Налоговая нагрузка компании рассчитывается как отношение. Формула для расчета налоговой нагрузки

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых».

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %

Показатель менее 2-3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89%.

Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку ×100%

Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1%, для остальных — от 3%.

На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки . Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2015-2017 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.

Что изменилось в 2019 году

Показатели налоговой нагрузки за 2018 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2019, установлены в приложении №3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции от 24.05.2019. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.

В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Будут ли у налоговиков вопросы, что налог на прибыль маленький?

Налоговая инспекция проверяет налоговую нагрузку компаний по отраслям. В расчет общей налоговой нагрузки входят: НДС, Налог на прибыль, Налог на имущество и НДФЛ. Надо ли включать с 1 января 2017 года в расчет налоговой нагрузки страховые взносы, которые мы уплачиваем в ИФНС? И второй вопрос: есть ли какой-то норматив по налоговой нагрузке по налогу на прибыль? У нас получается, что налог на прибыль маленький - 1,5% от доходов, а общая налоговая нагрузка даже выше, чем по отрасли за счет НДС, т.к. у нас большая доля "безНДСных" расходов (по нашей отрасли налоговая нагрузка - 17,2%, а у нас- 23%).

Нет, пока взносы учитывать не надо.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В дальнейшем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год.

Низкий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль является основанием для отбора налогоплательщика на комиссию.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

Обоснование

О новых взносах и налоговой нагрузке

ГЛАВБУХ: Сергей Александрович, как теперь считать налоговую нагрузку — со страховыми взносами или без них?

СЕРГЕЙ ТАРАКАНОВ: Взносы пока учитывать не надо. При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.*

Когда появятся показатели налоговой нагрузки за 2016 год?

В апреле мы обновим нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели мы также рассчитаем без учета взносов, поэтому компаниям тоже не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение 2017 года.

А в будущем расчет нагрузки изменится в связи с передачей взносов в ФНС?

Да, ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. В других странах налоговую нагрузку тоже рассчитывают с учетом страховых взносов. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года.*

<…>

Новая безопасная налоговая нагрузка и рентабельность вашей компании

Уровень вашей налоговой нагрузки должен быть не ниже среднеотраслевого показателя (п. 1 приложения № 2 к приказу ФНС № ММ-3-06 /333). Но на практике минимальные отклонения в несколько десятых процента не считаются существенными.*

Включите в расчет все налоги, которые компания платит как налогоплательщик, — НДС, налог на прибыль, на имущество и т. д. Также возьмите в расчет НДФЛ, несмотря на то, что платите его как агент и фактически это налог физлица, а не компании. Как мы выяснили в ФНС, проверяющие считают налоговую нагрузку компании с учетом и этих поступлений тоже. Аргумент в том, что налоговую базу по НДФЛ формирует сама компания, а не люди, получающие от нее доход. Значит, компания и отвечает за то, чтобы налог своевременно попал в бюджет. К тому же вам даже выгодно учитывать в расчете НДФЛ. За счет него налоговая нагрузка становится выше, а вот риск претензий налоговиков, наоборот, снижается. Страховые взносы же в расчет нагрузки не включайте.

ООО «Мир» работает в сфере текстильного производства. В 2015 году оно получило выручку в размере 150 млн руб. (без НДС). За этот же период в бюджет уплатили:

— налог на прибыль — 10,2 млн руб.;

— НДС — 25,3 млн руб.;

— налог на имущество — 1,3 млн руб.;

— НДФЛ — 2,5 млн руб.

Общая сумма перечисленных налогов за 2015 год составила 39,3 млн руб. (10 200 000 + 25 300 000 + 1 300 000 + 2 500 000). Налоговая нагрузка за 2015 год с учетом агентского НДФЛ составила 26,2 процента (39 300 000: 150 000 000? х 100%). Этот показатель выше среднего (26,2% >7,8%). Значит, у проверяющих не будет претензий к налоговой нагрузке компании.

<…>

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.*

<…>

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций,* акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.*

В экономической литературе присутствуют различные методики исчисления налоговой нагрузки предприятия . Основные различия рассматриваемых методик состоят в определении:

  1. структуры налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки;
  2. состояния учитываемых налогов (уплаченные или начисленные);
  3. интегрального показателя, с которым сравнивают сумму налогов.

Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки представлена в таблице 1.

- это объем фактически уплаченных налогов и сборов, т.е. уровень фактического воздействия налогообложения на экономику.

На уровне законодательства РФ (ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ) термин налоговая нагрузка формулируется как: расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, применение которых вызвано мерами по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект на день начала финансирования инвестиционных проектов Таблица 1. Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки

Авторство методики Основная формула расчета Характеристика расчета налоговой нагрузки
Департамент налоговой политики Минфина России НН = (Нобщ/Вобщ) * 100%
где НН - налоговая нагрузка; Нобщ - общая сумма налогов; Вобщ - общая сумма выручки от реализации
Отношение всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации
М.Н. Крейнина НН = (В-Ср-Пч)/(В-Ср) *100%
где В - выручка от реализации; Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов; Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта
А. Кадушин, Н. Михайлова НН =(Нс/Ча)/(ЧП/Ча)
где Нс - сумма налогов в совокупном объеме; ЧП - чистая прибыль; Ча - чистые активы предприятия
Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом
Е.А. Кирова Дн =(НП+СО)/ВСС*100%
uде Дн - относительная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи; СО - отчисления на социальные нужды; ВСС - вновь созданная стоимость
Налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет (абсолютная налоговая нагрузка). Отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, ко вновь созданной стоимости (относительная налоговая нагрузка)
М.И. Литвин Т = СТ/ТУ*100%
где T - налоговая нагрузка; СT - сумма налогов; TУ - размер источника средств уплаты налогов
Отношение суммы налогов и других обязательных платежей (структура налоговых обязательств экономического субъекта) к размеру источника средств их уплаты (выручка от реализации, прибыль в процессе ее формирования или распределения, доход работника)
Т.К. Островенко НН = Ни/Источник, где Ни - налоговые издержки Соотношение налоговых издержек и соответствующей группы по источнику покрытия (обобщающие и частные показатели)

Для точности расчетов на уровне экономического субъекта используют не одну методику определения налоговой нагрузки, а их совокупность, поскольку полученные результаты позволяют более полно описать текущую и ретроспективную ситуацию по налоговым платежам предприятия.

Также, следует отметить что, ФНС России (Приложение №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) определены среднеотраслевые значения налоговой нагрузки, с актуализированными значениями среднеотраслевых показателей, можно ознакомиться на сайте ФНС России

Отметим что при всем многообразии методик определения налоговой нагрузки большинство из них несовершенно .

Так показатель налоговой нагрузки, рассчитанный в соответствии с методикой Департамента налоговой политики Минфина России, не характеризует влияния налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает долю каждого налога в выручке от реализации.

В методике М.Н. Крейниной недооценивается влияние косвенных налогов.

При использовании методики определения налоговой нагрузки А. Кадушина и Н. Михайловой предоставляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.

Согласно методике Е.А. Кировой необходимо различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку: абсолютный и относительный. При этом показатель абсолютной налоговой нагрузки не показывает всей тяжести налоговых обязательств предприятия. Другими словами, методика не учитывает влияния таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, трудоемкость, и не дает возможности прогнозировать динамику деловой активности хозяйствующего субъекта.

Методика расчета налоговой нагрузки М.И. Литвина включает в расчет налог на доходы физических лиц, хотя плательщиком данного налога предприятие не является, а всего лишь выполняет функции налогового агента.

Методика Т.К. Островенко является мультипликативной, а не количественной, что позволяет по результатам расчетов делать обобщенные выводы, способствующие принятию наиболее верных управленческих решений. Данная методика является синтезом описанных методик.

Список литературы:

  1. Дрожжина И.А. Практическая реализация методики расчета налоговой нагрузки экономического субъекта // Управленческий учет. 2009. №11.
  2. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011.
  3. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. №9.
  4. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002.

Целью экономической деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес. Однако при определенных обстоятельствах минимизация налогов становится незаконной, в результате налогоплательщику могут грозить серьезные штрафы, пени и даже уголовная ответственность.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» можно найти определение опасных способов оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также возникнут проблемы, если налоговый орган докажет, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей. Иными словами, если налогоплательщик заключал ряд сделок с предприятиями, нарушавшими налоговое законодательство и не платившими налоги.

Это важно! Между тем право налогоплательщика на минимизацию налоговой нагрузки закреплено и Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) (Постановление от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова»). Однако КС РФ поддерживает только законные способы, то есть рекомендует подбирать законные налоговые льготы, отсрочки, рассрочки, наиболее выгодные формы предпринимательской деятельности, организационно-правовую форму, режим налогообложения и т. д.

Говоря о законных правах налогоплательщика, сразу же назовем разрешенные законодательством пути налоговой оптимизации — налоговые льготы по разным налогам и сборам. Например, нулевая ставка НДС положена организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ставку 0 % по НДС имеют также предприятия, реализующие услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) пассажиров и багажа расположен за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов. Или, например, в 2011 г. льготными страховыми взносами в размере 14 % вместо 34 % будут облагаться малые предприятия, сельхозпроизводители, организации, использующие труд инвалидов, ИТ-компании, индивидуальные предприниматели — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны и вузы (Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"»).

Кроме прямых налоговых льгот, налогоплательщики могут получить некоторые налоговые послабления на определенный период (гл. 9 НК РФ):

    изменение срока уплаты налога в форме отсрочки или рассрочки;

    инвестиционный налоговый кредит.

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Обратите внимание! Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Это важно! Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов.

Это интересно! В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются используемым набором налогов и взносов. Важную роль играет также базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, то есть сравнивать с ним общую сумму налогов за расчетный период.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; в ред. от 08.11.2010).

По кредиту счетов 68 и 69 отражаются суммы налогов, сборов и социальных отчислений, начисленные организацией за определенный период. В дебете счетов 68 и 69 будут отражены суммы, фактически уплаченные за период, а также налоговые вычеты, которые предоставляются по отдельным видам налогов. В пояснениях к счету 68 указано, что аналитический учет по этому счету ведется по видам налогов. Итоговое кредитовое сальдо по этим счетам показывает задолженность организации перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами на определенную дату. Данная задолженность формируется за счет средств предприятия. Для обобщения информации применяются регистры налогового учета.

Изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Их теоретическую связь и влияние рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Нало говый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ)

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставимыми условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ)

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обязательств

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255, 324.1 НК РФ)

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейшей продажи этой доли (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС

Средний или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, и быть доначислен НДС

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица (один из вариантов)

Снижение налоговой нагрузки связано с тем, что если вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах, то удастся снизить величину отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами

Методы расчета и оптимизации налоговой нагрузки

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т. д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усредненно путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов. Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

Попробуем выделить несколько интересных методик.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / (В + ВД)) × 100 %,

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

К сожалению, данный расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика

Методика 2. Существует иная методика, которую предложила Е. А. Кирова в статье «Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты» , согласно которой:

сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации. По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) × 100 %.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом объективность расчета не зависит ни от отраслевой специфики, ни от размера компании.

Тем не менее при использовании данного метода нет возможности качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3 . Еще один интересный способ расчета нагрузки предлагает М. И. Литвин в статье «Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий» . Методика включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структура и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ.

НН = (SUM (НП + ВП) / SUM ИС) × 100 %,

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В - МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Есть и более сложные методики, но, по мнению автора, нагрузку стоит рассчитывать в первую очередь так, как советуют налоговые органы, а уже затем в целях, например, внутреннего аудита учитывать более подробные показатели.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

СВ - страховые взносы;

НДС — налог на добавленную стоимость;

П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение следующих структурных коэффициентов:

— доли заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

К от = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельного веса амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемого по формуле:

К а = А / ДС;

— удельного веса добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемого по формуле:

К о = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18 %):

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС;

— страховые взносы:

Страховые взносы = (ДС / 134 %) × 34 % × К от = 0,254ДС × К от;

— налог на доходы физических лиц:

НДФЛ = 0,13 × (1 - (0,356 / 1,356)) × К от × ДС = 0,096ДС × К от;

— налог на прибыль:

Н пр = 0,20 × (1 - НДС - К от - К а) × ДС = 0,20ДС × (0,847 - К от - К а).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + Страховые взносы + Нп + Нпр.

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами, земельного налога.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей. Основные ее принципы заключаются в следующем.

В расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, то есть суммы не произведенных, а начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей.

Налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом.

Добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В - МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме приведенных выше коэффициентов (оплаты труда и амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные:

удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением страховых взносов (поскольку они уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

К о = Н сс / ДС,

где Н сс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т. д.), рассчитываемая по формуле:

К нпр = Н пр / ДС,

где Н пр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

Расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике по формуле:

НДС = (ДС / 118 %) × 18 % = 0,153ДС,

Страховые взносы = (ДС × К от / 134 %) × 34 % = 0,254ДС × К от.

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Н пр = 0,20 × (ДС - НДС - (ОТ + страховые взносы) - А - Н сс - Н пр).

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Н пр = 0,20 × ДС × (0,847 - К от - К а - К нсс - К нпр).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + Cтраховые взносы + Н пр + Н сс + Н пр.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС - КБ) × 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация может принять решение, например, об оптимизации налогообложения с использованием предусмотренных законодательством льгот. В настоящей статье рассматривается один из методов расчета налоговой нагрузки, который рекомендуется официальными органами.

Определим влияние уплачиваемых организацией налогов на эффективность деятельности ООО «Агроторгсервис».

ПРИМЕР

Для оценки налоговой нагрузки в ООО «Агроторсервис» проведем сравнительный налоговый анализ. Налоговый анализ будет произведен в два этапа.

Первым этапом налогового анализа является анализ абсолютной налоговой нагрузки на ООО «Агроторгсервис».

Для этого рассмотрим динамику сумм налогов и сборов ООО «Агроторгсервис» за 2009-2010 гг. (табл. 2).

Таблица 2. Налоги, уплаченные ООО «Агроторсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 2, общая сумма уплаченных налогов в 2010 г. составила 7082 тыс. руб., что на 1581 тыс. руб. больше чем в 2009 г. Темп роста общей суммы налогов составил 128,7 %. Наибольшие темпы роста отмечаются по налогу на прибыль — 172,4 % (или 473 тыс. руб.), а также по налогу на доходы с физических лиц — 170,9 % (или 502 тыс. руб.).

Рост налога на прибыль объясняется увеличением объемов деятельности и ростом налогооблагаемой прибыли. Налог на доходы физических лиц увеличился вследствие роста фонда оплаты труда и сокращения численности персонала.

Таблица 3. Структура налогов ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Как видно из табл. 3, наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Его доля в 2010 г. составляет 34,1 % от всех выплат предприятия, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Доля единого социального налога (страховых взносов) в 2010 г. составляет 26,3 %, что на 2,1 % меньше, чем в 2009 г. Доля налога на прибыль в 2010 г. увеличилась на 4 % и составила 15, 9 %. Налог на доходы физических лиц в 2010 г. также увеличился на 4,2 % и занимает долю 17,1 %.

Налог на имущество занимает наименьшую долю в структуре налоговых выплат и в 2010 г. составляет 6,7 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2009 г. Таким образом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рост суммы налога на доходы с физических лиц и налога на прибыль привел к увеличению данных налогов в структуре.

На основе первого этапа налогового анализа удалось выяснить, что наибольшую нагрузку предприятие несет, выплачивая НДС, а также единый социальный налог.

Вторым этапом сравнительного налогового анализа является анализ относительной налоговой нагрузки на предприятие.

Для этого сгруппируем налоги, уплаченные предприятием, по видам источников уплаты налоговых средств (табл. 4).

Таблица 4. Структура налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в зависимости от источника уплаты налогов и сборов в 2009-2010 гг.

Как видно из таблицы 4, структура налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов представлена 4 группами.

Наибольшую долю занимают налоги, включаемые в себестоимость. Их доля в 2010 г. составила 43,3 %, что на 2,2 % больше, чем в 2009 г. Доля косвенных налогов составляет 34,1 %, что на 5,7 % меньше, чем в 2009 г.

Расчет структуры налоговой нагрузки в зависимости от источника уплаты налогов и сборов необходим для расчета аналитических коэффициентов налоговой нагрузки. Произведем расчет данных показателей (табл. 5).

Таблица 5. Аналитические коэффициенты налоговой нагрузки ООО «Агроторгсервис» в 2009-2010 гг.

Налог

2009 г.

2010 г.

Изменение

Отношение суммы всех косвенных налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы всех прямых налогов и сборов к выручке от реализации

Отношение суммы налога на прибыль предприятий к выручке от реализации

Отношения налога на прибыль и налога на имущество к величине балансовой прибыли

Отношение суммы налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли, к величине чистой прибыли

Отношение сумм налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции, к величине себестоимости

Отношение сумм всех налогов и сборов к выручке от реализации × 100

Полученные аналитические коэффициенты представляют собой устойчивые количественные характеристики, динамика которых позволяет сделать выводы о тенденциях, сложившихся в системе налогообложения предприятия. Как видно из таблицы, отношение суммы косвенных налогов к выручке в 2010 г. сократилось на 6,9 % (100 % - 93,1 %). Данная динамика прослеживается и в отношении сумм налогов и сборов, взимаемых с чистой прибыли. По остальным коэффициентам прослеживается увеличение налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

На основе рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в 2010 г. возросла. Это можно объяснить снижением задолженности предприятия по налогам и сборам с 204 тыс. руб. до 29 тыс. руб. (строка 624 пассива баланса). Общий коэффициент налоговой нагрузки на выручку показывает, что на каждые 100 руб. налогов в 2010 г. приходиться 3,167 руб. выручки от продаж. Более того, данные таблицы показывают что в 2010 г. налоговая нагрузка на выручку увеличилась на 108,7 %. Таким образом, на основе рассчитанных данных можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка в ООО «Агроторсервис» имеет приемлемый уровень.

Методика 1.

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

Методика 2.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную.

Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

Методика 3.

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

В = ДС + МЗ.

Ка = А / ДС;

Ко = ДС / В.

— НДС (расчет по ставке 18%):

— налог на прибыль:

Методика 5.

ДС = В — МЗ,

Ко = Нсс / ДС,

Кнпр = Нпр / ДС,

Нпр = 0,24 x .

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

Т ема 16. Статистика государственных финансов (часть 2)

СТАТИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  1. Основные понятия налогообложения.
  2. Классификация налогов в РФ.
  3. Учет налогов на счетах СНС.
  4. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения.

1. Основные понятия налогообложения

Статистика налогообложения является разделом статистики государственного бюджета.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой сово­купность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на всей территории страны.

Как самому расчитать налоговую нагрузку и оценить налоговые риски

Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).

Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдель­ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юри­дическое лицо.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нара­стающими итогами в отчетности, наличием инфляционной со­ставляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изме­нения налоговых поступлений на макро- и микроуровнях.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Исполь­зующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применя­ются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов.

  1. Классификация налогов в РФ

Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. Под классификацией налогов в статистике понимаются их груп­пировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применя­емые налоговыми и статистическими организациями в практичес­кой деятельности.

Рисунок1 — Классификации налогов в РФ

По характеру использования налоги классифицируются на:

  • общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых зара­нее неизвестно;
  • специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.

По характеру изъятия:

  • Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имуще­ства.
  • Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налога­ми - совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).

  1. Учет налогов на счетах СНС

Налоги учитываются на различных счетах СНС. В СНС учитываются т.н. «чистые» налоги, т.е. налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Таблица 1 — Учет налогов на счетах СНС

Счет Налоги Примечания
Производства,

«Ресурсы»

На производство и импорт, включают За вычетом субсидий
а) Налоги на продукты: Налоги, взимаемые пропорциональ­но количеству или стоимости товаров и услуг
НДС,
Налог с продаж
Акцизы, гербовые сборы за продажу некоторых товаров
Платежи фискальных монополий Средства, полученные пред­приятиями-монополистами за счет превышения пре-дельного уров­ня рентабель-ности и взысканные в доход бюджета
Налоги на операции с капиталом и финансовые операции, Уплачиваются предприя-тиями при покупке или продаже финан­совых и нефинансовых активов
Налоги на экспорт Экспортные пошлины, прибыли экспорт­ных монополий
Налоги на импорт Импортные пошлины, акцизы
б) Другие налоги на производство Связаны с использованием факторов производства
Платежи за пользование природными ресурсами
Земельный налог
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
Транспортный налог
Налоги на имущество предприятий
Целевые сборы На содержание милиции, благоустройство территорий и т.п.
Образования доходов,

«Использование»

Другие налоги на производство За вычетом субсидий
Распределения первичных доходов, «Ресурсы» Налоги на производство и импорт За вычетом субсидий
Вторичного распределения доходов Налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия в денежной форме, страховые премии и возмещения, штрафы пенсии, пожертвования
«Ресурсы» Текущие трансферты полученные
«Использование» Текущие трансферты выплаченные
  1. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения

Уровень налогообложения (налоговый пресс) в экономике изучается в двух направлениях:

  • внешнее (изу­чение уровня обложения по стране в целом);
  • внутреннее (исследова­ние распределения налогового бремени между социальными группа­ми и слоями населения).

Источни­ком информации для расчета показателей первой группы служат дан­ные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели.

Рисунок 2 — Система показателей статистики налоговых поступлений

В систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения входят:

I. Абсолютные показатели:

  1. сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;
  2. сумма задолженности налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

II. Относительные показатели:

  1. налогоемкость ВВП, т.е. доля налоговых поступлений в ВВП:

,

где Н – налоговые доходы.

  1. соотношение прямых и косвенных налогов;
  2. доля недополученных налоговых доходов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);
  3. доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
  4. соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита.
  5. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консо­лидированном бюджете;
  6. среднедушевая налоговая квота — отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности занятого населения:

,

где Н – налоговые доходы;

— численность населения, занятого в экономике.

  1. Коэффициент уровня налогообложения по стране — отношение налоговой квоты к среднедушевому ВВП:

,

где ВВПН — объем ВВП в расчете на душу населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости:

,

где
— доля занятого населения в общей численности населения

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уров­ня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населе­ния страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения.

Таким образом, на уровень налоговой нагрузки на население влияет уровень занятости в стране.

Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях.

При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных доходов) имеем следующее соотношение:

ВВП = ОТ + ЧН + ВПЭ,

где ОТ — оплата труда наемных работников с отчислениями на соци­альное страхование;

ЧНПИ- чистые налоги на производство и импорт (косвенные налоги);

ВПЭ — валовая прибыль экономики/валовые смешанные доходы.

Часть ВВП, которая приходится на чи­стые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагруз­ку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧНПИ в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискально­го характера распределения доходов.

  1. Пофакторный анализ динамики налоговых поступлений

В начале 1980-х гг. получила признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией от таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уро­вень будет превышен, рост налоговой ставки не увеличит, а сократит до­ходы в бюджет (т.н. «кривая Лэффера»), так как субъекты на­логообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности, сокращение инициативы, а, следовательно, и разви­тия производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.

Поскольку в составе доходов бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления. Поэтому в статистике большое внимание уделяется выявлению влияния отдельных факторов на изменение суммы каждого налога и общей суммы.

Исходными для налоговых доходов могут быть три фактора:

  • численность налогоплательщиков, T
  • стоимостное выражение налогооблагаемого показателя, приходящегося на одного налогоплательщика (налоговая база), S

,

где D – налогооблагаемая сумма,

T – число налогоплательщиков.

  • процентная ставка налога K.

Произведение уровней этих трёх факторов даёт сумму уплаченного налога:

Индексы данных показателей будут связаны аналогичной зависимостью:

Влияние каждого фактора на абсолютное изменение общей суммы уплаченного налога можно оценить любым способом: индексным методом, методом подстановок или методом арифметических разниц:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения численности налогоплательщиков:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой базы:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой ставки:

При отсутствии данных о численности налогоплательщиков сумму внесённого налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются:

  • сумма облагаемого дохода (количественный показатель), D = T S ;
  • процентная ставка налога (качественный показатель), K:

Если рассматривать общую сумму полученных налогов, можно использовать трехфакторную модель, в которой отдельно оцениваются структурные сдвиги в налогооблагаемой сумме:

где — средняя налоговая ставка по различным видам налога;

— доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей налогооблагаемой сумме.

Тогда система взаимосвязанных индексов имеет вид:

,

где
— простой общий индекс налогооблагаемой суммы. Он характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет изменения налогооблагаемой суммы.

— индекс структурных сдвигов. Показывает влияние на относительное изменения налоговой суммы структурных сдвигов в налогооблагаемой сумме.

— индекс налоговой ставки постоянного состава. Характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Разность числителя и знаменателя каждого индекса покажет влияние соответствующего показателя на абсолютное изменение налоговой суммы.

Литература

  1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004
  2. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005
  3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И.Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  5. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996

Курс лекций по Статистике. ВЗФЭИ

Раздел «Социально-экономическая статистика» Липецк

Смотрите также:
Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения
Изменения в правилах применения Упрощенной системы налогообложения в 2009 году
Комплекс показателей соко и методика их расчёта в моу сош №16 г о. Электрогорск Московской области
Упрощенная система налогообложения статья 346. 11
Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) Территория
Пример расчёта штатной численности «условного» Управления Для расчета штатной численности
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 годы
Е. В. Методика выявления количественных показателей истинности, информативности и информационной плотности текстов // Система языка: синхрония и диахрония: Межвузовский сборник
Alpinresort sport & spa reitherhof (Заальбах)
Государственная демографическая политика
Методики расчета демографических показателей адыгея 20 30-е гг. XX в

Главная — Статьи

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты.

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В — МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x .

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

11.05.2017

Налоговая нагрузка - ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги. Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка - это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству - 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об