Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI века

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века.

15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века.

15.3 Внешняя политика России в начале XXI века.

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века

26 марта 2000 г. Президентом РФ в первом же туре с результатом 52,9% был избран В.В. Путин. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004), которого затем сменил М.Е. Фрадков (2004-2007). Избранный президент получил от Б.Н. Ельцина тяжелое наследство: государства фактически не существовало, Россия зависела от зарубежных кредиторов и олигархов, нарастала дезинтеграция страны, за 1990-е гг. экономика сократилась наполовину, абсолютное большинство населения жило за чертой бедности и не верило в будущее. Существовала масса других проблем, начиная от тотальной коррупции, заканчивая развалом армии. Самой главной задачей, которую начал решать на посту президента В.В. Путин, была задача восстановления государства.

Летом 2000 г. закончилась активная фаза боевых действий во время Второй чеченской войны, боевики были разгромлены, непризнанная республика Ичкерия ликвидирована. Проблема сохранения территориальной целостности страны была решена. Однако после разгрома боевики перешли к тактике террора. В мае 2002 г. произошел теракт в Каспийске. 23 октября 2002 г. в Москве террористы захватили зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке, в результате погибло 130 чел. В декабре 2002 г. взорван Дом правительства Чеченской Республики. В июле 2003 г. произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре – электричка в Ставропольском крае.Во время празднования Дня Победы в 2004 г. в Грозном в результате подрыва бомбы погиб глава Чечни А. Кадыров. В августе произошли взрывы самолетов. 1 сентября 2004 г. террористы захватили школу в Беслане, погибло около 330 чел.

Во второй половине 2000-х гг. ситуация в Чечне существенно изменилась. В августе 2004 г. новым Президентом Чеченской Республики был избран А. Алханов. Премьер-министром стал Р. Кадыров – сын А. Кадырова. В 2007 г. он стал главой Чечни. Новое руководство восстанавливало экономику региона и проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество, что лишало террористов их сторонников. Параллельно преследовались лидеры бандформирований. В 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

Одновременно В.В. Путин укреплял «вертикаль власти», предполагающую контроль над исполнительными органами власти страны. В мае 2000 г. 89 субъектов РФ были объединены в 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, в чьей компетенции был контроль за исполнением решений главы государства. Было восстановлено единое правовое поле: Конституции, Уставы и законы регионов страны, противоречившие Конституции РФ, были приведены в соответствие с ней.

С 2002 г. в Совет Федерации РФ стали входить не главы законодательной и исполнительной власти регионов, а их представители. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный Государственный совет. В 2003-2007 гг. прошли референдумы в нескольких субъектах РФ, на которых были приняты решения об их объединении. Количество субъектов РФ в итоге сократилось до 83.

С 2004 г. главы субъектов РФ перестали напрямую избираться населением, потому что, как показала практика, во многих регионах к власти приходили ставленники той или иной финансово-промышленной (а то и вовсе преступной) группировки. Глава субъекта РФ стал наделяться полномочиями законодательным органом данного субъекта по представлению Президента РФ. Также глава государства получил возможность лишать главу региона должности.

Еще одной задачей, проводимой президентом, стала политика «равноудаления» олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала В.В. Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Однако В. Гусинский и Б. Березовский не были готовы отказаться от рычагов давления на власть. В итоге обоим пришлось покинуть страну. В 2003 г. был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что крупному бизнесу было дано однозначное послание: соблюдайте законы, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.

Был взят курс на борьбу с коррупцией. Для более эффективной борьбы с ней проведена судебная реформа. Реально заработал суд присяжных, появились мировые суды, повысился статус судей (сократились возможности для злоупотреблений, и усилилась независимость судов).

Курс В.В. Путина законодательно поддержала партия «Единая Россия», созданная в 2001 г. путем слияния движений «Единство» и «Отечество – Вся Россия». В 2003 г. на выборах в Госдуму «Единая Россия» одержала победу и получила конституционное большинство. Председателем Думы был избран лидер этой партии Б.В. Грызлов.

В 2004 г. В.В. Путин был переизбран на второй срок. М.Е. Фрадков сохранил пост председателя Правительства РФ, но в 2007 г. его сменил В.А. Зубков (2007-2008). В 2007 г. выборы в Государственную думу РФ впервые проводились только по пропорциональной системе: депутатские места распределялись между партиями, преодолевшими 7%-й барьер. Таких партий оказалось четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, а председателем Думы был переизбран Б.В. Грызлов.

В марте 2008 г. президентом страны был избран Д.А. Медведев. В.В. Путину по Конституции нельзя было баллотироваться, он стал Председателем Правительства РФ. Внутренняя политика при этом не претерпела существенных изменений. В конце 2008 г. в Конституцию РФ были внесены поправки, увеличившие срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы РФ – до пяти лет.

В 2011 г. прошли очередные выборы в Государственную думу РФ, избирательный барьер преодолели те же четыре партии. Большинство (простое, неконституционное) в очередной раз получила партия «Единая Россия», председателем Думы избран С.Е. Нарышкин. После парламентских выборов оппозиция поставила под сомнение результаты выборов и организовала митинги с целью дестабилизации обстановки и захвата власти по типу «оранжевой революции» на Украине, но безуспешно.

В 2012 г. в стране прошли президентские выборы. В первом же туре с результатом 63,6% их выиграл В.В. Путин. В 2014 г. произошло воссоединение Крыма с Россией. В состав Российской Федерации вошли на правах новых субъектов Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Количество субъектов увеличилось до 85.

Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике, но с эффективным государственным регулированием.

Россия должна была войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. К их числу относились «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей. Появились «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и т.д. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях.

Эффект от девальвации рубля 1998 г., защищавший отечественное производство от импорта, привел к экономическому росту. Только с 1999 г. по 2005 г. реальный ВВП страны вырос на 48%. Подъему также способствовала налоговая реформа.Снизиласьналоговая нагрузка на предприятия, для малого бизнеса и АПК вводилось упрощенное налогообложение. Для населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В немалой степени экономический рост был обеспечен повышением платежеспособного спроса населения. Доходы жителей страны росли опережающими темпами. Постоянно увеличивались зарплаты, пособия и пенсии.

Благоприятная рыночная конъюнктура помогла улучшить финансовое положение страны. На 1 января 2000 г. внешний долг органов государственного управления РФ составлял 68% ВВП (133,2 млрд. долларов), золотовалютные резервы России оценивались в 12,5 млрд. долларов. Благодаря тому, что государству удалось вернуть контроль над топливно-энергетическими предприятиями, доходы от высоких мировых цен на нефть стали поступать в бюджет страны. В 2004 г. появился Стабилизационный фонд, в котором уже в 2008 г. имелось более 150 млрд. долларов. В 2012 г. Россия вступила в ВТО как полноценный участник мирового рынка. На 1 января 2015 г. внешний долг органов государственного управления РФ составил 54,4 млрд. долларов (2,5% ВВП). Золотовалютные резервы России на начало 2015 г. составили 386 млрд. долларов. Зависимость от иностранных кредиторов исчезла.

Аграрная политика характеризовалась нарастанием государственной поддержки. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который закрепил право частной собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. В 2006 г. был принят Закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший основные цели, принципы аграрной политики, меры по ее реализации. В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, поставившая цель – достижение продовольственной независимости страны.

Модернизации подверглась социальная сфера. Началась пенсионная реформа, в ходе которой распределительная система начисления пенсий была заменена страховой, граждане получили возможность распоряжаться средствами накопительной части пенсии. В январе 2002 г. введен новый Трудовой кодекс. Летом 2002 г. была начата реформа ЖКХ цель которой состояла в переходе на рыночные основы. В 2005 г. была проведена монетизация льгот – натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.

В 2006 г. было объявлено о программе стимулирования рождаемости (увеличение выплат, родовые сертификаты, материнский капитал, модернизация учреждений здравоохранения и т.д.). Благодаря мерам по снижению смертности и поддержке рождаемости в России в 2013 г. впервые с 1993 г. начался естественный прирост населения.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Экономическое развитие

В экономическом плане начало нового века оказалось намного благоприятнее последнего десятилетия века ХХ. Главное – прекратилось падение производства и наметился устойчивый его подъем. Рост производства означает возможность повышения уровня жизни и благосостояния граждан, решения важных социальных проблем. Руководство страны поставило задачу увеличить объем внутреннего производства (валового внутреннего продукта – ВВП) за 10 лет, т. е. к 2010 г., в два раза. Но для достижения этой цели стало ясно, что темпы роста необходимо увеличить с 7 процентов в год (за 2002–2004 гг.), по крайней мере, до 8–9. Однако для такого увеличения нужно решить ряд проблем, устранить препятствия, которые стоят на пути бизнеса, обеспечить приток иностранного капитала .

Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том, что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Но всем понятно, что раньше или позже они неизбежно понизятся. Еще никто не забыл кризис 1998 г., который как раз и был связан с подобным падением цен. Учитывая его уроки, было решено часть выручки от налогов на нефть направлять в так называемый стабилизационный фонд . Он должен использоваться, если цены на нефть упадут, чтобы правительство имело резерв для устранения наиболее серьезных проблем в бюджете. Тем не менее, если страна не избавится от зависимости от колебаний нефтяных цен, развиваться устойчиво она не сможет. Основное условие такого освобождения – активный приток иностранного капитала в Россию. Но чтобы этот капитал пришел, нужно создать для него благоприятные условия, прежде всего, гарантировать от произвола чиновников и изменений законодательства.

В развитии экономики наблюдаются и другие положительные явления, в частности, стабилизация курса рубля. Но тут есть и проблемы. В течение 2003–2004 гг. доллар из-за трудностей в экономике США стал падать по отношению к другим валютам и к рублю. Это означает, что ценность российской валюты повышается. Но, с другой стороны, обесценивание доллара вредит тем россиянам, которые держат свои накопления в американской валюте, а также российскому экспорту. Есть позитивные изменения в отношении правительства к улучшению дорог, строительству, малому предпринимательству . Да и сам бизнес успешно решает многие важные вопросы. Так, за последние годы в стране буквально произошла революция в сотовой связи , очень широко распространился кредит бытовой техники, мебели, автомобилей и пр.

Но рост экономики обозначил и узкие места в ней. Одним из них являются банки, которые, к сожалению, пока недостаточно надежны. Летом 2004 г. без видимых причин в стране начался банковский кризис, который, к счастью, удалось быстро разрешить. В 2004 г. началась проверка банков, которые хотят принимать вклады от населения.

По-прежнему руководство в политических интересах совершает действия, которые очень вредно отражаются на экономике страны и ее престиже. Наиболее наглядно это выразилось в деле ЮКОСа, который стал в начале XXI века самой динамично развивающейся нефтяной компанией страны, а среди ее акционеров было много иностранцев. Если верить некоторым СМИ, подоплека дела связана с тем, что глава компании Михаил Ходорковский поддерживал деньгами различные политические партии, а Кремль увидел в этом вызов себе. Для давления на ЮКОС стали использовать прокуратуру и налоговые органы. Самого Ходорковского посадили в тюрьму по обвинению в хищениях, а за компанией насчитали огромную сумму недоплаченных государству налогов . В конце 2004 г. за долги перед государством было продано самое крупное нефтяное месторождение ЮКОСа. Его акции падают, но главное – у иностранного капитала падает доверие к России.

Внутренняя политика

Во внутренней политике государство поставило перед собой важные задачи: повышение уровня жизни граждан, экономический подъем, повышение безопасности, укрепление правопорядка и некоторые другие. Однако эти задачи все еще обозначены недостаточно четко и не совсем ясно, каким образом собираются реализовать эти цели. Слабо ведется идеологическая работа по разъяснению политики государства, его задач и целей, не всегда понятно, какие, по мнению правительства, нравственные ценности должны быть приоритетными для нашего общества.

Проблема терроризма

Внутренняя политика в России и в новом веке, к сожалению, во многом идет под знаком борьбы с терроризмом и восстановления порядка в Чечне. Пока наши специальные службы работают в этом отношении недостаточно эффективно, а террористические акты слишком часто выступают в качестве главных информационных событий. Наиболее трагичными из них были следующие. В 2002 г. захват заложников в театральном центре на Дубровке. Здание в конце концов взяли штурмом, террористы были уничтожены, но в результате применения газа во время операции умерло и пострадало много заложников. 9 мая 2004 г. произошел взрыв трибуны правительства в Чечне, в результате которого погибло несколько членов правительства этой республики вместе с президентом Чечни Ахматом Кадыровым. Далее последовали дерзкие нападения на соседнюю Ингушскую республику, уничтожение пассажирских самолетов. Наконец, 1 сентября 2004 г. террористы захватили очень много школьников и учителей прямо с праздничной школьной линейки в осетинском городке Беслане. Штурм здания привел к очень большим жертвам среди заложников, а также и среди бойцов спецназа. Погибли сотни людей, из них половина детей. Сами террористы почти все были уничтожены. Трагедия Беслана потрясла не только всю Россию, но и весь мир.

В области среднего образования также было немало перемен. Началось введение 12-летнего образования. Стало больше разнообразных видов школ (гимназии, лицеи и т. п.) и программ. Активно идет переход на сдачу единого государственного экзамена для поступления в вуз. Но насколько эта реформа оправдана, пока говорить рано. Планируется введение с 10 класса профильного обучения в школах, при котором учащиеся будут сами определять, какие предметы они хотят изучать глубже, а какие, наоборот, менее серьезно.

Однако общие проблемы не только не обошли сферу образования, но в чем-то ударили по ней сильнее. Плохое финансирование, низкая зарплата, отсутствие у государства ясной политики в области образования, многое другое привели к падению его уровня и качества, распространению всевозможных форм обучения, которые не дают базовых знаний. Негативно также и то, что стало мало различных кружков и секций, спортивных школ и т. п.

Очень серьезным отрицательным фактом стала постоянная смена учебных программ и учебников. Группы ученых-методистов стали так активно конкурировать между собой за право издать собственные учебники, что полностью забыли об интересах школы. Это не только ведет к большим дополнительным затратам, но не позволяет учителям квалифицированно преподавать. Также это не дает возможности отследить, какие программы и учебники больше подходят для детей, а какие – меньше.

Некоторые перспективы

Как уже было сказано, начало XXI века оказалось для России более успешным, чем конец ХХ. Главные отличия – экономический рост и внутренняя стабильность. Однако по-прежнему страна находится на развилке. Куда она пойдет? По пути экономического роста, укрепления государственности, законности, демократии или по пути усиления позиций государственного капитализма, который будет препятствовать успешному развитию? Дело в том, что все эти годы наблюдается усиление слияния крупных и даже средних государственных чиновников и многих представителей бизнеса, которые вместе, используя любые средства, стремятся обогатиться за государственный или народный счет, укрепить свои позиции во власти, переделить собственность. Рост коррупции – это только симптомы такого слияния.

Перед страной стоят трудные задачи. Часть из них: подъем жизненного уровня малоимущих, улучшение здравоохранения и образования, улучшение положения с жильем, уменьшение смертности – и ряд других можно существенно решить, если удастся поддерживать экономический рост в стране.

Но для обеспечения роста надо многое сделать в поддержке бизнеса, устранении различных препятствий на пути здоровой деловой инициативы, привлечении иностранных инвестиций, создании нужной правовой базы.

Главное, чтобы и руководство, и народ поняли, что рост производства во имя подъема материального благосостояния – это и есть важнейшая национальная и государственная задача.

Разумеется, есть много проблем: борьба с бытовой и организованной преступностью, коррупцией, злоупотреблением служебным положением , борьба с пьянством и наркоманией и др., которые должны решаться только совместно государством и обществом. Но это возможно, только если Россия станет действительно демократическим обществом.

История идет своим путем. Но в то же время историю делают люди. Будем надеяться, что найдутся люди, которые создадут «русское экономическое чудо».

В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

В начало XXI века наша страна вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития. Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.

О реальных успехах социально-экономического развития за последние семь лет говорят следующие факты:

Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост.

С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.

Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли.

Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.

Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.

Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.

Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни.

В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями. Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.

Характеризуя состояние экономики России в начале XXI века, нельзя не отметить присущих ей противоречивых черт. С одной стороны, можно говорить о ряде особенностей, сближающих Россию со слаборазвитыми странами:

Экономическое производство и экспорт России носят преимущественно сырьевой характер. Экономические успехи последних лет были достигнуты нашей страной во многом за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. Уникальные топливно-энергетические ресурсы делают ее одним из ключевых игроков на геополитической арене. Однако ставка на сырьевой экспорт ставит развитие страны в жесткую зависимость от скачков мировых цен на энергоносители. Развития сырьевого сектора недостаточно, чтобы Россия встала в один ряд со странами "большой восьмерки", бурно развивающимися Китаем и Индией, олицетворяющими передовые рубежи современной экономики. Для этого необходима диверсификация экономики.

Показатели качества и продолжительности жизни в России пока еще несопоставимы с уровнем высокоразвитых государств. По величине ВВП на душу населения (885 $) Россия в 2005 г. занимала примерно 40-е место в мире, следуя в этом рейтинге за такими странами, как ЮАР и Чили, и незначительно опережая Мексику.

Одна из острейших проблем России - резкое расслоение общества по уровню доходов и качеству жизни. Прообраз среднего слоя в России не превышает 20-25% населения, причем разрыв в доходах богатой верхушки и основной массы общества, несмотря на общий рост реальных доходов населения, не проявляет тенденции к сокращению.

В начало XXI века Россия вступила страной с криминализованной экономикой и высоким уровнем коррупции.

С другой стороны, экономика России обладает рядом черт, характерных для высокоразвитых государств:

Существуют высокотехнологичные отрасли промышленности, работавшие в прошлом в основном на оборону.

Сохранилась высококвалифицированная рабочая сила.

Относительно высок уровень науки, специального и общего образования.

В России создается ряд высоких технологий и передовых разработок, конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке.

Таким образом, у нашей страны, несмотря на значительные потери 1990-х гг., имеется значительный потенциал для реализации инновационного пути развития.

Благодаря результатам, достигнутым начиная с 2000 года, возможности маневрирования, тот "коридор", в котором реально может развиваться Россия, сегодня заметно расширились. Появилась возможность выстраивать стратегические планы, не связанные жесткой необходимостью использования всех ресурсов для срочного решения самых острых и злободневных проблем. Такого рода стратегический план содержался в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 апреля 2007 года. Оно вобрало в себя в концентрированном виде ключевые моменты, которые высказывались в предыдущих Посланиях и дополнило их рядом новых положений. В нем содержится трезвая оценка нынешнего положения России со всеми его плюсами и минусами. С другой стороны, ключевые идеи Послания фактически превратились в директивы, которые активно воплощаются на практике.

Стратегия социально-экономического развития нынешнего руководства России направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности страны, укрепление ее позиций на мировой арене. Для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности, создан Банк развития.

Изменение характера экономических задач, стоящих перед государством, привело к изменению функций Стабилизационного фонда. Его основной источник доходов - нефтегазовые доходы

Средства этого фонда должны идти на широкомасштабное повышение качества жизни людей и на развитие экономики, в конечном счете создающие условия для улучшения благосостояния нынешних и будущих поколений. В частности, речь идет о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и покрытии дефицита пенсионной системы, о создании условий для более эффективного использования природных ресурсов, устранении инфраструктурных ограничений в экономике, о модернизации и развитии высокотехнологичных производств.

В качестве важнейшей цели совершенствования экономики сегодня рассматривается создание инновационной экономики. В современном постиндустриальном обществе именно этот путь определяет основной вектор движения передовых стран. Переход к инновационной модели развития должен быть достаточно динамичным - иначе Россия останется за порогом той группы стран, которые сегодня достигли показателей постиндустриального общества или вплотную приблизились к нему. В то же время общеэкономический рост не должен болезненным образом сказываться на социальном положении населения или отдельных его групп. Напротив, в качестве важнейшей задачи рассматривается использование результатов экономического развития для обеспечения нового, более высокого качества жизни людей.

Система хозяйствования, унаследованная современной Россией, в целом маловосприимчива к инновациям в сфере научно-технического прогресса и управления. Поэтому актуальным является создание национальной инновационной системы, подобной тем, которые существуют в США, Японии, странах Западной Европы.

Усилия государства в данном направлении включают в себя несколько составляющих. Во-первых, это пятилетняя программа поддержки фундаментальных исследований на 2008-2012 гг. Значение поддержки фундаментальной науки в современных условиях огромно, поскольку открытия в этой сфере сегодня очень быстро находят практическое применение в экономике.

Второе направление поддержки - принятие и финансирование специальных целевых программ, связанных с государственным заказом на прикладные исследования и разработки. Распределение госзаказов в рамках этих программ происходит на конкурсной основе, по итогам которых договора заключаются с конкретными научными коллективами и организациями.

Особым приоритетным направлением является проведение исследований в области нанотехнологий и разработка стратегии развития наноиндустрии.

Не менее важное направление совершенствования инфраструктуры связано с созданием эффективной транспортной сети. Из-за плохого состояния дорог Россия несет прямые потери в размере 3% ВВП, а мобильность населения у нас в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Ныне принята Программа развития дорожной сети до 2015 года. Ее главные приоритеты - строительство высококачественных федеральных трасс, реконструкция дорог, являющихся международными транспортными коридорами в Европейской части России, а также обеспечивающих использование экономического потенциала Сибири и дальнего Востока. Для крупных городов все более угрожающей по своим экономическим последствиям проблемой становятся транспортные пробки. Поэтому выделяются крупные средства на развитие улично-дорожной сети.

Россия - страна, исключительно богатая природными ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Но используются, с точки зрения современных условий, неэффективно. Однако продажа сырой нефти приносит значительно меньший доход, чем продуктов ее глубокой переработки. А в этой сфере Россия существенно отстает.

При добыче нефти в России сжигается огромное количество попутного газа, в то время как во многих странах мира этот газ успешно используется. Это лишь один из примеров расточительного использования природных ресурсов. Для борьбы с ними намечено увеличить экологические штрафы, создать систему учета, ужесточить выдачу лицензий на использование недр.

Предпринимаются меры для изменения положения в лесной и деревообрабатывающей отрасли. За счет поэтапного повышения пошлин на экспорт леса за пределы страны должны быть созданы условия для организации его переработки внутри страны и экспорта уже готовой продукции. Этой же цели способствует снижение пошлин на ввоз в страну технологического оборудования для деревообрабатывающих предприятий.

Серьезные усилия направлены на то, чтобы навести порядок в рыбной отрасли: сократить незаконный лов рыбы, контрабанду рыбы и икры за границу.

Важная роль в экономическом развитии страны отводится поддержке малого и среднего предпринимательства. Важнейшим ресурсом экономического развития в современном мире выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность образовательного, культурного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В современных условиях качество и количество интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, наличие высококвалифицированного персонала, привыкшего к производству сложных, подчас уникальных образцов продукции и услуг, во многом определяют прогресс экономики.

Для развития и эффективного использования человеческого капитала необходимо, прежде всего, повышение качества жизни людей во всех ее проявлениях. Понятие "качество жизни" включает в себя уровень реальных доходов населения (зарплат, пенсий), качество и доступность жилья, услуг системы здравоохранения и образования, уровень безопасности и правовой защищенности граждан, эффективность системы социальных услуг, благоприятную экологическую среду.

С 2005 года началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни. Целый ряд программ в рамках национальных проектов стал фактически совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" многие медицинские учреждения получили современное диагностическое оборудование, санитарный транспорт. Сократилась смертность. Однако динамика качества услуг здравоохранения, по оценкам правительства и общества, недостаточна.

Позитивные результаты дает нацпроект по демографической политике - зафиксировано повышение рождаемости. Указом Президента от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографического развития до 2025 года, которая предполагает очень существенное сокращение уровня смертности и увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.

В проекте "Образование" главным стало стимулирование лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, а также информатизация и развитие материально-технической базы школ. Значительно расширились масштабы поддержки инновационных вузов и впервые осуществлена поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Национальный проект "Развитие АПК" показал наличие потенциала для развития аграрного производства.

Проект "Доступное и комфортное жилье" направлен на создание условий, облегчающих приобретение гражданами жилья.

Усилия по повышению качества жизни не ограничиваются рамками приоритетных национальных проектов.

России приходится искать пути интеграции своей экономики в мировую систему хозяйствования. Главное при этом - определение статуса, места своей экономики в современном мире и выработка на этой основе соответствующей линии поведения. В связи с этим существенное значение имеет реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что России предстоит развиваться в весьма специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть конкуренцию в свою пользу.

В ходе поступательного экономического развития возникли определенные условия. Первое условие можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое хозяйство в единое целое. Второе условие - либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется.

Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об