Финансовые источники предоставления социального обеспечения. Основные источники финансирования и материальная база социального обеспечения

Исторический опыт показывает, что финансовые средства по социальному обеспечению в советской экономике складывались из централизованных средств (государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, централизованный фонд социального обеспечения и социального страхования коллективных хозяйств) и децентрализованных источников (средства предприятий и организаций, колхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, общественных объединений).

С переходом к рынку финансовые средства системы социального обеспечения населения Российской Федерации складываются из средств государственного бюджета, средств местных бюджетов, средств трудовых коллективов, средств благотворительных организаций, средств спонсоров и внебюджетных фондов. Данное обстоятельство имеет органичную взаимосвязь с тем, что управлении системой социального обеспечения в России используется сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

a) Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего, правовое образование, имеющее многоуровневый характер Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: 2007. -- 187 с. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: финансирования социального обеспечения; управления;

b) материального обеспечения и социального обслуживания населения.

Это комплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы - в финансовое, административное право, право социального обеспечения.

Следующий уровень социального обеспечения как системного правового образования - отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения по финансированию, управлению, социальному обеспечению граждан, относятся к различным отраслям права.

a) В правовой системе социального обеспечения есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение:за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения.

В системе материального обеспечения и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы:

a) пенсионного обеспечения;

b) обеспечения граждан пособиями и компенсациями, социальными услугами, льготами;

c) обеспечения граждан медицинской помощью и лечением.

Таким образом, оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней. А средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Такими фондами являются:

ь Пенсионный фонд Российской Федерации;

ь Фонд социального страхования;

ь Фонд обязательного медицинского страхования.

Следует особо отметить, что деятельность внебюджетных фондов социального назначения приобретает особую важность, поскольку они являются пока единственными государственными и основными финансовыми источниками социальной защиты населения РФ в настоящее время. Предварительный анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что реформы, которые проводились в системах пенсионного обеспечения, здравоохранения, занятости и труда, имели правильную стратегию Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: Юристъ, 2004.. Однако, они не были исчерпывающими и было допущено множество тактических ошибок. Рассмотрим более подробно.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет:

a) страховых взносов работодателей;

b) ассигнований из государственного бюджета;

c) доходов от инвестиций;

d) добровольных взносов юридических и физических лиц;

e) прочих доходов.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции -- увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ) Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается. Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования Там же.. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.

Так, в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года и Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17декабря 2001 года, Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:

a) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

b) финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты;

c) организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

d) капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

a) страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

b) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

c) ассигнований из федерального бюджета;

d) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

e) добровольных взносов физических и юридических лиц;

f) доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. Дефицит бюджета ПФР обусловлен целым рядом причин: задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов1, задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду РФ затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан. Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..

После начала реформирования в 2003 году системы пенсионного обеспечения в РФ актуальным стало существование и эффективное функционирование негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с российским законодательством, негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии). В соответствии с Законом РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года, каждый гражданин РФ имеет право на дополнительную пенсию - негосударственную. Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Негосударственные пенсионные фонды в России существуют на основании Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 года, который определил общие принципы этого вида деятельности.

В настоящее время, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля над их деятельностью регулирует уже упомянутый «Закон о негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года.

Пенсионная реформа предполагает изменение ответственности за будущую пенсию. Эта ответственность будет возлагаться на работодателя, на государство и на самого работника. То есть речь идет о наличии государственной пенсии и пенсии дополнительной.

Для реализации этого в России создан новый институт финансовых организаций - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, не имеющие своей целью получение прибыли. Их деятельность лицензируется, контролируется государством и целиком направлена на формирование и приумножение пенсионных накоплений граждан (участников фондов).

Следующим внебюджетным фондом, обеспечивающим финансирование системы социального обеспечения, является Фонд социального страхования РФ. Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.

Средства Фонда социального страхования образуются за счет:

a) страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

b) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

c) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

d) ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Ещё один источник финансирования системы социального обеспечения - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, имеющий собственные территориальные фонды. Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

a) страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

b) ассигнований из федерального бюджета;

c) добровольных взносов юридических и физических лиц;

d) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

e) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

f) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:

Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова. А.М. Лушников. М.: Юстицинформ. 2008. с. - 310..

Следует заметить, что в структуре системы финансирования социального обеспечения отсутствует подразделение, в ведомстве которого находилась бы реализация социальной защиты граждан от безработицы. Следует заметить, что 2001 года такая структура существовала и носила название - Государственный фонд занятости Российской Федерации. Принятый 19 апреля 1991 г. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепил гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе и вследствие признания их безработными.

Экономической государственной гарантией на защиту от безработицы и материальную поддержку безработных граждан стало создание фонда занятости, предусмотренное ст. 22 Закона, определяющей основы правового положения фонда занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществлял свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1. В соответствии с Положением Государственный фонд занятости населения РФ являлся государственным внебюджетным фондом и был предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Государственный фонд занятости населения РФ, в отличие от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства Государственного фонда занятости населения РФ формировались за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В целях наиболее полной мобилизации средств для материальной поддержки граждан в сфере занятости населения Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1211 «О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения РФ» с 1 января 1997 г. на Федеральную налоговую службу России были возложены функции контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. В связи с вступлением в силу с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса, Государственный фонд занятости был ликвидирован. Финансирование расходов в связи с трудоустройством граждан и социальной защитой безработных предусматривается осуществлять непосредственно из бюджета.

Таким образом, на данный момент система финансирования социального обеспечения в РФ является довольно сложной и разветвленной. Основной проблемой можно назвать нехватку средств и невысокой качество материальной базы социального обеспечения. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, обусловленная переходным периодом, ещё больше обостряет противоречия, существующие в несбалансированной системе финансирования. Данное обстоятельство стимулирует законодателей искать новые пути и разрабатывать более эффективные модели социального обеспечения населения РФ.

Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социально-страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как ПФР ФСС России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно законодательству они являются страховщиками.

В Федеральном законе от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования заключается в автономности его финансирования. Следовательно, бюджет социально страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов и соответственно могут подлежать изъятию.

Источниками поступления денежных средств в бюджеты социально страховых фондов являются единый социальный налог, страховые взносы, дотации,средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названых фондов относится следующее:

Штрафные санкции и пени

Денежные средства, возмещаемые страхователями в результате регрессных требований к ответам за причинение вреда застрахованным лицам.

Доходы от размещения времено-свободных денежных средств обязательного социального страхования

Фиксированный платеж от лиц, добровольно поступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию

Иные поступления, не противоречащие законодательству

Размер тарифов единого социального налога, страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливается налоговым кодексом РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определенного объекта налогообложения.

Денежные средства социально-страховых взносов должны расходоваться только на цели, установленные федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов на очередной финансовый год.

По законодательству средства социально-страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения организацию не объединяющийся в одном каком-либо фонде государственного социального обеспечения.

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР, который формируется за счет страховых взносов, единого социального налога, средства федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых селекций, доходов от размещения времено-свободных средств обязательного пенсионного страхования.


Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета в том числе части единого социального налога.

Большинство социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам, за счет средств обязательного социального страхования фондами, есть, которые выдаются и незастрахованными лицами, но за счет средств государственного бюджета.

Набор оказываемых гражданам услуг определяется органами исполнительной власти субъекта РФ в перечне гарантированных государственных социальных услуг.

Дифференциация государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет.

Исходя из вида источника финансирования система санаторно-курортного лечения может быть разделено на 2 основные подсистемы:

Санаторно-курортное лечение (за счет средств обязательного социального страхования)

Санаторно-курортное лечение(за счет средств государственного бюджета)

Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставленных малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета.

Государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирование льгот осуществляется путем выделения ассигнований из федерального бюджета.

Негосударственные ПФР

Деятельность негосударственных ПФР регулируется ФЗ «О не государственном пенсионном фонде»

НПФ представляет собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечении, т.е. обладают особой правоспособностью.

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» создаваемый НПФ подлежит обязательному лицензированию.

К ним относятся:

1.соответственного размера совокупного вклада учредителей НПФ размеру, установленным законом

2.осуществление учета пенсионных обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов.

3.наличие у специалистов НПФ соответственной профессиональной подготовки, а у его руководителей-высшего юридического или финансово-экономического образования.

Только со дня получения лицензии у НПФ возникает право на непосредственное осуществление деятельности.

Руководитель исполнительного органа НПФ и главный бухгалтер должны иметь опят работы, высшее юридическое или финансово-экономическое образование. У них не должно быть судимости, за совершение преступлений в сфере экономики, а так же за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.

Законодательство допускает ограничение участия НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Они могут работать только с накопленной частью трудовой пении.

Деятельность НПФ строго регламентирована страховыми правилами фонда в них детально описан порядок:

1.инвестирование средств пенсионных накоплений, ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информация об их состоянии застрахованных лиц.

2.заключение,изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другие НПФ или ПФР

3.формирование средств пенсионных накоплений, предоставление застрахованным лицам информации об управлении компании

Взаимоотношение между НПФ и застрахованным лицам оформляются в виде договора.

Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании и порядок заключения договора утверждается правительством РФ.

Сторонами договора является НПФ и застрахованное лицо.

Договор заключается в простой письменной форме. Обязательном условием договора является заключение его на неопределенный срок. Договор должен содержать номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание ФИО, даты и места рождения, пол.

Договор обязательного пенсионного страхования вступает в силу со дня зачисления, перечисления предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.

Прекращается в случае наступления одного из следующих событий:

1.заключение нового договора

2.анулирование лицензии

3.в случае смерти застрахованного

Разграничение полномочий по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению.

Правовая основа оказания социально-обеспечительной помощи на федеральном и региональном уровнях заложена в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В соответствии с данной нормой координация вопросов социального обеспечения относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящий момент на федеральном уровне действует большое количество нормативных правовых актов по основным направлениям оказания социально-обеспечительной помощи – предоставление пособий, предметов первой необходимости, компенсаций, услуг и льгот. Соответствующая нормативная база деятельности по оказанию гражданам комплексной социально-обеспечительной поддержки постепенно создается и на региональном уровне . При этом региональная система нормативных правовых актов в этой области основывается как на Конституции РФ, так и нормах Уставов (Конституций) самих субъектов Федерации.

Участие органов местного самоуправления в регулировании отношений по социальному обеспечению ограничено пределами муниципального образования. Большинство актов органов местного самоуправления в области социально-обеспечительной помощи так или иначе направлены на реализацию положений, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней. В то же время муниципальные органы власти нередко проявляют нормотворческую самостоятельность и автономно принимают акты, предусматривающие предоставление «новых» видов социально-обеспечительной помощи с автоматическим их финансированием за счет собственных средств.

Основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются: Пенсионный фонд РФ; ФСС; Государственный фонд занятости; Фонд обязательного медицинского страхования.

ФЗ« Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона). Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат. В соответствии со ст. 17 ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: § страховые взносы; § дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; § штрафные санкции и пени; § денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; § доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; § иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.



Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Ежегодно в РФ принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах ЦБРФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Основными источниками финансирования данной системы являются:

  • - средства системы обязательного социального страхования, консолидируемые в фондах конкретных видов страхования;
  • - средства бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
  • - средства организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей);
  • - средства добровольного социального страхования.

Правовые и финансовая основы обязательного социального страхования практически были сформированы в 1990-1991 гг. Тогда были созданы внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, а также приняты правовые акты, регламентирующие деятельность данных фондов.

Каждый из указанных фондов отвечает за финансирование мер страхового обеспечения, соответствующих определенной группе социальных страховых рисков:

  • 1) ПФР - старость, инвалидность, потеря кормильца
  • 2) ОМС - необходимость получения медицинской помощи
  • 3) ФСС - временная нетрудоспособность, материнство, необходимость ухода за маленькими детьми
  • 4) ГФЗ - признание безработным

Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Под фондом социального обеспечения мы понимаем следующее. Во-первых, в его состав входят специально предназначенные для нужд социального обеспечения специализированные страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в дальнейшем - ПФР), Фонд социального страхования РФ (в дальнейшем - ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования (в дальнейшем - фонды ОМС).

Во-вторых, та часть государственного бюджета (имеется в виду иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иных граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Поэтому о нем можно говорить, как об экономической категории. Фонд социального обеспечения является главным фактором, определяющим материальное и социальное положение "еще", "временно" и "уже" нетрудоспособных, безработных и иных категорий граждан. Социальные внебюджетные фонды на федеральном уровне организационно также не объединены. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Состав средств социальных внебюджетных фондов свидетельствует, прежде всего, о воплощении принципа обязательного участия трудящихся в формировании и участии в финансировании средств на социальное обеспечение, а также о целевом расходовании указанных средств. Неуплата работодателями за своих наемных работников страховых взносов не должна лишать их права на обеспечение по системе обязательного социального страхования. Данное предписание следует рассматривать как гарантию предоставления социального обеспечения. Надо полагать, законодатель учитывает негативные последствия проводимых экономических реформ для граждан, пытающихся способом самозанятости решать вопросы собственного материального, а зачастую и физического выживания.

Поясним это на примере. В условиях спада промышленного производства многие работники предприятий регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Нечеткость правовой регламентации, а в отдельных случаях неурегулированность и пробелы в финансовом и налоговом законодательстве позволяют им заведомо существенно занижать или утаивать реальные доходы. А это ведет к снижению размера вносимых страховых взносов (единого социального налога) в социальные внебюджетные фонды. Получается так, что расходы на отдельные виды обеспечения по обязательному социальному страхованию могут превышать доходы социальных внебюджетных фондов, направляемые на социальное обеспечение.

Таким образом, государственный бюджет экономически объединяет все источники финансирования социального обеспечения в одну систему. К финансированию социального обеспечения подключаются также страховые взносы самих работников, например, по обязательному пенсионному страхованию.

Тем самым государство гарантирует фактическое осуществление гражданами права на социальное обеспечение. (Конечно, уровни экономического, духовного и политического развития страны оказывают непосредственное влияние на возможности как всего права, так и правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Чем выше уровень их развития, тем стабильнее положение дел в социальной сфере государства. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов снижает степень участия государства в эффективном осуществлении гражданами своих прав в области социального обеспечения). Как мы видим, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета. В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования в Законе 1999 г. об основах социального страхования выделяется принцип автономности финансовой системы названного страхования. Поэтому бюджеты социальных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Одновременно надо отметить еще одну особенность бюджетов социальных фондов - они не подлежат изъятию.

Бюджеты социальных фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральнымизаконами (ст. 15 Закона об основах социального страхования).

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов являются: а) единый социальный налог; б) страховые взносы; в) дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; г) штрафные санкции и пеня; д) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; е) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; ж) иные поступления, не противоречащие законодательству.

Размер тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование до 2001 г. устанавливался ежегодно. С 1 января 2001 г. была введена в действие глава 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" дальнейшем - ЕСН) (СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 33-40.). Теперь установлен новый порядок исчисления и уплаты взносов в вышеназванные страховые внебюджетные фонды. В Налоговом кодексе РФ (в дальнейшем - НК РФ) дается указание на круг плательщиков ЕСН в страховые внебюджетные фонды. Ими признаются как юридические, так и физические лица: а) лица, производящие выплаты физическим лицам (к ним относят организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); б) индивидуальные предприниматели, адвокаты (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям). В тех случаях, если плательщик ЕСН одновременно относится к нескольким категориям вышеприведенных налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

В ст. 236 НК РФ определен равный для всех плательщиков ЕСН объект налогообложения, к которому относятся: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками ЕСН в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, и доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением и пр. В ст. 237 НК РФ дается расшифровка налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков. Она определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. В ст. 238 НК РФ приводятся перечни, не подлежащие налогообложению. Налоговым кодексом РФ предусматриваются налоговые льготы (ст. 239ч.2НКРФ.). Например, от уплаты ЕСН освобождаются: организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, и т.п.

Таким образом, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; в случае безработицы; на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из того, что социальный страховой взнос представляет собой возмездный обязательный платеж, который уплачивается плательщиками в бюджеты фондов социального страхования и целевым назначением которого является материальное обеспечение граждан в порядке обязательного социального страхования, было бы целесообразно единый социальный налог заменить данными взносами.

Тарифы страховых взносов установить единые для всех плательщиков, например, в ПФР - 20-28 процентов, в ФСС РФ - 2,9-3,5 процентов, в Федеральный фонд ОМС - 1,1 процента, в территориальные фонды ОМС - 2,0 процента. Пониженный тариф можно было бы установить для сельскохозяйственных производителей, индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам, и другим организациям.

К числу плательщиков социального налога (взноса) относятся:

  • 1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: бюджет тариф социальный страхование
  • - организации;
  • - индивидуальные предприниматели;
  • - родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • - физические лица;
  • 2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Особые правила в исчислении социального налога (взноса) установлены ст. 235-238 Налогового кодекса РФ (ч. 2).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об