Денежно-кредитная политика центрального банка. Денежно – кредитная политика


Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.

Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства являются:

  • - устойчивые темпы роста национального производства;
  • - стабильные цены;
  • - высокий уровень занятости населения;
  • - равновесие платежного баланса.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования.

Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются: установление обязательной нормы резервирования; регулирование официальной учетной ставки; операции на открытом рынке; административные меры.

Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.

Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а, следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.

Введение

1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики

1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

2.1 Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России

2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики

2.3 Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

3 Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Структура денежного рынка России по налично-безналичному обращению

Приложение 2 Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006–2015 г.г., млрд. долларов США


Введение

Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики денежного и кредитного секторов экономики.

Бурное расширение видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов, использование ЭВМ диктуют новые условия развития кредитного рынка.

Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке между его участниками приводит к перераспределению денежной массы страны между отраслями экономики приоритетно с более высокой доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляется более широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

В сфере денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния наличного денежного рынка во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.

Во всех этих процессах немаловажную роль играют Центральные банки, которые служат центром денежно-кредитной системы любой страны.

Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательской способности рубля и его валютного курса. Также благодаря действенной политике, проводимой Центробанком РФ, усиливается проникновение на отечественный кредитный рынок иностранных банков и увеличивается участие российских банков в западноевропейской экономике.

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.

Задачи исследования следующие:

1. Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;

2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;

3. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

4. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

5. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Методами исследования, использованные в данной курсовой работе, являются: экономико-математический, статистический, графический и другие.

Также, в данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей, периодические издания.


1. Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики

1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики

С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной политики являются:

1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

Регулирование темпов экономического роста;

Увеличение ВВП;

Смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

Сдерживание инфляции;

Стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;

Достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

Повысить уровень жизни населения;

Сделать различные услуги более доступными и другие./7/

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);

Изменение норм обязательных резервов банков;

Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.)./1/

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.

Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».

Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, особенности организации которого рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы.

1.2 Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике

Возникновение Центральных Банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX-начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком.

В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система – это коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, второй уровень - Центральный Банк.Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции:

Монопольно выпускает деньги в обращение;

Хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;

Выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: - в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги); - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные; - по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита); - по форме воздействия - прямые и косвенные; - по числу объектов воздействия - общие и селективные. Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы: - рефинансирование банков; - процентные ставки по операциям центрального банка; - обязательное резервирование; - валютные операции; - операции на открытом рынке; - прямые количественные ограничения; - установление ориентиров роста денежной массы. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования: - переучет векселей; - ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности; - ломбардный кредитный аукцион; - операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований, что создает саморегулируемую систему стабилизации объемов ликвидности банковской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматриваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (среднюю арифметическую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уровне по сравнению с установленной величиной резервных требований, при этом происходит автоматическое изъятие избыточной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резервных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития, которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты - постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕГЮ; - доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП; - дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъятие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики центрального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об