С какой целью формируются бюджетные прогнозы. Финансовое прогнозирование на предприятии

Долгосрочное бюджетное планирование осуществляться путем формирования бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта РФ на долгосрочный период а так-же бюджетного прогноза муниципального образования в долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования, принял решение о его формировании в соответствий с требованиями бюджетного кодекса. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы РФ, показатели финансового обеспечения государственных и муниципальных программ на период их действия, иные показатели характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты бюджетной системы), а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.

Бюджетный прогноз РФ, субъекта РФ на долгосрочный период, разрабатывается каждые 6 лет на 12 лет и более на основе прогноза социально-экономического развития.

Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период, разрабатывается каждые 3 года на 6 лет на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

Бюджетный прогноз может быть изменен с учетом, изменения прогноза соцаиалньно-экономического развития. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию, устанавливаются правительством РФ на федеральном уровне, высшим исполнительным органом гос. власт субъект РФ, местной администрации на местном уровне.

Государственные и муниципальные программы, также являются планами, гос. муниципальные программы, утверждаются правительством РФ, высшим исполнительным органом гос. власти, субъекта РФ, местной администраций муниципального образования.

Сроки реализации этих программ определятся ими же. Порядок принятия решений о разработке гос. и муниципальных программ, формирования и реализации указанных программ, устанавливаются в соответствий с нормативными правовыми актами, правительство РФ, высшим исполнительным органом гос. власти, субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.

Гос. муниципальные программы подлежат приведению в соответствий с законом (решением) о бюджете не позднее 3х месяцев со дня вступления его в силу. По каждой гос. муниципальной программе, ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам оценки, может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной гос. муниципальной программой, в том числе в необходимости изменения объема бюджетных ассигновании на финансовое обеспечение реализации гос. муниципальной программы.

Финансовые ресурсы корпорации: Собственные и привлеченные.

Собственные средства - Амортизация, собственные средства, прибыль.

Привлеченные финансовые ресурсы - кредиты, субсидий. займы.

Финансовые инструменты организации делятся на 3 группы:

1. Инструменты финансирования - откуда взять деньги

2. Инструменты инвестирования - куда вложить временно свободные деньги (акции, облигации, драг мет, депозиты и т.д.)

3. и прочие. - страхование и лизинг.

Корпорации могут вступать в финансовые взаимоотношения с:

1. Государством (налоги, субсидий)

2. Другими корпорациями, организациями

3. С физ. лицами (например выплата дивидендов)

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства - постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А. М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, B.C. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами.

Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно- территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т.Т. Тулебаева.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики

предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как

объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и cmamucmuческий анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.

Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:

у = a0 + а1 x

где у - объем ресурсов федерального бюджета;

х - 1) произведенная в отраслях народного хозяйства продукция, 2) произведенный

национальный доход;

a0, a1 - коэффициенты линии регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национальный доход и произведенная продукция) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих экономических показателей. Экономический анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических величин (производственными основными фондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим потому, что федеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, связан с политикой в области социальной защиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.

Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

1) Функциональная зависимость объема территориальных бюджетов от роста

численности населения описывается уравнениями:

у = a0 + а1 x ; у = aх3,

где у - объем территориальных бюджетов;

х - численность населения административно-территориальной единицы.

В первом случае использована линейная модель, во втором - параболическая.

Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях.

И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

2) Можно также спрогнозировать величину расходов на просвещение и

здравоохранение. Для этих целей используется многофакторная линейная модель:

у = ах1 + ах2,

где у - расходы на социально-культурные мероприятия;

x1 - расходы на просвещение;

х2 - расходы на здравоохранение.

Подобная модель может быть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и др.

В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научно разработанную основу.

В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование рассчитано на бюджетный период. Бюджетное прогнозирование проводится на основе прогнозных расчетов основных бюджетных показателей.
Под прогнозом бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета.
Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе статистических данных анализа, сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок. Бюджетное прогнозирование позволяет своевременно принять эффективные меры в финансово-бюджетной политике государства или отдельно взятого региона.
Бюджетное прогнозирование базируется на выбранных показателях, к которым можно отнести:
- прогнозируемых общий объем доходов бюджета по всем источникам доходов;
- прогнозируемый общий объем расходов по всем разделам, подразделам, группам, статьям бюджетной классификации;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- объем финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемых в форме дотаций, субвенций, субсидий;
- иные показатели, установленные законодательными актами, например верхний предел государственного внешнего долга, предел заимствований и т. д.
Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, чем расчет показателей годового бюджета. В частности, если показатели годового или квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров или на базе статистических данных, то при расчете прогнозных бюджетных показателей такие данные отсутствуют или могут быть в виде статистических данных за предшествующие финансовые годы.
При разработке прогноза развития бюджета могут использоваться методы экстраполяции, экспертных оценок и смешанный метод.
1. Метод экстраполяции основан на практике и использовании данных предыдущих периодов формирования и использования бюджетов. Однако данный метод используется, как правило, для прогнозирования отдельных статей доходов и расходов бюджета, имеющих болееменее стабильный характер.
В методе экстраполяции используются закономерности так называемых линий регрессии, надежность которых повышается путём построения многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Потому, прежде чем начать работу над бюджетным прогнозом, необходимо выявить и изучить эти переменные (факторы). К такого рода переменным можно отнести наличие бюджетных (федеральных, территориальных) ресурсов, демографические изменения в стране (субъекте РФ), развитие отраслей хозяйства, рост или снижение числа федеральных (территориальных) производств и т. д. Кроме того, прежде чем приступить к бюджетному прогнозированию, необходимо выявить корреляционные связи между объемом федерального (территориального) бюджета и следующими двумя переменными:
- произведенным национальным доходом за предыдущий финансовый год;
- произведенной валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства за этот же финансовый год.
После этого необходимо установить связь между этими показателями и налогом на прибыль. Это связано с тем, что доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью определена законодательством.
В принципе, уравнение регрессии с указанными выше двумя переменными величинами можно записать в виде линейного уравнения
где Уи - объем доходов федерального (территориального) бюджета;
аа, а5 - коэффициенты линии регрессии, которые задают ее конкретный вид, базируясь на исходных данных;
> ! - произведенная в отрасли народного хозяйства продукция или произведенный национальный доход, для опре?
деления которых используются прогнозные расчеты экономических показателей
2. Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистамиэкспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Метод имеет существенные недостатки: чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов,
П
(4.2)
где а - оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;
1 = 1...П - количество экспертов.
3. Смешанный метод совмещает первые оба метода одновременно. Метод позволяет одновременно учитывать объективные тенденции развития определенных сфер деятельности общества и государства и мнения экспертов по данной проблеме.
При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу необходимо использовать в практике глубокий экономический и статистический анализ сложившихся в государстве тенденций социально-экономического развития, позволяющих с определенной степенью вероятности установить влияние различных факторов и условий.
Прогнозирование развития бюджетов любого уровня основывается на показателях роста производственной инфраструктуры, принадлежности собственности, налоговом и таможенном законодательстве, росте населения и его структуре, которые оказывают непосредственное влияние на развитие отраслей федерального, территориального и местного хозяйства и социально-экономическое развитие в целом.
Демографическое прогнозирование позволяет определить направления использования бюджетных средств и выявить приоритеты в финансировании отраслей социальной сферы и народного хозяйства.
Функциональную зависимость объема территориального бюджета от роста численности населения можно описать как линейной, так и параболической зависимостью, в частности
где Ут - доход (объем дохода) территориального бюджета;
а0, ад, а - коэффициенты корреляции, или линии регрессии, которые определяют ее вид на основе исходных данных;
Я - численность населения административно-территориальной единицы.
С помощью данных экономикоматематических моделей предоставляется возможность рассчитать не только объем общих доходов или расходов территориального бюджета, но и расходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия и по иным другим сферам расходов. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориального бюджета зависят в первую очередь от численности населения, для которого и предназначены расходы. Зная потребность в расходах более просто решается задача формирования бюджета за счет собственных источников поступлений в бюджет и поступлений от сбора налогов, которые можно регулировать законодательными актами в целях поддержания соответствующего уровня обеспеченности населения.
Используя данные методы, можно спрогнозировать величину расходов по отдельным сферам, например на образование и здравоохранение. Для этого достаточно использовать многофакторную линейную модель, описываемую уравнением
(4.5)
где Ср - расходы на социально-культурные мероприятия в сфере образования и здравоохранения;
а - коэффициент корреляции или линия регрессии, определяемые конкретным видом на базе исходных данных;
А}" - расходы на образование;
Х2 - расходы на здравоохранение.
Экономикоматематические методы в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами могут найти в перспективе достаточно широкое применение в бюджетном прогнозировании на всех уровнях бюджетной системы при более полной переработке основ теории научного прогнозирования.

Финансовый бюджет - это план, который отражает предполагаемые источники средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый план включает в себя капитальные затраты бюджета, бюджет денежных средств компании и подготовленные на их основе, вместе с бюджетным отчетом о прибылях и убытках, бюджетный бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.

Бюджетное прогнозирование -- обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз основан на тщательном изучении информации о государственном бюджете на данный момент; определении в соответствии с выявленной закономерности различных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. Бюджетное прогнозирование ориентировано на поиск оптимистичного решения задач выбора наилучшего варианта.

Под прогнозом развития бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития своих доходов и расходов. Это разумное, основанное на реальных расчетах предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях своих доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Бюджетное прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса в качестве основы для планирования бюджета.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе текущих тенденций в конкретных социально-экономических условиях и прогнозов на будущее разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе предоставить предложения по ее укреплению. Своевременный учет результатов такого прогноза является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

В качестве ключевых требований к разработке бюджета компании, можно определить следующие принципы:

  • 1. Принцип достоверности означает, что бюджет должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенным уровнем определенности, в рамках которой приходилось принимать управленческие решения. Планы должны быть определены и подробно описаны внешние и внутренние условия деятельности компании.
  • 2. Принцип непрерывности предполагает, что процедура формирования бюджета и контроль над его исполнением должен осуществляться непрерывно в рамках установленных правил.
  • 3. Принцип участия означает, что все заинтересованные стороны становятся сторонами деятельности (центров планирования) - департаменты или должностные лица, определяющие основные направления развития предприятия в пределах своей компетенции.
  • 4. Принцип оптимальности предполагает составление бюджета на основе моделирования и выбора наилучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.
  • 5. Принцип пропорциональности означает сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
  • 6. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, которые при существующих ограничениях используемых ресурсов дают наибольший экономический эффект.

Бюджетные деньги - это плановый документ, в котором отражает будущие платежи и поступления денег. Приход классифицируется по источникам финансирования и расход по отраслям. Ожидаемый остаток денежных средств на конец периода сравнивается с минимальным количеством денег, которые должны быть сохранены (размеры минимальных размеров, определяемых руководителями предприятия). Разность представляет собой либо неиспользованные излишки денег, или отсутствие средств.

Минимальная сумма денег, представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти ситуацию в случае ошибки в управлении движением наличных средств, и в случае непредвиденных обстоятельств. Это минимальная сумма денег, не является фиксированной. Как правило, она будет чуть больше в периоды высокой деловой активностью, чем во время рецессии. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительную часть указанной суммы можно хранить на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

Бюджетные данные продаж, бюджеты разных уровней производства и текущих расходов и бюджет капитальных расходов отражены в бюджете средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планов по финансированию за счет собственных средств или долгосрочных кредитов и другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе бюджетного процесса составляется прогнозный баланс.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Важнейшим условием успешного ведения хозяйства является постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть.

В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит, и научного прогнозирова- пия. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

Необходимость бюджетного прогнозирования обусловлена тем, что сводное финансовое планирование осуществляется, как правило, на более длительный период, чем бюджетное, которое является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год. В то же время подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей. Поэтому при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования территориальных бюджетов заключается в том, чтобы на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Бюджетное прогнозирование, в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов, связано с распространением в 70-е гг. практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология

прогнозирования территориальных бюджетов впервые в наше» стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поликом и ходе подготовки и реализации комплексных планов экономичен- кого и социального развития административно-территориальнич единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирова нші отражены также в работах Н.М. Дементьевой, Т.Т. Тулебаенл.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть исполь зованы различные методы. Одним из них является метод экстра полиции, т.е. составление перспективы исходя из практики за пред шествующий период. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

Вторым методом является метод экспертных оценок, когда прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Но и этот метод не лишен недостатков, так как в нем имеется элемент субъективизма. Можно применять оба эти метода одновременно, при этом учитываются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести: развитие производительных сил страны; наличие общегосударственных финансовых ресурсов; демографические изменения; развитие отраслей хозяйства.

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту в изучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего за счет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании объема ресурсов определенного бюджета на перспективу следует осуществлять глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать вли- иние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерально- ] о бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу. Уравнения регрессии с указанными двумя переменными величинами имеют линейный вид:

где у - объем ресурсов федерального бюджета;

х - в одном случае произведенная в отраслях народного хозяйства продукция, а в другом - произведенный национальный доход; а 0 , о, - коэффициенты линии реірессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национальный доход и произведенная продукция) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих экономических показателей. Экономический анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических величин (производственными основными фондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим потому, что федеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, политикой в области социальной зашиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов основывается на других показателях. В связи с тем, что рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений. Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, т.е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

Функциональная зависимость объема черриториатьных бю; тов от роста численности населения описывается уравнениями

где у - объем территориальных бюджетов;

х - численность населения административно-территори альной единицы. "

В первом случае взята линейная модель, во втором - парабо лическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту R изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных бюджетов, но и расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

Можно также спрогнозировать величину расходов на просвещение и здравоохранение. Для этих целей используется многофакторная линейная модель

у = ох, + ах 2 ,

где у - расходы на социально-культурные мероприятия; х, - расходы на просвещение; х 2 - расходы на здравоохранение.

Подобная модель может быть применена при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и др.

Использование экономико-математического метода в прогнозировании территориальных бюджетов можно проиллюстрировать на примере проведенного автором еще в 70-е гг. прогнозирования объема городских бюджетов СССР.

В целях определения перспектив роста объемов городских бюджетов был проведен корреляционный анализ, т.е. исследование закономерностей связи показателя объема городских бюджетов с таким основным показателем, как численность городского населения. Численность населения играет самую непосредственную роль в формировании расходов городских бюджетов и как синтетический показатель применяется при планировании развития подавляющего большинства отраслей городского хозяйства.

Для составления прогноза был взят динамический ряд численности населения и объемов городских бюджетов за 15-лстний период.

В качестве исходных данных для расчетов приняты следующие показатели: численность городского населения на конец года и объемы городских бюджетов по отчету. Во избежание двойного счета и необоснованного завышения размеров используемых средств расходы городских бюджетов взяты без внутренних оборотов, т.е. без средств, переданных вышестоящим и нижестоящим бюджетам (областным, районным и поселковым).

Поиски функциональной зависимости объема городских бюджетов от роста численности городского населения показали, что такая зависимость описывается уравнениями (1) и (2):

где у - объем городских бюджетов;

х - численность городского населения.

В первом случае взята линейная модель у = -27,16 + 0,292.x, во втором - параболическая у = 0,048а 3 . Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях (0,973 и 0,989). И это вполне понятно, так как размеры расходов городских бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

Полученные с помощью этих уравнений интерполяционные расчетные данные размеров городских бюджетовдовольно близки (табл. 19.3 и 19.4).

Таблица 19.3

Объемы городских бюджетов, рассчитанные по уравнению у - -27,16 + 0,292х

Годы
1965 123,7 9,7 9,0 -0,7
1966 126,9 10,2 9,9 -0,3
1967 129,8 10,9 10,7 -0,2
1968 132,9 11,7 11,7
1969 136,0 12,4 12,5 +0,1
1970 138,8 13,1 13,4 +0,3
1971 142,0 13,9 14,3 +0,4
1972 145,4 14,8 15,3 +0,5
1973 148,6 15,6 16,2 +0,6
1974 151,9 16,8 17,2 +0,4
1975 155,1 17,8 18,1 +0,3
1976 157,9 18,7 18,9 +0,2
1977 160,6 20,2 19,7 +0,5
1978 163,6 21,1 20,6 +0,5
1979 166,2 22,1 21,4 -0.7

Объемы городских бюджетов, рассчитанные по уравнению у = 0.048Х 3

Годы Численность городского населения, млн человек Фактический объем городских бюджетов, млрд руб. Расчетный объем городских бюджетов, млрд руб. Отклонение расчетного объема от фактического
1965 123,7 9,7 9,1 -0.6
1966 126,9 10,2 9,8 -0,4
1967 129,8 10,9 10,5 -0,4
1968 132,9 11.7 11,3 -0,4
1969 136,0 12,4 12.1 -0,3
1970 138,8 13,1 12,8 -0,3
1971 142,0 13,9 13,7 -0,2
1972 145,4 14,8 14,8 -
1973 148,6 15,6 15,7 +0,1
1974 151,9 16,8 16,8
1975 155,1 17,8 17,9 +0,1
1976 157,9 18,7 18,9 +0,2
1977 160,6 20,2 19,9 -0,3
1978 163,6 21,1 21,0 -0,1
1979 160,2 22,1 22,0 -0,1

При окончательном выборе вида уравнения были приняты следующие соображения: коэффициент корреляции в уравнении у = ох 3 выше, чем в уравнении у = я 0 + OjX, т.е. расчетные данные, полученные с помощью уравнения у - ох 3 , ближе к фактическим, к тому же кубическое уравнение может быть легче использовано в практической работе местных финансовых органов. Действительно, чтобы определить коэффициент а в уравнении у= достаточно сумму объемов городских бюджетов за исследуемый ряд лет разделить на сумму значений ежегодной численности населения города, возведенных в третью степень, т.е. a = у/х 3 . Определение же коэффициентов в уравнении у = я 0 + а^х значительно сложнее, так как требуется решение системы уравнений.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об