Место и роль налогов в государственном регулировании национальной экономики. Распределительная функция налога

Cтраница 1


Фискальная функция налогов - главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами.  

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.  

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач.  

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции.  

Как проявляется на практике фискальная функция налога.  

Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.  

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения (особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других.  

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 - 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации.  

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.  

Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления.  

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ.  

Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.  

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов .

Выделяют четыре функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан - от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы , устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма .

Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

1) стимулирующую, направленную на развитие определенных социально-экономических процессов; она реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

2) дестимулирующую, посредством сознательно увеличенного налогового бремени она препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;


3) воспроизводственного назначения, реализуемую посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который тем не менее достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном выполняли фискальную функцию. Однако во второй половине 1930-х гг. на Западе возникает тенденция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста. С середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Современные специалисты классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию.

Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации:

1) по способу взимания;

2) по объекту обложения;

3) по субъекту налогообложения;

4) по органу, устанавливающему налог;

5) по бюджету, в который зачисляется налог;

6) по цели установления налога;

7) по лицу, исчисляющему налог;

8) по порядку введения налога;

9) по форме;

10) по регулярности уплаты.

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (приложение 3).

Прямые налоги взимаются на том основании, что у организации либо у физического лица возникает доход в той или иной форме (прибыль, дивиденды, проценты и пр.) либо право на имущество в той или иной форме (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ.

Налоговые отношения складываются непосредственно между плательщиком и бюджетом.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица.

К таким налогам Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит:

Налоги на доходы физических лиц резидентов и нерезидентов;

Налоги на доходы корпорации, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

Налоги на собственность (землю и другую недвижимость, в частности домовладения), наследство и дарение, транспортные средства, финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

Так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Реальные прямые налоги взимаются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. В основу исчисления таких налогов положены данные различных кадастров (специальных реестров), в которых учитывается средняя, а не действительная доходность конкретных плательщиков. Реальными налогами облагаются продажа, покупка, владение имуществом, но размер взимания этих налогов не зависит от индивидуальных финансовых возможностей плательщика. Примерами реального обложения являются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц.

Личные прямые налоги - это важнейшая форма прямого обложения, при которой налогом облагается факт получения плательщиком дохода или владения имуществом с учетом предоставляемых льгот. Такие налоги взимаются у источника или по декларации, при этом учитываются действительное финансовое положение налогоплательщика и его фактическая платежеспособность. Примерами личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследование или дарение.

Косвенное налогообложение осуществляется посредством взимания налогов следующих видов:

Универсальных косвенных налогов;

Индивидуальных косвенных налогов;

Государственных фискальных монополий;

Таможенных пошлин.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая - уплачивается за счет прибыли. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Универсальными косвенными налогами облагаются все товары (работы, услуги), за исключением ограниченного их перечня. Примерами таких налогов являются: налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Налог с оборота , или универсальный акциз, - это налог, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведенных предметов потребления в виде процента от стоимости валового оборота. Причем первоначально облагался валовой оборот товара на каждой стадии его производства и обращения. Иными словами, применялся многоступенчатый (или, что то же самое, каскадный или кумулятивный) метод обложения вплоть до потребителя. При этом на каждой стадии цена товара прирастала. Поэтому в дальнейшем порядок взимания налога с оборота был изменен, и налог стал взиматься один раз - на заключительной стадии.

Налог с оборота толковался как планово установленная часть создаваемого в сфере материального производства чистого дохода общества. Недостатком этого налога было то, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки (т.е. такой налог взимался с холодильников и автомобилей, но не взимался с чугуна, хлопка или руды). Налог с оборота более чем на 80% взимался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Переход же России к рыночной экономике, для которой характерно свободное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, исключил возможность формирования бюджетных налоговых доходов за счет налога с оборота. Разновидностью налога с оборота является налог с покупки .

Этим налогом облагаются обороты при реализации товара организацией-производителем организациям оптовой торговли.

Налог с продаж - это вид косвенного налога в процентах от стоимости реализованной продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления (выполненных работ, оказанных услуг). Плательщиками такого налога признавались все потребители товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В России налог с продаж просуществовал с 1 января 1991 г. до 1 января 1992 г. Затем этот налог был установлен в большинстве субъектов РФ с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. Из экономически высокоразвитых стран аналог такого налога применяется в США.

На протяжении трех последних десятилетий самым распространенным универсальным косвенным налогом считается налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается в государствах - членах Европейского Сообщества (ЕС) и СНГ. С 1 января 1992 г. НДС установлен и в России. Этим налогом облагаются операции реализации товаров (работ, услуг), а также некоторые другие операции организаций и индивидуальных предпринимателей. Обложению НДС подлежит добавленная каждым налогоплательщиком стоимость на всех этапах движения товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребителя.

Индивидуальными косвенными налогами облагается ограниченный перечень товаров, определенный национальным налоговым законодательством. Это акцизы на отдельные группы и виды товаров. Критерии отнесения товаров к категории подакцизных не раз менялись. Так, вплоть до XX в. акцизами облагались товары повседневного спроса, такие как хлеб, соль, мука, спички. Позже подакцизными стали предметы роскоши.

В настоящее время акцизами облагаются главным образом товары:

Приносящие производителю или продавцу сверхприбыль, не обусловленную высокой эффективностью его деятельности, а являющуюся результатом того, что на рынке на эти товары объективно складываются цены, многократно превышающие затраты на производство и реализацию;

Пользующиеся повышенным спросом и одновременно относящиеся к «социально вредным» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Акцизы являются дополнительными косвенными налогами, поскольку операции с подакцизными товарами облагаются и НДС, и акцизами.

Государственные фискальные монополии взимаются не во всех странах. Например, в современной российской налоговой системе таких налогов нет. Впрочем, некоторое время в дореволюционной России существовала винно-водочная монополия; налог с оборота в бывшем СССР также имел признаки фискальной монополии. Государственные фискальные монополии взимаются с тех товаров и услуг, производство и оборот которых монополизированы государством (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво и др.). Цены на такие товары и услуги устанавливаются и регулируются государством.

Поскольку монополизация имеет разную степень, то и названные фискальные монополии делятся на полные и частичные. Порядок их исчисления зависит от того, какие сферы - производство, оборот либо и то и другое - монополизированы. Например, при полной монополизации обложению подлежит общая выручка от реализации товара без торговых издержек. При монополизации же оборота облагается разница между стоимостью реализации товара исходя из государственных розничных цен (по которой торговая организация продает товар в розницу) и оптовой ценой (по которой торговая организация покупает товар у производителя).

До 1 января 2005 г. таможенные пошлины в России рассматривались как федеральные налоги. В настоящее время официально таможенные пошлины отнесены к категории неналоговых доходов бюджета. Между тем эти пошлины обладают всеми признаками налогов. Поэтому мы будем рассматривать пошлины как налоги. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины классифицируются по различным критериям.

В зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические , начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов, а вывозные - фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Кроме того, существуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К числу таких пошлин относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии.

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на :

Налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов ), - налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

Налоги, взимаемые в связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг ), - НДС, акцизы;

Налоги с имущества - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. С определенной долей условности к этой классификационной группе можно отнести транспортный налог, поскольку транспортные средства также включаются в состав принадлежащего плательщику имущества;

Платежи за пользование природными ресурсами - земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

Налоги с фонда оплаты труда - единый социальный налог; налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

Взимаемые только с физических лиц;

Взимаемые только с юридических лиц. Большую часть поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков - юридических лиц;

Взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении круга плательщиков в НК РФ используются несколько терминов: плательщиками являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги) , - самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина.

Региональные налоги в российской налоговой системе представлены налогом на имущество организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

В настоящее время в налоговой системе России лишь два местных налога : земельный налог и налог на имущество физических лиц. Процессы политической и экономической интеграции между государствами объективно приводят к необходимости гармонизации налогообложения. Налоговые системы активно взаимодействующих стран должны соответствовать друг другу, строиться на одних принципах, содержать налоги с аналогичным порядком исчисления и уплаты.

Более того, формирование наднациональных органов управления, выполняющих важные экономические, политические, социальные и другие функции, привели в рамках Европейского Сообщества к установлению межгосударственных налогов, поступающих в бюджет ЕС. Примером может служить введенный Сообществом единый налог на импортную продукцию сельскохозяйственного производства из третьих стран. Интеграция в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства со временем также приведут к установлению межгосударственных налогов.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог,налоги объединяются в две группы:

Закрепленные налоги;

Регулирующие налоги.

Как было сказано ранее, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Впрочем, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что все поступления от него предназначаются федеральному бюджету. Налог может распределяться между уровнями бюджета. Таким образом реализуется регулирующая функция налогов. Названный критерий классификации налогов находится в тесной связи с методами бюджетного регулирования. Известно, что бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной частей.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, а также от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем бюджетной системы, но при бюджетном регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т.е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги - в качестве регулирующих для федерального бюджета.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назначения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь».

Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе.

7. В зависимости от лица, исчисляющего налог , налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей - неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

8. В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги. Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей.

Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов. Региональные и местные власти не могут устанавливать налогии сборы, не предусмотренные НК РФ.

9. По форме налоги объединяются в две группы:

Изымаемые в натурально-вещественной форме;

Изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги - исторически исходная форма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному обложению обращались и в более позднее время в периоды нарушений денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы.

В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был установлен натуральный продовольственный налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы. В настоящее время в России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения - в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги - это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально-вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодательно установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе - регулярные.

Разовые налоги взимаются по основаниям, которые возникают достаточно редко. К числу таких платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Таблица. Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Общая характеристика налоговой системы РФ. Система налогов и сборов РФ

Система налогов и сборов РФ

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18-21 Закона об основах налоговой системы (Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ). Нормы ст. 12-15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Региональные налоги - это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

Местные налоги - это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Квазиналогами следует именовать обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например, индивидуальная безвозмездность, принудительность взимания или предусмотренность в налоговом законе. К таковым можно отнести: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, портовый сбор, парафискалитет и др.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды имеют очень много общего с налогами. Отличие заключается в том, что признак индивидуальной безвозмездности у страховых взносов отсутствует, т.е. они являются возмездными. Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством.

Патентная пошлина не предусмотрена налоговым законом. Согласно ст. 33 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, патентные пошлины уплачиваются в Патентное ведомство за совершение юридически значимых действий, связанных патентом. При этом перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшение их размеров или возврата пошлин, устанавливаются Правительством РФ.

Консульские сборы взимаются за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Портовые сборы также фактически представляют собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых судах Российской Федерации. К регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный. Ставки портовых сборов определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством экономики РФ, при этом начальники морских администраций портов вправе предоставлять отдельным судовладельцам (судоходным компаниям) скидки. Полученные от уплаты портовых сборов средства используются на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Функции налогов

Социальная функция

Социальная (или как её ещё называют -- распределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками

окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономики: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2007, с.56..

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам. Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и др.).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Дальнейшее развитие регулирующая функция налогов получила в реализации стимулирующей подфункции.

Кейнсианская теория: Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А.Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли -- кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой Ходов Л.Г. Налоги и налогов регулирование экономики: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2007, с.61..

Дж.М. Кейнс был сторонником прогрессии в налогообложении, поскольку считал, что такая налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

В условиях научно-технического прогресса, все более частых кризисов кейнсианская теория государственной политики «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам:

· во-первых, когда инфляция начала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым регулирование, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;

· во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на убеждении в преимуществах свободной конкуренции и возможности решения всех народнохозяйственных проблем при помощи различного механизма.

Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное регулирование не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Миль, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории -- обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории -- утверждение, что лучший регулятор рынка -- сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, узкая налоговая база, предполагает их высокие ставки. Возникает порочный круг: ухудшение экономической ситуации в народном хозяйстве ведет к уменьшению налоговой базы и вынуждает государство для обеспечения своих финансовых потребностей повышать ставки налогов. Возрастающее налоговое бремя ограничивает инвестиции и таким образом, спрос и занятость. Происходит дальнейшее сокращение налоговой базы, продолжается рост налогов.

Сокращение спроса, налоговый пресс и высокие темпы инфляции, часто непредсказуемые, подрывают интерес, а зачастую и саму возможность законной хозяйственной деятельности у предпринимателей, усиливается теневая экономика, падает налоговая дисциплина и собираемость налогов, происходит массовое бегство капиталов за границу. Возможности повышения налогов у государства не безграничны. Ему остается печатать необеспеченные денежные знаки, прибегать к иностранным займам, что нисколько не способствует оживлению экономики.

Такое развитие событий наблюдалось довольно часто и во многих странах. Нашим соотечественникам оно знакомо. В 90-х гг. в России имели место длительное сокращение производства, гиперинфляция, конфискационные налоги и регулярные государственные займы внутри страны в форме ГКО (государственные кредитные обязательства) и за рубежом. Бремя выплат по государственным долгам -- тяжелое наследие тех лет. Задача государственной экономической политики -- разорвать этот порочный круг. Однако сделать это очень нелегко. Еще А. Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от необходимости принуждения и расходов на сборы налогов Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. С. 371, 589.

Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

· Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

· Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

· Дестимулирующая функция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию , которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ - форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством. Форма Н.п. в РФ постоянно изменяется, что обусловлено становлением и развитием налоговой системы в России. С 1992 г. порядок Н.п. из прибыли в бюджет определяется Законом РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций от 27.12.91 г. с последующими изменениями. Законом предусматривается установление ставок налога на прибыль для различных категорий предприятий (банки, страховые организации,
биржи, и т.д), порядок определения налогооблагаемой прибыли, льготы по налогу, а также порядок уплаты, предусматривающий внесение поквартальных авансовых взносов налога на прибыль с последующим окончательным расчетом Поскольку прибыль (или убыток) является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, из этой прибыли уплачиваются и другие Н.п.:
налог на имущество, местные налоги и т.д. Т.к. прибыль является источником множества Н.п., важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все имущественные налоги, пошлины и другие Н.п. Н.п. также называются некоторые налоги, имеющие, как правило, целевую направленность на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния и носящие характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов (платежи за пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.)

Налоговая система включает различные виды налоговых платежей (далее - налогов).

В основу их классификации положены разные признаки.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1. по способу взимания налогов;

2. по субъекту-налогоплательщику;

3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. по порядку введения налога;

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6. по целевой направленности введения налога.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и на имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Прямые налоги , в отличие от косвенных налогов, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

По субъекту-налогоплательщику различаются:

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.). Данная разновидность не случайно названа "налоги с предприятий и организаций", а не "налоги с юридических лиц". Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

о органу, который устанавливает и конкретизирует налоги (юридическая классификация) , различают:

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации: республик составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.

По порядку введения налога различают налоги общеобязательные и факультативные .

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный юг, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, но непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями органов государственной власти, - краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов, иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие .

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные и целевые .

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например единый социальный налог, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Система налогов и сборов в Российской Федерации - развивающаяся система.

48 . Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. .Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ - форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством.

В соответствии со ст.13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

49 . Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие, виды.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 Налогового кодекса).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

50 . Государственная пошлина в налоговой системе РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом России (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физ. лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России, а именно:

нотариальных действий;

действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

действий, связанных с приобретением гражданства России или выходом из гражданства России, а также с въездом в Россию или выездом из России;

действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

государственной регистрации юр. лиц, партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юрлиц

право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;

выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на территорию России видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной продаже видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Государственная пошлина взимается: с подаваемых в суд исковых заявлений, с заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по де лам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судомкопий (дубликатов) документов с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений и заявлений преддоговорным спорам, а также заявлений о пересмот ре решений арбитражного суда; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то учреждениях, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и о приглашении в РФлиц из других государств , за внесение изменений в эти документы; за вы дачу или продолжение вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющих их документам на право выезда из РФ ивъезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из граж данства; за регистрацию места жительства; за выдачу разрешений на право охоты и за другие объекты, определяемые законодательными актами.

Фактически ни одно государство , при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе , сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственного учреждения, а не извлечение прибыли. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам . При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных издержек не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. "Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы , связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос

Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого выгоды , расходов учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия затрат, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по долгам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда - поддержанием режима законности.

Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений - размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы союза в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные налоги взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об