Великобритания (промышленность). Сельское хозяйство Великобритании

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения - Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город - Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Как указывалось выше, угледобывающая промышленность снизилась и энергетический сектор экономики был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти. Ядерное топливо незначительно повысило уровень вырабатываемой в стране энергии, в то время как гидроэлектростанции сохранили свои позиции, а кое-где, например, в Шотландии, остались главным источником энергии. Подавляющее большинство энергии производится на обычных электростанциях.

В целом сфера производства продолжает сокращаться как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли (теперь менее одной четверти) в валовом национальном продукте (ВНП). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного увеличения уровня безработицы в начале 80-х годов. Когда же производство снова стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и прибылях.

Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.

В восьмидесятых годах значительно увеличился импорт промышленной продукции, но, несмотря на это, Великобритания продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно остается в пользу импорта. Тем не менее, поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.

Центры промышленности.

  • 1. Нефтепереработка: Шелл-Хейвен, Фоли, Грейнджмут, Милфорд-Хейвен, Пембрук, Барри, Коритон, Лландарси, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Тиспорт.
  • 2. Чёрная металлургия: Шеффилд-Ротерем, Порт-Толбот, Лланверн, Сканторп, Скин-нингров, Редкар, Лланелли, Каррон, Клайд-Айрон, Мидлсбро, Равенскрег, Кардифф.
  • 3. Цветная металлургия: Суонси, Лондон и его пригороды, Холихед, Линмут, Эйвон-мут, Прескот.
  • 4. Алюминиевая промышленность: Бернтайленд, Долгаррог, Ньюпорт, Кинлохливен, Фойерс, Форт-Уильям, Холихед, Инвергордон.
  • 5. Свинцово-цинковая промышленность: Эйвонмут, Манчестер, Нортфлит, Глазго.
  • 6. Медная промышленность: Бутл, Ливерпуль.
  • 7. Электротехника и приборостроение: Большой Лондон, Глазго, Эдинбург, Ист-Килбрайт, Ливингстон, Бирмингем, Ковентри, Данди, Ньюкасл-апон-Тайн, Ливерпуль, Манчестер.
  • 8. Станкостроение: Бирмингем, Большой Лондон, Ковентри, Лестер.
  • 9. Автомобильная промышленность: Большой Лондон, Бирмингем, Ковентри, Лутон, Оксфорд, Дерби, Сандерленд, Ливерпуль.
  • 10. Авиационная и ракетно-космическая промышленность: Большой Лондон, Бри-столь с пригородом Филтон, Дерби, Глостер, Уайт, Йовил, Лутон, Манчестер, Престон.
  • 11. Судостроение: Клайдсайд, Барроу-ин-Фернесс, Белфаст, Сандерленд, Беркенхед, Ньюкасл, Глазго, Гринок, Портсмут, Плимут, Саутгемптон.
  • 12. Химическая промышленность: Большой Лондон, Фоли-Саутгемптон, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Норт-Тис, Грейнджмут, Моссморан, Бристоль с пригородами, Иммингем, Лондондерри, Глазго, Бирмингем, Ньюкасл, Мидлсбро с пригородами, Абердин, Хайт, Ливерпуль, Манчестер, Гулль, Шелл-Хейвен.
  • 13. Атомная промышленность: Амершем, Харуэлл, Олдермастон, Спрингфилд, Капенхерст, Райсли, Уонтидж.
  • 14. Текстильная промышленность: Лондон, Ноттингем, Лестер, Данди, Лидс, Хад-дерсфилд, Брадфорд, Арброт, Монтроз, Маклсфилд, Гринфилд, Гримсби, Вулвер-гемптон, Престон, Уилтон, Ковентри, Килруд, Манчестер, Белфаст.

Лекция 2

2.1. Промышленность Великобритании.

2.2. Сельское хозяйство Великобритании.

2.3. Транспорт и внешние экономические связи.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности; ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - “Империал кемикал индастриз” или ИКИ, “Юнилевер”, “Бритиш Лейланд” и “Дженерал электрик компани”, в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со140до119 млн. т.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберлед-Даремский и Северо-Западный.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6, потребляемой в стране энергии. Теперь почти весь газ поступает из природных источников.


Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть (“грид”), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач (“Супергрид”) с бо льшим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией “Бритиш стил”.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была “Черная страна”, расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки “Лендровер”. Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами “Бритиш Лейланд”, заводами международной американской компании “Крайслер Ю. К.” и дочерними американскими фирмами “Воксхолл” и “Форд”.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”. Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте.

На промышленность Великобритании приходится 36% ВВП. В ней занято более 35% трудового населения. Для работы используется по большей части импортируемое сырьё. Страна демонстрирует рост прогрессивных технологий в электронике, химической промышленности, точном машиностроении и застой в традиционных отраслях. Промышленность Великобритании отличается возникновением монополий в некоторых сферах производства.

Металлургическая промышленность

Металлургическая промышленность Великобритании наиболее развитая отрасль. В ней трудятся немногим менее 600 тыс. человек, более половины задействованы в чёрной металлургии. Центры производства чугуна и стали находятся в Кардиффе, Суонси и Лидсе. Качество местной руды низкое всего 33% металла. Необходимый объём сырья ввозят из Либерии, Мавритани и . После модернизации в 80-х годах XX века, для выплавки 75% стали используют кислородно-конвертерный способ. Страна находится на 8 месте в мире по выплавке стали и чугуна.

Развитию металлургии в Великобритании способствовали благоприятные факторы:

наличие запасов угля;

железная руда содержится в угольных пластах;

повсеместные залежи известняка.

Сейчас для литья стали в качестве сырья всё больше используют металлом. Отличительной чертой данного сектора производства является ориентация на экспорт. 40% продукции отправляется в другие страны.

Великобритания занимает 2 место по экспорту каолина. В перспективе добыча меди, золота и вольфрама.

Цветная металлургия страны в Европе среди первых, но не входит в число основных отраслей Великобритании. Самые стабильные показатели в производстве алюминия. Потребность в цветных металлов покрывается за счёт импорта. Центры отрасли тяготеют к портовым городам, главный район – Западный Мидленд.

Машиностроение

Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение

Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

Известные марки автомобилей:

AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

Alexander Dennis – производит автобусы.

Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

Ariel Motors Ltd — занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

Aveling-Barford — выпускает самосвалы, дорожные катки.

Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

Bailey – производит прицепы с 1948 г.

Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.

Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

Jaguar Cars - бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.

Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

Авиационная промышленность

Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

Они поставляют:

авиадвигатели;

элементы планера;

бортовое оборудование.

В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

27% — производство авиадвигателей;

29% — производство бортового оборудования;

44% — производство летательных аппаратов.

Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

:
грузовые;

пассажирские

малогабаритные специализированные самолёты.

Судостроительная промышленность

Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании. Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции. Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

Электротехника и электроника

Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:

General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.

English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.

Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.

Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.

Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

Нефтегазовая промышленность

Более 130 нефтяных месторождений обнаружено в Северном море британского сектора это составляет треть запасов шельфа. Крупнейшие месторождение, где ведётся добыча Брент и Фортис. Всего разрабатываются около 50 месторождений. Нефтеперерабатывающая промышленность страны ориентирована на привозное сырьё.
В Северном море британской зоны найдено 80 месторождений газа, в эксплуатации находятся 37 из них. Значительная часть газа поставляется по газопроводу на дне Северного моря.

Лёгкая промышленность

В настоящее время в Великобритании идёт пересортировка значимости отраслей лёгкой промышленности. Текстильная промышленность сдаёт свои позиции. На долю бумажной полиграфической промышленности приходится 13,9%. Пищевая и табачная сфера занимает 13,8% общей доли лёгкой промышленности. Одной из основных в этом секторе стала пищевая отрасль.

Текстильная промышленность

Для Великобритании текстильная промышленность является традиционной. На начальном этапе развития промышленности данная отрасль оказала большое влияние на становление экономики страны и образование машинного производства. В ней задействовано 690 тыс. человек, основную часть составляют женщины. Центр изготовления шерстяных тканей – Западный Йоркшир. В Силсдене занимаются производством искусственного шёлка. В Ланкшире выпускают хлопчатобумажные ткани. Качество английских шерстяных тканей и изделий из них не заставит никого усомниться уже несколько столетий.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Великобритании производит большие объёмы кондитерских изделий, шоколада, какао, хлебобулочных изделий. Большая часть хлебопекарней автоматизировано. Доход от экспорта бисквитов более 12 мил. фунтов стерлингов. 30% шоколада на мировой рынок поставляет Великобритания. В стране занимаются приготовлением фруктовых джемов, начинок для пирогов. Изготавливают ветчину и бекон. На экспорт идут свежемороженые фрукты и овощи, джин, эль и Шотландский виски.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Великобритании относится к быстроразвивающимся отраслям. Центрами являются Бирмингем, Мидлсбро. Примерно треть продукции основной химии составляют окислы металлов и неметаллов, серная кислота. Около 30% продуктов органической химии – это этилен, синтетический каучук, пластмассы, моющие средства, растворители. Гигантский транснациональный концерн ИКИ контролирует 90% продукции основной химии.
Средние и малые предприятия производят основную часть парфюмерной продукции, красителей, пластмасс.

Производство неорганической химии сосредоточено в местах связанных с текстильной промышленностью и ресурсами соли.

Центр нефтехимической отрасли – Хамберсайд

.
Фармацевтическая отрасль достигла высокого уровня развития.
Центры химической промышленности находятся на Юго-востоке Англии, Ланкшире, Чешире.

Энергетика

Важной особенность экономики Великобритании является то, что потребности в электроэнергии обеспечиваются полностью. Тепловые электростанции производят 86% электроэнергии, атомные – 12%, гидроэлектростанции выдают 2%. Большая часть ТЭС функционируют на угле, замечена тенденция перехода на нефть. Самые крупные ТЭС расположены на р. Трент.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об