Денежно-кредитная политика центрального банка. Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ста­вок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных ка­питалов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической по­литики. Ее главная задача - регулирование предложения де­нег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на об­щие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денеж­ных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных пока­зателей, конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулиро­вания, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики госу­дарства. Этим законодательным документом определяются важ­нейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государст­ва. В данном документе конкретизированы на планируемый пе­риод мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэконо­мической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом стра­ны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной поли­тики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанав­ливаются конечные цели денежно-кредитной политики в фор­ме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состо­яния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели де­нежно-кредитной политики в форме конкретных количествен­ных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших де­нежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относят­ся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Нацио­нального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию цен­трального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливае­мые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов де­нежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитно­го регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирова­ния выступают макроэкономические характеристики исполь­зования кредита, посредством которых центральный банк име­ет возможность воздействовать на экономику, текущее потреб­ление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономиче­ского эффекта центральный банк обеспечивает путем использо­вания рычагов экономического воздействия, корректируя эко­номические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

· по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

· по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

· по форме воздействия - прямые и косвенные;

· по числу объектов воздействия - общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулиро­вания банковских систем. В условиях слабо развитого внутри­государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на за­рубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру опера­ций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использова­ние не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регули­рования выделяют следующие основные группы:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

· переучет векселей;

· ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

· ломбардный кредитный аукцион;

· операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтраль­ную процентную политику (ставка значительно превышает уро­вень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Занижен­ный уровень процентной ставки центрального банка по сравне­нию с уровнем инфляции представляет собой форму внеэконо­мического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммер­ческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повы­шение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Та­ким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и од­новременно служит ограничителем верхнего предела их коле­баний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, централь­ный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков. Таким образом, резервные требования выступают инстру­ментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовне-сенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспор­ного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими. Центральные банки регулируют обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с упол­номоченными государственными органами устанавливает по­рядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осущест­влении банковских операций, иностранной и национальной ва­люты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функ­ции агентов валютного контроля, которые могут быть возложе­ны на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмис­сионным банком, состоят из операций покупки-продажи цен­ных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздей­ствует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокраще­ние) кредитных вложений в реальный сектор экономики со сто­роны кредитных организаций. Таким образом операции эмис­сионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­же - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние проце­дуры. При проведении операций на открытом рынке использу­ются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государствен­ными ценными бумагами могут влиять на изменение валютно­го курса, и потому используются центральным банком для воз­действия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной ос­нове. Например, продажа краткосрочных казначейских вексе­лей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции бо­лее многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегу­лярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­тральном банке) осуществляется на основе ежедневного состав­ления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской сис­темы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

· постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО;

· доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

· дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъя­тия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рын­ке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъя­тие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществля­ется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные про­центные ставки; квотирование (прямые количественные огра­ничения на объемы путем установления индивидуальных ли­митов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индиви­дуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики цен­трального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебани­ях ликвидности, процентных ставок и других значимых пере­менах финансового рынка. Инструменты антикризисного ре­гулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депо­зитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контра­гентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 10 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 11 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 12 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 13 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 14 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 15 страница


  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

    Специальность 08.01.09

    Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

    денежно-кредитная политика центрального банка россии: цели и ориентиры

    Исполнитель:

    студентка группы БУА-07-2

    Макеева Е.О. __________ __________

    дата подпись

    студента

    Руководитель:

    ___________ __________

    дата подпись

    руководителя

    Екатеринбург

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ 5

    1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики 5

    1.2 Принципы денежно-кредитной политики 7

    1.3 Цели денежно-кредитной политики 9

    1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег) 12

    ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15

    2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 15

    2.2 Направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ 18

    2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

    ВВЕДЕНИЕ

    Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

    В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема контрольной работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

    В соответствии с Федеральным Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

      во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

      монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

      быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

      устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

      устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

      проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

      осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

    Но прежде всего Центральный банк Российской Федерации выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

    Целью контрольной работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов. Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:

      раскрытие понятия денежно-кредитной политики,

      анализ принципов денежно-кредитной политики,

      рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,

      ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики».

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ

      1. Сущность и функции денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

    Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне.

    Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

    Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

    Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

    Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

    1.2 Принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

    В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:

      принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

    Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства:

      проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

      проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

        Цели денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

    По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007 с 275

    То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

    Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

    Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

    Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

    Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

    Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

    денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

    Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007. С 138

    Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

    Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

    В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

    В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

    Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

    Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

    Цели и ожидаемые результаты политики;

    Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

    Динамика денежно-кредитных показателей;

    Использование инструментов денежно-кредитной политики;

    Политика валютного курса;

    Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

    Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

    Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

    Перспективы макроэкономического развития;

    Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

    Основные параметры денежно-кредитной политики;

    Основные показатели денежной программы;

    Политика валютного курса;

    Бюджетная политика;

    Совершенствование системы финансового посредничества в экономике. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: - М.: Финансы и статистика. 2008. с 67

    Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

    Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

    Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

    Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

    Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.

    План

    1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

    2. Виды монетарных политик

    3. Методы денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика государства

    Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

    Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

    Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

    Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

    Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

    Виды монетарных политик

    Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

    Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

    Различают виды монетарной политики:

    Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

    Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

    Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

    снижение нормы резервных требований

    снижение учетной ставки процента

    покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

    Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

    повышение нормы резервных требований

    повышение учетной ставки процента

    продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

    Методы денежно-кредитной политики

    Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

    Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

    Так же различают общие и селективные методы:

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

    Операции на открытых рынках.

    Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

    Изменение минимальной резервной нормы.

    Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

    Изменение учетной ставки.

    Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

    Политика дешёвых денег

    Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

    Политика дорогих денег

    Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

    Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

    В одной из прошлых статей, мы познакомили наших читателей с мегарегулятором денежной политики страны – . Сегодня нам предстоит разобраться с теми инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые наиболее часто применяются Центробанком сегодня.

    Цели Банка России

    Прежде всего, следует разобраться, зачем мегарегулятор в принципе контролирует денежно-кредитную политику? Какие цели он при этом ставит и чего пытается достичь?

    Итак, основными целями денежно-кредитной политики Банка России на сегодняшний день являются следующие направления работы.

    Во-первых, это снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты. Отметим, что в последнее время, Банк России старается отойти от такого подхода в пользу предоставления возможности рублю «уйти в свободное плавание». То есть курс рубля, в перспективе, должен будет определяться сугубо рыночными факторами. Однако вхождение в состав Российской Федерации Крымской Республики, ситуация на Украине, а также вызванная этим нестабильность финансовых рынков, по всей видимости, заставят мегарегулятор несколько скорректировать свои планы.

    Во-вторых, Банк России должен способствовать, по мере своих возможностей, достижению финансовой стабильности в стране и обеспечивать устойчивость платежного баланса.

    В-третьих, мегарегулятор создает условия для стимулирования экономического роста в стране. Здесь следует заметить, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России разрабатывает совместно с Правительством РФ.

    Какая бывает денежно-кредитная политика?

    Можно выделить два основных вида денежно-кредитной политики. Для каждого такого вида Банком России избирается собственный набор инструментов и методов регулирования . Итак, по порядку.

    Рестрикционная денежно-кредитная политика

    Основные направления данного типа политики – это:

    · ужесточение условий кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков);

    · ограничение объема кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков).

    Проводится данная политика, как правило, путем повышения процентных ставок. Одновременно, в комплексе рестрикционной денежно-кредитной политики зачастую применяются такие меры регулирования как, например:

    · увеличение налогов;

    · сокращение государственных расходов .

    Рестрикционная денежно-кредитная политика проводится в целях сдерживания инфляции, оздоровления платежного баланса, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

    Экспансионистская денежно-кредитная политика

    В комплекс экспансионистской денежно-кредитной политики входят следующие мероприятия:

    · п онижение процентных ставок;

    · расширение масштабов кредитования;

    · ослабление контроля над приростом количества денег в обращении .

    Одновременно, как правило, имеет место снижение налоговых ставок в экономике.

    Тотальная и селективная денежно-кредитная политика

    Отметим также, что в настоящее время норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Это отношение закрепляется в законодательном порядке. Причем соответствующие ставки могут быть как едиными, так и дифференцированными по видам депозитов.

    Операции на открытом рынке

    В практике также широко применяется международное название на латинице – open market operation .

    Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг приводит к изменению денежной массы .

    Кроме того, подобные операции могут идти в тесном взаимодействии с Правительством РФ. Через Банк России власть устанавливает оптимальное соотношение между доходностью по государственным ценным бумагам (например, ГКО) и их номиналом.

    Валютное регулирование

    Банк России осуществляет валютное регулирование посредством проведения валютных интервенций различного масштаба. Они производятся для воздействия на суммарный спрос и предложение денег в экономике, а также непосредственно на курс рубля. Так, Банк России достаточно активно пользовался этим инструментом во время нестабильности финансовых рынков, чтобы не допустить резкого падения курса национальной валюты. Последний такой случай (на дату публикации статьи) – украинские события и Крымский инцидент, которые спровоцировали, в том числе, ослабление рубля.

    Если же в стране ощущается недостаток в твердой валюте, то Банк России имеет право ввести определенные ограничения на ее покупку и продажу.

    Таким образом, мы разобрали в статье основные виды денежно-кредитной политики, а также инструментарий Банка России, которым он пользуется при проведении этой политики.

    В заключение скажем, что на сегодняшний день и в ближайшей перспективе среди основных ориентиров в денежно-кредитной политике Банка России присутствуют традиционное уже обеспечение низкого уровня инфляции (с постепенным переходом к таргетированию), переход к полностью рыночной схеме формирования курса рубля, а также снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

    Резюме:

    1. Цели Банка России: снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты, способствование достижению финансовой стабильности и экономического роста в стране, обеспечение устойчивости платежного баланса.
    2. Различают рестрикционную и экспансионистскую, тотальную и селективную денежно-кредитную политики.
    3. Банк России обладает широким арсеналом инструментов и методов денежно-кредитной политики.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об