Государственный долг РФ. Методы управления государственным долгом РФ

Наиболее широко используемыми методами управления внешними долговыми обязательствами считаются реструктуризация и конверсия. Основными схемами реструктуризации являются выкуп, секьюритизация долга, использование облигаций Брейди, списание долга.

Выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволит ему сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов, так как, во-первых, выигрывают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, а во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

В апреле 2002 г. Россия подписала с Германией пакетное соглашение, согласно которому за долг перед бывшей ГДР в размере 6,4 млрд переводных руб. было выплачено 500 млн дол., в том числе 350 млн дол. в 2002 г., 75 млн дол. - в 2003 г. и до 1 февраля 2004 г. - остальные 75 млн дол. Из 3,6 млрд дол. российской задолженности Чехии при посредничестве РАО «ЕЭС» было выкуплено со значительным дисконтом в 2,5 млрд дол. Оставшиеся 1,1 млрд дол. были реструктурированы на период до 2020 г. Значительная часть этой суммы будет погашена за счет товарных поставок.

Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

  • ? иностранные облигации, эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;
  • ? еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

В последнее время распространение получила секьюритизация банковских долгов, т.е. обмен обязательств перед банками-кредитора- ми на облигации. Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. Данная схема реструктуризации реализуется на добровольной основе в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. Иначе ожидаемые платежи по старому долгу будут эквивалентны платежам но новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди («план

Брейди»), На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990- 1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд дол. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные, новые долговые; процентные; капитализированные.

Реструктуризация внешнего долга может сопровождаться частичным списанием (сокращением ) суммы основного долга. В ряде случаев частичное списание долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение. Стоит напомнить, что в 90-х гг. при урегулировании долговых обязательств СССР перед Парижским и Лондонским клубами России удалось добиться списания части долгов.

Необходимо иметь в виду, что реструктуризировать весь долг практически невозможно. В этом случае прибегают к конверсии.

Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) на другие виды обязательств, прежде всего в национальные активы. Схема базируется на принципе «непарного обмена»: номинальный долг свопируется по специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых требований.

Преимущество крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его возвращение.

Возможны различные формы конверсионных операций (своп- операций) перед кредиторами (странами, международными финансовыми организациями, зарубежными коммерческими банками): «долг на наличность »: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;

«долг на экспорт»: экспорт готовой продукции позволяет помимо снижения долгового бремени как такового поддерживать конкурентоспособные внутренние производства, содействует освоению новых рынков сбыта. Наибольшую активность руководство России проявляет в изыскании возможностей погашения внешней задолженности товарными поставками, в том числе военной техники и вооружений;

«долг на налоги». Для этого требуется законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга страны-должника;

«долг в облигационные обязательства». Эта схема была реализована Россией в рамках погашения долга перед Лондонским клубом путем выпуска еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций смягчает эффект вытеснения частных инвестиций;

«долг на собственность». Для сокращения долгового бремени используется обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий. Механизм выглядит следующим образом: иностранная компания покупает внешний долг (часть долга) на вторичном рынке и предъявляет затем в центральный банк страны- должника; центральный банк оплачивает выкупленный долг национальной валютой; иностранная компания направляет полученные средства на финансирование инвестиций в стране-должнике;

«долг на долг» представляет по сути своп внешних обязательств в финансовые активы, т.е. долги стране-должнику. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Например, в связи с намечающимся сближением Северной и Южной Кореи может осуществиться для России схема зачета части задолженности в 4,5 млрд дол. Северной Кореи за долг Южной Кореи.

В заключение стоит упомянуть и о таком нетрадиционном методе решения проблемы внешней задолженности, как товарообменные сделки «долги за природу». Суть их состоит в том, что Мировой банк или заинтересованная группа защитников природы выкупает у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получает безвозмездно) часть внешнего долга, который страна выплатить не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, а часть внешней задолженности списывается.

В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. В соответствии с Киотским протоколом к 2008-2012 гг. промышленно развитые страны обязаны сократить выбросы в атмосферу парниковых газов до уровня 1990 г. Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс газов, что сулит от 3 млрд до 10 млрд дол. Эта сумма может стать предметом переговоров с кредиторами России.

Нельзя забывать и о простом (досрочном) погашении долга. Весьма значимым для России событием 2006 г. стало досрочное окончательное погашение задолженности бывшего СССР перед странами - членами Парижского клуба в сумме, эквивалентной 21,6 млрд дол. США. Проведение этой беспрецедентной по своим масштабам операции позволило обеспечить снижение объема расходов федерального бюджета в виде будущих процентных платежей на сумму, оцениваемую в 7,7 млрд дол. США 1 .

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.



Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация». Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация задолженности проводится при помощи различных инструментов: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

Рефинансирование - один из основных методов погашения долга. Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Следующий способ это конверсия. Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств, за которыми не выплачиваются проценты (или слишком отягощающих долговых обязательств) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств или к получению новых займов.

Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Консолидация - изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Аннулирование государственного долга означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Секьюритизация долга представляет собой переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Таким образом, среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;

минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;

удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.

Следует различать государственный иобщегосударственный долг . Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были

гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные . К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.

Реструктуризации долга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.

Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы . обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Рефинансирование долга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9

1. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как…

а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;

б) является классической финансовой категорией;

в) эквивалентен экономической категории кредита

3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…

4. Общегосударственный долг состоит из…

а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;

б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;

в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;

г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.

5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…

а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;

б) бюджетных средств;

в) временно свободных денежных средств населения;

г) временно свободных денежных средств предприятий.

6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется

7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…

а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;

б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;

в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…

а) на размещаемые центральными и местными органами управления;

б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;

г) на закладные и беззакладные.

9. Отличие конверсии займа от консолидации:

а) эти понятия – синонимы;

б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;

в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;

г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.

10. Органом оперативного управления государственным долгом является

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Министерство финансов РФ;

г) Аппарат Президента.

Свежие записи

23. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

Читайте также: В простой письменной форме должны совершаться сделки

1. Структура гос. долга РФ – группировка долговых обязательств РФ по установленным видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц;

государственным ценным бумагам от имени РФ;

бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов БС РФ;

государственным гарантиям РФ;

иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг РФ.

3. Долговые обязательства РФ бывают краткоср. (менее 1 года), среднеср. (1-5) и долгосрочными (5-30 лет).

4. В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена ФЗ

5. В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

номинальная сумма долга по гос. ц. б. РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

1. Структура мун. долга — группировка мун. долговых обязательств по видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;

кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

3. В объем муниципального долга включаются:

номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объем обязательств по муниципальным гарантиям;

объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

4. Долг. обязательства мун. образования бывают краткоср. (менее 1 года), среднеср. (1-5) и долгоср. (5-10 лет).

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К первым относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Методы управления государственным и муниципальным долгом

государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.
Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом - переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.
Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсий и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.
В сфере внешних заимствований реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.
Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Кроме указанных методов управления государственным и му-ниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.
Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика.

В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы уп-равления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению. Органичное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, обеспечение беспрепятственного их взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволят:
оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень доходности государственных ценных бумаг;
минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
і» оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;
своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.
Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и результативный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для осуществления политики сокращения долговой нагрузки на экономику страны.

Читайте также: Арест имущества должника судебными приставами основания и исключения

Методы управления государственным долгом

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование - погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) - отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия - принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация - соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация - принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация - увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) - проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственный долг представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. Кроме государственного долга Российской Федерации существуют также государственные долги субъекта РФ. В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.В настоящее время правом государственных внешних заимствований субъекты РФ не обладают. Они имеют право только на внутренние заимствования. Существует такое понятие, как предельный объем расходов на обслуживание госдолга. Для субъектов РФ или муниципального образования он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельного объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание госдолга. Предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта РФ. Внутренний долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ. Структура государственного внутреннего долга РФ включает: рыночные долговые обязательства (свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги: гос. краткосрочные обязательства, облигации федеральных займов с переменным купонным доходом; нерыночные долговые обязательства — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться (например, целевые вклады и чеки на автомобили, задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ и др.); государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями; государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР. Внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте. При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются верхний предел государственного внешнего долга РФ, верхний предел внешнего долга перед РФ и предел предоставления гарантий третьими лицами

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

§ кредитов, полученных Правительством РФ;

§ государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

§ других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

§ Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

§ Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

§ Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

§ Унификация - объединение нескольких займов в один.

§ Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

§ Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

§ Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

63. Государственная долговая книга Российской Федерации.

64. Внутренние и внешние государственные заимствования.

65. Способы обеспечения гражданско-правовых обязательств РФ


66. Понятие страхования, его функции.

67. Страховое право, источники страхового права.

Страховое право состоит из множества нормативно-правовых актов, которые в свою очередь направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения в сфере страховой деятельности.

Гражданский кодекс РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций:

1) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; формулирует основные понятия в области страховой деятельности: страхование и перестрахование, формы страхования;

2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;

3) Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «Об обязательном медицинском страховании граждан»; регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

4) Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

5) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; определяет основные принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;

6) Налоговый кодекс РФ регламентирует отношения по поводу уплаты налогов участниками страховых рынков.

Подзаконные нормативные акты также играют важную роль в регулировании правовых отношений страховой деятельности. Но они не должны ни в коем случае противоречить, во-первых, Конституции РФ, а во-вторых, федеральным законам.

Правила страхования – это особый вид локальных актов страховщика, потому что в случае ссылки в договоре страхования на возможность применения таких правил последние обязательны для страхователя (выгодоприобретателя).

Локальные правовые акты, как правило, издаются самими страховыми организациями для решения внутренних вопросов, осуществляя, таким образом, правотворческую деятельность, которая направлена на урегулирование внутренних отношений. В качестве второго источника страхового права можно выделить обычай делового оборота.

Обычай – понятие многозначительное, и под ним понимается как непосредственно сам обычай, так и традиции и обыкновения. Гражданское законодательство для обозначения соответствующих категорий использует родовое понятие – «обычно предъявляемые требования» (ст. 474, 478, 992 ГК РФ).

Понятие страхового права, его место в системе права России

Рассмотрение вопроса о сущности страхового права и его места в системе права до сих пор остается актуальным и дискуссионным. Ученые-юристы, исследующие данный вопрос, сталкиваются с тем, что его рассмотрение сопряжено с рядом общетеоретических проблем.

Юридические работы по данной теме достаточно редки. Среди наиболее значительных научных трудов по правовым основам страхования следует назвать работу В.И. Серебровского «Очерки советского страхового права» (1926 г.), а также фундаментальный труд В.К. Райхера «Общественно-исторические типы страхования» (1947 г.). В 1960г. был опубликован научный труд «Страхование» профессоров К.А. Граве и Л.А. Лунца.

В последние годы появился ряд научных работ, специально посвященных правовым проблемам национального страхования. Наиболее значительными из них являются работы Ю. Фогельсона, М.Я. Шиминовой, М.И. Брагинского, Д.А. Петрова, B.C. Белых, И.В. Кривошееваи др.2

Страховое право (равно как и банковское, биржевое, валютное, инвестиционное) является правовым образованием, призванным регулировать разнообразные общественные отношения. С другой стороны, в орбиту правового регулирования вовлечены и отдельные институты гражданского права, а также правовые институты и юридические нормы других отраслей права (государственного, административного, финансового и проч.)- Отсюда следует, что страховое право -- это комплексное образование (подотрасль), сочетающее нормы публичного и частного права. По мнению B.C. Белых и И.В. Кривошеева, оно (право) является составной частью предпринимательского права3.

Страховое право как комплексное образование не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании. Формирование и развитие страхового права происходит на стыке публичного частного права. В страховом праве публичные начала особо проявляются в сфере обязательного страхования.

Вместе с тем на стадиях государственной регистрации и лицензирования деятельности страховых компаний, государственного надзора за страховой деятельностью, обеспечения финансовой устойчивости страховщиков присутствуют, несомненно, элементы «публичного».

По своей организации, как верно отметил В.И. Серебровский, страхование (правда, на Западе) делится на два основных вида: частное и публичное. К формам публичного страхования относятся государственное и общественное. К формам частного -- единичные предприниматели, страховые общества, общества смешанного типа Страхование публичное и страхование обязательное; страхование частное и страхование обязательное В.И. Серебровский считал недопустимым отождествлять.

Рассмотрим коротко историю страхового права. В 20-х гг. XX в. проблема страхового права была исследована Е. Менам. По мнению ученого, группа норм, регламентирующих страховую деятельность; должна быть отнесена к самостоятельной отрасли права.

С.А. Рыбников высказывал точку зрения, что обязательное страхование есть институт публичного права, а добровольное страхование следует относить к области частного права.

Наличие страхового права в качестве комплексной отрасли обосновал впервые В.К. Райхер. По мнению ученого, в процессе регулирования страховой охраны производительных сил общества и материального благосостояния граждан общественные отношения остаются одновременно самостоятельными элементами различных отраслей. В.К. Райхер считал, что образуемая при этом отрасль обладает единством на основе самостоятельно существующего предмета правового регулирования.

В.И. Серебровский представлял страховое право в виде правовой дисциплины, не имеющей самостоятельного характера. Ученый считал, что главную роль в системе страхового права играют именно нормы гражданского (торгового) права. При этом он справедливо отмечает, что страховое право нельзя считать лишь частью гражданского или торгового права. Страховые отношения, по В.И. Серебровскому, помимо норм гражданского права регулируются и нормами других отраслей права. По сути, ученый рассматривал страховое право как комплексное образование, хотя данный термин и не использовал10.

В трудах О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского, Ю.К. Толстого, С.С. Алексеева идея основных и комплексных отраслей прочно закрепилась и получила дальнейшее развитие. Так, С.С. Алексеев считает, что «содержание комплексной отрасли складывается из специальных норм, обладающих предметным и известным юридическим единством. Но каждая из этих норм имеет главную «прописку» в той или иной основной отрасли»".

В работах Ю.К. Толстого содержатся развернутые признаки комплексных отраслей12. Во-первых, он разграничивает основные и комплексные отрасли по главному признаку: основные отрасли обладают предметным единством, а комплексные -- нет. Во-вторых, основные отрасли не должны включать нормы других отраслей права. В-третьих, основные отрасли имеют специфический метод правового регулирования общественных отношений, а у комплексных отраслей такого метода нет.

Эту теорию подверг критике О.А. Красавчиков, отметив, что Ю.К. Толстой необоснованно употребляет термин «отрасль» по отношению к явлению, которое не является таковым. Этот недостаток концепции комплексных отраслей, по мнению ученого, был подмечен уже в первой половине 60-х гг.

В специальной литературе по страховому праву М.Я. Шиминова обратила внимание на некоторую непоследовательность в научной позиции Ю.К.Толстого. По мнению ученого, для страхового права определяющее предметное единство состоит в том, что оно регулирует общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования страхового фонда в целях осуществления страховой защиты производительных сил общества14.

В.Н. Яковлев встал на позицию отрицания понимания страхования как комплексной отрасли, поскольку совокупность разнородных норм по страхованию не является отраслью страхового права. Автор не считает, что страхование -- комплексный правовой институт, так как страховые отношения не представляют собой прочной общности. В.Н. Яковлев называл совокупность норм страхования комплексным институтом страхового законодательства15.

К.А. Граве и Л.А. Лун рассматривают страховое право с гражданско-правовых позиций. С точки зрения ученых, отношения, возникающие в связи с добровольным и обязательным образованием, регулируются страховым правом как отраслью гражданского права. Отсюда следует, что и составная часть (страховое право), и целое (гражданское право) объявляются отраслями права, в чем нельзя не обнаружить противоречие.

Подведем итоги. Страховое право является комплексным образованием, сочетающим публично-правовые и частноправовые начала. Страховое право обладает предметным единством -- это общественные (экономические) отношения по страховой охране имущественных интересов физических и юридических лиц.

Как самостоятельная отрасль права страховое право имеет перспективу сформироваться и развиться в обозримом будущем. Эта перспектива исходит из того, что уже сейчас наблюдается процесс ее формирования, накопления ее содержательной части.

Источники страхового права

Законодательство о страховании имеет комплексный характер. Выделение его в качестве комплексной отрасли законодательства возможно, так как оно включает в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью.

Во-первых, это нормативно-правовые акты, которыми регулируется страхование. Законодательство по страхованию относится к отрасли «Гражданское право», а нормы гражданского права, в том числе и нормы, регулирующие страхование, могут создаваться только на федеральном уровне, что записано в Конституции РФ, а именно в п. «о» ст. 71. Поэтому нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут устанавливаться на уровне регионов.

Можно разделить все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, на нормативные акты, адресованные всем участникам страховых отношений, и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность.

К общим нормативным источникам страхового права относится, прежде всего, Гражданский кодекс РФ17.

Глава 48 ГК РФ посвящена исключительно страхованию и включает 44 статьи (ст. 927--970), которые охватывают широкий набор многообразных страховых отношений. Сфера действия главы регламентируется ст. 1, которая определяет сущность и правовые отношения обоих видов страхования (добровольное и обязательное), выражающих их метод. При этом отдельные нормы указанной главы являются общими для отношений по страхованию, в то время как остальные посвящены либо имущественному, либо личному страхованию.

Следующим по уровню является специальный Закон «Об организации страхового дела». По предмету регулирования глава совпадает с изданным еще до принятия ГК 27 ноября 1992 г. Законом РФ «О страховании». Редакция Закона неоднократно менялась. При этом одна из новелл коснулась его именования, так как, начиная с 1998 г. данный Закон стал именоваться Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В настоящее время указанный Закон, как вытекает из ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», применяется лишь постольку, поскольку он не противоречит части второй ГК. Практически это означает, что «в полном объеме сохраняют действие лишь правила Закона о страховании, посвященные обеспечению финансовой устойчивости страховщиков и государственному надзору за их деятельностью. В остальном, и в особенности для договора страхования, этот Закон может применяться только в субсидиарном порядке». Следует отметить, что с принятием ГК в Закон о страховании были внесены значительные изменения. Так, была исключена гл. II «Договор страхования», насчитывавшая 10 статей.

К специальным нормативным актам по страхованию относятся: Законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и другие документы, непосредственно регулирующие страховые отношения при страховой сделке.

Из приведенной схемы видно, что обеспечение страховых отношений в России начинает достаточно основательно разрабатываться в правовой системе РФ.

Следует отметить, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования ГК РФ. Их терминология в большей степени привязана к конкретному виду деятельности, к тому же в них используется меньше общих понятий, требующих специального истолкования. Поэтому и применять их можно, не особенно опасаясь каких-либо юридических каверз.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» существует много различных нормативных актов по конкретным видам страхования. Например, Кодекс торгового мореплавания, в котором целая гл. XII посвящена морскому страхованию. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

С другой стороны, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений. Таким является, например, Закон о медицинском страховании. Но большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков -- это акты, издаваемые страховым надзором, либо только страхователей -- это акты об обязательном страховании.

В силу п. 2 с г. 3 ГК РФ по отношению к этим актам, в том числе и федеральным законам, статьи Кодекса пользуются приоритетом.

Однако из этого правила в гл. 48 установлено исключение из п. 2 ст. 3. Прежде всего, речь идет о законах, указанных в ст. 970 ГК РФ. Эта статья исходит из того, что законы, регулирующие предусмотренные в ней отношения (речь идет о страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морском страховании, медицинском страховании, страховании банковских вкладов и страховании пенсий), в иерархии источников страхового права стоят впереди норм ГКРФ. Соответственно, ст. 970 устанавливает, что к перечисленным в ней отношениям правила, предусмотренные™. 48 ГК РФ, применяются «постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное». При этом речь идет в равной мере как о специальных законах, посвященных соответствующим разновидностям страхования, так и о более общих законах.

Определенные отступления от общего принципа, закрепленного в п. 2 ст. 3 ГК РФ, предусмотрены для некоторых отношений и за пределами ст. 970 ГК РФ. Это касается регулирования взаимного, а также обязательного государственного страхования так, пункт 3 ст. 968 ГК РФ предусматривает, что правила гл. 48 ГК РФ применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, «если иное не предусмотрено законом 0 взаимном страховании, учредительными документами соответствующего общества или установленными им правилами страхования».

Еще более широкое отступление от норм ГК РФ допускает п. 4 ст. 969. Им установлено, что правила гл. 48 ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено не только законами, но и «иными правовыми актами о таком образовании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию».

В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 422 ГК РФ: договор должен соответствовать обязательным для сторон нормам, установленным законами и иными правовыми актами.

Помимо правовых актов, т.е. законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, страхование регулируется и ведомственными актами. Рассмотрим нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Применительно к страхованию речь идет главным образом об актах Министерства финансов РФ. В соответствии с п. 6 Положения о страховании это министерство «разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации»20.

К числу ведомственных могут быть, в частности, отнесены акты министров и других ведомств, изданные в развитие законов об отдельных видах обязательного страхования.

Поскольку страхование в России бурно развивается, следует учитывать, что сборники, содержащие в более или менее полном и систематизированном виде действующие нормативные акты по страхованию, быстро устаревают22. За текущими изменениями следует следить по различным изданиям, таким как Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств, «Российская газета», газета «Российские вести». Многие из этих актов появляются в «Российском страховом бюллетене», в журнале «Страховое дело», который издает фирма «Анкил», специализирующаяся на издании литературы по страхованию. Удобно использовать компьютерную систему «КонсультантПлюс».

68. Виды страхования.

69. Перестрахование.

70. Общие положения о договоре страхования

71. Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации

72. Банковская система и ее элементы. Основные принципы банковской системы.

73. Банковские операции и банковская деятельность

74. Центральный банк РФ и его статус. Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти. Органы управления Банком России. Организационная структура Банка России.

Центральный банк

Центральный банк - государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк - основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка - эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

§ защита и обеспечение устойчивости рубля;

§ развитие и укрепление банковской системы России;

§ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

§ Банк России является юридическим лицом.

§ Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

§ ЦБ РФ - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

§ Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

§ Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

§ Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

§ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об