Упрощенная система налогообложения принципы работы. Упрощенная система налогообложения для ООО (нюансы)

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для малых фирм и индивидуальных предпринимателей. Порядок перехода на УСН и правила работы на этом налоговом режиме установлены главой 26.2 Налогового кодекса. Если фирма получает невысокие доходы, то «упрощенка» – законный способ налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет основные платежи в бюджет: НДС, налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество с учетом определенных ограничений. Но, прежде чем переходить на «упрощенку», взвесьте, насколько выгодно для вас не платить НДС. Ведь освобождение от НДС не всегда является преимуществом. Кто может применять УСН и стоит ли переходить на этот спецрежим, расскажет статья, подготовленная экспертами бератора.

Запретный список для «упрощенцев»

Перейти на упрощенную систему просто. Однако это может сделать далеко не каждый. В статье 346.12 Налогового кодекса перечислены те, кому закон запрещает работать на УСН.

Так, не имеют права стать «упрощенцами»:

  • фирмы, у которых есть филиалы (с 1 января 2016 года наличие представительств не препятствует применению УСН). Если организация которое не является филиалом, и не указала это подразделение в качестве филиала в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН при условии соблюдения норм главы 26.2 Налогового кодекса;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • производители подакцизных товаров;
  • разработчики месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие формы адвокатских образований;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • лица, перешедшие на уплату ЕСХН;
  • фирмы с долей участия в них других компаний более 25%. Организации, на которые не распространяется данное ограничение, перечислены в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Не применяется данное правило также для фирм с долей участия в них РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку эти субъекты не подпадают под определение "организации" в целях применения налогового законодательства (письмо Минфина РФ от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211).

Ограничение по доле участия других организаций в уставном капитале компании должно соблюдаться:

  • во-первых, на дату начала работы на УСН. В противном случае фирма не приобретет право на применение «упрощенки»;
  • во-вторых, во время использования УСН. Организация, которая нарушит данное требование в этот период, утрачивает право на применение этого спецрежима.

В письме от 25 декабря 2015 года № 03-11-06/2/76441 Минфин России уточнил, что если доля участия фирмы-учредителя стала не более 25%, то такая организация может перейти на УСН с 1 января следующего года. Иначе говоря, для применения УСН с 1 января изменения, внесенные в учредительные документы компании, согласно которым доля других организаций уменьшается до величины, не превышающей 25%, должны быть внесены в ЕГРЮЛ до 1 января этого же года.

Кроме того, не вправе применять УСН:

  • организации и предприниматели со среднесписочной численностью работников более 100 человек;
  • организации, у которых по данным бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов рублей;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • все иностранные компании на территории России;
  • организации и предприниматели, в установленные сроки не представившие
  • микрофинансовые организации;
  • частные агентства занятости, которые занимаются предоставлением труда работников (с 1 января 2016 года).

Отметим, что если кадровое агентство на УСН оказывает услуги по подбору персонала и при этом не заключает трудовых договоров с соискателями, оно вправе продолжать применять «упрощенку». Дело в том, что если работник направляется для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении персонала, то трудовые отношения между ним и частным агентством занятости не прекращаются. В то же время трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают (ст. 341.2 ТК РФ).

И наоборот. Если частное агентство оказывает организациям услуги по подбору персонала, не заключая трудовые договоры с работниками, то эти работники оформляют трудовые отношения с этими организациями.

Значит, если агентство по подбору персонала не заключает трудовые договоры с лицами, направляемыми для работы в организацию заказчика, оно не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников и, соответственно, вправе применять УСН (письмо Минфина России от 11 марта 2016 г. № 03-11-06/13564).

Остальные, желающие начать работать на УСН, должны соответствовать определенным критериям:

  • уровню дохода (организации);
  • численности работников (организации и предприниматели);
  • остаточной стоимости основных средств (организации).

Имейте в виду, что перечень субъектов, которые не вправе применять УСН, является закрытым. Так, например, в нем не упоминаются индивидуальные предприниматели - налоговые нерезиденты РФ. Следовательно, такие ИП имеют право применять упрощенную систему на общих основаниях (письма Минфина РФ от 1 июля 2013 г. № 03-11-11/24963 и от 28 января 2013 г. № 03-11-11/35).

Стоит ли переходить на УСН

Если фирма получает невысокие доходы, то «упрощенка» – законный способ налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет четыре основных платежа в бюджет (ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
  • НДФЛ c доходов предпринимателя (за исключением доходов, полученных в виде материальной выгоды от экономии на процентах, дивидендов, а также подарков и призов стоимостью более 4000 руб.);
  • налог на имущество. Правда, с 2015 года организации на УСН должны уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС, кроме случаев, когда вы являетесь налоговым агентом, участником товарищества, ведущим общие дела (ст. 174.1 НК РФ), импортируете товары или выставляете покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Все остальные налоги, сборы и неналоговые платежи «упрощенцы» обязаны перечислять в общем порядке. В частности, это:

  • страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • взносы по «травме»;
  • земельный налог;
  • транспортный налог;
  • госпошлина;
  • налог на имущество организаций (для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости);
  • таможенные пошлины и сборы.

В ряде случаев «упрощенцы» выполняют роль налоговых агентов, то есть платят налоги за других. Речь идет о таких платежах, как:

  • НДФЛ с выплат работникам и другим гражданам;
  • НДС при выплате доходов компаниям-нерезидентам;
  • налог на прибыль при выплате доходов компаниям-нерезидентам.

На наш взгляд, прежде чем переходить на «упрощенку», нужно взвесить, насколько выгодно вашей фирме не платить НДС. Ведь не всегда является преимуществом. Например, фирмы, которые платят НДС, заинтересованы в том, чтобы зачесть входной налог из бюджета. Но, приобретая товары (работы, услуги) у «упрощенца», они лишаются этой возможности. Ведь «упрощенцы» выставляют покупателям счета-фактуры «без НДС». Поэтому в числе ваших потенциальных покупателей такие компании вряд ли окажутся.

Выгоднее всего применять упрощенную систему тем, кто торгует в розницу. Для их клиентов эта проблема не актуальна. Равно как и для тех, кто, тоже работая на «упрощенке», вынужден был перейти на «вмененку» или пользуется освобождением от НДС.

Достоинства и недостатки «упрощенки»

После знакомства с «упрощенкой» можно сделать вывод: у этого налогового режима есть свои плюсы и минусы.

К достоинствам «упрощенки» относят:

  • экономию на налогах и страховых взносах для некоторых видов деятельности;
  • заполнение и сдачу в инспекцию только годовой декларации по единому налогу;
  • экономию времени бухгалтера. Налоговый учет при УСН ведется в упрощенном порядке: фирмы и предприниматели отражают показатели своей деятельности только в одном налоговом регистре – книге учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

Среди недостатков «упрощенки» отметим следующие:

  • риск потерять право работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить «общережимные» налоги;
  • риск потерять покупателей, которые платят НДС. Так как «упрощенцы» НДС не платят и не выставляют счетов-фактур с ним, покупателям нечего принять к вычету;
  • запрет на создание филиалов. Дело в том, что до 1 января 2016 года организации, имеющие представительства, были не вправе применять УСН. С 1 января 2016 года это ограничение снято и наличие представительств теперь не препятствует применению этого спецрежима.

Что выгоднее: УСН или ОСН

Итак, прежде чем перейти на «упрощенку», составьте бизнес-план с учетом положений главы 26.2 Налогового кодекса и с учетом уплаты налогов в обычном режиме. Получив результаты и сравнив их, можно сделать вывод, насколько УСН «интереснее» для вашего бизнеса, чем общий режим.


Прежде чем писать заявление о переходе на «упрощенку», бухгалтер ООО «Актив» рассчитал, что будет выгоднее для фирмы: платить обычные налоги или единый налог.

Выручка «Актива» за 9 месяцев текущего года составила 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.). Покупная стоимость товаров – 3 009 000 руб. (в том числе НДС – 459 000 руб.). Фонд оплаты труда за этот же период равен 214 500 руб.

Для упрощения примера другие расходы фирмы не рассматриваются.

Сначала бухгалтер «Актива» рассчитал сумму обычных налогов.

За этот период фирма должна заплатить в бюджет:

Взносы во внебюджетные фонды – 64 350 руб.;

Налог на имущество – 117 500 руб.;

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 660 руб.;

НДС – 81 000 руб. (540 000 – 459 000).

Прибыль фирмы за 9 месяцев текущего года составила: (3 540 000 – 540 000) – (3 009 000 – 459 000) – 214 500 – 64 350 – 117 500 – 660 = 52 990 руб.

Рассчитаем налог на прибыль – 10 598 руб. (52 990 руб. × 20%).

Всего фирма заплатит в бюджет:

64 350 + 117 500 + 660 + 81 000 + 10 598 = 274 108 руб.

Затем бухгалтер ООО «Актив» рассчитал сумму единого налога двумя способами:

C полученного дохода;

С разницы между доходами и расходами.

Первый способ

Величина единого налога, рассчитанная с полученного дохода, составила 212 400 руб. (3 540 000 руб. × 6%).

Эту сумму можно уменьшить на величину взносов на обязательное социальное страхование, но не более чем на 50%. Таким образом, учесть страховые взносы можно в пределах 106 200 руб. (212 400 руб. × 50%).

Кроме страховых взносов фирме придется заплатить взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 660 руб.

Общая сумма страховых взносов, включая взносы по травматизму, не превышает ограничения в 106 200 руб.:

(64 350 руб. + 660 руб.)

Поэтому уменьшить единый налог фирма вправе на всю величину страховых взносов:

212 400 – 64 350 – 660 = 147 390 руб.

Итого общая сумма налогов:

147 390 + 64 350 + 660 = 212 400 руб.

Расчет показал, что «Активу» выгоднее платить единый налог со всех полученных доходов, чем обычные налоги. Однако сумма платежей при «упрощенке» все равно показалась бухгалтеру значительной. Тогда он рассчитал единый налог вторым способом.

Второй способ

Величина единого налога, рассчитанная с доходов за минусом расходов, составит:

(3 540 000 – 3 009 000 – 214 500 – 64 350 – 660) × 15% = 37 724 руб.

Всего фирма заплатит:

37 724 + 64 350 + 660 = 102 734 руб.

Как видим, в данном случае фирме выгодно перейти на «упрощенку» и платить единый налог с доходов за минусом расходов. В этом случае «Актив» сэкономит на налогах 171 374 руб.:

274 108 – 102 734 = 171 374 руб.

Сравнительная характеристика условий применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения

Условия применения упрощенной системы налогообложения Объект налогообложения - доходы Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Не являются плательщиками следующих налогов

Организации: налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, единый социальный налог.
налог на доходы физических лиц (за себя), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому для предпринимательской деятельности), единый социальный налог (за себя и с вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц) (ст. 346.11 НК РФ)

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за отчетный (налоговый) период

6% (ст. 346.20 НК РФ)

15% (ст. 346.20 НК РФ)

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ст. 346.11 НК РФ)

Уплата взносов на социальное страхование

Уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ (см. комментарий к ст. 346.11 НК РФ)

Порядок признания расходов в целях налогообложения

Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога

Перечень расходов приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.
Порядок определения расходов установлен в статье 346.16 НК РФ

Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сумма единого налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но налог (авансовый платеж) нельзя уменьшить более чем на 50% (ст. 346.21 НК РФ)

Вычет не производится

Уплата минимального налога

Минимальный налог не уплачивается

Уплачивается в порядке, установленном в ст. 346.18 НК РФ

Вычет на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в случае если налогоплательщик не уплачивает взносы в добровольном порядке)

Сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя (ст. 346.21 НК РФ). При этом сумма налога (авансового платежа) не может быть уменьшена более чем на 50%

Вычет не производится

Уплата авансовых платежей по единому налогу

Авансовые платежи по налогу уплачиваются в порядке, установленном в ст. 346.21 НК РФ

Налоговый период

Календарный год (ст. 346.19 НК РФ)

Отчетный период

Первый квартал, полугодие, девять месяцев (ст. 346.19 НК РФ)

Сроки уплаты налога (авансовых платежей)

Организации: срок уплаты налога - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
авансовых платежей - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Индивидуальные предприниматели: срок уплаты налога - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября (ст. ст. 346.21, 346.23 НК РФ)

Сроки представления налоговых деклараций

Организации: за налоговый период - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
по итогам отчетного периода - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Индивидуальные предприниматели: за налоговый период - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
по итогам отчетного периода - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября (ст. ст. 346.21, 346.23 НК РФ)

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ

Как видно из таблицы, налогоплательщики, перешедшие на УСН, платят:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя и за наемных работников. Размер страховых пенсионных взносов за себя установлен в ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ.

Согласно данной статье индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, который устанавливается в расчете на месяц исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа осуществляется индивидуальными предпринимателями независимо от того, получены в конкретном месяце доходы или нет.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для налогоплательщиков, использующих труд наемных работников, установлены в ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ. Такие налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. По окончании налогового периода (не позднее 30 марта следующего года) в налоговую инспекцию представляется декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (абз. 7, 12 ст. 3).

Платить придется и другие обязательные платежи, в частности, экологические - плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

ВЫВОДЫ

Алгоритм процедуры организации перехода на УСН:

1. Проверить, соответствует ли организация (ИП) требованиям, установленным для данного случая НК РФ. Ограничения права перехода на УСН перечислены выше.
2. Определить объект налогообложения. Выбранный объект налогообложения нельзя изменить в течение всего срока применения УСН. Из двух возможных объектов налогообложения выбирается только один.
3. Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту нахождения организации (для индивидуальных предпринимателей - по месту жительства) заявление по форме № 26.2-1.
4. Субъекты малого предпринимательства, впервые планирующие перейти на УСН, имеют право изменить выбранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему. Налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.
Можно также отозвать уже поданное заявление о переходе на УСН в срок по 31 декабря включительно, направив в налоговые органы письмо с просьбой об отзыве заявления.

Алгоритм процедуры организации перехода на общий режим налогообложения :

1. Налогоплательщики, применяющие УСН, могут перейти на общий режим налогообложения:

2. Добровольный переход на общий режим налогообложения. Субъект малого предпринимательства, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, направив уведомление в налоговый орган по форме №26.2-4 не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Субъект малого бизнеса, перешедший с УСН на общий режим, вправе вернуться на УСН не ранее чем через год после того, как он утратил право на применение её.

3. Переход субъектов малого предпринимательства на общий режим налогообложения в принудительном порядке. Условия, при которых организации и предприниматели теряют право работать по УСН:

    для организации - доход превышает 15 млн руб.; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн руб.; среднесписочная численность работников превысила 100 человек и доля участия других организаций в уставном капитале превысила 25%;

    для индивидуального предпринимателя - доход превышает 15 млн руб. и среднесписочная численность работников превысила 100 человек.

Упрощенная система налогообложения для ООО - один из вариантов налогообложения для небольших фирм, позволяющий снизить налоговое бремя и упростить бухгалтерский учет. Кто вправе применять спецрежим? Какие ограничения существуют? Каковы особенности УСН с объектом налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы"? Когда можно перейти на УСН? Эти и другие особенности УСН для ООО рассматриваются в данной статье.

Какие фирмы могут применять УСН

Возможность применения упрощенной системы налогообложения ограничена рядом условий:

  • средняя численность персонала фирмы за налоговый период должна быть не более 100 человек;
  • доля участия в ООО других юридических лиц не должна превышать 25%;
  • ООО не должно иметь филиалы и заниматься каким-либо из перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ видов деятельности;
  • остаточная стоимость основных средств ООО должна быть не более 150 млн руб.;
  • величина дохода за 2018 год не должна превысить 150 млн руб., если ООО уже работает на УСН; если же организация планирует перейти на упрощенку с 2019 года, то ее доходы за 9 месяцев 2018 года не должны быть больше 112,5 млн руб.

Подробнее об ограничениях для данного спецрежима читайте

Как работает ООО на упрощенке

Применять УСН можно либо с даты регистрации ООО в текущем году, либо с начала любого календарного года. О намерении работать на упрощенке необходимо уведомить налоговую инспекцию. В первом случае — в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, во втором — не позднее 31 декабря предшествующего года. Нарушение срока подачи уведомления о применении УСН приведет к невозможности его применения (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Изменить систему налогообложения можно будет только со следующего календарного года. Исключением будет ситуация, если в текущем году ООО выйдет за пределы ограничений, установленных для применения УСН.

Бухгалтерский и налоговый учет при УСН осуществляется выбранными ООО способами, закрепленными в учетной политике. Методы бухучета устанавливаются законом о бухгалтерском учете и действующими ПБУ, а налоговые методы — гл. 26.2 НК РФ. Это неизбежно приводит к различию в ведении двух видов учета. При разработке учетной политики ООО вправе выбрать те способы учета, которые сгладят эти различия.

ООО на УСН может вести бухучет так же, как и при ОСНО. Однако в связи с тем, что применяющие УСН фирмы чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, они вправе использовать упрощенные способы бухучета:

  • полный упрощенный бухучет, похожий на учет ОСНО, но разрешающий неприменение некоторых ПБУ, использование сокращенного плана счетов и упрощенных регистров учета;
  • сокращенный упрощенный бухучет, ограничивающийся ведением книги учета фактов хозяйственной деятельности, но с применением способа двойной записи операций в ней;
  • простой упрощенный бухучет — ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности без применения способа двойной записи.

ООО, являющемуся субъектом малого предпринимательства, необходимо также выбрать вариант составления бухгалтерской отчетности - полный или сокращенный.

Варианты налогообложения для УСН

Что делать, если нужно сменить объект налогообложения, рассказывается в материале «Как сменить объект налогообложения при УСН» .

Налоговый период при УСН — год, и отчетность по налогу (декларация) ООО сдает 1 раз (за год) до 31 марта года, следующего за отчетным. При этом в течение года ежеквартально начисляются авансовые платежи, которые уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Окончательный расчет по налогу по данным декларации, в которой учитываются уплаченные авансовые платежи, производится до 31 марта года, следующего за отчетным. Расчет авансовых платежей и заполнение декларации по УСН осуществляются на основании данных книги доходов и расходов, служащей налоговым регистром при УСН.

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

При объекте «доходы минус расходы» начисление налога производится от базы, представляющей собой разницу между фактически полученными доходами и оплаченными (документально и экономически обоснованными) расходами. При этом перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, и способы их учета для целей налогообложения строго регламентированы (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ).

Налог, уплачиваемый при УСН «доходы минус расходы», не должен быть менее 1% от полученной выручки. Даже если по итогам работы получен убыток, фирма должна уплатить этот минимальный налог. Однако такой убыток может быть учтен в дальнейших периодах.

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

При объекте «доходы» ставку 6% применяют к фактически полученным доходам. Расходы при расчете налога не учитываются никак, в книге доходов и расходов они отражаются по желанию налогоплательщика. При УСН 6% ограничений по минимальной сумме налога нет, и при отсутствии выручки налог не уплачивается.

Сумму налога, исчисляемую при УСН «доходы», можно уменьшить на суммы фактически оплаченных в отчетном периоде платежей в фонды, расходов на оплату больничных за счет работодателя, торгового сбора, но не более чем на 50%.

Итоги

Если компания удовлетворяет условиям применения УСН, она может подать заявление о переходе на эту систему налогообложения, указав объект налогообложения: «доходы минус расходы» или доходы. В случае нарушения срока подачи уведомления о переходе на УСН применение этой системы будет невозможно. Ставки налога регулируются законами субъектов, но в любом случае они должны быть в пределах 5-15% для объекта «доходы минус расходы» и 1-6% для объекта «доходы». Плательщики УСН раз в году представляют декларацию и уплачивают ежеквартальные авансовые платежи.

Применение УСН не отменяет для юридических лиц ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. По какой форме, полной или упрощенной, будет вестись учет и представляться отчетность, ООО определяет самостоятельно в своей учетной политике.

УСН в настоящее время является одним из льготных режимов налогообложения. Упрощенный бухгалтерский и налоговый учет, сниженные ставки по налогу и льготы делают данный режим наиболее привлекательным для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП).

 

Применение упрощенки освобождает организацию от уплаты трех основных налогов: на добавленную стоимость , на прибыль и на имущество (кроме имущества, оцениваемого по кадастровой стоимости).

Объект налогообложения

Перейдя на УСН предприниматель может выбрать один из объектов налогообложения (далее н/о).

Таблица № 1. Сравнение объектов н/о по УСН

Особенности расчета

Примечание

Когда лучше выбрать

При расчете суммы платежа учитывается только прибыль ООО (затраты в расчет не берется)

Ставка может быть снижена до 1%

Когда суммарный объем затрат не превышает 60% от прибыли

Доходы - расходы

Платеж считается с разницы между доходом и затратами. Перечень затрат, принимаемых к учету, поименован в Налоговом кодексе РФ. В случае если ООО получило убыток (затраты превысили прибыль), необходимо уплатить минимальный платеж - 1% с дохода

Ставка может быть снижена до 5%

Суммарный объем расходов превышает 60% от дохода ООО

Кто может перейти на упрощенный режим

Таблица № 2. Ограничения УСН

Ограничения для перехода

Ограничения для нахождения на режиме

Прибыль за последние девять месяцев не превысила:

Прибыль за год не превысила:

59 805 млн. руб.:

(45 млн. руб. х К1*)

Пока не известно

(60 млн. руб. х К1)**

79 740 млн. руб.

(60 млн. руб.х К1)

Пока не известно

(120 млн. руб.х К1)

Количество сотрудников:

Не более 100

Стоимость основных средств не превышает

100 млн. руб.

150 млн. руб.

100 млн. руб.

150 млн. руб.

Доля участия других организаций не более 25%

Стоит отметить, что некоторые юрлица, вне зависимости от уровня доходов и количества сотрудников, не вправе применять УСН. К ним организации, поименованные в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

Расчет и уплата платежа на упрощенке

Находясь на упрощенном режиме организация должна уплатить 3 авансовых платежа и годовой платеж.

Авансы необходимо уплатить в срок до:

  • 25.04 - 1 квартал;
  • 25.07 - полугодие;
  • 25.10 - 9 месяцев.

Расчет авансовых платежей производится по следующей формуле:

Налоговая база * Ставка налога

Платежа по итогам года по формуле:

Налоговая база х Ставка налога - Авансы

Отчетность на упрощенном режиме н/о

Помимо декларации, организация обязана сдавать декларации по иным налогам, по своим сотрудникам, по бухучету.

Таблица № 3. Отчетность УСН

Отчетность

Место направления

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об