К государственным внебюджетным фондам рф относятся. Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели - страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах - ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации - фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя-зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци-ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов - развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Государственные внебюджетные фонды - это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения1. Фонды, выступая независимыми звеньями системы государственных финансов, одновременно являются специфическими страховыми фондами, чья основная задача состоит в аккумуляции тех средств, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и в их распределении в соответствии с действием социальных рисков.

В отличие от иных составляющих бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, во-первых, имеют ярко выраженный целевой и социальный характер, а во-вторых, они обеспечивают предоставление услуг на принципах социального страхования1, имеющего обязательный характер, установленный на государственном уровне.

Социальное страхование - это система гарантированного материального обеспечения людей в старости, в случае потери трудоспособности, при беременности и других обусловленных законом случаях за счет средств специальных фондов, которые аккумулируются государством из взносов организаций в соответствии с определенными нормами. Однако социальному страхованию, в отличие от бюджетного финансирования, присущи такие признаки, как персонификация взносов и персонификация услуг (адресный характер).

В состав государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ОМС.

Государственные внебюджетные фонды функционируют на основании собственных бюджетов, которые включены в бюджетную систему РФ. Средства фондов являются федеральной собственностью. В состав бюджетов фондов входят бюджеты федерального уровня и уровня субъектов РФ (территориальные фонды ОМС).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат:

  • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • распределение расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
  • источники финансирования дефицита государственного внебюджетного фонда РФ.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов, не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

В БК РФ закреплены источники доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Следует обратить внимание на неналоговые доходы, к которым отнесены страховые взносы на соответствующие виды социального страхования, недоимки, пени и штрафы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. Безвозмездные поступления включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.

Учитывая особенности пенсионного законодательства, состав доходов ПФР несколько расширен. Так, к примеру, неналоговые источники включают также дополнительные страховые взносы на формирование пенсионных накоплений и взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также взносы, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников.

К доходам территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ и прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Как отмечено выше, основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы - периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством1. В России физические лица (за исключением работодателей) не участвуют в формировании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.

Взносы уплачиваются:

  • в ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
  • ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату иных социальных пособий;
  • ФФОМС - па обязательное медицинское страхование.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социального страхования в соответствии с утвержденными бюджетами.

Плательщики, обязанные уплачивать страховые взносы, разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Вторую категорию плательщиков представляют группы самозанятого населения, которые обязаны уплачивать фиксированные суммы взносов, это - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В том случае, когда плательщик одновременно относится к нескольким категориям, он платит страховые взносы по каждому основанию.

Взносы начисляются па все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей - физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются па выплачиваемые вознаграждения.

Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленной минимальной заработной платы (МРОТ х 12).

База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат установлена в размере 415 000 руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. В 2014 г. предельная база составит 624 000 руб. На период 2015-2021 гг. в отношении предельной базы начисления взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование установлены иные нормы. Предельная величина будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз и повышающих коэффициентов (от 1,7 п 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). Обложению взносами не подлежит ряд выплат и вознаграждений, в том числе законодательно установленные государственные пособия; все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм и т.д.

База начисления для самозанятого населения устанавливается с учетом уровня индивидуальных доходов, и определяется фиксированным размером страхового взноса.

Общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) в 2014 г. для первой категории плательщиков составит 30%, из них:

  • 22% - в ПФР;
  • 2,9%-в ФСС;
  • 5,1%-в ФФОМС.

Действует положение об уплате с суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 г.), 10% в ПФР. Как можно видеть, при уплате страховых взносов применяется регрессивная шкала (см. параграф 7.1). Помимо этого, для предприятий и организаций с вредными и тяжелыми условиями труда установлены дополнительные тарифы в ПФР. В 2014 г. плательщики будут уплачивать страховые взносы в ПФР по общему тарифу, без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Расчет фиксированного страхового взноса для самозанятого населения производится по следующим формулам:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • - если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12;

Если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12 и 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом установлен максимальный размер взноса - 8 МРОТ х х тариф х 12."

На обязательное медицинское страхование:

МРОТ х тариф х 12.

Плательщиками, обязанными уплачивать взносы па обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС РФ, выступают работодатели определенных категорий, а именно: юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам); физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту); юридические и физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими лицами.

Тарифы страховых взносов установлены в пределах от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. В зависимости от степени индивидуального профессионального риска предусматривается возможность ежегодного установления скидок (надбавок) в размере до 40% к страховому тарифу.

Страховые взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели. Базовый тариф страхового взноса установлен в размере 18 864,6 руб. В субъектах РФ тариф рассчитывается как произведение базового тарифа, коэффициента дифференциации (сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате) и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете ФФОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.

Все государственные внебюджетные фонды получают трансферты из федерального бюджета, за счет чего обеспечивается дополнительное перераспределение всех доходов в обществе для поддержания уровня трудовых доходов, которым нанесен ущерб действием социальных рисков.

Участие государства в финансировании внебюджетных фондов определяется его обязательной ответственностью за финансовую устойчивость и платежеспособность системы управления социальными рисками. Однако возрастающая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета свидетельствует о несбалансированности системы, что вызывает серьезные опасения. Одной из причин роста дефицита бюджета фондов является неблагоприятный демографический фактор - ухудшение соотношения работающих граждан и нетрудоспособного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. соотношение нетрудоспособных и трудоспособных граждан составляет 1: 1,5, и в перспективе это соотношение будет ухудшаться. Как показывает практика, решение вопроса финансового наполнения фондов исключительно путем повышения социальной нагрузки на бизнес приводит к росту скрытой и просроченной заработной платы, а в некоторых случаях - к закрытию предприятий. Так, например, увеличение в 2013 г. в два раза платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей привело к резкому сокращению их числа. Еще одной нерешенной проблемой остается совершенствование системы финансового контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, определение четких критериев эффективности использования имеющихся в распоряжении фондов финансовых ресурсов.

К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит - это особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Необходимость государственного кредитования связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в, составе финансового рынка. Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

а) Пенсионный фонд;

б) Фонд социального страхования;

в) Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Отчисления в Пенсионный фонд взимаются:

а) только с физических лиц;

б) только с юридических лиц;

в) как с физических лиц, так и с юридических лиц.

4. Отчисления в Фонд социального страхования составляют:

5. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования начисляются:

а) от общей выручки предприятия;

б) от полной себестоимости продукции;

в) от фонда оплаты труда.

6. Полученные средства ФОМС распределяются следующим образом:

а) 3,2% в территориальный бюджет, 0,6%-в федеральный;

б) 3,5% в территориальный бюджет, 0,1%-в федеральный;

в) 3,4% в территориальный бюджет, 0,2%-в федеральный.

7. Основной задачей Пенсионного фонда является:"

а) обеспечение гарантированных государством пособий;

б) государственное распределение финансов.

8. Целью Фонда социального страхования является обеспечение гарантированных государством пособий по:

а) временной нетрудоспособности;

б) уходу за ребенком;

в) погребению.

9. Единый социальный налог (ЕСН):

а) заменяет собой совокупность взносов в ПФ, ФОМС, ФСС;

б) введен помимо взносов в ПФ, ФОМС, ФСС;

в) заменяет только взносы в ФОМС, ФСС.

10. Единый социальный налог составляет:

11. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

а) экономические;

б) региональные;

в) государственные

г) муниципальные.

12. Пенсионный фонд обеспечивает:

а) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

б) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком;

в) выплату пособий по временной нетрудоспособности;

13. Средства Фонда социального страхования направляются на:

а) оплату проезда к месту лечения;

б) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

в) выплату досрочных пенсий безработным;

г) аккумуляцию страховых взносов.

14. Единый социальный налог:

а) зачисляется в государственные внебюджетные фонды;

б) заменяет совокупность действующих отчислений во внебюджетные фонды;

в) ликвидирует внебюджетные фонды.

15. Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюджетах различных уровней сроком:

а) на 1 год;

б) на 2 года;

в) не более 3 лет;

г) не более 5лет.

Контрольные вопросы по теме 9

1. Дайте определение региональным бюджетам.

2. Перечислите налоговые и доходы региональных бюджетов

3. Каковы основные направления расходов региональных бюджетов?

4. Что представляют собой местные бюджеты?

5. Какова структура поступлений в местные бюджеты?

6. Каковы основные направления расходования средств местных бюджетов?

7. Приведите пример (структуру) регионального бюджета

8. Приведите пример (структуру) местного бюджета

Тесты по теме 9

4. Правовой основой функционирования местных финансов в РФ являются:

а) Конституция РФ;

б) Бюджетный Кодекс РФ;

в)ЗКРФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

5. К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:

а) подоходный налог с физических лиц;

б) транспортный налог;

в) налог на имущество организаций.

3. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

а) части прибыли предприятий, расположенных на территории субъектов РФ;

б) платежей за пользование лесным фондом;

в) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта.

4. В бюджете городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в размере:

5. В доходах региональных бюджетов превалируют:

а) отчисления от федеральных налогов;

б) поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов;

в) региональные налоги.

6. Главное место в расходах региональных бюджетов занимает:

а) расходы на содержание правоохранительных органов;

б) ассигнования на народное хозяйство;

в) расходы на социально-культурные мероприятия.

7. В доходы местных бюджетов зачисляются:

а) земельный налог;

б) налог на имущество предприятий;

в) налог га имущество физических лиц.

8. Главным направлением использования средств местных бюджетов является:

а) финансирование отраслей народного хозяйства;

б) расходы, связанные с жизнеобеспечением человека;

Контрольные вопросы по теме 10

6. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?

7. Назовите специализированные органы государственного финансового контроля и их функции.

8. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

9. Поясните порядок проведения ревизий бюджетных учреждений.

10. Каковы цели и методы проведения бюджетного анализа?

11. Перечислите направление анализа составления и исполнения бюджета.

Тесты по теме 10

1. Финансовый контроль является одним из видов:

а) государственного контроля;

б) негосударственного контроля;

в) коммерческого контроля

2. Финансовый контроль осуществляется за:

а) обращением всех звеньев финансовой системы:

б) образованием всех звеньев финансовой системы.

в) распределением всех звеньев финансовой системы:

г) использованием всех звеньев финансовой системы.

3. Финансовый контроль классифицируется:

а) по времени осуществления:

б) по субъектам осуществления;

4. По времени осуществления контроль подразделяется на:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий;

г) запланированный.

5. По субъекту осуществления выделяют следующие виды контроля:

а) государственный;

б) независимый;

в) контроль предприятий.

6. Аудит – это:

а) ведомственный контроль;

б) местный контроль;

в) независимый контроль.

7. Осуществление банковского контроля входит в компетенцию:

а) Счетной палаты;

в) Таможенного комитета.

8. Роль финансового контроля в охране собственности:

а) выявить состояние учета материальных ценностей и денежных средств;

б) выявить характер финансового нарушения;

в) выявить причины и условия, способствующих финансовым нарушениям.

9. К способам и приемам финансового контроля относятся:

а) ревизия;

б) анализ;

в) санкции.

10. Методом осуществления финансового контроля является:

а) анализ;

б) проверка наличия отчетной документации;

в) проверка наличия финансовой документации;

г) ревизия

Контрольные вопросы по теме 11

1. Что подразумевается под «финансовой самостоятельностью» организации?

2. В чем проявляются особенности распределительной функции финансов в организациях? Приведите примеры.

3. Чем отличаются организационно-правовые формы предприятий с финансовой точки зрения? Назовите финансовые критерии для сравнения.

4. Как организовать финансовый контроль на предприятии?

5. В чем заключаются особенности финансового контроля в неком­мерческой организации?

6. Поясните термины «финансовый ресурс», «денежно-финансовые отношения», «финансовый аспект деятельности предприятия». «уставной капитал».

7. Какие цели могут преследоваться на предприятии при образова­нии на нем определенных денежных фондов? Поясните на приме­рах.

8. Какие из известных принципов организации финансов реализуют­ся в большей и меньшей степени в российской экономике? Обо­снуйте ответ.

9. Приведите примеры влияния отраслевых особенностей на фи­нансы предприятий.

10. Каковы общие и отличительные (от предприятий) источники фи­нансирования некоммерческих организаций?

11. Какие льготы по налогам предусмотрены для некоммерческих организаций?

12. Какие источники финансирования, в том числе перспективные (новые для российской практики), могут быть использованы в учреждениях профессионального образования частной формы соб­ственности? Дайте им общую сравнительную характеристику.

Тесты по теме 11

1. К финансовым ресурсам предприятий относятся:

а) собственные средства и приравненные к ним;

б) заемные средства;

в) привлеченные средства.

2. Финансы предприятий выполняют следующие функции:

а) распределительную;

б) стимулирующую;

в) контрольную.

3. Среди принципов организации финансов предприятий выделают следующие:

а) принцип хозяйственной самостоятельности;

б) принцип самофинансирования;

в) принцип материальной заинтересованности;

г) принцип материальной ответственности;

д) принцип обеспечения финансовых резервов;

е) принцип заимствования.

4. Первоначальные взносы учредителей, прибыль от основной деятельности, амортизационные отчисления относятся к:

а) собственным средствам;

б) заемным средствам;

в) привлеченным средствам.

5. Согласно ст. 83,85,90 ГКРФ фактором, влияющим на организацию финансов предприятия, является:

а) организационно-правовая форма;

б) уставный капитал;

в) сумма дебиторской задолженности.

6. Оборотные производственные фонды:

а) полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

б) частично переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

в) не переносят свою стоимость на стоимость готовой, продукции;

г) обеспечивают непрерывный процесс производства.

7. К собственным средствам и приравненным к ним относятся:

а) первоначальные взносы учредителей;

б) кредиты и займы;

в) бюджетные субсидии.

8. К заемным средствам относятся:

а) прибыль от основной деятельности;

б) банковские ссуды;

в) средства от продажи акций.

9. К привлеченным средствам относятся:

а) устойчивые пассивы;

б) инвестиционный налоговый кредит;

в) паевые и иные взносы членов трудовых коллективов.

10. К средствам поступившим в порядке перераспределения относятся:

а) страховое возмещение по наступившим рискам;

б) средства от продажи акций;

в) бюджетные субсидии.

11. Одной из функций финансов предприятий является:

а) распределительная;

б) контроль за движением денежных потоков;

в) кредитная;

г) регулирующая.

12. К кредиторской задолженности относятся:

а) средства, не принадлежащие предприятию;

б) средства, принадлежащие предприятию;

в) средства, временно принадлежащие предприятию;

г) средства, принадлежащие кредитной организации.

13. Устойчивые пассивы:

а) не принадлежат предприятию;

б) принадлежат предприятию;

в) не находятся в обороте предприятия;

г) находятся в обороте предприятия.

14. Оборотные средства служат для:

а) обеспечения непрерывного процесса производства;

б) создания резервного капитала;

в) создания добавочного капитала;

г) создания уставного капитала.

15. Привлеченные средства предприятий-это:

а) средства от продажи акций;

б) средства от продажи облигаций;

в) средства от продажи ценных бумаг;

г) займы коммерческих банков.

Контрольные вопросы по теме 12

1. В чем заключается экономическая сущность и функции страхования?

2. Каковы принципы классификации страхования?

3. Определите особенности обязательного и добровольного страхования.

4. Охарактеризуйте отрасли страхования.

5. Раскройте сущность страхового рынка и принципы его функционирования.

6. Назовите и охарактеризуйте участников страхового рынка.

7. Перечислите и охарактеризуйте элементы, составляющие тарифную ставку.

8. Раскройте понятие конъюнктуры страхового рынка/

9. Каковы особенности страхового рынка России?

Тесты по теме 12

1. Источником формирования страхового фонда страховщика является:

а) государственный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ;

б) прибыль товаропроизводителей;

в) взносы страхователей, физических и юридических лиц.

2. По форме существования страховой фонд страховщика может быть:

а) в виде постоянно возобновляемых запасов продовольствия, топлива, медикаментов, средств для оказания помощи пострадавшим и т. д.;

б) только в денежной форме:

в) и в натуральной, и в денежной форме.

3. Сберегательная функция страхования проявляется в том, что:

а) страхователю возвращается страховой взнос, если не произошло событие, на случай которого заключался договор страхования;

б) часть средств страхового фонда используется на уменьшение степени и последствий страхового риска;

в) обеспечивается сбережение денежных сумм в связи с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

4. Рисковая функция в страховании проявляется в том, что:

а) за счет средств резерва предупредительных мероприятий уменьшается страховой риск;

б) происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий:

в) обеспечивается возмещение ущерба тех страхователей, жизнь которых подвержена особой степени риска.

5. Объектом страхования выступает:

а) имущественный интерес страхователя;

б) страховой фонд страховщика;

в) общественные потребности, связанные с бесперебойностью воспроизводственного процесса.

6. Правильно ли утверждение, что страховой тариф является мерой платы за страхование:

7. Актуарными расчетами называются расчеты страховых тарифов:

а) только по страхованию жизни;

б) только по накопительным видам страхования;

в) по всем отраслям страхования без исключения.

8. В процессе перестрахования ответственным по основному договору страхования является:

а) страховщик и перестраховщик на основах солидарной ответственности по риску;

б) только перестраховщик;

в) только страховщик.

9. Лицо, в чью пользу заключен договор обязательного медицинского страхования, - это:

а) застрахованное лицо;

б) выгодоприобретатель;

в) страхователь.

10. Страховым риском при страховании ответственности считается:

а) причинение вреда любому третьему лицу;

б) факт наступления ответственности страхователя;

в) противоправные действия страхователя

Контрольные вопросы по теме 13

1. Дайте определения (включая собственное определение) финан­сам домашних хозяйств. К каким звеньям финансовой системы (по общей классификации) их можно отнести?

2. В чем проявляются особенности распределительной функции финансов в домашних хозяйствах? Приведите примеры.

3. Перечислите факторы, определяющие усиление финансовой роли домохозяйств в рыночной экономике.

4. Охарактеризуйте внутренние финансы домохозяйств, общие и отличительные черты от организаций бизнеса.

5. Охарактеризуйте внешние финансы домохозяйств, общие и от­личительные их черты от организаций бизнеса.

7. Поясните использование термина «финансовый ресурс» примени­тельно к домохозяйствам.

8. Какие элементы могут образовывать структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств?

9. Какие принципиальные отличия имеют место в финансовых ре­сурсах домохозяйств и организаций бизнеса?

10. Дайте сравнительную характеристику основных источников фи­нансовых ресурсов домохозяйств.

11. Проанализируйте влияние основных факторов на принятие фи­нансовых решений в домашних хозяйствах.

Тесты по теме 13

1. Финансы домашних хозяйств - это:

а) экономические отношения по формированию бюджета домашних хозяйств;

б) экономические отношения по формированию и использо­ванию денежных фондов с целью обеспечения условий жизни их членов;

в) экономические отношения по формированию и использо­ванию денежных фондов с целью обеспечения матери­альных и социальных условий жизни их членов.

2. Домашние хозяйства могут вступать в денежные отноше­ния:

а) с другими домашними хозяйствами и бюджетом;

б) с субъектами банковской, кредитной, бюджетной сис­тем;

в) с финансовыми и кредитными организациями, хозяйству­ющими субъектами рынка, с субъектами государствен­ных и муниципальных финансов.

3. С помощью распределительной функции финансов домаш­них хозяйств осуществляется:

а) распределение заработанных доходов между их участ­никами;

б) дальнейшее распределение стоимости ВВП между все­ми участниками этих хозяйств;

в) распределение денежных средств пропорционально вкла­ду участника в общий доход домашнего хозяйства.

4. По данным статистики, наибольшие доходы получает на­селение:

а) городов Москвы и Южного федерального округа;

б) городов Центрального федерального округа;

в) городов Москвы и районов Западной Сибири, производя­щих нефтегазовое сырье.

5. Финансовые ресурсы домашних хозяйств - это:

а) совокупность всех активов, которыми оно располагает в данный момент;

б) совокупность денежных средств, которые оно может вложить в сбережения;

в) совокупность имущества и финансовых активов, кото­рой они располагают в данный момент времени.

6. Что оказывает первостепенное влияние на принятие финан­совых решений в домашних хозяйствах?

а) Внешняя среда.

б) Располагаемые доходы.

в) Личностные отношения между членами домашнего хо­зяйства.

7. Доходы домашних хозяйств - это:

а) сумма выплат в денежной и натуральной формах, полу­ченных ими за определенный период;

б) сумма денежных средств и материальных благ, полу­ченных или произведенных ими за определенное время;

в) сумма заработной платы и социальных трансфертов, полученных членами домашнего хозяйства.

8. По функциональному признаку расходы домашних хозяйств делятся на:

а) обязательные платежи;

б) денежные сбережения;

в) капитальные расходы:

г) потребительские расходы, налоги, денежные сбереже­ния и накопления;

д) текущие и капитальные расходы.

9. Потребительские расходы в общей структуре расходов до­машних хозяйств РФ занимают:

14. Денежные сбережения - это:

а) часть денежных доходов населения, откладываемая для будущих потребностей;

б) доходы, получаемые по вкладам и депозитам;

в) денежные средства, помещаемые во вклады в банках.

Контрольные вопросы по теме 14

1. Каким образом участники финансового рынка влияют на его эффективность?

2. Кто и почему приобретает финансовые обязательства на фи­нансовых рынках?

3. В чем состоят достоинства и недостатки прямого и опосредо­ванного финансирования?

4. В чем состоит экономическая роль брокеров, дилеров и инвестиционных банков?

5. Объясните, каким образом финансовое посредничество влияет нарост эффективности финансовой системы.

6. Объясните суть выражения: «Финансовые обязательства отно­сятся одновременно к чьим-то активам и чьим-то пассивам».

7. Каковы главные функции и где лежит граница раздела между денежными рынками и рынками капитала?

8. Каким образом рынки капитала повышают эффективность функционирования экономики?

9. Каковы экономические причины возникновения рынков денежных средств?

10. Чем финансовые компании отличаются от банков, кредитных союзов и сберегательных институтов?

11.В чем состоит основное различие между открытыми и закры­тыми инвестиционными фондами и почему инвестиционные фон­ды открытого типа более широко распространены?

Тесты по теме 14

1. Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товара выступают:

а) денежные средства;

б) ценные бумаги;

в) финансовые инструменты

2. По срокам размещения средств, финансовые рынки делятся на:

а) рынок денег и рынок капитала;

б) рынок кредита и рынок ценных бумаг;

в) рынок лизинговых и факторинговых услуг.

3. Для развитых финансовых рынков характерны следующие особенности:

а) становление законодательной базы, регулирование операций на рынке;

б) незначительные объемы предлагаемых к продаже финансовых ресурсов;

в) стабильность, высокая ликвидность, развитая инфраструктура.

4. Американская модель гарантирования вкладов предусматривает:

а) создание союзов кредитных организаций;

б) создание особого государственного органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий;

в) управление системой гарантий осуществляет ЦБ.

5. Во Франции используют систему страхования вкладов:

а) добровольную;

б) обязательную;

в) смешанную форму.

6. Российский финансовый рынок является:

а) развивающимся;

б) развитым;

в) переходным.

7. Рынок кредитов регулируется:

8. Для минимизации рисков банков и др. кредиторов был принят закон:

а) «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

б) «Об инвестиционных фондах»

в) «О кредитной истории»

Контрольные вопросы по теме 15

1. Дайте определение ценной бумаге.

2. Какие функции выполняет ценная бумага?

3. Какие ценные бумаги являются объектом биржевой торговли?

4. Чем отличаются производные ценные бумаги от основных?

5. Перечислите признаки классической фондовой биржи.

6. В чем заключается дилерская деятельность на рынке ценных бумаг?

7. Чем отличаются инвестиционные фонды от инвестиционных компаний?

8. Какие функции выполняют коммерческие банки на рынке ценных бумаг?

9. Какие функции выполняет фондовая биржа?

10. В чем состоят особенности российского рынка ценных бумаг?

11. Дайте определение финансового рынка и рынка ценных бумаг.

12. дайте понятие структуры рынка ценных бумаг.

Тесты по теме 15

1. Ценная бумага, это:

а) денежный документ, гарантирующий владельцу возможность получения дохода

б) денежный документ определенной формы и реквизитов, выражающий или удостоверяющий имущественные права владельца

в) юридический документ, выражающий или удостоверяющий имущественные права владельца

г) набор имущественных прав владельца

2. Ценная бумага закрепляет определенные права владельца, выражающие:

а) надежность и ликвидность

б) возвратность, срочность, платность

в) меру стоимости и средство платежа

г) отношения собственности и\или займа

3. Лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг, называется:

а) номинальный держатель ценных бумаг

б) реестродержатель

в) регистратор

г) депозитарий

4. Рыночная стоимость всех обращающихся акций, определяемая произведением текущей цены на их количество, называется:

а) деноминация

б) учетная стоимость

в) капитализация

г) номинальная стоимость

5. Фьючерсы и опционы в основном обращаются на биржах, имеют стандартную форму договора (контракта), в которой точно оговариваются основные параметры сделки:

а) доход покупателя

б)доход продавца

в) доход покупателя и продавца

6. Ценная бумага, обладатель которой получает право покупки ценных бумаг по установленной цене в течение определенного периода времени или бессрочно, называется:

а) складское свидетельство

б) варрант

в) двойное складское свидетельство

г) форвард

7. Использование финансовых инструментов как оформление или переоформление долгов разных лиц на рынке ценных бумаг называют:

а) мультипликация

б) ревальвация

в) секъюритизация

г) клиринг

8. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, представляющий интересы инвестора и заключающий сделки от своего имени и за свой счет, называется:

а) брокер

б) ремитент

в) регистратор

9. Ценные бумаги крупных, с высокой кредитоспособностью и стабильным финансовым положением компаний, на рынке условно называют:

а)медведи

б) японские свечи

в) голубые фишки

г) боковые тренды

10. Основным контролирующим институтом на российском рынке ценных бумаг является:

а) Росстрахнадзор

б) государство в лице Федеральной службы по финансовым рынкам

в) прокуратура

г) арбитражный суд

Контрольные вопросы по теме 16

1. В чем отличие сегментированной финансовой системы от уни­версальной? Приведите примеры финансовых систем стран.

2. Дайте характеристику сегментированных финансовых систем развитых стран.

3. Дайте характеристику универсальных финансовых систем раз­витых стран.

4. Перечислите особенности финансовых систем развивающихся стран.

5. Дайте определение международным финансам. Приведите при­меры таких экономических отношений.

6. В чем сущность государственного регулирования международных финансов? Какие методы могут быть использованы госу­дарством в этой сфере?

7. Охарактеризуйте мероприятия по валютному регулированию, проводимые Центральным банком РФ.

8. Какие особенности присущи налоговому и таможенному регули­рованию ВЭД в РФ?

9. Приведите примеры межгосударственного регулирования меж­дународных финансов, участником которого является Россия.

10. По каким, направлениям сотрудничает Россия с международны­ми финансовыми организациями и органами управления между­народными финансами? Охарактеризуйте сотрудничество с МВФ на современном этапе.

Тесты по теме 16

1. Принципиальным отличием международных финансов от финансов организаций является:

а) государственный надзор их регулирования, соответствия нормам международного права.

б) публичность и большие льготы, предоставляемые их участникам.

в) многочисленность и неоднородность субъектов, отсутствие единого органа управления.

2. Субъектами частных международных финансов являются:

а) резиденты и нерезиденты.

б) институты государства.

в) резиденты и нерезиденты, институты государства.

3. Мировые финансовые ресурсы сосредоточены:

а) на мировом финансовом рынке

б) на мировом финансовом рынке, в государствах и международных финансовых организациях.

в) в государствах и международных финансовых организациях.

4. Свопы, фьючерсы, опционы являются сегментами:

а) рынка ценных бумаг.

б) валютного рынка.

в) рынка деривативов

5. Одной из целей МВФ является:

а) стабилизация валютных курсов.

б) проведение валютных интервенций.

в) стимулирование международной торговли.

6. Членами ассоциации МАР являются:

а) страны ООН.

б) страны – участники МВФ

в) промышленно развитые страны и страны, «сильные» в финансовом отношении.

7. Европейский фонд валютного сотрудничества считает основной задачей:

а) предоставление кредитов странам с целью покрытия дефицита госбюджета.

б) организацию консультаций по вопросам валютного регулирования.

в) ведение статистики курсов национальных валют.

8. Институциональная структура финансовой системы страны представлена следующими основными элементами:

а) Центральным банком, финансовыми посредниками, контролирующими органами.

б) контролирующими органами, финансовыми институтами, финансовыми союзами.

в) банковской системой, органами государственного регулирования, налоговой системой.

9. Одной из главных особенностей финансовых систем развивающихся стран является:

а) активность на рынке сбережений.

б) отсутствие финансовых посредников.

в) активная роль государства.

10. Регулирование международных финансов осуществляется:

а) на межгосударственном уровне.

б) на уровне отдельного государства.

в) на межгосударственном уровне, государственном уровнях и на уровне международных финансовых организаций.

11. Методами государственного регулирования международных финансов являются:

А) валютное, банковское, налоговое, таможенное регулирование.

Б) банковское, налоговое, бюджетное регулирование.

В) таможенно-тарифное регулирование

Ответы к тестам:

Тема 1. 1-а; 2-в; 3-в; 4-а,в; 5-б,г; 6-б,г; 7-а; 8-б; 9-б; 10-в; 11-б; 12-в.

Тема 2. 1-а,б; 2-а; 3-в; 4-г; 5-б,в; 6-в; 7-б; 8-а; 9-в; 10-г.

Тема 3. 1-б; 2-б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-б; 8-а; 9-а; 10-а,б,в,г; 11-а; 12-а; 13-а.

Тема 4. 1-б,в; 2-а,б; 3-б,в,г; 4-а,б,в,г; 5-в; 6-б,г; 7-а; 8-а; 9-а,б; 10-а.

Тема 5. 1-б; 2-г; 3-а; 4-б; 5-б; 6-в.г; 7-в; 8-а; 9-а.

Тема 6. 1-б; 2-г; 3-а,в,д,ж; 4-а; 5-а; 6-а; 7-б; 8-в; 9-а; 10-в; 11-в.

Тема 7. 1-в; 2-а,б; 3-в; 4-а; 5-а,б,в; 6-б; 7-а,б,в; 8-б; 9-а; 10-а;11-а;12-а; 13-а.

Тема 8. 1-б; 2-а,б,в; 3-в; 4-а; 5-в; 6-в; 7-а; 8-а,б,в; 9-а; 10-в;11-а;12-а; 13-а; 14-а,б; 15-а; 16-в.

Тема 9. 1-а,б,в; 2-б,в; 3-б,в; 4-в; 5-а; 6-б; 7-а,в; 8-б.

Тема 10. 1-а; 2-б; 3-а; 4-а,б,в; 5-а,б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-в; 10-а,г.

Тема 11. 1-а,б,в; 2-а,в; 3-а,б,в,г,д; 4-а; 5-а; 6-а; 7-а; 8-б; 9-в; 10-а,б;

11-а,б; 12-а; 13-а; 14-а; 15-а,б,в.

Тема 12. 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а; 6-а; 7-в; 8-в; 9-а; 10-б.

Тема 13. 1-в; 2-а; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-б; 8-г; 9-в; 10-а.

Тема 14. 1-в,б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-а; 6-а; 7-в; 8-в.

Тема 15. 1-б; 2-г; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-в; 8-г; 9-в; 10-б.

Тема 16. 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-а; 6-в; 7-а; 8-а; 9-в; 10-в; 11-а.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Экономическое содержание финансов. Эволюция финансов

2. Функции финансов. Роль финансов в экономике

3. Финансовые ресурсы и источники их образования

4. Финансовая система экономики и ее структура. Характеристика звеньев финансовой системы

5. Финансовая система России

6. Финансовый контроль в финансовой системе. Виды и формы финансового контроля.

7. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

8. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в экономике

9. Бюджетное устройство и принципы организации бюджетной системы России

10. Бюджетная классификация России и ее назначение

11. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный федерализм

12. Федеральный бюджет и его структура. Роль федерального бюджета в решении социально-экономических задач

13. Бюджеты субъектов РФ и их роль в социально-экономическом развитии регионов

14. Экономическое содержание и классификация доходов бюджетов

16. Налоговые доходы и их роль в формировании бюджетов

17. Федеральные налоги и их характеристика

18. Региональные и местные налоги и их характеристика

19. Неналоговые доходы бюджета и их характеристика

20. Доходы федерального бюджета и их характеристика. Структура доходов

21. Особенности формирования доходов региональных и местных бюджетов

22. Экономическое содержание расходов и их классификация

23. Расходы федерального бюджета и их характеристика

24. Бюджетное финансирование и его роль в бюджетной системе. Формы бюджетного финансирования и их характеристика

25. Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования

26. Бюджетный профицит и механизм его распределения и использования

27. Межбюджетные отношения и их развитие

28. Бюджетный процесс России и его содержание

29. Участники бюджетного процесса России и их характеристика

30. Порядок составления проектов бюджетов

31. Порядок рассмотрения и утверждения государственного бюджета

32. Порядок исполнения государственного бюджета

33. Федеральное Казначейство и его роль в системе финансовых органов России

34. Государственный кредит. Роль государственного кредита в экономике

35. Государственные займы. Формы государственных займов и их характеристика

36. Экономическое содержание и классификация государственного долга. Источники финансирования государственного долга

37. Методы управления государственным долгом

38. Государственный долг России и его структура. Порядок управления государственным долгом в России

39. Межбюджетные отношения и их социально-экономическое содержание. Принципы межбюджетных отношений

40. Внебюджетные государственные фонды и их роль в финансовой системе экономики

41. Пенсионный фонд России и его назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

42. Пенсионная реформа в России: содержание, результаты и перспективы

43. Фонд социального страхования России и его назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

44. Фонд обязательного медицинского страхования России назначение. Виды деятельности. Источники финансирования деятельности

45. Единый социальный налог в системе доходов консолидированного бюджета. Порядок распределения ЕСН. Бюджетный контроль и его содержание

46. Ревизия бюджетных учреждений, ее цель, задачи и порядок проведения

47. Анализ бюджетов и его роль в системе государственного финансового контроля.

48. Финансовое планирование и прогнозирование в системе государственных финансов

49. Экономическое содержание и роль финансов организаций в финансовой системе

50. Движение денежных средств на предприятии. Денежные потоки предприятия.

51. Структура финансовых отношений на предприятии

52. Методы и способы финансирования деятельности организации

53. Финансы хозяйственных обществ и их особенности

54. Финансы государственных унитарных предприятий и их особенности

55. Финансы некоммерческих организаций и их особенности

56. Финансы социальной сферы. Организация финансирования отраслей социальной сферы

57. Экономическое содержание и социально-экономическая роль страхования в экономике

58. Формы и виды страхования и их характеристика

59. Формирование финансовых результатов деятельности страховых организаций

60. Финансы домашнего хозяйства и их роль в финансовой системе страны. Доходы и расходы домашних хозяйств

61. Финансовый рынок и его роль в экономике. Структура финансового рынка

62. Объекты и субъекты финансового рынка и их характеристика

63. Финансовый рынок России и его особенности. Становление финансового рынка страны

64. особенности финансового рынка развитых стран

65. Ценные бумаги. Классификация и виды ценных бумаг

66. Государственные ценные бумаги и их роль на финансовом рынке

67. Рынок ценных бумаг: определение, классификация, роль в экономике

68. Первичный рынок ценных бумаг и его назначение. Способы размещения ценных бумаг на первичном рынке

69. Вторичный рынок ценных бумаг и его назначение. Объекты и субъекты вторичного рынка

70. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их характеристика

71. Структура рынка ценных бумаг России. Становление и развитие рынка ценных бумаг страны.

72. Фондовая биржа и принципы ее функционирования.

74. Мировая финансовая система и ее эволюция. Публичные и частные финансы

75. Мировой финансовый рынок и его структура. Участники мирового финансового рынка

76. Международные финансовые организации и их роль в мировой финансовой системе

77. Международный валютный фонд: цели и задачи деятельности. Роль МВФ в регулировании международных финансовых отношений

78. Платежный баланс страны и его структура. Значение платежного баланса

79. Дефицит платежного баланса и методы его регулирования. Источники финансирования дефицита

80. Роль финансов в глобализации современных экономических отношений. Глобальные финансы. Международная финансовая интеграция и глобализация.

4.4. Итоговый тест по дисциплине «Финансы»

Ответив правильно на все перечисленные вопросы тестов, студент набирает 100 баллов. Если студент набирает свыше 85 баллов, он получает оценку «отлично», от 65 до 84 баллов – оценка «хорошо», от 50 до 64 – «удовлетворительно». Ниже данного количества – неудовлетворительно»

1. Совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств в соответствии с функциями и ролью государства, предприятий, кредитной системы, финансового рынка, населения – это:

а) кредит

б) финансы

в) деньги

г) ресурсы

2. Как соотносятся понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»:

а) это – одно и то же;

б) это невзаимосвязанные категории;

в) денежные отношения – более широкое понятие, чем финансовые отношения;

г) финансовые отношения – более широкое понятие, чем денежные отношения

3. Выберите верное утверждение:

а) финансы существовали до возникновения денег;

б) финансы возникли при возникновении денежных отношений;

в) финансы являются обязательным условием существования денег;

г) деньги являются обязательным условием существования финансов

4. Характерными особенностями финансовых отношений являются:

а) одностороннее движение стоимости;

б) встречное двусторонне движение стоимости;

в) денежный характер;

г) натуральный характер

5. Укажите примеры источников финансовых ресурсов:

а) выручка предприятия;

б) прибыль предприятия;

в) поступление платежей за аренду имущества предприятия;

г) продажа ценных бумаг акционерного общества.

6. Укажите примеры денежных отношений, которые не являются финансовыми:

а) погашение кредита, полученного в банке;

б) формирование резервного фонда акционерного общества;

в) получение выручки от реализации продукции;

г) перечисление дотаций из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ

7. Из перечисленных ниже экономических отношений выберите примеры финансовых отношений:

а) покупка предприятием сырья и материалов;

б) уплата предприятием налогов в бюджет;

в) погашение предприятием кредиторской задолженности;

г) внесение доли в уставный капитал акционерного общества

8. На первой стадии процесса распределения совокупного общественного продукта он разделяется на:

а) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства и национальный доход

б) заработную плату работников и прибыль предпринимателя

в) прибыль предпринимателя и налоги

г) стоимость израсходованных на производство продукции средств производства и платежи в бюджет

9. Создание целевого фонда денежных средств является проявлением:

г) стимулирующей функции финансов

10. Проверка налоговой отчетности предприятий является проявлением:

а) распределительной функции финансов;

б) контрольной функции финансов;

в) регулирующей функции финансов;

г) стимулирующей функции финансов.

11. Как соотносятся понятия «денежные фонды» и «денежные средства»:

а) эти понятия равнозначны

б) денежные фонды отличаются целевым характером формирования и использования

в) денежные фонды не имеют заранее закрепленной системы формирования

г) денежные средства являются основным источником формирования денежных фондов

12. Какой из перечисленных признаков не относится к финансам:

а) денежный характер отношений

б) распределительный характер отношений

в) встречное (двустороннее) движение стоимости

г) связаны с формированием фондов денежных средств

13. Какая стадия процесса общественного воспроизводства является основой финансов:

а) производство

б) распределение

г) потребление

14. Выберите верное утверждение:

а) финансы непосредственно участвуют в третьей стадии общественного воспроизводства (обмен);

б) финансы не принимают участи я в процессе обмена;

в) финансы оказывают влияние на процесс обмена;

г) финансы не оказывают воздействия на процесс обмена

15. Совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций – это:

а) финансовые ресурсы

б) бюджет

в) деньги

г) налоги

16. Распределительная функция финансов заключается:

а) в формировании первичных и вторичных доходов

б) в проверке целевого характера использования денежных фондов

в) в обмене товарами на рынке

г) в предоставлении кредитов в экономике

17. Инструментом реализации контрольной функции финансов является:

а) денежные средства

б) финансовые ресурсы

в) финансовая информация

г) финансовая политика

18. В состав финансовой системы не входят:

а) государственные финансы

б) финансы предприятий

в) страхование

г) Центральный банк

19. К централизованным финансам относятся:

а) финансы акционерных обществ;

б) финансы государственных внебюджетных фондов;

в) муниципальные финансы;

г) финансы частных пенсионных фондов

20. В состав государственных финансов не включают:

а) государственный бюджет

б) государственные внебюджетные фонды

в) страховые фонды

г) государственный кредит

21. Совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий экономического и социального развития – это:

а) финансовая стратегия

б) финансовая политика

в) финансовый аппарат

г) финансовый механизм

22. Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется:

а) на социальную и бюджетную политику

б) на планирование и контроль

в) на финансовую стратегию и финансовую тактику

г) на формирование доходов и расходов

23. Целенаправленная деятельность субъектов управления, направленная на регулирование финансовых отношений – это:

а) финансовый контроль

б) финансовая политика

в) финансовый механизм

г) управление финансами

24. В состав государственного кредита как элемента финансовой системы не входит:

а) государственный кредит

б) государственный долг

в) государственное финансирование

г) государственные гарантии

25. Разновидностями государственного финансового контроля являются:

а) вневедомственный финансовый контроль

б) ведомственный финансовый контроль

в) общественный финансовый контроль

г) страховой контроль

26. Государственный финансовый контроль может быть:

а) ведомственным

б) внутрихозяйственным

в) аудиторским

г) банковским

27 К формам финансового контроля относится:

а) предварительный контроль

б) общественный контроль

в) обследование

г) аудиторский контроль

28. Совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов –э то:

а) страхование

б) государственные финансы

в) финансовая политика

г) денежно-кредитная политика

29. Имеющий силу закона финансовый план государства – это:

а) государственный бюджет

б) государственный кредит

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об