Проверка гсм на предприятии. Как контролировать расход топлива: различные способы мониторинга

В любом транспортном предприятии, которое связано с перевозкой грузов, строительной компании с использованием специальной строительной техники, службами ЖКХ и предприятиям по уборке и обслуживанию дорог - одним из важных аспектов экономической эффективности бизнеса, является контроль использования топлива и других ГСМ. Успех проекта или решение задач на каждом этапе данного проекта, складывается из многих факторов, но одной из главных составляющих это расходы на топливо. Насколько правильно сформированы и контролируются данные затраты, настолько будет и эффективен показатель бизнеса в целом.

В любом бизнесе, так или иначе связанном с транспортной отраслью - перевозка грузов, автотракторная или строительная техника, расходы на топливо и расходы на ГСМ всего парка машин, являются весьма существенной частью затрат для любого предприятия. При этом не секрет - цена на топливо достаточно высока, и недобросовестные сотрудники и водители могут заниматься откровенным воровством и хищением топлива. Для этого существуют различные способы обмана:

  • приписки пробега;
  • левым чекам с АЗС;
  • накруткам пробега на одометрах;
  • получение наличных денег на АЗС, вместо заправленного топлива;
  • устаревшие методы расчёта среднего норматива расхода топлива;
  • другие уловки;

Компания "АТЛ Телематика" предлагает различные типы оборудования для решения контроля и учёта топлива на автотранспортном предприятии. Специалистами компании разработаны
специальные модули и отчёты в программе мониторинга транспорта "Светофор", которые эффективно позволяют отслеживать заправки в реальном времени, так и контролировать расход за любой период времени, как по одной выбранной единице транспорта, так и по группам объектов. Отчёты позволяют не только показывать заправки и сливы топлива, но так же расчитывают средний расход на 100 киллометров пути за любой выбранный интервал. Отчёт расчитывает средний расход топлива - литров за час, для автомобилей или строительной техники или краных установок, работающих без прохождения расстояния. Отчёты расчитывают средние показатели работы при эксплуатации автомобиля в смешанных циклах работы, а так же расчитывают отклонения среднего расхода и общего расхода от нормативных данных, принятых для данного транспорта на предприятии или согласно паспортным данным производителя.

Записанные данные защищены от внешних воздействий, преднамеренного искажения (исправления), магнитных и электрических полей, вибрации. Длительность хранения данных – не ограничена. В штатном режиме работы фальсификация данных невозможна.
Это позволяет создать единый комплекс мониторинга транспортного средства на предприятии в реальном времени, делать анализ и отчёты за любой прошедшей интервал времени, что позволит оптимизировать расходы на топливо и улучшить контроль над работой транспорта.

Приобретая решение - "Контроль топлива" в компании "АТЛ Телематика" можно получать отчёты и отслеживать следующие параметры:

  • полный контроль по всем заправкам топлива;
  • контроль топлива во всех баках и емкостях, оборудованных датчиками уровня топлива;
  • контроль и точный учет расхода топлива;
  • данные о времени работы двигателя;
  • скоростью передвижения и место и время превышения разрешённой скорости автотранспорта;
  • точный учет остатка топлива во всех баках и емкостях хранения;
  • контроль топлива и предупреждение хищений топлива на всех этапах работы с транспортом и техникой;
  • в случае хищения топлива - точные количественные данные и координаты, где это произошло и во сколько;
  • настройка автоматического оповещение о событиях заправка или хищение;
  • точные отчеты по движению топлива, за периоды времени, в оборудованных датчиками топлива емкостях и баках ТС;
  • доступ к точным данным по заправкам, расходу и остатку топлива за всю историю мониторинга и контроля техники и транспорта;

Затраты на топливо являются ключевой статьей расходов у большинства транспортных компаний. Нередко горючее используется в обход производственных задач. Оно становится средством нелегального заработка некоторых сотрудников.

Примеры традиционных хищений топлива

  1. Прямой слив из топливного бака. Водитель грузовика съезжает с маршрута на обходную трассу. Остановившись в определённом месте, он сливает в канистру топливо с помощью шланга и продаёт слитое топливо в среднем на 30% дешевле розничных цен на ГСМ.
  2. Недолив топлива. Заправляя горюче-смазочные материалы в транспортное средство на АЗС, водитель сливает последние 10 – 20 литров не в топливный бак, а в канистру. Такой «расход» топлива водители часто списывают на погрешности и недоливы АЗС.
  3. Слив с вмешательством в топливную систему. Транспорт на дизельном топливе также может стать средством хищения ГСМ. В топливную магистраль делается врезка, куда водитель вставляет трубку, с помощью которой во время рейса часть топлива сливается в канистру. Такие потери заметить сложнее, если не ограничить доступ к топливной системе. Грамотно пресекая все вышеупомянутые действия, можно не только дисциплинировать водительский состав, но и снизить транспортные расходы предприятия за счет учета ГСМ .

Как Система СКАУТ позволяет контролировать топливо?


Расход топлива можно отслеживать тремя способами:

1. Контроль топлива по нормам.
По количеству отработанных моточасов и пробегу определяется, сколько топлива должно быть израсходовано водителем в соответствии с данными показателями. Эти расчеты сравниваются с данными расхода, которые предоставляет водитель.

2. Контроль топлива с помощью ДУТ (датчика уровня топлива).
Датчик устанавливается непосредственно в топливный бак ТС. Он определяет уровень топлива в каждый момент времени, и по изменению уровня позволяет судить о расходе топлива. Диспетчерская программа отображает график изменения уровня топлива в баке. Фиксируются значимые для этого вида контроля события: заправки, сливы, расход на холостом ходу и под нагрузкой. На этом этапе можно зафиксировать случаи повышенного расхода и сливы.

Датчики уровня топлива

Высокоточный врезной емкостный датчик уровня топлива.

Ультразвуковой бесконтактный датчик уровня топлива.

Резистивный д атчик уровня топлива

Фото




Описание

Применяется для измерения объема топлива в баке для контроля расхода, заправок и сливов. Высокое качество изготовления и надежность датчика позволяют максимально сократить расходы на техническое обслуживание системы после установки.

При установке не требует механического вмешательства в бак, а также демонтажа бака. Применяется при невозможности монтажа врезного датчика уровня топлива.

Используются в штатных системах автомобилей.

Принцип действия

Представляет собой полую трубку со стержнем или другой трубкой внутри. Топливо, заполняя полость внутри трубки, изменяет емкостные характеристики этой системы.

Датчик представляет собой ультразвуковой излучатель с приемником. Он ставится на дно бака с внешней стороны. Передатчик посылает короткие ультразвуковые импульсы, которые проходят через топливо, отражаются от поверхности жидкости и принимаются приемником. По времени прохождения сигнала до поверхности и обратно вычисляется уровень топлива в баке. Данные датчики не требуют сверления бака, не осуществляется прямого контакта датчика с топливом.

Жидкость, изменяя свое положение, под действием силы выталкивает легкий поплавок. Поплавок вместе с креплением образует рычаг и подвижный контакт.

При изменении уровня топлива происходит перемещение поплавка, изменяется положение подвижного контакта и сопротивление резистивного элемента датчика уровня топлива.

Технические характеристики

  • Напряжение питания, В: 7 – 45;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 2,0 (±1,0);
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 40 до +80;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP57;
  • Интерфейс: частотный, аналоговый (LLS-AF 20310), RS-485, RS-232 (LLS 20160);
  • Варианты исполнения (длина необрезанного датчика), мм: 700, 1000, 1500, 2000.
  • Напряжение питания, В: 9 – 36;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 3,0;
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 30 до +50;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP66
  • Интерфейс: частотный, аналоговый, RS-485;
  • Варианты исполнения (максимальная глубина бака), мм: 800, 2500.
  • номинальное напряжение: 4, 5 - 24В;
  • диапазон перемещения поплавка: 10 – 150 л/ч;
  • Класс защиты: IP 65;
  • погрешность: 10% от полной шкалы.

Особенности

  • Возможность обрезать до 150 мм без дополнительной погрешности;
  • Гальваническая развязка позволяет всегда подключать на неотключаемое питание;
  • Внутренняя фильтрация;
  • Универсальность настройки выхода;
  • пожизненная гарантии производителя.
  • Датчик приклеивается на нижнюю поверхность бака. Отсутствует необходимость сверления бака и прямой контакт с топливом;
  • Защита от агрессивных сред;
  • Гарантийный срок: 12 мес.

Датчик обладает обилием механических деталей и быстро изнашивается.

3. Контроль топлива с помощью ДРТ (датчика расхода топлива).
Врезается в топливную магистраль ТС. Позволяет определять текущий расход топлива. Используются только в тех случаях, когда производственные размеры бака не позволяют установить обычный ДУТ.

Способы

Преимущества

Недостатки

  1. Сравнительно небольшая стоимость для заявленной точности.
  2. Позволяет зафиксировать места заправок и сливов.
  3. Не имеет механически изнашивающихся подвижных частей.
  1. Требуется врезка в топливный бак.
  2. Зависимость показаний от состояния окружающей среды: влажности и температуры.
  3. Наличие «мертвой зоны» - отступ от дна бака во избежание замыкания обкладок имеющимся в баке конденсатом.
  1. Предоставляет точную информацию расходе топлива;
  2. Погрешность не более 1,5%;
  3. Наиболее удобный датчик для установки на ТС с нестандартными топливными баками.
  1. Требуется врезка в топливную магистраль ТС;
  2. Не позволяет фиксировать места заправок и сливов топлива.
  3. Высокая цена.

Контроль по нормам

  1. Это самый простой и дешёвый контроль горючего.
  1. Непроверенная и неподтверждённая информация, которая может быть сфальсифицирована по сговору.

Что даёт контроль топлива с Системой СКАУТ?

Таким образом, Система СКАУТ позволяет определять факты нецелевого и неэффективного использования топлива и, тем самым, даёт возможность выявить недисциплинированных водителей или неисправные транспортные средства в автопарке.

Варианты административных мер:

  • провести воспитательную работу с водителем,
  • лишить водителя премии или уволить.
  • провести серию эффективных технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатационных качеств транспорта.

Как клиент может использовать эти данные?

Используя групповой отчёт по заправкам и сливам, клиент может выделить наиболее проблемные в плане расхода топлива машины. Ему доступны данные по объёмам сливов, о расходе топлива на различных режимах работы двигателя. Благодаря этому Система СКАУТ позволяет руководству предприятия пересчитать и оптимизировать устаревшие нормы расхода топлива.


Рисунок 1. Сливы грузовиков MAN в карманах на трассе

Эта исчерпывающая аналитика помогает клиенту понять, что же послужило причиной повышенного расхода горючего для конкретного ТС. Наиболее прогрессивные компании пользуются этими данными, чтобы выкупить у водителя сэкономленные излишки топлива. Это один из эффективных мотивационных факторов, позволяющих дисциплинировать водительский состав предприятия.

Внедрение Системы СКАУТ на предприятиях

Клиент: МУП «Спецавтобаза», г.Екатеринбург

Отрасль: ЖКХ: вывоз твёрдых бытовых отходов.

Начало сотрудничества: 2008 год.

Количество оснащённых ТС: 130 машин моделей КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ.

Оборудование: МТ-500, 510, 530, ДУТ.

ПО: «СКАУТ-Эксплорер» - услуги диспетчерского центра оказывает партнёр.

Экономический эффект:

Только за первый год использования Системы СКАУТ руководству удалось сократить расходы на топливо на 7 870 000 рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики;
  • Исключение простоев;
  • Пресечение левых рейсов.
Цитата: директор МУП «Спецавтобаза» Е.А.Устьянцев: «С помощью высокоточной спутниковой навигации «СКАУТ» нашему предприятию удалось не только оптимизировать работу автопарка, но и существенно повысить качество оказываемых услуг. С внедрением Системы СКАУТ вот уже на протяжении трёх лет нам удаётся экономить на топливных расходах ежегодно около 8 миллионов рублей». 2.

Клиент: ЗАО «Проммонолит», г.Санкт-Петербург

Отрасль: Строительство: доставка строительных материалов

Начало сотрудничества: 2011 год

Количество оснащённых ТС: 70 единиц техники марки КамАЗ, МАЗ, Мерседес, MAN, ЗИЛ, в том числе, бетономешалки, тягачи и фронтальные погрузчики.

Оборудование: МТ-600 PRO, ДУТ

ПО: 4 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с системой за 2 года прошли 11 специалистов предприятия.

Экономический эффект:

  • Снижение завышенных норм по расходу ГСМ на 30%;
  • Сокращение затрат на содержание автопарка на 30%.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки стройматериалов;
Цитата: генеральный директор ЗАО «Проммонолит» С.К.Комаров: «Выбранное нами оборудование и программное обеспечение от одного производителя – ГК «СКАУТ» – позволили нам усилить контроль над водителями и реальным расходом топлива. Благодаря своевременной и достоверной информации мы стали формировать оптимальные рейсы доставки. Это способствовало повышению эффективности планирования наших производственных мощностей».

3.

Клиент: ЗАО «Мехстрой»

Отрасль: дорожное строительство

Начало сотрудничества: с 2009 года

Количество оснащённых ТС: 42 единицы различной строительной техники

Оборудование: МТ-600, ДУТ

ПО: 4 автоматизированных рабочих места диспетчеров с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер»

Экономический эффект:

  • В результате первого месяца использования на предприятии Системы СКАУТ, расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%.

Организационный эффект: С помощью отчётов программы «СКАУТ-Эксплорер» предприятию удалось:

  • определить оптимальные нормы расхода топлива и пробега;
  • увеличить эффективность работы логистики.
Цитата: генеральный директор ЗАО «Мехстрой» П.А.Полин: «Уже в процессе тестирования Системы СКАУТ нам стало ясно, что это внедрение позволит экономить нам сотни тысячи рублей. Только за первые 30 дней использования Системы, благодаря отчётам с информацией по расходу топлива, пробегу, скорости, стоянкам и движению, сокращение затрат на ГСМ составило 30%. Своевременные и достоверные сведения позволили нам навести порядок в учётной политике предприятия и чётко определиться с топливными нормами». 4.

Клиент: ООО «Арктикавтотранс», Мурманская область

Отрасль: Грузоперевозки

Начало сотрудничества: в 2010 году.

Количество оснащённых ТС: 200 единиц техники: автосамосвалы БелАз, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Scania, Volvo, а также дорожно-строительная техника отечественного и импортного производства, задействованные в добыче и перевозке медно-никелевых руд.

Оборудование: МТ-510, ДУТ.

ПО: Несколько АРМ с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер».

Экономический эффект:

  • За счёт достоверных данных о расходе топлива предприятию удалось сократить затраты на ГСМ на 24%.
  • В целом, за время использования Системы СКАУТ предприятию удалось сэкономить 5 миллионов рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики.
Цитата: и.о. генерального директора ООО «Арктикавтотранс» С.В.Андреев: «Существующий у нас опыт эксплуатации Системы СКАУТ показал её эффективность в плане экономии топлива. Средний процент сокращения расходов за 8 месяцев составил 23, 96% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Также существенно сократился пробег техники и расходы на её содержание». 5.

Клиент: компания «Дуэт», г.Уфа

Отрасль: розничная торговля

Начало сотрудничества: с 2011 года

Количество оснащённых ТС: 59 транспортных средств, используемых для перевозки товаров в розничные магазины: Газели, ГАЗы, КамАЗы. Кроме того, предприятие использует спецтехнику: трактор Беларусь, автокран, экскаватор.

Оборудование: МТ-530, ДУТ

ПО: 5 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с Системой за 2 года прошли 22 специалиста компании.

Экономический эффект:

  • расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%;
  • существенное сокращение пробега.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки;
  • Повышение эффективности работы диспетчерской службы.
Цитата: начальник службы безопасности М.Большаков: «По результатам использования Системы СКАУТ, мы изменили в компании принцип расчета зарплаты водителей. Теперь заработная плата выплачивается на основании отчетов «СКАУТ-Эксплорер». За счёт этого удалось добиться существенного повышения экономической эффективности транспортного отдела компании». 6.

Клиент: ОАО «Комбайнмашстрой», г.Тула

Отрасль: Агропромышленный комплекс:

Начало сотрудничества: в 2011 году.

Количество оснащённых ТС: 15 большегрузных автомобилей для перевозки сельхозпродукции.

Оборудование: МТ 600 GP Std, ДУТ.

ПО: 3 диспетчерских рабочих места с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер». 5 специалистов прошли техническое обучение.

Экономический эффект:

  • Контроль расхода топлива позволяет экономить расходы предприятия до 300 тысяч рублей в год.
  • Удалось выявить и пресечь искажённые и завышенные цифры по пробегу ТС. Благодаря этому ежемесячная экономия составила 75 тысяч рублей .

Организационный эффект:

  • Благодаря Системе СКАУТ были пресечены попытки хищения дизельного топлива на сумму более 15 тысяч рублей;
  • Повышение водительской дисциплины;
  • Повышение качества работы автотранспортного участка.
Цитата: генеральный директор ОАО «Комбайнмашстрой» Н.А.Борзёнков: «Основными преимуществами Системы СКАУТ мы считаем возможность в режиме реального времени контролировать фактическое местонахождение автомобиля, время работы автомобиля у заказчика, пробег, расход топлива и остаток топлива в баках. В любое время мы можем получить полный отчёт по данным параметрам. С точки зрения пользователей программы, хотим отметить удобный интерфейс и простоту в использовании, а также качественную техническую и консультационную поддержку».

Рекомендации для эффективного решения задачи с Системой СКАУТ

  1. Установить на транспортные средства модули мониторинга МТ-600 и датчики учёта топлива (ДУТ).
  2. Выделить специалиста, ответственного за работу с Системой СКАУТ.
  3. Пользоваться следующими отчётами:

    1. Отчет о Заправках и сливах топлива (групповой и индивидуальный);
    2. Отчет Движения и стоянки;
    3. Отчет расход по ДРТ;
    4. Отчет Работа спецтехники;
    5. Отчет Рейсы.

Контроль расхода топлива на предприятии в том или ином виде присутствует всегда. Но эффективность его может быть разной. Тем более что без использования специальных средств зафиксировать хищения почти нереально.

Выходом может стать внедрение системы контроля расхода топлива на предприятии, включающей как организационные, так и технические решения. Установка фиксирующего оборудования на автомобили, настройка программного обеспечения и правильная организация учета горючего позволяют свести риск хищений к минимуму. В результаты затраты на работу транспортного департамента заметно снижаются.

Способы хищения ГСМ

Для предприятий, активно использующих собственный автотранспорт, проблема злоупотреблений с горюче-смазочными материалами стоит очень остро. Иногда из-за краж топлива расходы на транспорт возрастают чуть ли не вдвое.

Есть разные варианты махинаций:

  1. Самый простой – слив горючего. Бензин или дизельное топливо сливаются из бака заправленного автомобиля. После этого слитые ГСМ либо продаются, либо заливаются в бак собственной машины.
  2. Махинации с чеками. Иногда заправку не осуществляют на предприятии, а выдают водителю деньги для приобретения топлива или масла. Для получения компенсации в бухгалтерии достаточно предъявить фальшивые чеки, купленные у сторонних лиц.
  3. Завышение величины пробега. Сделать это относительно несложно в том случае, если на машине не установлен тахограф или прибор для спутниковой навигации. После проведения махинации с одометром излишек топлива сливается. Также на «пройденный» километраж можно купить топливные чеки, получив за них компенсацию.
  4. Наконец, при отсутствии налаженного контроля можно просто использовать служебный автомобиль не по назначению. Сюда относятся как поездки в личных целях, так и неучтенные коммерческие рейсы, оплата за которых присваивается. Расход горючего и уменьшение ресурса автомобиля при этом ложатся на бюджет компании.

В результате организация несет не только прямые финансовые потери из-за увеличения расходов на покупку ГСМ. Причиной убытков становятся простой автомобилей, повышенный их износ, а также сбои в бизнес-процессах.

Как контролируется расход топлива?

Выше мы описали способы махинации, которые могут быть реализованы при отсутствии налаженной системы контроля. На практике организаций, у которых учет расхода ГСМ не ведется тем или иным способом, нет.

Для борьбы с хищениями применяются разные методики, реализация которых имеет ряд особенностей.

Использование топливных карт

У талонов на бензин, применяемых ранее, был существенный недостаток: они легко подделывались. Потому контроль расхода горючего на предприятии с их помощью не мог быть достаточно эффективным.

На смену талонам пришли топливные карты:

  • Наряду с универсальными картами есть карты для разных видов ГСМ (для разных марок бензина и ДТ). Использование таких специализированных карт усложняет хищение – правда, ненамного.
  • На карту начисляется не сумма, а объем горючего. Это усложняет махинации, поскольку на рейс выделяется фиксированное количество топлива (согласно установленным нормам).
  • Главным плюсом для борьбы со злоупотреблениями будет возможность быстрого получения информации о списании объемов горючего с топливной карты. Благодаря этому руководитель предприятия или транспортного департамента могут эффективно пресекать кражи.

Использование топливной карты также повышает уровень безопасности водителя. Вместо наличных (иногда – довольно крупной суммы) у него в руках будет пластиковая карточка, защищенная пин-кодом. Потому для злоумышленников он не будет представлять значительного интереса.

Контроль по GPS

Второй вариант борьбы с хищениями горючего – спутниковая фиксация перемещения транспорта. Такую систему обычно внедряют те, предприятия, которым нужно одновременно контролировать несколько транспортных средств, выполняющих рейсы по разным маршрутам.

Для контроля движения на каждый автомобиль, автобус или единицу спецтехники устанавливается GPS-терминал, способный работать с системой спутниковой навигации. Все терминалы подключаются к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В любой момент определять местонахождение каждого автомобиля.
  • Отслеживать перемещение по маршруту, фиксируя задержки и отклонения.
  • Повысить уровень безопасности движения (GPS-терминалы могут контролировать скорость езды).
  • Исключить отступления от графика, простои, поездки в личных целях и т.д.

Для борьбы с кражами горючего GPS-мониторинг очень эффективен. Все поездки транспорта отслеживаются, так что завысить уровень расхода и продать неучтенный излишек бензина будет почти нереально.

Системы, фиксирующие расход горючего

Наиболее действенное решение - внедрение системы контроля расхода топлива (СКРТ). Для этого все автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, оснащаются установленными в баках датчиками. Датчики фиксируют уровень горючего в баке и передают данные в ГЛОНАСС/GPS-терминал, установленный в кабине автомобиля.

Обратите внимание! Корпус терминала обычно пломбируется для защиты от вмешательства в его работу.

Собранная информация (данные спутниковой навигации + сведения с датчика уровня топлива) по мобильной сети поступает на сервер. Используя специальное программное обеспечение, руководитель департамента может отслеживать движение транспорта и соотносить его с расходованием ГСМ.

При внедрении СКРТ на предприятии злоупотребления становятся практически невозможными по ряду причин:

  • Любые отклонения от маршрута и графика (простои) фиксируются навигационной системой.
  • Отслеживание ведется в режиме реального времени, потому при длительной остановке или серьезном отклонении от утверждённой трассы руководитель может сразу связаться с водителем для получения объяснений.
  • Уровень топлива определяется не косвенно (по величине пробега), а непосредственно в баке. Любое резкое изменение показаний датчика в меньшую сторону становится прямым доказательством слива ГСМ.

Как учитывается расход горючего?

Еще один важный аспект борьбы со злоупотреблениями - единая и достаточно прозрачная система учета расхода горючего. Учет ГСМ должен тщательно контролироваться и вестись по утверждённым стандартам и правилам. В этом случае резкое увеличение расхода (оно может свидетельствовать о хищении или нецелевом использовании транспорта) будет проще зафиксировать.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими нормативными актами (положение «О бухгалтерском учете и отчетности» и др.). Согласно этим нормативам, в качестве первичных документов для подтверждения расхода горючего могут использоваться путевые листы и товарно-транспортные накладные.

В путевых листах и ТТН указываются пробег (в км) и величина перевозимого груза. Также документы могут содержать информацию о количестве заправок, объеме залитого топлива и т.д.

Расход ГСМ учитывается либо в составе материальных затрат, либо в составе прочих расходов. Первый вариант применяется при использовании автомобилей в производственных целях, второй – при управленческой и организационной деятельности. Для любых расходов необходимо документальное подтверждение и экономическое обоснование.

Преимущества систем контроля расхода ГСМ для компании

Эффективные учет и контроль расхода ГСМ на предприятии вполне возможны. Для этого необходимо внести изменения в организацию работы транспортного департамента и внедрить современные технические средства контроля.

Затраты на внедрение СКРТ окупаются за счет:

  • снижения объема хищений (до 90%);
  • оптимизации расхода топлива и снижения затрат на его закупку (на 25-30%);
  • оптимизации движения транспорта (исключение простоев, нарушений графика и маршрута);
  • уменьшения износа автомобилей (исключаются нецелевые поездки);
  • уменьшения количества аварий.

Эффект обеспечивается ещё и косвенным способом. Дисциплина добросовестных сотрудников, работящих с системой удаленного контроля, значительно повышается. А сотрудники, склонные к хищениям, достаточно быстро покидают компанию, что сводит к минимуму потенциальный вред от их деятельности.

Внедрить систему контроля расхода топлива на предприятии, сделав ее эффективной – непросто. Обойтись административными мерами не получится: фиксация потребления ГСМ невозможна без использования современных технических средств. Только профессиональный подбор оборудования с настройкой программного обеспечения обеспечит вашей компании действительно заметный экономический эффект.

Для предприятий, чей доход напрямую зависит от работы транспорта, расход топлива - показатель , важность которого трудно переоценить. Контроль топлива - Вторым моментом, от чего зависит успешность и конкурентоспособность предприятия, является уровень технического обслуживания транспорта. Оба эти показателя, по многочисленным аналитическим и статистическим данным, зачастую бывают неудовлетворительными. С одной стороны, нельзя не учитывать ментальный фактор традиционного отношения к «чужому», «общественному», который выражается в нежелании водителей осуществлять контроль расхода топлива (учет расхода топлива). С другой стороны, руководство крайне редко выплачивает достойную зарплату, заранее предполагая, что водители обманывают, представляя искаженные данные о расходе ГСМ. Пока цены на топливо держались на определенном уровне, то об установке (учет расхода топлива) мало кто думал - полученная прибыль обеспечивала устойчивость предприятия и его дальнейшее развитие. Но цены на ГСМ падают и растут вместе с конкуренцией, и для сохранения прочных позиций на рынке возникла необходимость в постоянной .

Какие способы применяются для системы контроля расхода топлива сегодня?

За последние годы на отечественном рынке появилось несколько типов систем контроля топлива . Один из распространенных вариантов контроль расхода топлива - использование датчиков проточного типа. В этом случае данные о расходе топлива фиксируются расходомерами - специальными турбинками, которые врезаются в топливопривод автомобиля. Расходомеры считывают величину прямого потока к двигателю и величину потока на линии возврата.

Преимущества - учет расхода топлива, такой системы контроля расхода топлива состоят в том, что объективно контролируется потребленное топливо, при этом обеспечивается высокая точность показателей для бензиновых двигателей. Но если в баке оказывается некачественное горючее, что бывает очень часто, система теряет способность правильно учитывать израсходованный бензин. Дизельное топливо еще труднее учитывать в районах Крайнего Севера. При постоянно низких температурах в топливе образуется фракция парафина, и загустевший состав сокращает ресурс работы «турбинки».

Существенным недостатком датчиков проточного типа в системе контроля расхода топлива (учет расхода топлива) можно считать необходимость вмешательства в конструкцию топливной системы автомобиля, так как необходимо врезание приборов в магистраль, что проблематично сделать на гарантийных автомобилях. Датчики проточного типа имеют высокую цену, к тому же на машинах с дизельным двигателем для точного контроля расхода топлива (учет расхода топлива) необходимо ставить два датчика (второй - на «обратку»). Фактические заправки и сливы топлива при установке датчиков проточного типа контролировать невозможно.

Датчики с импульсным герконовым устройством легко вывести из строя (преднамеренно), но доказать этот факт крайне сложно. Подвижные детали проточной системы контроля расхода топлива имеют ограниченный рабочий ресурс, что уменьшает их надежность. После того, как горючее прошло через датчик, контроль прекращается, и топливо можно сливать. Таким образом, недостатков такой системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) немало, поэтому ее эффективность подтверждается только там, где транспорт работает на высококачественном бензине, и автомобили управляются добросовестными и ответственными водителями.

Другим способом контроля расхода топлива , учет расхода топлива является расчет по нормам за определенный период и контроль расхода топлива , потребленного фактически по пробегу транспорта. Для этого используется простой и дешевый вариант - измеряются все параметры работы транспортного средства, которые влияют на потребление топлива: пробег, парковка, время работы «вхолостую», дополнительное внерабочее время работы. Нормы расхода заносятся или передаются в диспетчерскую программу посредством беспроводного терминала. Фактический контроль осуществляется путем измерения уровня остатка топлива в баке.

Преимущество применение учет расхода топлива (системы контроля расхода топлива по нормам) состоит в ее доступности и отсутствии существенных финансовых затрат. Не нужно покупать и устанавливать счетные датчики контроля расхода топлива и подключатся к бортовому компьютеру транспорта. Учет расхода топлива в самом простом варианте достаточно подключить питание на GPS GSM терминал. Конструкция автомобиля остается целостной - не требуется вмешательство в топливную систему. Предприятие получает возможность объективно и обоснованно проводить списание ГСМ.

К явным недостаткам такой системы контроля расхода топлива по нормам можно отнести влияние субъективных факторов, искажающих точность данных - качество дороги, загруженность транспорта, особенности вождения.

Система контроля расхода топлива, основанная на считывании показаний от штатных и датчиков

Штатные датчики контроля расхода топлива есть у каждого современного автомобиля - достаточно подключиться к специальной программе, которая будет отслеживать показания. Большинство заводских датчиков контроля расхода топлива имеют в комплектации датчики уровня топлива поплавкового типа, что приводит к искажению данных при вибрации, тряске, которые на отечественных дорогах можно отнести к постоянным явлениям. В продаже есть дополнительное оборудование - штатные датчики уровня топлива с высокой точностью фиксации контроль расхода топлива. Данная (контроль расхода топлива) устанавливается только в сертифицированных сервисных центрах.

Преимущества только в функциональных возможностях датчиков заключаются в достаточно точном определении текущего уровня топлива в баке автомобиля, объема, места, времени заправок и сливов горючего. Врезные датчики уровня топлива можно обрезать под требуемую длину. Данные приборы не оказывают никакого влияния на ходовую часть автомобиля. Существенным преимуществом такого учета расхода топлива (контроля расхода топлива) является отсутствие подвижных деталей у прибора, что увеличивает срок его эксплуатации.

К недостаткам учета контроля топлива можно отнести необходимость сверления отверстия в баке, проведение новой калибровки, если обнаружиться дефект или вмятина на баке. Не все штатные датчики имеют выходной сигнал. Необходимо отметить, что в последнее время в продаже на отечественном рынке появились новые модели датчиков уровня топлива для системы контроля расхода топлива - врезные датчики емкостного типа с цифровым выходным интерфейсом. Существует и услуга преобразования цифрового сигнала в аналоговый. При обрезании такого датчика не уменьшается диапазон выходного сигнала, поэтому погрешность отображения данных не увеличивается. Но для системы контроля расхода топлива (контроль топлива) этого вида необходимо перепрограммирование после его обрезания.

Существует ли оптимальный способ решения проблемы рационального и обоснованного расхода топлива на предприятиях?

Контроль топлива -
Все перечисленные способы системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива) являются локальными, и лишь частично помогают решить проблему бережного " контроль расхода топлива " - ГСМ. Оптимальным способом является включение системы контроля расхода топлива (контроль топлива) в комплексную программу спутникового мониторинга автотранспорта, которая заключается в отслеживании и контроле автомобиля на протяжении всего маршрута, с указанием на карте точного местоположения объекта, проведении анализа его технического состояния, учета количества остановок, времени работы на холостом ходу, контроля расхода топлива ГСМ (учет расхода топлива).

Контроль топлива -

Принцип работы комплексной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) основан на подключении телематического терминала спутникового мониторинга к бортовому компьютеру транспорта. Только объективная и независимая оценка технического состояния автомобиля, анализ работы всех параметров во время движения транспорта может помочь компании увеличить показатели эффективности работы предприятия, добиться экономии при расходе топлива, повысить дисциплину и ответственность водителей - не только во время выполнения задания, но при послерейсовом обслуживании автомобиля.

Задачи комплексной системы контроля расхода топлива:

  • Определение фактического времени работы автомобиля.
  • Определение местоположения транспорта в любой момент времени.
  • Контроль и учет расхода топлива.
  • Контроль технических параметров во время эксплуатации автомобиля: нагрузка на ось, качество работы тормозной системы, состояние каждого технического узла (всего - более 30 параметров).
  • Отслеживание работы двигательной части: количество оборотов, температура в баке, давление масла.
  • Анализ и выводы о технической исправности автотранспорта и обоснованности расхода топлива в пути.

Контроль топлива -

С истема контроля расхода топлива (учет расхода топлива), в составе спутникового мониторинга транспорта разработанная компаней "Высоко-Интеллектуальные Бизнес Системы", предназначена для установки на отечественные и импортные грузовые и легковые автомобили, а также на большинство видов спецтехники, применяемой в строительных, дорожных, коммунальных и сельскохозяйственных работах.

Контроль топлива -

Комплексная система контроля расхода топлива (контроль топлива) помогает своевременно выявить технические неисправности, когда автомобиль функционирует нормально по внешним признакам, а аналитические данные сигнализируют о несбалансированной работе механической или эклектической части транспортного средства. Комплексная система контроль расхода топлива (учет расхода топлива) дает точные данные при широком диапазоне температур: от - 50 до 85 градусов. При установке данной системы контроль расхода топлива (контроль расхода топлива) появляется возможность экспорта данных в несколько видов компьютерных программ. При этом информация считывается легко, не требуется дополнительная расшифровка данных.

Самое главное достоинство системы контроля расхода топлива то, что это часть комплексной системы спутникового мониторинга транспорта , гарантирующая абсолютную защищенность от вмешательства в техническую и электронную схему прибора. Водитель не может «обмануть» систему, она является для него закрытой, и любые попытки вмешательства станут известны руководству. Кроме того, у руководства предприятия, при применении комплексной системы контроля расхода топлива (учет расхода топлива), появляется возможность оценить каждого водителя с точки зрения его профессионализма, который складывается из отношения к автомобилю, стиля вождения, обслуживания, точности выполнения инструкций. В итоге у транспортной компании появляется реальный результат - создание штата добросовестных и ответственных водителей, что сразу же скажется на показателях эффективности работы в целом.

У данной системы контроля расхода топлива (контроль топлива) есть еще несколько важных преимуществ: надежная защита от вандализма (за счет подсоединения и к спутниковой сигнализации), простота монтажа, отсутствие необходимости настраивать оборудование и приборы. Как правило, при установке комплексной системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) предлагается программное обеспечение и надежное сервисное обслуживание. Информация, получаемая от транспорта благодаря установке данной системы спутникового мониторинга , является абсолютно достоверной и, практически, не имеет погрешностей*, даже при работе в суровых условиях Севера.

Внешне оборудование системы контроля топлива , являющейся составной частью спутникового мониторинга автомобиля в целом, представляет собой небольшой плоский ящик, который подключается к бортовому компьютеру транспорта через CAN -шину. Аналитический учет ведется по всем показателям, записывается и хранится в базе данных на сервере. Экономисты и аналитики транспортной компании могут в любой момент проверить данные системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) за любой период времени, сравнить показатели и сделать выводы о работе транспорта. Кроме того, система спутникового мониторинга обеспечивает безопасность водителя и транспортного средства, в случае попыток проникновения в автомобиль правонарушителей, срабатывает сигнал тревоги, который сразу же фиксируется диспетчером. Поскольку местонахождения транспорта известно всегда, то адекватные меры принимаются моментально.

Таким образом, можно сделать вывод, что только комплексная система спутникового мониторинга и одна из ее составляющих частей системы контроля расхода топлива (контроль расхода топлива) может помочь предприятию вести объективный и всесторонний учет работы каждого автомобиля, проводить современно замену запчастей, сократить расходы на ремонты и техническое обслуживание, создать коллектив дисциплинированных и ответственных сотрудников. Система контроля расхода топлива быстро окупается, поскольку происходит существенное снижение себестоимости услуг транспортной компании.

* Касается только тех транспортных средств, которые подключены к комплексной системе спутникового мониторинга транспорта через CAN-шину бортового компьютера транспортного средства.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

контроль топлива контроль расхода топлива система контроля расхода топлива учет расхода топлива

Налаженный контроль расхода топлива на предприятии - это одно из обязательных условий эффективной работы транспортного департамента. Затраты на закупку ГСМ составляют львиную долю расходной части бюджета таких структурных подразделений, и потому их стоит минимизировать - в первую очередь за счет исключения злоупотреблений.

Организация системы контроля расхода топлива на предприятии (СКРТ) должна включать целый комплекс мероприятий. Но ключевым аспектом все равно будет установка специального оборудования, способного фиксировать фактические затраты горючего в автоматическом режиме, при минимальном влиянии персонала на этот процесс.

Способы хищений ГСМ и других махинаций с топливом

Чтобы эффективно контролировать расходование топлива коммерческим транспортом, необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о том, как может осуществляться его хищение. Существует довольно много способов:

  1. Слив бензина или дизельного топлива. Этот способ – самый простой. Он предполагает фактическую кражу горючего из топливных баков. Слитое топливо либо используется в личных целях, либо продается.
  2. Использование чеков о заправке. Если заправка осуществляется не на предприятии, а самим водителем с последующим отчетом в бухгалтерию, то недобросовестный сотрудник может приобрести чеки у третьих лиц. После предъявления чеков водитель получает финансовую компенсацию.
  3. Махинации с одометром. Если автомобиль не оборудован современными навигационными системами и бортовыми самописцами, то путем относительно простых манипуляций величина суточного пробега может завышаться. После этого водитель использует один из двух способов, описанных выше: либо покупает чеки, либо сливает и продает «излишек» бензина.

Кроме того, к злоупотреблениям относится и нецелевое использование служебного либо коммерческого транспорта. При отсутствии должного контроля водитель может выполнять рейсы без отчета, присваивая оплату за них. В этом случае увеличивается расход ресурса автомобиля и расход ГСМ (бензина/дизельного топлива, масла и т.д.).

Как видите, способов обмана предприятия довольно много. При этом организация несет потери не только из-за перерасхода горючего, но и из-за того, что транспорт либо простаивает, либо эксплуатируется нецелевым способом.

Системы контроля расхода топлива на предприятии

Чтобы избежать описанных выше злоупотреблений, контроль расхода ГСМ на предприятии должен носить системный характер. Внедрение комплекса контрольных процедур – как организационных, так и технических - позволит снизить расходы на закупку горючего, а также на профилактическое обслуживание и ремонт самой техники.

Для контроля расхода топлива могут применяться самые разные методики:

Топливные карты

Ранее для децентрализации закупки горючего использовались топливные талоны. Но они обладали существенным минусом: их можно было легко подделать. Таким образом, создавалась почва для злоупотреблений, описанных выше.

Альтернативной талонам на сегодняшний день служат топливные карты . У них есть ряд особенностей:

  • Учет на карте ведется не в денежных единицах, а в литрах. Т.е. на рейс выделяется определенный объем горючего, конвертировать который в финансы будет в разы сложнее, чем при использовании талонов.
  • Существуют как универсальные карты, так и карты, рассчитанные на определённый вид топлива. Это также усложняет махинации.
  • Наконец, получить информацию о списании объемов топлива с карты можно в любое время – эти сведения доступны онлайн. Это также облегчает контроль и затрудняет хищения.

Кроме того, карты весьма удобны в использовании: они защищены пин-кодом, а при утере или краже их можно заблокировать.

В целом же переход на карты для топлива повышает и уровень безопасности: водителю не приходится возить при себе большие суммы денег.

Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS

Впрочем, несмотря на всю эффективность, система топливных карт все еще оставляет возможности для махинаций. Именно поэтому внедрять ее стоит параллельно с системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта .

Такой подход предусматривает оборудование всего автопарка, выполняющего коммерческие рейсы, GPS трекерами с подключением к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы транспорта.
  • Контролировать соблюдение маршрутов, повышая водительскую дисциплину и заблаговременно пресекая злоупотребления.
  • Исключить использование служебного автотранспорта в личных целях.
  • Повысить уровень безопасности движения.

Эффективность работы этой системы достаточно высока. Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта позволяют отслеживать все перемещения максимально точно. Поэтому руководитель предприятия либо транспортного департамента может в любой момент узнать, где находится тот или иной автомобиль - а значит, завысить расход горючего будет предельно сложно.

Системы контроля уровня топлива

И все же наиболее эффективной мерой по предотвращению хищений горюче-смазочных материалов, приписок и злоупотреблений будет применение специальных систем, включающих:

  • программное обеспечение;
  • систему передачи информации;
  • датчики топлива , отслеживающих уровень горючего в баке.

Работают такие системы по такому алгоритму:

  • В бак для горючего устанавливается датчик, фиксирующий фактический уровень топлива и регистрирующий изменение этого уровня.
  • Датчик присоединяется к основному GPS трекеру системы (терминалу мониторинга транспорта), расположенному в кабине автомобиля. Этот блок пломбируется, что исключает вмешательство в его работу.
  • Система мониторинга передает информацию об уровне горючего на сервер – и владелец может следить за расходом ГСМ и периодичностью заправок в удаленном режиме.

При работе модуля используются ресурсы систем глобального позиционирования ГЛОНАС/GPS, что позволяет контролировать перемещения автомобиля и соотносить эти данные с информацией, поступающей от емкостных датчиков в топливных баках.

Плюсы систем контроля расхода топлива

Внедрение комплексных систем контроля расхода топлива на предприятии обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Эффективную борьбу со злоупотреблениями (это повышает не только финансовую эффективность организации, но и дисциплину в целом).
  • Контроль закупок и расходования ГСМ, обеспечивающий сокращение затрат.
  • Оптимизацию использования автотранспорта за счет минимизации простоев и нецелевых рейсов.
  • Получение объективной информации об использовании автопарка.
  • Снижение уровня аварийности и травматизма (оно также обеспечивается за счет дисциплинирующего эффекта и отсева сотрудников, склонных к злоупотреблениям).

Все эти преимущества делают инвестиции в закупку контрольного оборудования и внедрение системы контроля расхода топлива и ГСМ весьма выгодными!

Учет расхода ГСМ по документам

Помимо действенной системы мониторинга расхода ГСМ для достижения максимального эффекта необходимо внедрение единых правил и стандартов учета. Как правило, основой для бухгалтерской части учета является положение «О бухгалтерском учете и отчетности».

Документами, подтверждающими расход топлива для осуществления коммерческой деятельности предприятия, являются:

  • путевые листы;
  • прилагаемые к ним товарно-транспортные накладные.

В первичных документах обязательно должна содержаться такая информация:

  • величина пробега;
  • масса перевозимого груза;
  • сведения о заправках.

На основании этих данных рассчитывается нормируемый расход ГСМ для конкретного транспортного средства.

Расходы на горючее могут учитываться двумя способами:

  • Для производственных целей - в составе материальных затрат;
  • Для управленческих и организационных целей - в составе прочих расходов, связанных с основной деятельностью.

В любом случае необходимо экономическое обоснование и документальное подтверждение этих расходов. Использование топливных карт упрощает учет расхода ГСМ и формирование отчетности – но в любом случае необходимо контролировать оборот документов, получаемых от процессингового центра.

Наладить эффективно работающий контроль расхода топлива на предприятии непросто: он должен включать целый комплекс организационных и технических решений. Но и временные, и финансовые затраты на внедрение системы отслеживания расхода горючего быстро окупаются, в первую очередь – за счет сведения к минимуму уровня хищений и снижения затрат на закупку ГСМ.

Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант отслеживания и управления расходом топлива на Вашем предприятии. В списке наших услуг есть как готовые решения, так и разработка индивидуальных систем контроля.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об