Возможные варианты исполнения судебных актов о сносе cамовольно возведенных строений без привлечения средств федерального бюджета. Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений Составление сметы на расход

Решение от 18 февраля 2016 года

По делу № 2а-400/2016

Принято Северским городским судом (Томская область)

  1. От 18 февраля 2016 года по делу № 2а-400/2016
  2. Северский городской суд Томской области в составе:
  3. председательствующего судьи Коломиной Е.Н.
  4. при секретаре Овсянниковой С.Н.
  5. с участием административного истца Г.,
  6. представителя административного истца Т.,
  7. административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Б., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Ю.,
  8. представителя заинтересованного лица прокурора ЗАТО г. Северск М.,
  9. рассмотрев в выездном открытом судебном заседании в зале суда в здании мировых судей по [адрес] административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области М. от 23.06.2015 о взыскании расходов по совершению исполнительных действий,
  10. Установил:

  11. Г. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области (далее судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области) М. от 23.06.2015 о взыскании с него расходов по совершению исполнительных действий в сумме 102 534,65 руб., восстановить срок для подачи заявления, взыскать понесенные им расходы на оплату услуг представителей в размере 25 000 руб.
  12. В обоснование административных исковых требований указал, что по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от 01.10.2012 № **, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа № ** от 07.10.2012, выданного **, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области М. постановлением от 23.06.2015 взыскала с него расходы по совершению исполнительных действий в размере 102 534,65 руб. С указанным постановлением он не согласен, считает его вынесенным незаконно и необоснованно, поскольку оно нарушает его законные права и интересы, лишает принадлежащего ему имущества - денежных средств. Ранее было вынесено постановление от 25.03.2014 о взыскании с него расходов по совершению исполнительных действий в размере 139 856,49 руб., которое им было оспорено в судебном порядке. Решением ** от 02.06.2013 ему было отказано в удовлетворении заявления. Апелляционным определением ** вышеуказанное решение отменено, постановление судебного пристава-исполнителя признано незаконным. Оспариваемое им в настоящем административном исковом заявлении постановление является аналогичным оспоренному им ранее. В обоснование расходов на снос самовольной пристройки судебный пристав-исполнитель вновь ссылается на локальную смету № **, в которой просто уменьшена сумма, определено ко взысканию 102 534,65 руб. Каких-либо документов в обоснование указанного размера судебным приставом-исполнителем не представлено. Из представленной сметной документации на снос пристройки и расчета не видно, какие характеристики здания и его линейные размеры принимались во внимание при её составлении. Вместе с тем объём стен строения, подлежащего сносу, удаленность строения от полигона твердых бытовых отходов, наличие (отсутствие) отопления в здании при его демонтаже, объем строительного мусора определены также неверно. Применены расценки для разборки зданий методом обрушения кирпичных неотапливаемых сооружений, в то время как стены гаража состоят не только из кирпича, но и из пенобетонных блоков. Фундамент не подлежит разборке, так как представляет собой монолитную плиту. ООО «**» выполнены следующие работу по сносу: стена фасада - полностью; стены торцевые - частично (остатки стен зафиксированы на фотографии после завершения работ); объемы работ по смете не соответствуют фактически выполненным объемам. В локальном сметном расчете № ** нет заключения независимой экспертизы по проверке сметы; нет перечня и объемов работ, подлежащих выполнению, согласованного заказчиком и подрядчиком. Кроме того, в смету включены работы по вывозу имущества, а именно строительных материалов, из которых возведена постройка, данные материалы являются его собственностью, в связи с чем третьи лица не имели права распоряжаться указанным имуществом, утилизировать его. У судебного пристава-исполнителя отсутствовала необходимость сносить пристройку в принудительном порядке, поскольку он принял меры к добровольному исполнению решения суда. Работы по демонтажу навеса были частично выполнены, а именно были демонтированы проф. настил, пластиковые пятикамерные окна **, ворота с обрамлением навесные, утепленные с запорной арматурой, двумя замками, шарнирами, четыре секционные, с калиткой, оконный блок, верхние детали шарниров на воротах. Однако демонтаж ворот был выполнен без сохранения шарниров, демонтаж обрамления ворот пристройки с приваренными шарнирами не выполнен, а также не был произведен демонтаж пристройки механизированным способом. Согласно локальному сметному отчету, выполненному «**», стоимость работ по демонтажу оставшейся части строения составляет 24 008,08 руб., в связи с чем представленный судебным приставом-исполнителем расчет многократно превышает необходимые затраты.
  13. Определением судьи ** от 08.02.2016 Г. отказано в принятии к производству административного искового заявления в части признания незаконным удержания денежных средств в сумме 109 449,75 руб. (л.д. 94).
  14. 08.02.2016 определением ** от 08.02.2016 к участию в деле в качестве второго административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Томской области (л.д. 98).
  15. Административный истец Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном заявлении, дополнительно пояснил, что решение о сносе строения, вынесенное судом в 2012 году, в пятидневный срок не было им исполнено, поскольку, стремясь его сохранить, им было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда. Когда он убедился, что нет возможности сохранить строение от сноса, он заключил договор с подрядной организацией, стал поэтапно разбирать здание. Так как в установленные для сноса сроки он не уложился, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о принудительном сносе. В локальном сметном расчете УФССП указано, что произведены работы по сносу двухэтажного кирпичного гаража, хотя фактически был осуществлен снос трех стен. Считает, что снос постройки приставами осуществлен намеренно. Объемы работ в локальной смете судебного пристава-исполнителя не соответствуют действительности. Незаконность постановления судебного пристава-исполнителя заключается в том, что в нем многократно завышена стоимость работ, а также неправильно применены расценки. Ведомость должна составляться по факту работ с замером толщины стен, указанием материалов, используемых механизмов. Смета судебного пристава-исполнителя не соответствует той работе, которая фактически была произведена. Стоимость работ в смете рассчитана для сооружения с подвалом, что не может быть применимо, так как подвала не было. Снесенное сооружение было из комбинированных материалов – пустотелого кирпича, пеноблоков, в то время как должна была составляться дефектная ведомость с отражением в ней материалов сооружения, объемов, тоннажа, сложности работ. Кроме того, просил взыскать расходы по оплате услуг представителя Т. в размере 15 000 руб., от взыскания расходов на представителя А. в размере 10 000 руб. отказался.
  16. В судебном заседании представитель административного истца Т., действующая на основании ордера от 05.02.2016 № **, предъявившая удостоверение № ** от 18.06.2015 (л.д. 93), поддержала позицию своего доверителя, дополнительно пояснила, что несмотря на то, что Г. своевременно не исполнил решение суда, у судебного пристава-исполнителя не было необходимости производить принудительный снос пристройки, поскольку Г. самостоятельно приступил к исполнению решения суда.
  17. Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области Б. административные исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что Г. пропущен срок для обращения в суд (л.д. 115-116), дополнительно пояснила, что в настоящее время судебный пристав-исполнитель М., чьи действия оспариваются, уволилась, исполнительные производства в отношении Г. были переданы ей по акту приема-передачи. В связи с тем, что должнику неоднократно устанавливался срок для добровольного исполнения решения, которое Г. не было исполнено, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о сносе постройки за счет федерального бюджета. Действия судебного пристава-исполнителя были обоснованными и законными в соответствии с алгоритмом действия при сносе строения УФССП. Расчет стоимости работ по сносу сооружения составляется Управлением ФССП. В данном случае Управление ФССП сделало расчет, с которым Г. был ознакомлен. Судебный пристав-исполнитель не может оспаривать смету, не занимается ее расчетом, а потому не может представить доказательства, подтверждающие правильность расчета взыскиваемых сумм. Пояснила, что применены индексы по видам работ 4 квартала 2013 года согласно изменениям, внесенным в локальный сметный отчет № **. Фактический было демонтировано неотапливаемое здание, объем мусора, вывезенного после демонтажа здания, составил 51, 2258 т, удаленность полигона ТБО от здания - до 5 км. Документов, подтверждающих общий объем строения, подлежащего сносу, характеристики здания и его линейные размеры, которые принимались во внимание при составлении локально-сметного расчета, УФССП по Томской области в настоящее время не имеет. Затраты на демонтаж (разборку) конструкций зданий и сооружений определяются по сборнику ** «**»; затраты на погрузку и вывозку строительного мусора и материалов, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений, определяются по сборнику Федеральные сметные цены на перевозку грузов.
  18. Представитель административного ответчика УФССП России по Томской области Ю., действующая на основании доверенности от 02.02.2016 № ** сроком на три года, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что должнику неоднократно устанавливался срок для добровольного исполнения решения суда, выносились постановления об обязании исполнить требования исполдокумента, которые в добровольном порядке в пятидневный срок должник не исполнил, в связи с чем 09.07.2013 был составлен сметный расчет с выездом на место специалиста материально-технического обеспечения Управления для оценки сооружения. После этого был заключен государственный контракт на сумму 216 000 руб. Сам снос был произведен в период с 21.11.2013 по 28.11.2013 подрядной организацией ООО «**». При сносе было установлено, что часть работ по демонтажу уже произведена должником, поэтому цена контракта была уменьшена. 09.12.2013 был подписан акт приемки выполненных работ исполнителем ООО «**» и и.о. руководителя Управления ФССП на сумму 139 000 руб., был составлен сметный расчет по государственному контракту. В связи с тем, что судом апелляционной инстанции было установлено, что было демонтировано здание без отопления, были внесены изменения в локальный сметный расчет. Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов было вынесено в связи с внесением изменений в локальный сметный расчет.
  19. Представитель заинтересованного лица прокурора ЗАТО г. Северск М. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что решение ** длительное время должником Г. не исполнялось, в связи с чем судебным приставом-исполнителем были совершены исполнительные действия по сносу самовольно возведенной должником пристройки. Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем на основании локального сметного расчета, утвержденного и.о. руководителя УФССП России по Томской области, в который в последующем были внесены изменения. Данный расчет и изменения в него полагала законными и обоснованными.
  20. Заслушав объяснения административного истца Г., представителя административного истца Т., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области Б., представителя административного ответчика УФССП России по Томской области Ю., представителя заинтересованного лица прокурора ЗАТО г. Северск М., изучив письменные материалы дела и исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
  21. В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
  22. Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
  23. По смыслу ст. 226 КАС РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
  24. В соответствии с чч. 1, 11, 12, 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
  25. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
  26. Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом в силу п. 4 настоящей статьи закона судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.
  27. Таким образом, перечь работ, необходимых для исполнения требований исполнительного документа, определяется судебным приставом-исполнителем.
  28. В силу ч. 1 ст. 116, п. б ч. 2 ст. 116 Федерального закона «Об исполнительном производстве» расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на совершение необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
  29. Частью 3 ст. 117 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
  30. Исходя из вышеизложенного, судебным приставом-исполнителем взыскиваются с должника расходы, произведенные в связи с совершением действий, которые направлены на исполнение требований исполнительного документа.
  31. В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что 01.10.2012 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северску УФССП России по Томской области М. возбуждено исполнительное производство № ** на основании исполнительного листа №** от 07.09.2012, выданного **, об обязании Г. снести 2-этажную самовольную постройку к ранее построенному гаражу по [адрес] на земельном участке общего пользования площадью ** кв.м и навеса на земельном участке общего пользования площадью ** кв.м. Взыскателем по данному исполнительному производству является прокурор ЗАТО г. Северск. Указанным постановлением судебный пристав-исполнитель М. установила должнику Г. срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней (л.д. 164, 177).
  32. Как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями сторон, судебным приставом-исполнителем Г. неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа, последний предупреждался о том, что в случае если судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правилами, предоставленными ему законодательством об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий будут возмещаться федеральному бюджету, взыскателю или лицам, понесшим такие расходы, за счет должника, однако Г. в установленные судебным приставом-исполнителем сроки требования исполнительного документа не исполнил.
  33. Из объяснений административного истца Г., данных в судебном заседании, следует, что он в течение года не исполнял решение суда в связи с тем, что был намерен сохранить постройку от сноса, для чего неоднократно обращался в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
  34. 27.03.2014 судебный пристав-исполнитель М. вынесла постановление, которым исполнительное производство в отношении Г. № ** окончила, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (л.д. 162-163).
  35. 23.06.2015 судебный пристав-исполнитель М. на основании исполнительного документа от 23.06.2015, выданного Отделом судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области, возбудила исполнительное производство в отношении Г. о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (л.д. 152).
  36. Согласно п. 3.1.7 Методических рекомендаций по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий (утв. ФССП России 24.07.2013 № 01-10) документом, подтверждающим факт возникновения расходов по сносу незаконно возведенного строения, устранения неполадок и т.д., является акт выполненных работ, подписанный сторонами государственного контракта (договора) на оказание услуг по сносу незаконно возведенного строения, устранению неполадок и т.д.
  37. Судом установлено, что специалистами отдела материально-технического обеспечения был составлен локальный сметный расчет № **, которым определена стоимость работ по сносу самовольно возведенных строений в размере 216 614,82 руб. (л.д. 171-176).
  38. Как усматривается из материалов дела, 08.11.2013 между УФССП по Томской области и ООО «**» заключен Государственный контракт № ** по выполнению работ по сносу самовольно возведенных строений: двухэтажного гаража и навеса на земельном участке общего пользования по [адрес] в рамках исполнительного производства от 01.10.2012 №**, по условиям которого общая стоимость контракта составляет 216 614,82 руб., общий срок контракта 38 дней (с 08.11.2013 по 01.12.2013), срок оплаты выполненных работ с 07.12.2013 по 17.12.2013 (л.д. 165-170).
  39. Из материалов дела также следует, что УФССП России по Томской области были внесены изменения в локальный сметный расчет № **, согласно которым стоимость работ по сносу самовольно возведенных строений определена в размере 102 534,65 руб. (л.д. 153-154).
  40. Актом о приемке выполненных работ по договору № ** от 03.10.2013 (л.д. 33-34) подтверждается и не оспаривается административными ответчиками, что должником Г. самостоятельно была выполнена часть работ по демонтажу строения, в том числе демонтирован навес, окна, двери, вывезены материалы, оставшиеся после выполнения указанных видов работ.
  41. Согласно сообщению УФССП России по Томской области, представленному стороной ответчика в подтверждение объема и перечня работ по сносу сооружения, фактический объем мусора, вывезенного после демонтажа здания, составил 51,2258 т (ранее 140 т); удаленность полигона ТБО от здания до 5 км (ранее 15 км); демонтировано неотапливаемое здание.
  42. Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
  43. В силу чч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пп. 1 и 2, « и «б» п. 3 ч. 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
  44. Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пп. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пп. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
  45. В нарушение указанных норм административные ответчики, ссылаясь на то, что общий объем мусора, вывезенного после демонтажа здания, составил 51,2258 т, удаленность полигона ТБО от здания составила до 5 км, доказательств этому не представили, как и не представили доказательств тому, что сумма расходов по исполнительным действиям ими была уменьшена, после того как в ноябре 2013 года было установлено, что часть здания уже демонтирована. Не представлено и доказательств, что при демонтаже оставшихся стен сооружения учитывался тариф их демонтажа, применяемый к зданиям без отопления, поскольку из представленных государственного контракта № ** и изменений в локальный сметный расчет № ** этого не усматривается.
  46. Уменьшая стоимость работ по сносу и определяя ко взысканию с Г. 102 534,65 руб. в возмещение расходов по совершению исполнительных действий, сторона ответчика не указала, в том числе в локальном сметном расчете, какие характеристики здания и его линейные размеры учитывались при его составлении, в то время как административным истцом указанные обстоятельства оспариваются, а обязанность доказывания этих обстоятельств и законности действий по возложению на должника расходов по совершению исполнительных действий лежит на административном ответчике.
  47. В изменениях в локальный сметный расчет № ** (л.д. 153) указано, что была произведена разборка кирпичного неотапливаемого здания, включая подвал, однако доказательств тому, что был произведен разбор здания с подвалом, не представлено.
  48. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих размер расходов по совершению исполнительных действий в размере 102 534,65 руб., с калькуляцией этих сумм, подлежащих взысканию с Г., в то время как из представленного административным истцом локального сметного расчета № **, составленного ООО «**», следует, что сметная стоимость работ по сносу сооружения составила 24 031,09 руб.
  49. Ссылка стороны ответчика на то, что судебный пристав-исполнитель не составляет локальную смету, в связи с чем не может представить доказательства размера взыскиваемых сумм, судом во внимание не принимается, поскольку противоречит положениям ст. 62 КАС РФ и закону «Об исполнительном производстве».
  50. При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенное, административные исковые требования Г. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области М. от 23.06.2015 о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, как противоречащее Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
  51. Рассматривая заявление стороны ответчика о пропуске срока для обращения в суд, суд приходит к следующему.
  52. В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  53. Постановление судебного пристава-исполнителя М. о взыскании с Г. расходов по совершению исполнительных действий в размере 102 534,65 руб. вынесено 23.06.2015 (л.д. 8-9).
  54. Указанное постановление вручено должнику 13.01.2016, что подтверждается отметкой на указанном постановлении (л.д. 8-9).
  55. В Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления Г. обратился 22.01.2016 (л.д. 2-7).
  56. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Г. не пропущен срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.
  57. Что касается требований Г. по взысканию с ответчиков судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., то суд приходит к следующему.
  58. В силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
  59. В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, среди прочих, относятся расходы на оплату услуг представителей.
  60. В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
  61. Как следует из п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (ст. 106 КАС РФ).
  62. Пунктами 10, 11 указанного постановления предусмотрено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
  63. В настоящем судебном заседании интересы административного истца Г. представляла Т., действующая на основании ордера от 05.02.2016 № **, предъявившая удостоверение № ** от 18.06.2015 (л.д. 93).
  64. В судебном заседании установлено, что Г. понес расходы на оказание ему юридических услуг Т. в виде изучения материалов, составления административного искового заявления, представления его интересов в суде, которой было выплачено вознаграждение в размере 15 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному ордеру № ** от 21.01.2016 (л.д. 81), соглашением от оказании юридической помощи от 21.01.216, заключенным между Г. и адвокатом Т. (л.д. 82).
  65. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
  66. Как следует из п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ст. 112 КАС РФ).
  67. Разумность размеров как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.
  68. В силу п. 13 указанного постановления Пленума разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
  69. Определяя сумму в возмещение расходов на оплату услуг представителя Т., суд учитывает категорию и степень сложности административного дела, результат рассмотрения административного дела, проделанную представителем работу, а именно: составление административного искового заявления (л.д. 1-7), участие в подготовках дела к судебному разбирательству 16.02.2016 и 17.02.2016, в двух выездных судебных заседаниях 17.02.2016 и 18.02.2016.
  70. С учетом соотносимости понесенных расходов с объемом защищаемого права, баланса интересов сторон, принципов разумности и справедливости, суд признает указанные расходы подлежащими возмещению заявителю Г. в размере 10 000 руб.
  71. При определении лица, с которого подлежат взысканию судебные расходы, суд исходит из следующего.
  72. В соответствии с п. 1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 21.05.2013 №74, территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является Управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.
  73. Согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функции (ст. 1, п. 8 ст. 6 Положения).
  74. Учитывая изложенное, а также то, что Отдел судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области, где осуществляет свою деятельность судебный пристав-исполнитель, постановление которого обжалует Г., не является юридическим лицом, а является структурным подразделением главного распорядителя средств федерального бюджета УФССП по Томской области, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов в пользу Г. с УФССП России по Томской области.
  75. На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
  76. Решил:

  77. административные исковые требования удовлетворить.
  78. Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области М. от 23.06.2015 о взыскании расходов по совершению исполнительных действий как противоречащее Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающее права, свободы и законные интересы Г..
  79. Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области в пользу Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
  80. Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области пересчитать сумму расходов по совершению исполнительных действий в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
  81. Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании УФСПП России по Томской области.
  82. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
  83. Председательствующий Е.Н. Коломина

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Письмо ФССП России от 31.03.2014 N 8

Дата сохранения: 06.05.2015

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Утверждаю
Директор Федеральной
службы судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
31 марта 2014 года

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), приказом ФССП России от 30.04.2013 N 136 "Об обеспечении контроля и координации ведения исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и исполнительных производств об обязании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей освободить незаконно занимаемые помещения", приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства".

2. Общие понятия

2.1. В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2.2. В соответствии со ст. 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.
2.3. В соответствии с ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
2.4. В соответствии с положениями ст. 107 Закона снос самовольно возведенных строений включает в себя разборку, демонтаж или разрушение зданий, строений и сооружений, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций, независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.
Сфера действия настоящих Методических рекомендаций распространяется как на исполнение судебных решений о сносе объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства, надстроенных этажей в правомерных строениях, так и на исполнение судебных решений о сносе пристроек и временных построек (гаражей, киосков и прочих конструкций).
Кроме того, Методические рекомендации могут применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.
При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями ст. 107 Закона.

3. Организация исполнения судебных решений о сносе самовольно возведенных строений

3.1. Согласно ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо его представителя, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 13 Закона.
3.2. Когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению.
При наличии в действиях лица, указанного в настоящем пункте, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления, который регистрируется в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139.
3.3. Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает меры, направленные на запрет совершения регистрационных действий, как в отношении подлежащего сносу строения, так и земельного участка, на котором он расположен, в соответствии с указанием ФССП России от 08.08.2011 N 12/01-19366-АП.
3.4. По истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.
3.5. В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с положениями КоАП РФ, устанавливает новый срок для исполнения и предупреждает должника, что по истечении указанного срока будет произведено принудительное исполнение.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет и приобщает к материалам исполнительного производства план-схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов.
В случае установления в ходе исполнения требований исполнительных документов указанной категории фактов осуществления должниками на протяжении длительного времени незаконного строительства, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы по факту бездействия органов государственной власти и местного самоуправления в части пресечения нарушений физическими и юридическими лицами градостроительных норм и норм землепользования, в соответствии с указанием ФССП России от 16.08.2013 N 12/01-22750-ТИ.
После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель проводит проверку имущественного положения должника, в том числе в целях установления возможности взыскания с него в дальнейшем исполнительского сбора, административных штрафов и расходов по совершению исполнительных действий.
При этом привлечение должника к административной ответственности осуществляется после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора независимо от его фактического взыскания.
В рамках исполнительного производства о сносе строения, здания или сооружения либо конструкций судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника в соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные Законом, не позволили установить местонахождение должника.
При этом в рамках исполнительных производств, взыскателями по которым являются публично-правовые образования, органы государственной власти и местного самоуправления, судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника и его имущества в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона.
3.6. В целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника, в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
В адрес взыскателей необходимо направлять обращения о реализации ими в порядке ст. 206 ГПК РФ прав по самостоятельному исполнению требований исполнительных документов указанных категорий с последующим взысканием с должника понесенных расходов.
3.7. Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику разумный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и, в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин, составлять протокол о каждом административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и передавать его для рассмотрения должностным лицам ФССП России, указанным в ст. 23.68 КоАП РФ.
В случае длительного неисполнения должником судебного решения судебному приставу-исполнителю рекомендуется пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований исполнительного документа и более активно применять к должнику меры административного воздействия.
3.8. В случае если должником по исполнительному производству является гражданин, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В случае если должником по исполнительному производству является юридическое лицо, судебному приставу-исполнителю при наличии неоплаченного штрафа, наложенного ранее в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ, на сумму свыше 10 тыс. руб., необходимо обратиться в суд с заявлением о временном ограничении на выезд из Российской Федерации должностному лицу организации-должника.
3.9. Судебный пристав-исполнитель применяет все меры, направленные на исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. 105 Закона.
При исполнении требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений, необходимо руководствоваться внутренними индикаторными показателями, характеризующими уровень эффективности принимаемых мер, установленных письмом ФССП России от 08.10.2013 N 12/01-28214-ТИ.
3.10. В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями ст. 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.
Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП России от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.

4. Особенности осуществления исполнительных действий при организации сноса самовольно возведенных строений

4.1. В случае принятия взыскателем решения об исполнении требований исполнительного документа самостоятельно с последующим взысканием понесенных расходов с должника либо привлечения специализированной организации, с которой у территориального органа ФССП России заключен государственный контракт (договор) о сносе самовольно возведенного строения, судебный пристав-исполнитель обеспечивает и координирует их действия в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
4.2. Должник в обязательном порядке уведомляется судебным приставом-исполнителем о дате и времени совершения исполнительных действий и предупреждается, что в случае отсутствия должника по месту совершения исполнительных действий в установленное время снос самовольного строения будет произведен в его отсутствие.
Также, в случае необходимости о совершении исполнительных действий уведомляются органы полиции, МЧС России, органы опеки и попечительства, средства массовой информации и др.
4.3. В соответствии с положениями ст. 107 Закона в необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном Законом.
Также, если снос строения осуществляется путем демонтажа с сохранением строительных материалов и элементов конструкций, судебный пристав-исполнитель подвергает их описи и аресту в целях последующей реализации и возмещения расходов по совершению исполнительных действий.
Организация и осуществление хранения описанного имущества осуществляется по аналогии с хранением арестованного движимого имущества в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и осуществлению учета арестованного движимого имущества при его хранении в структурных подразделениях территориального органа ФССП России от 29.02.2012 N 08-4.
4.4. Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по совершению исполнительных действий возвращаются должнику. Невостребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении этого срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
Хранение и перечисление указанных денежных средств осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н.
4.5. Принудительное исполнение требования о сносе самовольно возведенного строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества в соответствии с положениями ст. 107 Закона.
При этом акт о фактическом исполнении требований исполнительного документа подписывается также взыскателем либо его представителями, в целях исключения фактов нарушения прав сторон исполнительного производства и последующего внесения органами прокуратуры протестов на постановления об окончании исполнительных производств, в соответствии с указанием ФССП России от 30.04.2013 N 12/01-12249-АП.
В случае если взыскатель либо его представители заявляют о несоответствии проведенных работ требованиям, указанным в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю необходимо обеспечить привлечение эксперта для проведения экспертизы на соответствие проведенных работ, требованиям исполнительного документа.
4.6. Расходы по сносу самовольного строения, а также по хранению арестованного имущества относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с гл. 16 Закона.
Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10.

5. Порядок привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий

5.1. Судебные приставы по ОУПДС привлекаются для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий по сносу в соответствии с Методическими рекомендациями по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки, утвержденными директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 30.11.2011 N 03-19.

6. Порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, обнаружения в подлежащем сносу строении посторонних лиц и домашних животных

6.1. В случае установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта капитального строительства, судебный пристав-исполнитель составляет акт о совершении исполнительных действий, в котором указывает данные обстоятельства, а также вручает лицам, осуществляющим эксплуатацию подлежащего сносу объекта, требования о прекращении указанных действий.
В случае повторного установления факта эксплуатации подлежащего сносу объекта этими же лицами судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению их к административной ответственности в соответствии со ст. 17.14. КоАП РФ.
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
В связи с этим в случае установления таких фактов, судебному приставу-исполнителю необходимо сообщать о них в органы государственного строительного надзора.
6.2. При обнаружении в подлежащем сносу строении посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних детей, судебный пристав-исполнитель, в случае возникновения необходимости, незамедлительно информирует об этом орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения, а также орган опеки и попечительства.
6.3. В случаях обнаружения в подлежащем сносу строении животных, представляющих опасность для жизни и здоровья, судебный пристав-исполнитель незамедлительно информирует об этом ветеринарную станцию и орган Россельхознадзора и до их прибытия принимает меры к изоляции животного.

7. Особенности совершения исполнительных действий в случае постоянного проживания граждан в строении, подлежащем сносу

7.1. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации ("Обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года", утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 и 14.06.2006) из положений п. 2 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав.
Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.
Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольно возведенного строения не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных строений не имеется.
Таким образом, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольно возведенным строением не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых строений, подлежащих в дальнейшем сносу, поскольку решением суда о сносе самовольно возведенного строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении.
7.2. Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.
В связи с изложенным, в случае если подлежащее сносу строение имеет признаки жилого, судебный пристав-исполнитель направляет запрос в паспортный стол по месту нахождения подлежащего сносу строения о зарегистрированных в нем гражданах.
В случае получения положительного ответа судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона и возвращает взыскателю исполнительный документ с разъяснением возможности обратиться в суд с требованием о выселении проживающих в самовольно возведенном жилом помещении граждан.

Управление организации
исполнительного производства



Судебных исполнителей в тех случаях, когда надо сровнять с землей какой-то незаконный дом. Тема острая и болезненная, поэтому от пристава в данном деле требуется и мастерство, и такт, но чтобы все при этом было в рамках закона.

Подробные правила, как разрушить постройку, которой больше нет места на этой земле, подробно прописаны в методических рекомендациях Федеральной службы судебных приставов по сносу самовольно возведенных строений. Например, как поясняет документ, для бульдозеров присутствие должника вовсе не обязательно, главное - чтобы он был уведомлен о дне и часе визита. Если человеку больно видеть, как рушиться то, что построено, он может не приходить. Снесут без него. Но, прежде чем дойдет до крайних мер, должника не раз предупредят, и ему дадут шанс сделать все самому.

Однако даже если хозяин не придет на снос, без свидетелей не обойдется. Разрушать постройки надо обязательно в присутствии понятых. Имущество же не прибывшего хозяина опишут и вывезут в безопасное место. Правда, за хранение оставшихся после сноса дома вещей должник должен будет заплатить. Если же он в течение двух месяцев не заберет свое имущество, оно пойдет с молотка. Из вырученных денег вычтут расходы на исполнение судебного решения, остальное отдадут бывшему владельцу вещей. Если же он не возьмет и деньги, они будут храниться три года, потом их перечислят в казну.

Когда вместо сноса надо просто что-то разобрать, например, металлический гараж, детали конструкции аккуратно перепишут и арестуют. Потом их также продадут, а деньги пойдут на оплату расходов по исполнению судебного решения. Если что-то останется сверху, это отдадут должнику.

Есть еще тонкий момент: всегда надо разобраться, считается ли самовольная постройка жильем. Обычно - нет. В таком случае снос это снос, его нельзя путать с выселением. Просто разрушили, и всё. Но бывает так, что человек в этой незаконной постройке еще и прописан. Тогда при подаче иска о сносе постройки надо одновременно требовать и выселения жильца. С точки зрения закона, снос и выселение - две разные процедуры. Поэтому, как говорится в методических рекомендациях, если подлежащая сносу самовольная постройка имеет признаки жилого помещения, пристав должен направить запрос в паспортный стол, не прописаны ли там какие-то жильцы.

В целом, прежде чем позвать бульдозеры, приставы должны дать срок должнику сделать все доброльно и самостоятельно. При этом время должно отводиться разумное. Конечно, ломать не строить, но все же и разрушение требует определенной подготовки. Когда же должник упорно сопротивляется исполнению судебного решения - тянет время, не идет на контакт, его могут ограничить в выезде за рубеж. Также судебным приставам рекомендуется при длительном неисполнении должником судебного решения пересматривать в сторону уменьшения срок исполнения требований и более активно применять к должнику административные санкции.

Кстати, в начале года вступил в силу закон, подробно прописывающий процедуру выселения должников, а также сноса незаконных построек. Именно он разрешил продавать вещи должника, когда тот отказывается их забрать. Выселять должников также надо только с понятыми. При необходимости приставы могут приглашать для поддержки и полицию. Уйти надо со всем своим добром, и собачек с кошечками, если такие есть, тоже с собой забрать.

Составление смет на демонтаж (разборку, снос) потребуется в случае обоснования или возмещения затрат при износе здания, дома или инженерных сетей при критическом физическом снижении несущей способности, при аварийном состоянии в следствии причинения объекту урона, при моральном износе в следствии отклонения основных эксплуатационных показателей от нормативных, при несоответствии объекта по отношению к существующей концепции планирования территории, при решении о сносе самовольного строения, освобождение площадки под застройку и т.д.).

При определении лимита денежных средств необходимо учесть отдельно следующие затраты подрядной организации, осуществляющей демонтажные работы:

  • ограждение территории выполнения работ, с последующей разборкой;
  • демонтаж (разборку) внутренних инженерных коммуникаций на объекте;
  • демонтаж (разборку) наружных инженерных коммуникаций (до первого колодца);
  • демонтаж крупногабаритного инженерного оборудования, находящегося на объекте;
  • демонтаж годных строительных элементов для повторного использования, с перемещением или вывозом на промежуточный склад (указывает как правило заказчик);
  • снос или поэлементная разборка надземной части, в зависимости от конструктивных элементов объекта, а также наличие иных существующих зданий (сооружений) в зоне производства работ, как правило данные сведения указаны в проекте организации демонтажа (ПОД);
  • демонтаж (разборка) подземной части объекта или проведения иных мероприятий;
  • уборка строительного мусора со строительной площадки (переноска на носилках или механизированная);
  • погрузка строительного мусора в транспортные средства (механизированная и ручная);
  • вывоз на полигон приема твёрдых бытовых отходов (ТБО) строительного мусора;
  • компенсация затрат (приобретение талонов) на утилизацию строительного мусора;
  • рекультивация земельного участка (вывоз отработанного и завоз нового грунта, посадка деревьев и кустарников).

! Нужно помнить: при подсчёте данных затрат необходимо учесть расчётом возвратные суммы или прибыль, которую подрядная организация выполняющие демонтажные работы получит, например от сдачи металлических конструкций в пункты их приёма (данные затраты указываются в расчётах со знаком «минус» ).

В случае необходимости освобождение площадки под застройку затраты по демонтажу (разборке, сносе) здания, дома или инженерных сетей учитываются в сводном сметном расчёте в первой главе «Подготовка территории строительства».

РУБРИКА «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Расходы по утилизации строительного мусора на свалке - читать …

Вопрос:

Заказчик отказывается оплачивать расходы подрядной организации по утилизации строительного мусора на свалке. При этом он ссылается на стр. 18 книги И.Ю. Носенко «Сметное дело в строительстве» том 1, где размещен ответ на вопрос о том, в какую главу Сводного сметного расчета следует включать затраты за сдачу строительного мусора. В частности, в ответе сказано следующее:

«Затраты, связанные с уборкой строительного мусора при производстве работ по возведению новых конструктивных элементов, включая вывоз мусора и сдачу его на свалку, относятся к накладным расходам и включению в сметную документацию не подлежат».

Прав ли Заказчик?

Ответ:

Заказчик в данном вопросе не прав.

В пункте 11 «Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок» раздела III «Расходы на организацию работ на строительных площадках» приложения 6 «Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве» к «Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004 приведена информация о том, что накладными расходами учтены затраты: «— на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок;».

Затраты подрядной организации по утилизации мусора, вывозимого на свалку, нормативами накладных расходов не учтены и должны оплачиваться отдельно. По данному вопросу было разъяснение Госстроя России, приведенное ниже:

ПИСЬМО
Государственного комитета Российской Федерации
по строительству и жи-лищно-коммунальному комплексу (Госстрой России)
от 28 декабря 1999 г. № 10-466

Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве по поставленному вопросу разъясняет.

В соответствии с пунктом 10 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-1.99», принятых постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31, в сметной документации в составе накладных расходов предусмотрены затраты на уборку и очистку мусора территории строительства. Учет затрат по утилизации негодного грунта и мусора, вывозимого на свалку, действующими нормативными документами не предусмотрен.

Начальник Управления В.А. Степанов

Следует отметить, что сказанное выше относится к утилизации технологического мусора, образую-щегося при производстве строительно-монтажных работ при новом строительстве, к которому, например, относятся отходы кирпича и остатки раствора при производстве кирпичной кладки.

Если же речь будет идти о строительных отходах, образующихся при демонтаже зданий или их час-тей, то в сметной документации должны учитываться затраты по погрузке, разгрузке и транспортировке строительных отходов от демонтажа зданий. Кроме этих затрат в сметной документации должны учиты-ваться затраты на оплату услуг по размещению и утилизации отходов на полигонах по переработке отхо-дов («свалках»).

Если работы по демонтажу зданий являются подготовительным этапом для дальнейшего строитель-ства, то указанные затраты в сметной документации могут быть отражены в 1 главе сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» с отнесением работ по погрузке, разгрузке и транспорти-ровке к строительно-монтажным работам. Услуги по размещению и утилизации отходов на полигонах по переработке отходов относятся к прочим затратам и могут быть учтены в 1 или 9 главе сводного сметного расчета.

В письме Минрегиона от 03.05.2011 № 11086-ИП/08 рекомендуется учитывать затраты по размеще-нию и утилизации строительных отходов в 9 главе Сводного сметного расчета.

«Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, а в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства также описания решений по вызову, дезактивации и утилизации отходов и загрязненных грунтов, приводимого в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», и справки (калькуляции) предприятия о стоимости размещения и утилизации строительного мусора и отходов. Затраты, связанные с оплатой указанных услуг определяются расчетами и учитываются в соответствии с п. 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7, 8) сводного сметного расчета стоимости строительства. Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах».

(извлечение из письма Минрегиона от 03.05.2011 №11086-ИП/08)

Источник: Консультации и разъяснения №4 2016 (84).

Возврат стоимости материалов (металлолом) - читать …

Вопрос:

Прошу дать разъяснения, каким образом должен быть учтен возврат стоимости материалов в локальной смете от разборки металлоконструкций при реконструкции зданий и сооружений. А также правомерно ли требование заказчика о включении возвратных сумм в сметную документацию, если металлолом был утилизирован на полигоне с получением соответствующих справок, а не реализован?

Ответ:

В соответствии с п. 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в случаях, когда согласно проектным решениям осуществляется разработка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений).

Эти суммы не исключаются из итога локальных смет и из объема выполняемых работ.

Они показываются отдельной строкой под названием "в том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке к месту складирования.

В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Снос или перенос незаконной постройки соседа - вопрос не простой, вот почему важно получить советы нашего адвоката.

Основания для сноса самовольной постройки

Иск о сносе построек по меже участков к соседу. Безусловно, постройка соседа или иных лиц на вашем земельном участки является нарушением Ваших прав. Однако не все иски о сносе самовольной постройки предъявляются соседями. Такой иск может быть предъявлен администрацией муниципального образования к вашей постройке. Рассмотрим основания для подачи иска о сносе, как к соседу, так и предъявления его к Вам третьими лицами или государственными органами:

  1. Строительство без согласования с соседом . Вы можете подать иск о сносе самовольной постройки, нарушающей права соседей. По закону строительство капитальных строений по меже участков запрещено без получения соответствующего согласия владельцев соседних участков. Споры возникают, если собственник одного из участков меняется, а у соседей идет строительство. Новый владелец может подать иск о сносе, мотивируя это тем, что он не давал на это разрешение. Если ответчик предоставит официальное разрешение предыдущего владельца, этого будет достаточно, чтобы доказать правомерность своих действий.
  2. Строительство без разрешения . Снос гаража на границе с соседним земельным участком возможен, если его ворота перекрывают участок соседа, а выезд автомобиля осуществляется на чужую территорию. Еще одно основание для сноса - отсутствие официального разрешения от властей на постройку. Если гаража нет на плане участка, в кадастровом и техническом паспорте, то суд может обязать владельца участка снести самовольную постройку. Легализовать постройку будет проблематично и дорого, но часто нарушители закона идут на это.
  3. Нарушение санитарных норм и правил . Вы можете подать иск о переносе туалета, который расположен на улице у границы участков, мотивируя это тем, что биологические отходы загрязняют почву, а неприятные запахи негативно влияют на качество жизни.
  4. Самовольное строительство . Отсутствие соответствующей документации легализирующей право возведения объекта. Указанные обстоятельства являются основанием для предъявления к Вам искового заявления о сносе. В такой ситуации единственным оптимальным решением Вашей проблемы будет предъявление встречного иска о признании права собственности на самовольно возведенный объект.
  5. Нарушение границ собственного участка . Возведение Вами постройки за пределами границ вашего земельного участка. В данном случае в качестве рекомендации советуем вам произвести кадастровые работы по выносу границ в натуре. Определив границы своего участка с точностью, Вы исключите возможность постройки, например, на землях общего пользования, которые отнесены к администрации.
  6. Нарушение правил землепользования и застройки . Сегодня часто встречаются ситуации, когда люди возводят объекты на территориях, которые на то не предусмотрены. Ну, например, ИЖС на землях огородничества. В данном случае защита ваших прав также возможна лишь в судебном порядке.
  7. Отсутствие у лица права пользования земельным участком . Такая ситуация может сложиться в случае прекращения срока действия договора аренды или изначального самовольного захвата земли. Для урегулирования сложившейся ситуации Вам необходимо обратиться к собственнику земельного участка, по вопросу , пожаловаться в контролирующие органы или составить иск в суд - все это можно сделать в т.ч. с нашей помощью.

Отсутствие вообще каких-либо правопритязаций к земельному участку, на котором производится строительство. Иными словами - пользование земельным участком без законных на то оснований, а сам участок не принадлежит Вам не на одном виде прав (собственности, иное возмездное/безвозмездное пользования). В такой ситуации законодатель предусмотрел возможность защиты нарушенных прав посредством (что можно изучить по ссылке на возможность применения данных положений закона).

ВНИМАНИЕ : как выиграть судебные споры по земельным участкам между соседями и иными лицами - смотрите видео. Подпишитесь на YouTube канал и бесплатная консультация по земельным вопросам в комментариях ролика пройдет профессионально и в срок.

Порядок сноса самовольной постройки по решению суда

Спорные вопросы с соседями и иными собственниками смежных земель, можно решить, не прибегая к обращениям в суд, но иногда добиться мирного решения проблемы невозможно. В суде нужно быть последовательными и предъявить реальные доказательства самовольного захвата земли или нарушения прав соседей.

Если все же Вам не удалось договорится в досудебном порядке по организацию и проведению будущей и/или идущей застройки Вашим соседом, защитить свои права мы можете лишь в суде. Судебное производство будет включать в себя следующие этапы:

Досудебное урегулирование спора и подготовка к суду

Досудебная подготовка. Данный этап будет включать в себя подготовку непосредственно самого искового заявления, а также сбор доказательств. В рамках указанного спора, Вам как лицу чьи права нарушены необходимо будет доказать следующие обстоятельства в зависимости от основания иска:

  • возведение ответчиком объекта на территории вашего земельного участка полностью или частично;
  • нарушение соседом строительных норм и правил в части нормативных отступов от смежной границы, и/или от Вашего капитального строения;
  • возведение соседом постройки, которая может создавать угрозу Вам или иным лицам;
  • подача официального искового заявления о сносе забора или переносе иной постройки;

Суд по переносу (сносу) туалета, сарая или иной постройки

Судебное разбирательство. В ходе проведения данной стадии судье необходимо будет установить факт нарушения Ваших прав. Вы в свою очередь обязаны предоставлять доказательства в обоснование Ваших требований и заявлений. В качестве таких доказательств Вы можете представить:

Заключение кадастрового инженера. В заключении специалист должен указать на возведение объекта на границы (в границах) Вашего участка.

Строительно-техническое заключение. В указанном заключение специалист определит не нарушены ли нормы при возведении объекта в части застройки объекта. Более того эксперту надлежит определить соответствует ли объект строительному проекту, взведен в соответствии с требованиями строительных норм и права.

Исполнение решения суда о сносе или переносе постройки

Вынесение решение суда и его исполнение. В случае вынесения решения суда в Вашу пользу, вашему оппоненту все же предстоит нести или перенести подстроку. Сделать это лучше всего добровольно. На случай уклонения ответчиком от исполнения судебного акта Вы может обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа и предъявления его в компетентный орган. Судебный пристав с привлечением сторонних организаций исполнит решение суда, а расходы, связанные с его исполнением возложит на нарушителя.

Иногда ход событий приобретает совсем иной поворот и органы государственной власти ставят вопрос о прекращении права собственности в отношении вашего объекта недвижимости - строения и земельного участка под ним. Такой момент урегулирован на законодательном уровне и называется он . Как правило, споры, возникающие на фоне такой проблемы, вытекают из определения стоимости имущества, которое подлежит изъятию. Оценки, предоставленные государственными органами, не всегда являются объективными. Урегулировать такой спор может только суд.

Шансы на успех значительно повышаются, если вы пользуетесь услугами нашего адвоката. Обращайтесь к тем экспертам, которые специализируются на подобных делах. Они самостоятельно заполнят исковое заявление о демонтаже забора, точно расскажут, как вам нужно действовать, реально оценят вероятность позитивного исхода мероприятий и расскажут о том, как проходит процедура (подробнее по данной теме по ссылке).

Неисполнение решения суда о сносе самовольной постройки

Согласно вступившим в законную силу изменениям в гражданское законодательство от 04.08.2018 г. сроки сноса самовольной постройки составляют от 3-х до 12 месяцев в зависимости от характера объекта. Что же делать, если ответчик в течение установленного судом времени так и не снес постройку?

В этом случае начинает работать механизм принудительного исполнения, которым занимается Федеральная служба судебных приставов. Воспользовавшись услугами эксперта, постоянно взаимодействующим с данными структурами, вы значительно повышаете свои шансы на положительный исход дела:

  1. После того, как исполнительный лист получен судебным приставом, ситуация будет разворачиваться следующим образом: поскольку срок, установленный для добровольного исполнения, истек, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику новый срок для исполнения для сноса самостроя.
  2. Если же должник и в этом случае не исполняет требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении . При этом важно понимать, что применение к должнику мер, влекущих для него неблагоприятные последствия, не всегда может привести к нужному результату. Часто должники по таким категориям дел стремятся уклониться от исполнения обязанности о сносе самовольной постройки.
  3. В случае если после всех предпринятых действий судебным приставом-исполнителем так и не произошло сноса постройки, судебный пристав вправе самостоятельно произвести снос незаконного строения. Действия по сносу самовольной постройки при этом будут осуществляться за счет бюджетных средств с последующим их взысканием с должника. Стоит только при этом учитывать, что данная процедура не осуществляется быстро и на практике является достаточно сложной. Поскольку необходимо согласовать выделение денежных средств с управлением ФССП РФ в субъекте. Помимо этого, снос незаконной постройки зачастую предполагает вложение значительных сумм денег, организацию конкурса на проведение работ и много других сопутствующих действий в сочетании со значительной занятостью самих судебных приставов-исполнителей - все это позволяет сделать вывод о том,
    что процедура сноса самовольной постройки может растянуться на весьма длительное время.

И здесь очень важно осуществление контроля со стороны специалиста, который может проанализировать работу судебного пристава на предмет законности действий и своевременно устранить ошибки и недочеты в его работе.

Отсрочка исполнения решения суда о сносе

Гражданское законодательство наделяет должника, взыскателя, а также судебного пристава-исполнителя правом поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления. Как правило, по делу о сносе самовольной постройки, чаще всего заявителем выступает должник, который по каким-то причинам не может исполнить решение суда в срок.

ЗАКОН : согласно статье 203 ГК РФ суд вправе предоставить отсрочку должнику исходя из его имущественного положения или других обстоятельств.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда напрямую затрагивает интересы взыскателя и отдаляет защиту его прав. Поэтому основания ее предоставления должны носить исключительный характер. Заявителем должны быть предоставлены доказательства наличия обстоятельств, которые существенно препятствуют исполнению судебного решения. В свою очередь, взыскателем может быть представлены суду возражения на заявление об отсрочке исполнения решения суда о сносе самовольной постройки. Затем суд, оценив доводы обеих сторон, приходит к следующим выводам: являются ли причины предоставления отсрочки уважительными и обоснованными, отвечает ли предоставление отсрочки критериям справедливости и не затрагивает ли сущность конституционных прав участников исполнительного производства. В случае если суд устанавливает факт наличия оснований для предоставления отсрочки, выносится определение с указанием срока предоставления отсрочки.

Таким образом, процедура сноса самовольной постройки достаточно непростая и сложности могут возникнуть на любом этапе. Именно поэтому, прибегая к помощи профессионалов, можно значительно облегчить разрешение данного вопроса и с уверенностью утверждать, что вы использовали все возможности для достижений нужной цели.

Помощь адвоката по самовольным постройкам

При самовольном захвате земельного участка лицом, не имеющим законных прав, реальные владельцы недвижимости могут подать исковое заявление о переносе забора или другого капитального строения. Подобные вопросы желательно решить полюбовно, но если мирный исход нереален, стоит обратиться в суд. Обязательно получите услуги наших юристов, которые расскажут, как действовать в определенной ситуации.

Следуя нашим рекомендациям, Вы можете миновать прохождения судебных инстанций и осуществить строительство без дополнительных обременений в виде судебных тяжб. На случай если спор возник между долевыми собственниками участка, Вы можете урегулировать его путем подготовки . Если такое соглашение не удается достичь долевым собственникам объекта, единственным его решением является , в чем вам может помочь наш адвокат уже сегодня.

P.S. : если у Вас проблема - позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об