Сферы и звенья финансовой системы. Черты, характерные для внебюджетных фондов

Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Характеристика современной финансовой системы РФ.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение.

Под финансовой системой в широком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе функционирования которых формируются и используются государственные (публичные) финансы, финансы предприятий и финансы населения (домохозяйств).

Под финансовой системой в узком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, обеспечивающих формирование и использование государственных (публичных) финансов.

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране, т.е. имеются два значения понятия «финансовая система».

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы :

· наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

· функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и ду­ховных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

· единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов эко­номических отношений, взаимосвязанностью их финансовых пла­нов и балансов.

Однако, это не исключает наличия общих черт:

· Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

· Все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и их использовании;

Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Так, непосредственные участники общественного воспроизводства - организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства нужной суммой денежных средств. Для субъектов хозяйствования будут характерны финансовые отношения, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, амортизационные отчисления, восполнение недостатка оборотных средств и др. Органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовые ресурсы необходимы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления, будут характерны другие формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений. Например, в бывшем Советском Союзе была запрещена предпринимательская деятельность граждан, поэтому в финансовой системе не присутствовали в качестве отдельного звена финансовые отношения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.



Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например создание резервного фонда акционерными обществами).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства. Тем не менее финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов. Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 № 126- З «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления.

В общем виде финансовая система представлена на рис 1.2. Она определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

Различия в статусе разных субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т.д.), определенных Конституцией Российской Федерации, определяют различные виды видов бюджетов субъектов РФ. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе России, краевые бюджеты, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов РФ общее количество бюджетов субъектов Федерации составляет 83.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации - местные бюджеты. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации функционирует два звена местных бюджетов: первое звено - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второе звено - бюджеты городских и сельских поселений.

Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной, претерпевая изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая система - это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов. Так, в составе финансовой системы СССР в качестве одной из сфер выделялось страхование. Это объяснялось тем, что в тот период страхование рассматривалось в составе финансов как экономической категории. С развитием рыночных отношений в стране развивались и сами страховые отношения, усилилась потребность в страховании в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела. Поэтому нами поддерживается та точка зрения, что страхование рассматривается в качестве самостоятельной экономической катеории, несмотря на тесную связь финансовых и страховых отношений, и не включается в состав финансовой системы Российской Федерации.

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Тема: Финансовая система страны, ее сфера и звенья

Введение

1. Понятие финансовой системы

2. Состав и структура финансовой системы

3. Характеристика звеньев финансовой системы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1. Понятие финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обус­ловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категориифинансов.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общего­сударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использования банковских кредитов. При недоста­точности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе опе­раций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

2. Состав и структура финансовой системы

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Финансы организаций является важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов организаций осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта , который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Получение и максимизация прибыли – важнейший двигательный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. И в любой финансовой системе будет присутствовать звено «финансов коммерческих организаций» , которые будут включать финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, коммерческих организаций с другими коммерческими организациями, с собственниками организаций, с работниками по стимулированию их труда, с государством по уплате организациями налогов и страховых взносов. Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы будут подчинены основной цели – получению прибыли, ее максимизации и сохранению места на рынке организации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления финансами, и на особенности финансового планирования и контроля.

Однако помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. Это звено финансовой системы будет называться «финансами некоммерческих организаций». В этом звене финансовой системы будут присутствовать финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, но и в виде бюджетного финансирования в различных формах. Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, будет присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства. Эта специфика накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на специфику финансового планирования, особенности осуществления финансового контроля.


Таким образом, внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера «государственные и муниципальные финансы», посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства будет проходить с использованием других форм, методов. У государства будут иные доходы, расходы, финансовые фонды, отличные от тех, которые необходимы организациям или домохозяйствам. И прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций; бюджеты всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия будут определяться государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Иногда и в составе бюджетов некоторых стран часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов внутри бюджетов. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Рисунок Сферы и звенья финансовой системы

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы

объективно необходимы

обусловлены потребностями общественного развития

Субъективны по своей природе

Порождаются деятельностью государства

Необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)

2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:

Собственники национального богатства страны

государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта

юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям

Физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления

индивидуальные предприниматели

3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:

цена (если отклоняется от стоимости)

финансы

кредит

заработная плата

страхование

4. Финансовые отношения включают денежные отношения:

уплата страховых взносов по страхованию жизни

Использование оборотных средств в краткосрочных активах

предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета

уплата налогов в бюджет

Оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме

5. Материальными носителями финансовых отношений являются:

Все денежные средства

финансовые ресурсы

доходы и расходы денежных фондов целевого назначения

Валовой внутренний продукт

Национальный доход

6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:

Началу ХХ века

Концу 20-х годов ХХ века

середине 40-х годов ХХ века

Концу 70-х годов ХХ века

Началу осуществления рыночных реформ

А.М. Александров

Д.А. Аллахвердян

А.М. Бирман

Э.А. Вознесенский

В.П. Дьяченко

8. Отношения, характеризующие финансы как экономическую категорию:

Возникающие на стадии потребления общественного продукта

денежные

Регулируемые государством

Товарные

распределительные

9. Сферы финансовой системы страны:

государственные и муниципальные финансы

Государственные внебюджетные фонды

финансы экономических субъектов

Финансы страховых организаций

Финансы индивидуальных предпринимателей

10. Функциональные звенья сферы государственных и муниципальных финансов:

Муниципальные финансы

Региональные финансы

бюджеты трех уровней

Федеральный бюджет

11. Финансы страховой компании относятся к сфере финансов:

экономических субъектов

Государственных и муниципальных

12. Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов...

Экономических субъектов

13. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к сфере финансов...

государственных и муниципальных

Экономических субъектов

14. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов можно сгруппировать по:

методам хозяйствования

организационно-правовым формам

отраслевому признаку

Временному признаку.

15. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) - финансы...

Государственных предприятий

Общественных организаций

коммерческих организаций

некоммерческих организаций

Акционерных обществ

предпринимательства без образования юридического лица

16. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:

функциональному назначению

Времени функционирования

формам собственности

уровням управления

17. Соотношение понятий "финансы" и "финансовая система":

экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы

Структура финансовой системы определяет содержание финансов

Финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам

Финансовая система в ходе исторического развития превращается в финансы

18. Источником финансовых ресурсов общества, если исключить дублирование, являются:

Федеральный бюджет

Амортизационные отчисления

поступления от внешнеэкономической деятельности

Национальный доход

19. В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются:

Средства федерального бюджета

Средства государственных внебюджетных фондов

средства муниципальных бюджетов

Финансовые ресурсы коммерческих организаций, находящихся на территории Одинцовского муниципального образования

Средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации

20. Признаки, позволяющие выделить финансовые ресурсы в составе денежных средств:

Форма собственности

принадлежность субъекту хозяйствования или субъекту власти

направления использования денежных средств

Методы хозяйствования

21. Финансовые ресурсы экономических субъектов используются на:

Выплату заработной платы работникам

Покупку оборотных фондов

капитальные вложения

восполнение недостатка оборотных средств

Финансирование текущего ремонта основных фондов

материальное стимулирование работающих

22. Государственные финансовые ресурсы Российской Федерации включают:

средства федерального бюджета

средства государственных внебюджетных фондов

Средства муниципальных бюджетов

Финансовые ресурсы муниципальных унитарных предприятий

средства региональных бюджетов субъектов Российской Федерации

23. Финансовые ресурсы экономических субъектов включают:

прибыль

Оборотные средства

амортизационные отчисления

Налог на прибыль

Единый социальный налог

излишек оборотных средств

24. Государственными финансовыми ресурсами являются:

денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ

Денежные средства и имущество граждан

Денежные доходы рабочих и служащих

Долговые обязательства государства

Денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов

средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти

25. Верны утверждения:

Понятие "финансовые ресурсы" шире, чем понятие "финансы"

Финансовые фонды - единственная форма использования финансовых ресурсов

финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением финансов

финансовые ресурсы используются, как правило, в фондовой форме

финансовые фонды - основная форма функционирования финансов

26. Факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования:

Увеличение ставки налога на добавленную стоимость

Увеличение отчислений от прибыли в резервный фонд организации

изменение ставки налога на прибыль организаций

увеличение внереализационных доходов

увеличение рентабельности продукции

27. Факторы, влияющие на величину амортизационных отчислений предприятия:

изменение метода начисления амортизации

рост стоимости основных фондов

Изменение ставки налога на прибыль

уменьшение срока использования основных фондов

Снижение материалоемкости выпускаемой продукции

Увеличение рентабельности продукции

28. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:

самофинансирования

Налогообложения

государственного финансирования

кредитования

29. Финансовые стимулы:

бюджетные методы интенсификации производства

налоговые льготы

Направления расходования средств

поощрительные фонды

30. Финансовый рынок функционирует в форме рынка...

ценных бумаг

Информационного

Коммерческих услуг

ссудных капиталов

31. Количественное влияние финансов на общественное производство характеризуется:

объемом изымаемых у экономических субъектов финансовых ресурсов

Методами исчисления налогов

объемами финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в реальный сектор экономики

финансовыми льготами экономическим субъектам

Методами предоставления средств

32. Качественное воздействие финансов на общественное производство характеризуется:

использованием налоговых льгот

использованием поощрительных фондов

Объемами мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов

пропорциями средств, используемых на накопление и потребление

Методами формирования бюджетов разного уровня

33. Инструментами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:

налоговые льготы

Различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

Трансфертные платежи

изменение амортизационной политики

бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

34. Инструментами государственного финансового регулирования территориальных пропорций являются:

различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

формирование и использование внебюджетных фондов

Налоговые льготы и санкции

Социальное страхование

Амортизационная политика

35. Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:

налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц

трансфертные платежи населению

бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги

Амортизационная политика

социальное страхование

36. Самофинансирование характерно для:

Всех экономических субъектов

Только для предприятий, основанных на частной собственности

всех коммерческих организаций

Всех некоммерческих организаций

надстройки

Сочетающая элементы базиса и надстройки

Внебазисная и вненадстроечная

38. Основными инструментами реализации финансовой политики государства являются:

Система денежных фондов предприятий

бюджетная система страны

Система государственных финансовых резервов

система государственных внебюджетных фондов

39. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:

финансовая политика

Финансовый механизм

Финансовые санкции

40. Финансовый механизм - это:

Виды финансовых отношений

Совокупность объектов финансового распределения

Деятельность финансового аппарата страны

Совокупность форм организации финансовых отношений, способов и методов формирования и использования финансовых ресурсов

Способы мобилизации финансовых ресурсов

41. Финансовое право регламентирует:

все финансовые отношения

Все денежные отношения

Только финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством

42. Верны утверждения:

Финансовая политика определяет содержание финансов

финансовая политика трансформируется в нормы финансового права

состояние финансов предопределяет цели и задачи финансовой политики

Финансовое право определяет финансовую политику

Финансовая политика благодаря финансовому праву оформляется новыми нормативными актами и реализуется через финансовый механизм

43. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется финансовой (ым) ...

Тактикой

стратегией

Планированием

Программированием

44. Составные части финансовой политики, раскрывающие ее содержание:

Разработка финансового механизма

разработка научно-обоснованной концепции развития финансов

Создание аппарата управления финансами

разработка основных направлений использования финансов на ближайший период и перспективу

принятие нормативных актов и конкретных организационных мер в области использования финансов

45. Логическая последовательность понятий:

1. Финансовая политика

2. Финансовый механизм

3. Финансовое право

46. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:

финансовый механизм экономических субъектов

Финансовый механизм коммерческих предприятий

Финансовый механизм индивидуального предпринимательства

бюджетный механизм

Налоговый механизм

47. Функциональные элементы управления финансами:

Органы управления финансами

Финансовые ресурсы

финансовое планирование

оперативное управление

Стратегическое управление

финансовый контроль

48. Объектами в системе управления финансами являются...

разнообразные виды финансовых отношений

Финансовый аппарат

Финансовое планирование

Финансовый контроль

Стратегическое управление

49. Государственные органы управления финансами в Российской Федерации:

финансовые органы на уровне субъекта Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации

Кредитные организации

Муниципальные финансовые органы

50. Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

51. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

Составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

52. Полномочиям Совета Федерации РФ соответствуют функции:

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Разработка программ государственных заимствований

Принятие финансового законодательства

отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

53. Правительство РФ реализует задачи в системе управления государственными финансами:

разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики

Осуществляет оперативный финансовый контроль

Рассматривает и утверждает проект федерального бюджета

представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

54. Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами:

определяют суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет и внебюджетные фонды

Исполняют решения судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного получателям бюджетных средств

применяют санкции к нарушителям налоговой дисциплины

Проводят расследования налоговых преступлений в особо крупных размерах

Осуществляют валютный контроль

55. Органы управления финансами, принимающие участие в оперативном управлении межбюджетными отношениями в РФ:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Федеральная служба налоговой полиции

Правительство РФ

Парламент РФ

66. Перенос сложившихся пропорций формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период осуществляется методом:

экстраполяции

Нормативным

Математического моделирования

67. Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

общегосударственному

Внутриведомственному

Внутрихозяйственному

Общественному

Аудиторскому

68. Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):

Ревизия

предварительный контроль

Обследование

текущий контроль

последующий контроль

69. Предварительный финансовый контроль осуществляют:

законодательные органы власти

Органы налоговой полиции

органы Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России

Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

70. Функции, выполняемые налоговой полицией:

расследование налоговых преступлений

Планирование налоговых поступлений

защита работников налоговых инспекций

контроль за деятельностью налоговых инспекторов

Обеспечение возврата излишне взысканных сумм налогов

71. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

государственные налоговые инспекции

органы Федерального казначейства РФ

Отделения Пенсионного фонда РФ

Территориальные финансовые органы

Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

72. Контроль, осуществляемый территориальными органами Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, является:

Предварительным

Внутрихозяйственным

Инициативным

последующим

73. Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ:

контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами

Финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения

Контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней и федеральные внебюджетные фонды

контроль за исполнением федерального бюджета

экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства

74. Функции Контрольно-счетной палаты г. Москвы:

Проверяет целевое использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов

проводит экспертизу проектов законов, решений и иных нормативных документов Правительства г. Москвы по Финансово-бюджетным вопросам

проверяет целевое использование средств бюджета г. Москвы

проверяет образование и расходование средств внебюджетных фондов г. Москвы

Осуществляет контроль за своевременным зачислением налоговых платежей на бюджетные счета всех уровней

75. Главное управление Федерального Казначейства реализует функции в области управления государственными финансами:

осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

Осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

Регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

76. Финансовые планы экономических субъектов:

смета доходов и расходов бюджетного учреждения

баланс доходов и расходов промышленного предприятия

финансовый план страховой компании

Бизнес-план предприятия

Бюджет г. Москвы

Федеральный бюджет

77. Виды финансовых документов, разрабатываемые как прогноз:

перспективный финансовый план РФ

сводный баланс финансовых ресурсов РФ

консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Бюджет Пенсионного фонда РФ

Сметы бюджетных организаций

78. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

федеральный бюджет России

бюджет Псковской области

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Сводный финансовый баланс региона

79. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации

областные и краевые бюджеты

Сводная бюджетная роспись

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения

Консолидированный бюджет Российской Федерации

80. Финансовое планирование - это:

функциональный элемент системы управления финансами

Элемент финансовой системы страны

Элемент финансовой политики

Элемент финансового механизма

81. Этапы финансового планирования:

балансирование, сведение в одно целое отдельных статей доходов и расходов финансового плана

расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период

анализ выполнения плана за предыдущий период

Последующий контроль за выполнением текущего финансового плана

Оперативное управление выполнением плана текущего периода

82. Система финансовых планов характеризуется:

наличием разнообразных видов и форм финансовых планов

взаимосвязями разных финансовых планов друг с другом

Разными методами составления финансовых планов

Директивным характером утвержденных финансовых планов

83. Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:

форма собственности

организационно-правовая форма экономического субъекта

отраслевые особенности

Природно-климатические условия хозяйствования

Состав основных средств

84. Организационно-правовая форма экономического субъекта влияет на:

состав источников формирования уставного капитала

порядок распределения прибыли

порядок использования имущества организации при ее ликвидации

Объем финансовой ответственности по хозяйственному договору

Порядок уплаты налога на прибыль

85. Финансы экономических субъектов - денежные отношения, складывающиеся:

внутри самого субъекта по поводу распределения выручки от реализованной продукции

между экономическими субъектами в связи с уплатой штрафов за недопоставленную продукцию

между экономическим субъектом и бюджетной системой страны

Между экономическим субъектом и работниками по поводу выплаты заработной платы

Между экономическими субъектами в связи с оплатой товарной продукции

86. Финансовые отношения между экономическими субъектами возникают по поводу:

применения штрафных санкций в соответствии с договорами

формирования уставного капитала совместного предприятия

реализации долговых ценных бумаг, эмитированных одним предприятием и проданных другому предприятию

Оплаты счетов за поставку оборудования

Уплаты налога на прибыль

87. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности экономического субъекта отражаются на организации его финансов, влияя на:

структуру источников финансирования капитальных вложений

структуру источников формирования оборотных средств

потребности в страхования имущества

Выполняемые финансами функции

Возможные источники финансирования капитального ремонта

88. Для финансовых отношений, возникающих между экономическими субъектами и бюджетной системой страны, характерны:

строгая регламентация

в основном (кроме некоторых некоммерческих организаций) двустороннее движение финансовых ресурсов

возвратность средств, предоставленных на кредитной основе

Обязательная смена форм собственности

89. Источниками формирования финансовых ресурсов открытого акционерного общества могут выступать:

средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций ОАО

Бюджетные средства

Кредиторская задолженность

Начисленная, но не выплаченная заработная плата

90. Источниками финансовых ресурсов экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах являются:

выручка от реализации товаров и услуг

средства, мобилизуемые на финансовом рынке

внереализационные доходы

Временно-свободные средства населения

91. Финансовыми ресурсами экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах выступают:

прибыль

амортизационные отчисления

устойчивые пассивы

Налог на прибыль

Единый социальный налог

92. Направления использования финансовых ресурсов экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

уплата налогов

распределение прибыли среди учредителей

капитальные вложения

расходы на НИОКР

Выплата заработной платы работникам

93. Внутренние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

реинвестируемая прибыль

амортизационные отчисления

Выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

Иностранные инвестиции

Бюджетные ссуды

94. Внешние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

иностранные инвестиции

бюджетные ссуды

Реинвестируемая прибыль

Амортизационные отчисления

95. Внешние источники финансирования капитальных вложений экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

средства бюджета

иностранные инвестиции

Амортизационные отчисления

Прибыль от основной деятельности

96. Направления использования чистой прибыли экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

финансирование капитальных вложений

покрытие недостатка оборотных средств

Выплата заработной платы

Уплата косвенных налогов

97. Внутренние источники финансирования прироста оборотных средств:

прибыль

излишки оборотных средств за предыдущие периоды

прирост устойчивых пассивов

Средства учредителей

Банковские кредиты

98. Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах:

инфляционные процессы

налоговая политика

амортизационная политика

Членство в отраслевом профсоюзе

Величина временно-свободных денежных средств у работников данного предприятия

99. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, прибыль (предпринимательский доход) которых распределяется между членами данной организации:

потребительское общество

потребительский кооператив

Некоммерческое партнерство

Общественная организация

Ассоциация

100. Денежные отношения, входящие в состав финансов общественной организации - отношения между организацией и...

ее членами по поводу уплаты членских взносов

государством по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

государством по поводу получения субсидий и субвенций из бюджета

Ее членами по поводу распределения прибыли от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

101. Денежные поступления, используемые на формирование финансовых ресурсов муниципального медицинского учреждения:

доходы от платных услуг

поступления по добровольному медицинскому страхованию

поступления средств местных бюджетов

поступления по обязательному медицинскому страхованию

Банковский кредит

102. Принципы организации финансов государственного драматического театра:

сметное финансирование

ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности

Полное самофинансирование

Солидарная ответственность собственника за результаты финансово-хозяйственной деятельности

Максимизация прибыли

103. Верны утверждения:

Виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций определяются его организационно-правовой формой и видом деятельности

учреждение может получать доходы от платных услуг только с согласия его собственника

Бюджетное учреждение начисляет амортизацию на основные фонды, приобретенные за счет бюджетных средств

104. Финансовый механизм потребительского кооператива характеризуется:

формированием финансовых ресурсов за счет взносов пайщиков

распределением части прибыли (предпринимательского дохода) между пайщиками

формированием за счет части прибыли (предпринимательского дохода) резервного фонда

Бюджетным финансированием по утвержденной смете

105. Верны утверждения:

часть прибыли банка направляется на формирование его резервного капитала

Кредитные организации и страховые компании уплачивают те же налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, что и другие коммерческие организации

Получение прибыли является целью создания и деятельности общества взаимного страхования

Резервы страховых компаний формируются не только за счет отчислений от прибыли, но и за счёт отчислений от страховой премии

106. Факторы, обеспечивающие рост финансовых ресурсов кредитной организации:

снижение ставки по налогу на прибыль

расширение числа клиентов кредитной организации

Повышение норм обязательного резервирования части привлеченных средств кредитной организации в Центральном банке России

Рост дебиторской задолженности

107. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость кредитной организации:

оплаченный уставный капитал банка

резервный капитал и другие резервы банка

ликвидность кредитной организации

Перестрахование банковских рисков в страховых компаниях

108. Источником прибыли Центрального банка Российской Федерации могут быть проценты по:

Кредитам, выданным Минфину России для покрытия кассовых разрывов в процессе исполнения федерального бюджета

кредитам, выданным российским и зарубежным кредитным организациям

депозитам, открытым банком России в других кредитных организациях

Кредитам, выданным Минфину России для финансирования дефицита федерального бюджета

Кредитам, выданным промышленным предприятиям, работающим на территории России и за ее пределами

109. Статьи доходов страховой компании, имеющей лицензию на проведение страхования имущества и перестрахование:

плата за брокерские услуги на страховом рынке

доходы от сдачи имущества в аренду

Плата за брокерские услуги на рынке ценных бумаг

Поступление процентов в соответствии с кредитным договором

Платежи за инкассаторские услуги

110. Вид дохода, выделяемый при первичном распределении выручки субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

валовой доход

Фонд оплаты труда

Прибыль

111. Виды денежных отношений, включаемые в состав финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица: денежные отношения предпринимателя с (со) ...

государством

другими участниками финансового рынка

страховыми компаниями

Поставщиками товаров и покупателями

112. Налоги, взимаемые с доходов субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

единый налог на вмененный доход

Таможенные пошлины

113. Затраты, чаще всего отсутствующие у субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

заработная плата

Материальные затраты

Износ основных фондов

114. Факторы, влияющие на величину предпринимательского дохода субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

уровень цен

материальные затраты

Уровень налогов на доходы

Размер семейного бюджета

115. Направления использования предпринимательского дохода субъектов хозяйствования без образования юридического лица:

уплата налогов

личное потребление

Выплата зарплаты работникам

Оплата товаров для нужд производственной деятельности

116. Важнейшее социальное последствие развития предпринимательства без образования юридического лица заключается в...

сокращении безработицы

Росте конкурентоспособности отечественной продукции

Сокращении неплатежей предприятий народного хозяйства

Повышении собираемости налогов

117. Основной источник формирования первоначального капитала предпринимателей без образования юридического лица:

личные сбережения

Банковские ссуды

Эмиссия ценных бумаг

Бюджетные средства

118. Государственные финансы в России включают:

федеральный бюджет

государственные внебюджетные фонды

бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

119. Уровни управления в сфере государственных и муниципальных финансов:

региональный (субфедеральный)

федеральный

местный

Общегосударственный

Территориальный

Республиканский

120. Состав государственных финансов России по функциональному назначению:

федеральный бюджет

государственные внебюджетные фонды

бюджеты субъектов РФ

Местные финансы

Финансы государственных унитарных предприятий

121. Местные финансы организованы согласно закону "О финансовых основах местного самоуправления" на принципах:

самостоятельности

государственной финансовой поддержки

гласности

Автономности

Режима экономии

122. Собственные доходы местных бюджетов:

местные налоги и сборы

Поступления от местных займов

Доли федеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на временной основе

Дотации из регионального бюджета

Субвенции из регионального бюджета

123. Черты, характерные для бюджетного фонда:

виды бюджетных доходов не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов

высокая маневренность бюджетных средств

в составе бюджета могут выделяться целевые бюджетные фонды

В составе бюджета не могут выделяться целевые бюджетные фонды

Каждый вид доходов бюджета имеет четкое закрепление за конкретными видами бюджетных расходов

124. Совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:

бюджетной политикой

Государственным бюджетом

Бюджетным механизмом

Бюджетным правом

Бюджетным планированием

Бюджетным процессом

125. Появление государственного бюджета как экономической категории обусловлено:

возникновением государства как политической надстройки общества

Необходимостью финансового обеспечения нетрудоспособных членов общества

Потребностями экономических субъектов в финансовых ресурсах

Необходимостью осуществлять бюджетное регулирование экономики

Потребностью населения в денежных средствах

126. Объектом распределения посредством бюджета выступают:

национальный доход

некоторые элементы национального богатства

Стоимость валового внутреннего продукта

Чистый доход

Излишки оборотных средств

Прибыль

127. Виды распределения, осуществляемые посредством бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления:

межтерриториальное

межотраслевое

между сферой материального производства и непроизводственной сферой

Внутриотраслевое

Внутрихозяйственное

128. Источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ в соответствии с действующим бюджетным законодательством:

поступления от размещения ценных бумаг, выпущенных администрацией субъекта РФ

доходы по ценным бумагам, находящимся в собственности субъекта РФ

Поступления от внешних заимствований

Бюджетные ссуды, поступившие из федерального бюджета

129. Источники финансирования дефицита местного бюджета:

доходы от размещения муниципальных ценных бумаг

доходы от приватизации муниципального имущества

доходы по акциям, находящимся в муниципальной собственности

Доходы от размещения государственных ценных бумаг на территории данного муниципального образования

Внешние заимствования на основе кредитных соглашений

130. Количество уровней бюджетной системы зависит от:

государственного устройства страны

Принципов построения бюджетной системы

Полномочий органов власти и управления

Волеизъявления населения

Экономической целесообразности

131. Финансовая помощь, выделяемая бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета предоставляется в виде:

дотаций

субвенций

субсидий

бюджетных ссуд

Расходных полномочий

132. Функции Министерства финансов РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

133. Функции Министерства экономики и социального развития РФ:

прогноз федерального бюджета

Рассмотрение проекта федерального бюджета

Утверждение проекта федерального бюджета

Подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

134. Функции Государственной Думы РФ:

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Прогноз федерального бюджета

Принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

135. Функции Министерства по налогам и сборам РФ

составление проекта федерального бюджета и расчетов к нему

Исполнение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении бюджета

Прогноз федерального бюджета

136. Функции Совет Федерации Федерального Собрания:

утверждение отчета об исполнении бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Прогноз федерального бюджета

137. Функции Президента РФ:

подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

Исполнение федерального бюджета

Составление отчета об исполнении федерального бюджета

Утверждение отчета об исполнении бюджета

Прогноз федерального бюджета

Принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

138. Финансовые документы, принимаемые в виде закона:

федеральный бюджет

бюджет г. Москвы

бюджет Московской области

Консолидированный бюджет РФ

Консолидированный бюджет Новосибирской области

139. Бюджетная классификация РФ включает:

ведомственную классификацию расходов

экономическую классификацию расходов

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

Функциональную классификацию доходов

140. Средства бюджетных резервов используются на:

обеспечение устойчивости бюджета

обеспечение бесперебойного финансирования

покрытие экстренных, непредвиденных расходов

покрытие внутригодовых кассовых разрывов

Финансирование текущих расходов

141. Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы:

разграничение налогов между уровнями управления

квотирование доходных поступлений

установление надбавок к федеральным и региональным налогам

Делегирование расходных полномочий

Предоставление бюджетных ссуд

142. Несбалансированность бюджета проявляется в:

дефиците

профиците

Использовании дотаций и других форм финансовой помощи

Использовании регулирующих доходов

Использовании средств по взаимным расчетам

143. Государственный долг является следствием:

государственных гарантий, данных кредитору, при невыполнении обязательств заемщиком средств

государственных заимствований

Муниципальных заимствований

Государственных кредитов

144. Формы государственного кредита в Российской Федерации согласно действующему законодательству - государственные...

гарантии, предоставленные Российской Федерацией иностранным юридическим лицам

кредиты, предоставляемые иностранным государствам

кредиты, предоставляемые международным организациям

Займы, выпускаемые Российской Федерацией

Заимствования Российской Федерации

145. Критерий, в соответствии с которым государственный долг Российской Федерации подразделяется на внутренний и внешний:

валюта, в которой оформлены долговые обязательства

Специфика кредита

Специфика заемщика

Вид долгового обязательства

146. Отличия государственных заимствований от государственного кредита - государственные заимствования...

Связаны с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит с инвестированием государственных средств в зарубежные активы

Ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней

Это часть государственного кредита

Не имеют ничего общего с государственным кредитом

147. Отличие конверсии займа от консолидации:

конверсия касается изменения условий займа, консолидация только сроков погашения

Конверсия и консолидация абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего

Конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа

148. Источники финансовых ресурсов здравоохранения:

бюджет

фонды обязательного медицинского страхования

средства населения

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Средства предприятий и организаций

149. Отличия пенсии от пособия по социальному страхованию:

зависимость пенсии от возраста получателя

связь пенсии с долгосрочными социальными рисками

Длительность получения

Зависимость от трудового стажа

Зависимость пенсии от заработной платы

Связь пенсии с краткосрочными социальными рисками

150. Доходы внебюджетных фондов:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для данного фонда

добровольные взносы физических и юридических лиц

бюджетные ассигнования

прибыль от коммерческой деятельности самого фонда

Амортизационные отчисления предприятий, учреждений, организаций

Оборотные средства предприятий, учреждений, организаций

151. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от:

трудового стажа

размера заработной платы

причины нетрудоспособности

Страхового стажа

Возраста застрахованного

Продолжительности заболевания

152. Источник уплаты взносов на медицинское страхование неработающих граждан - средства...

бюджетные

Самих неработающих граждан

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Фонда социального страхования Российской Федерации

Пенсионного фонда Российской Федерации

153. Общее управление Фондом социального страхования РФ осуществляет:

Правление Фонда социального страхования Российской Федерации

Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Государственная дума

Федеральное казначейство

154. Черты, характерные для внебюджетных фондов:

закрепление конкретных источников поступлений за внебюджетными фондами

органы местного самоуправления в настоящее время не вправе создавать внебюджетные фонды

государственные внебюджетные фонды имеют социальное назначение

Внебюджетные фонды могут создаваться на всех уровнях управления

155. В компетенцию Пенсионного фонда РФ не входит:

регистрация плательщиков единого социального налога

осуществление контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов

Организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и т.д.

Финансирование расходов по пенсионному обеспечению граждан

156. Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России:

налоговые льготы и санкции

бюджетное финансирование инвестиционных проектов

нормы амортизационных отчислений

Учетные ставки Центробанка РФ

Валютный контроль

Фонды экономического стимулирования предприятий

157. Основные источники финансирования науки в Российской Федерации:

средства предприятий

федеральный бюджет

Местные бюджеты

Целевые займы

Резервные фонды

Целевые внебюджетные государственные фонды

158. Формы государственного финансирования науки в Российской Федерации:

финансирование по тематическим планам организаций

финансирование по государственным программам

Дотации

Трансферты

Субвенции

Финансирование по отраслям и ведомствам

159. Новые формы финансирования и стимулирования НТП:

конкурсное финансирование инновационных проектов

создание фондов содействия малым научно-исследовательским организациям

Поощрительные надбавки к ценам на наукоемкую продукцию

Госпремии за открытия и изобретения

Налоговые льготы

160. Финансовые рычаги стимулирования деятельности малых предприятий:

упрощенная система налогообложения

Экспортные таможенные пошлины

Бюджетные ассигнования

Кредиты Центробанка

161. Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий:

отрицательно

Положительно, так как всегда стимулирует деятельность предприятий

Положительно, если идет на погашение внешнего долга

162. Введение обязательного страхования банковских депозитов влияет на инвестиционную деятельность предприятий:

положительно влияет, т.к. увеличивает кредитные ресурсы банков

Отрицательно, т.к. повышается плата за кредит

Не оказывает заметного влияния

163. Верны утверждения:

Социальное обеспечение может осуществляться и за счет прямого бюджетного финансирования, и за счёт средств социального страхования

по российскому законодательству социальные пенсии относятся к государственному пенсионному обеспечению

По российскому законодательству выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов не уменьшают размер выплат государственных пенсий

В соответствии с российским законодательством социальные пособия и пенсии учитываются как доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об