Социальное страхование формы, принципы и виды. Обязательное социальное страхование

Страхование – это совокупность мер государства по защите людей от внезапных происшествий, из-за которых человек может потерять возможность зарабатывать деньги. Есть целый ряд законов, суть которых нацелена на обеспечение правовых и финансовых гарантий, когда у обычного человека возникают изменения материального характера: он подорвал здоровье и требуется непрерывное лечение; из-за травмы на заводе стал инвалидом; сократили, или наступили времена безработицы; семья потеряла кормильца. В таких и подобных случаях застрахованный российский гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного негативными действиями. При наступлении страхового случая пострадавшему выплачивается сумма в определенном размере.

Нормативные документы, утверждающие, регулирующие и контролирующие распределение средств между трудоспособными жителями страны – и есть система обязательного социального страхования. Сюда входят внебюджетные организации и фонды, которые проводят политику среди трудящихся. Главной инстанцией является Фонд социального страхования (ФСС). Он определяет пути оберегания от рисков, как основного критерия страховой сферы.

Управление

Можно сказать, что данным комплексом управляет государство, а главная управленческая роль принадлежит Президенту страны, при этом он не вторгается в деятельность фондов, поскольку их наполняют обычные компании, а запасы поступают за счет гражданских уплат.

Главные внебюджетные фонды, осуществляющие страхование в России:

  • ФФОМС,

Координация происходит на трех уровнях::

  • фонды, созданные государством;
  • территориальные организации;
  • административные единицы.

Такое управление гарантирует эффективное выполнение государственной политики в сфере социального обеспечения.

Виды социального страхования

В России можно поделить все страхование на:

  1. Обязательное социальное страхование — это система гарантий и законов, направленная на оказание поддержки малоимущим и престарелым гражданам, и которая контролируется государством.
  2. Добровольное страхование — это оформление страховых отношений по собственному желанию страхователя и страховщика. Предметом может выступать жизнь, здоровье, как свое так и родственников; накопительная программа; страхование на срок поездки в другую страну; медицинская страховка; забота о своей недвижимости, машине, имуществе.

Данные способы отлично дополняют друг друга по форме денежной защиты и работают для повышения качества жизни граждан РФ.

В Европе и США вид добровольного страхования получил огромную популярность. Сама сфера этого бизнеса там очень актуальна, и развивается куда более ярко и динамично, потому что население и компании очень хорошо понимают риски.

Это самый распространенный и актуальный вид страхования, и он имеет следующие формы:

  • при временной потере трудоспособности, по причине беременности и материнства;
  • материальная помощь при ЧП на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
  • медицинская страховка;
  • пенсионное содержание.

Кто выступает субъектами?

Субъектами страховых отношении являются:

  1. Застрахованный: любое физическое лицо, которое работает согласно трудового законодательства России, и может заключить договор страхования своей жизни, здоровья.
  2. Страхователь: это компания, которая оказывает услуги страхования физических лиц.
  3. Страховщик: фонды соцстраха Российской Федерации.

Кто может быть застрахован?

Подлежащих обязательному социальному страхованию, несколько групп, куда входят люди, которые из-за происшествия могут чего-либо лишиться и им есть что терять: физическое состояние, бизнес, достаток, да и вообще жизнь. Сюда относятся:

  • лица, которые трудятся по найму в госучреждениях, занимающие муниципальные должности;
  • участники и руководители производственных кооперативов, которые отвечают за развитие фирмы;
  • служащие церкви;
  • осужденные люди, но привлеченные к труду;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели;
  • специалисты, оформленные по .

Когда человек трудится на производстве, у него больше вероятности получить повреждения, покалечиться или приобрести заболевание из-за специфики работы. Чтобы предупредить развитие плохих последствий, обезопасить работающее общество, а при необходимости посодействовать в лечении и восстановлении здоровья, государство разработало комплекс мероприятий, направленных на сокращение потерь от чрезвычайных происшествий и возврат трудящимся расходов на больницу и реабилитацию вследствие увечий и заболеваний, полученных на рабочем месте.

Защита населения определяется конституционным правом и Федеральным законом, и является необходимой. Все работодатели должны застраховать своих работников от последствий травм и болезней. Таким образом, власть защищает интересы не просто граждан, но и интересы общества в целом.

Такой вид страхования обеспечивает людям:

  • защиту в общественном плане;
  • компенсацию оплаты медицинского обслуживания, если человек покалечился, выполняя трудовой долг;
  • проведение упреждающих действий и мероприятий по сокращению травматизма на рабочих местах;

Таким образом, лица, пострадавшие в производственных происшествиях во время работы, или получившие профзаболевания, подлежат страховке, которая формируется из средств:

  • взносов самих страхователей;
  • оплачиваемых штрафов;
  • платежей от страхователей, в случае их ликвидации;
  • других платежей, не противоречащих законам Российского государства.

В каком объеме будет возмещен ущерб, полученный в процессе работы, зависит от класса профессионального риска. Есть 32 категории опасности профессий. Начинает этот список специалист по акклиматизации морских биоресурсов, а самой опасной профессией считается шахтер по добыче угля.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности

Данный вид защиты предусмотрен для людей, которые непродолжительный срок не могут работать, но на этот период они рискуют остаться без дохода.

Сюда попадают следующие моменты:

  • на случай временной нетрудоспособности, если человек заболел или травмировался в нерабочее время, и не может какое-то время выполнять должностные обязанности;
  • декретный отпуск;
  • в связи с материнством;
  • уход за ребенком по достижении им 15 лет;
  • смерть застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи.

Пособия существует в следующих видах:

  • по причине временной нетрудоспособности;
  • помощь женщинам при беременности, если они вставшим на учет в женской консультации на раннем сроке;
  • выплаты по случаю рождения ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • компенсация на захоронение.

Правительство ежегодно планируют такие статьи, утверждает их в бюджет заранее. Это важный шаг в создании благоприятной общественной обстановки и поддержки народа, а также для развития здорового общественного сознания и повышения демографической составляющей.

Забота о медицинских работниках

Мужчины и женщины, занятые в медицине и фармацевтике, спасая людей, каждый день подвергаются угрозам, поэтому к ним особое отношение. Власти утвердили список медицинских «опасных» статусов, у которых степень риска заразиться и навредить здоровью очень высок.

Порядок страхования устанавливается Правительством для медработников учреждений федерального уровня, и органами государственной власти для сотрудников медицинских учреждений, которые находятся в ведомстве субъектов Российского государства.

Когда эти люди должны быть защищены? Когда они:

  • оказывают психиатрическую помощь;
  • контактируют с туберкулезными пациентами;
  • осуществляют диагностику, лабораторные исследования и проводят лечение пациентов ВИЧ-инфецированных;
  • работают в должностях, которые состоят в перечне, утвержденном Правительством РФ.

По факту наступления страхового случая берется во внимание степень профессионализма сотрудника и есть в этом конкретно его вина. Возможно ситуация возникла по неосторожности, или недостаточной компетентности.

Если медработник при исполнении своего долга оказания медицинской помощи, или при проведении медицинских исследований, погибает, то семья погибшего получает единовременного денежное пособие, которое утверждается органами Правительства, власти и местного управления в соответствии с местом работы погибшего.

Расчет страховых взносов, как основного и регулярного платежа, производит бухгалтерия предприятия. Он состоит из фиксированной части страхового тарифа, и переменной части в виде процентов нему, который страхователь оплачивает страховщику.

Размер процентов фиксируется страховщиком и может изменяться, быть ниже или выше в зависимости от состояния условий охраны труда, насколько хорошо оборудованы заводские территории, сколько затрат относится на страхование сотрудников, но не превышая 40% самого тарифа.

При расчете тарифа берут за основу суммы выплат застрахованным гражданам. Страховые тарифы устанавливаются и контролируются Законодательством РФ, в зависимости от видов экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие частную практику на основании лицензии, оплачивают суммы своих взносов в индивидуальном порядке в зависимости от суммы доходов. Объем социальной помощи для жителей России прямо зависит от состояния компаний, где они работают, от отношения нанимателя к трудящимся. Внутренняя атмосфера и проявление заботы руководства о своих подчиненных в виде предоставления страховки – яркий показатель фирмы.

Новшества в 2017 году в страховании

Обязательное социальное страхование 2017 года обновило контролирующую роль. У Фонда социального страхования забрали возможность следить за страховыми платежами. Сейчас это делает Федеральная налоговая служба, а это значит, что все движения в страховой сфере происходят согласно налоговому законодательству.

С 2017 года ФНС:

  • следит за режимом оплаты взносов;
  • производит прием отчетности, начиная с 2017 г;
  • начисляет штрафы за просроченные периоды;
  • вводит вид расчета взносов;
  • определяет новый повод для отказа принять отчетность, если не совпадает общая сумма по взносам с индивидуальной суммой по каждому по каждому сотруднику, то такой отчет считают не предоставленным;
  • вводит перерасчет командировочных: при превышении суточных свыше 700 руб. по России, и 2500 руб. в загранкомандировке, исчисляется и уплачивается дополнительно.

За Пенсионным фондом и ФСС все также остается ряд функций, как прием оплат, которые должны поступить до 2017 года, инспектирование проверок с выявлением недоимки.

По всем возникшим непонятным вопросам об уплате взносов нужно обращаться в Минфин. Налоговая служба информирует плательщиков об их правах и обязанностях, порядке и своевременности оплат, сдаче отчетности.

Страхование всегда остается надежным методом материальной поддержки людей, работающих в России. Такой способ заботы позволяет чувствовать себя уверенным и самому трудящемуся, и его близким, если вдруг он потеряет возможность , то они смогут получать материальную поддержку для восстановления здоровья и поддержания семьи. В бизнесе это также эффективный метод создания благоприятной атмосферы компании, особого стиля, выработки своей собственной деловой атмосферы, с помощью чего можно активно привлекать сотрудников, сохранять надежные рабочие места, и развивать эффективную корпоративную культуру.

Определение

ОСС – компонент общей государственной системы соцзащиты населения. Задача ОСС – защищать граждан от серьёзных изменений финансового/социального положения в случае возникновения проблемных (страховых) ситуаций.

В рамках ОСС защите подлежат не только работающие граждане, ног и находящиеся на их иждивении члены семей, потерявшие трудоспособность/трудовой доход по причине:

  1. инвалидности;
  2. старости;
  3. материнства;
  4. гибели кормильца;
  5. безработицы;
  6. затянувшейся болезни.

Факт! В отличие от ряда российских страховых систем, ОСС является не конкретным, а собирательным понятием. В ОСС входит совокупность взаимосвязанных органов и относящихся к ним систем, подчиняющихся правительству и курируемых Федеральной Налоговой Службой.

Классификация по назначению

Классифицировать ОСС можно по назначению, конкретной ситуации, которую страхование должно компенсировать финансово. Страхование бывает связанным c:

  • материнством;
  • временной нетрудоспособностью (болезнью);
  • несчастными производственными случаями/профессиональными болезнями;
  • смертью застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
  • медицинским обеспечением;
  • пенсионным обеспечением.

Факт! Назначение страховых компенсаций не является основной формой классификации ОСС. Обычно классификация осуществляется на основании ответственных за страховые выплаты органов.

Классификация по органам

Система ОСС глобальна, зоны ответственности в её рамках распределены между различными органами, помогающие гражданам при возникновении страховых ситуаций различного типа.

Внимание! Все органы «подстрахованы» государством – если один орган, что входитв систему, перестанет окупаться и возникнут проблемы с осуществлением выплат гражданам, входящим в ОСС, фонды органа будут пополнены из государственных запасов (федерального бюджета Российской Федерации) посредством трансфертных платежей.

В число органов ОСС входят нижеперечисленные:

Каждый указанный орган дополнительно делится на территориальные/региональные отделения для удобства работы с застрахованными гражданами.

Зоны ответственности органов

Органы распределяют между собой ответственность по ОСС, каждый занимается сферой, находящейся в его компетенции. Выше компетенции рассмотрены тезисно, теперь изучим органы отдельно, детально проанализировав функционал.

ФСС

Фонд социального страхования – государственный фонд внебюджетного финансирования, обеспечивающий обязательное социальное страхование граждан РФ.

Сфера деятельности:

  • Меры материальной поддержки при временной потере трудоспособности, в том числе по болезни и в период беременности и декретного отпуска. Из средств фонда происходит финансирование больничных листов, социального погребения, родовых сертификатов, всех пособий, положенных женщине в связи с материнством: единовременных выплат при ранней постановке на учет, при рождении ребенка, ежемесячного детского пособия.
  • Страхование от несчастных случаев и заболеваний, возникших в результате выполнения рабочих обязанностей. Производятся разовые и регулярные выплаты, компенсация за лечение и реабилитацию, финансируются меры профилактики профессионального травматизма.
  • Финансирование санаторно-курортного лечения льготным категориям граждан.
  • Предоставление протезов и технических средств, необходимых для реабилитации инвалидам.

ПФР

Пенсионный фонд России – внебюджетное государственное учреждение, управляющее средствами пенсионной системы, контролирующее соблюдение прав граждан на получение пенсий и осуществляющее их выплаты. Крупнейшее учреждение ОСС, один из крупнейших госорганов Российской Федерации, ответственный за заметную часть ВВП.

Сфера деятельности:

  • Расчет, назначение и выплата пенсий.
  • Оформление и выдача сертификатов на материнский капитал.
  • Осуществление выплат денежных средств материнского капитала.
  • Работа со страхователями, – теми, кто выплачивает страховые взносы в ПФР (работодатели, индивидуальные предприниматели и прочие).
  • Реализация совместного финансирования добровольных пенсионных накоплений россиян.
  • Назначение дополнительных социальных выплат тем пенсионерам, пенсии которых оказываются менее прожиточного минимума.

Факт! ПФР отвечает за выдачу и обслуживание пенсионного счёта гражданина (обозначаемого СНИЛС), отвечающего не только за пенсионное обеспечение, но и нужного при трудоустройстве, оформлении ряда госдокументов (загранпаспорта) , доступе к Единому порталу Государственных услуг. Это также важная часть ОСС. Подробнее о нём можно узнать из информационного видео:

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования – внебюджетный государственный фонд, осуществляющий медицинское страхование граждан России и ряда категорий иностранных граждан, находящихся на территории страны.

Функционал:

  • Контроль над целевым применением денежных средств системы ОМС.
  • Финансирование программ ОМС.
  • Меры поддержки территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах страны.
  • ФОМС содержит 88 региональных подразделений, отвечающих за страховые случаи в отдельных регионах.

Факт! Ранее региональные фонды занимались сбором взносов, но после участившихся скандалов было принято решение осуществлять сбор и распределение взносов. Администрирующую функцию взяла на себя Федеральная Налоговая служба.

Финансирование органов

Финансовые проблемы органов ОСС компенсируются федеральным бюджетом Российской Федерации, но при отсутствии проблем учреждения имеют обособленные независимые бюджеты.

Факт! Потому официально данные учреждения называются внебюджетными фондами.

Формирование бюджетов осуществляется посредством страховых взносов, перечисляемых страхователями (предприятиями) напрямую в фонды или через налоговую службу. Размеры взносов формируются на основании суммарной оплаты труда работников страхователей и прочих выплат работникам.

Имеются исключения по отчислениям. В частности, обособленно суммы вычисляются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов. Предприятия освобождаются от выплат по таким расходам:

  • взносы, затрагивающие ДМС/обслуживание работника в поликлинике (при медицинском страховании работника более года);
  • страхование жизни/вреда здоровью;
  • затраты по негосударственному пенсионному страхованию;
  • суточные;
  • любая материальная помощь при смерти члена семьи, теракте, несчастном случае, стихийном бедствии, ограблении и аналогичном (требуется подтверждение справкой);
  • выплаты на удочерение/усыновление/рождение детей до 50 000 рублей/ребёнок;
  • произвольные выплаты сотруднику до 4 000 рублей/год.

Все эти затраты не учитываются в системе ОСС и не идут на её формирование.

Подводим итоги

Данный вид страхования является гарантом безопасности гражданина при возникновении ситуаций, ведущих к безработице. Разные подобные ситуации покрываются различными государственными органами, частично взаимосвязанными между собой. При возникновении финансовых проблем, страховые учреждения финансируются государством – ситуаций нехватки бюджета для финансирования страховых случаев возникнуть не может.

Важным условием существования системы ОСС является своевременная уплата взносов предприятиями. Избежание перечислений средств в фонды, пусть не лишит среднестатистического гражданина возможности при возникновении сложной ситуации воспользоваться бюджетными средствами, но сокращает федеральный бюджет, негативно сказываясь на экономике. Потому неуплата взносов является преступлением.

Согласно ст. 21 ТК РФ работники имеют право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обязательное социальное страхование включает в себя пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, различные виды пенсий и т.д.

Таким образом, право на оплачиваемый больничный, оплачиваемый отпуск по беременности и родам и т.д. не зависит от усмотрения сторон, а является гарантированным. Тем не менее Трудовой кодекс РФ требует внесения в трудовой договор условия об обязательном социальном страховании работника.

Условие об обязательном социальном страховании можно внести по-разному: можно подробно перечислить права работника в этой сфере, а можно ограничиться записью о том, что на работника распространяется обязательное социальное страхование, предусмотренное Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Во втором случае это может выглядеть следующим образом: «Работник подлежит обязательному социальному страхованию, предусмотренному Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. В частности, работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами».

Если вы решите подробно расписать условие об обязательном социальном страховании, это можно сделать примерно следующим образом: «В период действия настоящего трудового договора работник подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В частности, работник имеет право на:
трудовую пенсию:

Пенсию по инвалидности:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

Иные выплаты, предусмотренные федеральными законами».

«Настольная книга кадровика» (практические рекомендации под ред. Г. Ю. Касьяновой).

Страхование работников является частью государственной программы по обеспечению надлежащего уровня жизни в случае болезни, несчастного случая на производстве или утраты рабочего места при наличии независимых от их воли причин (ликвидация или реорганизация предприятия и т.д.).

Оно выступает залогом для создания располагающих, комфортных и безопасных условий труда в целом.

Что это такое

Социальное страхование работников – это комплекс гарантий относительно основных конституционных и трудовых прав человека. Также это вид обязательного государственного страхования. Ему подлежат все без исключения работающие субъекты.

Выплаты осуществляются за счет работодателя. Средства для компенсаций формируются без участия работника и отчислений из его дохода.

Социальное страхование работников предприятия – это одно из основных обязательств, которое берет на себя работодатель. За его выполнением установлен контроль ФСС, который вправе применять санкции относительно правонарушителя.

Государство обеспечивает защиту работников за счет денежных отчислений работодателя. Невыплата взносов обязанными субъектами не лишает права на получение пособий и компенсаций.

Социальное страхование работников – это часть государственной политики, которая обеспечивает перераспределение средств между различными категориями субъектов трудового права. Средства ФСС могут расходоваться только по прямому предназначению.

Социальное страхование имеет особенный субъективный состав. В отдельных случаях ему подлежат не только работники, но и члены их семей.

Это подчеркивает социально-политический статус данного явления, так как посредством норм ТК РФ (далее – ТК) государство гарантирует помощь всем членам семьи работника. Речь идет о гарантиях для ячейки общества, а также способе реализации основных конституционных прав человека.

Существует два основных вида социального обеспечения работников:

Средства ФСС также используются на лечение, реабилитацию, питание и прочие мероприятия, предусмотренные этим видом страхования. Социальное страхование работников – это система устранения рисков.

Основным из них является отсутствие материальных ресурсов для существования работника и его семьи при наступлении независимых от них условий.

Это риск лишиться заработка, пенсии, денежной помощи на определенный момент или всю жизнь. Социальное страхование гарантирует обеспечение работников при возникновении таких рисков.

Какие существуют условия

Социальное страхование работников направлено на:

  • обеспечение социальной защиты;
  • снижение профессионального риска;
  • возмещение вреда, полученного в ходе выполнения обязательств по трудовому договору;
  • реализация программы по сокращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве (ст. 1 Ф3 №125).

Социальное страхование работников касается следующих физических лиц:

  • всех тех, кто работает или работал по трудовому договору со страхователем (работодателем);
  • определенной категории лиц, работающих по гражданско-правовому договору;
  • личностей, привлекаемых к труду страхователем в случае их лишения свободы.

Физические и юридические лица, выступающие работодателями должны пройти обязательную регистрацию в органах исполнительной власти и получить документ, подтверждающий соблюдение данной процедуры (ст.6 ФЗ №125).

Основным элементом этого вида обязательного страхования является социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Право застрахованных на материальное обеспечение в этом случае возникает в день наступления страхового случая. Страховыми взносами облагаются практически все виды дохода, за исключением тех, которые указаны в ст. 20.2 ФЗ №125.

Страховые тарифы дифференцируются в зависимости от ступени профессионального риска. Страховщик ведет учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний и обязан подавать отчетность.

Социальное страхование работников выступает гарантией для ряда выплат:

  • выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
  • выплаты компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании;
  • сохранения дневного или месячного заработка в ряде случаев;
  • выплаты командировочных расходов при переобучении работника;
  • возмещения расходов, связанных с использованием личного имущества работника (ст.182-188 ТК).

Если речь идет о несчастном случае или профессиональном заболевании, лицо, обладающее правом на выплаты, может обеспечить его реализацию в любое время.

Большинство денежных сумм по этому виду страхования являются единовременными или ежемесячными. За несвоевременную уплату пособий и компенсаций работодателю начисляется пеня.

При исчислении сумм денежных выплат всегда учитывается вина работника. Выплаты по социальному страхованию предусмотрены их трудовым договором.

Они формируются на основании медицинского заключения или иного документа, подтверждающего утрату работоспособности. Размер компенсации при несчастных случаях и профзаболеваниях зависит от степени потери трудоспособности.

Как описывается в трудовом договоре

Соглашение составляется письменно. Отсутствие некоторых положений не является основанием для признания его недействительным.

Обязательными к включению в текст договора являются:

  • гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Обычно 4 раздел соглашения называется «Оплата труда и социальные гарантии». Именно в нем указывается должностной оклад (ставка по ЗП), компенсационные выплаты, премии, которые получает работник и сроки выполнения обязательств работодателем.

В этом разделе должно обязательно прописано о распространении льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.

Шестая часть трудового соглашения полностью посвящается социальному страхованию. В раздел включают информацию о том, что работник подлежит обязательному страхованию в связи с трудовой деятельностью.

Подраздел небольшой, обычно состоит из двух пунктов. Договором предоставляется право на дополнительное страхование.

Какие бывают формы социального страхования, рассматривается в статье: формы социального страхования.

Информацию про расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев вы можете найти в этой статье.

Страхование медицинских работников

Касательно работников медицинской сфере установлено два вида страхования:

  • жизни и здоровья работников;
  • профессиональных рисков.

Читайте также: Трудовой кодекс материальная ответственность

Врачи, медсестры и прочие последователи Гиппократа в силу своей деятельности постоянно рискуют собственным здоровьем, спасая других. Их работу можно расценивать как имеющую повышенную опасность. Обязанность по страхованию в данном случае возлагается на страну.

Государственное страхование медицинских работников применяется в том случае, если их деятельность связана с угрозой причинения вреда собственному здоровью.

Перечень должностей, которые подлежат обязательному страхованию, утвержден ПП №191. Размер и порядок страховых выплат определяется органами власти в зависимости от степени ущерба и уровня профессионализма персонала.

Ярким примером страхового случая здесь может служить заражение работника СПИДом или иным деструктивным для организма заболеванием. Размер выплаты будет установлен, исходя от вины работника и его проф. квалификации. Так как заболевание на данный момент является неизлечимым, компенсация будет выплачиваться пожизненно.

Страхование риска врачебной ошибки – это не что иное, как гарантия ответственности в случае ее допущения. Застраховать себя от причинения вреда пациентам в ходе профессиональной деятельности может как сам врач, так медицинское учреждение.

Норм об обязательном страховании профессионального риска врачей в действующем законодательстве нет.

Обычно государственные медицинские учреждения не страхуют свой персонал. Да и сами врачи редко пользуются своими правами в этом секторе.

Что касается частных клиник, то здесь стороны трудового договора персонально заинтересованы в том, чтобы страховка врачебной ошибки присутствовала. Это помогает повысить статус клиники и ее престиж у пациентов.

Социально страхование работников – первично это гарантия соблюдения работодателем норм трудового и конституционного права. Это обязательное условие любого трудового договора.

На его основании каждый работающий субъект может заявить свое право на денежное возмещение в случае потери по независимым причинам работоспособности, нанесения вреда его здоровью.

Какие бывают особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, читайте в статье: обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Про субъекты обязательного социального страхования вы можете прочитать здесь.

Как выглядит схема структура фонда социального страхования РФ, смотрите в этой статье.

Видео: «Специальный репортаж»: Несчастные случаи на производстве и обязательное страхование

Условие об обязательном социальном страховании

Данное условие непосредственно связанно с трудовой деятельностью и также отнесено законодателем к обязательным условиям трудового договора. Такое решение законодателя продиктовано государственной политикой в области трудового законодательства, обусловлено особой заботой государства о работнике и членах его семьи в случаях, когда по объективным причинам он теряет доход, получаемый в результате трудовой деятельности или этот доход существенно уменьшается.

Работодатель осуществляет обязательное социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами. Такими законами являются Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. №165-ФЗ и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г. №125-ФЗ. Работодатель осуществляет социальное страхование работника согласно этим законам независимо от того, включена или не включена такая его обязанность в трудовой договор. Виды социального страхования определены Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ. Статья 7 данного закона определяет социальные страховые риски, в случае возникновения которых осуществляется социальное страхование. К их числу относятся: 1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 29. — ст. 3686. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Все выше перечисленные виды страховых рисков регулируется другими законами и правовыми актами (например, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ, Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. № 1032-1).

Отношение по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. У застрахованных лиц — с момента заключения трудового договора с работодателем.

Право работника на обязательное социальное страхование означает то, что работодатель обязан предпринять определенные действия по страхованию работника (регистрацию, отчисление соответствующих взносов и т.д.), и то, что работнику гарантируется выплата из соответствующих фондов страхового обеспечения по отдельным видам обязательного социального страхования.

На практике возникает вопрос, следует ли в трудовом договоре указывать все виды социальных рисков в случаях, которых работодатель осуществляет обязательное социальное страхование? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые авторы считают, что перечисление всех видов рисков является чрезмерным, «в трудовом договоре может быть оговорено, что обязательное социальное страхование работников производится работодателем в соответствии с законодательством». Васильева М. Карсетская Е. Михайлов И. Шершнев А. Указ. Работа. С.38. По мнению Щур-Трухановича Л.В. в условиях нового правового регулирования государственные инспекторы труда могут посчитать общие формулировки обязательства работодателя об обеспечении обязательного социального страхования работника недостаточными для того, чтобы считать требование ч.2 ст.57 ТК РФ выполненным. Щур-Труханович Л.В. Содержание трудового договора в условиях нового правового регулирования // СПС «Консультант Плюс». На мой взгляд, не лишним будет прописать все виды и условия социального страхования.

Согласно ч. 3 ст.57 ТК РФ «Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора». Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (ч. 1) — ст. 3.

Следует отметить, что данная норма вполне оправдана, если трактовать трудовой договор исключительно как письменный документ. Именно в данном значении законодатель употребляет понятие «трудовой договор» в ст. 57 ТК РФ.

Законодатель определяет трудовой договор как неформализованный документ в отличие, например, от нотариальных документов или уголовно-процессуальных документов. Также указывается на то, что не указание каких-либо условий в ч.1 и ч.2 ст.57 ТК РФ не является основанием признания трудового договора незаключенным. Данным положением также отмечается отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Действительно, можно восполнить договор приложением к трудовому договору или отдельным соглашением относительно того или иного условия, но это при том, если сторонами достигнуто согласие по соответствующему условию. При этом, какое должно быть решение при обнаружении принципиального отсутствия согласия? Толкуя положение ч.3 ст.57 ТК РФ, можно прийти к выводу о том, что если разногласия относительно конкретного условия не были урегулированы до начала работником работы, договор следует считать незаключенным. В случае, если такая же ситуация обнаружится после того, как работник приступил к работе и работодатель откажется от предварительной договоренности, то работник начнет свою трудовую деятельность у недобросовестного работодателя с трудового конфликта. И ему придется обратиться в органы по рассмотрению трудовых споров.См. Бриллиантова Н.А. Архипов В.В. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре // Современное право. — 2007. — №4. — С. 65 — 68. Например, в трудовой договор было не включено условие об оплате труда. И работник, приступивший к работе, предварительно договорившийся, например, о заработной плате в 15 тыс. руб. впоследствии узнавший о том, что в дополнительном соглашении ему хотят установить заработную плату всего 5 тыс. руб. будет зависеть от воли работодателя, который либо соизволит все-таки установить ему в дополнительном соглашении ту заработную плату, о которой была предварительная договоренность, либо нет. В итоге, либо работник будет продолжать свою работу у данного работодателя либо они могут прекратить трудовые отношения, если работник уволится по собственному желанию или по соглашению сторон. Следовательно, чтобы не возникали данные конфликты, необходимо сторонам ответственно подойти к составлению трудового договора.

Читайте также: Увольнение и прием на работу в один день

Что касается трудовых договоров, заключенных до изменений Трудового кодекса РФ Федеральным законом № 90-ФЗ, то на них будут распространяться положения ч.3 ст.57 ТК РФ. По мнению Корольковой Т. «работодатель должен внести соответствующие изменения в трудовой договор. Такими доказательствами могут служить либо приказ, содержащий поручение кадровой службе в срок до 6 октября 2006г. оформить со всеми работниками дополнительные соглашения в соответствии со ст. 57 ТК РФ, либо конкретное письменное обращение к каждому работнику». Королькова Т. Анализ новых положений раздела «трудовой договор» Трудового кодекса РФ // Вопросы трудового права. — 2007. — №7. — С. 2 — 8.

Обязательное социальное страхование работников

Законодательством РФ созданы нормы обязательной защиты граждан, выраженные в виде социального страхования. Система гарантированных выплат обеспечивается внебюджетными фондами, бюджет которых формируется взносами работодателей.

Что это такое

Работники всех категорий, согласно ст.236 КЗоТ РФ, подлежат обязательному социальному страхованию (ОСС) вне зависимости от их желания. Обязанность создания гарантий возложена на работодателей и производится за счет расходов предприятия.

Каждый из видов ОСС имеет четко установленные ставки, преимущественно зависящие от принятой в компании-работодателе системы налогообложения.

Социальное страхование работника в трудовом договоре выделяется отдельными пунктами и фактически дублирует федеральное законодательство.

Дополнительно к обязательным условиям защиты работодатели в ряде случаев предоставляют собственные гарантии в виде добровольного страхования.

Вариантами необязательных видов обеспечения могут быть предложены добровольное медицинское страхование жизни и здоровья, отчисления на негосударственное пенсионное обеспечение.

Законодательство обеспечивает гражданам страхование в случае:

  • необходимости получения медицинской помощи;
  • наступления пенсионного возраста;
  • возникновения нетрудоспособности;
  • рождения ребенка и ухода за ним в раннем возрасте;
  • получения травм и увечий при исполнении профессиональных обязанностей.

Применение добровольного страхования полностью зависит от воли работодателя, тогда как обязательное страхование гарантировано Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г.

Какие виды существуют

Работодатели, имеющие наемных работников, обязаны пройти регистрацию во внебюджетных фондах, гарантирующих социальную защиту граждан.

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Все виды страхования учитываются отдельно. У работодателей учет ведется в разрезе аналитических счетов бухучета, фонды осуществляют учет с использованием кодов бюджетной классификации (КБК).

Законодательство обеспечивает виды страхования:

  • пенсионные выплаты по старости или при получении инвалидности;
  • пособия по нетрудоспособности и единовременные платежи в защиту материнства и детства;
  • оплату медицинского обслуживания в государственных медицинских учреждениях.

Наибольшее разнообразие выплат обеспечивается Фондом социального страхования.

Выплаты, производимые работодателями-страхователями за счет фонда

Деятельность ФСС направлена на обеспечение выплат социального характера и разработку мероприятий для уменьшения рисков профессиональных травм и заболеваний.

На местах организованы учреждения фонда субъектов Федерации. Бюджет региональных отделений формируется за счет взносов работодателей и поступлений из федерального бюджета.

Фонд производит выплаты сумм и пособий:

  • платежей, начисленных по листкам нетрудоспособности;
  • по беременности и родам – оплат дородового и послеродового отпуска, единовременного пособия при постановке на учет и при рождении ребенка;
  • по уходу за детьми до 1,5 лет.;
  • на оздоровление детей и санаторно-курортное лечение работников.;
  • при получении травмы и профессионального заболевания.

За счет средств фонда обеспечивается страхование не только работающих граждан, но и лиц, не имеющих постоянного места работы.

К числу гарантированных выплат для всех категорий граждан, включая студентов и нетрудоустроенных лиц, относится единовременное пособие при рождении ребенка.

Выплаты производятся в отделении, к которому относится место регистрации гражданина – матери или лица, принявшего опеку.

Что включает в себя профессиональное обязательное страхование? Узнайте из статьи: виды обязательного социального страхования.

Про отчисления работодателей на социальное страхование смотрите здесь.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности

Одной из основных функций деятельности ФСС служит оплата пособий временной нетрудоспособности работников. Расчет и выплаты по листкам производится в бухгалтериях работодателей с последующей компенсацией фондом сумм расходов предприятий.

Расчет сумм гарантированных выплат по листкам нетрудоспособности производится при наличии данных:

  • периода нетрудоспособности;
  • среднего заработка предыдущего периода;
  • страхового стажа для выплаты пособия;
  • максимально и минимально допустимых законодательством пределов.

Основная трудоемкость расчета состоит в определении сумм среднего заработка в день. Расчет производится на основании дохода, полученного в течение 2-х лет, предшествующих году наступления страхового случая.

Расчет производится с учетом особенностей:

  1. Сумма, полученная в предшествующие событию 2 года, делится на 730.
  2. Для исчисления используется заработок, полученный как в данном рабочем месте, так и в других организациях на основании справок, представленных работодателями.
  3. При совпадении расчетного периода работника с отпуском по уходу за ребенком принимаются в учет предыдущие периоды с условием увеличения сумм расчета.

В состав доходов (ст. 14 ФЗ № 255-ФЗ) включаются все полученные при исполнении трудовых обязанностей суммы. Для расчета принимаются суммы, полученные как в денежной форме, так и в натуральном выражении.

Не принимаются для определения среднего заработка:

  • пособия, выплачиваемые из бюджетов разного уровня;
  • выплаты по листкам нетрудоспособности;
  • единовременные пособия и материальная помощь в случаях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей;
  • доходов по договорам гражданско-правового характера;
  • стоимость рабочей форменной спецодежды, выдаваемой работодателем;
  • оплат питания, занятия спортом, проезда, жилого помещения и других видов, имеющих индивидуальных характер;
  • сумм выплат на профессиональное обучение, переподготовку кадров.
  • пособия по уходу за ребенком;
  • прочие выплаты, указанные в ФЗ от 24.07.2009г. за № 212-ФЗ.

Полученный среднедневной заработок подлежит сравнению с установленным законодательством пределом.

1. Понятие и принципы осуществления обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование , которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права . Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование , которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

1) правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

2) основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

3) ответственность субъектов обязательного социального страхования;

4) устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Государство управляет системой обязательного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования, которые являются федеральной государственной собственностью. Государство осуществляет контроль в системе обязательного социального страхования.

Государством создана финансовая система обязательного социального страхования, частью которой является созданный бюджетный фонд, формируемый из определенных источников.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:

пенсионным;

обязательного медицинского страхования;

социального страхования;

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственное обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного соц. страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии.

Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Негосударственные пенсионные фонды - особая форма некоммерческой организации, созданная для проведения операций по негосударственному пенсионному обеспечению. Некоммерческие организации отличаются тем, что они не распределяют среди учредителей свой доход. Учредители НПФ заинтересованы исключительно в наращивании объемов привлеченных фондами пенсионных средств как долговременного инвестиционного ресурса.

Негосударственное медицинское страхование: по организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами , то есть их средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

Фонды обязательного медицинского страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается органом законодательной власти Российской Федерации.

Состав правления территориального фонда ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Председатель правления избирается членами правления Федерального (территориальных) фонда обязательного медицинского страхования.

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Глава 4. Система социального страхования

обязательное социальное страхование

В РФ соц. внебюджетные фонды стали создаваться после принятия закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время действуют: ПФРФ,ФОМС,ФСС. Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

гос. регулирование системы страхования; гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения; внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и мест проживания; единый механизм формирования фондов из относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что создает возможность самоиндексации доходов фонда; отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников; все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение . Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов . Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Пенсионный фонд Российской Федерации:

Первоочередной задачей Пенсионного фонда- является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Фонд социального страхования РФ:

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования:

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании , учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Основным источником поступления средств в социальные фонды является Единый Социальный Налог.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Формы и задачи социального страхования меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.

Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент -- предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

Список использованных источников

1. Адамов, В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова - М.: Финансы и статистика, 2001.- 315с.

2. Бугаев, Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России / Ю.С. Бугаев -М.: Финансы, 2002. -№ 3.

3. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru

4. Гейц, И.В. Социальное страхование / И.В. Гейц -ЮНИТИ,2004.-347с.

5. Дедиков, С.В. Негосударственные пенсионные фонды / С.В. Дедиков- Финансы, 2004.- №3

6. Лобанов, И.А. Человек и труд / И.А. Лобанов-М.: 2004.- №6

7. Михальчук, В. Б. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов / В. Б. Михальчук -Финансы, 2003.- №3.

8. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансовый бизнес № 5, 2004.

9. Таранов, А.П. Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранение // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 2 / А.П. Таранов -М.:2001. С. 35-37.

10. Цыганов, А.А. Перспективы развития социального страхования в России / А.А. Цыганов -Финансы и кредит, 2004.- №14, С 53.

11. Шихов, А.К. Социальное страхование / А.К. Шихов -ИНФРА-М.: 2000.

12. Янгин, А.А. Экономический анализ: теория и практика / А.А. Янгин-М.:Дрофа, 2004.- №14

13. Якушев, Е.Л. Пенсионное обеспечение в регионах / Е.Л. Якушев- М.:2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы осуществления, субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Застрахованные лица, страхователи и страховщики. Основные функции и направления деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    презентация, добавлен 23.01.2014

    Понятие, социально-экономическая сущность социального страхования в России, зарубежный опыт его организации. Система государственного социального страхования в России. Фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, пути модернизации.

    курсовая работа, добавлен 02.05.2010

    Рисковая природа существования человека как основная предпосылка появления социального страхования. Социальное страхование - один из компонентов системы социальной защиты. Особенности системы обязательного социального страхования в Республике Беларусь.

    контрольная работа, добавлен 10.11.2013

    Цели и принципы социального страхования. Становление социального страхования в России. Действующие виды, правовая основа, экономические категории социального страхования в России. Проблемы и перспективы развития системы социального страхования в России.

    курсовая работа, добавлен 29.06.2010

    Положения обязательного медицинского страхования, этапы его становления в России. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как части государственного социального страхования. Проблемы и перспективы развития системы.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

    Учебно-тематический план и программа дисциплины. Финансовые схемы системы обязательного социального страхования. Институт социального страхования в России. Методические указания к выполнению рефератов и контрольных работ. Функции социального страхования.

    методичка, добавлен 05.01.2011

    Понятие, функции и виды социальной защиты. Развитие мировых систем социального страхования. Социальное страхование в СССР, изменения в данной системе в современной России. Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования.

    дипломная работа, добавлен 28.01.2011

    Понятие социального страхования, его цели, задачи и функции в современном обществе. Сравнительный анализ сходств и отличий между различными формами социального страхования. Принципы осуществления обязательного и добровольного социального страхования.

    реферат, добавлен 02.06.2014

    История возникновения и развития обязательного и добровольного социального страхования в Германии в XIX веке. Установление сроков исковой давности федеральными законами о конкретных видах страхования. Государственные и негосударственные страховые фонды.

    презентация, добавлен 12.04.2013

    Понятие социального страхования, его основные формы. Виды социально-страховых рисков. Элементы системы социального страхования: социальные гарантии и государственное вспомоществование. Основные факторы осуществления обязательного социального страхования.

Обязательное для всех - один из способов, которыми государство обеспечивает защиту своих граждан. Такая форма социального взаимодействия, как обязательное в РФ соц страхование является важной частью государственной системы. Согласно федеральному закону, оно защищает граждан РФ от возможных изменений материального и социального положения: потери доходов по причине инвалидности, безработицы, старости, смерти кормильца, материнства.

Обязательное для всех соц страхование очень важно и для работников, которые могут получить травму на производстве - в наибольшей мере это касается тех, кто работает на вредном производстве. От того, как будет организовано социальное обеспечение таких людей, зависит еще и престиж работы целых отраслей, важных для наполнения бюджета РФ. Очевидно, что обязательное социальное страхование призвано минимизировать для граждан негативные последствия изменений статуса.

Историческая справка

Страховка, как защита условий существования, возникло одновременно с самим человеком. Но до того момента, как возникли первые идеи страхования людей на опасном производстве, выплата пособий трансформировались в обязательное современное соц страхование, прошло немало времени, за которое система была очень сильно доработана и отшлифована.

Об основах обязательного социального страхования, их зарождении известно достаточно много. По мере своего совершенствования общество продумывало механизмы социальной защиты. В своем нынешнем виде социальная страховка появилась в Германии в девятнадцатом веке, и сейчас можно точно сказать, что социальное страхование работает во всех странах мира, которые являются экономически развитыми и могут обеспечить своим гражданам социальную защиту.

Как устроена эта система в России?

В России обязательное социальное страхование, как система, состоит из финансовых и социальных гарантий:

  • на случай непродолжительной нетрудоспособности застрахованного;
  • в связи с рождением ребенка;
  • медицинского;
  • на случай смерти (причем субъекты обязательного социального страхования - и само застрахованное лицо, и несовершеннолетние члены семьи, которых тоже защищает обязательное у нас соц страхование);
  • пенсионного;
  • также в список входит обязательное социальное страхование сотрудников от различных профессиональных заболеваний и несчастных случаев, возможных на производстве.

Последний пункт, включенный в обязательное российское социальное страхование, достоин особого внимания, так как защищает работника в случае получения травмы на производстве или приобретения им заболевания из-за условий на производстве. При этом, если работник погиб на производстве, обязательное трудовое соц страхование обеспечивает и защиту лиц, которые являются его иждивенцами.

Возмещение ущерба здоровью и жизни граждан на производстве проходит путем выдачи им обеспечения согласно условиям, на которых они были застрахованы. Получившие травму на производстве также могут рассчитывать на финансирование их реабилитации. В этом случае обязательное в России соц страхование особенно важно.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об