Государственная программа по здравоохранению. О государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения

Государственная программа развития здравоохранения на 2018 — 2025 годы утверждена Постановлением Правительством РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».

Государственная программа развития здравоохранения на 2018-2025 годы будет профинансированна объемом более 34,9 трлн. рублей.

Среди целей программы:

  • увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
  • снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения;
  • повышение к 2025 году доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, до 54 процентов.

Государственной программой предусмотрено развитие следующих направлений (подпрограмм):

  • совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  • экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
  • медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • информационные технологии и управление развитием отрасли;
  • организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

2.Министерству здравоохранения Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной настоящим постановлением.

4.Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2057);

пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2225);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2924);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 «О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5288).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

В соответствии с Концепцией-2020 реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • 1) конкретизация и обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме и планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
  • 2) модернизация системы ОМС и развитие системы ДМС на основе перехода к страховым взносам, одноканальному финансированию системы ОМС и формированию конкурентной модели ОМС с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации;
  • 3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи на основе обеспечения доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах, развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц;
  • 4) улучшение лекарственного обеспечения граждан за счет повышения доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;
  • 5) информатизация системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях и создание медицинского информационного и образовательного ресурса;
  • 6) развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду на основе формирования целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;
  • 7) совершенствование системы охраны здоровья населения, включая профилактику заболеваний, пропаганду и формирование здорового образа жизни, и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
  • 8) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009–2012 гг.) по основным направлениям (выполнена).

Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Улучшение показателей здоровья и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.

В Программе развития здравоохранения отмечается, что к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 1990-х гг. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.

К 2012 г. ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70,3 года. Тем не менее продолжительность жизни в России остается низкой – на 6,5 года меньше, чем в "новых" странах Евросоюза (европейские страны, вошедшие в Евросоюз после мая 2004 г.), и на 12,5 года меньше, чем в "старых" наиболее развитых странах Евросоюза. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет около 12 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе Россия опережает другие экономически развитые страны более чем в 2 раза.

В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится более 56% всех случаев смерти, новообразования (15% и более) и внешние причины смерти – около 10%. Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5-2,0 раза.

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

  • – низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
  • – высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное и несбалансированное питание и ожирение);
  • – высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
  • – недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;
  • – несвоевременное обращение за медицинской помощью;
  • – низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
  • – несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
  • – низкое развитие замещающих стационарное лечение технологий;
  • – дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;
  • – недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;
  • – отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
  • – отсутствие унификации в оснащении медицинских организаций;
  • – нерациональная этапность и маршрутизация оказания медицинской помощи.

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Важно!

Поэтому основной целевой установкой Программы развития здравоохранения является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 г., помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Поэтому структура Программы развития здравоохранения охватывает как направления, связанные с обеспечением "догоняющего" развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие эволюцию отечественной системы охраны здоровья в соответствии с тенденциями, определяющими будущее в развитых странах.

В связи с этим основные задачи Программы развития здравоохранения выстраиваются в направлении перехода от системы диагностики и лечения к охране здоровья.

В современных условиях понятие "система здравоохранения" все дальше уходит от рамок, задаваемых понятием "система диагностики и лечения". В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.

Указанная смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьезных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением, пересмотра соответствующих нормативов, набора показателей здоровья нации. На практике такая переориентация спроса выражается, в том числе, в переходе как к популяционным и групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине.

Персонализированную медицину определяют как быстро развивающуюся область здравоохранения, основанную на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения, по многочисленным экспертным оценкам, только на 20% определяется усилиями непосредственно в сфере системы здравоохранения. Масштаб целей, поставленных Программой развития здравоохранения в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, широким кругом коммерческих организаций всех форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

Важно!

Стратегической целью Программы развития здравоохранения определено формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Достижение стратегической цели Программы к 2020 г. будет характеризоваться достижением следующих целевых индикаторов:

  • – снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения и увеличение продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;
  • – снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • – снижение материнской смертности до 15,5 случая на 100 тыс. населения;
  • – снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
  • – снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,0 случаев на 100 тыс. населения;
  • – снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,0 случая на 100 тыс. населения;
  • – снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случаев на 100 тыс. населения;
  • – снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10 л на душу населения в год;
  • – снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков – до 15%;
  • – снижение заболеваемости туберкулезом до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;
  • – повышение обеспеченности врачами до 44,8 на 10 тыс. населения;
  • – обеспечение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3.

Глобальная задача превращения России в лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктует новые требования к системе здравоохранения. Для решения этой глобальной задачи в Программе поставлены следующие задачи развития здравоохранения.

  • 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
  • 2. Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную.
  • 3. Реформирование системы первичной медико-санитарной помощи населению, предусматривающее:
    • – изменение системы оказания помощи сельскому населению;
    • – модернизацию существующих медицинских организаций и их подразделений;
    • – выстраивание потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;
    • – развитие новых форм оказания медицинской помощи – стационар замещающих и выездных методов работы;
    • – развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;
    • – совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.

  • 4. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
  • 5. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.
  • 6. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
  • 7. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
  • 8. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
  • 9. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
  • 10. Повышение роли России в глобальном здравоохранении.
  • 11. Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.
  • 12. Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения.
  • 13. Обеспечение системности организации охраны здоровья.

Для решения поставленных задач в Программе развития здравоохранения выделено 11 подпрограмм с отдельными сроками исполнения, ключевыми показателями и бюджетами.

Мнение эксперта

Включить в Программу новую, двенадцатую, подпрограмму "Активизация общества для повышения эффективности реализации Программы", предполагающую осуществление следующих мероприятий:

  • 1) создание системы обратной связи с российским обществом, обретающего тем самым институционализированную возможность наблюдать через общественные организации за ходом реализации Программы и оценивать эффективность функционирования развиваемого ею отечественного здравоохранения;
  • 2) создание условий для деятельности общественных организаций по участию в реализации Программы;
  • 3) формирование исходной структуры общественного института охранения здоровья в форме системы персональной повседневной медико-правовой помощи российским пациентам, нацеленной на предупреждение причинения им необоснованного физического и морального вреда, а также финансового ущерба в ходе их медицинского обслуживания.

Санкт-Петербургский общественный

Фонд потребителей "Медэкспертзащита"

По мнению медицинских экспертов, решение поставленных задач потребует, в свою очередь, преодоления массы накопившихся в здравоохранении проблем, в частности, устранения информационной разобщенности между поликлиникой и стационаром (сейчас лишь 25% врачей поликлиник получают необходимую информацию обо всех случаях госпитализации больных с хроническими заболеваниями, за которыми они обязаны вести постоянное наблюдение), расширения профессиональных профилей терапевта и педиатра с постепенным переводом их во врачей общей практики.

Практический пример

В Чувашии врачи общего профиля успешно выполняют 30–50% функций но отдельным категориям врачей-специалистов и аккумулируют информацию о всех медицинских услугах, получаемых постоянно обслуживаемым населением.

Нуждается в совершенствовании механизм ведения хронических заболеваний в части выявления больных, их обучения поддержания своего здоровья, постоянного наблюдения с акцентом на предотвращение обострений. В качестве поощрительного стимула группой предложена, в частности, дополнительная оплата за результаты (например, за охват лечебными мероприятиями больных диабетом, снижение осложнений, частоты вызовов скорой медицинской помощи и уровня госпитализации).

Зарубежный опыт

В Англии доход врача общей практики увеличивается на 25% при достижении заданных значений показателей программ управления хроническими заболеваниями.

Финансовые показатели программы государственных гарантий должны быть увязаны с качественными:

  • – удовлетворенность населения медицинской помощью;
  • – смертность населения субъекта РФ, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • – первичная заболеваемость основными социально-значимыми болезнями;
  • – первичная инвалидность;
  • – сбалансированность территориальной программы государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи в соответствии с установленными Программой государственных гарантий нормативами;
  • – сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.

При этом в Программе государственных гарантий должны устанавливаться целевые значения указанных показателей и при необходимости дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения. В рамках системы управления реализацией программы государственных гарантий субъектами РФ и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда ОМС. Вместе с тем в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством РФ должны быть предусмотрены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.

Отметим, что в Перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 присутствуют:

  • – ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • – численность населения;
  • – смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).

В планах Минздрава предусматривается совершенствование инфраструктуры системы здравоохранения и повышение се эффективности. Предполагается открытие или расширение отделений консультативного приема в больницах крупных городов, которые позволят получать консультации квалифицированных специалистов и проводить диагностические исследования без дорогостоящей госпитализации. В крупных городах доступность таких услуг недостаточна – по мнению врачей, работающих в стационарах, доля плановых больных, получивших все необходимые диагностические исследования на амбулаторном этапе до поступления в стационар, не превышает 30%. Однако в Программе развития здравоохранения конкретных мероприятий по изменению медицинской инфраструктуры не предусмотрено. Следует также учитывать мнение Президента РФ В. В. Путина о недопустимости формальных бюрократических подходов, например "закрытие больниц или роддомов на селе, в небольших городах, где, собственно говоря, кроме этих медучреждений, ничего другого и не было", высказанное на совещании по вопросам здравоохранения 21.01.2014.

Планируется дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007–2011 гг. численность граждан, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, составила 1 250 000 чел., расходы федерального бюджета на ее оказание превысили 153 млрд руб., а среднедушевые расходы возросли с 99 до 138 руб.

Рассматривается новая для нашей медицины идея – формирование многоуровневой системы стационарной помощи, предусматривающая создание больниц для лечения острых заболеваний и больниц для реабилитации и долечивания. В больницах для долечивания расходы на одного больного в несколько раз ниже (ему уже не требуются дорогостоящие процедуры или операция, а нужен лишь уход). Между тем Россия – единственная крупная европейская страна, где отсутствует разделение на больницы кратковременного и долговременного лечения.

Вместе с тем обеспечение финансовой устойчивости оказания гарантированной государством медицинской помощи предусмотрено лишь за счет жесткого планирования lов и ограничения стоимости территориальной программы ОМС (ст. 36 Закона о медицинском страховании) величиной имеющихся в субъекте РФ средств на ее финансирование. Поскольку содержание территориальной программы государственных гарантий (и входящей в нее программы ОМС) не может быть уменьшено по сравнению с базовой программой, ограничение ее стоимости становится источником риска дефицита средств в здравоохранении, что неоднократно отмечали эксперты. Таким образом, вопросы финансирования здравоохранения приобретают все большую актуальность в процессе развития здравоохранения.

Важной проблемой повышения доступности медицинской помощи является лекарственное обеспечение населения – эта тема являлась одной из самых обсуждаемых в СМИ наряду с качеством здравоохранения в период 2007– 2010 гг. Это подтверждается и данными социологического опроса группы населения численностью 3000 чел., проведенного экспертами Высшей школы экономики в 2011 г. (рис. 5.3).

Решение проблемы лекарственного обеспечения предусматривается в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66.

В своем докладе об итогах работы на расширенной коллегии Минздрава России в феврале 2013 г. Министр здравоохранения РФ В. Скворцова отметила следующие результаты.

В течение последних лет выявлено снижение материнской и младенческой смертности. Кроме того, внедренные новые технологии более чем в два раза повысили выживаемость маловесных, недоношенных детей с весом от 500 до 999 г. Это позволило перейти с 2012 г. на международные критерии регистрации новорожденных с 22 недели и с массой 500 г.

Национальный проект "Здоровье" и региональные программы модернизации внесли огромный вклад в развитие инфраструктуры материнства и детства. И это позволило в целом оптимизировать акушерскую и педиатрическую службы и создать условия для оказания эффективной помощи, в том числе при осложненных и патологических родах. В России это более 60% от общего количества родов.

Рис. 5.3.

В результате в тех регионах, где эффективно заработала трехуровневая система оказания медицинской помощи, несмотря на переход на новые критерии регистрации в 2012 г., отмечено дальнейшее снижение младенческой смертности до 6,4 на тысячу родившихся живыми, тогда как в остальных регионах показатель составил 11,5. При этом необходимо учитывать огромный износ службы родовспоможения и детства, который в 2010 г. превышал 70%, а в отдельных регионах доходил до 80–100%, в настоящее время сохраняется потребность в обновлении более 85 тыс. акушерских и детских коек, а также в строительстве новых перинатальных центров и детских стационаров.

С каждым из 83 регионов проведена индивидуальная работа по определению обоснованной потребности в родильных домах, перинатальных центрах и детских стационарах, включая их реабилитационные подразделения.

Важно подчеркнуть, что оптимизация системы здравоохранения не может происходить без учета транспортной доступности. Для 50 регионов необходимо развитие санитарной авиации, поскольку время для доставки больных от учреждений первого уровня к третьему уровню превышает шесть часов. Минздравом разработана концепция развития санитарной авиации.

Формирование системы ОМС в качестве открытой конкурентной среды делает целесообразным и экономически эффективным привлечение частных медицинских учреждений к оказанию качественной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий. Однако на сегодняшний день при сохраняющемся недофинансировании тарифа ОМС имеются существенные различия в стоимости пребывания матери и ребенка в государственном и частном стационарах и в стоимости конкретных медицинских услуг. Это позволяет привлекать частные учреждения лишь в случаях недозагрузки их коечного фонда, когда им выгоднее брать больных по программе государственных гарантий, чем просто сохранять простой койки. По мере увеличения тарифа ОМС (по планам это должно произойти в 2015 г.) частные учреждения смогут полноценно войти в систему ОМС.

Развитие инфраструктуры службы требует опережающей подготовки медицинских кадров. Учитывая большую протяженность страны, особую роль приобретает дистанционное персонализированное обучение врача, а также внедрение инновационных форм медицинского образования.

Для приоритетного обеспечения качества медицинской помощи беременным женщинам и детям начиная с 2011 г. Минздрав начал опережающее финансовое наполнение тарифов ОМС для этих групп населения. В 2013 г. наполнение тарифа медицинской помощи для беременных женщин и детей составляло 84% от расчетного, тогда как для остальной части населения – 72%. Доля беременных женщин и детей в объеме оказываемой медицинской помощи в 1,5–3 раза превышает долю в популяции. Таким образом, это и является финансовым выражением приоритета охраны здоровья матери и ребенка.

Достижение полного наполнения тарифа ОМС для всех граждан без учета основных фондов и амортизации оборудования стоимостью более 100 тыс. руб. по плану произойдет в 2015 г.

Совместно с медицинским экспертным сообществом Минздрав создал перечень медицинских технологий и продуктов, которые резко повышают эффективность лечения, качество жизни и рекомендуются к дополнительному финансовому обеспечению. Ежегодная потребность в средствах на новые медицинские технологии составляет 33,7 млрд руб., а в целом до 2020 г. – 346,2 млрд руб., в том числе инвестиционных расходов – 234,8 млрд руб.

В 2013 г. финансовое обеспечение строительства, реконструкции и переоснащения всей инфраструктуры может быть осуществлено за счет резерва Федерального фонда ОМС (50 млрд руб.).

Важно!

С 2014 г. в качестве дополнительного источника финансирования Минздрав предлагает облагать обязательными страховыми взносами на ОМС для работающего населения на суммы, превышающие предельную величину базы (568 тыс. руб.) с тарифом 5,1%. В 2013 г. эти суммы не облагались такими взносами. В том случае если будет принято такое решение, то в 2014 и 2015 гг. в систему ОМС придут дополнительно 102 млрд и ИЗ млрд руб. Это позволит реализовать весь объем запланированных мероприятий.

Реализация всего комплекса мер позволит существенно улучшить здоровье детей, снизить младенческую и детскую смертность в соответствии с теми целевыми показателями, которые обозначены в Программе развития здравоохранения до 2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к государственной программе Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура (далее - субъекты Российской Федерации) на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - субсидия).

2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией следующих мероприятий:

а) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в соответствии с перечнем , утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также медицинских изделий в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

б) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

в) финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), включающей проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечению сохранности донорских органов до их изъятия у донора, изъятию донорских органов, хранению и транспортировке донорских органов и иных мероприятий, направленных на обеспечение этой деятельности;

г) финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, включающие в себя хранение лекарственных препаратов, доставку лекарственных препаратов до аптечных организаций, создание и сопровождение электронных баз данных учета и движения лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

д) финансовое обеспечение реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, в том числе с привлечением к реализации указанных мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций;

е) оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - объекты).

3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

4. Отбор субъектов Российской Федерации для получения субсидии осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации ежегодно с учетом следующих критериев:

а) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

подпункте "а" пункта 2 подпункте "а" пункта 15 настоящих Правил;

б) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "д" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпунктах "б" и "д" пункта 2 подпунктах "б" и "д" пункта 15 настоящих Правил;

в) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "в" пункта 15 настоящих Правил;

наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятиях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, содержащей следующие сведения:

наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего мероприятия по организации донорства органов человека в целях трансплантации (пересадки);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по транспортировке органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

численность пациентов (доноров), у которых при жизни были изъяты донорские органы в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

численность пациентов (реципиентов), которым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь методом трансплантации (пересадки) донорских органов, изъятых у живых доноров, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, включая донорские органы, изъятые у живых доноров в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года), в том числе:

общее количество донорских органов, трансплантация (пересадка) которых была проведена в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в том числе федеральных медицинских организациях, муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, переданных безвозмездно в целях трансплантации (пересадки) в медицинские организации государственной системы здравоохранения, в том числе федеральные медицинские организации, муниципальные медицинские организации, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

г) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "г" пункта 15 настоящих Правил;

д) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил:

наличие акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо поручения или указания Президента Российской Федерации или поручения Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта на территории конкретного субъекта Российской Федерации;

обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о софинансировании строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретения объекта в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации или средств внебюджетных источников в соответствии с уровнем софинансирования, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевые показатели их реализации, указанные в подпунктах "е" - "з" пункта 15 настоящих Правил.

5. Субсидия предоставляется на основании соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение), которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

6. Условиями предоставления субсидии и ее расходования являются:

а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых предоставляются субсидии и которые включают:

организацию проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза;

организацию деятельности медицинских организаций в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, а также порядком оказания медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

организацию медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

организацию проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C;

организацию деятельности, связанной с хранением, доставкой до аптечных организаций лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по созданию и сопровождению электронных баз данных учета и движения указанных лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

перечень объектов, на софинансирование строительства или приобретения которых осуществляется предоставление субсидий;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

в) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации) в отношении мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил (в части, касающейся строительства объектов);

г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

7. Общий размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии () определяется по формуле:

подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.

8. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

,

Размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году;

0,163259 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

Численность больных туберкулезом на 1 января текущего года в i-м субъекте Российской Федерации;

Коэффициент прироста больных туберкулезом в субъекте Российской Федерации в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году);

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

9. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

0,264659 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

0,01 - коэффициент стоимости скринингового исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

Коэффициент численности лиц, подлежащих обследованию на вирусы иммунодефицита человека (соотношение численности лиц, подлежащих обследованию в отчетном году, и общей численности населения Российской Федерации);

Численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении (за исключением больных, получающих антиретровирусную терапию), в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, указанному коэффициенту () присваивается значение, равное единице;

2,5 - коэффициент стоимости исследований CD4 лимфоцитов и вирусной нагрузки при проведении антиретровирусной терапии;

Численность лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации, в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, получавших антиретровирусную терапию, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, коэффициенту () присваивается значение, равное единице.

10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,022553 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Количество изъятых донорских органов в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти i-го субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории i-го субъекта Российской Федерации, в отчетном финансовом году.

11. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,075724 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность в i-м субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

n - численность получателей субсидии (субъекты Российской Федерации).

12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,05546 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации в возрасте 15 - 49 лет, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

n - количество субъектов Российской Федерации - получателей субсидии.

13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, определяется актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответствии с поручением или указанием Президента Российской Федерации или поручением Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта с учетом количественной оценки соответствующих затрат.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства.

Начиная с 2018 года предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий и не может превышать предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Адресное распределение субсидий по объектам с указанием размеров субсидий утверждается актом Правительства Российской Федерации по предложениям Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

14. Перечисление субсидии осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации.

15. Для оценки результативности использования субсидии используются следующие показатели:

а) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (процентов);

б) охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения субъекта Российской Федерации (процентов);

16. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением, и фактически достигнутых по итогам отчетного года показателей результативности использования субсидий, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

17. Вопросы, касающиеся порядка возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, включающего порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также порядка использования возвращенных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, решаются в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

18. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

19. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

в Российской Федерации до 2020 г. (извлечения)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Целями развития здравоохранения являются формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 литров в год на душу населения.

Задачами развития здравоохранения являются создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

    совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения (особенно детей, подростков и молодежи) через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования.

В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;

    созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.).

Система должна включать просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;

    созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях.

Это должно обеспечиваться путем популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;

    созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;

    профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);

    созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Для формирования здорового образа жизни

будут решены следующие задачи:

    проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;

    обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);

    разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;

    организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

    организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;

    разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;

    организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;

    организация школ здоровья по основным факторам риска;

    развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.

Целями развития данного направления являются :

    Формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения.

    Развитие здоровьесберегающих технологий, первичной медицинской профилактики и социальной медицины.

    Уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности населения.

Задачи направления :

    Организация и развитие Центров Здоровья на базе учреждений здравоохранения.

    Совершенствование деятельности в практической сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения.

    Разработка и практическая реализация основных направлений развития и совершенствования региональной службы профилактической медицины.

4. Реализация медико–социальных программ, направленных на предупреждение распространённости социально–связанных заболеваний.

5. Совершенствование и реализация методологии здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни всех групп населения.

6. Улучшение показателей состояния здоровья населения и социально–психологическая реабилитация населения.

7. Создание сети социального взаимодействия и партнёрства, межведомственного взаимодействия.

8. Поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.

В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация следующих мероприятий :

– создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителя программы;

– обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни;

– создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики;

– повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом;

– совершенствование нормативной правовой, материально–технической и организационно–управленческой базы;

– оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях,

– проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий;

– организация системы профилактики через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка;

– обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний;

– обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению;

– разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.

Оценивать эффективность проведения вышеуказанных мер планируется по следующим целевым индикаторам :

    показатель первичной заболеваемости алкоголизмом;

    коэффициент общей смертности населения;

    показатель смертности от сердечно–сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте;

    показатель первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об