Предмет, структура, общие принципы макроэкономики.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Данная работа предлагает методы анализа деятельности отдельных доходных групп домашних хозяйств Российской Федерации в области управления их сбережениями и кредитами в рамках динамических моделей рационального поведения макроэкономических агентов. Статистической базой исследования служит баланс доходов и расходов населения, полученный как результат агрегирования публикуемых таблиц Росстатом. Модели отдельных доходных групп (гетерогенного домашнего хозяйства) представляют собой динамические задачи рационального поведения аналогичные по структуре, но отличающиеся оцененными коэффициентами и, как результат, реакцией доходных групп на проводимую экономическую политику. Последний факт делает возможным использовании данной модели в качестве инструмента оценки проводимых мер и реформ.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

Предисловие

Данный курс лекций написан на основе лекций, читаемых в МФТИ студентам всех факультетов. Особенность предлагаемого курса в том, что он соединяет в себе вводный курс и курс промежуточного уровня по степени охвата материала, но при этом представляет этот материал на более высоком техническом уровне, нежели это принято в стандартных курсах макроэкономики подобного уровня.

Учитывая небольшую продолжительность курсов экономики в ВУЗах, где данный предмет не является профилирующим, в предложенный курс были включены далеко не все темы, которые изучаются в стандартных курсах. Структура курса следующая: после введения в систему национальных счетов следует блок, посвященный простейшим краткосрочным макроэкономическим моделям (лекции 3-9). Далее следует анализ тех функций, которые были использованы при построении макроэкономических моделей и их микроэкономическое обоснование (лекции 10-13). Затем рассматривается блок долгосрочных макроэкономических моделей, позволяющих рассмотреть вопросы инфляции. Наконец завершается курс исследованием проблемы долгосрочного экономического роста.

Лекция 1. Введение в макроэкономику Что изучает макроэкономика?

Курс макроэкономики, как правило, читается после изучения базового курса по микроэкономике. В чем же отличие этих двух курсов? Почему недостаточно ограничиться лишь микроэкономическим анализом? Вспомним, какие же вопросы изучались в курсе микроэкономики. Во-первых, это были вопросы, связанные с ценообразованием. В частности, объяснение изменений относительных цен, то есть цен на одни товары по отношению к другим товарам. Однако следует заметить, что мы наблюдаем не только изменение относительных цен (скажем, цен на нефть или цен на кофе), но и изменение общего уровня цен. Изучение этого явления, называемого инфляцией, не входило в задачу микроэкономики, а составляет один из основных вопросов макроэкономики. Другой пример. В микроэкономике мы рассматривали труд как один из основных факторов производства, однако предметом нашего интереса было равновесие на рынках труда разной квалификации, специализации и т.п. Нас не интересовала совокупная величина занятости в экономики или, наоборот, уровень безработицы. Эти вопросы опять же будут пристально изучаться в курсе макроэкономики.

Таким образом, предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания , которые образуют циклы деловой активности.

Основная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие макроэкономику, состоит в том, что она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Это часто вызывает недовольство слушателей, особенно тех, кто хочет увидеть в курсе простые, ясные законченные ответы на основные проблемы современной экономики. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Микроэкономика и макроэкономика

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро- и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Заметим, что агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Краткая история макроэкономики

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVII-XVIII веках (например, в 1752 году вышла работа Д.Юма, посвященная изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е-40-е годы двадцатого века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократические правительства были озабочены катастрофическим падением уровня жизни населения, и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы. Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному

распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Мы начнем изучение с кейнсианской экономики, предполагая наличие определенной негибкости цен в краткосрочной перспективе, а затем рассмотрим равновесие при абсолютно гибких ценах (классический подход).

Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы. Появились неоклассические теории: экономическая теория вернулась к идее о саморегулирующихся рынках, но при несколько иных институциональных предпосылках. Ключевую роль в экономических моделях стал играть вопрос асимметричности информации и концепции ожиданий экономических агентов. Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей, рассматривающих негибкость цен в краткосрочном периоде, как ответ рациональных экономических агентов на некие внешние условия.

Изучив простейшую кейнсианскую постановку модели и рассмотрев долгосрочный (классический) подход, мы обсудим современные модификации этих подходов, базирующиеся на основе как неоклассических, так и неокейнсианских идей. Вторая часть курса будет посвящена микроэкономическим основам

макроэкономики, а затем мы рассмотрим вопросы долгосрочного экономического роста.

Лекция 2. Счета национального дохода

Прежде, чем приступить к построению макроэкономических моделей, необходимо ознакомится с основными макроэкономическими показателями, которые используются для измерения различных экономических переменных. Поэтому мы начнем знакомство с макроэкономикой с изучения основных показателей и их отражения в системе национальных счетов.

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Как определить, насколько хорошо функционировала экономика страны в определенный период времени (в определенном году)? В качестве такого показателя в макроэкономике используется валовой внутренний продукт (ВВП).

ВВП - рыночная стоимость предназначенных для конечного использования товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени.

Таким образом, предлагается в качестве основной характеристики деятельности экономики за определенный период использовать совокупный выпуск. Однако невозможно напрямую суммировать выпуск разных видов продукции, поскольку эти величины несопоставимы, поэтому мы суммируем не сам выпуск, а его стоимость. Проиллюстрируем эту идею на простейшем примере. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится только два товара: столы и стулья. Выпуск каждого товара и цены за рассматриваемый период приведены в таблице 1. Чтобы найти ВВП этой страны нужно подсчитать стоимость каждого товара и сложить: ВВП= 30*20+40*15=1200 условных единиц.

Таблица1. Подсчет ВВП для гипотетической экономики.

Обсудим основные моменты, фигурирующие в определении ВВП. Во-первых, в определении говорится, что ВВПстоимость товаров и услуг, предназначенных для

конечного использования . Это означает, что мы не должны учитывать промежуточные продукты, например, включая в ВВП стоимость произведенного автомобиля, мы не должны учитывать отдельно стоимость его колес, иначе стоимость колес мы посчитаем дважды. На практике для избежания двойного счета используется метод добавленной стоимости: на каждой стадии производства продукта в качестве части ВВП учитывается только стоимость, добавляемая на данной стадии переработки.

В ВВП включаются только товары и услуги, произведенные за рассматриваемый период , то есть мы учитываем только текущий выпуск. Товары, которые были произведены в предыдущем периоде, но продаются в данном периоде, в ВВП данного периода не включаются. Однако услуги по их продаже (так как они произведены в данном периоде) в подсчет ВВП этого года должны быть включены. Например, если автомобиль был произведен в 2001-ом году, а продается в 2002-ом году, то в ВВП 2002-го года мы включим только стоимость услуг автосалона по продаже машины, а стоимость самой машины включать не будем, поскольку она была включена в ВВП 2001-го года.

ВВП подсчитывается по рыночным ценам . Рыночные цены многих товаров включают всевозможные налоги и, таким образом, рыночные цены часто отличаются от цен, которые получают производители товаров.

При подсчете ВВП учитываются товары и услуги, произведенные на территории данной страны . Это означает, в частности, что в ВВП не включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной страны за рубежом.

Валовой национальный продукт (ВНП).

Существует другая концепция, очень близкая к ВВП, которая позволяет подойти к вопросу совокупного выпуска с несколько иной точки зрения. Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, измеряет выпуск товаров и услуг не по территориальному принципу, а в соответствии с принадлежностью данной стране используемых факторов производства.

ВНП - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные

факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор МФТИ приглашен на работу в Гарвард по трехлетнему контракту, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. Таким образом, часть ВНП страны производится за рубежом. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод (и завод полностью принадлежит этой компании), то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

Таким образом, чтобы получить показатель ВВП для нашей страны нужно исключить из ВНП оплату отечественных факторов производства, если товары или услуги производились за рубежом и добавить оплату иностранных факторов производства, если товары или услуги производились на территории нашей

ВНП страны А

–доходы жителей

доходы = ВВПА

страны А, получ.

иностранных

за границей

получаемые

Итак, если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Следует отметить, что в России рассчитывается лишь показатель ВВП, динамика которого приведена в таблице 2.

1) Предмет, структура, общие принципы макроэкономики.

Макроэкономика - раздел экономической теории, в котором рассматриваются закономерности взаимодействия совокупных величин общего уровня цен и безработицы, общего потребления и инвестиций, общего спроса и предложения, их влияние на изменение в объеме производства. Макроэкономика изучает экономику как целостную систему, выделяя крупные составляющие (банковская система и т. д.).

Предметом макроэкономической теории является поведение макроэкономических субъектов на уровне экономики как единого целого.

Объектом её исследования есть агрегированные показатели. Поэтому макроэкономика – наука про агрегированное поведение в экономике. Она изучает доминирующие тенденции в экономике, оставляя вне пределов её рассмотрения частичные изменения, которые касаются отдельных домохозяйств и фирм.

Макроэкономика характеризуется понятием эмерджентности: нельзя дать характеристику экономики в целом, рассматривая только поведение микроэкономических субъектов. Макроэкономика изучает основные экономические проблемы: что производить? Как? Для кого?

Макроуровень является производным от микроуровня и мезоуровня в том плане, что он – результат их взаимодействия. Несмотря на различия в акцентах, микро экономика и макроэкономика по существу не являются различными дисциплинами. Одни и те же концепции и основные идеи используются в обеих областях. Следует очевидный вывод: между микро экономикой (“дерево”) и макроэкономикой (“лес”) есть главным образом количественные различия.

2) Функции макроэкономики, её значения и место в системе экономических наук.

Функции макроэкономики как науки:

-теоретико-познавательный , смысл которой состоит в познании экономических явлений, процессов и поведения макроэкономических субъектов и создании теоретических моделей, соответствующих объектам исследования;

-практическая , смысл которой состоит в разработке практических рекомендаций на основании экономического анализа. Эта функция реализуется в первую очередь в разработках экономической политики государства. Кроме того, теорию макроэкономики используют в своей практической деятельности домохозяйства, фирмы и иностранный мир;

-прогностический , который заключается в оценке экономической конъюнктуры и предвидении перспектив экономического развития страны.

Воспитательную и мировоззренческий. Существующий в обществе экономический порядок формирует соответственный тип экономического мышления и своеобразное мировоззрение.

До тех пор, пока представление экономистов основывались на том, что равновесие на микроуровне автоматически обеспечивает равновесие на макроуровне, необходимость в макроэкономике не возникала, хотя такие явления как уровень инфляции, уровень безработицы исследовались, но как определенная сфера знаний экономической теории. Большая депрессия положила конец догматам, что равновесие в масштабах общества может установится и поддерживаться автоматически рынком. Это побудило к теоретическому осмыслению механизма установления и нарушения равновесия в пределах национального рынка, т. е. к возникновению макроэкономики как отдельной науки.

Необходимость макроэкономического исследования объясняется тем, что:

Во первых, анализ малых субъектов хозяйствования и отношений которые возникают между ними на микроуровне, не дают возможности ответить на целый ряд весьма важных для части хозяйственной системы вопросов, таких как: почему происходят изменения условий деловой активности; как можно избежать глубоких спадов производства, гиперинфляции и т. д.;

Во вторых, некоторые экономические явления не могут быть раскрыты категориями и законами микроэкономики (макроэкономическому уровню свойственны законы, отличные о тех, которые отображают правила единичных субъектов хозяйствования);

В третьих, макроэкономика – не просто огромное количество отдельных субъектов хозяйствования, а новое системное качество.

Из вышесказанного следует, что макроэкономический уровень является производным от микро- и мезоэкономического уровня в том плане, что он является результатом их взаимодействия.

3)История возникновения и развития макроэкономики. Основные экономические течения макроэкономики.

Свое начало макроэкономика берет еще в XVI ст., когда француз Жан Боден обосновал перемену уровня цен (сейчас это называется инфляция) результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров.

Последующее развитие макроэкономика обрела в1758 г. в трудах Франсуа Кенэ, который разработал макроэкономическую модель хозяйственного кругооборота. Назвал его «Экономическая таблица». Но она была построена на концепциях, которые не выдержали проверку временем. Главный недостаток его модели был в том, что она не раскрывала механизм саморегулирования рынка.

На этот вопрос ответили представители классической школы. Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве. Согласно классической теории рынок автоматически обеспечивает достижение макроэкономического равновесия.

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке, макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов. Правительства были озабочены катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление труда английского экономиста Д. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.

В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явилось появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем М. Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег.

4)Основные макроэкономические цели. Функции макроэкономики.

Макроэкономические цели:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП), а также стабильный рост национального объема производства . Конечная задача экономической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить население товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт.

2. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы посредством взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров и услуг.

3. Высокий уровень занятости при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе кризиса и депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления и подъема спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается.

4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса . Эта цель касается открытой экономики и означает достижение общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

Макроэкономика выполняет две функции :

1. позитивная , призванная объяснить состав макроэкономических явлений и процессов и поведение экономических субъектов при этих условиях. Она стремится дать ответ на вопрос: какой есть макроэкономическая ситуация в стране;

2. нормативная (практическая) – разработка государственной экономической политики. Она основывается на определенных идеологических засадах и «эталонных» поведенческих функциях хозяйствующих субъектов. Нормативная макроэкономика связана с постановкой целей экономического развития: долгосрочные; краткосрочные.

5)Экономическое моделирование в макроэкономике. Модель экономического кругооборота.

Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей. Макроэкономические модели представляют собой формализованное (графическое или алгебраическое) описание экономических процессов и явлений с целью выявления основных взаимосвязей между ними. Для построения модели необходимо выделить существенные, наиболее важные характеристики для каждого исследуемого явления и отвлечься (абстрагироваться) от несущественных явлений и факторов. Таким образом, модель представляет собой некоторое упрощенное отражение действительности, позволяющее выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких как экономический рост, инфляция, безработица и др.

Модель экономического кругооборота - простейшая модель рыночной экономики, иллюстрирующая основные функции, выполняемые домашними хозяйствами и предприятиями как главными экономическими агентами на рынках товаров и ресурсов, а также взаимосвязи между этими агентами. В модели выделяются два экономических потока: поток факторов производства и произведённых благ в материальной, физической форме или в форме услуг, и поток доходов и расходов в денежной форме, то есть финансовый поток.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об