Валютная политика: понятие, формы. Цели валютной политики

Рыночные реформы, интеграция России в мировое хозяйство вызвали необходимость формирования принципиально новых механизмов осуществления политики государства во внешнеэкономической сфере. Это касается всех ее направлений, и особенно валютной политики, поскольку от состояния валютных отношений, уровня их организации в значительной мере зависит эффективность участия страны в мирохозяйственных связях.

Как известно, деятельность государства в конкретной сфере экономики осуществляется посредством соответствующего вида политики: промышленной, инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеторговой, валютной и т.д. Каждая из них имеет особенности, которые определяются прежде всего содержанием процессов, имеющих место в данном секторе экономики. В то же время у всех видов экономической политики есть общая черта – они представляют собой сферу реализации государственных интересов. Интересы, которые преследует государство в той или иной части экономической системы, определяют смысл, направленность соответствующего вида экономической политики.

Экономические интересы государства существенно отличаются от экономических интересов любого другого субъекта (предприятия, организации, индивидуального производителя и потребителя и т.д.). Они не ограничиваются только максимизацией доходов. Государство заинтересовано прежде всего в устойчивом, динамичном и пропорциональном развитии всех сфер экономики страны, а значит, развития ее в целом. Реализация в полной мере интересов государства в валютной сфере является свидетельством того, что валютная политика выполняет свое назначение в качестве важнейшего инструмента интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Итак, валютная политика – это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы.

Интересы государства в валютной сфере экономики страны обусловливают цели его валютной политики. В то же время посредством определения целей (целеполагания) происходит осознание государством своих интересов в валютной сфере. Определить цели валютной политики – это значит не только их сформулировать, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики, временные параметры и т.д.

Цели валютной политики различаются на долгосрочные и текущие.

К долгосрочным целям относятся:

· укрепление экономической безопасности страны;

· повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

· обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

· создание условий, благоприятных для применения в стране капитала, в том числе иностранного;

· защита денежной системы и экономики страны в целом от негативного воздействия внешних факторов;

· пополнение золотовалютных резервов государства;

· обеспечение доходов государственного бюджета.

Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования.

Текущие цели валютной политики государства неразрывно связаны с ее главной составляющей – политикой валютного курса . Как указано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов», «политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования».

Такая направленность валютной политики государства означает, что оно прилагает меньше усилий по поддержанию динамики курса рубля в заданном направлении и перераспределяет их на регулирование денежного рынка в целях сдерживания инфляции. Режим ее таргетирования предполагает декларирование целевых значений инфляции на краткосрочную и среднесрочную перспективу при поддержании стабильности цен в долгосрочной перспективе. Устойчивость обменного курса как цель денежной политики учитывается, но в качестве второстепенной.

Целеполагание по обменному курсу и целеполагание по инфляции – в значительной мере противоположные направления денежной (валютной) политики государства. Как показывает мировая практика, для полного перехода от одного направления к другому необходимы соответствующие условия:

1. Сбалансированность экономики страны, отсутствие у нее сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса.

2. Наличие развитой финансовой системы, современных финансовых рынков, устойчивой банковской системы.

3. Полная независимость центрального банка от исполнительной власти.

4. Наличие у центрального банка возможностей обеспечивать надежную статистику и высокий уровень аналитической работы.

Поскольку в России данные условия не сложились в должной мере, переход от жесткого регулирования валютного курса к режиму таргетирования инфляции происходит постепенно. На начальном его этапе допускается промежуточный вариант, когда комбинируется регулируемое плавание национальной валюты с декларацией целей по уровню инфляции.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса и таргетирования инфляции Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Итак, ориентиры современной валютной политики в полной мере вписываются в применяемый Центральным банком РФ режим регулируемого плавания валютного курса рубля, который реализуется в условиях либерализации валютной политики государства и обеспечивается применением соответствующих методов валютного регулирования.


Похожая информация.


Формы валютной политики

Валютную политику разделяют на два вида - структурную и текущую валютную политику.

Структурная валютная политика применяет длительный период времени и характеризуется выполнением комплекса мер, которые направлены на выполнение изменений таких элементов, как - правила проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, вовлечение в оборот золота и резервных валют.

Текущая валютная политика. Главной ее задачей является обеспечение повседневного, оперативного регулирования валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.

Валютная политика государства имеет следующие формы:

  1. дисконтная;
  2. девизная;
  3. диверсификация валютных резервов;
  4. валютные ограничения (интервенция);
  5. установление режима валютных курсов и паритетов;
  6. двойной валютный рынок;
  7. девальвация и ревальвация.

Хараткеристика форм

Основные характеристики форм валютной политики:

    Дисконтная валютная политика. Другое ее называние – учетная. Ее суть состоит в регулировании уровня учетной ставки Центрального банка. Данное изменение направлено на корректировку валютного курса посредством осуществления воздействия на движение денежных средств, инвестируемых или вкладываемых на краткосрочной основе.

    Замечание 1

    Дисконтная политика отличается оперативностью и довольно таки низкой эффективностью.

    Девизная валютная политика или валютные интервенции. Основывается на воздействии на курс валюты государства посредством операций купли - продажи иностранной валюты, т.е. девизов.

    Девизная политика осуществляется в форме валютной интервенции. Это означает, что в ходе осуществления операций на валютном рынке присутствует вмешательство государства.

    Данное вмешательство необходимо для повышения курса государственной валюты, при этом Центральный банк осуществляет продажу иностранной валюты. Если же целью вмешательства является понижения курса, то центральный банк осуществляет покупку иностранной валюты.

    Основные цели осуществления девизной политики:

    • удержания курса на имеющемся уровне;
    • сдерживание резких колебаний в курсе валюты;
    • увеличение валютных резервов.

    Замечание 2

    Девизной политике присущи большие масштабы и относительно короткий промежуток времени.

    Диверсификация валютных резервов. Данная форма отвечает за координацию структуры валютных резервов. Процесс регулирования происходим путем добавления в их состав различных валют, для того, чтобы обеспечить выполнение международных расчетов, валютной интервенции, а так же мер по защите от валютных рисков и потерь.

    Валютная интервенция. Для того, чтобы покрыть расходы иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям, которые являются взаимными.

    К основному недостатку валютной интервенции можно отнести большие затраты, причем, они не всегда бывают оправданными. Эти расходы имеют характер временной результативности, а так же вполне могут не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования, что скажется в дальнейшем на стабилизации валютных курсов.

    Режим валютных курсов и паритетов. Такая форма предусматривает установление порядка определения официальных валютных курсов, а так же и пределов их расхождений.

    Двойной валютный рынок. Подразумевает собой разделение валютного рынка пополам. Первая часть отвечает за коммерческие операции, где для осуществления каких-либо операций берется официальный валютный курс. А вторая часть осуществляет финансовые операции и применяет рыночный валютный курс. К таким операциям можно отнести - движение кредиток, капиталов, депозитов и т.д.

    Девальвация и ревальвация.

    Девальвация представлена уменьшением курса государственной валюты по отношению к иностранным валютам. На месте иностранной валюты, в данном случае, могут быть международные денежные единицы, золото и т.д.

    Ревальвация – это обратный девальвации процесс, он подразумевает собой поднятие курса государственной валюты, по отношению к иностранным валютам, на месте которых так же могут быть международные денежные единицы, золото и т.д.

    Ревальвация обеспечивает повышение уровня жизни посредством появления на рынке услуг более дешевых зарубежных (импортных) товаров. За счет осуществления потока низко оцениваемых товаров, ревальвация способствует появлению потока иностранных инвестиций, а так же понижение темпов инфляции. Однако, наблюдается спад в объемах производства, а так же рост безработицы в тех отраслях, которые не в силах удержаться среди конкурентов, которые располагают более дешевыми импортными товарами.

Цели и задачи.

При проведении валютных операций субъекты действуют не только с учетом экономической целесообразности, но и в определенных организационных, экономических и правовых рамках. Иными словами в условиях мировой экономики осуществляется и государственное и рыночное регулирование международных валютных отношений. Регулирование государством валютных отношений называют валютной политикой.

Целью данной темы является изучение валютной политики, как одной из форм международных валютно-кредитных отношений.

Задачи:

  • Понимание двух сторон валютной политики. С одной стороны – валютная политика направлена на достижение экономических целей страны, а с другой стороны - валютная политика должна проводится в рамках международных валютных правил.
  • Изучение основных форм валютной политики (дисконтная, девизная, диверсификация, валютные ограничения, режим валютных курсов, девальвация и ревальвация). Особое внимание уделено валютным ограничениям, как наиболее распространенной и эффективной в долгосрочном периоде форме валютной политики.

5.1. Понятие валютной политики.

Валютная политика.

На валютном рынке формируется спрос и предложение валют, их курсовое соотношение. Действие экономических законов обеспечивает эквивалентность обмена валют, соответствие мировых финансовых потоков потребностям мирового хозяйства.

Однако государство издавна вмешивалась в валютные отношения. Значительные резкие колебания валютных курсов и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития. Второе направлено на преодоление последствий рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между этими двумя частями постоянно меняется. В условиях кризисных потрясений, послевоенной разрухи преобладает государственное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения – поощряется рыночная конкуренция. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. Поэтому говорят о валютной политики государства - придание определенной направленности развитию валютно-финансовой системы на основе поставленных государством целей.

Валютная политика – это система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.

Она направлена на обеспечение достижения главных целей экономической политики в целом: устойчивого экономического роста, сдерживания уровня безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Для достижения поставленных целей на разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Цели и задачи валютной политики формулируются в ежегодно декларируемых «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», содержащих оценку достигнутых и прогнозируемых параметров валютного рынка.

В широком смысле валютная политика включает (1) валютное регулирование и контроль, (2) международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе, членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

Юридически валютная политика оформляется (1) валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, (2) валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствам или группами государств.

Валютное законодательство.

Регламентация валютных операций путем введения валютных ограничений и их совершение всегда происходит на основе валютного законодательства, разрабатываемого правоустанавливающими органами. Валютное законодательство – это система правовых норм (валютное право), определяющая принципы валютных ограничений, закрепляющая на правовом уровне порядок осуществления валютных операций и полномочия органов и агентов валютного регулирования.

Исходя из валютного законодательства, строится система управления валютным рынком, включающая прогнозирование его изменений, последовательное проведение учета, контроля и регулирования.

Мировая арбитражная практика показывает, что если валютный договор противоречит правилам государства о валютном контроле, то договор не признается в международных судах как юридически действительный и не имеет принудительной силы. Например, договор, по которому итальянский покупатель приобрел у российского продавца металл, и исполнение которого не разрешили итальянские власти, не квалифицируется как «валютный договор», он не обязателен для покупателя.

Однако валютный договор может быть замаскирован невинной коммерческой сделкой. Так, например, покупатель в стране с валютным контролем может склонить продавца к указанию в счете-фактуре более высокой, нежели действительная, цены товара и попросить его о переводе превышения на счет покупателя в третьей стране. В части превышения цены по сравнению с действительной ценой такая сделка является валютным договором. В случае неисполнение валютный договор (часть договора о превышении реальной цены) не будет признаваться в международных судах как юридически действительный, и не будет иметь принудительной силы, поскольку в нем идет речь о переводе из страны покупателя валюты в нарушения действующего валютного законодательства.

К основным понятиям валютного законодательства Российской Федерации, кроме рассмотренных ранее, относятся определения экспорта, импорта, товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт экспорта и импорта фиксируется:

  • для товара – в момент пересечения товаром таможенной границы;
  • для услуг и интеллектуальной собственности – в момент предоставления услуг и прав.

Товар – любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.

Услуги предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Интеллектуальная собственность (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) – исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом.

С точки зрения валютного права субъектами (участниками) валютного рынка могут быть резиденты и нерезиденты.

В Российской Федерации к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

К нерезидентам относятся: а) физические лица, не являющиеся резидентами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; ж) иные лица, не указанные в составе резидентов.

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства РФ регулируются правовыми нормами:

  • финансового права (законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и др.),
  • таможенного права,
  • административного права,
  • уголовного права.

Финансовое право. Ответственность за совершение кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение санкций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся: а) штрафы; б) ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев; в) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению; г) замена руководителей; д) реорганизация; е) изменение обязательных нормативов на срок до 6 месяцев; ж) запрет на осуществление остальных банковских операций, предусмотренных лицензией, а также на открытие филиалов на срок до 1 года; з) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; и) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Таможенное право. При выявлении признаков таможенных правил, виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности в виде штрафов в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 285, 288).

Административное право. Резиденты за нарушение валютного законодательства несут ответственность в соответствии со статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Он предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции, а также до ста минимальных размеров оплаты труда – на должностных лиц, до пятисот минимальных размеров оплаты труда – на юридических лиц.

Уголовное право. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовно наказуемыми валютными операциями являются: а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174); б) незаконное получение кредита (ст. 176); в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177); г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185); д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187); ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Структурная и текущая валютная политика.

Различают текущую и долговременную валютную политику.

Долговременная (структурная) валютная политика – это система мер, предполагающая поддержание сложившегося состояния или модификацию валютной системы, валютного рынка в целом, например, проведение валютных реформ.

Текущая валютная политика - это система мер регулирования отдельных параметров валютного рынка (валютного курса, валютных операций и др.).

5.2. Формы валютной политики.

Применяются следующие основные формы валютной политики:

  • дисконтная (учетная),
  • девизная (валютная интервенция),
  • диверсификация валютных резервов,
  • валютные ограничения,
  • установление режима валютных курсов и паритетов,
  • двойной валютный рынок,
  • девальвация и ревальвация.

Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

Дисконтная валютная политика (учетная) – изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса).

Повышение учетной ставки будет стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

Понижая учетную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

Дисконтная политика характеризуется кратковременностью и сравнительно низкой эффективностью. Это объясняется тремя причинами. (1) Противоречивость ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это вызывает отток капиталов, отрицательно влияя на платежный баланс. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса и повышения курса отрицательно влияет на экономику, понижая конъюнктуру рынка. (2) Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. (3) Валютное регулирование и контроль ослабляет свободное перемещение капиталов и, следовательно, воздействие учетной политики.

Девизная валютная политика (валютные интервенции) – воздействие на курс национальной валюты путем купли продажи иностранной валюты (девизов).

Девизная политика осуществляется в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке. В целях повышения курса национальной валюты, центральный банк продает иностранную валюту, а в целях понижения курса национальной валюты центральный банк покупает иностранную валюту.

Девизная политика осуществляется с целью: а) удержания курса на заданном уровне (в диапазоне); б) сглаживание резких колебаний; в) задание требуемой динамики курса; г) пополнение валютных резервов.

Валютные интервенции осуществляются за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков.

Девизную политику характеризуют относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.

Диверсификация валютных резервов – регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь.

Режим валютных курсов и паритетов – установление порядка определения официальных валютных курсов и пределов их колебаний.

Двойной валютный рынок – деление валютного рынка на две части: по коммерческим операциям применяется официальный валютный кур; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) – рыночный.

Девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (международным денежным единицам, золоту). Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (международным денежным единицам, золоту.

Понятия девальвации/ревальвации с течением времени претерпели изменения:

  • При золотом стандарте говорили о девальвации/ревальвации при уменьшении/увеличении золотого содержания денежной единицы.
  • Затем, во времена фиксированных валютных курсов, под девальвацией/ревальвацией понимали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют к иностранным валютам.

Проценты девальвации (Д) и ревальвации (Р) «валюты А» относительно «валюты В» могут быть рассчитаны следующим образом

Д А/В - девальвация валюты А относительно валюты В.

Кс А/В – старый курс валюты А относительно валюты В

Кн А/В – новый курс валюты А относительно валюты В

Формула 5. 1

Р В/А - ревальвация валюты В относительно валюты А.

Кн В/А – новый курс валюты В относительно валюты А

Кс В/А – старый курс валюты А относительно валюты В

Рассмотрим пример использования девальвации как метода воздействия на международные операции страны.

Предположим, курс рубля к доллару США снизился с 25,0000 руб./долл. до 30,0000 руб./долл.

Старый курс рубля относительно доллара (Кс RUR / USD) составил 1 руб / 25 руб/долл = 0,0400 долл. Новый курс (Кн RUR / USD) = 1 руб / 30 руб/долл = 0,0333 долл. Рубль подешевел на 0,0067 доллара. В данном примере девальвация рубля относительно доллара составила:

Новый курс 1 доллара относительно рубля (Кн USD / RUR) 30,0000 руб. Старый курс (Кс USD / RUR) 25,0000 руб. То есть доллар подорожал на 5,0000 руб. Размер вынужденной ревальвации доллара относительно рубля равен:

Российские должники выигрывают, если им за долги расплачиваться подешевевшими рублями, но проигрывают, если долг выражен в долларах.

Российские кредиторы выигрывают, если их кредиты выражены в подорожавших долларах, но проигрывают, если кредиты в подешевевших рублях.

Если российский экспортный контракт в долларах – от девальвации рублей в выигрыше российские экспортеры. При обмене долларовой выручки получается «девальвационная премия» в размере 16,67% (30 руб. за доллар, вместо 25 руб.).

Влияние девальвации рублей.

Если российский экспортный контракт в рублях, то от девальвации рублей в выигрыше иностранные импортеры. При импорте из России они экономят за счет покупки дешевых рублей. При контракте 1 млн. рублей экономия составит:1 000 000 * 0,0067 долл = 6700 долл/

Если российский импортный контракт в рублях, то иностранные продавцы проигрывают, так как приобретение долларов США за российские рубли им обходится дороже.. При контракте 1 млн. рублей проигрыш составит:1 000 000 * 0,0067 долл = 6700 долл.

Девальвация влечет за собой рост цен и снижение жизненного уровня. Но способствует улучшению состояния платежного баланса за счет активизации экспорта.

Влияние ревальвации долларов.

Если российский экспортный контракт в долларах, то российские экспортеры выигрывают, так как они более дорого продадут доллары. При контракте 500 000 долл выигрыш составит: 500 000 * 5 руб. = 2 500 000 руб.

Если российский импортный контракт в долларах, то российские импортеры проигрывают, так как им дороже обходится покупка валюты. На сумме 500 000 долл. потеря составит: 500 000 * 5 руб. = 2 500 000 руб.

Ревальвация - повышение уровня жизни за счет появления более дешевых импортных товаров. Ревальвация приносит поток иностранных инвестиций и снижение темпов инфляции за счет притока дешевых товаров. Но возможно уменьшение объема производства и увеличение безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми иностранными товарами.

Основные оценочные характеристики валютной политики.

Валютную политику характеризуют а) открытость; б) прозрачность и в) нейтральности экономики.

Открытость экономики определяется отношением объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу).

O = (E + M) / GNP

Более подробно характеризует экономическую политику не простая, а так называемая институциональную открытость. Согласно этому (институциональному) подходу, экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений (в том числе и валютных) при выходе на внешний рынок. Также как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше IO, тем ниже степень открытости):

IO=(T+S+Q+F+L)/ (E+ M),

где: IO – степень институциональной открытости;

T – непрямые (косвенные) налоги;

S – внешнеторговые (экспортные и импортные) субсидии;

Q – внешнеторговые (экспортные и импортные) пошлины;

F – валютные ограничения;

L – лицензии (квоты);

E – экспорт;

М – импорт.

Экономика считается прозрачной , если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования, широко известных правил законодательства (в том числе и валютного), но не указаниями органов валютного контроля. Оценка может быть получена путем отнесения числа законов и подзаконных актов к числу инструктивных писем, телеграмм, разъяснений, с которыми работают агенты валютного контроля.

P=NL1/NL2,

где: Р – степень прозрачности;

NL1 – число законов и подзаконных актов;

NL2 – число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.

Нейтральность экономики - отношение объема ограничений по экспорту товара (работ, услуг) и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товара (работ, услуг) и экспорту капитала, – с другой. Индекс нейтральности в этом случае:

N=(S e -F e)/(F m –S m +d),

где: N – индекс нейтральности;

S e , S m – экспортные и импортные субсидии;

F e , F m – экспортные и импортные валютные ограничения;

d – разница между реальным и официальным валютными обменными курсами.

5.3. Валютные ограничения (Регулирование и контроль валютных операций).

Общим средством осуществления валютной политики является введение валютных ограничений.

Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

В соответствии со статьей VIII Соглашения МВФ (Устава МВФ), подписанного 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, страна-участник принимает на себя обязательство избегать ограничений по текущим платежам. Таким образом, смысл и значение деления состоит в следующем:

  • текущие валютные операции не подлежат валютному контролю и валютному регулированию;
  • на валютные операции, связанные с движением капитала, распространяются положения о валютном контроле и валютном регулировании.

Отметим, определения понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование» не содержат ни Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни международные документы, в том числе и нормы Договора о МВФ.

В материалах Исполнительной дирекции МВФ говорится: «При решении вопроса о том, являются ли принимаемые меры ограничениями платежей и переводов., следует, прежде всего, определить, влекут ли они за собой сохранение прямых государственных ограничений свободному распоряжению и использованию иностранной валюты как таковой». 1

Валютные ограничения – это характеристики условий и пределов осуществления валютных операций. Они включают ограничения общей возможности распоряжаться валютой или ее конкретным использованием.

Классификация валютных ограничений представлена на Рисунке.

Валютные ограничения устанавливаются главным образом на «входящий» или «уходящий» из страны капитал. Они могут прилагаться к текущим или финансовым операциям платежного баланса, операциям резидентов и нерезидентов. Ограничения могут вводиться в форме полного запрещения на проведения операции (например, запрещение покупки/продажи национальных товаров, услуг за иностранную валюту) или ограничений по количеству и времени проведения операций. Некоторые операции могут строго регламентироваться, например, проводиться только при оформлении определенных документов, или предъявлении справки из налоговых органов.

Валютные ограничения вводятся в следующих формах: регламентация, ограничение или запрещение.

Регламентация – это установление порядка проведения операций «без ограничения», но при соблюдении определенных условий. К таким условиям относят паспортов сделки для пересечения таможенной границы, отчетность о валютных операциях, установление количественных и временных ограничений на переводы, покупку и продажу иностранной валюты (в том числе норматива и сроков обязательной продажи), устанавливается дифференциация валютных счетов.

Ограничение – это установление разрешительного порядка проведения операций. В этом случае для проведения операции необходимо получить разрешение (на конкретную операцию) или лицензию (на сумму или срок). Например, на приобретения иностранной валюты, ее перевод, открытие счета за границей, взаимозачет требований при проведении многоэтапных схем и т.п.

Запрещение – полный запрет на проведение определенных операций. Например, расчеты на иностранную валюту, покупка/продажа валюты минуя банки, а в некоторых странах полное запрещение проведения валютных операций участниками рынка, кроме уполномоченных государством учреждений.

Рис. 1. Классификация валютных ограничений.

Инструменты валютного регулирования применяются по трем основным направлениям:

  • регулирование операций с иностранной валютой физических лиц (порядок покупки/продажи, ввоза/вывоза, перевода, пересылки физическими лицами иностранной валюты и именных платежных документов и средств в иностранной валюте)
  • регулирование внешнеэкономических операций предприятий и организаций. С этой целью осуществляется: а) лицензирование внешнеэкономической деятельности; б) дифференциация валютных счетов в) устанавливается порядок покупки/продажи внутренних и внешних ценных бумаг - резидентами за иностранную валюту и нерезидентами за национальную валюту); г) ограничения или специальные порядки расчетов между фирмами за товары, работы (услуги), например запрещение предоплаты по внешнеэкономическим сделкам, д) запрещение (ограничение суммы) погашения кредитов иностранной валютой.
  • регулирование валютных операций банков и валютных бирж. Лицензируется банковская и биржевая деятельность, вводятся лимиты открытой валютной позиции;

Условиями осуществления валютного контроля являются: а) наличие валютных ограничений на валютном рынке; б) законодательная регламентация учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль – это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в узком смысле соответствует понятиям control of foreign exchange (currency) transaction, или валютный надзор – это непрерывное наблюдение, проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями.

Валютный контроль в широком смысле соответствует понятиям foreign exchange (currency) control – это введение государством валютных ограничений, обусловленных целями и планами валютной политики, и осуществляемый на основе действующего законодательства.

Для осуществления валютного контроля в РФ, в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003г. № 173-ФЗ), а также в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резиденты оформляют в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, о резиденте, контрагенте-нерезиденте и виде совершаемой операции.

Методы валютного контроля подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные методы представляют собой контроль за уровнем цен, объемами и направлением валютных платежей. Прямые методы состоят в контроле за обоснованностью проведения валютных операций.

Полная либерализация валютной политики направлена на отмену валютного контроля, поскольку, утверждают либеральные фундамента листы, «вся идея “централизованного контроля” это сплошное недоразумение». 2

Участники внешнеэкономической деятельности стремятся уклониться от соблюдения валютных ограничений посредством:

  • манипулирования ценами в счетах фактурах (занижение реальных экспортных или завышение импортных цен с переводом превышения на счета за границей),
  • продажи товара в страны, на чьи валюты не распространяется валютные ограничения,
  • взаимозачеты экспортной выручки,
  • взятки (ценные подарки, услуги).

Теории валютных ограничений.

Среди экономистов и финансистов нет единой позиции о необходимости государственного валютного контроля и валютного регулирования.

Аргументы противников отталкиваются от принципа, доказанного Дж. Винером и др., согласно которому никакая система, в том числе и экономическая не может достичь всех целей одновременно. В частности, под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Современное экономическое обоснование валютного регулирования вытекает из выводов монетаристов, сделанных в середине XX в., о том, что мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. То есть, чем ниже степень регулирования рынка (и соответственно, чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка – наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука» А. Смита), постольку отсутствие мер валютного регулирования – необходимое условие быстрого экономического роста.

Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к недооценке масштабов кризиса и ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

Во-вторых, меры валютного регулирования – несправедливы и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику. Малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров, услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

В-третьих, меры валютного регулирования низкоэффективные. В настоящее время мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков любые меры контроля эффективны, в лучшем случае в течение короткого периода и со временем их начинают все чаще обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами, и как следствие – может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютных ограничений соглашаются с Дж.М. Кейнсом, его последователями и утверждают, чем хуже экономическое положение страны, тем сильнее идет из нее отток капитала, углубляющий экономический кризис. Происходит «лавинообразное» бегство, которое приводит к разрушительным последствиям экономических и политических кризисов. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть, отсутствие валютного регулирования – это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в национальной экономике.

По мнению сторонников Дж.М. Кейнса, валютное регулирование – инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы. Благодаря нему уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.

Вследствие ограничительных мер валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, и ее цена возрастет.

Возможны также серьезные последствия значительного притока капитала. Одно из них – легализация (отмывание) «грязных» денег влечет за собой криминализацию экономики. Другое последствие – угроза ликвидация национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Валютные ограничения и контроль за входящим капиталом позволяют уменьшить вероятность такого развития экономики.

Несомненен психологический эффект мер валютного регулирования. Они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.

Таким образом, в мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство и спокойно за стабильность своей экономики, то валютный контроль все равно необходим, как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

5.4. Валютная политика отдельных стран.

Валютная политика государств с развитой рыночной экономикой обычно сводится к проблемам валютного курса, официальных интервенций и управления золотовалютными резервами. В ряде стран, например в Великобритании, Валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.

Главная направленность валютной политики развивающихся стран состоит в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран. Это проявляется: 1) во внедрении некоторых валют в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран-членов ОПЕК), 2) возникновение региональных счетных валютных единиц (исламский динар, Центральноамериканское песо и др.), 3) создание валютно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания своих потребностей.

Среди основных методов валютной политики развивающихся стран можно выделить:

  • регулирование валютного курса путем использования режима фиксированного курса или множественности курсов;
  • введение валютных ограничений не только по финансовым, но и по текущим операциям платежного баланса;
  • заключение межгосударственных клиринговых соглашений;

Особое место в валютной политики развивающихся государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. При этом проявляются препятствия: а) в виде нежелания стран-участниц предавать свои суверенные права наднациональным валютным органам, и б) ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран.

В России в XVIII в. значительно возрос вес иностранного капитала. Для прекращения вывоза капитала за границу, в 1724 г. был издан указ, впервые вводивший в России валютные ограничения. По этому указу иностранный купец мог покинуть Россию, только заплатив десятую часть своего капитала.

В начале XX в. Государственный банк принял меры к ограничению спекулятивных операций с иностранной валютой. Были установлены правила: а) свободную продажу валюты допускать по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; б) при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки; в) взимать определенный процент при продажах Госбанком валюты.

В марте 1918 г. в советской России было принято Постановление Наркомфина о порядке вывоза денег и ценностей за границу. Вывоз денег разрешен в сумме не более 500 руб. и драгоценных вещей весом не более 16 золотников на одно лицо.

В период военного коммунизма хранение инвалюты было запрещено, и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торгпредств; те в свою очередь должны были держать принадлежавшую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Наркомфина.

В начальный период НЭПа в СССР (1922–1926 гг.) валютные ограничения стали значительно слабее, что было закреплено в Законе СССР «О валютных операциях» (февраль 1923). Частные лица получили право свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банков, без специального разрешения переводить за границу своим родственникам или знакомым до 100 золотых руб. в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 руб. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась. Если они хотели ее продать, то должны были в первую очередь предложить инвалюту Госбанку, и только при его отказе – продать на бирже.

В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.

Процесс перехода российского государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г., практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения иностранной валютой. Число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало с развитием совместного предпринимательства при участии иностранного капитала. Активно возникали разнообразные формы ведения ВЭД. Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов, проведения международных расчетов, совершения операций покупки-продажи иностранных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукционные торги иностранной валютой.

При этом практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков) законодательная и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой, и в первую очередь, определения органа государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.

Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (с 1992 г. Закон РФ). Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк, что соответствовало практике большинства стран мира и введен институт агентов валютного контроля. Также были установлены основные принципы проведения операций с иностранной валютой (текущие – без ограничений, связанные с движением капитала – в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться. Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж. 3

За период с 1991 по настоящее время меры валютного регулирования были направлены, в первую очередь на ограничения «бегства» капитала из России.

Согласно совместному Заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ, с 1 июня 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства по статье 8 Устава МВФ. Решение о присоединении России к этой статье, делает российский рубль международно конвертируемым по всем текущим операциям. А значит, в дальнейшем меры государственного валютного регулирования будут относиться только к операциям, связанным с движением капитала.

С принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», начался новый этап валютного регулирования и валютного контроля в России. Законом установлено, что к основным мерам, направленным на противодействие отмыванию «грязных» денег, относятся: а) внутренний контроль в организации осуществляющей операции с денежными средствами (банки, организации, осуществляющие перевод денег (почтовой, телеграфной и т.п. связи); участники рынка ценных бумаг; страховые компании; лизинговые компании; ломбарды); б) обязательный внешний контроль со стороны Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России); в) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу координирует действия в сфере противодействия легализации «грязных» денег.

Институциональные изменения в российской экономике, произошедшие за 1990-е гг., курс правительства на дальнейшую либерализацию привели к необходимости принятия нового законодательного акта, Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" сформулированы цели и принципы валютной политики.

Цели состоят в обеспечении факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в частности: а) реализации единой государственной валютной политики; б) устойчивости валюты РФ; в) стабильности внутреннего валютного рынка.

Основными принципами валютной политики в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Выводы .

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития. Второе направлено на преодоление последствий рыночного регулирования валютных отношений. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. Поэтому говорят о валютной политики государства - придание определенной направленности развитию валютно-финансовой системы на основе поставленных государством целей.

Валютная политика оформляется (1) валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, (2) валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствам или группами государств.

Различают текущую и долговременную валютную политику. Долговременная (структурная) валютная политика – это система мер, предполагающая поддержание сложившегося состояния или модификацию валютной системы, валютного рынка в целом. Текущая валютная политика - это система мер регулирования отдельных параметров валютного рынка.

Применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная (учетная), девизная (валютная интервенция), диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, установление режима валютных курсов и паритетов, двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация. Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

В современном понимании в условиях плавающих валютных курсов термины девальвация/ревальвация означают относительно длительное и значительное снижение рыночного курса валют.

В соответствии со статьей VIII Соглашения МВФ (Устава МВФ), подписанного 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, страна-участник принимает на себя обязательство избегать ограничений по текущим платежам.

В мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство и спокойно за стабильность своей экономики, то валютный контроль все равно необходим, как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

Цели валютного регулирования и валютного контроля РФ состоят в обеспечении факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в частности: а) реализации единой государственной валютной политики; б) устойчивости валюты РФ; в) стабильности внутреннего валютного рынка.

Вопросы для самопроверки.

  1. Почему необходимо сочетание рыночного и государственного регулирования валютных отношений?
  2. Что такое валютная политика – структурная и текущая?
  3. Каковы формы валютной политики?
  4. Как определить размер девальвации и ревальвации?
  5. Каковы формы валютных ограничений?
  6. Аргументы «за» и «против» валютного контроля?
  7. В чем особенности валютной политики развивающихся стран?
  8. Цели и принципы валютной политики России в современных условиях?

Библиография .

  • Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной., М.: «Финансы и статистика», 2005.
  • Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.
  • Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994.
  • Хэррис Дж. М. Международные финансы. М., Филинъ, 1996.
Тьюторы

И экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.

Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны.

В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического развития определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.

Валютная политика государства и методы ее осуществления

Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений осуществляется параллельно, дополняя друг друга. Рыночное регулирование основано на действии закона о соотношении спроса и предложения валют на валютном рынке. В зависимости от этого устанавливается их курсовое соотношение. Но значительные колебания валютных курсов отрицательно влияют как на национальную, гак и на мировую экономику, приводят к тяжелым социальным последствиям. Государственное регулирование призвано устранять эти негативные последствия.

Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.

Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

Формы валютной политики

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика

Девизная валютная политика заключается в регулировании путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Валютная интервенция

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.

Регулирование рыночной экономики основано на использовании денежно-кредитных механизмов для решения задач обеспечения устойчивого экономического роста и равновесия платежного баланса, недопущения чрезмерной инфляции и безработицы. Этот «магический квадрат» определяет направления денежно-кредитного регулирования. Одновременное достижение четырех вершин квадрата — всех четырех целей — невозможно. Так, ускорение темпов экономического развития требует увеличения денежного предложения, однако чрезмерное увеличение денежной массы ведет к росту инфляции. Борьба с инфляцией, в свою очередь, может вызвать рост безработицы и снижение темпов экономического роста. Искусство управления экономикой заключается в правильном определении приоритетов и аккуратном применении всех возможных инструментов денежно-кредитной политики. Оптимальное состояние экономики — максимально близко к точке пересечения диагоналей квадрата.
Макроэкономическая политика любого государства, имеющего национальную валюту, включает в себя денежно-кредитную политику (monetary policy). Экономический рост не является непосредственной целью денежно-кредитной политики, но она должна создавать условия для достижения заявленных темпов роста.
Денежно-кредитная политика осуществляется путем реализации следующих стратегий:
. таргетирования инфляции, т.е. определения целевых максимально допустимых значений инфляции (как правило, в годовом исчислении);
. таргетирования прироста денежной массы (денежных агрегатов);
. показателя валютного курса.
Основные инструменты денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке, ставка рефинансирования и нормы обязательного резервирования.
Составной частью экономической политики государства является валютная политика , представляющая собой направленные действия правительства и центрального банка внутри и вне страны и проводимая путем воздействия на национальную валюту, валютный курс и валютные операции. Она реализуется через комплекс экономических, юридических и организационных мер в сфере валютных отношений. Валютная политика страны проводится ее правительством и денежными властями в рамках приоритетов денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования. На международном уровне валютная политика осуществляется международными валютно-финансовыми организациями.
Внутренняя валютная политика воздействует на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних рынках и внутреннем рынке страны. Формы ее проведения зависят от таких факторов, как тенденции развития мировой экономики, экономическое положение страны, уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Валютная политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного времени. На каждом этапе развития приоритетными становятся новые задачи и, соответственно, применяются иные инструменты ее проведения.
Выделяют два типа валютной политики : текущая валютная политика и структурная валютная политика. Каждая имеет свои цели, задачи и методы проведения.
Структурная валютная политика — совокупность мер по осуществлению долгосрочных изменений в международной валютной системе, направленных на устранение диспропорций между объективно развивающимся денежно-кредитным механизмом взаимоотношений участников системы и принципами, на основе которых действует система. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне, где координатором изменений в настоящее время выступает Международный валютный фонд, или на уровне региональных экономических объединений разных стран (союзов, ассоциаций и т.п.). Пример структурной валютной политики — формирование Бреттон-Вудской валютной системы, переход от золотослиткового к золотодевизному стандарту, что сопровождалось рядом изменений в порядке установления валютных курсов, изменений в национальном валютном законодательстве стран-членов и т.д. Следующий пример — формирование Ямайской валютной системы на обломках Бреттон-Вудских соглашений, т.е. структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и нередко сопровождается борьбой за укрепление положения отдельных национальных валют и достижение определенных привилегий. Одновременно структурная валютная политика формирует тенденции текущей политики.
Текущая валютная политика — совокупность мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций и механизма функционирования валютного рынка. Текущую валютную политику проводят государственные органы — центральный банк, Министерство финансов, специализированные органы валютного контроля. Она подчинена экономической политике, проводимой в стране. Методы проведения текущей валютной политики:
. режим валютного курса;
. валютные интервенции;
. валютные ограничения;
. субсидирование экспорта, импорта или процентных ставок;
. диверсификация валютных резервов;
. дисконтная политика;
. иные оперативные способы регулирования.
Задача текущей валютной политики — оперативное воздействие на неблагоприятные изменения валютных компонентов национальной экономики, вызванные внешними факторами краткосрочного характера или ошибками денежных властей. Проводимая страной валютная политика воздействует на соотношение цен на товары, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках, может стимулировать экспорт товаров и услуг или приток капитала и, наоборот, вызывать отток капитала и подавлять внутреннее производство. Наконец, неадекватная состоянию внутренней экономики валютная политика может вызывать валютные и экономические кризисы.
Режим валютного курса каждая страна устанавливает самостоятельно. Валютный курс должен способствовать проведению утвержденной экономической политики. МВФ выделяет семь типов валютного режима. Выбор того или иного типа режима валютного курса зависит от экономического потенциала страны, ее положения на мировом рынке, текущей экономической, а нередко и политической ситуации. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.
Если страна не имеет национальной валюты и использует валюту другой страны, валютной политики у нее просто нет, как нет и денежно-кредитного регулирования. Если страна принадлежит к валютному союзу, в котором действует единая валюта (например, зона евро), возможности проведения индивидуальной валютной политики существенно ограничиваются: эта политика проводится коллективно, в рамках валютного союза.
Режим фиксированного валютного курса (в любой его форме — от валютного управления до скользящей привязки) имеет следующие преимущества:
. предсказуемость курса, его количественная определенность способствуют развитию внешней торговли и стимулируют приток капитала;
. повышение доверия к проводимой в стране финансовой политике, так как поддержание фиксированного курса требует жестких антиинфляционных мер, контроля за государственными расходами и предложением кредита;
. сокращение возможности манипулирования валютным курсом денежными властями;
. колебания курса национальной валюты по отношению к другим определяются колебаниями валюты-якоря.
Эти преимущества фиксированного курса проявляются при последовательности в практическом использовании выбранного режима.
Однако, как показала практика применения фиксированного курса за последние три десятилетия, этот режим имеет существенные недостатки. Страна, использующая ту или иную форму фиксации курса, не способна противостоять шокам, связанным с утратой экспортных рынков и недостаточностью валютных резервов для поддержки фиксированного курса. Эти факторы приводят к валютно-финансовым и экономическим кризисам, падению производства, росту безработицы. При фиксации курса возникает проблема выбора валюты-якоря: страна должна иметь достаточные запасы валюты привязки, постоянный приток этой валюты и доступ к ней при необходимости. Валютой привязки должна быть не просто валюта какой-либо из развитых стран, но валюта страны — основного торгового партнера.
При плавающем валютном курсе страна самостоятельно формирует и осуществляет валютную политику. Этот режим позволяет поддерживать конкурентоспособность страны, быстро адаптироваться к изменениям макроэкономической ситуации. Режим плавающего валютного курса может позволить себе страна с развитым внутренним финансовым рынком, высокой степенью интегрированности в международную экономику и развитой системой финансового посредничества. Переход от фиксированного к плавающему курсу происходит, как правило, через период управляемо плавающего валютного курса. В валютной политике валютный режим является, по существу, определяющим.
В рамках текущей валютной политики особо выделяют девизную политику: это система воздействия на валютный курс через покупку и продажу денежными властями, обычно центральным банком, иностранной валюты — валютные интервенции.
Валютные интервенции проводятся индивидуально — центральным банком одной страны на внутреннем или мировом валютном рынке или коллективно — центральными банками двух и более стран на мировом рынке. Особенностями интервенций как формы девизной политики являются:
. относительная масштабность проведения;
. кратковременность применения;
. проведение за счет официальных валютных резервов и краткосрочных валютных займов.
Нередко валютные интервенции проводятся скрытно, чтобы избежать спекулятивного давления на валюту. Центральный банк осуществляет операции непосредственно с коммерческими банками, если он хочет, чтобы данная операция проходила с большой степенью открытости.
Валютная интервенция представляет собой покупку национальной валюты за иностранную или покупку иностранной валюты за национальную. Покупка центральным банком национальной валюты (что означает продажу наиболее ликвидной части резервных активов) уменьшает валютные резервы и денежную базу, сокращает предложение денег, повышает спрос на национальную валюту и валютный курс. Соответственно, покупка иностранной валюты увеличивает валютные резервы и денежную базу, расширяет денежное предложение и понижает валютный курс. Такие операции, приводящие к изменению денежной базы и предложению денег в экономике, называются нестерилизованными интервенциями. Нестерилизованные интервенции направлены на достижение стабильности валютного курса, но не учитывают внутренние цели, прежде всего — экономический рост. Если центральный банк хочет нивелировать влияние интервенций на денежную базу, он проводит стерилизованные интервенции. Стерилизация денежной базы заключается в том, что одновременно с покупкой/продажей национальной валюты за иностранную центральный банк проводит продажу/покупку государственных облигаций на открытом рынке в том же объеме. Стерилизованная интервенция не влияет на объем денежной базы.
Большой опыт валютных интервенций в последние два десятилетия накоплен в Японии. Особенность Японии в том, что на протяжении всего этого периода страна борется не с обесценением, а удорожанием национальной валюты, т.е. интервенции направлены на снижение курса иены. Еще одна особенность заключается в том, что интервенции осуществляются при значениях внутренних краткосрочных процентных ставок, близких к нулевым. В этих условиях, как оказалось, стерилизованные интервенции по своему эффекту крайне мало отличаются от нестерилизованных.
С середины 70-х годов XX в. центральные банки ряда развитых стран («группа десяти») периодически осуществляли коллективные валютные интервенции в рамках совместной валютной политики и взаимной поддержки. Эта практика продолжилась и в следующем десятилетии, однако уже в 90-х годах совместные интервенции практически прекратились.
Диверсификация валютных резервов как метод текущей валютной политики направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Это позволяет предотвратить потери на изменениях валютного курса и обеспечить бесперебойность международных расчетов. Диверсификация осуществляется в форме продажи слабеющих валют и покупки более устойчивых. Если этот процесс охватывает многие страны, массовый сброс слабеющих валют может дестабилизировать валютный рынок и создать предпосылки валютного кризиса.
В 1970—1980 гг. страны формировали свои валютные резервы из целого набора валют (доллар США, немецкая марка, фунт стерлингов, французский франк, швейцарский франк, японская иена, некоторые региональные валюты типа австралийского или канадского доллара). Однако к концу XX в. в структуре резервных активов преобладают уже только три валюты: доллар, немецкая марка и британский фунт стерлингов, а в начале XXI в. подавляющую часть валютных резервов составляют доллар и евро.
При определении структуры валютных резервов центральные банки должны учитывать ряд факторов:
. курсовые колебания;
. процентную политику страны, валюта которой входит в состав резервов;
. политические факторы;
. структуру финансовых потоков и потоков экспорта и импорта;
. структуру внешнего долга.
Можно рассчитать некий эталонный оптимальный портфель валютных резервов для каждой страны, а также для мировой системы в целом исходя из структуры внешней торговли, структуры внешнего долга, процентных ставок или минимизации курсовых колебаний, а затем сравнить результаты расчетов с фактической структурой валютных резервов данной страны и структурой валютных резервов мировой экономической системы. Совокупные данные о структуре валютных резервов приведены в табл. 5.1. Результаты анализа могут служить целевыми ориентирами для конкретных практических действий денежных властей.



Заметим, что доля США во внешнеторговом обороте Российской Федерации в 2004 г. составляла 4,91%, Японии — 3,15, Великобритании — 3,27, а континентальной Европы — 46,81. Очевидно, что структура валютных резервов России в 2004 г. была далека от оптимальной и требовала изменений, особенно в условиях падения курса доллара по отношению к большинству валют развитых стран.
Изменение структуры валютных резервов таких стран, как Китай, Япония, Россия, оказывает существенное влияние на валютный рынок и валютные курсы. Так, только слухи в июне 2007 г. о намерениях Банка Китая сократить долю доллара в официальных валютных резервах послужили толчком к падению доллара на 300 пунктов в течение 15 дней по отношению к евро и другим валютам.
Дисконтная политика . Ее проведение заключается в изменении учетной ставки центрального банка. При прочих равных условиях повышение учетной ставки способствует усилению притока капитала в страну. Это позволяет сокращать дефицит платежного баланса, сокращать отток капитала и повышать курс национальной валюты. Снижение учетной ставки производит обратный эффект на движение капитала и валютный курс, снижает положительное сальдо платежного баланса.
Однако в условиях депрессии повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса неоднозначно воздействует на национальную экономику и валютный курс. Кроме того, движение капитала в страну или из страны далеко не всегда определяется изменениями процентных ставок. Дисконтная политика в большинстве стран, в том числе и в России, имеет низкую эффективность. В то же время в развитых странах (США, Западная Европа) дисконтная политика достаточно эффективна.
Дисконтная политика осуществляется в рамках общей денежно-кредитной политики конкретного государства и решает не только (и, как правило, не столько) проблемы валютного курса, но в первую очередь направлена на подавление инфляции, чрезмерного «перегрева» внутренней экономики. Однако разница процентных ставок может серьезно влиять на валютный курс через валютную торговлю — кэрри-трейд {carry trade). Этот термин означает заимствования в валюте с низкой процентной ставкой, конвертацию займа в валюту с высокой ставкой и размещение полученных средств на внутреннем денежном или фондовом рынке страны с высокой процентной ставкой. Этими операциями с особой активностью занимаются хеджевые фонды, обладающие огромными финансовыми ресурсами. В теории инвестор не получает какую-либо определенную прибыль, так как разница процентных ставок компенсируется (нивелируется) изменением курсов валют.
Однако кэрри-трейд ослабляет начальную валюту, поскольку инвестор продает полученный заем и покупает другую валюту. Эти операции, проводимые в больших объемах, вызывают рост курсов покупаемых валют. Так, летом 2007 г. исторических максимумов достигли курсы евро, австралийского доллара, фунта стерлингов к японской иене, что, по оценкам специалистов, было вызвано именно кэрри-трейдом. Основными продаваемыми для целей кэрри-трейдом валютами являются именно японская иена и швейцарский франк. В начале 2007 г. объемы этих операций оценивались в 1 трлн долл.
Риск кэрри-трейда состоит в том, что валютный курс может измениться, и инвестору придется для погашения долга покупать более дорогую валюту за более дешевую. Это риск индивидуального инвестора — участника игры на дифференциале процентных ставок. Операции проводятся с большим левериджем. Например, разница ставок между США и Японией составляла 5 пунктов (5,5—0,5). Доходность на единицу собственных средств составит 5%. Однако если леверидж (кредитное плечо) равен 1: 10, то доходность операции будет уже 50%. Понятно, что рост курса иены к доллару не только значительно снизит доходность кэрри-трейда, но и может принести инвестору убытки.
Все участники кэрри-трейда внимательно отслеживают основные экономические данные стран, чьи валюты покупаются и продаются в рамках стратегии, и в основном стараются следовать макроэкономическим показателям. Если макроэкономические показатели ухудшаются, снижаются фондовые индексы или возникают какие-либо политические проблемы, может начаться массовый сброс купленной валюты большинством участников кэрри-трейда, что вызовет проблемы уже не одного индивидуального инвестора, а национальных государств, чьи валюты были использованы в кэрри-трейд. Именно такое возможное развитие ситуации на мировом валютном рынке требует серьезного внимания к спекулятивному движению капитала.
Любое государство в состоянии достаточно просто решить проблему кэрри-трейда. Для этого существует широкий набор средств и методов контроля движения капитала. Однако приток капитала и связанный с ним положительный платежный баланс настолько увлекают регулирующие органы, что проблема начинает ими осознаваться тогда, когда предпринимать что-либо без серьезных потрясений в экономике уже невозможно.
Субсидирование экспорта , импорта и процентных ставок направлено на создание преференциальных условий национальным экспортерам в целях сохранения рабочих мест, притока экспортной валютной выручки, поддержание и повышение темпов экономического роста.
Субсидирование экспорта проводится в рамках общегосударственных мер по стимулированию экспорта. Меры по стимулированию экспорта можно разделить на две группы: стимулирование экспортного производства, где государство выступает в роли гаранта, кредитора и донора, а также стимулирование собственно экспорта. Стимулирование экспорта осуществляется следующими методами:
. экспортные премии (субсидии), представляющие собой финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами экспортерам на вывоз определенных товаров;
. экспортные кредиты, как правило, на готовую продукцию, выдаваемые банками и межправительственными банковскими институтами, или специальными фондами;
. страхование экспорта через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Эти гарантии предоставляются выдающим экспортные кредиты банкам специальными, как правило, государственными институтами;
. налоговые и таможенные льготы, предоставляемые через освобождение экспортеров определенных товаров от прямых и косвенных налогов полностью или частично;
. регулирование валютного курса.
В рамках собственно валютного стимулирования экспорта наиболее популярной мерой является занижение валютного курса путем активных операций центрального банка на валютном рынке, введение обязательной продажи, множественная валютная практика. Многие страны, активно развивающие экспорт, прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса (Чили, Мексика, Тайвань, Южная Корея, Индонезия). Япония и особенно Китай и до настоящего времени поддерживают искусственно заниженный курс для стимулирования развития экспорта.
Использование заниженного курса наталкивается на значительное сопротивление как внутри страны, так и со стороны стран-контрагентов и Международного валютного фонда. Внутри страны заниженный курс снижает эффективность импорта, а вовне — искажает торгово-экономические связи и увеличивает отрицательное сальдо торгового баланса у отдельных стран-контрагентов (соответственно — завышает активное сальдо собственного баланса).
К иным оперативным способам регулирования платежного баланса можно отнести девальвацию или ревальвацию национальной валюты в условиях режима фиксированного валютного курса, изменение форм валютного контроля и т.д.
Всякая национальная валютная политика основана на валютном регулировании, которое является системой, законодательно регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями.
Внутри страны осуществление валютных операций регламентируется государственными нормативными актами, подзаконными актами и инструкциями денежных властей. За пределами компетенции национальных органов регулирования валютные операции регламентируются межгосударственными соглашениями. Валютное регулирование внутри страны принимает форму валютных ограничений.
Валютные ограничения — это общая характеристика условий и границ проводимых валютных операций, связанная с необходимостью защиты национальной валюты. Они охватывают как общую возможность распоряжения валютными ценностями, так и конкретные направления их использования. Структура формирования валютных ограничений приведена на рис. 5.1.


Валютные ограничения вводятся в следующих целях:
. урегулирование платежного баланса;
. поддержание стабильности валютного курса;
. использование валютных отношений для решения внутренних задач — стратегических и текущих макроэкономических.
На практике валютное регулирование реализуется через валютный контроль и контроль над движением капитала.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об