Денежный рынок. Денежно-кредитная система и политика

Предложение денег - это количество денег, доступных для использования в экономике.2 В современных экономиках предложение денег определяется центральным банком, в Соединенных Штатах - Федеральной резервной системой.

Подробное объяснение того, как центральные банки управляют предложением денег, увело бы нас сейчас далеко от тех проблем, которые рассматриваются в данной главе, поэтому мы вернемся к этой теме в главе 14. Однако, для того чтобы уловить основную идею, давайте рассмотрим простую гипотетическую ситуацию, в которой деньги существуют только в форме наличности. В этом случае для увеличения предложения денег центральный банк должен только увеличить количество денег в обращении. Каким же образом это можно сделать?

Один из способов, который близок к тому, что используется на практике, - это печатание центральным банком новых денежных знаков для скупки таких финансовых активов, как государственные обязательства, находящиеся во владении физических и юридических лиц (публики). Производя этот обмен, публика увеличивает свои денежные запасы, следовательно, количество денег в обращении также увеличивается. Когда центральный банк использует деньги для покупки государственных обязательств у публики, что увеличивает предложение денег, то говорят о проведении покупки на открытом рынке.

Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк может провести и обратную операцию, продавая имеющиеся у него государственные обязательства публике за деньги. После того как центральный банк изымет полученные деньги из обращения, предложение денег уменьшится. Когда центральный банк продает государственные обязательства публике для уменьшения предложения денег, эта операция называется продажей на открытом рынке.

Покупки и продажи на открытом рынке в совокупности называются операциями на открытом рынке.

Кроме покупки государственных обязательств у публики центральный банк может также увеличить предложение денег, выкупая новые выпуски государственных обязательств непосредственно у правительства. Например, если ми-нистерству финансов страны необходим $1 млрд для оплаты партии новых истребителей, оно может выпустить какую-либо разновидность государственных обязательств на $1 млрд и передать их центральному банку в обмен на вновь напечатанные деньги на сумму в $ 1 млрд. Затем министерство финансов перечисляет этот $1 млрд производителю истребителей. После того как министерство финансов распорядилось этими деньгами, количество денег в обращении - величина денежной массы - увеличилось на $1 млрд. Этот второй способ увеличения предложения денег для финансирования государственных расходов рассматривается как печатание денег. Эта практика является наиболее распространенной в бедных странах или в странах, ведущих военные действия или столкнувшихся с природными катастрофами, где государственные расходы часто намного превышают сумму средств, которые могут быть собраны посредством налогов.2

Для обсуждения материала в остальной части данной главы мы примем допущение, что величина денежной массы в экономике равна М долларов и определяется центральным банком. Величина М может быть представлена агрегатами М1, М2 или каким-либо иным измерителем денежной массы. Однако для разработки теоретической модели не имеет значения, какой из измерителей денежной массы М будет использоваться.

Предложение денег – это процесс создания добавочных платежных средств, поступающих в каналы налично-денежного и безналичного обращения.

Формы денежной эмиссии:

1) выпуск наличных денег;

2) депозитно-чековая эмиссия, осуществляемая коммерческими банками под контролем Центрального банка (ЦБ).

Депозитно-чековая эмиссия – это процесс выпуска безналичных (кредитных) денег путем открытия и увеличения текущих банковских счетов . Предложение банковских денег осуществляется в форме мультипликативного расширения банковских депозитов, то есть расширения депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом.

Объем депозитно-чековой эмиссии определяется по формуле: M = mR.

где М – объем депозитно-чековой эмиссии;

m = 1/r денежный мультипликатор избыточных резервов;

r – норма обязательных резервов;

R – избыточные резервы коммерческого банка.

Избыточные резервы коммерческого банка представляют собой сумму средств, которую банк может использовать на cсуду. Они определяются как разность между полученными средствами (фактическими резервами) и обязательными резервами. Например, если банк привлекает вклад, равный 100 руб. и передает из этой суммы на резервирование в ЦБ 20 руб., то избыточные резервы коммерческого банка составят 80.руб.

Денежный мультипликатор показывает, насколько изменится предложение денег в системе, если избыточные резервы увеличиваются на один рубль .

Способность отдельного коммерческого банка создавать деньги посредством кредитования зависит от размера его избыточных резервов. Система коммерческих банков в целом может предоставлять ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, так как банковская система не может утрачивать резервы, хотя индивидуальные банки могут уступать резервы другим банкам в системе. Число, умножающее ссуду банковской системы, обратно пропорционально резервной норме, т.е. это денежный мультипликатор.

Эмиссия кредитных денег коммерческими банками может привести к созданию их избыточной массы либо к их дефициту, что в свою очередь будет оказывать негативное воздействие на динамику цен и реального объема национального продукта. В связи с этим важнейшей задачей ЦБ является учет и контроль за денежной массой в обращении.

Денежная база и денежный мультипликатор.

Сумму наличных деньги (банкнот и монет), находящихся в обращении и резервов коммерческих банков называют денежной базой . Сумма денежной базы отражается в пассиве баланса ЦБ. Под предложением денег (денежной массой) понимают сумму наличности и депозитов (М1). Определим количественное соотношение между денежной базой и денежной массой М1. Денежная база (H ) равна сумме наличности(CU ) и совокупных резервов коммерческих банков (R ): H = CU + R .

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов . Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования, как определенного процента от величины депозитов.

Помимо обязательных резервов, банки обычно держат избыточные резервы, чтобы удовлетворить требования клиентов и не занимать деньги у других банков или у Центрального Банка. Обозначим отношение совокупных резервов к депозитам через r d (r d =R/D) .

Объем денежной массы M равен сумме наличности (CU) и депозитов (D): M = CU + D.

Отношение наличности к депозитам определяется поведением населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности. Обозначим это отношение через c d (с d =CU/D ) . Теперь мы можем представить соотношение между денежной массой и денежной базой следующим образом :(1)

Отношение денежной массы к денежной базе (mm ) называют денежным мультипликатором . Мультипликатор отражает тот факт, что каждый рубль денежный базы превращается в mm рублей денежной массы, причем mm >1 (поскольку r d <1). Предположим, что денежная база увеличилась на 1 млн. рублей. Это приводит к непосредственному увеличению денежной массы на 1 млн. рублей и вызывает целый ряд косвенных эффектов, влияющих на денежную массу.

Процесс создания денег можно разбить на ряд шагов и проанализировать, какое максимальное количество денег могли бы создать банки.

1-ый шаг.

а) Денежная масса состоит из наличности и депозитов. Дополнительный 1 млн. рублей будет также поделен на две части: одну часть CU население оставит в виде наличных, а другую часть разместит на банковском депозите D .

б) Банки определенную долю депозитов (r d) поместят в резервы, а оставшиеся средства, величиной (1-r d)/(1-с d) пойдут на выдачу кредитов.

2-ой шаг.

Кредиты идут на оплату товаров и услуг и, в результате, эти деньги окажутся на руках у домохозяйств, которые вновь поделят их на наличные и депозиты. В результате весь процесс, описанный выше, повторится по отношению к сумме в (1-r d)/(1-с d) млн. рублей и так далее. Таким образом, изменение денежной базы на 1 приводит к изменению денежной массы более чем на 1 (mm >1), то есть имеет место эффект мультипликатора.

Это объясняется тем, что банки выдают кредиты и, тем самым, создают деньги.

Величина денежного мультипликатора зависит от отношения резервов к депозитам (r d) и от отношения наличности к депозитам (с d).

Отношение резервов к депозитам

Увеличение отношения резервов к депозитам уменьшает возможности банков по созданию денег, поскольку ведет к сокращению средств, направляемых на выдачу кредитов и, в результате, меньше средств возвращается в экономику, а значит сократится и приток новых депозитов в банки, что приведет к сокращению денежного мультипликатора.

Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов. Первые полностью определяются нормой обязательных резервов (r r ), устанавливаемой Центральным Банком. Обязательные резервы в настоящее время служат некой страховкой: в случае банкротства банка эти средства будут использованы для частичного возмещения средств вкладчиков банка. Кроме того, норма обязательных резервов используется Центральным Банком для регулирования количества денег в экономике. Величина избыточных резервов выбирается самими банками.

Банки предпочитают держать определенные средства в виде наличных сверх обязательных резервов для того, чтобы в экстренном случае (большие неожиданные снятия со счетов) удовлетворить потребности вкладчиков и избежать необходимости заимствовать средства на межбанковском рынке или же обращаться за займом к Центральному Банку. Принимая решение о том, сколько средств держать в виде избыточных резервов, банки сравнивают потери и выгоды от дополнительной единицы избыточных резервов. С одной стороны, наличие избыточных резервов связано с издержками, поскольку эти средства могли бы пойти на кредиты и принести доход в виде процентных платежей.

Таким образом, рост ставки процента (i ) отрицательно воздействует на величину избыточных резервов. С другой стороны, при необходимости удовлетворить неожиданные требования вкладчиков об изъятии большой суммы и отсутствии необходимых средств, банку придется либо взять кредит у других коммерческих банков по межбанковской процентной ставке (i b ), либо попросить взаймы у Центрального Банка (по ставке рефинансирования i r ). В итоге повышение межбанковской ставки или ставки рефинансирования ведет к удорожанию заимствования и стимулирует банки увеличивать избыточные резервы.

Суммируя все вышесказанное, можно записать следующую функцию для отношения резервов к депозитам: .

Отношение наличности к депозитам

Рост отношения наличности к депозитам уменьшает денежный мультипликатор и приводит к сокращению предложения денег . Эту отрицательную зависимость между отношением наличности к депозитам и величиной мультипликатора можно объяснить следующим образом. Если домохозяйства увеличивают долю средств, которую они держат в виде наличных, то это означает, что меньше средств будет привлечено на депозиты, а, следовательно, банки меньше выдадут кредитов и, соответственно, меньшее количество средств поступит на депозиты и в дальнейшем.

На отношение наличности к депозита влияют факторы, которые определяют спрос на деньги. Например, рост процентной ставки означает сокращение спроса на наличные деньги и переключение на активы, приносящие процент (депозиты), что ведет к уменьшению отношения наличности к депозитам. На величину с d влияет также доверие банковской системе. Потеря доверия банковской системе может привести к тому, что вкладчики начнут в массовом порядке изымать свои вклады (ситуация, получившая название набегов на банки или банковской паники). Поскольку резервы банков значительно меньше объема депозитов, то даже кредитоспособный банк будет не в силах противостоять подобному наплыву вкладчиков, досрочно снимающих свои вклады, что приведет к банковскому кризису. Чтобы противостоять подобным внезапным наплывам банковских требований, вызванным сомнениями в кредитоспособности банков, во многих странах ввели систему страхования вкладов.

Т.о., можно представить денежный мультипликатор, как функцию от экзогенных параметров, где с помощью знаков «+» и «-» указывают направление воздействия каждого из параметров: .

А функцию предложения денег можно записать, как функцию от денежной базы и параметров, влияющих на мультипликатор: .

Также мне бы хотелось рассмотреть спрос и предложение денег. Для начала я подробнее остановлюсь на спросе.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход. Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме - наличных денег. Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. /10, с.516/.

Спрос на деньги формируется под воздействием:

1) спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный, трансакционный спрос на деньги, или спрос на деньги для совершения сделок);

2) спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на актив в сравнении с другими активами, спрос на запасную стоимость, или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального ВНП. Чем выше доход в обществе, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики. Можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента, поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные альтернативные издержки. /22, с.52/.

В общем случае спрос на деньги может увеличиться в результате позитивных изменений в экономике: роста номинального национального дохода, изменений в производительных силах, ожиданиях, банковском законодательстве и др. /10, с.524/.

Что касается предложения денег, то предложение денег в экономике исходит от Центрального Банка, который является монополистом эмиссии денег и регулирует величину денежной массы. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах которые потенциально могут служить расчетными средствами. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего, наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. /17, с.476/.

С предложение денег связано такое понятие как денежный агрегат. С помощью денежных агрегатов измеряется величина предложения денег. Денежные агрегаты - части современных денежных средств, которые применяются для обращения и объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности. Эти части последовательно включают все менее ликвидные составные части, которое могут служить средством сохранения ценности.

В разных странах вся денежная масса длится на различные виды агрегатов, что во многом зависит от уровня развития долговых отношений и денежного рынка. /6, с. 162/. Однако принципы построения системы денежных агрегатов во всех странах одинаковые. Каждый следующий агрегат:

· включает в себя предыдущий;

· является менее ликвидным, чем предыдущий;

· является более доходным, чем предыдущий. /7, с.322/.

Наиболее распространены три денежных агрегата, которые именуются М1, М2 и М3. В М1 входят деньги в узком смысле, обладающие наибольшей ликвидностью. В М2 и М3 включаются финансовые средства, предназначенные для сохранения ценности.

В ситуации здоровой экономики, нормального денежного оборота между агрегатами существует равновесие, определенные пропорции, подразумевающие, что объем безналичных денег должен превосходить объем денежной наличности. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении этого равновесия в денежном обращении образуется нехватка наличных денег, рост цен и другие негативные явления. /3, с.60/.

И в завершении этого пункта, я бы хотела сказать, что величина предложения денег определяется экономическим поведением:

· центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги;

· коммерческих банков (банковских секторов экономики), которые хранят средства на своих счетах;

· населения (домохозяйств и фирм - небанковского сектора экономики), которое принимает решение, в каком соотношении разделить денежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах./1, с.28/.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой, установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег . Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: 1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег ; 2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; 3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи

государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. В современной рыночной экономике предложение денег . Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал-лических денег приходится 2-3%, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об