К финансовым операциям в рамках распределительной концепции. Признаки финансов

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГУВПО БЕЛОРУССКО – РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»


Контрольная работа по предмету

История развития финансово-кредитной системы


Вариант 31


Выполнил:

студентка 4 курса

группа ФКЗ-072

Карпова А.Н.


Могилев, 2010

финансы государство предприятие

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов.

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века.

Кроссворд А.

Список использованной литературы

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов


Финансы обладают некоторыми признаками:

1. финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;

2. финансовые отношения носят распределительный характер;

3. финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;

4. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то естьфинансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.


Типы финансовых отношений

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 Схема финансовых связей “государство-государственное предприятие”


Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 Схема финансовых отношений между государством и не государственным предприятием


Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства. Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида – общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

Финансовые отношения между предприятиями изображены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Схема финансовых отношений между предприятиями-контрагентами


В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами – акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли). Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рисунок 1.4).


Рисунок 1.4 Схема финансовых отношений между предприятием и банками


Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на рисунке 1.5.


Рисунок 1.5 Схема финансовых связей между коммерческим и государственным банком


Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Схема финансовых отношений между государством и населением


Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг. В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.


Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Для централизованных финансов характерными признаками являются:

1) денежный характер отношений;

2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично- правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта, в его денежной форме.

Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач) состоят из государственных и местных финансов. В свою очередь государственные и местные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века


Наверное, будет неправильным утверждать, что русская экономическая мысль явилась явно обособленной школой в мировой науке. Тем не менее, исследования по вопросу о формировании в конце XIX – первой половины XX века русской школы экономической мысли неотделимы от изучения тех бурных перемен в обществе и экономике, которые пережила страна в данный период.

Поэтому, новый интерес к развитию русской финансовой мысли во многом связан с назревшим переосмыслением истории, осознанием ее прошлого и тревогой за завтрашний день.

Серьезные изменения в осмыслении прошлого сыграли немалую роль. К новым, современным читателям вернулись забытые на 50-60 лет имена выдающихся российских мыслителей-экономистов. Среди них - Михаил Иванович Боголепов, талантливый экономист, специалист в области финансового дела.

Рассматривая специфику отечественной экономической мысли, нельзя не учитывать влияние на нее российских национальных особенностей. Г.З.Елисеев в статье "Плутократия и ее основы" (1872г.), отмечал, что человеку трудно отрешиться от той формы общества, в которой он живет, в которой родился и воспитался: как бы он ни старался сделаться космополитом, те общественные отношения, которые сложились на его родине, основа общественного миросозерцания, дух, которым проникнут общественный строй, всегда останутся для него более или менее родными. Француз будет рассматривать общественные отношения под своим углом зрения, немец - под своим, точно так же англичанин и т.д. Оттого на всех теориях политико-экономических и вообще социальных лежит всегда национальная печать».

Уже на рубеже XIX-XX вв. не только теоретики пришли к выводу о влиянии государства на общество, само общество ощутило потребность в деятельности последнего. Как писал М.И. Боголепов: «Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам...». Эволюция взглядов на государство и разработка концепции правового государства позволили определить финансовую науку как науку о финансовом хозяйстве государства. «Самое могущество и политическое значение государств измеряется состоянием финансов. Финансы - мерило цивилизации.

Деятельность государства выросла до небывалых размеров. Государство должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении, о народном продовольствии, путях сообщения, кредите, торговле и т. д.».Как отмечает М.И.Боголепов, Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации. А после второй мировой войны государственные финансы были использованы в качестве всеобъемлющего средства государственного регулирования экономики. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области, как доходов, так и расходов. Поэтому, профессор М.И, Боголепов в начале XX в. и обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь». М.И.Боголепов акцентирует внимание на некоторых, весьма важных и актуальных в настоящее время, существенных признаках, присущих бюджету.

Экономист уделял особое внимание вопросам государственного регулирования экономических процессов, формированию бюджетной и налоговой политики государства, финансовому планированию на макро уровне.

В области государственной бюджетной политики М.И.Боголепов настаивал на обязательности построения системы приоритетов государственных расходов, выделяет такие неотъемлемые признаки, присущие бюджету как единство бюджета, универсальность, публичность, многофункциональность.

В области налоговой политики экономист отмечал важность рационального построения налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета. Им предлагался ряд мер оптимизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов с одновременным ростом налоговых поступлений. Среди этих мер выделяются следующие:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

Проявление особого внимания к трем звеньям финансовой системы: долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации системы социального страхования.

В области государственного финансового планирования М.И. Боголепов считал важным ежегодное составление финансовых планов, а также предварительный анализ методом финансового плана всех наиболее крупных финансовых мероприятий и наиболее ответственных оперативных финансовых планов. Согласно М.И. Боголепову, финансовый план должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении всего планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Надо также отметить, что они нашли свое отражение в формировании принципов бюджетного планирования.

М.И.Боголепов особо выделяет следующие неотъемлемые свойства государственного бюджета.

Во-первых это - плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

Во-вторых, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это полити ческое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический. Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно практика СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

В-третьих, М.И. Боголепов акцентирует внимание на единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства.

Отсутствие единства бюджета создавало благоприятные условия для злоупотреблений, для завышения суммы расходов по взиманию.

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. В-четвертых, бюджет должен быть публичным, то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

В-пятых, М.И.Боголепов указывают на еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализирован ный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. Данное свойство бюджета нашло свое отражение в современной бюджетной классификации: «Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ...». М.И. Боголепов говорит о том, что госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики и его нельзя сводить только к росписи доходов и расходов. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, М.И. Боголепов и другие теоретики определяли его как финансовый или хозяйственный план государства.

Таким образом, от односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональность бюджета.

М.И.Боголепов пишет о том, что очень важно сопоставление всех доходов и расходов, включенных в бюджет. Доходы либо равны расходам, либо они их превышают, либо имеет место дефицит. Таким образом, получают представление о характере сведения бюджета, называемого бюджетным равновесием, которое указывает на благоприятное или неблагоприятное для государства заключение бюджета.

В этом отношении, надо обратить внимание на одно очень актуальное сегодня предложение профессора М.И.Боголепова. Определяя способы соразмерности в приходах и расходах, он пишет: «Остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнований».

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и приумножением доходов. М.И.Боголепов пишет: «Сокращение издерж:ек долж:но быть основано на том правиле, что все необходимые издер:ки сохранить, полезные отлож:ить, а излишние вовсе прекратить. Для приумнож:ения доходов в елсегодной системе финансов может быть произведено:

1) лучшим распределением налогов;

2) удобрением разных источников, как-то: лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч.». Таким образом, профессор М.И. Боголепов отмечает, что «бюджет необходим в условиях современного государства для того, чтобы установить правильное соотношение между государственными доходами и расходами». М.И. Боголепов ясно и определенно выявляет основную цель бюджета.

Бюджет в качестве плана государственного хозяйства указывает администрации, ведающей финансами, виды и величину потребностей и необходимые для их покрытия средства, и в связи с этим выявляет необходимость в изменениях в той или другой области для достижения равновесия доходов и расходов на предстоящий финансовый период. На самом деле достижение равновесия бюджета - это труднейшая финансово-политическая задача.

Разрешение этой задачи - пробный камень для всякого бюджета, считает М.И.Боголепов. Теория, хотя и много занималась этим вопросом, не может дать рецептов для установления правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Это соотношение всегда является вопросом факта, то есть оно обусловлено данными текущего момента, всей реальной обстановкой. До сего времени проблемы сбалансированности бюджета, покрытия его дефицита продолжают оставаться предметом научно практических дискуссий.

По мнению М.И.Боголепова, точное исчисление расходов - более существенное дело, нежели исчисление доходов, потому что при определении той или иной суммы расхода в бюджете заранее устанавливается размер тех сумм, которые предоставляются бюджетом в распоряжение того или иного лица. Когда доходы превышают расходы и если излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства. Налоги в теории бюджета играют значительную роль в связи с дальнейшим возрастанием их значения для государства.

Важно отметить, что М.И. Боголепов был одним из ведущих ученых финансистов, теоретически разработавших роль и значение финансового плана страны.

Согласно М.И.Боголепову, финансовый план, обнимая в своем содержании по возможности все финансовые отношения народно хозяйственного плана, должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Весьма важно при планировании финансовых ресурсов и методов мобилизации народного дохода не перейти границы реального и осуществимого. Мобилизуя огромные массы народного дохода, финансовая система ударной задачей этой мобилизации должна иметь финансирование развития производственных сил страны. Такова задача общехозяйственного плана, и в таком же направлении лежит залог успеха самого финансового плана. Следует иметь в виду, что основная трудность финансового плана заключается в том, чтобы дать такое построение финансов, которое в полной мере ответило бы замыслу общего плана: значительными затратами ресурсов в первые годы планируемого периода обеспечить высокие темпы развития всего народного хозяйства. В планируемый период бюджет играет роль перераспределителя ресурсов обоих секторов (частного и государственного). Здесь бюджетный метод, т.е. метод принуждения, встречается с другими методами планирования, и, собственно говоря, здесь, в этой области, бюджетный метод играет роль воспитателя планового режима, что особенно актуально для сегодняшнего времени, когда необходимо снова возрождать планирование финансов и плановую дисциплину в целом. Надо отметить, что наряду с отстаиванием теории государственного регулирования экономики, М.И.Боголепов еще в начале XIX века высказывал также некоторые возражения и против всеохватывающей государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), которые и в начале XXI в. остаются актуальными.

Кратко, основные из мер, предложенных М.И.Боголеповым в целях развития государственного финансового планирования, можно свести к следующим:

1. Установление правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Причем, определяя способы соразмерности в приходах и расходах государства, М.И. Боголепов особо предостерегает от ошибок в части перерасхода запланированных средств.

2. Построение рациональной налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета,

3. Совершенствование государственной налоговой политики. Здесь М.И.Боголепов особо выделяет следующие мероприятия:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

4. Уделение пристального внимания трем звеньям финансовой системы: «долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации социального страхования», Все вышеприведенные меры, несомненно, актуальны для российской экономики и в настоящее время.

«Кто берет в руки бюджет или кредитный план, тот должен обязательно быть в курсе всего финансового плана». Таким образом, в начале XXI века Российское государство снова встало перед проблемой грамотного планирования своей финансово-бюджетной сферы.

Кроссворд А

По вертикали.

1 Кредитные деньги, выпускаемые ЦБ страны. Представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается общественной гарантией ЦБ. 3 Средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах соответствующих данному уровню товарных отношений. 5 Структурное подразделение предприятия, выполняющее основные кассовые операции. 7 Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. 8 Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. 10 Денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. 12 Юридическое лицо, обладающее исключительным правом осуществлять в совокупности банковские операции. 15 Операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования.

По горизонтали.

2 Письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. 3 Деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. 4 Для кредитора возникает кредитный … при неуплате заемщиком основного долга и процентов по нему. 6 Одна из форм концентрации и централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы. 9 Сторона кредитных отношений, предоставляющих ссуду. 11 Деньги, которые возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). 13 Субъект кредитных отношений, получающий ссуду и обязанный ее возвратить в установленный срок. 14 Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. 16 Сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов, называется денежная … 17 Операции по купле-продаже иностранной валюты. 18 Движение денег, опосредующее денежные отношения между предприятиями, объединениями, организациями, а также между ними и государством; между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами, называется денежный … 19 Объединения банков или банки-гиганты, играющие большую роль в банковском деле и экономике в целом, называются банковские …

По вертикали.

1. Банкнота. 3. Деньги. 5. Касса. 7. Биметаллизм. 8. Чек. 10. Монометаллизм. 12. Банк. 15. Депозитные.

По горизонтали.

2.Вексель. 3. Действительные. 4. Долг. 6. Амальгация. 9. Кредитор. 11. Кредитные. 13. Заемщик. 14. Кредит. 16. Масса. 17. Валютная. 18. Оборот. 19. Монополии.

ЛИТЕРАТУРА


1. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, С.П. Гурко, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 632 с.

2. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3. Финансы: учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2007. - 384 с.

4. Боголепов М.И. Советская финансовая система 1945.

5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Россия. М., 1991.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин финансы исторически появился значительно позже, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения. Из всего многообразия операций, которых в настоящее время принято называть финансовыми, исторически первыми появились операции, связанные с уплатой обязательных платежей, совершаемых гражданами государству, и государственные расходы. Тем не менее, весь опыт функционирования экономических отношений показывает, что их возникновение и развитие не может быть связано с появлением и деятельностью отдельного пусть и очень важного субъекта отношений. Новые экономические отношения всегда возникают в силу закономерностей, определяющих развитие экономики и общества в целом. Таким образом, хотя хронологически финансовые операции возникли в условиях появления первых государств, необходимость развития финансовых отношений вызвана закономерностями социально-экономического развития, а сами финансовые отношения существуют и за рамками отношений по обязательным платежам государству.

Современную рыночную экономику невозможно представить без многообразия финансовых операций . Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (организации, отдельные виды домохозяйств, представленные индивидуальными предпринимателями), привлекают средства на возвратных и безвозвратных началах для расширения дела, создания новых продуктов, внедрения новых технологий. В то же время они могут разместить временно свободные денежные средства на банковских депозитах, приобрести ценные бумаги, на долевых условиях участвовать в инвестиционных проектах других субъектов. Полученная коммерческими организациями прибыль распределяется между собственниками, участниками. Все организации и граждане уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы государства, могут покупать государственные и муниципальные ценные бумаги. При этом существует и обратная связь: население получает социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии; предприниматели могут получить государственную финансовую поддержку, государство финансирует учреждения, оказывающие социальные услуги, размещает временно свободные бюджетные средства, средства резервов на финансовых рынках.

Все эти операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является как бы самостоятельным (без встречного движения товаров и денег).

Классическая политэкономия в отличие от современных теорий денег различала функции денег как средства обращения (обслуживают операции купли-продажи) и средства платежа (по времени не совпадают движение денег и товаров). С учетом такого разделения финансовые операции связаны с функцией денег как средства платежа. Кроме того, финансовые операции обеспечивают возможность накопления денежных средств, поэтому связаны и с функцией денег как средством накопления.

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением. Объектом распределения, осуществляемого посредством финансовых операций, являются валовой внутренний продукт (ВВП), поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Финансовые операции позволяют обеспечить распределение денежных средств, послуживших результатом реализации товаров, работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей и их дальнейшее распределение, обобщающим отражением этого процесса является распределение ВВП. Но в создании денежных доходов участвуют также средства, которые поступили от внешнеэкономической деятельности. В ходе финансовых операций часть национального богатства также участвует в распределении, например, в виде налога на добычу природных ископаемых. Следовательно, для всех финансовых операций характерно то, что они существуют в денежной форме и связаны с процессом распределения.

Процесс распределения ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики - перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок.

1. Финансы: их сущность и социально-экономическая роль в рыночной экономике.

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д. [Ожегов, с. 624].

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хори определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам [Ван Хори, с. 34]. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» [Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2000, с. 77]. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «...совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств

Финансовая система преимущественно рассматривается как «совокупность организаций», «совокупность различных финансовых отношений», совокупность «учреждений и рынков» и т. д. Однако заявляемые «совокупности» не отвечают обязательному требованию «однородности по своим задачам и организационной объединенное в одно целое».

Финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств).

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.


В зависимости от механизма формирования и использования финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные); 3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов, например финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации - все это принято называть финансовыми операциями . Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее, нельзя говорить о полной без эквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами.

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т.е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются, денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

2. Финансы и кредит: их взаимосвязь и сравнительная характеристика.

Начальным моментом возникновения финансовых отношений служит процесс первичного распределения стоимости готового продукта на составляющие элементы (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль) и образования различных денежных доходов у хозяйствующих субъектов и государства. Для начала данного процесса созданная в производстве стоимость готового продукта должна быть реализована. Экономическим инструментом, с помощью которого стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена. Производители реализуют готовые продукты потребителям по рыночным ценам. Однако в этих ценах не фиксируются поэлементные пропорции разделения стоимости продукта на фонды возмещения, оплату труда и прибыль. Поэтому стоимость реализованного продукта количественно распределяют на указанные элементы с помощью финансов. В процессе оперативного управления финансовой деятельностью предприятий разрабатывают бюджеты доходов и расходов, платежные балансы и другие плановые документы, где фиксируют объемные пропорции разделения выручки (нетто) от продажи товаров на составляющие элементы.

Таким образом, функционирование цены и финансов происходит в тесной взаимосвязи: цена служит базой финансового метода распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен, являются инструментом, реализующим данные пропорции. Одновременно с помощью финансов корректируют эти пропорции с учетом экономических условий, сложившихся в стране.

Наряду с финансами в стоимостном распределении общественного продукта участвует и кредит. Общие черты (их денежный характер), присущие этим категориям, свидетельствуют об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функционирования в общественном воспроизводстве различен. Кредит, в отличие от финансов, функционирует на платной и возвратной основе. Любая ссуда, предоставленная заемщику, должна быть возвращена кредитору (вместе с процентами) после истечения срока, установленного в кредитном договоре. Возвратность и платность - важнейшие признаки кредита. Наконец, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяют потребности хозяйствующих субъектов в платежных средствах, находящихся в обращении; регулируют денежный оборот предприятий. Тесная взаимосвязь финансов и кредита обусловливает органичное сочетание финансового и кредитного методов финансирования потребностей расширенного воспроизводства. Ключевыми объектами совместного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс являются основной и оборотный капитал субъектов хозяйствования.

В распределении стоимости общественного продукта, помимо финансов, участвует и заработная плата (оплата труда). Данная форма распределения обусловлена необходимостью формирования личных доходов работников исходя из количества и качества затраченного ими труда. Заработная плата материализуется в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используемых ими для удовлетворения личных потребностей.

Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей. На микроуровне финансовым источником для выплаты заработной платы служит денежная выручка от продажи товаров (работ, услуг), поступающая на расчетные счета субъектов хозяйствования. Однако выплату заработной платы персоналу предприятий не относят к финансовым отношениям.

Взаимосвязь финансов и прибыли проявляется в том, что в последней материализованы финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством и контрагентами, например, по выплате налога на прибыль в бюджетный фонд, дивидендов акционерам и др. Кроме того, прибыль - один из основных источников образования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов и государства. Взаимосвязь финансов и капитала заключается в том, что последний служит источником образования финансовых ресурсов (собственных и привлеченных средств). В свою очередь финансовые ресурсы выступают вещественным носителем финансовых отношений, возникающих в процессе формирования и использования капитала, представленного в пассиве бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли. Привлеченный капитал включает краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, а также кредиторскую задолженность по товарным и финансовым операциям. Капитал служит источником финансирования внеоборотных и оборотных активов.

3. Функции финансов, дискуссионные вопросы функций.

Финансы, трактуют как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются, денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в ХШ-ХУ вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX вв.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.

С XIX в.в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, Дж.М. Кейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.

Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро- и микроуровне.

Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов, распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе.

Сторонники первой из них (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, С.И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д.С. Моляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы - с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.

Таким образом, финансы - термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.

Не отрицая возможности существования иных точек зрения, авторы настоящего учебника считают, что приведенное выше определение финансов, которое отражает их распределительный характер путем формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований, позволяет наиболее системно рассматривать финансовые отношения, возникающие между различными экономическими субъектами.

Признавая финансы совокупностью объективно существующих экономических отношений, следует рассмотреть их функции - специфические способы выражения присущих финансам свойств. В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В.В. Иванов, Л.А. Дробозина, A.M. Бабич и Л.Н. Павлова) называют регулирующую, стабилизационную функции, функции планирования, организации, воспроизводства. Нередко они рассматриваются как частный случай распределения, но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов.

Одной из отличительных черт финансов является их участие в процессе распределения. Распределительную функцию выделяют не только российские, но и многие зарубежные (применительно к государственным финансам) авторы.

Участие финансов в распределении и перераспределении стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приведено на рис. 1. Стоимость валового внутреннего продукта как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию (I), которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.

В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления) (II).

Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами (III). Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему - поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок -привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

Рис.1. Участие финансов в процессе распределения

В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и т.п.) (IV).

Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления (например, расходы организаций социальной сферы), а также направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения) (V).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет - это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов.

Этот процесс охватывает не только распределение и перераспределение стоимости в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Наконец, механизм денежных накоплений позволяет говорить о распределении во времени (в частности, создание резервов в благоприятные периоды и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).

Тесно связана с распределительной контрольная функция. По мнению В.М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.

4. Финансы, их сущность и связь с общественным производством и государством.

Термин «финансы» ведет свое происхождение от средневековых латинских слов finare, finatio, finantia, finantia pecunaria, употреблявшихся в Средние века в смысле обязательной уплаты любой денежной суммы. Как отмечали известные дореволюционные русские финансисты В.А. Лебедев и И.И. Янжул, возможно, вследствие близости звуков со словами fien (хитрый), feinheit (ловкость) и erfinderisch (от finder - изобретательный) или потому, что сами подвергались в то время разного рода притеснениям, выражение «финансы» в Германии в XVI и XVII вв. имело негативное значение - заключало в себе элемент лукавства, вымогательства. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что основной задачей финансовой науки в тот период было создание не теоретически обоснованной и ясной системы налогообложения, а изыскание ловких, искусных приемов, с помощью которых старались обмануть народ, чтобы взять с него как можно больше денег. Например, известный немецкий финансист того времени Шотелиус понятие «финансы» объяснял следующими выражениями: живодерство, лихоимство, а Себастиан Брант сопоставлял понятия Untreu, Schinderei, Hass, Neid, Finanz с понятиями «вероломство», «грабеж», «ненависть», «зависть», «финансы». Однако с XVI в. во Франции это слово употребляется уже в значении, близком к современному, а при Людовике XIV всеевропейское употребление французского языка вытеснило с континента негативное немецкое значение слова «финансы».

В настоящее время категория «финансы» рассматривается по-разному. В трудах по экономике устоявшимся определением рассматриваемой категории является понимание в широком и узком смыслах. Финансы в широком смысле - это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в сферах: государственных «публичных» финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений.

Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы - система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. При этом такая терминологическая путаница в экономической литературе объясняется двумя факторами. Во-первых, «в экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая... к междисциплинарной путанице». Во-вторых, в советское время в условиях превалирования государственной собственности понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одно и то же. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что отдельные экономисты все же идентифицировали финансы с ресурсами. Затем с крушением социалистического государства все спуталось и благодаря заимствованиям из американской экономической литературы термин «финансы» распространился на все денежные отношения, в том числе «и на денежные отношения негосударственных организаций, и на банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще на все, что связано с движением денег».

В юридической и управленческой литературе под финансами понимаются только собственно публичные финансы. Наиболее часто используемым определением финансов является следующее: финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе образования которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта. При этом государственные финансы, как правило, определяются их экономическим и материальным содержанием:

1) в экономическом смысле - это система денежных отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода;

2) в материальном смысле - это денежные фонды государства и муниципальных образований, мобилизуемые и используемые для публичных целей.

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством [Финансы, денежное обращение и кредит, с. 25]. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике» [Финансы / Под ред. проф. М. В. Романовского, с. 44].

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили, прежде всего, характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений,- они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «...с конца XVII века... под словом «финансы»... стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства - его доходов, расходов и долгов,- понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» [Витте, с. 4].

Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации - все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.

Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет выделить первый признак финансовых операций - их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров .

Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги - это всеобщий эквивалент.

Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству 1 , и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций .

Распределение - это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств 2 , организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций - прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйств и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами .

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач 3 .

История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин 4 . Первоначально в XIII-XV вв. он обозначал денежный платеж 5 . Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием 6 . В России на рубеже XIX-XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке 7 .

И в настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов.

Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы - это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.

С XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, Дж. М. Кейнс 8 финансы также рассматривал как денежную форму капитала.

Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка 9 .

Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро- и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками 10 или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная , представленные и в современной российской учебной литературе.

Сторонники первой из них (В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом 11 . Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов.

В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы - с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков 12 или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов 13 , при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.

Таким образом, финансы - термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.

Не отрицая возможности существования иных точек зрения, авторы настоящего учебника считают, что приведенное выше определение финансов, которое отражает их распределительный характер путем формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований, позволяет наиболее системно рассматривать финансовые отношения, возникающие между различными экономическими субъектами.

Признавая финансы совокупностью объективно существующих экономических отношений, следует рассмотреть их функции - специфические способы выражения присущих финансам свойств 14 . В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В. В. Иванов, Л. А. Дробозина, А.М. Бабич и Л. Н. Павлова) называют регулирующую 15 , стабилизационную функции 16 , функции планирования, организа­ции, воспроизводства 17 . Нередко они рассматриваются как частный случай распределения, но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский разделяли распределительную функцию финансов на две: формирование денежных фондов (процесс перераспределения) и их использование (процесс, опосредованный актами купли-продажи) 18 . Тем не менее большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через распределительную и контрольную функции .

Одной из отличительных черт финансов является их участие в процессе распределения. Распределительную функцию выделяют не только российские, но и многие зарубежные (применительно к государственным финансам) 19 авторы.

Участие финансов в распределении и перераспределении стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэко­номической деятельности, части национального богатства приведено на рис. 1.1 20 . Стоимость валового внутреннего продукта как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию 21 (I), которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.

В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления) (II).

Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами 22 (III). Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему - поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок - привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества и т.п.) (IV).

Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления (например, расходы организаций социальной сферы), а также направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения) (V).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет - это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью соз­даваемых и расходуемых денежных доходов.

Этот процесс охватывает не только распределение и перераспределение стоимости в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Наконец, механизм денежных накоплений позволяет говорить о распределении во времени (в частности, создание резервов в благоприятные периоды и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).

При характеристике распределительной функции финансов важно иметь в виду, что хотя процесс распределения стоимости является производным от процесса ее создания, тем не менее, от того, как будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных экономических закономерностей при организации финансовых отношений чревато негативными последствиями для экономической системы в целом. Поскольку в распределении участвуют все хозяйствующие субъекты, возможно, изменяя его количественные пропорции, воздействовать на экономические и социальные процессы. Тем не менее, данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.

Тесно связана с распределительной контрольная функция . По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса 23 . Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.

Итак, обе функции финансов проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, источники, состав, критерии классификации, основные направления использования которых рассматриваются в следующем параграфе.

Рис. 1.1 Участие финансов в процессе распределения

1 В данном контексте мы рассматриваем государство как единый экономический субъект, абстрагируясь от конкретных уровней государственной власти и местного самоуправления; в дальнейших параграфах и главах речь пойдет о государстве (в федеративных государствах оно представлено федеральным и региональным уровнями государственной власти) и местном самоуправлении, реализуемом в рамках муниципальных образований.
2 В дальнейших темах рассмотрение финансовых отношений домохозяйств ограничивается деятельностью индивидуальных предпринимателей.
3 В основе приведенного определения использованы теоретические положения проф. В.М. Родионовой (см. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993, гл. 1).
4 См.: Сабанти Б.М. Теория финансов. - М.: Менеджер, 1998. - С. 42.
5 Очевидно, что сами финансовые отношения возникли намного раньше - с появлением денежных доходов государства.
6 См.: Сабанти Б. М. Теория финансов. - С. 43-85; Финансы /Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2001. - С. 27-29!
7 См.: Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. - М.: Финансы и статистика, 1985. - С. 33.
8 См.: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос-АРВ, 2002.
9 См., например, Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1988; см. также: Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. — С. 29-33.
10 Например, финансы (finance) - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. - Боди 3., Мертон Р. К Финансы. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - С. 38.
11 В какой-то степени эта позиция перекликается с позицией Дж. Б. Кларка, который утверждает, что производство богатства, осуществляемое организованным обществом, есть процесс, охватывающий собою и обмен, и распределение (Кларк Дж. Б. Распределение богатства. - М.: Гелиос-АРВ, 2000. — С. 9).
12 См.: Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - С. 494.
13 См.: Энциклопедия Британика: «Finance - the process of raising funds or capital for any kind of expenditure».
14 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 22, 428.
15 См.: Финансы / Под ред. В. В. Ковалева. - С. 11-13.
16 См.: Финансы / Под ред. проф. J1. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-С. 18-21.
17 См.: Бабич Л.М., Павлова JI.H. Финансы: - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
- С. 17-28.
18 См.: Вознесенский Э. Л. Финансы как стоимостная категория. - С. 122-127; Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика. 2001. - С. 15.
19 Например, Р. У. Рефьюз (См.: Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США (Материалы российско-американских семинаров).- М.: Агентство США по международному развитию, 1996. - С. 38).
20 Для упрощения схемы расчеты с остальными странами отражены только в части поступлений от внешнеэкономической деятельности, не отражен также процесс перераспределения денежных доходов и поступлений между уровнями бюджетной системы.
21 Выделение первичных доходов и амортизации является финансовыми операциями.
22 Здесь рассматриваются денежные поступления, в системе национальных счетов для их обозначения используется термин «трансферт».
23 См.: Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. - С. 21.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об