Норма обязательных резервов. Для чего устанавливается норма обязательных резервов? Усреднение обязательного резервирования

Обязательные резервы не всегда были инструментом денежно-кредитной политики в современном ее понимании. Этот рычаг влияния на банковскую систему сначала обуславливался необходимостью страхования вкладчиков банка, а также повышением ответственности банков перед своими клиентами.

В современном понимании минимальные обязательные резервы - это инструмент денежно-кредитной политики, сущность которого заключается в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке в процентах к привлеченных депозитов.

Минимальные обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики является рычагом глубокого влияния на предложение денег. Обязательное резервирование призвано выполнять в экономике две основные функции, а именно:

o средства поддержания ликвидности коммерческих банков;

o инструмента регулирования денежной массы в обращении. Первичной функцией минимальных резервов является обеспечение

ликвидности коммерческих банков. Формирование централизованного фонда денежных средств должна служить надежным обеспечением вкладов. В сегодняшних условиях роль этой функции связана с обеспечением стабильности банковской системы, способствует как поддержанию непрерывности функционирования платежно-расчетного механизма, так и снижению рискованности вкладов в банки и уменьшению убытков от их банкротств.

На сегодняшний день эта функция трансформировалась и связана с обеспечением стабильности деятельности банковской системы в целом, что способствует, во-первых, поддержанию надежности платежно-расчетного механизма и, во-вторых, снижению уровня риска банковских вложений и минимизации потерь в случаях банкротства банков.

Основной функцией обязательного резервирования является воздействие на кредитный потенциал коммерческих банков с целью регулирования количества денег в обращении. Уровень минимальных резервов непосредственно влияет на количественные параметры кредитования субъектов национальной экономики со стороны коммерческих банков и определяет объем денежной массы.

Центральный банк периодически изменяет норму обязательного резервирования в зависимости от ситуации на рынке и типа политики, которым проводится. По ограничительной денежно-кредитной политики центральный банк прибегает к повышению нормы обязательных резервов, что ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков и сокращение денежной массы в обращении.

За осуществление стимулирующей (экспансивной) денежно-кредитной политики центральный банк снижает норму обязательных резервов, в результате чего большая часть ресурсов остается в распоряжении коммерческих банков, что дает возможность увеличивать объемы кредитования и ведет к росту денежной массы в обращении (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Использование норм минимальных обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики

Современная монетарная политика предусматривает использование норм минимального резервирования как инструмента долгосрочного влияния на стабилизацию денежного обращения и средства антиинфляционной политики. Цель применения норм обязательного резервирования заключается в:

* Ограничении темпов роста денежной массы;

o изъятии избыточных средств с денежного обращения;

o формировании жесткой связи между денежной массой и денежной базой;

* Регулировании спроса на банковские ресурсы.

Норма обязательного резервирования устанавливается в законодательном порядке. Порядок ее применения существенно отличается как количественно, так и качественно в разных странах. Частое манипулирования нормами обязательного резервирования может вызвать определенные трудности, поскольку даже небольшие его колебания существенным образом влияют на объем кредитования в экономике. Этот инструмент обеспечивает решение в большей степени долгосрочных задач денежно-кредитной политики.

При использовании норм обязательного резервирования следует иметь в виду не только мультипликативный эффект кредитной экспансии, ослабляет его управляемость, но и влияние на уровень рентабельности коммерческих банков, поскольку деньги, находящиеся на резервных счетах, не приносят дохода. Это является своеобразным дополнительным "налогом" на деятельность коммерческих банков.

Механизм установления минимальных банковских резервов как эффективного и надежного инструмента денежно-кредитной политики в течение последних лет существенным образом потерял свое значение. Во многих странах центральные банки проводят постепенное снижение норм резервных требований. Так, например, центральные банки стран - членов Европейской системы центральных банков используют норму резервирования, что составляет 2%, а по срочным вкладам сроком более двух лет норма минимальных резервных требований не устанавливается.

Национальный банк Украины, в соответствии с Положением о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины, использует норматив обязательного резервирования как один из инструментов реализации денежно-кредитной политики с целью контроля за денежными агрегатами из-за снижения (увеличения) денежного мультипликатора. Обязательства выполнять резервные требования возникает в коммерческом банке с момента получения лицензии НБУ на право осуществления соответствующих банковских операций.

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам бан­ка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка, и могут быть разны­ми для различных кредитных организаций. Нормативы обяза­тельных резервов не могут быть единовременно изменены бо­лее чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные ор­ганизации. Согласно сложившимся в мире правилам обяза­тельные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ - до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это тре­бование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отноше­ние его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн руб.

должен расположить в ЦБ резервы на сумму 200 тыс. руб. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов, то банк должен увеличить свои резервы в ЦБ до 400 тыс. Политика резервирования является довольно гру­бым методом и если при этом не используются другие инстру­менты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика - методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается допол­нять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Норма обязательных резервов (НОР) – юридически закрепленная доля обязательств коммерческого финучреждения по привлеченным вкладам, которую необходимо предоставить Центробанку в форме беспроцентного депозита.

Она определяет размер гарантийного фонда КБ, с помощью которого выполняются обязательства кредитной организации перед вкладчиками. В России обязательные резервные требования регламентируются № 86-ФЗ О Центральном банке РФ (Банке России), а также нормативными актами регулятора.

Размер НОР в России

Резервы рассматриваются как неприкосновенный ресурс денежной массы, который финучреждения не вправе использовать в собственных целях. По состоянию на 01. 12. 2017 размер НОР определен Центробанком следующим образом:
  • по обязательствам перед юрлицами-нерезидентами — 5% в рублях и 7% в зарубежной валюте;
  • по обязательствам перед юрлицами — 1% в рублях и 6% в зарубежной валюте;
  • по другим обязательствам финучреждений — 1% в рублях и 7% в зарубежной валюте.
На размер нормы обязательного резервирования оказывает влияние банковский мультипликатор, показатели которого обратно пропорциональны НОР. Этот экономический коэффициент позволяет вычислить предполагаемый объем денежных средств, который способна дополнительно создать кредитная организация.

Важно! Единовременная корректировка нормативов обязательных резервов ограничена максимум пятью пунктами.

НОР как инструмент монетарной политики

Объем денежных средств, пребывающих в обращении, определяет динамику инфляционных процессов. Ключевую роль в борьбе с обесцениванием денег играет Центробанк, использующий в качестве механизма денежно-кредитной политики корректировку нормы обязательного резервирования.

Доступная для кредитования величина денежной массы определяется как разница между всеми привлеченными депозитами и объемом обязательного резервирования. В случае увеличения НОР кредитная активность финучреждений уменьшается по причине сокращения количества свободных средств. Понижение объема зарезервированных беспроцентных депозитов на счетах регулятора стимулирует рост предложения заемных денег для населения и предприятий.

Однако корректировка уровня НОР применяется Банком России нечасто, так как она выступает высокоэффективным инструментом — даже малейшее изменение нормы способно заметно повлиять на предложение денежных средств.

Усреднение обязательного резервирования

Коммерческие банки могут использовать этот механизм, формируя сумму резервов методом поддержания среднемесячного остатка на корреспондентских счетах регулятора. Если финучреждение переживает временное осложнение финансовой ситуации, ему разрешается потратить часть денежной массы, хранящейся на счетах Центробанка, но в завершении расчетного периода оно обязано возвратить взятые деньги, что позволит сделать остаток неизменным.

Согласно ст.38 № 86-ФЗ значение коэффициента усреднения должно находиться в диапазоне от 0 до 1. Он может формироваться отдельно для КБ, имеющих универсальную или базовую лицензию, а также для небанковских финучреждений.

Нарушение НОР

При несоблюдении обязательных резервных требований регулятор вправе списать в принудительном порядке недовнесенные деньги с корреспондентского счета КБ, открытого в ЦБ РФ. В случае лишения банка лицензии на выполнение операционной деятельности сумма обязательных резервов переводится на счет финучреждения и в дальнейшем используется в порядке, определенном федеральным законодательством и нормативными актами Центробанка.

Норма обязательных резервов

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке . Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

В России

С 25 марта 2011 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ составляет:

  • По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 5,5 %
  • По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,0 %
  • По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,0 %
  • Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) - 0,6
  • Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) - 1

Коэффициент усреднения обозначает долю объема фонда обязательных резервов, которой банк распоряжаться не может ни при каком условии. При этом, оставшейся частью фонда банк может распоряжаться, но таким образом, чтобы среднемесячный объем средств в Банке России был не меньше расчетной величины фонда.

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке гражданином РФ или юридическим лицом, банк хранит 4,0 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.

На Украине

Основная статья: Фонд гарантирования вкладов физических лиц Украины

Примечания

Ссылки

  • Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Норма обязательных резервов" в других словарях:

    Отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого… … Финансовый словарь

    Экономический словарь

    Величина, равная отношению суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке, к общей сумме денежных обязательств коммерческого банка или сумме денежных средств, привлеченных банком. Н.о.р.… … Словарь бизнес-терминов

    норма обязательных резервов - отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов… … Словарь экономических терминов

    НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ - установленная Центральным банком доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров… … Большой бухгалтерский словарь

    НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ - установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров помогает… … Большой экономический словарь

    Норма обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину резервов, хранимых коммерческими банками на беспроцентных счетах в центральном банке … Экономика: глоссарий

    Устанавливаемые законом процентные отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств по соответствующим статьям. Коммерческие банки обязаны хранить эти резервы в центральном банке.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об