на 43% промышленного производства. Выросла и зарплата.

Необычным выглядело повсеместное удешевление товаров, которое проводилось под лозунгом "товары для каждого". С этой целью существовала специальная программа производства удешевленных потребительских товаров.

Денежная и налоговая реформы и отход от тоталитаризма привели: 1) к стимулированию предпринимательства; 2) стабилизации покупательной силы валюты.

Устойчивость "дойче марки" продолжалась до 1990-х гг. и способствовала объединению Германии. Реализация реформ в Германии стала почти классикой для других стран.

После отхода Л. Эрхарда от власти в конце 1960-х гг. созданная при нем модель экономического развития претерпела изменения.

Вторая модификация модели социального рыночного хозяйства началась после 1982 г. с приходом к власти Г. Коля на условиях коалиции ХДС / ХСС и СвДП. Наблюдался своеобразный возврат к ордолиберализму Эрхарда. А в 1998 г. пришел к власти глава СДПГ Г. Шредер, который использовал идеи Эрхарда и его окружения для обновления политики социал-демократов.

Можно сделать такой вывод: с отдельными модификациями идеи архитектора "экономического чуда" в Германии Л. Эрхарда реализуются до настоящего времени. Это позволило Германии относиться до сего времени к числу высокоразвитых стран мира. Активно развиваются внешнеэкономические связи между Россией и Германией.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950-1960-е годы).

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов, в основу новой экономической политики были положены идеи так называемого ордолиберализма, разработанные такими учеными как В.Ойкен и В.Репке, и идеи социально-рыночной экономики, которые выдвигал А.Мюллер-Арман. Таким образом, Управление хозяйства объединенных западных зон оккупации, которое возглавлял профессор Людвиг Эрхард , стало воплощать в жизнь, в качестве альтернативы тотальной экономике фашизма, экономическую систему под названием социальное рыночное хозяйство.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. В социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу, начался второй этап реформ - переход к свободным рыночным ценам. На основе данного закона администрация Л. Эрхарда получила право отменять сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополистическими союзами, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию.

В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны крупных компаний, стремившихся монополизировать производство и реализацию продукции. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной корпорации не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех объединений - половины, четырех-пяти -двухтретей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена корпораций и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949 гг.) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Периодом наибольшей напряженности можно назвать второй этап, который пришелся на 1950 год. В 1951 году весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953-1954 гг.) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу" развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 гг. объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала войнав Корее{ 1950-1953 гг.). На многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень. В этот период сложилась ситуация, когда внутренний рынок труда стал испытывать острую нехватку работников, особенно на тех рабочих местах, где не требовалась высокая квалификация, и где не соглашались работать немцы. В начале 1960-х годов Германия стала приглашать «гастарбайтеров», т.е. рабочих- иностранцев из Греции, Югославии, Италии, Турции. Позже, в конце 1980-х годов в Германию начали прибывать иммигранты из числа этнических немцев из СССР, Польши и других стран. К середине 1990-х годов количество иммигрантов составляло 6,5 млн человек, или более 8% общей численности населения.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947- 1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда» . Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание.

В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. В этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1950-1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный . В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на 5 производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. В 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863-1865 гг. идо 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

  • Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.) в 1945-1946 гг. был министром хозяйстваБаварии, в 1947 году - профессором Мюнхенского университета. Весной 1948 г.Л. Эрхард стал директором Управления хозяйства объединенных западных зоноккупации и в этой должности провел свои реформы. В сентябре 1949 г. он былназначен министром народного хозяйства ФРГ, а в 1957 г. - заместителем канцлера Конрада Аденауэра, после смерти которого в 1963 г. стал федеральнымканцлером Германии и оставался им до конца 1966 г.
  • Но «немецкое чудо» - это не только экономика. Как писал Л. Эрхард в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех», главное чудо заключалосьв том, что, пройдя через послевоенные реформы, немецкий народ вышел из нихновой нацией - свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
  • По решению Потсдамской (Берлинской) конференции сразу после войныбыли разукрупнены такие гиганты германской индустрии, как «А.Г. Маннесман»,«Стальной трест» и др., а также наиболее значительные немецкие банки.

Реформы Эрхарда дали положительный результат в самые короткие сроки. За эти два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, магазины наполнились товарами, исчез "черный рынок" вместе со спекулянтами, вместо обесцененных рейхсмарок появилась надежная валюта – дойчмарка. Цены выросли лишь на несколько процентов. Производительность труда только за первый год выросла на 1/3, что благоприятно отразилось на заработной плате и поэтому инфляция на социально-экономическом положении населения страны не сказывалась. К концу 1949 г. валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 г. (98,4%), а к концу 1950 г. превысил его (114,4%).

Наблюдалось ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, производство электроэнергии и других отраслей промышленности. Так, производство автомобилей в 1950 г. по сравнению с 1936 г. увеличилось на 60,6%, сельскохозяйственных тракторов – на 189,8, электроэнергии – на 61,6, бурого угля – на 42,9% и т.д. В 1950 г. по сравнению с 1936 г. объем производства в ФРГ вырос на 25,8%, в 1951 – еще на 18%. После некоторого конъюнктурного замедления роста (1952 – 1953) в экономике наступает новый подъем, вызванный расширением основного капитала, обновлением техники производства и поддержанный специальными государственными мероприятиями с целью ускорить развитие основных отраслей тяжелой промышленности. В 1953 – 1955 гг. ежегодный прирост промышленного производства составлял 10 – 15%. За 1953 – 1956 гг. промышленное производство возросло на 39%. Быстрое расширение производственных мощностей сопровождалось некоторыми инфляционными явлениями. В этих условиях правительство приняло ряд мер, направленных на "приглушение конъюнктуры", что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства. Заторможение экономического подъема обеспечило переход к спокойному прогрессу.

В 1956 г. уровень производства был превышен в целом более чем вдвое, % к 1936 г.:

Вся промышленность 216

Машиностроение 280

Автомобилестроение 460

Электротехническая 558

Кожевенная 83

Обувная 110

Текстильная 189

Пищевая 189

Достижению высокой эффективности народного хозяйства благоприятствовала, несомненно, активная социальная политика государства, которая обеспечивала удовлетворение важнейших материальных и духовных потребностей населения, стабильность в обществе. Уже в 1952 г. прекратилось повышение цен, а с 1953 г. при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы цены стабилизировались или даже упали. Резко увеличился выпуск товаров широкого потребления, стройиндустрия успешно справлялась с возведением нормального жилья для миллионов беженцев и граждан, оставшихся в ходе войны без крова. Все это вело, говоря словами Л. Эрхарда, к "Благосостоянию для всех", а 1953 г. по праву стал "годом потребителя".

Война в Корее вызвала повышение спроса на машины и оборудование, дала новый толчок развитию западногерманской экономики, а также способствовала ее выходу на внешние рынки. Только за 1950 г. стоимость экспорта ФРГ возросла на 120%. С 1952 г. экспорт стал превышать объем импорта, а положительное сальдо торгового баланса стало неуклонно расти, составив в 1955 г. 1,2 млрд. марок. Ведущее место в экспорте, как и до войны, вновь заняла продукция тяжелой промышленности.

К середине 50-х гг. ФРГ по объему промышленного производства занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, а по некоторым видам промышленной продукции обогнала Англию. Ее доля в промышленной продукции капиталистического мира возросла с 3% в 1946 г. до 9,4% в 1955 г. По объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.

Среди факторов, способствовавших развитию экономики, кроме отмеченных, следует назвать и такие, как обновление основного капитала, осуществление значительной интенсификации труда рабочих, высокий уровень капиталовложений. Иностранные капиталовложения оценивались в 3,5 млрд. марок, 1/3 из них приходилась на долю США. Заграничные капиталовложения западногерманских фирм к началу 1956 г. составляли около 9 млрд. марок, главным образом в Бразилии, Канаде, США, Швейцарии, Аргентине, Нидерландах, Южно-Африканском союзе, Испании. Немаловажно и то, что страна в течение первых послевоенных лет не несла сколько-нибудь значительного бремени собственных военных расходов, что позволило правительству расходовать на капиталовложения большую часть национального дохода, чем США, Англия и другие развитые страны. Это связано с тем, что до 1955 г. ФРГ не имела права на собственные вооруженные силы и производство военной продукции.

Другая важнейшая отрасль экономики – сельское хозяйство – претерпела в 50 –60-е гг. коренные изменения. Сельскохозяйственное производство в ФРГ в 1950 – 1971 гг. представлено в табл. 6.2 – 6.4.

После аграрной реформы 1947 – 1949 гг., сократившей число юнкерских хозяйств, основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. В послевоенный период доля занятых в сельском и лесном хозяйстве систематически снижалась: в 1950 г. здесь было занято 21,6% экономически активного населения, в 1954 г. – 19,6, в 1960 г. – 13,8, а в 1970 г. – только 8,2%.

Однако абсолютный размер продукции сельского хозяйства за эти годы увеличивался. Высокая интенсивность данной отрасли экономики обеспечивалась широкой механизацией и электрификацией крестьянских хозяйств, применением удобрении и ядохимикатов. К началу 70-х гг. по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади ФРГ превосходила любую из стран Западной Европы.

Одновременно росла производительность труда и урожайность в сельском хозяйстве. В этот период структура сельскохозяйственного производства стала характеризоваться преобладанием животноводства, в основном мясомолочного направления, продукция которого превысила 70% стоимости сельскохозяйственной продукции.

В ходе технического переворота, связанного с интенсификацией производства, усилился процесс укрупнения хозяйств. Мелкокрестьянское землевладение начало уступать более крупному, более стойкому в конкурентной борьбе.

По завершении стадии восстановления экономики, приблизительно с середины 50-х гг., в ФРГ наступил подъем, длившийся более 10 лет. К началу 60-х гг. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, оказавшись на втором месте после США по уровню промышленного производства и объему экспорта. Она стала одним из главных учредителей Европейского объединения угля, и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. На ее долю в это время приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта "Общего рынка".

На протяжении 60-х гг. промышленное производство ФРГ продолжало расти довольно высокими темпами. К исходу этого десятилетия национальный доход удвоился, производство чугуна возросло на 30,7%, стали – на 33, алюминия – на 67,4, серной кислоты – на 39,9, электроэнергии – на 209%. Наиболее высокими темпами развивалось производство пластмасс: оно возросло в 4,4 раза, легковых автомобилей – на 87%, радиоприемников – на 65, телевизоров – на 34%, а добыча природного газа с 0,04 млрд. м3 в 1960 г. возросла до 12,6 млрд., т.е. в 31,5 тыс. раз (табл. 6.5).

Вместе с тем для общего промышленного развития ФРГ, как и других стран, характерны колебания темпов роста. Наиболее глубокой была рецессия 1966 – 1967 гг., которая затронула прежде всего ряд традиционных отраслей промышленности (угледобыча, некоторые отрасли машиностроения).

В 1968 и 1969 гг. темпы роста промышленного производства увеличились соответственно до 11,8 и 12,9%, а в 1970 г. вновь сократились до 6,3%.

Основными факторами, под воздействием которых формировалось и развивалось народное хозяйство ФРГ в 60-е гг., явились быстрое развитие научно-технического прогресса, усиление ориентации на внешний рынок и увеличение государственно-монополистического капитала.

Развитие научно-технического прогресса в ФРГ проходило в несколько своеобразных условиях. Его особенность заключалась в том, что главной базой для внедрения новой техники в промышленность страны в первый период были не собственные научные исследования и разработки, а иностранные патенты и лицензии. Их было выгоднее импортировать, чем затрачивать большие суммы на повторение уже созданных передовых технологий. Средства, которые неизбежно были бы израсходованы на собственные научные исследования, направлялись в виде капиталовложений на расширение и обновление основных фондов народного хозяйства, что также ускорило общий экономический рост.

Однако с начала 60-х гг. опасность технологического отставания ФРГ в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) от других развитых стран обусловила и потребовала изменения политики технического прогресса и усиления внимания к развитию собственных исследований на основных направлениях научно-технического прогресса. Расходы на них за период с 1960 по 1970 г. увеличились в 5,2 раза. В результате доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась и составила в начале 70-х гг. 14 против 20% в 60-е гг.

Научно-технический прогресс превратился в решающий фактор экономического роста страны. Он обусловил значительную перестройку материальной базы всего народного хозяйства. Изменения в структуре промышленности ФРГ выразились в уменьшении более чем вдвое доли добывающей промышленности, в первую очередь за счет каменноугольной, что связано с падением роли угля как источника топлива. Уменьшилась доля отраслей "легкой промышленности, таких как текстильная и обувная.

В свою очередь началось быстрое развитие отраслей экспортной ориентации, в производственной программе которых большое значение занимают новые виды товаров и отрасли военной направленности: химическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная, электротехническая (особенно электронная), авиационная, ракетно-космическая, атомная. И все же важнейшими отраслями индустрии ФРГ в 60-е гг. были машиностроение и химия, на которые приходилось соответственно 1/4 и 1/10 продукции промышленности страны.

Структурные изменения в промышленности ФРГ были вызваны целым комплексом факторов, решающий из которых – изменение объема и структуры капиталовложений.

В период восстановления экономики страны инвестиции шли главным образом в каменноугольную и металлургическую промышленность, которые стали базой для развития остальных отраслей народного хозяйства. Когда восстановительный период в ФРГ был завершен, капиталовложения стали направляться преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов (нефтеперерабатывающая, автомобильная). Значительную часть инвестиций составляли иностранные, главным образом американские, капиталы. Основная масса их инвестиций направлялась в передовые отрасли промышленности, определявшие в этот период лицо научно-технического прогресса. Это общее машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая промышленность. Довольно значительными были английские инвестиции в нефтяную и химическую промышленность.

Интенсивный процесс модернизации технической базы промышленности привел к значительному росту производительности труда. Так, в промышленности в целом прирост производительности труда за 60-е гг. составил 60 %.

Важным фактором, оказавшим влияние на экономическое развитие ФРГ в 60-е гг., являлась внешняя торговля. К 1970 г. по экспорту готовой продукции ФРГ вышла на первое место, оттеснив США.

Большое влияние на развитие экономики ФРГ оказало образование "Общего рынка". Снятие некоторых таможенных барьеров между государствами, облегчение в передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, усиление кооперации и соответственно специализации между промышленными предприятиями стран "Общего рынка" способствовали расширению внешнеторговых связей и тем самым ускорению экономического роста ФРГ. К началу 70-х гг. на долю стран ЕЭС приходилось 47% экспорта и 53% импорта ФРГ.

Важным фактором экономического роста стала политика государственного регулирования экономики. Замедление темпов экономического роста в начале 60-х гг. вызвало необходимость более активного вмешательства государства в процесс экономического развития. От обычных мер экономической политики (финансовой, кредитной и налоговой) государство перешло к практике составления общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов, предусматривавших расходы на военные нужды, научные исследования, образование, транспортные проблемы, контроль над ценами и т.д.

Развитие научно-технического прогресса и усиление конкуренции на внешних рынках активизировали процесс концентрации производства и капитала. К началу 70-х гг. 76% выплавки алюминия, 76% добычи каменного угля находились в руках одной монополии соответствующей отрасли. Почти все 100% производства авиационной промышленности и 60% химической приходилось на 3 крупнейших концерна, около 100% продукции автомобильной промышленности давали 5 концернов. Появляются и транснациональные корпорации, возникшие на базе объединения национальных фирм отдельных стран. В ФРГ в 1970 г. насчитывалось 12 ТНК. Однако высокомонополизированная промышленность ФРГ начинает активно развивать различные формы кооперации с мелкими и средними предприятиями, которые по численности являлись преобладающими. Под влиянием технического прогресса начинает осуществляться разделение производственных функций между крупными и мелкими предприятиями, что придавало экономике ФРГ гибкость и эффективность.

Таким образом, в экономическом развитии ФРГ в послевоенное время можно выделить два периода. Первый – 50-е гг., когда ФРГ, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой капиталистической экономике на втором месте после США. Второй – 60-е гг., когда обозначилась другая тенденция развития – с колебаниями темпов роста, что привело к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. К 1970 г. она была отодвинута Японией на третье место в мировом промышленном производстве. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов и в последующий период

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об