Государственные расходы. Состав и структура государственных расходов


Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).
В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).
В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.
По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.
По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.
По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.
По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.
В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам: функциональному назначению; экономическому назначению; ведомственному назначению.
Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.
В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Функциональная классификация государственных расходов по методике МВФ и Российской Федерации

Экономическая группировка - это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.
Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды

хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.
Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.


Рис. 3.6. Экономическая классификация: расходы и кредитование

Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.
Капитальные расходы включают: возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов; безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип целевого использования средств;
  • 2. Безвозвратность государственных расходов;
  • 3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:

  • Ш классификацию расходов по функциональному признаку;
  • Ш классификацию расходов по экономическому содержанию;
  • Ш классификацию расходов по ведомственному признаку;

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Этот уровень содержит 11 разделов и 84 подраздела.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

По функциональной классификации в расходах федерального бюджета выделены расходы:

1. Общегосударственные вопросы. Раздел предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на:

  • -функционирование главы государства - Президента Российской Федерации. Отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
  • -функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • -функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
  • -функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
  • -судебная система. Отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов. В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.
  • -обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
  • -проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.
  • -международные отношения и международное сотрудничество. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

  • -международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
  • -содержание и пополнение государственного материального резерва. Отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.
  • -фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.
  • -обслуживание государственного и муниципального долга. отражаются операции, связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением, выплатой процентов по долгу Российской Федерации, долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • -резервные фонды.
  • -прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
  • -другие общегосударственные расходы;
  • 2. Национальная оборона. Состоит из восьми подразделов. По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Состоит из тринадцати подразделов. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другим мероприятиям в данной области;

  • 4. Национальная экономика. Этот раздел состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Предусматривает 4 подраздела. По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 6. Охрана окружающей среды. Раздел состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды; государственный расход бюджет смета
  • 7. Образование. Состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
  • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
  • 9. Здравоохранение и спорт. Раздел состоит из четырёх подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
  • 10. Социальная политика. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
  • 11. Межбюджетные трансферты. Раздел состоит из четырёх подразделов. Отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня.

Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

Функционирование государственных расходов - это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением. Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей. Важным критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

· расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

· расходы в непроизводственной сфере деятельности;

· расходы на создание государственных резервов.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:

· расходы на экономику;

· расходы на социально-культурные мероприятия;

· расходы на науку, оборону, управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и Совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

Источниками государственных расходов выступают:

1. чистый доход общества, централизуемый в бюджете;

2. чистый доход государственных предприятий;

3. амортизационные отчисления;

4. средства населения через налоги в бюджет;



5. поступления от займов (внутренних и внешних);

6. долгосрочные кредиты банков.

Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

· финансирование, государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

· сметно-бюджетное финансирование (учреждений);

· эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство не может просто использовать данный метод.

Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

Государственные расходы используются в различных направлениях .

1. финансирование экономики: затраты на капитальные вложения, ремонт основных фондов, прирост оборотных средств, создание материальных, резерв, операционные расходы, образование социальных фондов и фондов целевого финансирования.

2. финансирование затрат на социально - культурные мероприятия - образование, организацию отдыха и деятельность в сфере культуры, здравоохранения и др.

3. финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, а также средств предприятий, общественных организаций.

4. расходы на социальную защиту населения занимают наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях рыночных отношений данная группа расходов становится приоритетным, в результате инфляции и обесценения денег.

5. финансирование научно - технического прогресса.

6. финансирование обороны. Исходными данными для планирования расходов выступают планы боевой подготовки, штаты, материальные и хозяйственные планы, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия и др.

7. расходы на управление.

Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств.

Вопрос № 4. Классификация государственных расходов

Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливается различия в источниках, формах и методах финансирования затрат.

Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

1. расходы непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2. расходы в непроизводственной сфере деятельности;

3. расходы на создание государственных резервов.

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.

Вторая группа государственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества.

Государственные расходы третьей группы направлены на создание и пополнение государственных резервов, предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах.

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.

В связи с этим (существуют два метода финансирования государственных расходов , определяемые особенностями хозяйствования:

1. Финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований.

2. Бюджетное финансирование. В сметном порядке финансируются затраты на социально - культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону, определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии .

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Проблема перераспределения экономических ресурсов переходит из политической плоскости в аспекты мероприятий финансовой политики государства, решаемую посредством налогово-бюджетного механизма и составляет предмет эффективности и целесообразности государственной финансовой политики данного этапа развития общества;

2. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Список литературы:

1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие.- Астана: Данекер, 2006.

2. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005.Динамика статей платежного баланса. Уч. пособие.

3. Грязнова А.Г., Финансы, М., Финансы и статистика, 2007

4. Ильясов К.К., Исахова П.Б. Расходы государственного бюджета: Учебное пособие. – Алматы, Экономика, 2003 – 290с.

5. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. – Алматы, Каржы-Каражат, 1995

6. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», .2009

Методические указания к теме №5:

Рекомендуется тщательно изучить основные экономические категории, рассматриваемые в данной теме. При изучении данной темы студент должен сформировать обоснованное мнение о характерной тенденции роста объемов государственных расходов по сравнению с ростом ВВП. Для успешного анализа современного состояния доходов и расходов государства студент должен использовать статистические данные сайта Министерства Финансов РК www.minfin.kz. Полезным будет выявление динамики государственных доходов и расходов во временном отрезке (как минимум 10 лет), а также самостоятельная интерпретация результатов анализа.

ТЕМА 6. « НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Цель лекции – раскрыть сущность государственного бюджета, структуру доходов и расходов, основы бюджетной системы.

План лекции:

Вопрос № 1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений

Вопрос № 2. Налоговая система, основные требования к ее построению.

Вопрос № 3. Классификация налогов и характеристика основных видов.

Вопрос № 4. Специальные платежи и налоги недропользователей

Вопрос № 5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов

Вопрос № 6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.

Основные понятия: налоги, элементы налогообложения, налоговая система, классификация налогов, налоговая политика.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

(government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо "очищать" от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий центрального правительства местным органам власти. Государственные расходы состоят из расходов на реальные товары и услуги, закупаемые у внешних поставщиков; расходов на заработную плату государственным служащим, занятым, например, в аппарате государственного управления, вооруженных силах и государственной системе образования; трансфертных платежей пенсионерам, безработным и инвалидам; субсидий и дотаций отдельным предприятиям и отраслям м выплаты процентов по государственному долгу.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

    Государственные расходы расходы, предусмотренные бюджетом государства. Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… … Энциклопедический словарь

    Денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования … Финансовый словарь

    государственные расходы - — EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… … Большой толковый социологический словарь

    Расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… … Большая советская энциклопедия

    Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов … Словарь экономических терминов

    - (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… … Экономический словарь

Книги

  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 005. Бумаги князя Н. В. Репнина (годы с 1763 по 1765). - Государственные доходы и расходы , . Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Сборник Императорского Русского Исторического Общества Исследования об инородцах Казанской губернии. 1856. Вып. 006. Бумаги графа Н. И. Панина о Пугачевском бунте. - Бумаги князя И. В. Репнина (год 1775). - Государственные доходы и расходы в царст… , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1870 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Государственные расходы – это род деятельности, который урегулирован правовыми нормами и направлен на расходование бюджетных средств для обеспечения жизнедеятельности населения страны, развития производства, оборону державы, удовлетворение социальных, экономических и культурных потребностей.

Основные моменты

Государственные расходы зависят от правительственных задач в текущем финансовом году. Они осуществляются из разных фондов. Из централизованных, в которые входят бюджеты всех уровней, а также из государственного внебюджетного фонда и децентрализованного, что включают фонды госпредприятий и организаций. Обязательным условием является и использование таких способов, как кредиты и ссуды.

Виды расходов бюджета:

  • экономические;
  • военные;
  • социальные;
  • покрывающие внешнеполитическую деятельность;
  • идущие на содержание аппарата управления.

Иногда к основным затратам прибавляются и незапланированные.

Государственные и муниципальные расходы – это безвозмездное и безвозвратное выделение средств на функционирование и развитие предприятий или учреждений для выполнения их функций. Это означает, что эти затраты не возвращаются в казну, и она наполняется за счет других средств.

Виды расходов бюджета: бюджетный кредит

Любое законодательство подразумевает несколько других вариантов государственных расходов. Бюджетный кредит – это возможность выделения денежных средств из казны с последующим возвратом и возмездием.

Этот вид расходов не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, только на юридические лица и иностранные державы. Обязательное условие – возврат с оговоренными заранее процентами.

Источники государственных расходов

На сегодняшний день основой финансирования муниципальных растрат являются в первую очередь инвестиции, долгосрочные вложения, а также средства госбюджетов. Источниками государственных расходов выступают фонды министерств, ведомств, внебюджетные активы, финансовые ресурсы предприятий и организаций. Все эти средства могут быть наделены платной или же безвозмездной основой.

Принципы финансирования государственных расходов

  1. Плановость. В соответствии с этим принципом государственные расходы должны соответствовать муниципальным планам и программам.
  2. Безвозвратность и безвозмездность выделенных средств. Исключаются только те случаи, которые устанавливаются действующим законодательством.
  3. Контроль. Политика государственных расходов должна быть прозрачной. За использованием средств ведется наблюдение и правонарушения влекут за собой ответственность.

Правовые режимы финансирования

К первому можно отнести финансирование государственных коммерческих предприятий. В этом случае имущество закреплено на правах хозяйственного владения. Ко второму режиму финансирования относится обеспечение денежными средствами муниципальных предприятий, которые относятся к некоммерческим. Здесь действуют права оперативного управления имуществом.

Государственные единые предприятия, которые основаны на праве хозведения, должны покрывать любые производственные и непроизводственные расходы за счет доходов организации. Если это невозможно, то руководство пользуется банковскими кредитами.

Нормы государственных расходов

Для того чтобы страна развивалась, функционировала во всех отраслях, на законодательном уровне устанавливаются определенные правила. Норма расходов – это единый измеритель растрат по однородным предприятиям. Их подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся: ставка заработной платы, командировочные, отпускные. К необязательным – траты на содержание рабочих сооружений, в том числе отопление и освещение.

Нормы расходов также могут быть материальными и денежными. К первым относятся натуральные средства на единицу измерения растрат, например, объем продуктов на одного заключенного, находящегося в местах лишения свободы.

Виды государственных расходов включают также индивидуальные и комбинированные. Например, питание в больнице и обслуживание одного пациента – это одна цель, соответственно, норма расходов – индивидуальная. Комбинированная проявляется в том случае, если таких расходов образуется несколько. Например, полное медицинское обслуживание больного в сутки.

Расход бюджетных средств

Разумеется, что за государственными денежными средствами ведется пристальное наблюдение. Предприятия и организации не могут растрачивать на личные нужды, такие как новая мебель в кабинет или отпуск на море за счет организации.

Государственный бюджет покрывает такие расходы учреждений:

  • оплата труда в соответствии с трудовыми договорами (сюда относятся работники госорганов или, как их принято называть, бюджетники);
  • командировочные, отпускные и больничные, которые также прописаны в трудовом договоре;
  • оплата поставок товаров;
  • уплата налогов и других сборов в бюджетную систему страны;
  • возмещение вреда, в случае его получения на рабочем месте или при выполнении своих должностных обязанностей.

Экономика государственных расходов построена на функционировании организаций и обеспечении жизнедеятельности общества.

Все затраты учреждений обязательно лимитированы. Не допускаются растраты денежных средств государства на другие нужды. В случае невыполнения этих условий, нарушители караются по всей строгости закона.

Общественные государственные расходы

Этим термином обозначают использование денежных ресурсов в целях обеспечения некоторых слоев населения необходимыми благами.

Существует три основные группы общественных государственных расходов. К первой относится финансирование или производство товаров широкого спектра (например, оборонный заказ). Вторую группу направляют на удовлетворение нужд тех членов общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (сироты, инвалиды, пенсионеры). Третья группа – это расходы на социальное страхование (в случае болезни, чрезвычайного происшествия, сюда же относятся и выплаты по безработице).

Способы финансирования

Расходы государственного бюджета включают в себя несколько способов финансирования.

  1. Закупка товаров и услуг у частных предприятий.
  2. Субсидирование организаций, которые включены в программу государственной поддержки.
  3. Финансирование растрат муниципальных предприятий.
  4. Выплаты лицам, попадающим под специальные программы.
  5. Обязательное социальное страхование.

Данные формы финансирования часто выступают в качестве дополняющих или взаимозаменяемых друг друга. Например, в программу помощи инвалидам входят расходы на содержание домов, где проживают люди с ограниченными возможностями, на обеспечение медикаментами, закупку специального оборудования. Сюда же включена и заработная плата персонала.

Или другой пример, когда в связи с естественной монополией на рынке фирма изготавливает социально значимый продукт. Государство вынуждает ставить низкую цену, а потому убытки, которые несет предприятие, покрываются из бюджета страны. Но в этом случае тоже есть два способа действий: компенсация потери или же национализация целой отрасли. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия-монополисты принадлежат государству. И все их затраты покрываются за счет налогоплательщиков.

Социальная поддержка

Другим важнейшим направлением общественных расходов является социальная поддержка. Она дает возможность перераспределить расходы государственного бюджета на различные группы населения. Важно понимать разницу между ситуацией, когда человек нуждается в помощи и получает ее за счет других физических лиц (налогообложение) и тем случаем, когда он пользуется выплатой из специального фонда, накопленного ним самим же (социальное страхование).

Для того чтобы увеличить эффективность функционирования механизмов социальной защиты общества, нужно определиться с масштабами распределения. Это делается следующим образом:

  1. Те индивиды, которые не в состоянии делать вклады в формирование страховых фондов, должны быть обеспечены социальной помощью в пределах установленных государством гарантий.
  2. Остальное население должно быть охвачено обязательным страхованием, но тоже в пределах устанавливаемых гарантий, которые диктуются справедливостью и эффективностью.
  3. Государство должно следовать политике, которая позволяет дополнять обязательное общественное страхование добровольно-частным.

Именно благодаря наличию государственного бюджета экономически развитая страна имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы на участках социального развития. Правительственный аппарат ежегодно принимает решения, связанные с казной, вносятся поправки и изменения в действующее законодательство для обеспечения достойного проживания жителей на данной территории. При помощи бюджета происходит и распределение национального дохода между сферами общественной деятельности.

Доходы госбюджета

Государственные доходы и расходы формируются за счет экономической деятельности организаций, физических или юридических лиц. В большей степени казну пополняют налоги, которые платят как центральные, так и местные органы власти. Меньше средств поступает благодаря внешнеэкономическим факторам, а также от доходов госучреждений. Маленький процент составляют средства, вырученные из целевых фондов сметы.

Государственный бюджет Российской Федерации пополняется в большей степени за счет налогов – всего 84%, в то время как доход от целевых фондов составляет около 10%.

В общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов страны на текущий год, который составлен в форме баланса и имеет законодательную подоплеку. Каждой стране присуща своя система.

В современных экономических условиях по причине проведения активной государственной политики совершается значимое увеличение расходов. Этот рост предсказал известный немецкий экономист Адольф Вагнер. Он первым сформулировал так называемый закон о возрастании государственной активности. Его суть состояла в том, что расходы в странах с развивающейся промышленностью растут быстрее объемов национального дохода.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об