Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в российской экономике. Институциональные секторы и структура экономики


Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС – экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

Деление внутренних институциональных единиц по секторам экономики представляет собой исходный момент в составлении денежной и банковской статистики. Институциональные единицы согласно общепринятой системе национальных счетов (СНС) подразделяются на несколько секторов:

Все они различаются по своим экономическим целям, функциям и поведению. Экономическое поведение институциональных единиц в секторе корпораций значительно отличается от других секторов. Корпорации создаются с целью производства товаров и услуг для их реализации на рынке. Органы государственного управления, напротив, предоставляют нерыночные товары и услуги обществу и занимаются перераспределением доходов и богатства. Корпорации отличаются от домашних хозяйств, поскольку последние руководствуются другими экономическими целями, прежде всего – конечным потреблением.

Финансовые корпорации отделяются от нефинансовых корпораций уже на первом этапе разбивки экономики по секторам. Целью их деятельности является содействие трансферту средств от кредиторов заемщикам, т. е. финансовое посредничество. Оно принципиально отличается от других видов производственной деятельности.

Финансовый сектор , или сектор финансовых корпораций , включает все корпорации и квазикорпорации-резиденты, основной функцией которых является финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. Финансовое посредничество, в свою очередь, может быть определено как производственная деятельность, н процессе которой институциональная единица мобилизует финансовые ресурсы путем принятия обязательств за собственный счет с целью направления собранных ресурсов другим институциональным единицам путем кредитования или приобретения финансовых активов иным способом. Предоставление услуг, носящих вспомогательный характер для финансового посредничества, может осуществляться в форме вторичной деятельности самими финансовыми посредниками либо выполняться специализированными агентствами или брокерами. На рынке действуют также другие институциональные единицы, основной функцией которых является предоставление гарантий по векселям и иным финансовым инструментам, использующимся для учета и рефинансирования. Эти институциональные единицы предоставляют услуги, весьма схожие с услугами финансовых корпораций, однако они не являются финансовыми посредниками в полном смысле, поскольку не подвергают себя риску через принятие обязательств за собственный счет.

Сектор финансовых корпораций включает в себя также некоторые некоммерческие организации, которые:

  1. занимаются предоставлением финансовых услуг (например, страхованием);
  2. финансируются за счет взносов финансовых корпораций и призваны содействовать их деятельности или служат их интересам.

Отдельные корпорации и квазикорпорации занимаются предоставлением финансовых услуг в ограниченных объемах. Например, некоторые торговые сети предоставляют своим покупателям потребительские кредиты. Такие институциональные единицы не могут быть отнесены к финансовым посредникам, поскольку их главная деятельность состоит в предоставлении нефинансовых товаров и услуг. Домашние хозяйства, со своей стороны, могут заниматься финансовой деятельностью, например, в частном порядке давать взаймы деньги. Однако исходя из их конечной цели (потребление), мы их также не относим к финансовому сектору.

2. Финансовый сектор и его структура

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:


Центральный банк представляет собой национальное финансовое учреждение (или сеть учреждений), осуществляющее денежно-кредитное регулирование, и выполняет такие задачи, как эмиссия наличных денег, валютное регулирование и контроль, рефинансирование других депозитных корпораций. В ряде стран центральные банки также принимают депозиты нефинансовых корпораций или предоставляют им кредит. В ряде стран, где отсутствует денежно-кредитная автономия (невозможна эмиссия независимой валюты), центральный банк отсутствует. Его функции выполняет иностранный центральный банк. Согласно международным стандартам он считается депозитной корпорацией.

Подсектор центрального банка включает в себя следующие институциональные единицы:

  1. Центральный банк , или «банк банков », являющийся проводником денежно-кредитной политики государства в большинстве стран. Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком, например, в России - Банк России (Центральный банк Российской Федерации).
  2. Валютное правление (валютный совет, валютный комитет, валютная палата, валютное управление, currency board) – денежно-кредитное учреждение, эмитирующее банкноты и монеты, которые при предъявлении первого требования свободно конвертируются по фиксированному курсу обмена в иностранную валюту или другой внешний резервный актив. Валютное правление имеет на пассивных счетах банкноты и монеты в обращении, но дел с банками оно обычно не ведет, в результате чего банковские резервы отсутствуют. В качестве активов валютное правление держит только иностранные резервы, которые служат обеспечением денежной эмиссии. Отсутствие внутренних активов говорит о том, что оно не может кредитовать ни правительство, ни банки. Фактически валютное правление представляет собой некий автоматический механизм конверсии иностранной валюты в национальные денежные средства и обратно. В 2006 г. валютное правление действовало в Боснии и Герцеговине, Брунее, Болгарии, Гонконге (Китай), Джибути, Эстонии и Литве.
  3. Агентства и учреждения, связанные с государством или правительственные агентства (Government-affiliated agencies). В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства и частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию. Если институциональная единица в основном занимается выполнением функций денежно-кредитного регулятора, она включается в подсектор центрального банка. Во многих странах центральные банки регулируют деятельность депозитных и других финансовых корпораций или осуществляют за ними надзор. В 2000-х гг. мегарегулятор финансового сектора потеснил специализированных регуляторов во многих странах. За рубежом под мегарегулятором понимают модель объединенного или интегрированного надзора за финансовым сектором. По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное государственное учреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех основных категорий финансовых посредников - банки и страховые копании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании. В настоящее время мегарегулятором действует приблизительно в 50 странах, как развитых, так и развивающихся.
    Учреждение, отвечающее за интегрированный надзор за финансовым сектором, классифицируется в составе финансовых вспомогательных единиц, а не в подсекторе центрального банка. Частные корпорации, выполняющие такие функции, как клиринг и расчеты по чекам, включаются в подсектора других финансовых корпораций в соответствии с направлениями их деятельности.

Другие депозитные корпорации включают в себя все финансовые корпорации (кроме центрального банка) и квазикорпорации-резиденты, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют долговые обязательства, включающиеся в национальное определение широкой денежной массы. В мировой практике чаще всего в подсектор других депозитных корпораций входят:

  1. коммерческие банки;
  2. инвестиционные банки;
  3. сберегательные банки;
  4. ипотечные банки;
  5. сельские и сельскохозяйственные банки;
  6. ссудосберегательные ассоциации;
  7. строительные общества;
  8. кредитные союзы и кооперативы;
  9. компании по выпуску дорожных чеков, занимающиеся деятельностью, свойственной финансовым корпорациям.

Подсектор других финансовых корпораций (other financial corporations) представляет собой группы страховых корпораций и пенсионных фондов, других финансовых посредников и финансовых вспомогательных единиц.

  1. Страховые корпорации (Insurance Corporations) включают корпоративные, взаимные и иные организации, основной функцией которых является страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхования на случай болезни, страхование от пожара и другие виды страховании индивидуальных институциональных единиц или их групп.
  2. Пенсионные фонды (Pension Funds) организованы в форме самостоятельных институциональных единиц, действующих независимо от своих учредителей. Они предназначены для выплаты пенсионных пособий работникам. Пенсионные фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции за собственный счет. Они организуются и управляются индивидуальными частными или государственными работодателями или совместно индивидуальными работодателями и их работниками. Служащие и (или) работодатели вносят в пенсионные фонды регулярные взносы (отчисления). В мировой практике в большей степени распространены частные (и в меньшей – государственные) закрытые и открытые пенсионные фонды. Подсектор пенсионных фондов не охватывает программы пенсионного обеспечения, предназначенные для работников частных или государственных структур которые не имеют отдельно организованного фонда, и не охватывают программы, организующиеся негосударственными работодателями, резервы которых просто включаются в резервные средства самого работодателя или вкладываются в выпускаемые им ценные бумаги.
  3. Другие финансовые посредники (Other Financial Intermediaries) охватывают группы разнообразных институциональных единиц, в которые входят все финансовые корпорации, за исключением депозитных корпораций, страховых корпораций и пенсионных фондов, финансовые вспомогательных единиц. Институциональные единицы подсектора, других финансовых посредников обычно мобилизуют финансовые ресурсы путем приема долгосрочных или специализированных форм депозитов и выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов участия в капитале. Эти финансовые посредники часто специализируются на кредитовании конкретных категорий заемщиков и на использовании специализированных финансовых механизмов, например финансового лизинга. Они также занимаются предоставлением ценных бумаг в кредит и операциями с производными финансовыми инструментами.

    В подсектор других финансовых посредников могут входить следующие институциональные единицы.

    1. Финансовые компании (Finance companies) – институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам.
    2. Финансовые лизинговые компании (Financial leasing companies) – институциональные единицы, занимающиеся финансированием покупки материальных активов в форме лизинга.
    3. Инвестиционные пулы (Investment pools) – институциональные единицы, выступающие в форме финансовых организаций (за исключением пенсионных фондов), которые объединяют средства инвесторов с целью приобретения финансовых активов. Примерами инвестиционных пулов являются взаимные фонды, инвестиционные трасты, паевые фонды другие институциональные единицы коллективного инвестирования.
    4. Андеррайтеры ценных бумаг и дилеры (Securities underwriters and dealers) включают физические лица и фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами в форме оказания помощи фирмам в выпуске новых ценных бумаг путем андеррайтинга и размещения на рынке новых выпусков ценных бумаг, а также проведения операций купли-продажи с новыми или непогашенными ценными бумагами за собственный счет. Брокеры и другие институциональные единицы, проводящие операции купли-продажи между покупателями и продавцами ценных бумаг, но не приобретающие и не хранящие их на собственных счетах, классифицируются как финансовые вспомогательные единицы.
    5. Компании специального назначения или компании-носители (Vehicle companies) представляют собой финансовые структуры, созданные для владения секьюритизированными активами или активами, переданными с балансов корпораций или государственных предприятий в рамках их реструктуризации. Многие компании специального назначения организованы как трасты, которые создаются исключительно с целью владения определенным портфелем финансовых активов или пассивов.
    6. Посредники, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами (Financial derivative intermediaries) включают институциональные единицы, которые (1) занимаются выпуском производных инструментов, считающихся финансовыми активами, или (2) создают позиции по таким инструментам.
    7. Специализированные финансовые посредники (Specialized financial intermediaries) включают: холдинговые корпорации; компании, предоставляющие краткосрочное финансирование операций по слияниям и поглощениям корпораций; фирмы по финансированию экспорта и импорта; факторинговые компании; фирмы венчурного капитала; фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития; ломбарды, занимающиеся ссудными операциями с физическими лицами.
    8. Финансовые вспомогательные единицы - это те финансовые корпорации, деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но которые сами по себе не выступают финансовыми посредниками. К ним относят: рынки ценных бумаг; брокеров и агентов; компании, осуществляющие обмен валютами; корпорации, предоставляющие финансовые гарантии (страхование от убытков, относящихся к конкретным финансовым корпорациям, и от финансовых убытков по конкретным контрактам).

3. Классификация финансовых активов

Финансовые инструменты представляют собой широкий спектр финансовых контрактов, заключаемых между различными институциональными единицами. Финансовые инструменты классифицируются как финансовые активы (financial assets) или как другие финансовые инструменты (other financial instruments).

Финансовые активы определяются как финансовые требования (financial claims). К ним относятся, например, наличная валюта, депозиты и ценные бумаги – все они имеют очевидную, доказуемую стоимость (demonstrable value). К другим финансовым инструментам относятся такие финансовые контракты, как, например, финансовые гарантии, кредитные линии, обязательства по предоставлению займов и аккредитивы. Они являются обусловленными инструментами (contingent instruments), или зависят от наступления неопределенных будущих условий (uncertain future events). Обусловленные финансовые контракты выходят за границу охвата финансовых активов и классифицируются как «другие финансовые инструменты».

В Системе национальных счетов от 1993 г. финансовые активы определяются как подмножество экономических активов – объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды.

Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования, возникающие на основе договорных отношений, устанавливаемых, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой единице. Контракты между институциональными единицами создают основу для финансовых отношений между кредитором и должником, через которые владельцы актива приобретают безусловные требования на экономические ресурсы других институциональных единиц. Характер финансовых отношений между кредитором и должником придают финансовому инструменту аспекты актива и пассива. Монетарное золото и СДР, несмотря на отсутствие у них обязательств на стороне пассивов, также считаются финансовыми активами.

Классификационный признак ликвидности, заданный в СНС, могут дополнять другие, более конкретные характеристики актива, такие как обращаемость (negotiability), переводимость (transferability), реализуемость на рынке (marketability) и конвертируемость (convertibility). Хотя они не присутствуют среди формальных классификационных признаков, эти характеристики играют важнейшую роль в определении категорий финансовых активов.

Финансовые активы подразделяются на следующие классы.

Монетарное золото (monetary gold) – золото, хранящееся центральным банком или органами денежно-кредитного регулирования и составляющее часть официальных международных резервов страны. Запасы золота, не входящие в состав официальных резервов, классифицируются как нефинансовые активы. Операции с монетарным золотом отражаются на счетах центрального банка как изменение по счету активов, а соответствующая контрпроводка записывается как изменение активов остального мира. Операции с немонетарным золотом классифицируются как операции с нефинансовыми активами.

СДР (специальные права заимствования) – международные резервные активы, которые создаются МВФ и распределяются среди его государств-участников в дополнение к официальным резервам. У членов МВФ, получивших в свое распоряжение СДР, не возникает реального (безусловного) обязательства по возврату выделенных СДР. Специальные права заимствования могут быть активами только государств – участников МВФ и международных финансовых организаций, являющихся уполномоченными держателями СДР.

Наличная валюта (currency) – банкноты и монеты, имеющие фиксированную номинальную стоимость и выпускаемые центральными банками или правительствами. Наличная валюта подразделяется на отдельные категории для национальной валюты и иностранной валюты, представляющей обязательства центральных банков или правительств других стран. В некоторых странах выпускаются золотые монеты, оценивающиеся по их рыночной (внутренней) стоимости, или памятные монеты, хранимые за их нумизматическую ценность. Если монеты из драгоценных металлов или памятные монеты не находятся в активном денежном обращении, они должны классифицироваться как нефинансовые активы.

Депозиты (deposits) – все требования к центральному банку, другим депозитным корпорациям, органам государственного управления, которые подтверждены свидетельством о вкладе. В категорию депозитов вхожи переводные и другие депозиты. Для депозитов в национальной в иностранной валюте в целях учета используются отдельные категории.

Переводные, или передаваемые депозиты (transferable deposits) – депозиты, характеризующиеся следующими признаками: могут быть конвертированы в наличные деньги по номиналу по первому требованию без уплаты штрафа и без каких-либо ограничений; могут быть использованы для осуществлении платежей с помощью чека, тратты, жиро-поручения, прямого зачисления/списания или других механизмов прямых денежных платежей.

Другие депозиты (other deposits) – финансовые требования, кроме переводных депозитов, которые подтверждены свидетельством о вкладе. К ним относят: депозиты до востребования; сберегательные и срочные вклады; непереводные депозиты в иностранной валюте; обязательства финансовых корпораций в форме акций или других свидетельств о вкладе, которые юридически или на практике могут обмениваться на наличные немедленно или с уведомлением за короткий срок; доли взаимных фондов денежного рынка с ограничениями переводимости; соглашения о последующем выкупе (РЕПО), включающиеся н национальные показатели широкой денежной массы.

Депозитами с ограничениями (restricted deposits) – депозиты, снятие средств с которых ограничивается законодательством, нормативными актами или коммерческими требованиями. К депозитам с ограничениями относятся следующие депозиты: импортные депозиты, формирование которых требуется от импортеров до ввоза товаров в страну; переводные депозиты, перечисленные на счета вкладчиков, которые не могут быть изъяты, пока депозитная корпорация, которой бы ли перечислены депозиты (например, чеки или тратты), не получит средств по ним; обязательные сберегательные депозиты, открываемые в соответствии с законодательными требованиями, по которым часть доходов работника помещается на депозитный счет, средства с которого могут использоваться только по истечении оговоренного периода или сниматься только для оговоренных целей (таких как покупка жилья или пенсия); блокированные валютные депозиты (средства не могут быть сняты со счета), открываемые по требованиям валютного контроля; депозиты в финансовых корпорациях, закрытых до ликвидации или реорганизации.

Включение депозитов с ограничениями в состав денежных агрегатов зависит от характера действующих ограничений.

Долговые ценные бумаги (debt securities) или категория «ценные бумаги, кроме акций » (securities other than shares) включают обращающиеся финансовые инструменты, служащие свидетельством того, что институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть погашены путем предоставления наличных денег, финансового инструмента или какого-либо иного объекта, имеющего экономическую ценность. К наиболее распространенным долговым ценным бумагам относятся: государственные казначейские векселя; государственные облигации; облигации корпораций; необеспеченные долговые обязательства корпораций; векселя корпораций; депозитные сертификаты, выпускаемые депозитными корпорациями.

В категорию «ценные бумаги, кроме акций» включают привилегированные акции (preferred stocks or shares), обеспечивающие получение фиксированного дохода, но не дающие права на получение остаточной стоимости корпорации при ее ликвидации. В «ценные бумаги, кроме акций» входят также конвертируемые облигации (convertible bonds) – облигации, которые при определенных условиях могут быть конвертированы в акции.

Для создания долговых ценных бумаг иногда используется секьюритизация финансовых активов . Секьюритизация (securitization) представляет собой выпуск ценных бумаг, обеспечиваемых финансовыми активами, такими как ипотечные кредиты, требования к держателям кредитных карт и иные виды займов. Финансовые активы (например, ипотечные ссуды), служащие обеспечением ценных бумаг, продолжают отражаться на стороне активов бухгалтерского баланса. На стороне пассивов учитываются ценные бумаги, которые реализованы инвестором, заинтересованным в косвенных требованиях на выплаты основной суммы и процентов от финансовых активов, подвергшихся секьюритизации.

Банковские акцепты (banker"s acceptances) считаются долговыми финансовыми активами, несмотря на то, что никакого обмена денежными средствами может не происходит. Банковские акцепты представляют собой принятие финансовой корпорацией тратты или переводного векселя и безусловное обещание выплатить оговоренную сумму на заданную дату. Банковский акцепт представляет безусловное требование со стороны держателя и безусловное обязательство со стороны акцептующего банка. Встречным активом банка в случае акцепта является требование по отношению к своему клиенту.

Кредиты и займы (loans) – финансовые активы, которые обладают следующими характеристиками: создаются, когда кредитор предоставляет финансовые ресурсы напрямую заемщику; подтверждены не обращающимися на рынке документами.

Категория «кредиты и займы » включает все ссуды и авансы (кроме кредиторской и дебиторской задолженности, которая относится в отдельную категорию финансовых активов), предоставляемые различным секторам со стороны финансовых корпораций, органов государственного управления и, в некоторых странах, других секторов. К «кредитам и займам» относятся ссуды с погашением в рассрочку (installment loans), кредит на покупку в рассрочку (hire-purchase credit) и ссуды для финансирования торговли (loans to finance trade). Сюда же входят требования и обязательства по отношению к МВФ, имеющие форму займов, и финансовый лизинг.

В особые группы категории «кредиты и займы» выделяются соглашения РЕПО , кредитование ценными бумагами и другие активы, не относящиеся к кредитам и займам. Соглашение о продаже ценных бумаг с обратной покупкой (РЕПО) представляет собой операцию, включающую продажу за наличные денежные средства ценных бумаг по оговоренной цене с обязательством выкупить эти или аналогичные ценные бумаги по фиксированной цене либо на оговоренную будущую дату, либо «с открытым сроком». Соглашение называется «обратным РЕПО» когда оно рассматривается с точки зрения покупателя ценных бумаг, т. е стороны, предоставляющей наличные денежные средства. Соглашение РЕПО могут использоваться для самых разнообразных целей, например как средство финансирования покупки лежащего в основе РЕПО инструмента, для заимствования наличных средств или как средство покрытия короткой позиции.

Предоставлением в ссуду ценных бумаг или кредитованием ценными бумагами (securities lending) называется механизм, посредством которо го держатель ценных бумаг передает их «заемщику» с условием, что те же (или аналогичные) ценные бумаги будут возвращены на оговоренную дату или по требованию. Полное и неограниченное право собственности передается заемщику, однако риск и выгоды, связанные с правом собственности, остаются у первоначального владельца. Кредитование ценными бумагами используется владельцами ценных бумаг для повышения прибыли от операций с ценными бумагами и (или) для снижения издержек, связанных с их хранением. Механизмы предоставления в ссуду ценных бумаг делятся на две категории в зависимости от вида залога: наличные деньги или ценные бумаги. Заемщик ценных бумаг обычно предоставляет залог, стоимость которого равна или выше стоимости ссужаемых ценных бумаг. Кредитование ценными бумагами с денежным залогом весьма схоже с соглашением РЕПО, оно ведет к тому же экономическому результату. По этой причине РЕПО и предоставление в ссуду ценных бумаг учитываются в денежной и банковской статистике одинаковым образом.

Золотые займы (gold loans ) или золотые депозиты (gold deposits) представляют собой предоставление в ссуды или зачисление на депозит золота как финансового актива (монетарного золота) либо как нефинансового актива (т. е. немонетарного золота). Операции с золотом могут производиться для получения доходов от золота выше среднерыночных.

Долевые ценные бумаги (share securities) или «акции и другие формы участия в капитале » (shares and other equity) включают все финансовые инструменты и учетные документы, подтверждающие требования на стоимость имущества корпораций, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов. Право собственности на долю участия в капитале, как правило, подтверждено акциями, паями, сертификатами донского участиями и аналогичными документами. Описываемая категории охватывает чистую стоимость средств собственников в капитале квазикорпораций, акций и другие формы участия в корпорациях. Она также включает привилегированные акции, обеспечивающие участие в распределении остаточной стоимости при ликвидации корпорации.

Страховые технические резервы (insurance technical reserves) – чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, а также предварительные взносы страховых премий и резервов для покрытия неурегулированных претензий. Указанные статьи считаются активами бенефициаров и держателей полисов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах (Net Equity of Households in Life Insurance Reserves and in Pension Funds) – требования держателей страховых полисов в отношении резервов страховых корпораций и пенсионных фондов. Резервы страховых корпораций и пенсионных фондов в конечном счете, должны быть использованы для выплат пособий держателям полисов либо по их выходе на пенсию, либо в случае иного оговоренного события, либо для выплаты компенсации наследникам в случае смерти держателя полиса. Требования представляют собой активы сектора домашних хозяйств, а не страховых корпораций или пенсионных фондов.

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах (Net equity of households in pension funds) представляет собой требования м отношении будущих выплат дохода по достижении установленного возраста или по окончании оговоренного периода. Характер пассивов пенсионного фонда и активов домашних хозяйств зависит от пенсионного плана. В плане с установленным размером пособий работодатель гарантирует участвующим работникам определенный уровень пенсионных платежей. Пассивы плана с установленным размером пособий равны приведенной стоимости обещанных пособий. В планах с установленным размером взносов (defined contribution plans, «планах покупных денег» – money purchase plans) фиксированными являются взносы, а пособия напрямую зависят от активов фонда. Пассивы фонда с установленным размером взносов и активы домашних хозяйств равны текущей рыночной стоимости активов фонда.

Предварительные взносы страховых премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий (Prepayments of Insurance Premiums and Reserves 4gainst Outstanding Claims) являются текущими требованиями держателей полисов и бенефициаров, а не чистой стоимостью собственных средств страховых корпораций. Предварительные взносы премий, производимые клиентами в начале периода, на который распространяется действие страхового полиса, ведут к образованию резервов у страховых корпораций. При этом считается, что страховая компания получает эти средства постепенно в течение всего срока действия полиса, а образовавшиеся резервы являются активами держателей полисов.

Финансовые деривативы, или производные финансовые контракты (financial derivatives) – финансовые инструменты, которые привязываются к другому финансовому инструменту, показателю или товару, с помощью которого на финансовом рынке можно проводить операции с финансовыми рисками (например, процентным и валютным рисками, риском изменения курсов акций и цен на товары, кредитным риском и т. п.) независимо от основного инструмента. Стоимость производного финансового инструмента является производной от цены базового объекта, которым может быть, например, актив или индекс. В ходе заключения производного финансового контракта не происходит передачи основной суммы контракта, которая должна была бы впоследствии погашаться, и не осуществляется начисления инвестиционного дохода. Производные инструменты используются для различных целей, в том числе для управления риском, хеджирования, арбитражных операций между рынками и спекуляции. Финансовые деривативы могут быть представлены двумя широкими категориями: контракты форвардного типа (forward-type contracts) – безусловные контракты, в рамках которых две стороны договариваются обменять установленное количество лежащих в основе контракта объектов (реальных или финансовых) по согласованной цене (цене исполнения) на оговоренную дату; контракты опционного типа (option contracts) – контракты, в рамках которых покупатель приобретает у продавца право купить (или продать, в зависимости от того, является ли опцион опционом на покупку или опционом на продажу) оговоренный объект, лежащий в основе опциона, по цене исполнения на оговоренную дату или до нее.

Другая дебиторская/кредиторская задолженность (Other accounts receivable/payable) включает: коммерческий кредит, предоставленный напрямую корпорациям, органам государственного управления, некоммерческим организациям, домашним хозяйствам и остальному миру; авансы на работы, которые находятся на стадии незавершенного производства (или которые еще предстоит предпринять); предварительная оплата товаров и услуг; все остальные статьи, которые требуют дополнительного анализа для включения в другие категории, а также для начисленных налогов и начисленных расходов, например, ренты и заработной платы; отложенные доходы и резервы на покрытие убытков по ссудам и на другие цели.

Другие финансовые инструменты (Other financial instruments) применяются во многих договорных финансовых отношениях между институциональными единицами. Они не ведут к возникновению безусловных требований (unconditional requirements), например, произвести платеж или предоставить иные объекты, обладающие экономической ценностью. Подобные договоренности, которые называются «обусловленными» (contingencies), не включаются в определение финансовых активов и не должны отражаться на балансах финансовых корпораций. Перечислим другие наиболее распространенные финансовые инструменты:

  1. гарантии платежа третьей стороной являются обусловленным контрактом, поскольку платеж требуется только в том случае, если основной должник допускает невыполнение обязательств (дефолт).
  2. Кредитные линии (Lines of credit) дают гарантию, что денежные средства будут предоставлены, однако никакой финансовый актив (т. е. ссуда) не создается до тех пор, пока средства фактически не переданы заемщику.
  3. Аккредитивы (Letters of credit) представляют собой обещание произнести платеж, когда будут предоставлены определенные документы, оговоренные в контракте.
  4. Эмиссионные программы с банковской поддержкой (Note issuance facilities, NIFs) гарантируют сторонам возможность продажи эмитируемых ими краткосрочных ценных бумаг (векселей) и покупку финансовыми корпорациями, обеспечивающими действие такого механизма, всех ценных бумаг, не проданных на рынке. В случае, когда финансовая корпорация, обеспечивающая действие такого механизма, фактически предоставляет средства, она приобретает фактический актив, который подлежит отражению на балансе.

1. Состав государственного сектора в РФ определяются Классификатором институциональ-ных единиц по секторам экономики (КИЕС). Классификатор утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2004 № 110 «Об утверждении и внедрении в инфор-мационную систему государственной статистики отраслевого статистического Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС)».

КИЕС описывает институциональные единицы как коммерческого, так и государственного секто-ров экономики РФ.

2. Объектами классификации в российской практике являются«институциональные единицы»,которые группируются в секторы, подсекторы и субподсекторы национальной экономики и образу-ют структуру КИЕС.


Институциональная единица –хозяйствующая единица,способная владеть активами и прини-мать обязательства от своего собственного имени. Выделяют «корпорации», «квазикорпорации», «некоммерческие организации», «единицы государственного управления», «домашние хозяйства». 2.1. Корпорация –институциональная единица,имеющая статус юридического лица,котораясоздается с целью производства товаров и услуг для реализации их на рынке, что составляет ос-новной источник доходов их владельцев. Собственность корпорации распределена пропорцио-нально вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязатель-ствам корпорации.

Квазикорпорация –хозяйствующий субъект,формально не имеющий статуса корпорации,но вовсех др. отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отноше-ния с другими единицами, принимают обязательства.

2.2. «Институциональные единицы государственного управления» -институциональныеединицы, выполняющие функции органов государственного (и муниципального) управления в ка-честве основного вида деятельности.

2.3. Некоммерческая организация –институциональная единица,занятая экономической дея-

тельностью, целью которой не является извлечение прибыли.

2.4. Домохоз́яйство -обособленная ячейка общества,в рамках которой происходит производ-ство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН (1981 г.), понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни.

Домохозяйства различаются по составу:



Один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

Два или более лиц, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или не-скольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти ли-ца могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

В составе домохозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с его члена-ми, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохо-зяйства.

3. Группировка институциональных единиц осуществляется по признаку сходства целей ихдеятельности.

3.1. КИЕС выделяет 5 секторов национальной экономики и «сектор остального мира» (всенерезиденты, которые осуществляли операции или имели иные экономические связи с единицами-резидентами).



Таблица. Структура Классификатора институциональных единиц
по секторам экономики (КИЕС)
Код Секторы, подсекторы, субподсекторы
S.1 Национальная экономика
S.11 Нефинансовые корпорации
S.111 Государственные нефинансовые корпорации
S.112 Национальные частные нефинансовые корпорации
S.113 Нефинансовые корпорации под иностранным контролем
S.12 Финансовые корпорации
S.121 Банк России
S.122 Другие депозитные корпорации
S.1221 Государственные депозитные корпорации
S.1222 Национальные частные депозитные корпорации
S.1223 Депозитные корпорации под иностранным контролем

S.1123 Другие финансовые посредники (кроме страховых корпорации и негосударст-
венных пенсионных фондов)
S.1231 Государственные
S.1232 Национальные частные
S.1233 Под иностранным контролем
S.124 Вспомогательные финансовые организации
S.125 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды
S.1251 Государственные страховые корпорации
S.1252 Национальные частные страховые корпорации и негосударственные пенсион-
ные фонды
S.1253 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды под иностран-
ным контролем
S.13 Государственное управление
S.131 Федеральные органы государственной власти и управления
S.132 Органы государственной власти и управления субъектов Федерации
S.133 Органы местного самоуправления
S.134 Фонды государственного социального обеспечения
S.14 Домашние хозяйства
S.15 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
S.2 Остальной мир
S.21 Содружество Независимых Государств
S.22 Дальнее зарубежье

3.2. Сектор финансовых и нефинансовых корпораций объединяет только рыночных производи-телей. Сектор государственного управления, домашних хозяйств и НКО охватывает только неры-

ночных производителей. Разграничение рыночного и нерыночного производства в КИЕС про-

водится по критерию «экономически значимой цены».Цена является«экономически значимой»,если она количественно значима с точки зрения предложения (оказывает влияние на объем про-дукции, который производители готовы поставить на рынок) или спроса (оказывает влияние на объём продукции, который покупатели хотели бы приобрести). Вся «рыночная» продукция (т.е. продукция рыночного производства) продается по экономически значимым ценам.

Конкретизацией принципа экономически значимых цен в российской практике является «правило

1) единица является рыночным производителем, если 50% и более ее затрат на производство по-крывается за счёт выручки от реализации продукции; такая рыночная единица относится к секто-рам финансовых или нефинансовых корпораций;

2) единица является нерыночным производителем и относится к секторам государственного управления или некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, если менее 50 % её затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции.

Группировка единиц по институциональным секторам является вторым типом классификации при построении СНС. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица - хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы группируются по шести секторам:

"Нефинансовые предприятия";

"Финансовые учреждения";

"Государственные учреждения";

"Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";

"Домашние хозяйства";

"Остальной мир".

Сектор "Нефинансовые предприятия" охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг.

В сектор "Финансовые учреждения " входят институциональные единицы, занятые финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны» поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства", включает институциональные единицы, которые:

а) предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;

б) обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т. д.). Ресурсы этих организаций складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

В секторе "Домашние хозяйства" институциональной единицей является домашнее хозяйство - физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и имеющих общий бюджет.

Сектор "Остальной мир" состоит из резидентов других стран, которые заняты операциями с резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с "остальным миром".

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об