Кто такой налоговый агент. Кто является налоговым агентом по ндфл: его обязанности

Налоговые агенты, в качестве промежуточного звена в связке налогоплательщики – государство, обладают определёнными правами, полномочиями и ответственностью. Механизм их действий регламентирован нормами статьи 24 Налогового Кодекса РФ. В ней, в частности, сказано, что налоговым агентом признается лицо, на которое возложена обязанность по исчислению налога, удержанию его у налогоплательщика и перечислению полученной суммы в бюджет РФ.

Какие налоги собираются налоговыми агентами?

В Налоговом Кодексе изложен перечень налогов, которые могут взиматься силами налоговых агентов. Основной налог, который практически полностью администрируется таким способом – это налог на доходы физических лиц или НДФЛ. Помимо этого, все организации, которые являются плательщиками налогов на прибыль и на добавленную стоимость, также выполняют роль налоговых агентов.

Кто может выступать в роли налогового агента?

Налоговым агентом может быть и физическое лицо, и организация. Например, индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, и компания, в которой сотрудники работают по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, являются налоговыми агентами по НДФЛ. Это означает, что все работодатели при выплате своим сотрудникам дохода обязаны исчислять суммы НДФЛ, удерживать их у граждан и перечислять на счета бюджета соответствующего уровня.

В роли налоговых агентов часто выступают банки, которые, согласно действующему законодательству, удерживают со своих клиентов налог на доходы по вкладам и по операциям с ценными бумагами. Налоговыми агентами являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, имеющие свои кабинеты. Они взимают со своих клиентов государственную пошлину за совершение юридически значимых действий. Затем суммы удержанного налога и госпошлины также перечисляются в бюджет.

Какими правами и обязанностями наделен налоговый агент?

Налоговым агентам государством предоставлены те же права, что и налогоплательщикам. В обязанности налоговых агентов входит:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налоги;
- письменно сообщать специалистам налоговых органов о невозможности удержать налог, и о сумме не удержанного налога;
- вести аналитический учет начисленных и выплаченных доходов, в том числе, и в разрезе налогоплательщиков;
- переставлять в налоговый орган документы, подтверждающие полноту и правильность начисления и уплаты налогов;
- в течение 4 лет обеспечивать сохранность указанных выше документов.

НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ - термин, используемый в законодательстве о налогах и сборах РФ и налоговых законодательствах ряда стран.

1) В РФ термин «налоговый агент» означает - , на которое в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и , если иное не предусмотрено НК. Налоговые агенты обязаны (ст. 24 НК):

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в ст. 226 НК.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога с учетом следующих особенностей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в РФ именуются в главе 23 НК налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются с зачетом ранее удержанных сумм налога.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 р., перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 р., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие налоговые агенты принимают на себя обязательства нести , связанные с уплатой налога за физических лиц (ст. 226 НК). Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие:

Государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

Постановку на учет в налоговых органах. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога (ст. 230 НК).

2) В ряде стран термин «налоговый агент» может означать также налогового консультанта, помогающего налогоплательщику при выполнении обязательств, установленных в актах налогового законодательства.

3) В СССР налоговыми агентами назывались должностные лица налоговой инспекции, осуществлявшие прием налоговых и страховых платежей от сельского населения. Первоначально налоговый агент производил также и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С организацией централизованной системы бухгалтерского налогового учета в 1945 г. налоговые агенты были освобождены от ведения лицевых счетов плательщиков, а с 1948 г. - от всего налогового учета. В связи с тем, что после реформы сельскохозяйственного налога (1953 г.) размер налоговых платежей сельского населения значительно уменьшился, с 1 марта 1956 г. штат налоговых агентов был упразднен и прием этих платежей возложен на сельские Советы.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

- Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ). Примеры: 1. Если… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Налоговый агент - Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации. ст.24 НК. Налоговые агенты имеют те же права,… … Бухгалтерская энциклопедия

Налоговый агент - (англ. tax agent) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, на которое в соответствии с НК РФ* возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК … Большой юридический словарь

Налоговый агент - 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации...

Встречаются ситуации, при которых обязанности по уплате налога в бюджет государства ложатся не на налогоплательщиков непосредственно, а на иных лиц ― налоговых агентов. От них зависит полнота расчета и перечисление налогов, таких как НДФД, НДС и налог на прибыль. Рассмотрим подробнее кто такой налоговый агент по НДС.

Кто такие налоговые агенты

В процессе хозяйственной деятельности у экономических субъектов помимо обязанности перечислять налоги в бюджет по результатам работ может возникнуть и необходимость совершать платежи и в качестве налоговых агентов. Налогами в таких ситуациях выступают НДФЛ, налог на прибыль и НДС. Такие субъекты признаются налоговыми агентами. При этом налоговые агенты сами могут и не быть плательщиками перечисленных налогов. Например, налоговый агент по НДС вправе не рассчитывать налоги от собственной деятельности, но перечислять его за прочих представителей обязан при возникновении некоторых ситуаций.

Обязанности налоговых агентов

Налог За кого перечисляется В каких случаях
НДФЛ За физ.лиц Если физ.лица являются наемными работниками или оказывают определенные виды услуг
Налог на прибыль За юр.лица российские и зарубежные При выплате дивидендов, начислении доходов иностранным организациям
НДС Юр. лица За аренду муниципального имущества, при работе с иностранными учреждениями

Согласно НК РФ, у налогового агента имеются те же права, что и у непосредственных налогоплательщиков. Это лица, которые должны удержать у определенных категорий субъектов налог и перечислить его своевременно и в полном объеме в бюджет страны.

Обязанности налоговых агентов

Возникновение обязанностей у налоговых агентов, касающихся начислений и выплат денежных средств в пользу государства, возникает лишь в случае появления денежных расчетов с непосредственными плательщиками. Если при совершении сделки предусмотрены выплаты в натуральной форме или проведение взаимозачетов, то необходимости в выполнении функций налоговых агентов не возникает.

В таких ситуациях потенциальные агенты обязаны известить налоговые органы о невозможности удержания налога у субъекта и перечислении в бюджет требуемых сумм. Предоставить соответствующее уведомление требуется не позже месяца с момента возникновения причины, в результате которой налог удержан не будет.

Обязанности у субъектов в качестве налоговых агентов по НДС возникают в следующих случаях:

  1. При покупке товаров у незарегистрированных в РФ иностранных лиц.
  2. Приобретение в собственность или в аренду имущества у органов муниципальной власти.
  3. Выступление в качестве посредников при реализации товаров иностранными лицами, не имеющими регистрации в РФ.
  4. Продажа имущества (конфиската, бесхозных вещей), принадлежащего государству.

Не имеют статуса налогового агента лица, занимающиеся реализацией товаров иностранных поставщиков, связанных с проведением Олимпийских игр. Данное правило действует до начала 2017 года.

Налоговыми агентами могут быть признаны и лица, сами плательщиками НДС не являющимися.

Ответственность налогового агента

Налоговые агенты уполномочены совершать следующие действия:

  1. Ведение учета по полученным доходам, начисленным налогам и перечисленным суммам плательщиков, отдельно по каждому представителю.
  2. Своевременное предоставление в контролирующие органы документов с расчетами о начисленных и удержанных суммах. В качестве такого документа налоговые агенты по НДС используют налоговую декларацию по НДС. Сюда же относят и уведомление о невозможности удержания суммы в денежном выражении.
  3. Обеспечение хранения документов, подтверждающих начисление и уплату в сроки не менее 4-х лет.

В зависимости от видов налогов, функции агентов могут быть более расширенными.

При неисполнении своих обязательств налоговые агенты несут ответственность согласно законодательству. Основными причинами выступают случаи неудержания или перечисления налогов не полностью. Подобные действия могут привести к штрафам, равным 20% от стоимости недоимки.

Однако если сама сумма налога не была вовремя удержана из средств непосредственно налогоплательщика, то принудить налогового агента выплатить недостающие средства за счет собственных невозможно, о чем свидетельствует в последнее время судебная практика. Но следует помнить, что неуплата влечет за собой штрафы и растущие пени за каждый просроченный день платежа. Неуведомление о действиях контролирующие органы (отсутствие декларации) также приводит к начислению штрафов.

Налоговый агент по НДС для иностранных организаций

Приобретение товаров и услуг у поставщиков ― иностранцев порождает необходимость исполнения агентских обязательств по НДС.

Условия для возникновения исполнения обязанностей налоговых агентов следующие:

  • покупатель зарегистрирован в налоговых органах как юр. лицо или ИП;
  • местом приобретения товара у иностранного лица признается территория РФ;
  • иностранный продавец не обладает регистрации в ФНС РФ.

Несоблюдение даже одного из условий означает, что дальнейшей необходимости по исполнению обязанностей лица как налогового агента по НДС не возникает. Например, если иностранный продавец зарегистрирован в качестве налогоплательщика в органах ФНС, то у него же и появляется необходимость начислять и уплачивать НДС.

В целях устранения дальнейших разногласий рекомендуется запрашивать при заключении договоров у иностранных контрагентов документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ.

Налоговая ставка к перечислению в бюджет рассчитывается в зависимости от условий договора. Применение цены, включающей НДС, предполагает ставку 10/110 или 18/118. Если в стоимости товара НДС не учтен, используют 10% или 18%.

Если предметом реализации представляется товар, освобожденный от НДС согласно НК РФ, то необходимости выполнять функции налоговых агентов не возникает.

Налоговый агент по муниципальному имуществу

При использовании экономическим субъектом муниципального имущества (приобретение, аренда помещения) требуется рассчитать НДС в качестве налогового агента. По итогам расчетов предоставляется декларация в органы ФНС.

Пример . Организация ООО «Ветер» применяет режим ЕНВД (про учет на ЕНВД читайте :). Основой вид деятельности ― розничная торговля. С этими целями ООО «Ветер» арендует помещение у муниципальных властей. Стоимость аренды ― 30 000 рублей в месяц. Организация на этих условиях обязана ежеквартально предоставлять декларацию в органы ФНС по месту осуществления деятельности. Размер начисленного и перечисленного налога за квартал составит 18% от 30 000 за каждый месяц, равен 16 200 рублей.

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

Предприниматель арендует нежилое помещение у физического лица по договору аренды. И у него возник вопрос, является он налоговым агентом по НДФЛ и обязан ли он удерживать этот налог с суммы арендной платы, ежемесячно выплачиваемой этому физическому лицу? А вопрос этот не так уж и прост, как может показаться с первого взгляда. Подробный и мотивированный ответ на него дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Проанализировав действующее налоговое законодательство по этому вопросу, мы пришли к выводу, что однозначно ответить на него не представляется возможным, ввиду наличия определенных противоречий, сомнений и неясностей в налоговом законодательстве, приводящих к разночтению в понимании этого вопроса. Как в шутку иногда говорят юристы, - «На Ваш вопрос есть два разных ответа и оба правильные».

Первая точка зрения. Пункт 1 статьи 226 НК дает определение кто признаются налоговыми агентами. В сокращенном виде он звучит так: налоговыми агентами являются … организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты … от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (какие?), указанные в пункте 2 настоящей статьи ….

Согласно пункту 2 указанной статьи исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов , в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ. Уже интересно, т.к. законодатель в определении кто является налоговым агентом НДФЛ предусмотрел целый ряд исключений из этой категории по критерию выплачиваемого дохода. Значит, законодатель сказал, что не всякий доход, выплачиваемый физическому лицу автоматически делает нас налоговым агентом по НДФЛ, а лишь тот, которые не попадает под категорию исключений, описанных в п.2 ст.226 НК РФ.

В Вашем случае, особый интерес представляет ссылка на пункт 1 статьи 228 НК РФ, в котором сказано о доходах полученных физическими лицами … на основе … договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

Т.е. в данном случае, из общего толкования приведенных выше норм, можно сделать вывод о том, что как раз договоры аренды составляют исключение из общего правила о выплачиваемых доходах, делающих нас налоговыми агентами. Следовательно, мы приходим к выводу, что наш предприниматель как арендатор недвижимости у физического лица не обязан выполнять функции налогового агента и удерживать НДФЛ и сумм выплат ему арендной платы, т.к. этот налог обязан уплачивать в бюджет сам налогоплательщик, являющийся арендодателем помещения.

Но есть и вторая точка зрения. Контролирующие органы в своих письмах разъясняют, что если физическое лицо - арендодатель не является предпринимателем, то исчислить и уплатить НДФЛ в бюджет в качестве налогового агента должен именно арендатор. Они считают, что налог удерживается из арендной платы при ее выплате и перечисляется в бюджет по месту учета арендатора (см. Письма Минфина России от 27.02.2013 № 03-04-06/5601, ФНС России от 01.11.2010 № ШС-37-3/14584@, УФНС России по г. Москве от 16.02.2011 № 20-14/4/14438@).

Минфин России при этом подчеркивает, что включение в договор аренды условия, согласно которому обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на физическое лицо, является неправомерным ().

Рассчитывать и платить НДФЛ самостоятельно физическое лицо, по их мнению, должно только в том случае, если источник выплаты (организация) не является налоговым агентом в силу законодательства (пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). Например, если арендатором является иностранная организация ( , ФНС России от 01.11.2010 № ШС-37-3/14584@).

И судебная практика по данному вопросу противоречива. Отдельные суды согласны с чиновниками и считают, что НДФЛ с арендной платы должен удерживать и перечислять арендатор (Постановления ФАС Поволжского округа от 21.02.2013 № А06-3662/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5640/13), ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 № А66-9581/2009). Другие полагают, что предприниматель, выплачивающий физическому лицу доход по договору аренды, не является по отношению к нему налоговым агентом. Поэтому налог должен уплачивать сам арендодатель (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2009 № Ф04-5077/2009(13200-А03-46), ФАС Поволжского округа от 18.05.2009 № А12-16391/2008).

  1. Если Ваш арендодатель не возражает, то мы рекомендуем Вам выполнять функции налогового агента и, соответственно, при выплате арендодателю суммы арендного платежа удерживать суммы НДФЛ при их фактической выплате и согласно п. 6 ст. 226 НК РФ перечислять его в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты арендной платы. При этом необходимо отметить, что этот путь наиболее безопасен с точки зрения налоговой ответственности в будущем.
  2. Если же Ваш арендодатель возражает по вопросу удержания Вами налога из сумм выплачиваемой ему арендной платы и желает самостоятельно уплачивать НДФЛ в бюджет, то в этом случае Вы можете занять первую позицию, описанную в нашем письме и не выполнять функции налогового агента. Однако, в данном случае есть риски привлечения Вас к ответственности со стороны проверяющий органов за неисполнение обязанности налогового агента. При этом оспаривать это придется в суде. И здесь нет гарантии, что суд примет решение в Вашу пользу (риски можно оценить 50% на 50%). Здесь все будет зависеть от квалификации юриста, представляющего Ваши интересы в суде.
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об