Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль. Ведомственный контроль: состояние и перспективы

Проблема организации и осуществления ведомственного финансового контроля - важная составляющая часть общей проблемы укрепления и совершенствования государственного финансового контроля.

Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им организациями. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.

Вместе с тем административная и бюджетная реформы относят организацию ведомственного контроля к числу первоочередных задач, решение которых должно способствовать повышению эффективности государственных расходов.

Под ведомственным финансовым контролем в данном случае следует понимать финансовый контроль, выполняемый специально уполномоченными подразделениями органов исполнительной власти. Методологически он представляет собой разновидность внутреннего финансового контроля, однако исключительно внутренним контролем не является. Поскольку отраслевые и другие системы исполнительной власти имеют, как правило, вертикальную структуру и территориальные органы, то в реальной контрольной работе неизбежны ситуации, когда центральная контрольная служба, оставаясь органом внутреннего финансового контроля конкретной системы, по отношению к проверяемым объектам фактически выступает в роли органа внешнего контроля.

Проводимая в стране административная реформа предполагает, в числе прочего, организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

Основания для определения ведомственного контроля как одного из видов государственного контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах. В экономическом плане определяющим фактором является то, что ведомственный финансовый контроль главным образом имеет дело с государственными (и прежде всего бюджетными) средствами, их поступлением и расходованием. Для получения и использования государственных средств у различных ведомств имеются и другие источники. Возможны также варианты привлечения государственными учреждениями частных денег, поскольку предпринимательская деятельность для бюджетных учреждений не запрещена. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.

Преимущественная забота ведомственного контроля - проверки использования полученных ведомством и его подразделениями средств. На поступление средств он может влиять лишь ограниченно. Но это не означает, что контролеры вправе безразлично относиться к тому, какие средства и какими путями приходят в систему ведомства. И здесь у контроля имеются определенные возможности, в частности проверка использования полученных средств, законности и эффективности их расходования, а также обоснованности и правомерности действий ответственных должностных лиц.

Крайне важно то, что именно с помощью ведомственного контроля и только с его участием можно обеспечить соблюдение базового условия эффективности контроля - полный охват подлежащего контролю массива государственных средств с установленной постоянной периодичностью проведения ревизий и проверок. Для этого ведомственный контроль должен охватывать каждую организацию, каждое учреждение данного ведомства в предусмотренный срок.

Как это будет достигнуто организационно - вопрос скорее технический, и ответ на него зависит от производственно-организационной структуры ведомства. Но в любом случае здесь реализуется преимущество близости ведомственного контроля к подконтрольным объектам и обслуживающим их финансовым потокам, к местам использования поступивших государственных и иных средств. Очевидно, что в условиях нашей страны термин “близость“ не следует понимать исключительно технически и географически. Российские расстояния обусловливают необходимость многодневных командировок и в пределах поля деятельности ведомственного контроля.

В практической деятельности многочисленных ведомств Российской Федерации решение этих задач обеспечивалось по-разному: в некоторых случаях весьма формально, нередко необходимостью ведомственного контроля вообще пренебрегали.

Вот некоторые наблюдения о состоянии ведомственного контроля в системах 24 министерств, государственных комитетов и других федеральных учреждений, характеризующие фактическое положение дел с ведомственным финансовым контролем - наличие и состав контрольных подразделений в центре и на местах, их задачи и полномочия, организацию и методы работы. Всего на заре проведения административной реформы в центральном аппарате министерств и ведомств в контрольных подразделениях насчитывалось 215 работников. При этом бюджетные ассигнования составляли 278,4 млрд руб., то есть каждый штатный ревизор должен был проверить 1,3 млрд руб. Кроме того, надо иметь в виду, что ведомственному контролю должны подвергаться не только бюджетные средства, но и средства, получаемые подведомственными бюджетными учреждениями от коммерческой деятельности, а также принадлежащие им материальные ценности.

Имевшиеся у ряда министерств ведомственные контрольные органы на местах были слабыми и малочисленными. Так, во всех региональных контрольно-ревизионных управлениях Министерства природных ресурсов работало всего 102 человека. В каждом региональном центре Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий действовали контрольно-ревизионные отделы со штатной численностью шесть человек. Контрольно-ревизионные отделы в региональных таможенных управлениях Государственного таможенного комитета насчитывали от 5 до 27 человек.

Большинство же ведомств - в том числе Министерство культуры, в состав которого входило более 200 учреждений федерального ведения, Министерство по атомной энергии, также имевшее около 200 подведомственных предприятий, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по статистике и др. - контрольных структур и ревизоров на местах не имело.

Как правило, в министерствах и ведомствах, в которых действовали самостоятельные контрольные управления или отделы, существовали положения об этих подразделениях, определяющие их права и обязанности, инструкции о порядке проведения ревизий и проверок. Там же, где контрольные подразделения были несамостоятельными и малочисленными, ведомственные нормативные документы, регламентирующие их деятельность, отсутствовали. По этой причине, например, ревизоры Госкомстата России руководствовались инструкциями и методиками Минфина России. Контрольная работа планировалась, однако ревизии и проверки проводились нерегулярно.

Ведомственные нормативные акты, регулирующие контрольную деятельность, в основном были нацелены на проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, использования и сохранности денежных и материальных ценностей, состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, на выявление и устранение имеющихся недостатков и нарушений.

В рыночных условиях отдельные министерства и ведомства для целей внутриведомственного финансового контроля стали использовать аудиторскую, то есть платную форму контроля, что нашло отражение в наименовании их контрольных органов. Так, в Министерстве природных ресурсов имелось Управление производственного контроля и аудита, в Минатоме - отдел контроля и аудита, в Минэкономразвития - Управление контроля и аудита, а в МПС - центр контроля и внутреннего аудита.

Есть примеры, когда ведомственные контролеры строили свою работу с участием сотрудников других подразделений, взаимодействовали со специализированными государственными контрольными органами. При необходимости ведомственные контролеры выполняли поручения правоохранительных органов и передавали им материалы о фактах хищений и других злоупотреблений. В одних случаях такие контакты имели постоянный характер, в других - временный.

Представляет интерес опыт организации ведомственного финансового контроля в федеральных государственных внебюджетных фондах, особенно Пенсионном фонде РФ. В составе фондов в соответствии с их положениями создавались ревизионные комиссии, основной задачей которых являлся контроль за деятельностью исполнительных дирекций фондов и отделений в субъектах РФ. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности дирекций проводились ежегодно и один раз в два года ревизовались отделения фондов. По поручению правлений фондов проводились внеплановые проверки.

Известно, что вопрос контроля финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов удовлетворительного решения пока не имеет. Этот контроль организационно и функционально запутан, поскольку в нем участвуют органы государственного финансового контроля, аудиторские организации и собственные ведомственные ревизоры фондов.

Наиболее существенными недостатками ведомственного контроля, которые в силу бюрократической преемственности могут беспрепятственно перетечь в новую структуру власти, являются:

неопределенность его функциональной роли в системе государственного управления;

декларативность правовой и нормативной базы, ее фрагментарность на уровне государства и недостаточная детализация на уровне ведомств;

отсутствие контрольно-ревизионных органов во многих министерствах и ведомствах, малочисленность действующих контролирующих подразделений, отсутствие у них территориальных органов. Названные недостатки, как и ряд других, являются прямым следствием недооценки реальных возможностей ведомственного контроля, невнимания и недоверия к нему общефедеральных контрольных структур. Последнее частично можно объяснить стремлением преодолеть противоречие между ведомственными и государственными интересами, характерное для советской административно-командной системы.

Проводимая в стране административная реформа требует серьезного переосмысления роли, целей и организации всего государственного финансового контроля, в том числе ведомственного. Коренным образом изменились состав и функции министерств, образованы федеральные службы по контролю и надзору в установленных для них сферах деятельности. В системе исполнительной власти создан специальный орган для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Значительные новшества привнесет и бюджетная реформа.

Для налаживания ведомственного финансового контроля в условиях функционирования новой системы федеральных органов исполнительной власти важно учесть обстоятельства, возникающие как элементы или следствия проводимых реформ. Прежде всего надо уточнить распределение и соотношение функций внешнего и ведомственного контроля. В частности, ведомственный контроль может сочетать признаки внутреннего и внешнего контроля, что подтверждает проводимая в стране административная реформа: в ее ходе ведомственный контроль приобретает новые свойства, становится более разносторонним и разнообразным.

Поскольку федеральные службы, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находятся в ведении определенных министерств, осуществляемый ими контроль неизбежно приобретает черты ведомственного. Этим в условиях административной реформы практически подтверждается высказанное выше соображение о том, что ведомственный контроль - важная составляющая государственного финансового контроля, его передовая линия.

Однако фактически контроль будет осуществляться не только внутри ведомства. Его границы определяются границами сферы деятельности, которую регулирует определенное министерство и контролирует определенная служба. А поскольку представить финансово-бюджетную сферу как замкнутое пространство трудно даже с некоторой долей условности, финансово-бюджетный контроль приобретает и межведомственный характер. В условиях рыночного хозяйства с финансами в большей или меньшей степени связано любое направление государственной, хозяйственной и социальной деятельности. Поэтому ведомственность контроля определяется не только административными рамками, но и - в нашем случае - принадлежностью контрольной службы к финансовой сфере в широком смысле слова.

С другой стороны, внутренний контроль за деятельностью федеральных органов власти, управление их имуществом, решение кадровых вопросов, руководство подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями остаются в числе полномочий руководителей всех федеральных органов власти, особенно агентств. Агентства осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным агентству. В части финансово-хозяйственной деятельности конкретных органов власти и возглавляемых ими административных структур, использования получаемых для реализации своих функций бюджетных и других государственных средств это и будет ведомственный финансовый контроль в его чисто административной ипостаси.

Таким образом, ведомственный контроль в условиях административной реформы приобретает двойную направленность. С одной стороны, это контроль ведомства в пределах сферы деятельности, в нашем случае финансовой. Объектами контроля становятся все, кто так или иначе имеет дело с бюджетом и финансами вообще. С другой стороны, это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в административных рамках ведомства. Объектами становятся подразделения ведомства, его территориальные органы, подведомственные организации.

Все федеральные органы исполнительной власти будут получать бюджетные средства для финансирования своей деятельности, какой бы характер она ни носила - правоустановительный, правоприменительный (контрольный), оказание государственных услуг. Использование данных средств и будет тематикой, объектом, предметом ведомственного финансового контроля.

Эту обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменял и, надо надеяться, отменять не будет. Исполнять свои функции и, следовательно, использовать получаемые для их выполнения бюджетные средства федеральные органы исполнительной власти будут непосредственно, через территориальные органы, подведомственные предприятия и организации, а также путем осуществления полномочий собственника.

Реализация систематического, регламентированного по охвату контролируемых денежных потоков и периодичности ведомственного контроля за использованием бюджетных, а еще лучше - всех государственных средств, теми или иными путями попадающих в распоряжение различных организаций, предприятий и учреждений, позволит государству контролировать свои расходы в полном объеме. Только при таком условии можно оценивать целевой характер использования средств и эффективность бюджетных расходов.

Бюджетная реформа предполагает новации, которые должны стать предметом ведомственного контроля. Так, главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств предстоит контролировать не только целевое, но и эффективное использование бюджетных средств. Для этого ведомственные целевые программы должны иметь четкие задачи, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы достижения экономической и социальной эффективности. В свою очередь, у ведомственных контролеров должны быть адекватные способы измерения достигнутых результатов. Такие способы надо определять с учетом ведомственной специфики, но они не могут иметь сугубо ведомственный характер. Измерение эффективности расходования ведомствами федеральных средств требует общих подходов к затратам каждого ведомства в масштабе государственной бюджетной политики.

Здесь мы приближаемся к конкретизации методологических вопросов ведомственного контроля, что требует специальной предметной разработки.

Нормативно-правовыми актами, регламентирующими различные аспекты административной реформы, предусмотрено наличие органов финансового контроля на всех уровнях исполнительной власти, а именно федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198, определившим функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установлено, что служба должна осуществлять надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре названными органами.

Таким образом, органы ведомственного контроля будут работать в соответствии с порядком организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, в том числе контроля за исполнением федерального бюджета, который будет формировать и утверждать Минфин России. Возможно, органам ведомственного контроля потребуется предоставить полномочия по реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Порядок реализации этих мер также теперь является прерогативой Минфина России.

С учетом вышесказанного общие принципы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в настоящее время представляются так:

1. Ведомственный финансовый контроль - обязательная и неотъемлемая часть общей системы государственного финансового контроля. Органы ведомственного финансового контроля являются специальными структурными (контрольно-ревизионными) подразделениями органов исполнительной власти, выполняющими функции по контролю и надзору в сфере деятельности данных органов власти за формированием и использованием бюджетных и иных государственных средств, а также материальных ценностей, находящихся в соответствующей форме собственности или управления.

2. B целях обеспечения максимально возможной независимости, объективности и результативности органы ведомственного финансового контроля:

подчиняются непосредственно руководителю соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления);

финансируются из соответствующих бюджетов и смет отдельной строкой в объеме, необходимом для выполнения утвержденных функций. Руководитель органа исполнительной власти (местного самоуправления) не вправе уменьшать выделенные ассигнования или использовать их на иные цели и уполномочен в случае необходимости и возможности дополнительно финансировать работу контрольно-ревизионного подразделения;

направляют заверенные копии материалов всех проведенных ревизий и проверок на федеральном уровне в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, на других уровнях - в контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

З. Основная задача органов ведомственного контроля - Основная задача органов ведомственного контроля - обеспечение постоянного полного контроля за использованием поступивших в распоряжение соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления), подведомственных ему органов власти и организаций государственных (муниципальных) средств и материальных ценностей. Периодичность проведения ревизий и проверок устанавливается руководителем органа исполнительной власти по предложению органа ведомственного финансового контроля сроком один раз в один-три года в зависимости от объема поступающих средств, характера их использования и штатных возможностей контрольного органа.

4. Сфера подконтрольности органа ведомственного финансового контроля определяется спецификой структуры и функций соответствующего органа исполнительной власти.

5. Органы государственного финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.) обязаны:

использовать при проведении ревизий и проверок данные ревизий и проверок, проведенных органами ведомственного финансового контроля, определяя по своему усмотрению степень достоверности этих данных;

проверять и оценивать состояние ведомственного финансового контроля в контролируемых органах власти и организациях;

оказывать методическую и практическую помощь органам ведомственного финансового контроля как в ходе проведения своих контрольных мероприятий, так и по обращению органов ведомственного контроля;

предоставлять работникам органов ведомственного контроля возможность повышения квалификации.

6. Для осуществления своих функций органы ведомственного контроля должны иметь право и возможность привлекать научные, экспертные и аудиторские организации, а также сотрудничать с последними при проведении ими проверок, предусмотренных действующим законодательством (государственные унитарные предприятия, внебюджетные фонды).

Р. Козиков,

Академия бюджета и казначейства
Министерства финансов РФ

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Наличие указанного финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и внутренняя контрольная функция. Поэтому использование хозяйствующими субъектами для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности входит в систему мероприятий, проводимых его субъектами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, атакже населения с применением специфических форм и методов организации.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-реви­зи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают :

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль , т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (отделами кадров, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет контроль,осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающихся сумм налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с указанным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, гос управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Ведомственный финансовый контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру. Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

24.Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение. ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а ФЛ, как предприниматели. Аудиторы должны пройти аттестацию и получить лицензию. Они не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности.

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве РФ,а также проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда(оплата работы аудитора производится предварительно за счет проверяемого эконом субъекта, а повторные ауд проверки производятся за счет средств федерального бюджета,

инициативная - по решению самого экономического субъекта. Государство осуществляет нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, правительством РФ утверждаются правила (стандарты), кот могут быть императивными и рекомендательными. Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и др службами.

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бух учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др. Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юр значение для всех юл и фл, органов гос власти и управления, органов мсу и судебных органов; а также уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Аудиторское заключение состоит из 3-х частей:

Вводная часть - сведения об аудиторской фирме.

Аналитическая часть явл отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бух учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговая часть - «Заключение» представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бух отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита. Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы) и заверяется печатью фирмы. Заключение составляется в трех экземплярах:
1 – в организацию, назначившую проверку; 2–директору проверяемого предприятия;
3 – остается у аудиторской фирмы. По нарушениям и замечаниям на предприятии составляется план мероприятий по их устранению.

Варианты заключений : безусловно положительное, условно полож-ое, отрицательное заключение, с отказом от выражения мнения о достоверности бух отчетности, безусловно положительное при наличии серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным.

25. Методы финансового контроля. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии. Методы проведения финансового контроля, т.е. приемы и способы его осуществления. 1)Проверка - совокупность действий органа, осущ-его контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.2) Анализ финансовой деятельности - комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.3) Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля.4)Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бух учета и финансовой отчетности. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными гос органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юр значение.

Виды : документальные (включают в себя проверку различных финансовых документов) фактические (проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей); плановые (проводятся в соотв с планом,кот составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах) и внеплановые ; фронтальные (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период) и выборочные (проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени); комплексные (проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях) и тематические (сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности). По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии -документ, имеющий важное юр значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и глав бухгалтером проверяемого юл. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц, а также замечания и возражения руководителя и гл бухгалтера. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт,а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголов дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

26. Правовое и экономическое значение бюджета. Виды бюджетов. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и мсу (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998). Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются гос. потребности в денежной форме.

Экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

Правовое значение бюджета определяет юр выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме ФЗ, бюджет субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, местный бюджет - в форме правового акта представительного органа МСУ либо в порядке, установленном уставом МО.

Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: 1)это общегос-ый фонд денежных средств, создаваемый для покрытия гос расходов; 2) это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; 3) это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и фин-ые планы предприятий, учр-й, организаций (балансы, сметы). Бюджет явл публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегос-ых интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.

Виды :

1) Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ),имеет два признака:
1) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, т. е. бюджет соответствующего государственно-территориального или муниц образования; 2)свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности. В РФ можно выделить: консолидированный бюджет всего государства , образуемый бюджетами всех уровней бюджетной системы; консолидированный бюджет субъектов РФ , складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов МО, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет МО , состоящий из местных бюджетов территорий, образующих это МО. В связи с появлением федеральных округов в качестве самостоятельного вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа , состоящий из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий ФО.

2) Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенных для финансирования функций и задач общегос значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Гос Думой, Советом Федерации, Президентом РФ.

3) Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

4) Местный бюджет (бюджет МО) – форма образования и расходования денежных средств, предназн для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мсу; утверждаемым представительным органом. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют бюджетную систему РФ.

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Наличие указанного финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и внутренняя контрольная функция. Поэтому использование хозяйствующими субъектами для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности входит в систему мероприятий, проводимых его субъектами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, атакже населения с применением специфических форм и методов организации.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-реви­зи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают :

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль , т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (отделами кадров, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет контроль,осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающихся сумм налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с указанным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Финансовое право

Образовательное учреждение высшего.. профессионального образования.. белгородский юридический институт..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Белгород - 2011
УДК 336.1:34 ББК 67.402 П 80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Бел ЮИ МВД России Прокопенк

Функции финансов
Финансам присущи четыре функции: распределительная, контрольная, регулирующая и социальная. Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства –

Предмет финансового права
Финансы регулируются различными отраслями права, однако только финансовое право полностью охватывает данную сферу. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный

Методы финансового права
Основным методом финансово-правового регулирования является императивный. Он заключается во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от и

Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
Наиболее тесно финансовое право взаимодействует с административным правом. Это обусловлено еще и тем, что в период с 1917 по 1991 год финансовое право не существовало как отд


Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов госуда

Понятие финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.Им свойственны все общие черты общеправовой нормы, но присущи и осо

Финансовые правоотношения
Понятие финансовых правоотношений, их особенности и виды. Субъекты финансовых правоотношений, их классификация. Способы правовой охраны интересов субъектов финансовых отношений. Мет

К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события
Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В

Субъекты финансового права
Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями. Носителями этих прав и обязанностей являются

Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется посредст

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке
В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компе

Финансовый контроль
Понятие и значение финансового контроля. Финансовый контроль как специализированный вид государственного контроля. Роль финансового контроля. Понятие финансовой дисциплины. Виды фин

Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям (рис. 5.1). В зависимости от времени проведения финансового контроля он може

Парламентский финансовый контроль
В 1993 году Конституцией РФ был введен принцип разделения властей, который изменил роль финансового контроля органов представительной власти за деятельностью органов исполнительной

Президентский финансовый контроль
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Правительственный финансовый контроль
Правительство РФ, как орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляет общее руководство работой подчиненных федеральных министерств, в том числе

Банковский финансовый контроль
Современные банки и небанковские кредитные организации исполняют некоторые функции финансового контроля в отношении обслуживаемых предприятий и граждан. Коммерческие банки

Независимый финансовый контроль (аудит)
В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налог

Общественный финансовый контроль
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на

Методы финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение того или иного метода определяется правовым положением органов, осуществляющих контроль, особенностью деятельности проверяемых

Понятие государственного и местного бюджетов
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет – это необход

Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регулируются особым разделом (подотраслью) финансового

Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономиче

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
До 1 января 2005 года в бюджетном законодательстве существовало понятие бюджетные права (компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В новой редакци

Доходы бюджетов
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетов
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Сбалансированность бюджетов
В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т.п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и

Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправлен

Стадия составления проекта бюджета
Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году.[

Стадия исполнения бюджета
Исполнить бюджет - значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету р

Таким образом, стадия исполнения бюджета заканчивается 31 декабря и длится ровно один год
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечис

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Бюджетная и административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка с

Целевые государственные и местные денежные фонды
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов. Правовой режим государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд РФ, источ

Государственные социальные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ

Внебюджетные целевые фонды субъектов РФ, Правительства РФ и отраслевые денежные фонды
Целевые государственные фонды денежных средств образуются в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФи используются, как прави

Децентрализованные государственные доходы
Децентрализованные государственные доходы – это доходы предприятий и организаций, которые полностью или частично принадлежат государству и финансовые ресурсы

Понятие налога и сбора
Налоги – это основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных времен. К

Система налогов и сборов в России
Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, можно встретить

Порядок установления налогов и сборов
Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер налогов

Налоговые правоотношения
Понятие и сущность налоговых правоотношений. Субъектный состав налоговых правоотношений. Характеристика административно-правового статуса субъектов налоговых правоотношений. Понятие

Налогоплательщики
Налогоплательщик – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налогоплательщика

Налоговые агенты, сборщики налогов
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать

Представители налогоплательщика
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие н

Налоговые органы
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ. Налоговые органы составляют единую цен

Другие участники налоговых правоотношений
К другим участникам налоговых правоотношений относятся таможенные органы, органы внутренних дел, финансовые органы, кредитные организации. Таможенные органы пользуют

Налоговая обязанность
Налоговая обязанность представляет собой одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Ответственность участников налоговых правоотношений. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно непра

Налоговый контроль
Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Для осуществления налогового контр

Защита прав субъектов налоговых правоотношений
При нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности и

Налоги с физических лиц
Сущность налога на доходы физических лиц. Объекты налогообложения налога на доходы физических лиц. Налоговый период налога на доходы физических лиц. Налоговые вычеты. Налоговая став

Налоги с организаций
Сущность налогов с организаций. Сущность налога на добавленную стоимость. Субъекты и объекты налога на добавленную стоимость. Налоговая база налога на добавленную стоимость. Налогов

Платежи за пользование природными ресурсами
Понятие и сущность налога на добычу полезных ископаемых. Объекты налогообложения налога на добычу полезных ископаемых. Виды объектов. Налоговая база налога на добычу полезных ископа

Земельный налог
Данный налог является налогом местным, прямым (личным) и регулярным. В 2004 году в НК РФ добавлена глава «Земельный налог». Налог устанавливается Налоговым коде

Другие платежи и сборы
Понятие и сущность государственной пошлины. Ставки государственной пошлины. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Понятие и сущность таможенной пошлины. Плат

Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщики. Объекты налогообложения для сельскохозяйственных товаро

Международные налоговые нормы
Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным догов

Понятие государственного и муниципального кредита
Одним из способов мобилизации денежных средств в финансовую систему РФ является кредит. Слово «кредит» произошло от латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом с

Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
Финансовые правоотношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутр

Формы государственного и муниципального долга
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранны

Новый российский долг
Ценные бумаги в иностранной валюте. Ценные бумаги в иностранной валюте составляют большую часть современного внешнего долга Российской Федерации. Видами ценных бумаг являются еврооб

Долг субъектов РФ и Банка России
Долг субъектов РФ на 1 июля 2010 года составляет 2,486 млрд. рублей и состоит из задолженности по кредитам – 956 млн. рублей и ценных бумаг, выпускаемых в российских рублях – 1,53 млрд. рубл

Управление государственным и муниципальным долгом
Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России. Управление госуда

Общая характеристика страхования
Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы России. Оно является необходимым элементом социально-экономической системы любого общества. Первоначальный смысл

Страхование может быть обязательным или добровольным
Добровольное страхование осуществляется в силу закона и на добровольной основе. В соответствии с определенными законом видами страхования страховщик устанавливает конкретные условия страхова

Социальное страхование
Социальное страхование подразделяется на государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии с Конституцией РФ пер

Медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при воз

Пенсионное страхование
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования установлены в нашей стране Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном

Обязательное страхование
Обязательным именуется страхование, осуществляемое во исполнение закона предусмотренными в нем лицами и за их счет. При этом законом определяются виды, условия и порядок проведения

Обязательное страхование за счет средств страхователя
В данную группу попадают правоотношения, связанные с требованиями законов или подзаконных актов к организациям и отдельным категориям граждан заключить договор страхования. Эти нормы носят импер

Обязательное страхование профессиональной деятельности
Обязательное страхование профессиональной ответственности осуществляется в силу специальных законов, которыми определяются условия и порядок его проведения. Риск лица, самостоятельно занимающегося

Обязательное страхование физическими лицами своей гражданской ответственности
Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при исп

Обязательное страхование ценных объектов
При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном в

Обязательное страхование за счет средств организаций
Организации обязаны страховать не только свою ответственность за причинение вреда третьим лицам, но и жизнь, и здоровье отдельных категорий граждан. Причем некоторые законодательные

Обязательное страхование за счет средств государства
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом устанавливается обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных

Личное страхование за счет средств государства
Жизнь и здоровье Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому

Судьи и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ обязательному страхованию в данной категории подлежат: · судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитраж

Военнослужащие и приравненные к ним лица
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел РФ, Государственной

Другие государственные и муниципальные служащие
Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной

Понятие государственных и муниципальных расходов
Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежны

Сметно-бюджетное финансирование
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов государственным и муниципальным некоммерчес

Финансирование капитальных вложений
Для развития производства и совершенствования инфраструктуры используются капитальные вложения. Недостаточность или отсутствие капитальных вложений отрицательно влияет на экономику

Понятие и принципы банковского кредита
Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых

Принципы банковского кредитования
Банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях добровольности, возвратности, платности, срочности, целенаправленности и обеспеченност

Функции Центрального банка РФ
Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей - защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской си

Обязательное страхование банковских вкладов населения
В целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе РФ и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ б

Функции денег
Мера стоимости - деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми же все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость тов

Правовые основы денежного обращения
Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Безналичное денежное обращение
Безналичное денежное обращение характеризуется тем, что реальные денежные знаки отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Понятие валюты и валютных ценностей
«Валюта» - это денежная единица государства или денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и п

Валютный контроль
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являю

Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным и уголовным законодательством РФ. В соответствии с административным законодате

Библиография
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 ян

Проводимая в настоящее время политика централизации и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Если за последние годы в этом направление государственный финансовый контроль в целом получил определенная развитие, то его важная составляющая - ведомственный контроль - остался в запущенном состояние.

Причиной тому послужили субъективные и объективные обстоятельства. С одной стороны, ведомственный контроль многими воспринимается как зависимый и поэтому эффективный. С другой стороны, он не получил необходимой правовой поддержки из-за отсутствия единой концепции развития государственного финансового контроля.

Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются через органы исполнительной власти и подведомственные им организации. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств практически не разрешима.

В теории и на практике принято подразделять финансовый контроль на внешний и внутренний.

К внешнему относят тот контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы, а к внутреннему - контроль, проводимый в пределах одной организации или отрасли, силами ведомств и их структурных подразделений. При этом доминирующей является точка зрения, согласно которой главным средством обеспечения порядка в финансово-бюджетной сфере является внешний финансовый контроль.

Классическим примером внешнего контроля в наших условиях считается контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации. Деятельность контрольно-ревизионных подразделений министерств и других органов исполнительной власти в отношении подчиненных этим органам организаций, предприятий, учреждений рассматривается как типичный пример внутреннего финансового контроля. В качестве внутреннего квалифицируется контроль, осуществляемый комиссиями акционерных обществ, создание которых в соответствии с законом об акционерных обществах обязательно.

Чтобы реально квалифицировать проводимый контроль в качестве внутреннего или внешнего, нужно учесть весь набор влияющих на его факторов, начиная от общих принципов осуществления контроля и заканчивая заданными параметрами конкретной ревизии или проверки. Поэтому пользование названными понятиями для практических целей предполагает определенность и детализацию обстоятельств, что проявляется не всегда.

Некорректное употребление рассматриваемых понятий встречается в самых ответственных документах. Так, в ст. 268 Бюджетного кодекса РФ читаем: «Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распределителями, распорядителями и получателями бюджетных средств». Однако Минфин может осуществлять внутренний контроль за использованием бюджетных средств только подразделениями самого министерства. Его работники не могут быть внутренними контролерами для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, каковыми согласно тому же Кодексу являются не только Минфин, но и все другие органы государственной власти, бюджетные учреждения, иные организации, имеющие право распределять, получать и использовать бюджетные средства.

В данном случае очевидно, что под внутреннем контролем следует понимать финансовый контроль, осуществляемый согласно ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. А нынешний контроль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора для главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, тем более для получателей денег из бюджета, является внешним контролем.

Ведомственный контроль как подразделение государственного финансового контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах.

В экономическом плане определяющим фактором выступает то, что ведомственный финансовый контроль имеет дело, главным образом, с государственными средствами, их поступлением и расходованием. Это, прежде всего, бюджетные средства, но также и деньги, полученные за счет предпринимательской деятельности. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.

Именно с помощью ведомственного контроля и с его участием можно обеспечить полный охват ревизиями и проверками всего массива государственных средств, всех организаций, учреждений данного ведомства в предусмотренный срок и установленной периодичностью.

Как известно, государственный финансовый контроль осуществляется на основе принципов законности, независимости, разграничения функций и полномочий органов государственного финансового контроля, подотчетности органов государственного финансового контроля, гласности. Все эти принципы применимы в деятельности органов ведомственного контроля.

Настоящее реформирование системы органов исполнительной власти в стране требует серьезного переосмысления роли, задач, системы и организации всего государственного финансового контроля, в том числе и ведомственного. Создан специальный орган в системе исполнительной власти - для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Ведомственный контроль в условиях административной реформы приобретает двойную направленность. С одной стороны, это - контроль ведомства в пределах сферы деятельности, в нашем случае, финансовой. Объектами контроля становятся все, кто, так или иначе, имеет дело с бюджетом и финансами вообще. С другой стороны, это - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в административных рамках ведомства. Объектами являются подразделения ведомства, его территориальные органы, подведомственные организации.

Все федеральные органы исполнительной власти получают для финансирования своей деятельности, какой бы характер она не носила, бюджетные средства. Их использование и служит объектом, предметом ведомственного финансового контроля. Это обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменил.

Итак, ведомственный финансовый контроль - обязательная и неотъемлемая составная часть общей системы государственного финансового контроля.

Органы ведомственного финансового контроля должны:

Ш Обеспечивать постоянный полный контроль за исполнением поступивших в распоряжение соответствующего органа исполнительной власти, подведомственных ему органов власти и организаций государственных (муниципальных) средств и материальных ценностей;

Ш Контролировать на федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов, а на уровне федеральных служб и агентств - их структурные подразделения.

По мнению В.А. Мстиславского (зав. сектором НИФИ Минфина России) и И.Р. Соколова (старший научный сотрудник), на основе федерального законодательства о государственном финансовом контроле и каждый орган государственной власти и местного самоуправления должен утвердить положение о собственном контрольно-ревизионном подразделении - органе ведомственного финансового контроля, с определением функций и полномочий этих органов, исходя из требований административной и бюджетной реформ и прежнего опыта ведомственного финансового контроля.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об