Экономический закон – наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Виды потребностей Потребности людей в различных странах одинаковы

Урок 23. Эволюция капитализма

28.10.2013 18339 0

Цели: ознакомить с экономической сущностью торговли и обмена, дать характеристику современным формам проявления капитализма; развивать умения работать с учебным текстом; формировать у учащихся экономическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему урока.)

Определите содержание учебного материала. (Эволюция - постепенное развитие, значит, в каких формах первоначально зародился капитализм, как они изменялись, каковы его современные формы; что было причиной изменения этих форм.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Обмен и торговля.

2. Исторические типы хозяйства.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма.

4. Формы современного капитализма.

II. Проверка домашнего задания

Выполним по вариантам тестовые задания.

Время выполнения 10 минут.

Тест 1

1. Неценовая конкуренция предусматривает...

а) рост качества продукции;

б) снижение цен;

в) скидки, премии;

г) дешевые распродажи.

2. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решиться на микроэкономическом уровне?

а) каким образом достичь уровня полной занятости;

б) что и сколько производить;

в) как избавиться от инфляции;

г) как стимулировать экономический рост.

3. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов.

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

5. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира...

а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства;

б) растет, если растет процент по вкладам в банках;

в) падает, если растет процент по банковским вкладам;

г) падает, если растет процент по ссудам.

6. Ценовая конкуренция предусматривает...

б) дополнительные гарантии;

в) снижение цен;

г) качество продукции.

7. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует...

а) экономное ведение дела;

б) экономическая самостоятельность;

в) соблюдение трудовой этики;

г) стремление повышать квалификацию.

8. Экономические системы, существующие в обществе, различает признак...

а) объем инвестиций в экономику;

б) способ распределения ограниченных ресурсов;

в) количество денежной массы в обращении;

г) уровень квалификации работников.

9. Установите соответствие между примером экономической деятельности и экономической системой.

10. Альтернативная стоимость товара измеряется...

а) затратами ресурсов на производство данного товара;

б) количеством денег, затраченных на производство данного товара;

в) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого товара.

Тест 2

1. Экономика как наука изучает...

а) исторический аспект развития общества;

б) юридические законы;

в) развитие науки и техники;

г) различные аспекты экономических отношений людей.

2. Необходимым признаком рыночной экономики является...

а) свободное ценообразование;

б) использование ресурсосберегающих технологий;

в) высокое качество продукции;

г) внешнеэкономическая деятельность государства.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а)конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательства.

6. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение...

а) только к планово-директивной экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации.

7. Главная проблема экономики состоит в том, что...

б) ресурсы безграничны;

г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.

8. В государстве Эколандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве...

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.

9. Государство в условиях командно-административной экономики...

а) законодательно закрепляет господство единой формы собственности;

б) предоставляет экономическую самостоятельность производителя;

в) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий.

10. Если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-то продукта...

а) можно только на частных предприятиях, а не на государственных;

б) только в условиях роста цен;

в) невозможно ни при каких условиях;

г) можно, если сократить производство каких-либо других продуктов.

Тест 3

1. Главная проблема экономики состоит в том, что...

а) человеческие желания ограничены;

б) ресурсы безграничны;

в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;

г) только слаборазвитые страны имеют проблему дефицита.

2. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, они имеют в виду...

6 Поурочные разработки по обществознанию

а) создание сбережений;

б) извлечение максимальной прибыли из имеющегося в наличии;

в) изучение экономики;

г) необходимость тратить как можно меньше.

3. Альтернативная стоимость - это стоимость товара или услуги, измеряемая...

а) индексом цен;

б) инфляцией;

в) ценой покупаемого товара;

г) то, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.

4. Ограниченность - это проблема, которая...

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает у богатых людей.

5. Жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для...

а) рыночной экономики;

б) традиционной экономики;

в) централизованной экономики;

г) экономики высокоразвитых стран.

6. Кривая производственных возможностей иллюстрирует...

а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

б) преимущества производства одного товара вместо другого;

в) изменение в цене различных продуктов;

г) альтернативную стоимость производства либо одного, либо другого товара.

7. Плата за пользование капиталом или прибыль от его использования называется...

а) рентой;

б) зарплатой;

в) процентом;

г) прибылью.

8. Люди и предприятия влияют на производство...

а) в рыночной экономике;

б) в традиционной экономике;

в) в централизованной экономике;

г) во всех экономических системах.

9. Около 100 лет назад известный экономист предложил теорию, которая связывает безработицу с пятнами на Солнце. Эта теория -пример...

а) альтернативной стоимости в действии;

б) кривой производственной возможности;

в) факторов производства;

г) экономической модели.

10. Сказочная страна С. производит удочки и леску. Все люди имеют работу, и фабрики работают в полную силу. Если правитель этой страны захочет произвести больше удочек, что вы ему посоветуете?

а) уменьшить производство лески;

б) увеличить производство лески;

в) дать приказ производить больше удочек;

г) ни при каких обстоятельствах не увеличивать производство удочек.

Критерии оценивания:

За каждый неправильный ответ оценка снижается на 1 балл. Ответы:

Тест 1: 1 а, 2 б, 3 БАБАБ, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 б, 9 АББАБ, 10 В. Тест 2: 1 б, 2 г, 3 в, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 а, 10 г.

Тест 3: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 г, 10 г.

В это время несколько учеников выполняют задание на карточках.

Карточка 1

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Ограниченность ресурсов.

2. Факторы производства.

3. Капитал.

4. Труд.

5. Экономические блага.

6. Свободные блага.

7. Земля.

8. Микроэкономика.

9. Макроэкономика.

10. Конкуренция.

A. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т. п.

B. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения природных ископаемы и т. п.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

3. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

JI. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

H. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Правильный ответ: 1 3,2 И, 3 Ж, 4 К, 5 Г, 6 JI, 7 Д, 8 В, 9 Б, 10 А.

Карточка 2

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

I. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. Процент является доходом на капитал.

3. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

4. Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

5. Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

6. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

7. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Правильные утверждения 2,4, 5. Остальные утверждения ошибочные.

Карточка 3

Подберите к каждому термину определение.

1. Экономика.

2. Экономическая система.

3. Факторы производства.

4. Товары.

5. Рынок.

6. Предприниматель.

7. Ограниченность.

8. Услуги.

9. Альтернативная стоимость.

10. Мотив прибыльности.

11. Смешанная экономика.

12. Экономическая модель.

A. Видимые и осязаемые предметы, представляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

B. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы Что, Как, Кто.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

3. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

JI. Земля, труд, капитал.

Ответы: 1 К, 2 Д, 3 Л, 4 А, 5 Б, 6 3, 7 И, 8 Е, 9 М, 10 В, 11 Ж, 12 Г.

Устные ответы:

1. Типы экономической системы.

2. Факторы производства.

III. Изучение нового материала

1. Обмен и торговля

Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 73.

Назовите общее и различное в обмене и торговле.

Итак,

1. Обмен компенсирует дефицит нужных вещей для обеих обменивающихся сторон.

2. Торговля имеет целью получение прибыли.

3. Обменивается равное на равное; торгуют тем, что пользуется спросом.

4. Обмен и торговля - две первые фазы развития капитализма.

2. Исторические типы хозяйства

В первобытном обществе первоначально хозяйство было присваивающим, а после неолитической революции стало производящим. Но в течение длительного времени хозяйство было натуральным, , т. е. все, что производилось в хозяйстве, потреблялось внутри него. Господствовал натуральный обмен, когда излишки одного продукта обменивались на продукт необходимый.

По мере усложнения производства, расширения наименований произведенных продуктов, возникла необходимость в посреднике. Роль посредника-эквивалента играли товары, которые в данной местности пользовались повышенным спросом или были крайне редки. Например, у предков удмуртского народа, проживавших на реке Вятке, таким эквивалентом были беличьи шкурки - «коньи». В современном удмуртском языке деньги называются «коньдон».

Постепенно обмен принимает денежную форму. И роль эквивалента перешла к драгоценным металлам. Одновременно формируется социальная группа, ставшая посредником в обмене, -торговцы. В Киевской Руси их называли «гостями». Центрами торговли стали города. В любой стране они возникали прежде всего на перекрестке торговых путей или у мест переправы через водные преграды.

Прочитайте текст учебника на с. 74-77.

Каково экономическое и политическое значение торговли в истории человечества? (Города стали центрами ремесла и торговли, появляется письменное законодательство, формируется третье сословие, заложена основа для развития промышленности, колониальная торговля - более высокий этап развития института торговли, оптовая торговля.)

Торговый капитализм сформировал достаточную базу для развития промышленного капитализма. Появляется товарное производство: деньги вкладываются в производство товаров для получения прибыли.

3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 78.

От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма?

Приведите примеры из истории России и зарубежных стран.

(В заключение учитель рассказывает, что такое товар и какие

свойства товар имеет.)

Товар - это вещь или услуга, предназначенные не для собственного потребления, а на продажу. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость.

Стоимость - это количество общественно необходимого времени, затраченное на производство товара или услуги. Потребительная стоимость - это нужность, полезность вещи.

По какому свойству мы сравниваем товар, когда говорим, что один товар дороже второго, и почему по этому свойству? (По стоимости, потому что это количественная характеристика и ее можно сравнить. Потребительная стоимость - это понятие в большей степени субъективное, т. е. для отдельного человека полезность вещи определяется его пристрастиями.)

4. Формы современного капитализма

Прочитайте текст учебника на с. 80. Выпишите современные формы капитализма.

IV. Закрепление изученного материала

Обсуждение вопросов 4, 6, 7, с. 80-81.

Домашнее задание

Учебник Кравченко: § 10, практикум.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!!! ЭТО УЖЕ ГОТОВАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ БЫЛА СДАНА БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ.
СТОИМОСТЬ - 480 руб
ЕСЛИ РАБОТА ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА, ПИШИТЕ В ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ С УКАЗАНИЕМ НОМЕРА ГОТОВОЙ РАБОТОЙ ИЛИ ССЫЛКИ!!
ТАКЖЕ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОГУ ВЫПОЛНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ВАШИМ ТРЕБОВАНИЯМ! КАЧЕСТВО ГАРАНТИРУЮ!

Экономическая теория (практика)

Тема 1. «Предмет, структура и функции экономической теории»
1. Выберите и обоснуйте наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:
а) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.
б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство. занятость и т.д.).
в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей ее членов.
г) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета экономической теории.

2. Зачем нужна экономическая теория обществу? Разве инженерные науки не дают точные ответы на все или большинство конкретных вопросов, связанных с решением практических задач (при сооружении домика на дачном участке вы руководствуетесь знанием строительного дела, а не экономики)?

3. По названиям научных трудов определите, какой раздел экономической теории они представляют: микроэкономику или макроэкономику:
а) Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмбелл, «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика».
б) А. Пигу, «Экономическая теория благосостояния».
в) «Цены и ценообразование в рыночной экономике».
г) Класс Эклунд, «Эффективная экономика».

4. Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»:
а) инфляцию;
б) занятость трудоспособного населения;
в) законы денежного обращения;
г) курс доллара в обменных пунктах;
д) принципы налогообложения;
е) уровень цен на московских розничных рынках;
ж) государственный бюджет 2000 года;
з) экономическую программу правительства на определенный период?

5. Что Вы отнесете к микроэкономике, а что к макроэкономике:
а) скрытая безработица на предприятиях России, индекс цен в 1993 г.,
б) объем валового национального продукта (ВНП) за 1992 г.,
в) цена на масло в январе 1993 г., инновационная деятельность фирмы, цена на металл (прокат) в Челябинске в марте 1993 г.?

6. Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или те и другие?
7. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
8. Можно ли полагать, что погоня за прибылью – это проявление чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?

Тест «Верно - неверно»
1. Советская экономика – грандиозный научный эксперимент.
2. Экономика не является наукой и поэтому ее нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.
3. Экономическая теория верна тогда, когда она подтверждается политикой.
4. Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.
5. Безграничные материальные потребности обуславливаются ограниченностью ресурсов.
6. Закон ограниченности ресурсов – это закон редкости полезных ископаемых, которые природа неравномерно распределила по территориям и странам мира.
7. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.
8. Прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг, осуществляется на основе анализа связи между солнечной активностью и расположением небесных светил, с одной стороны, и движением курса ценных бумаг – с другой, рискован из-за логической уязвимости.
9. Экономика, не являясь точной наукой не может использовать научные методы анализа.
10. По сравнению с естественными науками, экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу.
11. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.
12. В одно и тоже время потребности людей в различных странах одинаковы.
13. Проблема выбора существует только для производителей.
14. Шерсть, используемая на фабрике для вязки платков, является капиталом.
15. Деньги – это важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ.
16. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.
Список литературы

Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворить материальные потребности людей.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Для жизни людей необходимы определенные благоприятные условия .

Понятие благо, широко используемое в русском языке, имеет один корень с такими словами, как: благополучие, благодарность, благосостояние, благосклонность, благородство, благословение. В толковом словаре В. Даля «благо» – все доброе, полезное, служащее нашему счастью.

Благо – необходимое жизненное условие человека. Всякое живое существо нуждается в определенных благоприятных внешних условиях. И человек испытывает нужду в пище, одежде и других необходимых для жизни условиях. Но человеческая нужда всегда выступает в определенной социально-культурной форме. Например, нужда в пище одинаково необходима и европейцу, и американцу, и миллиардеру, и нищему. Но социально-экономическое содержание нужды неодинаково. С изменением социального и экономического положения человека (индивида, семьи, народа) изменяется содержание и структура его нужды.

Такую очеловеченную нужду принято называть потребностью. Потребность является исходной и важнейшей категорией экономики. Отметим, что существует многотолкований понятия «потребность».На наш взгляд наиболее точное толкование дает экономический словарь:

«Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности».

В действительности потребности выражают необходимость определенных благ и условий для нормальной человеческой жизни. Потребности заставляют людей создавать необходимые блага и условия для жизни, служат самым глубоким побудительным мотивом деятельности личности, фирмы и общества в целом. На этой основе формируются конкретные экономические явления, такие как интересы, мотивы, стимулы, и другие явления, принимающие специфические формы в различных экономических условиях.

Следует помнить, что для характеристики благосостояния общества надо использовать такой показатель, который хотя бы в относительной форме приблизительно давал реальное представление о полноте реализации потребностей не только отдельного человека, но и общества в целом.

Пример. Если говорить о том, что в среднем каждая семья в стране имеет отдельное жилье, то в количественном отношении проблема удовлетворения потребности в этом благе для этой семьи вроде бы снята. А отвечает ли это жилье в качественном отношении этой потребности – тут не все ясно.

Причем следует иметь в виду, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. При этом не следует забывать КПД (коэффициент полезного действия) использования блага для удовлетворения потребностей и наоборот. Например, нужное количество калорий человек может набрать за счет потребления разных продуктов. Например, одно яйцо и ведро капусты. Но, как говорят медики, лучше съесть одно яйцо, чем ведро капусты.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Потребности развиваются по закону возвышения потребностей . Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В своем развитии человек прошел все этапы – от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Исходя из исторических, культурных и национальных особенностей и традиций люди удовлетворяют потребности различным образом. Так обстоит дело даже с естественными потребностями в пище и одежде. Например, из Библии известно, что Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, а пищей его были акриды и дикий мед. Современные христиане одеваются и питаются совсем по-иному. Не всегда были одинаковы и способы удовлетворения одной и той же потребности. Так, потребность в пище не всегда удовлетворяется с помощью тарелок, ложек, ножей, салфеток – в Западной Европе даже в XVIII в. каждый член семьи брал с общего стола вареное мясо руками и разрывал его на части.

Единственной кладовой ресурсов для удовлетворения потребностей человека в прошлом служила природа. Впоследствии благодаря достижениям науки и техники люди стали создавать продукты и материалы с заданными свойствами, поставив себе на службу принципиально новые средства труда, источники энергии, транспорта и связи. Научно-технические революции, таким образом, создали принципиально новые потребности и способы их удовлетворения.

У каждого индивида множество потребностей. Поскольку индивидов множество, то и потребностей множество. Существует иерархия потребностей. В современной литературе имеются различные классификации человеческих потребностей. Так, А. Маршалл в конце XIX в. выделил потребности: первичные (низшие) и вторичные (высшие), срочные (неотложные) и несрочные, настоящие, будущие и др.

К первичным , или низшим , потребностям относятся жизненно необходимые потребности людей в пище, жилище, одежде, других материальных благах, которые нельзя устранить, заменить и даже существенно сократить без ущерба и вреда для здоровья и трудоспособности человека. Но удовлетворение первичных потребностей должно быть не чрезмерным, а разумным.

Первичные потребности, присущие всем людям, экономисты называют незаменимыми, неэластичными. В индустрии к первичным относятся также потребности в зданиях, сооружениях, машинах, средствах транспорта, связи, информации, без которых в современных условиях выпуск продукции и оказание услуг невозможны.

Вторичные (высшие) формируются на основе интеллектуальной духовной деятельности людей. К ним относятся потребности людей в образовании, культуре, искусстве, музыке и других духовных благах. Вторичные потребности имеются у всех людей, но они являются продуктом исторических условий, образования, воспитания. Наивысшей ступенью человеческого развития выступает потребность в интеллектуальном творчестве.

У некоторых людей имеются дурные наклонности, например, к употреблению алкоголя, наркотиков и др. Многие ученые считают, что подобные противоестественные и безнравственные занятия не заложены в природе человека и поэтому они не могут быть нормальными человеческими потребностями.

Срочные (неотложные) потребности. К срочным (неотложным) потребностям относятся, например, лекарственные препараты, скорая медицинская помощь, без удовлетворения которых у нуждающегося может наступить смерть.

Настоящие потребности – это потребности сегодняшнего дня.

Будущие потребности – это потребности будущего.

Наибольшее распространение получила теория о потребностях американского ученого Абрахам Маслоу (1908-1970). («пирамида Маслоу»). Согласно этой теории все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем порядке от «низших» до «высших» (рис. 1).


1 – физиологические потребности (еда, питье, жилье и т.д.);

2 – потребности самосохранения (защищенность);

3 – социальные потребности (духовные, любовь, нежность);

4 – потребности в уважении, признании, достижении цели;

5 – потребности в самоутверждении (самоактуализация).

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Названные группы потребностей по Маслоу образуют пирамиду. Эти группы потребностей неравноценны по важности для человека. Первые две группы автор относит к потребностям низшего порядка, каждые последующие – более высокого с нарастающей значимостью для человека. Следует отметить, что до тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, потребности высшего порядка не действуют.

Как возникают потребности, каким образом формируются, каково их содержание – на эти вопросы призваны дать ответ философия, психология и другие общественные науки. В экономической науке принципиальное значение имеет безграничность человеческих потребностей.

Что значит безграничность потребностей? Это означает, что вся совокупность потребностей каждого человека никогда не может быть полностью удовлетворена. Понятно, те или иные желания можно удовлетворить, но лишь на некоторое время. Например, потребность в еде. Даже после обильной еды человек, спустя некоторое время, снова будет испытывать голод. Более того, в процессе развития человечества происходит расширение и усложнение потребностей. Чем дальше развивается человечество, тем сложнее становится психологический мир основной массы людей и тем разнообразнее их потребности. В связи с этим полностью и навсегда удовлетворить все потребности человека невозможно.

Для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей требуются разнообразные товары и услуги. Для производства товаров и услуг требуются материалы, оборудование, сырье, в которых мы также испытываем потребности.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

Вариант 1.

Задание 1.

Для каждого определения или термина подберите определение:

1. ограниченность ресурсов.

2. экономические блага.

3. факторы производства.

4. капитал.

I. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей общества и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

II. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

III. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов, трудовые ресурсы, земля, капитал.

IV. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, механизмы, производственные здания, оборудование и сырье.

Задание 2.

1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

3. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом

4. Процент является доходом на капитал.

Задание 3.

За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги врачей и учителей – свободное благо?

Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка равны нулю, так как деньги не являются факторами производства,

б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется объемом спроса на товары и услуги,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только на частных предприятиях, а не на государственных,

Задание 6.

Укажите, какое из перечисленных утверждений является верным, а какое – ошибочным. Альтернативными издержками путешествия за границу могут быть:

Плата за учебу составит 4 тыс. год,

Расходы на питание – 3,5 тыс. год,

Транспортные расходы – 0,5 тыс. год,

Оплата снимаемого жилья – 2,5 тыс. год,

Расходы на одежду – 5 тыс. год,

Зарплата секретаря – 1,8 тыс. год,

Расходы на учебники - 0,4 тыс. год.

Задание 9.

Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться, за день можно добыть 8заячьих тушек, а если строить жилища – можно соорудить 4 жилища.

Постройте кривую производственных возможностей.

Как изменится положение КПВ, если:

а) при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления?

б) охотники приручат собак для охоты?

в) производство пищи и жилищ увеличится в равной степени?

Все ответы отметьте на графике кривыми.

Задание 10.

а) Постройте КПВ.

IV. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

Задание 2.

Прочитайте внимательно утверждения и укажите, какие верны, а какие ошибочны:

а) проблема выбора существует только для производителей,

б) мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства,

в) деньги – важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ,

г) дивиденды являются доходом, получаемым наемным работником от тех, кто использует его трудовой ресурс.

Задание 3.

Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные или качественные изменения?

Альтернативные издержки

и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными:

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка растут, если растет процент по вкладам в банк,

б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного использования,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только в условиях роста цен.

Задание 6.

Рациональное поведение экономического субъекта предполагает:

а) целесообразность его поведения,

б) сравнимость результатов и затрат,

в) учет мнения окружающих людей,

г) определение цены сделанного им выбора,

д) анализ вариантов достижения поставленной цели.

Задание 7-8.

В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить в виде таблицы:

Тостеры (тыс. шт.)

Компьютеры (тыс. шт.)

1. Постройте кривую производственных возможностей, откладывая по вертикали тостеры.

2. Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров

С 20 тыс. до 30 тыс. штук?

С10 тыс. до 40 тыс. штук?

С 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задание 9.

Выполняя задание центра, майор Пронин узнал, что точки А (90 пушек, 80т масла), В (70 пушек, 100т масла), С (30 пушек, 120т масла), принадлежат КПВ. Кроме этого, он выведал, что генеральный штаб врага планирует произвести 50 пушек.

Какой прогноз сделает отличник по экономике Пронин, относительно прогноза врага? Каковы возможности максимального производства пушек? Масла?

Задание 10.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

а) Постройте КПВ.

б) Что показывают точки кривой?

в) Если государство захочет увеличить производство танков до 5 000, как это отразится на производстве масла?

Задание 11.

Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей: А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).

Задание 12.

Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска»

Карточки с заданиями

по теме «Эволюция капитализма»

Подготовила учитель истории и обществознания

Полякова Татьяна Ивановна

Карточка №1.

Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

    Ограниченность ресурсов.

    Факторы производства.

    Капитал.

    Труд.

    Экономические блага.

    Свободные блага.

    Земля.

    Микроэкономика.

    Макроэкономика.

    Конкуренция.

А. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода.

Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т.п.

В. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике.

Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ.

Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата.

З. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства.

И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг.

Л. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

Н. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

Карточка №2.

Подберите к каждому термину определение.

    Экономика.

    Экономическая система.

    Факторы производства.

    Товары.

    Рынок.

    Предприниматель.

    Ограниченность.

    Услуги.

    Альтернативная стоимость.

    Мотив прибыльности.

    Смешанная экономика.

    Экономическая модель.

А. Видимые и осязаемые предметы, предоставляющие определенную ценность.

Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели.

В. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос.

Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий.

Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы ЧТО, КАК, КТО.

Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность.

Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран.

З. Тот, кто рискует ради получения прибыли.

И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей.

К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей.

М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу.

Л. Земля, труд капитал.

Карточка №3.

Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор.

    Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

    Процент является доходом на капитал.

    В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.

    Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства.

    Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.

    Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии.

    В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

Список использованной литературы.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М. «Вако». 2008.

    Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2011.

    Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2010.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об