Бюджетная система рф. Государственный бюджет


Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административнотерриториальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев, дистриктов и т.п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация (от позднелат. foederatio - объединение, союз), конфедерация, империя (от лат. imperium - власть). Наиболее распространенной формой является федерация.
В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).
В федеративных государствах бюджетная система является трехуровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) в Германии, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Правовой базой функционирования современной бюджетной системы РФ является бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство РФ состоит из:
  • Бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
  • нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;
  • законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.) - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса.
Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ (21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет Еврейской автономной области, 10 бюджетов автономных округов) и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты, бюджеты закрытых административно-территориальных образований - ЗАТО).
На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации, субсидии и субвенции.
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, то есть бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

Еще по теме Уровни бюджетной системы:

  1. 5.2. Доходы бюджетов различного уровня бюджетной системы
  2. №10. Расходы бюджетов РФ, разграничение расходных обязательств по уровням бюджетной системы.
  3. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
  4. 6. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Практика разграничения доходов между звеньями бюджетной системы.
  5. 3.2. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс.
  6. 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
  7. 51. Основы бюджетного устройства страны. Факторы, влияющие на формирование бюджетной системы РФ
  8. Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.
  9. 3.2 Совершенствование межбюджетных отношений на субфедеральном уровне в свете изменений бюджетного законодательства
  10. Бюджетное устройство Российской Федерации. Содержание бюджетной системы Республики Башкортостан.
  11. 39. Бюджетное устройство и бюджетная система: понятие и принципы построения
  12. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы
  13. 10.1. Основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.
  14. ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.

Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

Бюджетная система построена на основе следующих принципов.

1. Принцип единства бюджетной системы , который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета, в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами, в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:

  • уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;
  • сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
  • направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • передача части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджета, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает необходимость их отражения в бюджете в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности , т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Федеральный уровень регулирования

Здесь прежде всего необходимо сказать о Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов и закладывает основу всей правовой и политической системы страны.

Особенность Конституции состоит в том, что она имеет двойственную природу — это политико-правовой документ. С одной стороны, Конституция – это нормативный правовой акт, обязательный для исполнения всеми субъектами права. Но, с другой стороны, Конституция – это определенная политическая программа, в которой ставятся стратегические цели развития государства и общества. Эта двойственность порождает определенные проблемы реализации конституционных норм – не все декларируемые ею положения могут быть реализованы по принципу «здесь и сейчас».

Практически все положения Конституции Российской Федерации имеют значение для системы государственного и муниципального управления, хотя в ее тексте эти понятия не используются.

Тема 4. Бюджетная система Российской Федерации

Конституция говорит не о государственном управлении, а о государственной власти, не о муниципальном управлении, а о местном самоуправлении.

В главе 1 Конституции Российской Федерации закрепляются основы конституционного строя – основные принципы организации и функционирования государства. Для системы государственного и муниципального управления особое значение имеют такие принципы, как:

— демократический политический режим (статья 1);

— федеративная форма политико-территориального устройства (статьи 1 и 5);

— республиканская форма правления (статья 1);

социальное государство (статья 7);

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10, 11);

— признание местного самоуправления как самостоятельной форму публичной власти (статья 12);

— политическое и идеологическое многообразие (статья 13);

— верховенство Конституции и законов на всей территории страны (статья 15).

В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии со статьей 18, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Важно, что в главе 2 Конституции не только перечисляются права и свободы, но и в статьях 45 – 56 устанавливаются гарантии их реализации и защиты. Особенно важное значение для системы государственного и муниципального управления имеет положение части 3 статьи 55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Глава 3 регулирует вопросы федеративного устройства страны. Здесь принципиальное значение для системы государственного и муниципального управления имеют статьи 71, 72 и 73, в которых осуществляется разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Также большое значение имеют положения статьи 77 об органах государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 78 о единой системе органов исполнительной власти.

Главы 4, 5, 6 и 7 закрепляют правовой статус высших органов государственной власти — Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, правительства Российской Федерации, а также судебной власти и прокуратуры. Глава 8 посвящена местному самоуправлению.

Глава 9 регулирует вопросы внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является важнейшим источником в системе правового регулирования государственного и муниципального управления. Знание и соблюдение Конституции является обязанностью государственных и муниципальных служащих.

Несмотря на то, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны, большинство ее норм нуждаются в законодательном обеспечении. Прямое действие Конституции Российской Федерации, закрепленное в части 1 статьи 15, предполагает, что нормы конституции действуют независимо от того, приняты ли законы, регламентирующие порядок их реализации или нет. Однако на практике многие нормы Конституции просто не могут быть реализованы без таких законов.

Ниже Конституции по юридической силе находятся федеральные конституционные законы . Среди них большое значение для системы государственного и муниципального управления имеют следующие:

— «О Правительстве Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ);

— «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);

— «О судебной системе Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ);

— «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ) и др.

Федеральные конституционные законы не имеют принципиальных отличий от просто федеральных законов. Их особенности состоят в усложненной процедуре принятия и более высокой юридической силе. Считается, что федеральные конституционные законы как бы дополняют и развивают положения Конституции Российской Федерации, однако это достаточно спорное утверждение.

Федеральных законов в сфере государственного и муниципального управления достаточно много, перечислим некоторые наиболее значимые из них:

— «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ);

— «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ);

— «О системе государственной службы Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ);

— «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ);

— «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ)

— «О противодействии коррупции» (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ)

— «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ)

— «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ)

— «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).

Ниже федеральных законов по юридической силе находятся указы Президента Российской Федерации, среди которых можно назвать:

— «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601);

— «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314);

— «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636);

— «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574);

— «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110) и др.

— «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452);

— «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30);

— «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376) и др.

Ниже постановлений Правительства Российской Федерации находятся ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти – постановления, приказы, распоряжения, инструкции и положения.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Уровни бюджетной системы в РФ

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней:

1 уровень составляют Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

2 уровень составляют бюджеты Субъектов федерации и государственные территориальные внебюджетные фонды.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

3 уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Российский Новый Университет

Нижегородский филиал

Курсовая работа

по учебной дисциплине:

Финансы.

Тема : Расходы бюджета различных уровней.

Выполнил:

Студент 3 курса группы Э-1-01

Цыбин С.В.

Проверил:

к.э.н. Е.А. Лазарева

Нижний Новгород 2004г

Введение ………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ… ……………5

1.1. Классификация расходов бюджета РФ ………………………..……7

А) функциональная; ………………………………………………….………9

Б) экономическая; …………………………………………………….…..….11

В) ведомственная… ………………………………………………….….……13

1.2. Расходы федерального бюджета ……………………………………..14

1.3. Расходы бюджетов субъектов РФ …………………………………….17

1.4. Расходы местных бюджетов …………………………………………..21

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного

бюджета РФ ………………………………………………….………………..…26

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ ………………26

2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ ………………………….30

2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США… ………….32

Глава 3. Основные направления по эффективному

использованию средств государственного бюджета РФ. ……….…..….…36

Заключение ……………………………………………………………..……..37

Список литературы ……………………………………………………….…..39

Приложение ……………………………………………………………….……40

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

федеральный бюджет ;

бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Достаточно важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и США.

Глава 1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах.

Бюджетная система Российской Федерации

Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

1.1. Классификация расходов государственного бюджета

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Поиск Лекций

В России бюджетная система страны трехуровневая.

Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты.

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев

Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.

Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Рефинансирование долгов - это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация - это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация - это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация - это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Бюджетная система: понятие и уровни

В условиях рыночной экономики большая часть потребностей людей реализуется путем купли-продажи различных жизненных ценностей. Поэтому жизнедеятельность любого экономически самостоятельного субъекта (физического лица, организации и государства) осуществляется посредством системы доходов и расходов денежных ресурсов, представляющую собой бюджет.

Из всевозможных бюджетов современного общества главную роль играет бюджет государства - центральное звено государственной финансовой системы. В каждом государстве даже при переходе от одной общественно-экономической формации к другой сущность основных входящих в бюджет категорий, таких, как налоги, займы, расходы, остается неизменной. Сегодня бюджет необходим каждому государству для обеспечения государственных функций.

Любой бюджет выражает комплекс экономических денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Государственный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Как и любое социальное мероприятие, государственный бюджет начинается с плана, который должен составляться на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, получивший название финансового. Финансовым годом (или периодом) называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В большинстве стран он соответствует календарному году.

Под бюджетным устройством понимаются организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

В зависимости от государственного устройства страны существуют следующие схемы организации бюджетной системы: в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев (центральный и местные бюджетах), в федеративных - из трех (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты).

Российская Федерация - федеративное государство, поэтому в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России представляет собой трехуровневую иерархическую систему:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государ-ственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 30 тыс.).

К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Формирование бюджетов ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы таких бюджетов зачисляются все налоги, сборы и иные поступления с их территории. При этом дефицит бюджета ЗАТО покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.

Первый и главный уровень бюджетной системы РФ - федеральный бюджет, представляющий собой денежный фонд органов федеральной власти РФ.

Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения.

С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть валового внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.

Федеральный бюджет связывает основные финансовые институты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.

Правительство использует бюджет для экономического воздействия на негосударственную сферу экономики страны. Посредством механизма доходов и расходов оно оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.

Через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.

Второй уровень - это субъектные бюджеты (республиканские, краевые, окружные и областные, т.е. региональные). В их задачи входит обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций государственно-национальных и административно-территориальных образований; экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально-экономических и культурных вопросов.

По каналам региональных бюджетов в современных условиях финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение человека (в %): жилищно-коммунальное хозяйство - 92, образование - 79, культуру - 71, здравоохранение - 80, осуществление социальной политики - 68. Из всей государственной поддержки отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта на долю регионов приходится 64%.

В условиях перехода к рыночной экономике и роль и значение бюджетов субъектов Российской Федерации неуклонно возрастают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического развития территорий путем финансирования производственных организаций, социальных мероприятий, подготовки кадров и т.д.

Третий уровень бюджетной системы - местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. К ним относятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами местное самоуправление, реализацию местных социально-экономических задач, а также выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.

В бюджетную систему РФ входят также государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Их задача - финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий, таких, как страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование и др.

Несмотря на существенные различия, все три уровня бюджетной системы выражают единое социально-экономическое содержание - отношения сложившегося общественно-экономического устройства и соответственно финансовую политику государства. В то же время в силу определенной самостоятельности звеньев между ними могут возникать и противоречия.

Как отмечалось ранее, бюджеты в Российской Федерации самостоятельны. Однако для эффективного управления всей бюджетной системой Бюджетным кодексом РФ предусматривается составление консолидированного бюджета, т.е. совокупности бюджетов: федерального, региональных и местных (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа макроэкономических параметров финансов страны и имеет особое значение в международных и региональных сопоставлениях, динамике показателей экономического развития страны.

  • 5.Бюджетные полномочия субъектов рф
  • 6.Бюджетный процесс в рф: понятие, этапы, направления реформирования.
  • 7.Бюджетные полномочия муниципальных образований.
  • 8.Порядок составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
  • 9.Бюджетное устройство рф.
  • 10.Участники бюджетного процесса на федеральном уровне, их полномочия
  • 11.Бюджетная система рф, ее уровни и виды бюджетов.
  • 12.Организация исполнения федерального бюджета.
  • 13.Принципы построения бюджетной системы рф.
  • 14.Казначейская система исполнения федерального бюджета. Принцип единства кассы.
  • 15.Принцип единства бюджетной системы рф и принцип самостоятельности бюджетов.
  • 16.Бюджетные полномочия Федерального казначейства.
  • 17.Бюджетная классификация рф, ее назначение и состав.
  • 18.Порядок составления отчета об исполнении федерального бюджета и его утверждения
  • 19.Классификация доходов бюджетов.
  • 20.Бюджетные полномочия Счетной палаты рф
  • 21.Классификация расходов бюджета
  • 22.Организация бюджетного процесса в субъектах рф и в муниципальных образованиях
  • 24. Назначение федерального бюджета, его основные характеристики.
  • 25.Классификация операций сектора государственного управления.
  • 28. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета.
  • 29.Резервные фонды Президента рф и Правительства рф, их характеристика.
  • 31. Налоговые и неналоговые доходы из местных бюджетов.
  • 32. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, направления их использования.
  • 33. Безвозмездные перечисления в бюджеты субъектов рф и в местные бюджеты.
  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 35. Расходные обязательства рф.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 11.Бюджетная система рф, ее уровни и виды бюджетов.

    Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

    Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

    Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

    I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    III уровень - местные бюджеты.

    Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов РФ.

    12.Организация исполнения федерального бюджета.

    Важным этапом бюджетного процесса является организация исполнения бюджета.

    Исполнение бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

    Исполнение бюджета охватывает 2 стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

    В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

    Казначейская, при которой на специальные органы министерства финансово (Казначейство) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

    Банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

    Смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

    Орган государственной власти, осуществляющий организацию исполнения бюджета Федеральное казначейство Центральный банк Объединяет в себе черты обеих систем

    Осуществление операций получателей бюджетных средств Через территориальные органы ФК Через уполномоченные банки

    Особенности функционирования Эффективный контроль за бюджетными расходами Отсутствие оперативного контроля за расходованием бюджетных средств

    Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период до создания системы федерального казначейства и после ее создания, представленный на рисунке, позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

    Исполнение бюджета –это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган соответствующего уровня.

    В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Участниками процесса исполнения бюджета являются:

    Органы законодательной власти (рассматривают и утверждают отчеты об исполнении бюджета, последующий контроль за исполнением бюджетов);

    Органы исполнительной власти (осуществляют исполнение бюджета, сбор доходов, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета);

    Министерство финансов;

    Органы денежно кредитного регулирования;

    Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств,

    Бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения.

    Исполнение федерального бюджета, бюджета гос. внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией

    Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.

    Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

    Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

    Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .

    В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :

    1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
    2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
    3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований - городов, сел, районных центров).

    Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).

    В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».

    Виды доходов и расходов государственного бюджета.

    Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

    Доходы государственного бюджета формируются за счет:

    • налогов (основная статья дохода);
    • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
    • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
    • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

    Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :

    1. Военные расходы.
    2. Экономические расходы.
    3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
    4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
    5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

    Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

    • классификация доходов;
    • классификация расходов;
    • классификация ;
    • классификация операций сектора управления.

    Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.

    Охарактеризуйте уровни бюджетной системы Российской Федерации.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Охарактеризуйте уровни бюджетной системы Российской Федерации.
    Рубрика (тематическая категория) Образование

    Сегодня в России реальностью является трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень)

    Первый уровень - федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняютсяфедеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 ᴦ. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населœения, соответственно утверждался его бюджет.

    Второй уровень бюджетной системы образуютбюджеты субъектов РФ итерриториальные государственные внебюджетные фонды , к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределœении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

    Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, посœелœений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и посœелœений). Сегодня в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.

    Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.


    Охарактеризуйте уровни бюджетной системы Российской Федерации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Охарактеризуйте уровни бюджетной системы Российской Федерации." 2017, 2018.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об