Эффективный бюджет. Бюджет и бюджетная эффективность: метод планирования структуры

Бюджетная эффективность

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Методы оценки бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

    Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

    эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория:

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.

Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте

Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?

Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.

Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.

Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:

  • налоги, пошлины, сборы;
  • социальные отчисления от заработной платы;
  • дотации;
  • гарантии;
  • субсидии, субвенции, трансферы;
  • налоговые льготы в разнообразных формах;
  • доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
  • доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.

Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности . Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.

Показатели бюджетной эффективности

Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:

  • с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
  • без участия субъекта Федерации;
  • бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
  • бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).

Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.

Формула расчета притока денежных средств от реализации проекта

В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.

Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.

Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.

Формула бюджетного эффекта инвестиционного проекта

Формулы локальных показателей бюджетной эффективности проекта

Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.

Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.

Требование эффективности бюджетной системы заключается в максимуме собираемости (поступлении) доходов и минимуме потерь бюджетных доходов или расходов. В другом случае под эффективностью бюджетной системы можно понимать такое ее количественно-качественное состояние (организационно-структурное и функциональное), при котором обеспечивается максимальная аккумуляция денежных средств в бюджете и их использование в соответствии с закономАлександров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация?Дашков и К°?, 2007, с.429.. Иными словами, эффективность определяется двумя факторами:

1. Полнотой наполнения доходной части бюджета за счет максимально возможной собираемости платежей с налоговых и неналоговых источников дохода.

2. Минимизацией потерь по статьям расходов в соответствии с планом исполнения бюджета.

Проанализируем эффективность бюджетной системы Российской Федерации по данным Центра развитияОбозрение российской экономики от 31 декабря 2008 г.// Центр развития - http://www.dcenter.ru, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В 2007 г. федеральный бюджет был исполнен по кассе со значительным, хотя и не рекордным профицитом в 5,5% ВВП (7,4% ВВП в 2006 г.), позволившим довести к концу года объем Стабфонда до 3,8 трлн. руб.

Несмотря на проблемы со сбором НДС в начале года, к его середине ситуация с не нефтяными доходами несколько стабилизировалась. В то же время нефтегазовые доходы бюджета в 2007 году упали до 8,8% ВВП против 10,9% ВВП в 2006 году. Общий объем доходов федерального бюджета в результате этого превысил уровень 2006 года (24,0% ВВП против 23,2% ВВП) лишь благодаря поступлению средств от продажи «ЮКОСа»Петроневич М. Обозрение российской экономики 15 февраля 2008 г // Центр развития - http://www.dcenter.ru, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В сфере управления расходами бюджетная политика в 2007 г. была достаточно противоречивой. Недофинансирование утвержденных расходов в начале года затем сменилось резким увеличением их планируемого уровня, заставившим говорить о значительном смягчении бюджетной политики. Однако фактически большая часть средств, выделенных на долгосрочные социальные и инвестиционные программы (в частности, на капитализацию институтов развития и пополнение Инвестфонда), так и осталась либо на счетах бюджета, либо на счетах подконтрольных государству банков и корпораций.

Таким образом, дополнительные расходы бюджета в течение 2007 г. были использованы преимущественно в качестве инструмента регулирования ликвидности. В конце года все внимание оказалось направлено на решение социальной задачи - смягчение инфляционного шока для бюджетников и пенсионеров.

По итогам 2007 года превышение расходов над первоначальным планом составило 515 млрд. руб. из утвержденных поправками 1067 млрд. руб. При этом за исключением средств, перечисленных институтам развития, использование которых по прямому назначению отложено на 2008-2010 гг., по итогам года объем расходов сложился даже чуть ниже уровня, предусмотренного первой редакцией Закона о бюджете.

В 2008 году федеральный бюджет был сведен с дефицитом в 7,1% ВВП - меньшим, чем в прошлом (9,2% ВВП), но образовавшимся по иным причинам. Если раньше в ноябре-декабре превышение расходов над доходами объяснялось в первую очередь, резким всплеском расходов, то в 2008 году дефицит был вызван резким падением доходов (до 13,5% ВВП - минимального уровня с 2000 г.) Смирнов С. Обозрение российской экономики от 31 декабря 2008 г.// Центр развития - http://www.dcenter.ru, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Наиболее заметно сократились поступления от НДС и налога на прибыль. Предполагая, что в октябре предприятия воспользовались возможностью рассрочки уплаты квартального НДС, можно было ожидать выплат порядка 3% ВВП в ноябре и декабре. Однако в ноябре по данным Центра развития НДС составил всего 0,7% ВВП. Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет снизились до 1,2% ВВП против 4,8% год назад. На региональном уровне поступление подоходного налога упало до 2,9% ВВП против 3,7% ВВП в 2007 г.

Рисунок 8. Доходная часть бюджета в 2008 году

Таким образом, в 2008 состояние доходной части бюджета резко ухудшилось Ивликова Н. Обозрение российской экономики от 31 декабря 2008 г.// Центр развития - http://www.dcenter.ru, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Одной из причин недобора налогов в 2008 году - образование у многих предприятий налоговой задолженности. Учитывая эффект декабрьского снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, ожидается, что поступления в федеральный бюджет по итогам 2008 г. не превысят 9,3 трлн. руб. (21,7% ВВП). Это больше, чем предполагалось законом о бюджете (8,9 трлн. руб.)Акиндинова Н. Обозрение российской экономики от 31 декабря 2008 г.// Центр развития - http://www.dcenter.ru, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Таким образом, анализ бюджетной системы, ее структуры и принципов построения свидетельствует, что бюджетная система РФ неэффективна и нестабильна.

В соответствии с требованиями органов государственного или регионального управления может быть необходимо определить бюджетную эффективность проекта для бюджетов различного уровня. Для этой цели определяется бюджетный эффект проекта, который затем становится основой для расчета всех необходимых показателей.

Бюджетный эффект определяется для каждого расчетного шага проекта как разность между доходами и расходами бюджета, связанными с осуществлением данного проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта. В зависимости от формы собственности, только из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

· субсидии (долевое участие) из бюджетов всех уровней;

· кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

· прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

· выплаты по государственным ценным бумагам;

· государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам.

В состав доходов бюджета включаются:

· налоги и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные предприятиями участников проекта в части, относящейся к его осуществлению;

· увеличение (со знаком «минус» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

· поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

· дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта, а также доходы от продажи этих акций;

· поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

· платежи в погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются показатели эффективности проекта с точки зрения бюджета. Перечень показателей и формула их расчета не отличаются от показателей коммерческой эффективности проекта.

При определении бюджетной эффективности используется ставка дисконтирования, определяемая как сумма ставки рефинансирования Центрального банка РФ и премии за риск, определяемой по таблице, приведенной в предыдущем подразделе. Если расчеты выполнялись в постоянных ценах, то дополнительно производится приведение номинальной ставки дисконтирования к реальной ставке.

Анализ рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Методы анализа

Оценка и изучение рисков инвестиционного проекта должна начинаться с выявления факторов, которые вероятно могут повлиять на результаты проекта и привести к отклонению хода проекта от запланированного варианта. Методы отбора факторов риска зависят от сути проекта и особенностей отрасли. Рекомендуется представить результат работы по изучению факторов риска в виде матрицы «значимость/вероятность» , в которой каждый фактор риска относится к одному из уровней значимости:

· высокая значимость – данный фактор может существенно влиять на результаты и привести к повалу проекта;

· средняя значимость – фактор оказывает заметное воздействие на результаты проекта;

· низкая значимость – отклонения, связанные с данным фактором, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом;

а также к одному из уровней вероятности:

· высокая вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, являются ожидаемыми или очень возможными, это область, в которой сложно делать точные прогнозы;

· средняя вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, возможны, но не очень распространены;

· низкая вероятность – ожидается, что никаких отклонений по данному фактору не будет, хотя теоретически они и возможны.

Для подробного анализа выбираются факторы, которые имеют достаточно высокую значимость и вероятность в изучаемом проекте.

В качестве основных методов анализа рисков в бизнес-планах могут применяться:

· составление сценариев развития проекта;

· построение графиков чувствительности и определение предельных допустимых значений неопределенных факторов;

· расчет точки безубыточности;

· вероятностный и статистический анализ.

Сценарии развития проекта подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта.

Сценарии могут быть описаны как отдельно, в разделе анализа рисков, так и в основной части бизнес-плана (в этом случае весь анализ проекта ведется с упоминанием каждого из сценариев).

Графики чувствительности проекта являются вариантом сценарного анализа, при котором варьируется значение только одного фактора, а результаты анализа представляются в виде графической зависимости итогового показателя от изменений этого фактора.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им нестабильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. Наиболее важные из таких параметров, это:

· объем продаж;

· цены на продукцию (услуги) проекта;

· цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы.

Также, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

· объем капитальных затрат;

· задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;

· величину постоянных операционных затрат;

· ставку дисконтирования;

· прогнозные темпы инфляции;

· обменные курсы валют, и т.п.

К типичным результатам финансовых прогнозов, которые используются как итоговые показатели анализа чувствительности, относятся:

· показатели инвестиционной привлекательности (NPV, IRR, PBP);

· показатели финансовой устойчивости;

· срок возврата кредита;

· оценка рыночной стоимости компании.

Если проект имеет несколько сценарием развития, которые сформулированы как «базовый», «пессимистический» или «оптимистический» сценарии, то графики чувствительности всегда строятся только для базового сценария проекта.

Отклонение фактора, при котором итоговый показатель проекта перестает быть приемлемым, является предельно допустимым значением фактора и может быть отдельно рассмотрено в анализе рисков. Рекомендуется проанализировать и обосновать вероятность (или невозможность) изменения фактора неопределенности на величину большую чем предельно допустимая.

Оценка чувствительности проекта к изменению объемов продаж может быть представлена как анализ безубыточности проекта. Уровень безубыточности может быть приблизительно оценен по следующей формуле:

где каждая составляющая формулы берется из соответствующей статьи отчета о прибылях и убытках.

Уровень безубыточности может меняться от периода к периоду проекта. Рекомендуется представить в анализе риска средний уровень безубыточности, установившийся после выхода производства на проектную мощность. Периоды, в течение которых происходит строительство и запуск производства, а также выход на стабильную деятельность, в расчете уровня безубыточности не применяются.

Уровень безубыточности, близкий к 1, указывает на высокую чувствительность проекта к колебаниям спроса. Достаточный уровень безубыточности зависит от отрасли и индивидуальных особенностей проекта, но в среднем можно считать проект устойчивым к колебаниям спроса, если его уровень безубыточности не превышает 0,6-0,7.

В отдельных случаях допустимо включать в анализ рисков инвестиционного проекта использование методов статистического и вероятностного анализа (такие, как метод Монте-Карло). Однако следует с особой осторожностью относиться к применению этих методов и, в частности, ограничить (а лучше – полностью исключить) использование экспертных оценок при подготовке исходных данных для них.

Снижение рисков

Анализ влияния рисков на результаты проекта должен сопровождаться описанием мер, запланированных для снижения этих рисков. К традиционным мерам снижения рисков относится:

· Рисков, связанные с продажами:

o заключение предварительных договоров на поставки;

o привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o использование договоров типа «бери или плати»;

o контроль за каналами продаж.

· Риски, связанные с величиной затрат:

o заключение предварительных договоров с поставщиками;

o привлечение поставщиков в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o вертикальная интеграция производства (т.е. сосредоточение в своих руках всех этапов производства и продаж от исходного сырья до конечного покупателя);

o использование принципов ценообразования, при которых изменение некоторых видов затрат автоматически переносится в стоимость конечной продукции (услуг);

o увеличение доли переменных затрат (например, использование сдельной зарплаты или аутсорсинга);

o внедрение механизмов бюджетного планирования.

· Риски, связанные с инвестиционной фазой проекта:

o привлечение надежного подрядчика;

o завершение проектно-изыскательских работ;

o заключение договоров, предполагающих комплексную ответственность подрядчика за результаты строительства;

o привлечение подрядчика в качестве соинвестора или партнера проекта.

· Риски, связанные с технологическими сбоями и гибелью имущества:

o использование высококачественного оборудования;

o заключение договоров на обслуживание и контроль оборудования;

o страхование имущества.

· Финансовые риски:

o использование фиксированных ставок по кредитам;

o повышение коэффициента покрытия долга.

· Юридические риски:

o предварительное получение лицензий и разрешений;

o письма поддержки от представителей местной власти.

Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, рекомендуется дать информацию о мерах, которые могут быть приняты для снижения рисков отдельных участников проекта, в первую очередь – банка.

К таким мерам может относиться:

· предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит инициатор проекта;

· предоставление ликвидного залога, рыночная стоимость которого не подвержена значительным колебаниям.

Если в рамках проекта предусмотрены эти или иные меры, направленные на снижение рисков, они должны быть упомянуты в бизнес-плане.

Приложение 1. Финансовая модель инвестиционного проекта

Бюджет инвестиционного проекта готовится для представления потенциальным инвесторам и должен обеспечивать их возможностью изучить подробности финансовых прогнозов, самостоятельно проверить логику расчетов и провести интересующие их вычисления. В связи с этим, бизнес-план, как правило, должен сопровождаться финансовой моделью. Ниже приведены основные требования и пожелания к этой модели.

Эффективное управление - это радикальное повышение подотчетности, прозрачности и результативности в деятельности органов государственной и муниципальной власти во всех структурных подразделениях, снижение административных барьеров для бизнеса. Оно будет обеспечено за счет внедрения принципов бережливого производства; широкого вовлечения гражданского общества в процесс управления социально-экономическим развитием округа; бюджетирования, ориентированного на результат; дифференцированным подходом к развитию отдельных территорий округа, основанным на принципах зональности; применением проектного подхода в практике государственного и муниципального управления, а также за счет создания благоприятной институциональной среды, через формирование рациональной системы норм, правил и регламентов взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти.

Задача - это эффективное управление социально-экономическим развитием округа, повышение прозрачности, подотчетности и результативности деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Пространственное развитие:
С точки зрения эффективного управления само зонирование автономного округа будет важной новацией, пространственной формой реализации концепции «Бережливого региона». С точки зрения формирования нового общественного договора староосвоенная зона будет главной ареной деятельности местных городских сообществ как институтов гражданского общества, применения наиболее передовых технологий городского самоуправления и самоорганизации; особое значение здесь приобретут меры по формированию толерантной и безопасной многонациональной среды, благоприятных условий для инновационного развития, концентрации высококвалифицированных специалистов. В зоне нового фронтира будут отработаны институциональные технологии взаимодействия власти, гражданского общества и крупного бизнеса в сфере обеспечения здоровой экологии, бережливого производства. В зонах нового фронтира и окружного резерва будет продолжено создание упрощенного режима для ведения социального и других видов предпринимательства в целях обеспечения условий для повышения качества жизни; будет обеспечено повышение транспортной и информационной доступности, поддержание условий для сохранения и развития культуры и традиционных хозяйственных практик коренных малочисленных народов Севера.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии 2030 по направлению «Эффективное управление»:

Реализация приоритетного направления «Эффективное управление» обеспечивается за счет реализации таких мер как бережливый регион, реализации проектного подхода, повышения открытости органов власти. Гражданское общества широко вовлечено в процесс взаимодействия с органами власти всех уровней, в принятие решений, бюджетирование, осуществляет общественный контроль. Большое развитие получили некоммерческие организации, оказывающие социально значимые услуги. Выработаны эффективные механизмы согласования интересов бизнеса, гражданского общества и органов власти всех уровней. Эффективная финансовая система, включающая банковский, страховой сектора и систему пенсионного обеспечения способствует перенаправлению временно свободных средств в кредиты и инвестиции, направленные на модернизацию экономики округа. В результате реализации направления, в целом, достигается повышение эффективности использования бюджетных средств (что позволяет направить сэкономленные средства на развитие экономики, человеческого капитала и экологические нужды), в 1,5 раза повышается производительность труда, что повышает конкурентоспособность округа в целом и создает условия для повышения качества жизни. Во всех районах округа созданы условия для реализации местного потенциала, созданы условия для высокого уровня удовлетворенности деятельностью органов власти.

Направление «Эффективный бюджет»: повышение эффективности бюджетирования округа, в том числе развитие партиципаторного бюджетирования (софинансирование инициативных общественных проектов).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об