Показатели бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность проекта

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Б) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Д) над расходами (Р) в связи с осуществлением данного проекта:

Б = Д - Р (3.14)

Интегральный бюджетный эффект Б рассчитывается по формуле 3.2 как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Д) над интегральными бюджетными расходами (Р).

В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

выплаты по государственным ценным бумагам;

государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.

В состав доходов бюджета включаются:

налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;

увеличение (со знаком "минус" - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по принципам, изложенным в главе 2;

срок окупаемости бюджетных затрат;

степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:

где Р - интегральные бюджетные расходы,

З - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Бюджетная эффективность учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. Например, при анализе инвестиционного проекта связанного с возведением объекта социально-культурного значения (примером может служить театр), первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который будет достигнут. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот инвестиционный проект, на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект (Бt). Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией инвестиционного проекта (1.1):

Бt=Дt-Pt (1.1.)

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов за весь срок реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

В состав расходов бюджета включаются: средства прямого бюджетного финансирования; кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета; прямые бюджетные ассигнования на надбавки к ценам на топливо и энергоносители, выплаты на пособия для лиц, остающихся без работы в связи с реализацией инвестиционного проекта; выплаты по государственным ценным бумагам; государственная гарантия инвестиционных расходов иностранным и отечественным инвесторам; средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных после реализации инвестиционного проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба.



В состав доходов бюджета включаются: налог на добавленную стоимость и все другие налоговые поступления в части, относящейся к осуществлению проекта; поступающие в бюджет таможенная пошлина и акцизы по продукции (ресурсам), производимым в соответствии с проектом; эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта; дивиденды по принадлежащим государству (региону) акциям и другим ценным бумагам, выпускаемым с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом; поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра; поступления от выдачи лицензий на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, связанной с осуществлением проекта; доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; поступления от погашения кредитов, выделенных за счет средств бюджета на обслуживание проекта; штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования, начисленные от заработной платы за работы, связанные с реализацией проекта.

На основе показателей годового бюджетного эффекта рассчитываются такие показатели, как срок окупаемости бюджетных затрат и степень участия государства (региона) в реализации инвестиционного проекта. Показатель бюджетного эффекта отражает лишь ту часть эффекта, которая поступает в бюджет. Другая часть эффекта поступает в распоряжение инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект. Она характеризуется показателями коммерческой эффективности. Поэтому наряду с показателями коммерческой и бюджетной эффективности необходимо определять показатели экономической эффективности инвестиционного проекта в хозяйственной системе (показатели народнохозяйственной эффективности).

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Бюджетное планирование является важнейшим элементом макроэкономической политики. Но как правильно планировать бюджет? Как учесть его объем и структуру? Как грамотно совместить бюджетные доходы и расходы? Как оценить эффективность бюджетной политики?

Проблема обеспечения бюджетной эффективности и преодоления дефицита бюджета всегда выступала одной из центральных проблем теории и практики финансов. Для российской экономики она также сегодня представляет высокую актуальность. Вот что отмечал в апреле 2010 года на одной из конференций Министр финансов РФ А.Л.Кудрин: «В части бюджетной политики скажу, что после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будет десятилетие без роста расходов. В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20%. Это консервативный сценарий. А к 2020 году мы вернемся к уровню федеральных расходов примерно 2010 года. Это очень серьезный вызов. Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов за счет экстенсивных возможностей… нам придется перестроить всю работу по повышению эффективности бюджета, создав новые элементы прозрачности бюджетной системы, новые институты» . На мой взгляд, эти новые институты потребуют и новую или, по крайней мере, обновлённую и дополненную систему показателей: индикации состояния бюджета, возможностей развития отдельных его статей и планирования структуры расходов исходя из макроэкономических задач.

Важность решения такой задачи связана с тем, что в России возник дефицит бюджета, а это накладывает особые ограничения на всю финансовую политику в связи с постановкой задачи модернизации экономики. Причины дефицита, как известно, могут быть различными. В частности, несоответствие доходов расходам, вызванное соответствующими и слабо прогнозируемыми изменениями в экономической системе, либо неверное исчисление доходов-расходов, сбои в налоговой системе, преувеличенная оценка предположений о доходах и заниженная оценка расходных назначений. Для покрытия дефицита бюджета необходимы дополнительные сверхбюджетные доходы. При неустойчивых финансах, расстроенном хозяйстве, нерациональной финансовой и экономической политике необходимые доходы для покрытия дефицита обычно довольно трудно получить. Хронический дефицит бюджета представляет опасность именно в том, что является отражением неэффективной структуры национального хозяйства и трудностей в его развитии и проведении макроэкономической политики.

Для погашения дефицита бюджета используют стандартный набор инструментов: сводные остатки от прежних бюджетов (в случае хронического дефицита на протяжении нескольких этот способ слабо помогает); сокращение расходов, что может привести к параличу современной экономики и усилить кризис; увеличение налогов; использование новых источников дохода; внешние и внутренние займы (увеличение долга); отчуждение части государственного имущества и денежная эмиссия (последствия в виде инфляции могут перекрыть выгоды ликвидации дефицита и даже сложить основу для будущих дефицитов) .

Однако мне хотелось бы отметить, что использование методов планирования бюджета, за счёт которых можно балансировать структуру бюджетных расходов, могут и должны являться важнейшим инструментарием обеспечения бюджетной эффективности и недопущения «хронического» дефицита.

Бюджетная эффективность выражается превышением доходов бюджета над расходами, связанными с необходимостью достижения поставленных целей (B E = R - Z, где R - доходы бюджета, Z - расходы бюджета; B E > 0 - профицит, B E < 0 - дефицит). Дефицит бюджета можно представить как разницу между правительственными расходами и собираемыми налогами, то есть (G-tY), где t - ставка налога, Y - национальный доход. Даже если величина правительственных расходов и налоговые ставки не изменяются, то бюджетный дефицит может расти в силу действия иных факторов, влияющих на производство национального дохода Y. Таким образом, проблема оценки бюджетной эффективности по расчёту указанной разницы вряд ли отражает подлинное содержание эффективной бюджетной политики и эффективности бюджета. Измерение бюджетной эффективности может приобретать характер определения величины той или иной нагрузки на бюджет (структурный анализ бюджета - постатейная оценка расходов и доходов бюджета). Бюджетная эффективность обеспечивается в рамках бюджетной политики. Применительно к макроэкономическому уровню направлениями такой политики могут быть:

  • обоснование величины расходов по статьям бюджета на основе критериев, отражающих эффективность использования бюджетных средств и определенных на основе приоритетов социально-экономической политики;
  • повышение эффективности системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;
  • совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы, повышение эффективности контроля расходования бюджетных средств и поступления доходов;
  • формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью регулирования налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности в зависимости от задач экономической политики и стимулирования той или иной хозяйственной деятельности - сектора экономики;
  • обеспечение сбалансированности государственного бюджета в среднесрочной перспективе .

Бюджетный дефицит и бюджетный излишек являются показателями, с помощью которых делаются выводы относительно эффективности бюджетной политики. Бюджетный дефицит можно представить как δ= ΔB+ΔM , где ΔB - займы у населения (на открытом рынке), ΔM - монетизация дефицита, т.е. займы у Центрального банка.

Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом.

Накопленная сумма бюджетных дефицитов представляет собой государственный долг. Фактически наличие дефицитов сегодня означает необходимость их оплаты для будущих поколений. Означает ли отрицательная бюджетная эффективность сегодня текущую эффективность других секторов или сфер, развитие которых способно компенсировать этот отрицательный результат в настоящем или будущем? Образование долга можно предотвратить, например, законодательно запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами. Однако будет ли это выходом из положения, обеспечит ли эффективность экономики?

Видимо, бюджетную эффективность необходимо оценивать по тому, как бюджет влияет на экономическую активность и к каким положительным экстерналиям приводят дефицит бюджета - перевешивают ли они собственно бюджетные потери. Отдельная проблема - это профицит бюджета, да ещё наблюдаемый в течение нескольких лет последовательно, как в российской экономике на протяжении 2001-2007 гг. Эта ситуация может возникать в силу специфики бюджетного планирования, когда правительство ставит цель аккумулирования финансовых ресурсов на решение стратегических задач развития либо в силу ошибок бюджетного планирования и управленческого пессимизма относительно проводимой политики.

Оценку влияния бюджета на экономику можно осуществить по показателю, который получил название индекс влияния бюджета. Доходы от налогов приводятся к уровню, который соответствует точке равновесия (полной занятости ресурсов в экономике). Затем из текущих расходов вычитается эта величина доходов и определяется так называемый «приведенный» бюджетный дефицит (G-tY *), где Y * - равновесный объём дохода. Индекс рассчитывается как доля «приведенного» дефицита к величине Y * , то есть IB=G/Y * -t. При высоком реальном дефиците и сокращении правительственных расходов индекс влияния бюджета, как и само влияние, будут сокращаться.

Бюджетный дефицит бывает структурный и циклический.

Под структурным дефицитом (B S ) понимают разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения (он соответствует нашему понятию «приведенного» дефицита):

B S =G-tY *

Циклический дефицит (BC) есть разность между фактическим и структурным дефицитом:

B C = B-B S = G-tY-(G-tY *) = t(Y * -Y).

Тогда циклический дефицит при неизменности налоговой системы определяется тем, насколько фактический выпуск в ту или иную сторону отстоит от равновесного (при полной занятости).

Концепция бюджетной эффективности, структурного и циклического дефицита применима и на корпоративном уровне, однако при этом имеется проблема расчёта равновесного выпуска, причём для макроэкономической системы она решается более удобно, нежели для корпорации. Если Y, то к структурному дефициту добавляется циклический дефицит. Если Y>Y * , то структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического дефицита. Фактический дефицит при снижении объёма выпуска больше, а при росте выпуска меньше структурного дефицита. Подобный сопоставительный анализ позволяет оценить бюджетную эффективность. Далее будет показан ещё один метод оценки такой эффективности, а также факторы, от которых зависит эффективность бюджетной системы, центральную роль в которой занимает государственный финансовый контроль.

Таким образом, даже такой хорошо оцениваемый с точки зрения финансовой математики вид эффективности, как бюджетная эффективность, тем не менее, является «сложной» эффективностью. Она определяется взаимозависимостью элементов бюджетной системы, макроэкономических параметров экономики (например, счёта текущих операций, счёта движения капиталов, инфляции и др.), а применительно к корпорации - зависит от задач и компетенции менеджмента, финансового руководства, финансовой политики корпорации и, безусловно, состояния и динамики рынков, на которых функционирует данная корпорация.

С точки зрения количественной оценки бюджетная эффективность, как было показано, представляет собой превышение доходов над расходами бюджета. Вместе с тем важно то, как распределены ресурсы по статьям бюджета, как используются бюджетные средства, насколько эффективно налажен контроль. В связи с этим возникает задача оценки эффективности контроля и структурной эффективности. Причём оба понятия касаются установления нормативов контроля и распределения средств между статьями бюджета.

Структурная постановка проблемы обеспечения бюджетной эффективности сводится к определению долей расходов по каждой статье бюджета, причём распределить бюджетные средства необходимо так, чтобы финансовая и нефинансовая отдача такого распределения была наибольшей и решались задачи социально-экономической политики. Здесь можно использовать как минимум два основных подхода. Во-первых, можно полагаться на результативность различных секторов экономики и статей бюджета, которые в той или иной степени касаются этих секторов. Во-вторых, можно исходить из оценки потребности по каждому направлению. Если потребность в расходах выше возможности, обеспеченной собираемыми доходами (налоговой системой), то стоит ли осуществлять займы на внутреннем рынке и привлекать внешние источники, порождая бюджетный дефицит?

В США, как известно, бюджетное планирование охватывает пять лет. В табл.1 приведены базовые параметры бюджета в период с 2007 по 2013 год. Доля бюджета в ВВП составляет 18-20%. Расходы превышают доходы на протяжении пяти лет и только в 2012-2013 гг. ожидается профицит бюджета. При этом величина ВВП, а значит и бюджетные доходы/расходы, неуклонно возрастают (табл.1).


Таблица 1. Бюджет США в период 2007-2013 гг. (млрд. долл.).

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Общий бюджет:
2,56 2,52 2,70 2,93 3,07 3,27 3,42
2,73 2,93 3,10 3,09 3,17 3,22 3,39
Дефицит(-)/Профицит(+) -162 -410 -407 -160 -95 -48 -29
Валовой внутренний продукт 13,66 14,31 15,02 15,79 16,58 17,39 18,24
Бюджет в % ВВП:
18,8 17,6 18,0 18,6 18,6 18,8 18,8
20,0 20,5 20,7 19,6 19,1 18,5 18,6
Дефицит(-)/Профицит(+) -1,2 -2,9 -2,7 -1,0 -0,6 +0,3 +0,2

Источник: официальный сайт Администрации Президента США.

Общая величина расходов по бюджету каждого года зависит от того, какой доход будет создан в экономике и как при условии неменяющихся налогов он будет собран, точнее, в каком размере. Это предопределяет возможности расходования средств бюджета по каждой строке бюджета (направлению, сектору экономической деятельности). Если при этом меняется ещё и налоговая система, да ещё основные налоги, дающие существенный сбор доходов, то структура бюджета тем более может претерпевать изменения.

Структурный анализ бюджета предполагает определение типа структуры бюджета (сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет), описание структурной проблемы (представление текущей и желательной структуры бюджета) и конкретизацию задач бюджета и бюджетной политики. Структура бюджета РФ в обобщённом виде представлена в табл.2.


Таблица 2. Структура расходов бюджета РФ в 2006-2008, %.

Направление расходов бюджета 2006 2007 2008
Общегосударственные расходы 14,96 17,18 14,34
Национальная оборона 15,6 12,85 8,81
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 12,68 10,33 9,03
Национальная экономика 7,95 11,18 12,15
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,91 4,54 0,94
Охрана окружающей среды 0,15 0,13 0,16
Образование 4,72 4,4 5,31
Культура, кинематография и средства массовой информации 1,2 1,08 1,45
Здравоохранение и спорт 3,49 4,24 3,66
Социальная политика 4,81 4,39 4,69
Межбюджетные трансферты 33,53 29,7 39,47

Источник: сайт Минэкономразвития РФ.

Исходя из приведенных данных, видно, что в структуре расходов сокращается их относительная величина по направлению обеспечения национальной безопасности и обороны, однако возрастает доля расходов на образование, культуру, национальную экономику. Существенно возрастает доля по направлению «межбюджетные трансферты». При росте валового продукта и соответствующем росте доходной части бюджета, увеличение доли расходов по направлению означает абсолютное увеличение расходов. Сокращение доли будет означать уменьшение расходов. Однако в условиях существенного прироста национального дохода, относительная доля расходов может уменьшиться без уменьшения абсолютной величины расходов по этому направлению. Это обстоятельство в условиях роста позволяет гибко управлять структурой бюджета. Если по каждому направлению бюджетных расходов ввести желаемую и фактическую долю, тогда можно записать выражение:

D i = β i tY - α i B ,

где: D i - потенциальный дефицит/профицит по i-му направлению расходов бюджета; α i - фактическая доля расходов по i-му направлению бюджета; β i - потребная (желательная) доля расходов по i-му направлению бюджета; tY - доходная часть бюджета, t - налоговая ставка, Y - национальный доход с учётом инфляции; B - текущие расходы бюджета.

При β i =α i потенциальный дефицит/профицит по i-му направлению будет равен реальному.

Если считать, что доля собираемых доходов по одному бюджетному направлению составит α 1 tY 1 и доходная часть в точности равна расходной, то, при изменении доли с α 1 до α 2 и росте с Y 1 до Y 2 снижение доли может быть таким, чтобы не изменилась абсолютная величина расходов по направлению и чтобы выполнялось соотношение:

Структурный анализ бюджета и подход к оценке его структурной эффективности могут быть обозначены при помощи использования следующих вводимых мной показателей:

  • коэффициента синхронизации прироста доходов и расходов бюджета;
  • коэффициента структурной равномерности (дифференциации) расходов бюджета;
  • коэффициент (приоритетности) оценки главного приоритета бюджета.

Математически перечисленные показатели приобретают вид:


1) Коэффициент синхронизации:


2) Коэффициент дифференциации:


3) Коэффициент приоритетности:


где: b - равное распределение по всем направлениям бюджета, представляющее собой отношение общей величины расходов (B) к числу направлений бюджета; b max - наибольшая величина бюджетных расходов; b min - наименьшая величина бюджетных расходов; Δd - прирост доходов бюджета за время t; Δb - прирост расходов бюджета за время t; Δd i - прирост доходов бюджета за i-ый интервал времени; Δb i - прирост расходов бюджета за i-ый интервал времени; T - рассматриваемый период времени .

Безусловно, структурный анализ бюджета выполняет важную функцию, поскольку он позволяет выбрать наиболее мультиплицирующие направления расходов в случае необходимости стимулирования конъюнктуры (экспансии), либо менее мультиплицирующие - в случае необходимости рестрикций. Однако правительства боятся использовать структурные модификации бюджета для таких целей, поскольку гибкость бюджетного механизма должна быть выше и позволять использовать подобный инструмент на практике.

Применительно к американскому бюджету расчёт коэффициента синхронизации k представлен в табл.3.


Таблица 3. Динамика коэффициента синхронизации бюджета США в период 2007-2013 гг. (расчёт по данным табл.1).

-1,2 0,5 -2,4
0,4 0,2 2,0
0,6 -1,1 -0,55
0 -0,5 0
0,2 -0,6 -0,34
0 0,1 0

Из проведенных расчётов следует, что прирост доходов и расходов не совпадают для американского бюджета, то есть когда доходы сокращаются - расходы растут, когда доходы растут - расходы сокращаются. Следовательно, общий коэффициент синхронизации будет отрицательным и применительно к приведенным данным составит K=-1,29, что означает несинхронизированность бюджетных доходов/расходов. Позитивная или негативная оценка данного факта зависит от того, какие цели преследуются в рамках макроэкономической политики. Однако, какие бы цели ни преследовались, при росте доходов ситуация сокращения расходов противоречит элементарной логике. В этом случае расходы, как минимум, не должны сокращаться по бюджетным статьям.


Таблица 4. Расчёт структурных коэффициентов для бюджета России за 2006-2008 гг. (N=11, по расходам).

Дифференциация по статьям бюджета сначала снижается, затем существенно возрастает, что вызвано планомерным увеличением приоритетности расходов бюджета. При этом с точки зрения планирования и осуществления бюджетной политики, а также для повышения её эффективности, уместна постановка задачи определения наиболее приемлемых уровня дифференциации и приоритетности бюджетных расходов как макроэкономического инструмента стимулирования экономики и поддержания наиболее значимых сфер деятельности в жизнеспособном состоянии.

По аналогии с оценкой структурных сдвигов в экономике представим показатель , который может быть удобен для оценки структурных модификаций бюджета. Математически коэффициент интенсивности структурных модификаций бюджета примет вид:

где: IB - показатель интенсивности структурных модификаций бюджета (на относительно коротком отрезке времени он не должен быть высоким); b i (t) - доля i-ой строки бюджета в общих расходах в момент t; b i (0) - доля i-ой строки бюджета в общих расходах в начальный момент времени; n - число строк (направлений) бюджета, по которым увеличилась доля расходов; T - период времени для оценки интенсивности структурных модификаций бюджета .

Конечно, представленный анализ, как и систему показателей, не следует абсолютизировать, но, тем не менее, он помогает пролить свет на содержание бюджетного планирования, бюджетную политику и влияние структурных модификаций бюджета на экономику. Представленный здесь подход составляет своеобразный метод планирования структуры бюджета и оценки его эффективности.

Однако эффективность имеет и качественное измерение. Бюджетная эффективность определяется структурной композицией бюджета (статей доходов/расходов), а также зависит от системы государственного финансового контроля, поскольку не столько соотношение доходы/расходы есть эффективность, сколько использование финансовых бюджетных средств на конкретные цели развития экономики, причём так, чтобы эти цели достигали 100% исполнения. В этом смысле опыт 1990-х гг. в России, когда федеральные государственные программы финансировались на 30% от потребного объёма, и опыт 2000-х гг., когда эта цифра по отдельным программам возросла до 80-90%, но всё равно не была равной 100%, говорит о невысокой бюджетной эффективности и неэффективной бюджетной политике.

Определение масштаба системы государственного финансового контроля и оценка эффективности этой системы являются центральными вопросами при организации данной системы, наделении её необходимыми функциями .

Финансовый контроль государства обеспечивает соответствие планов и фактических результатов, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений, главной предпосылкой эффективного стратегического планирования. Государственный финансовый контроль призван исключать ошибки в бюджетной и финансово-экономической сфере, а значит, выполняет функцию обеспечения бюджетной эффективности .

Литература

  1. Кудрин А.Л. Стенограмма выступления на XI Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ГУ-ВШЭ 06.04.2010 года// www1.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id4=9492 .
  2. Миляков Н.В. Дефицит бюджета в 20-ые годы. М. Финансы и статистика, 1993.
  3. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране// «Финансы», № 5, 2002.
  4. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики. М.: Финансы и статистика, 2010.
  5. Сухарев О., Десятова И. Государственный финансовый контроль: эффективность и направления совершенствования// «Инвестиции в России», №9, 2008.
  6. Сухарев О.С. Экономика технологического развития. М.: Финансы и статистика. 2008.

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования. Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету.

БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - финансовые последствия осуществления инновационного проекта (в т.ч. кадрового нововведения) для федерального, регионального или местного бюджета. Основным показателем Б.э., используемым для обоснования предусмотренных в инновационном проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект. Бюджетный эффект для определенного периода времени (шага) осуществления инновационного проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых

ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12\47 от 31 марта 1994 г.). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов: коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федеральною, регионального или местного бюджета; народнохозяйственная экон. эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экон. эффективность.

дисконтированный доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; срок окупаемости; бюджетная эффективность; поток реальных денег; сальдо реальных денег.

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия для федерального, регионального или местного бюджета;

Бюджетная эффективность определяется отдельно для федерального, регионального и местного бюджетов при расчете бюджетных эффектов.

Бюджетная эффективность - отношение объема поступлений в бюджет к объему платежей из бюджета;

Коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реализации проектов;

Основным показателем эффективности инвестиционных проектов является срок окупаемости2 (коммерческая эффективность) и отношение объема поступления в бюджет предприятия к объему платежей из бюджета (бюджетная эффективность) (см. гл. 22).

Если в реализации инвестиционного проекта участвуют средства бюджетов, т.е. в роли соинвестора выступает государство, то рассчитывается бюджетная эффективность. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета.

Оценка финансовой эффективности коммерческого проекта опирается на прогнозируемые потоки денежных средств, рассчитанные на основе цен внутреннего рынка на проектные ресурсы и его продукты. Этот процесс находит отражение в проектируемой бухгалтерской отчетности о результатах хозяйствования будущего проекта-предприятия, что позволяет в конечном счете показать конкретные финансовые выгоды для участников проекта (например, фирм-учредителей, отдельных акционеров, банков или иных финансовых структур). Однако финансовый анализ не в состоянии отразить в полной мере результаты проекта для общества или экономики в целом, даже если будет учтена бюджетная эффективность проекта - налоги разных уровней бюджетов. Необходимо использование методов экономического анализа, имеющего целью количественно выразить влияние проекта на экономику в целом, его выгодность для отдельных групп в обществе.

Эффективность инвестиционного проекта. Сущность и виды. Принципы оценки эффективности. Особенности оценки общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.

Показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

участниками, привлекающими кредитные или заемные средства, и доли отдельных участников, представляющих свое имущество или средства для финансирования проекта, в общем объеме инвестиций. Показатели бюджетной эффективности отражают Бюджетная влияние результатов осуществления проекта на эффектив- доходы и расходы соответствующего (федералыю-

/// группа характеризующиеся высокими ценовыми показателями: стоимость типового жилья составляет 6400 7500 руб./ м"; показатель престижности самый высокий по городу; экологическая обстановка неудовлетворительная. Сюда относятся наиболее «дорогие» территориальные зоны, обладающие довольно высокими архитектурно-художественными качествами, развитой инфраструктурой. Это обуславливает сохранение и развитие различных видов деловых, административных и культурных функций входящих в данную группу территорий с целью укрепления экономической базы, повышения ценности недвижимости и бюджетной эффективности этой части города. Рекомендуется ликвидация объектов промышленно-коммунального назначения, не соответствующих экологическим требованиям и ветхого жилого фонда, реконструкция пятиэтажных зданий с малометражными квартирами посредством надстройки мансардных этажей и переоборудования первых этажей для развития малого бизнеса, а также строительство подземных гаражных комплексов взамен стихийных гаражей во дворах; развитие системы зеленых насаждений общего пользования.

В этой подсистеме осуществляются комплексные расчеты эффективности внешней торговли по большому кругу товаров и стран за отчетный и плановый периоды по методикам народнохозяйственной и бюджетной эффективности.

Показатели эффективности инвестиционных проектов в новых методических подходах обобщены в три группы: показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для непосредственных участников; показатели экономической эффективности, учитывающие стоимостную оценку затрат и результатов, связанных с реализацией проекта; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета.

В некоторых случаях важной является оценка бюджетной эффективности инвестиций. Этот случай реализуется, когда бюджетные средства инвестируются в проект на безвозвратной основе, однако в результате выполнения проекта должен возникнуть устойчивый бизнес как источник доходов в бюджеты всех уровней. Таким образом, возврат инвестиций осуществляется в виде налоговых поступлений от инновационной деятельности. Коэффициент бюджетной эффективности инвестиций может быть рассчитан как сумма налоговых поступлений от результатов инновационной деятельности, отнесенная к сумме бюджетных средств, выделенных на осуществление проекта за одинаковой промежуток времени. По аналогии может быть определен срок окупаемости бюджетного финансирования инновационных проектов.

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Альтернативные инвестиционные проекты сравнивают по показателям коммерческой и бюджетной эффективности. Важнейшей характеристикой коммерческой эффективности инвестиционных проектов является срок (период) окупаемости затрат, а б ю д ж е г н о и эффективности - отношение объема поступлений в бюджет к объему ассигнований из бюджета.

1. Оценку доходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности), потребностей технического обновления отраслей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, участия территории в экспортно-импортных операциях, качества производственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортными магистралями и т. д. Эти данные составляют информационную базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ, т.е. по месту расположения ее подразделений (рис. 12.4.). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

ВЫБОР ОРИЕНТАЦИИ ОТДЕЛЕНИЙ. Различные типы дивизиональной структуры имеют одни и те же преимущества и недостатки потому, что имеют одну и ту же цель - обеспечить более эффективную реакцию организации на тот или иной фактор окружающей среды. Продуктовая структура позволяет легко справляться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Региональная структура позволяет организации более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения ее рыночных зон. Что касается структуры, ориентированной на потребителя, она дает организации возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых она более всего зависит. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов организации и достижения ее целей.

Два наиболее широко распространенных типа глобальных структур - это глобальная продуктовая структура и глобальная региональная структура (рис. 12.7а. и 12.76., соответственно).

Рис. 12.7а. и б.Глобальная продуктовая структура (а); Глобальная региональная структура (б).

На третьей стадии - региональной - определяется региональная структура различных прогнозируемых переменных, имеющих ключевые значения для конкретных регионов.

Поэтому требуется не одна итерация, чтобы с учетом народнохозяйственных и региональных интересов, а также ресурсных и других ограничений всего национального хозяйства найти приемлемые варианты, в которых получат свое отражение и количественные параметры, и региональная структура каждой отрасли.

Как и МВФ, ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу: часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. Вместе с тем региональная структура ГВБ более разветвленная, чем у МВФ. Кроме того, в организациях ГВБ более представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

Региональная структура. В данном случае отдельные дивизионы ответственны за продвижение продукта на конкретной территории. Такой подход позволяет более гибко учитывать местные традиции, законодательство, особенности рынка.

Поставщики Структура, в % к общему числу поставщиков Региональная структура, в % к числу поставщиков каждого вида

Региональная структура управления в чистом виде встречается в настоящее время у небольшого числа компаний. В основном это фирмы слабо диверсифицированные, с преобладанием в производственной структуре одного-двух однородных продуктов. Для таких фирм главным является приближение к каждому конкретному рынку и приспособление к его национальным особенностям и потребностям конечных потребителей. Такая организационная структура характерна для некоторых нефтяных компаний ("Галф ойл", "Ройялдатч-Шелл"), а также для канадской компании "Месси-Фергюссон" - производителя сельскохозяйственных машин, промышленного и строительного оборудования, швейцарской пищевой монополии "Нестле", англо-голландской - "Юнилевер".

Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Недостатком этой структуры управления являются трудности передачи технической информации заграничным дочерним компаниям, а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно усиливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной структуре управления, - это возможность дублирования линейной и функциональной ответственности, в особенности в региональных отделениях.

7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности....... 57

Показатели общественной6 эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. "Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку;их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

В расчетах региональной эффективности социальная норма дисконта может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.

Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. В случае, когда в качестве региона рассматривается страна в целом, эти показатели именуются также показателями народнохозяйственной эффективности.

Примерная форма расчета региональной эффективности дается в табл. ГО. 13 (Приложение 3).

Увеличивать норму дисконта (в расчетах коммерческой эффективности - коммерческую, в -"" расчетах общественной и региональной эффективности - социальную, в расчетах-бюджетной

Указанные формулы целесообразно применять и в том случае, когда проект предусматривает получение государственной гарантии. В этом случае в число сценариев должны быть включены и такие, когда заемные средства полностью не возвращаются и государству (федеральному или региональному бюджету) приходится расплачиваться по выданной гарантии. По таким сценариям при расчете общественной, бюджетной и региональной эффективности в состав затрат включаются выплаты непогашенных сумм по гарантии. Математическое ожидание указанных выплат может быть использовано для оценки альтернативной стоимости государственных гарантий.

Безрисковая социальная (общественная) норма дисконта, используемая для оценки общественной и региональной эффективности, считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления экономикой народного хозяйства России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны. Впредь до ее централизованного установления она может приниматься на уровне безрисковой коммерческой нормы дисконта, принятой для оценки коммерческой эффективности проекта в целом.

Таблица ПЗ. 15 Денежные потоки и показатели региональной эффективности проекта

Примечание:* В случае необходимости (см. п. П6.2 Приложения 6 и примечание к табл. П3.8). Далее расчет региональной эффективности проводится так же, как расчет общественной, коммерческой и другой эффективности

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность оценки эффективности. Виды эффективности. Принципы оценки эффективности

Финансовый анализ изучение основных параметров коэффициентов и мультипликаторов дающих объективную оценку финансового состояния предприятия а.. Цели и задачи финансового анализа.. Цель финансового анализа характеристика финансового состояния предприятия бизнеса группы компаний..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность оценки эффективности. Виды эффективности. Принципы оценки эффективности
Сущность и необходимость оценки инвестиций Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения ср

Подготовка информации для оценки эффективности Проекта. Оценка финансового состояния реципиента
ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАСЧЕТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ - сведения о проекте и его участниках; СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ продолжительность строительства; об

Cтатические и динамические методы оценки эффективности ИП
Методы дисконтирования. Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платеже

Виды финансового анализа
Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды. По пользователям: - внутренний финансовый анализ - финансовый анализ проводят сотрудники компании. - внешний финансовый ан


В качестве основных источников информации для проведения финансового анализа могут использоваться: 1. Внешние данные: - состояние экономики, финансового сектора, политическое и эк

Дисконтирование и выбор нормы дисконтирования
Дисконтирование - это приведение всех денежных потоков в будущем (потоков платежей) к единому моменту времени в настоящем. Дисконтирование является базой для расче

Достоинства и недостатки
Положительные качества ЧДД: 1. Чёткие критерии принятия решений. 2. Показатель учитывает стоимость денег во времени (используется коэффициент дисконтирования в формулах).

Внутренняя норма доходности финансовых инструментов
Внутренней доходностью для финансовых инструментов называют процентную ставку, при которой приведенная стоимость будущего потока платежей по данному финансовому инструменту совпадает с его рыночной

Применение в ссудном проценте и использование эффективной процентной ставки потребителем
По требованиям ЦБ, банки обязаны указывать ЭПС - эффективную процентную ставку (рассчитанную по формуле, приведённой в статье первой). Данная ставка может быть самостоятельно рассч

Дисконтированный индекс доходности DPI
Одним из вариантов модификации понятия окупаемости заключается в суммировании всех дисконтированных денежных потоков (доходов от инвестиций) с последующим делением суммы на дисконтированный инвести

Основные показатели эффективности проектов: NPV, NV, индексы доходности
Текущая стоимость в инвестиционном анализе NV Арифметическая сумма всех денежных оттоков и притоков, порожденных инвестицией, называется текущая стоимость (NV). Применяется для расчета коэ

Основные показатели эффективности проектов: IRR, MIRR
Лучше иметь немного показателей инвестиционного проекта, но эти показатели должны быть рассчитаны с высокой степенью достоверности и полностью охватывать основные характеристики инвестиционного про

Недостатки метода дисконтирования, противоречивость критериев эффективности
Рассмотрим более подробно некоторые типы несоответствия проектов и способы разрешения конфликтов между NPV, IRR и PI при ранжировании проектов по степени привлекательности. Несоответствие

Альтернативные подходы к оценке эффективности. Метод Гордона. Метод реальных опционов
Модель Гордона является вариацией модели дисконтированиядивидендов, методом для вычисления цены акции или бизнеса. Данная модель часто используется для оценки стоимости внебиржевых

Оценка инвестиционных проектов методом реальных опционов
Динамические критерии экономической эффективности инвестиций несовершенны т.к. в частности не учитывают возможность внесения необходимых изменений в ход реализации проекта в условиях неопределённос

Недостатки метода реальных опционов
Высокая трудоёмкость, необходимость сбора большого объёма информации, угроза чрезмерного оптимизма и завышенной оценки проекта, амбиции менеджеров. Опцион существует лишь тогда, когда менеджеры дей

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся: · притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательст

Учет затрат и выгод общества
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказыва

Понятие риска. Отношение к риску. Риск и доходность
Риск – это комбинация вероятности события и его последствий (ISO/IEC Guide 73). Риск и неопределенность Процессы принятия решений в управлении проектами происходят, как пра

Оценка риска. Количественные и качественные методы
Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повли

Формы и принципы. Система и процессы риск-менеджмента
Управление риском состоит в умен… Популярный сегодня термин «риск-менеджмент» проблематичен с т.з. предмета, объекта управления и взаимосвязи риск-менеджмента с другими сферами управления

Любой проект неразрывно связан с неопределенностью и рисками
Неопределенность в проекте – это недостаток или отсутствие информации, знаний или понимания возможных последствий предпринимаемых действий, решений или событий. Результатом присутствия неопр

Уклонение
Уклонение от риска предполагает изменение плана управления проектом таким образом, чтобы исключить угрозу, вызванную негативным риском, оградить цели проекта от последствий риска или ослабить цели,

Принятие
Эта стратегия означает, что команда проекта приняла решение не изменять план проекта в связи с риском либо не нашла иной подходящей стратегии реагирования на риски, поскольку либо вероятность риска

Выбор стратегии реагирования на риски
Выбор стратегии реагирования на риски определяется вероятностью реализации риска, оцениваемой величиной последствий риска в случае его реализации. Возможно применение одновременно нескольких страте

Стратегии реагирования на непредвиденные обстоятельства
Некоторые способы реагирования предназначены для использования только в случае возникновения определенных событий, то есть реализации рисков. Применительно к некоторым рискам команда проекта может

Методы выявления рисков: метод «события-последствия»
Метод "события – последствия" (в англоязычной литература имеет название HAZOR – HazardandOperabilityResearch) – это тот же метод деревьев событий, но только без использования графи

Направления Duediligence
Направления: Содержание: Финансовое: - общий аудит; - оценка финансового положения предприятия;

Duediligence в текущей деятельности компании
Однако неверно отождествлять Duediligence только с действиями при покупке компании, Duediligence может иметь место и в текущей деятельности компании. В частности он может выражаться в построении на

Преимущества и недостатки обеспечительных мер
Eще один из способов оптимизации бизнес процессов взаимодействия с контрагентами - страхование риска возникновения просроченной де

Бухгалтерская отчетность - это информационное сообщение
Говоря об анализе бухгалтерской отчетности, мы должны рассматривать ее содержание как определенное информационное сообщение. Информацию об отдельных хозяйственных фактах и финансовом положении фирм

Бухгалтерская отчетность и вероятность
Что означает сказанное выше? Говоря о влиянии вероятности того или иного сценария развития событий, связанных с отражаемыми в учете фактами хозяйственной жизни, необходимо исходить из того, что бух

Не отражаем, а признаем
Именно признание - это термин, который может должным образом охарактеризовать изменение отчетности вследствие бухгалтерских записей на счетах. Признание определенных элементов отчетности (активов,

Бухгалтерская отчетность и риск
Риск - это возможность наступления определенных событий. Обычно, говоря о риске, имеют в виду события так или иначе неблагоприятные. Однако правильнее будет говорить о событиях, отличных от тех, ож

Блоки управленческой информации
Для руководителей с учетом основных сфер их ответственности и целей, стоящих перед ними, я бы выделила следующие важные блоки управленческой информации, с которой можно работать на регулярной основ

Формирование управленческой отчетности
Важна также форма представления управленческой отчетности руководству. Наиболее типичными формами являются текстовая, табличная и графическая. Но далеко не всякий руководитель готов читать тексты и

Алгоритм действий
Основываясь на своем опыте, постараюсь коротко изложить основные действия, выполнение которых позволит относительно безболезненно поставить основы управленческого учета, чтобы потом его совершенств

Методы выявления рисков: метод построения деревьев событий
Дерево событий - алгоритм рассмотрения событий, исходящих от основного события (аварийной ситуации). Дерево событий (ДС) используется для определения и анализа последовательности (варианто

Анализ чувствительности, учет риска при анализе эффективности проекта
Анализ чувствительности проекта Задача количественного анализа состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов на эффективность проекта. Общая схема анализа чув

Метод сценариев, стохастическое моделирование
Вероятностные методы оценки рисков Риск, связанный с проектом, характеризуется тремя факторами: 1) событием, связанным с риском; 2) вероятностью рисков; 3

Методы противодействия частным рискам
Страхование рисков; уклонение от рисков (избежание), передача рисков; распределение (разделение) и диверсификация рисков; объединение рисков; лимитирование рисков; резервирование средств (создание

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об