Курсовая работа: Кредитно-банковская система. Финансовая безопасность банковской системы

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера.

Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п. Возможна дифференциация безопасности субъекта в зависимости от причин ее нарушения. В частности, выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка и т.п. Угрозу безопасности субъекта могут определить и внутренние факторы, например, низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов. Поэтому изучение проблемы обеспечения безопасности осуществляется в рамках многих учебных дисциплин, ориентированных на подготовку специалистов и менеджеров для различных работодателей (государства, предприятий, общественных организаций) и разнообразных специализаций (информационная, экологическая безопасность, безопасность персонала и т.п.).

В настоящем курсе рассматривается один из аспектов обеспечения безопасности кредитно-финансовой организации. Он связан с защитой лишь от тех угроз, которые определены деятельностью юридических и физических лиц, специально направленной на нанесение конкретному банку имущественного или неимущественного ущерба. С учетом этого ограничения, изучению процесса управления обеспечением безопасности должна предшествовать классификация подобных угроз.

Предметная классификация угроз безопасности банка.

а) По признаку целевой направленности угрозы выделяются:

Угроза разглашения конфиденциальной информации, которое может нанести банку ущерб в форме ухудшения его конкурентных позиций, имиджа, отношений с клиентами или вызвать санкции со стороны государства;

Угроза имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций;

Угроза персоналу банка, реализация которой способна ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста или возникновения трудовых конфликтов.

б) По признаку источника угрозы (субъекта агрессии) выделяются:

Угрозы со стороны конкурентов, т.е. отечественных и зарубежных банков, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства;

Угрозы со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка, например, захвату контроля над ним, хищению имущества, нанесению иного ущерба;

Угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка, осознанно наносящих ущерб его безопасности ради достижения личных целей, например, улучшения материального положения, карьерного роста, мнения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.

в) По экономическому характеру угрозы выделяются:

Угрозы имущественного характера, наносящие банку прямой финансовый ущерб, например, похищенные денежные средства и товар но-материальные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции;

Угрозы неимущественного характера, точный размер ущерба от реализации которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

г) По вероятности практической реализации угрозы выделяются:

Потенциальные угрозы, практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть время на их профилактику или подготовку к отражению);

Реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в раз личных стадиях развития (соответственно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба);

Реализованные угрозы, негативное воздействие которых уже закончилось и ущерб фактически нанесен (соответственно, субъект управления имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновников и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем).

Проведенная классификация позволяет сформулировать три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

Информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

Безопасность персонала банка, предполагающая его защищен ность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

Имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

Более детальная классификация будет проведена в соответствующих разделах курса. Общая же направленность мероприятий по защите банка от рассмотренных выше угроз иллюстрируется с использованием следующей принципиальной схемы:

Факторы, определяющие отраслевую специфику управления

обеспечением безопасности банка. Первым и наиболее важным фактором является автоматическое перенесение возможных потерь от реализованных угроз на клиентов и партнеров банка. В зарубежных условиях на один доллар его собственного капитала приходится не менее десяти долларов привлеченных средств. Соответственно любые имущественные потери кредитно-финансовой организации уменьшают ее возможности выполнить свои обязательства перед клиентами.

Второй особенностью является большая степень уязвимости банка как хозяйствующего субъекта в случае возможной утечки конфиденциальных сведений. Наряду с характерной для любых отраслей необходимостью защиты коммерческой тайны (т.е. информации, разглашение которой наносит ущерб самому банку), обеспечение информационной безопасности кредитно-финансовой организации имеет еще один аспект. Он связан с сохранением банковской тайны - части конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении кредитной организации, разглашение которой наносит ущерб интересам ее клиентов. К ней относятся любые сведения о размерах и движении денежных средств на открытых в банке счетах, о финансовом состоянии заемщиков, переданных ему в трастовое управление имуществе или сохраняемых ценностях. Разглашение подобной информации имеет своим основным негативным последствием утерю кредитно-финансовой организацией имиджа доверенного лица в глазах не только имеющихся, но и потенциальных клиентов. Допустивший подобную утечку информации банк в короткие сроки лишается наиболее привлекательной клиентуры из числа корпоративных структур и крупных частных вкладчиков. Поэтому в системе управления безопасностью защита банковской тайны всегда имеет приоритет перед защитой тайны коммерческой.

В заключение можно отметить более обширный в сравнении с другими сферами деятельности перечень потенциальных угроз банковской безопасности и, соответственно, объектов защиты. Это связано со спецификой уставной деятельностью кредитно-финансовой организации, в частности, постоянной работой ее с высоколиквидными средствами - денежными средствами, валютой, драгоценными металлами, ценными бумагами и т.п.

Дополнительные особенности организации банковской безопасности в современных отечественных условиях:

Общий уровень криминагенности экономики переходного периода;

Высокая степень криминагенности банковской деятельности, например, участие отдельных банков в противоправных финансовых операциях, связи с “теневой” экономикой и преступными группировками;

Более высокий уровень распространенности угроз банковской безопасности насильственного характера (ограбления, покушения на персонал);

■ недостаточная лояльность банковских служащих к своему работодателю;

■ не всегда достаточная квалификация сотрудников службы безопасности в области защиты компьютерной информации;

■ недостаток у многих банков финансовых ресурсов для внедрения высокоэффективных систем защиты информации и имущества;

■ непонимание многими руководителями службы безопасности необходимости системного подхода к решению этой проблемы из-за общей ориентации на односторонние по своей направленности методы - защита персонала, защита имущества, защита информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.1. Общее понятие безопасности банка и ее компоненты:

  1. 5. Дайте понятие собственного капитала банка. Назовите основные элементы собственного капитала банка. Приведите отличия понятий собственных средств банка и собственного капитала банка. Охарактеризуйте капитал-нетто и капитал-брутто.

Финансовая безопасность является важной составляющей экономической Это понятие характеризует эффективность функционирования страны на макроуровне. Правительство обязано защищать национальные интересы государства, а также финансовую безопасность. Это необходимо для усиления позиций страны на международной арене. Суть, критерии и основные показатели финансовой безопасности государства будут рассмотрены далее.

Определение

Финансово-экономическая безопасность государства - это понятие, которое подразумевает комплекс мероприятий, средств и способов защиты интересов государства на глобальном уровне в условиях рыночной экономики. Это широкое понятие, которое рассматривается с разных точек зрения. Поэтому единого определения понятия финансовой безопасности не существует. Есть только ограниченные определения отдельных аспектов этого явления.

Есть несколько подходов к трактовке финансовой безопасности государства. С точки зрения ресурсно-финансовой теории это понятие рассматривается как экономическая защищенность интересов страны на всех уровнях рыночных отношений. Это обеспеченность предприятий, корпораций, организаций различного типа, а также домохозяйств, которое ведет к созданию гармоничных условий для развития регионов, всех отраслей экономики. Они обеспечиваются таким количеством ресурсов, которого будет достаточно для удовлетворения их потребностей.

Статистика рассматривает это понятие как состояние всех систем, которое является сбалансированным и устойчивым к разным негативным воздействиям (внутренним или внешним). Это не допускает экспансию извне, обеспечивая необходимые условия для функционирования национальной экономики и ее развитие.

С нормативно-правовой точки зрения это понятие рассматривается как процесс создания условий для функционирования всей системы, при которых финансовые ресурсы невозможно направить на незапланированные сферы потребления. Это снижает вероятность нерационального распределения денежных потоков.

В общем понимании безопасность финансовой сферы следует понимать как защищенность интересов в этой области на всех уровнях национальных рыночных отношений. Это обеспечивает определенную степень независимости страны, ее устойчивость и стабильное развитие. Функционируя в постоянно меняющихся условиях, а также под воздействием неблагоприятных факторов (внутренних и внешних) финансовая система государства быстро адаптируется к разным переменам. Это значительно уменьшает риски, способствует стабильному, гармоничному развитию экономики.

Объект, предмет, цели и задачи

Обеспечение финансовой безопасности государства - одна из первостепенных целей правящих органов на всех уровнях. Это главный критерий, по которому оценивается эффективность, рациональность действий Правительства РФ. Чтобы исследовать основные аспекты финансовой безопасности, необходимо рассмотреть ее Он включает в себя объект, предмет, а также цели и задачи.

Объектом проведения подобной деятельности государства является национальная финансовая система. Она рассматривается как явление и механизм, которые направляют деятельность соответствующих органов на обеспечение защиты от неблагоприятных факторов, которые сдерживают развитие.

Субъектом в этом случае выступает государство в целом. Его рассматривают с точки зрения исполнительной, законодательной и судебной власти. Также субъектом является финансовая система, которая включает в себя различные институты, регионы, население, мировые сообщества или первичные звенья экономики страны.

Предметом финансовой безопасности государства выступает деятельность различных субъектов, которые реализуют совокупные принципы защиты и конкретные действия для стабильного развития экономики, снижения рисков. Они функционируют с целью воздействия на объекты.

Концепция и стратегия финансовой безопасности обеспечивает достижение поставленных целей в общей структуре национальной защиты страны. Основными целями этого процесса являются выявление тенденций и факторов, которые влияют на экономическую деятельность страны. Также подобная работа проводится для устранения негативных влияний, которые сдерживают развитие нерационального подхода к распределению имеющихся ресурсов.

Для решения установленных целей решается масса задач специалистами в разных сферах государственной деятельности. Разрабатываются новые пути развития системы или совершенствуются уже имеющиеся направления. Это позволяет оптимизировать структуру капитала страны, поступления и распределения имеющихся средств. Бюджет государства должен быть правильно сбалансирован. Его структура должна быть оптимальной. Риски покрываются разными резервными фондами. Это обеспечивает выживание и развитие всей системы в рыночной среде, которая сложилась в мире.

Уровни и элементы

Представленный процесс рассматривается с позиции разных уровней. Каждая ступень функционирует для обеспечения общих экономических интересов страны. Основными уровнями финансовой безопасности государства являются отдельные граждане, домохозяйства, общества, организации. Они формируют последующие ступени. Это уровни отрасли, государства и мировой экономики. Все процессы, происходящие в нижних структурах, влияют на глобальные процессы. Также действия ответственных органов на макроуровне воздействуют на состояние экономики микроуровня.

Перечисленные составляющие функционируют с целью защиты национальных интересов. Это жизненно необходимые ценности, которые определяют уровень благосостояния народа и каждого отдельного гражданина. Только при условии слаженной работы всех элементов системы возможно гармоничное развитие и защита страны от неблагоприятных воздействий.

Составляющие финансовой безопасности государства является ряд элементов. Одним из главных факторов, который воздействует на всю систему, является эффективность экономической политики государства. Правительство должно обеспечить условия для достижения долгосрочных, тактических целей в процессе развития страны.

Еще одной составляющей, которая обеспечивает защиту государства, является независимость системы финансов. Это необходимо, дабы руководящие органы могли самостоятельно принимать решения относительно целей, механизмов и путей развития государства. В противном случае интересы страны не будут учтены при определении направлений деятельности системы.

Третьей составляющей финансовой безопасности является конкурентоспособность системы финансов. Это позволяет занимать выгодные позиции на мировом рынке, получая доступ к ограниченным ресурсам.

Составляющие

Составляющие финансовой безопасности государства обеспечивают гармоничное развитие системы. В их число входит несколько элементов. В их число входят:

  • Безопасность банковской системы. Это обеспечивает ее неподверженность неблагоприятным факторам.
  • Защищенность небанковской сферы. На этом уровне рассматривается развитие страхового, фондового рынка. Они полностью удовлетворяют потребности общества в услугах подобных организаций.
  • Безопасность в сфере задолженности. Обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность долговых обязательств. При этом учитывается стоимость их обслуживания, определяется оптимальное соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью, собственными источниками финансирования.
  • Защищенность бюджета. Действия направлены на обеспечение платежеспособности государства, его финансовой стабильности. Это позволяет всем звеньям системы выполнять возложенные на них функции.
  • Безопасность валютной сферы. Это процесс курсообразования, при котором у общества складывается высокое доверие к национальным деньгам. Это создает условия для постепенного развития национальной экономики. Такое ее состояние привлекает в страну внешние инвестиции.
  • Защищенность денежно-кредитной системы. Это позволяет обеспечить всех субъектов экономики страны кредитными ресурсами по доступной цене и на выгодных условиях. Это необходимо для обеспечения экономического роста.

Все элементы финансовой безопасности государства должны работать слаженно. Если наблюдаются проблемы в одной из перечисленных сфер, страдают и другие составляющие. Поэтому системный подход в процессе обеспечения высокого уровня безопасности крайне необходим.

Характеристики уровня безопасности

Существуют определенные методики, которые позволяют определить уровень финансовой безопасности. Это позволяет объективно оценить состояние системы, сделать выводы о ее перспективах в будущем. К таким категориям относятся критерии, угрозы, показатели и индикаторы уровня безопасности. Они рассматриваются в комплексе, освещая сложившуюся ситуацию с разных сторон.

Критерии финансовой безопасности государства представляют собой нормы, при сопоставлении с которыми определяется состояние экономики страны. Ситуация в этом случае рассматривается с позиции обеспечения устойчивого развития финансовой системы.

Еще одной категорией, которая часто применяется в процессе оценки, являются угрозы финансовой безопасности государства. В их число входят потенциальные и имеющиеся факторы. Они создают опасность для обеспечения финансовых интересов страны. Соответствующие государственные органы обязаны вовремя выявлять угрозы. Далее разрабатывается план действий по снижению их влияния на ситуацию. Измеряется уровень опасности подобных явлений. Также принимаются меры по предотвращению в будущем возможных угроз и их негативных последствий на отечественную экономику.

Индикаторы

Чтобы определить степень воздействия выявленных угроз на развитие системы, применяются специальные индикаторы. Это показатели, которые в количественном выражении отражают состояние экономики. Индикаторы характеризуются высокой чувствительностью, сигнализируя о возможных опасностях для общества, государства при переменах на макроэкономическом уровне. Также подобные показатели отражают последствия тех или иных управленческих решений, которые принимаются в сфере финансов.

Индикаторы должны находиться в оптимальном интервале. В его пределах ситуация в стране является наиболее благоприятной и стабильной. При пересечении показателя пороговых значений индикаторов происходят нарушения и развиваются неблагоприятные тенденции в экономике и государстве в целом.

Угрозы финансовой безопасности в РФ

Рассматривая показатели финансовой безопасности государства, можно определить степень и тип угроз, которые могут препятствовать гармоничному развитию экономики. В нашей стране подобные опасности делят на внутренние и внешние. Они формируются под воздействием разных тенденций.

Внутренние угроз возникают из-за нерационального ведения политики государства в сфере финансов. Это происходит из-за просчетов и ошибок при принятии определенных решений управленцами высших и низших уровней. К появлению внутренних угроз также может привести общая бесхозяйственность ответственных лиц, злоупотребление ими своими полномочиями, а также совершенные ими экономические преступления.

В нашей стране большее влияние на состояние финансовой системы влияют внешние факторы. К числу таких угроз относятся глобализация мирового хозяйствования. Интернациональные процессы интенсивно влияют на отечественную экономику, меняют структуру мировых хозяйственных связей. В результате меняется содержание глобальных финансовых потоков. Они становятся оторванными от процессов воспроизводства. Деньги перемещаются в спекулятивный капитал. Это приводит к трудностям при проведении эквивалентного обмена.

Проведение анализа показателей финансовой безопасности государства позволяет выявить основные угрозы. Это необходимо для их выявления, прогнозирования, а также для разработки стратегии действий государства в сложившейся и постоянно меняющейся обстановке.

Для построения пороговых значений показателей ответственные органы на федеральном уровне под руководством Минэкономразвития РФ разрабатывают планы и прогнозы процессов развития экономики на будущий год. Минфин РФ при этом проводит работу по созданию проекта госбюджета. Именно в этой документации содержатся основные показатели, которые отражают уровень экономической безопасности государства.

К ним относится несколько основных коэффициентов. Они представлены в процентном выражении. К таким показателям относятся:

  • внешний долг в отношении к ВВП;
  • инвестиции в основной капитал к ВВП;
  • дефицит бюджета к ВВП;
  • уровень инфляции.

Показатели рассматривают в динамике за несколько периодов. Это позволяет определить общие тенденции.

Принципы обеспечения безопасности

Обеспечение финансовой безопасности государства происходит по определенным принципам. Для этого закон во время деятельности правящих органов является первичной инстанцией, которой руководствуются при проведении этого вида деятельности. При этом является необходимым проведение разработки, утверждения и реализации стратегии государства в ходе обеспечения защищенности интересов всех его субъектов.

Важным принципом, на котором базируется представленный процесс, является принятие на высшем уровне интересов страны в области финансов. При этом требуется придерживаться баланса интересов отдельных лиц, организаций, региона и государства в целом. Это элементы одной системы, они должны работать слаженно и двигаться к одной цели. От их действий зависит безопасность экономики на макроуровне.

Важным принципом в процессе обеспечения защиты от внутренних и внешних неблагоприятных факторов является проведение мониторинга индикаторов, отслеживание угроз. Это финансовые составляющие экономической безопасности государства. На основе собранной информации проводится выбор действий по предотвращению их отрицательного воздействия на систему, защите национальных интересов в этой сфере.

Требуется формирование структуры и правового оформления всех ее составных частей. Для каждого субъекта определяются функции, которые должны в точности выполняться для обеспечения требуемого уровня защиты.

Совокупность этих принципов формирует методы обеспечения госбезопасности в финансовой сфере.

Механизм обеспечения безопасности

Существует определенный механизм обеспечения финансовой безопасности государства. Это система, которая закреплена законодательством. Она включает в себя ряд органов, институтов, действия которых направлены на создание благоприятных условий для развития экономики.

Механизм этот имеет несколько составляющих. Первой из них является правовые факторы (законодательные акты, регулирующие финансовые отношения на разных уровнях). Второй является институциональная составляющая. Они обеспечивают выполнение установленных норм и принципов. Третьей составляющей является инструментальный аспект. Это все способы, действия, направленные на достижение поставленной цели.

Контролирующие органы

Влияние финансового контроля на экономическую безопасность государства значительное. От правильности выполнения поставленных перед всеми субъектами системы задач зависит общий результат. Поэтому подобная работа проводится на разных уровнях. Их разделяют на два типа. Это федеральный и региональный уровень.

Финансовый контроль и экономическая безопасность государства тесно связаны. Эту систему возглавляет Президент РФ. Соответствующие условия для этого создает Администрация Президента. Далее поставленные на высшем уровне цели доводятся до подчиненных органов. Ими являются Совет Безопасности и Федеральное Собрание. Задания передаются по структуре ниже. Каждый вышестоящий орган выполняет контроль их выполнения. Это обеспечивает стабильную работу системы.

Рассмотрев определения, составные элементы финансовой безопасности государства, можно понять устройство этой системы, а также принципы ее функционирования.

Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Сам термин не следует воспринимать узко как систему мер, направленных на обеспечение безопасности банка посредством его защиты от посягательств на собственность (ограблений, хищений, стихийных бедствий и пр.). Эти факторы криминогенного свойства, техники обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих (и не только коммерческих) структур и кредитных учреждений.

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал. Цель обеспечения безопасности банка-ограждения его собственности, внутренних угроз безопасности, предотвращение правонарушений возникновения чрезвычайных ситуаций.

К внешним угрозам безопасности банка относятся:

  • - спецслужбы иностранных государств;
  • - зарубежные организации и частные лица, специализирующиеся на экономическом шпионаже;
  • - отечественная и международная организованная преступность;
  • - организации и отдельные лица, имеющие противоправные намерения;
  • - стихийные бедствия и катастрофы.

К внутренним угрозам безопасности банка относятся:

  • - противоправные и иные негативные действия сотрудников банка;
  • - нарушение режима сохранности сведений;
  • - иные нарушения порядка и правил соблюдения режима безопасности.

Угрозы безопасности можно также разделить на две группы: случайные и преднамеренные.

К случайным угрозам относятся:

  • - чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, наводнения, пожары и т.п.);
  • - непреднамеренные сбои и отказы в работе технических и программных средств;
  • - неумышленные ошибки персонала, возникающие в результате халатности или некомпетентности.

К преднамеренным угрозам можно отнести:

  • - несанкционированные проникновения в учреждения банка;
  • - несанкционированный доступ к информации с целью её получения или искажения;
  • - навязывание ложной информации. Фетисов Г. Г. Об устойчивости банковской системы// Финансы 2003. № 2 С. 11.

Современный банк представляет собой сложную систему, в которую входят аппаратные и программные средства вычислительной техники, организационные мероприятия, нормативно-методические материалы, технологии, телекоммуникации и т.п. По мере развития и усложнения средств, форм и методов обработки информации возникает её уязвимость, т.е. увеличивается опасность её уничтожения, искажения, раскрытия. Объектами посягательств могут быть как сами технические средства, так и программное обеспечение и базы данных. Кроме того, появляются новые общественно-опасные формы преступной деятельности в сфере кредитно-денежных отношений. Развивается тенденция, когда при совершении преступлений против банков всё в большей мере используются недостатки организации и контроля за выполнением операций в сочетании со знание слабых мест деятельности банка.

Система безопасности банка включает:

Правила учреждения и закрытия банка;

  • - регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;
  • - порядок отчетности и ее публикации в печати;
  • - процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
  • - систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
  • - механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Рассмотрим данные подсистемы более подробно.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:

Осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

Соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком России;

Организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, банк может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показатели, рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых кредитными учреждениями. Банковская система// Российская бизнес газета 2001. № 34 C. 3.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов, в современных условиях обеспечивает защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования. Этот механизм в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно. О мерах по защите вкладов населения в банках// Российская газета 1998. № 11 С. 5.

Безопасность финансов – главное условие работы любой структуры (государства, компании), в основе которой лежат товаро-денежные отношения.

Безопасность финансов – одна из главных составляющих экономической безопасности при работе . Финансовая безопасность может рассматриваться глобальной позиции (для государства в целом) или являться частным случаем (для предприятия, компании, небольшой фирмы).

Финансовая безопасность государства и предприятия: виды, задачи

В зависимости от защищаемого объекта угрозы (внутренние и внешние), а также способов борьбы с ними финансовая безопасность может быть поделена на два основных вида:

1. Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово-экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:

Обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;
- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их влияния на финансовую (экономическую) сферу;
- исключать любую утечку капитала за рубеж и защищать таким способом интересы экономики;
- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;
- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики страны;
- препятствовать административным правонарушениям и серьезным преступлениям в финансовой сфере.


2. Финансовая безопасность компании – основной элемент экономической безопасности. Именно от него зависит стабильность работы организации, ее финансовые интересы, возможность развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.

Эффективность системы финансовой безопасности предприятия обусловлена компетентностью соответствующих органов и их способностью решать следующие задачи:

Обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;
- достигать целевых параметров деятельности с учетом удержания высокой ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;
- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;
- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут нести опасность правам собственности;
- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться максимальной эффективности контролирующих органов;
- привлекать и применять по назначению , а также держать под контролем уровень долговой нагрузки;
- защищать от мошенничества и предотвращать подобные случаи еще до их появления;
- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а также совершения крупных финансовых ошибок;
- разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния компании, а также на раннем этапе выявлять признаки банкротства (кризиса) и эффективно с ними бороться.

Правовые основы финансовой безопасности РФ

Эффективным в экономическом плане можно назвать только такое государство, которое отстаивает свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики. На законодательном уровне доктрина экономической безопасности была разработана, одобрена Президентом РФ и введена еще в 29 апреля 1996 года. На основании этого документа было принято Постановление о мерах по реализации стратегии РФ в финансовой сфере.

В доктрине были четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы для экономики страны, приведены основные параметры и критерии различных состояний финансовой сферы, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения финансовой безопасности решение серьезных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне невозможно.
Правовые основы финансовой безопасности имеют несколько основных уровней:


1. Конституция Российской Федерации. В документе четко указаны все органы, которые отвечают за безопасность финансов государства, расписаны их полномочия и особенности взаимодействия.
2. Федеральные конституционные законы и законы РФ . Данный «пласт» можно разбить на несколько основных групп:

Федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность страны и субъекты хоздеятельности в целом;
- законы РФ, которые рассматривают порядок регулирования, полномочия и особенности деятельности институтов (государственных органов), задача которых – обеспечение безопасности финансов;
- федеральные законы, которые регулируют только вопросы финансовой безопасности;
- законы РФ, в которых четко прописана ответственно за невыполнение или же грубое нарушение законодательства в сфере безопасности финансов страны.

3. Отдельные Указы, отданные Президентом РФ . В них, как правило, определяется концепция национальной безопасности, действующая стратегия противодействия терроризму и его финансированию, а также особенность взаимодействия ответственных за финансовую безопасность органов.

4. Акты Правительства России определяют правила работы, организации и полномочия действующих государственных органов, задача которых – обеспечение безопасности финансов страны.

5. Соответствующие акты федеральных органов , которые предусматривают меры по обеспечению финансовой безопасности страны.

6. Акты других институтов и органов , которые работают над обеспечением финансовой безопасности. Здесь в большей степени речь идет об актах Центрального Банка Российской Федерации.

7. Международные соглашения и договоры РФ с другими странами.

8. Резолюции совета ООН , в котором Россия принимает непосредственное участие.

Угрозы финансовой безопасности РФ и причины их появления

На сегодня можно выделить несколько видов угроз финансовой безопасности для Российской Федерации:

1. Внутренние - те виды угроз, которые могут провляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошешеннических действий и так далее. Среди них:

Просчеты органов власти или ошибки в управлении;
- ошибочная финансово-экономическая политика, направленная на разрушение экономики, а не на ее поддержание;
- злоупотребление должностными обязанностями представителей органов власти в корытных целях и в ущерб финансовой безопасности;
- бесхозяйственность;
- экономические преступление в органах власти и так далее.

2. Внешние угрозы имеют большие последствия для экономики страны и требуют особого рассмотрения. К причинам их появления можно отнести:

Постоянный рост объемов капиталов, их активное движение, концентрация денег., как на глобальном, так и на макроэкономическом уровне;
- активная интернационализация () мирового хозяйства, развитие экономических связей между различными странами;
- появление автономии в некоторых субъектах, таких как ТНБ или ТНК, в руках которых сосредоточены крупные финансовые «нити». Дополнительным фактором является их способность влиять на хозяйственную деятельность других стран;
- большой выбор финансовых инструментов и их изменчивость;
- высокий уровень мобильности существующих рынков, а также внедрение самых новых информационных технологий;
- взаимодействие внутренней и внешней экономик страны, а также их зависимость от мировых инвестиций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобальная мировая система не видит никакой разницы между политиками страны (внутренней или внешней). Все взаимосвязано;
- зависимость экономики РФ от краткосрочных спекуляций на рынке. Все это делает финансовую систему страны крайне уязвимой;
- общая неустойчивость экономик многих стран мира, а также непредсказуемость их финансовых систем;
- неспособность контролирующих органов своевременно влиять на ситуацию и оперативно принимать «реанимационные» меры.

Стратегия финансовой безопасности РФ и пути противодействия угрозам

На основе вышесказанного стратегия безопасности финансов должна включать:


- четкое распределение секторов влияния РФ с учетом этнонациональной, климатической и экономической общности;
- выделение основных параметров и критериев финансовой системы РФ, которые бы отвечали основным нормам безопасности в финансовой сфере;
- работа над выявлением угроз и их устранением;
- разработка методик, которые бы позволили прогнозировать вероятные опасности, проводить своевременные исследования, выявлять негативные тенденции и эффективно им противодействовать;
- определение главных угроз, а также механизмов, которые могут нести риски для социальной, политической или финансовой системы страны;
- организация качественного взаимодействия органов контроля финансов, которые бы позволили контролировать финансовую деятельность страны по регионам и географическим участкам;
- выделение предметов, объектов или параметров, которые бы позволили держать под контролем всю финансовую безопасность страны.

Меры по обеспечению финансовой безопасности России

В условиях большого числа внешних и внутренних угроз должны быть приняты следующие меры совершенствования системы безопасности:

Четкое определение границ внешнего инвестирования, то есть предела вливаний иностранного капитала в отечественные компании;
- выделение требований к области производства, применения устройств для передачи технологий, использования местных компонентов и так далее;
- ограничение по каждой из отраслей по максимально допустимому объему иностранных инвестиций. При этом для наиболее важных секторов экономики доступ капиталу из-за рубежа должен быть закрыт или сведен к минимуму;
- принятие мер по отношению к структурам, которые принимают ограничительные меры и искажают нормальные условия конкуренции;
- разработка систем, позволяющих контролировать все потоки иностранного капитала из-за рубежа, а также видеть процессы их распределения.

Результатом работы системы должен обеспечить ряд выполнение следующих задач:

Удержание национальной валюты на стабильном уровне;
- создание условий, которые бы гарантировали конкурентоспособность национального капитала;
- насыщение финансового сектора деньгами в том объеме, который необходим для нормального развития страны и роста экономики;
- гарантия равного развития с партнерами по бизнесу, а в перспективе и доминирование на рынке.

Угроза финансовой безопасности предприятий


Как и в случае с государством, здесь можно выделить два вида угроз:

1. Внешние – те, которые не зависит от работы компании и представляют собой различные факторы риска:

Уровень инфляции в стране, изменение прогноза;
- негативные макроэкономические условия;
- устойчивость нормативно-правовой основы;
- нестабильная страны (изменчивый );
- низкая эффективность работы кредитных, страховых или налоговых структур;
- невыгодные условия кредитования компании (резкие изменения ставок процента);
- нехватка инвестиционного капитала;
- недобросовестные конкуренты, использующие «грязные» методы борьбы;
- природные катаклизмы;
- повышенный уровень преступности в стране (области), повышение процента финансовых преступлений;

Скупка ценных бумаг или долгов компании;

Наличие финансовых обязательств у компани и невозможность по ним расплатиться.


2. Внутренние угрозы вызваны исключительно деятельностью самой компании, недобросовестной работой персонала, мошенничеством, низким качеством работы финансового менеджмента. К таким угрозам можно отнести:

Недостаточная маркетинговая оценка рынка;
- низкое качество менеджмента, грубые ошибки в управлении;
- слабый уровень персонала;
- неправильная ценовая политика компании;
- устаревшая техническая база;
- сбои в работе оборудования, сетей, коммуникаций;
- минимальная ;
- ошибки при хранении материальных (финансовых) активов;
- плохая репутация компании;
- утечка к конкурентам финансовой или стратегической информации;
- невыполнение своих договорных обязательств;
- отсутствие плана деятельности (развития) или его невыполнение при появлении внештатных ситуаций, некорректное бизнес планирование .

Меры по обеспечению финансовой безопасности предприятия


Чтобы обеспечить безопасность финансов компании стоит сделать следующие мероприятия:

1. Определить параметры и критерии деятельности компании, которые бы отвечали основным требованиям финансовой безопасности.

2. Включить в элементы финансовой безопасности следующие составляющие:

Характеристику сфер проявления угроз;
- разработку качественных механизмов, способствующих выявлению потенциальных угроз для финансовой деятельности предприятия, а также своевременного их устранения;
- выделение основных угроз, особенности их работы, а также сферы воздействия на финансовую систему компании.

3. Разработать компоненты, которые бы определяли механизмы мониторинговой деятельности, выполнение предупреждающих мероприятий, своевременный контроль и эффективную защиту от различных видов угроз. В эту группу нужно включить:

Разработку методики по прогнозированию, определению и защите от негативных факторов, дестабилизирующих безопасность компании;
- составление регламента, в котором были бы определены угрозы для финансовой сферы компании, а также методы противодействия. Кроме этого, должны быть четко установлены критерии, по которым бы можно было судить о нарушении устойчивости;
- создание информационных систем, позволяющих проводить мониторинг различных угроз (как внешних, так и внутренних);
- создание структуры, осуществляющий финансовый контроль за финансовой безопасностью. При этом меры противодействия должны разрабатывать как для нормальных условий, так и для кризисных этапов;
- разработка комплекса предупредительных мероприятий, формирование четких механизмов финансовой политики, а также внедрение нормальной системы финансовой безопасности, которая бы позволила смягчить действие негативных факторов в случае необходимости.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1

Настоящая статья посвящена вопросам банковской безопасности в Российской Федерации. Банковская система – кровеносная система экономики, в связи, с чем банковская безопасность является одним из основных элементов обеспечения экономической безопасности, особенно в условиях экономических кризисов. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину, с другой – именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы государства. Большинство изменений банковских отношений на сегодняшний день связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции, как отмечено в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020?года». В?связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора и обеспечить надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

национальная безопасность

экономическая безопасность

банковская безопасность

мировой финансовый кризис

государственная стратегия экономической безопасности

Банк России

1. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность: правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2011.

2. Линников А.С., Карпов Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности. – М.: Статут, 2014. – 173 с.

3. Песина Е.А. Роль государства в обеспечении экономической безопасности на фоне вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию?// Право ВТО. 2012. – №?4. – С. 15 – 21.

4. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996?г. №?608 «О?Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»?// СЗ РФ. – 1996. – №?18. – Ст. 2117.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009?г. №?537 «О?Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»?// СЗ РФ. – 2009. – №?20. – Ст. 2444.

6. Федеральный закон от 10 июля 2002?г. №?86-ФЗ «О?Центральном банке Российской Федерации (Банке России)?// СЗ РФ. – 2002. – №?28. – Ст. 2790.

7. Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности, как функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006.

Одной из острейших экономических проблем Российской Федерации является рост угроз экономической и финансовой безопасности государства.

Состояние экономической безопасности в последнее время приобретает все новые и новые вопросы, что непосредственно сказывается и на национальной безопасности страны в целом. В Российской Федерации отсутствует единая сформировавшаяся система подходов, а имеется лишь разрозненная совокупность предпринимаемых мер. С одной стороны, трансформация старых и появление новых угроз и рисков, а с другой, острая необходимость совершенствования обеспечения экономической безопасности в банковской составляющей диктует прерогативу на комплексный подход к обеспечению экономической безопасности в сфере банковской деятельности.

Современное экономическое состояние Российской Федерации далеко от совершенства, что усиливает негативное воздействие постоянно возникающих экономических угроз.

Центральным звеном всех экономических взаимоотношений является банковская сфера, которая в настоящее время находится в достаточно плохом состоянии. Данное утверждение, прежде всего, связано с процессом филиализации Центрального банка Российской Федерации по отношению к Федеральной резервной системе, что еще в большей степени прикрепляет национальную экономику к доллару и ослабляет рубль.

К тому же стала вновь намечаться тенденция роста мошеннических действий, возникающих в банковской сфере, что подрывает все основы экономической жизни страны.

Совершенствование посредством внесения коренных изменений в нормативно-правовое регулирование в ближайшее время станет для Российской Федерации первостепенной задачей. Необходимость подчинения Центрального банка и его подотчетность Правительству Российской Федерации прежде всего этим и обосновывается.

Таким образом, экономическая безопасность является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности любой страны, где стержнем всего является банковская сфера, и внесение каких-либо негативно задуманных изменений влечет волнения в стране. В связи с этим в ближайшее время будут приниматься новые нормы, которые будут регламентировать данную сферу и которые также будут подвергаться и критике и одобрению, но это выглядит гораздо лучше, чем просто находиться в режиме отстраненности.

Экономические и финансовые связи в современном мире носят межгосударственный, а зачастую и общемировой характер. При этом успешное ведение бизнеса в любом государстве невозможно без знания и правильного применения международных норм и стандартов.

Особое место в системе норм международного права занимают акты, регулирующие финансовые отношения и банковскую деятельность, направленные на обеспечение стабильности и финансовой безопасности как отдельных банков и финансово-банковских групп, так и национальных банковских систем, а также мировой финансово-банковской системы в целом. Стабильность и финансовая безопасность отдельных участников рынка являются залогом устойчивого функционирования общемировой системы финансовых отношений .

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности» и стратегиями безопасности в различных сферах. Так, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности – Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г.

Основные направления безопасности определяются Президентом России, который, в свою очередь, возглавляет Совет безопасности. Правовая основа обеспечения национальной безопасности помимо национального законодательства – это еще и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Реализация Стратегии призвана обеспечить защиту гражданских прав населения; эффективное решение экономических задач; влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный.

Цель Стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз .

К примерам таких экономических угроз можно отнести крах финансово-кредитной системы в 1998 г. или мировой финансовый кризис 2008 г.

К угрозам экономической безопасности России можно также отнести повышение зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы .

Угрозой является также затруднение деятельности Банка России как регулятора, ввиду того что филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Так, банковская система играет одну из ключевых ролей в развитии современной рыночной экономической системы, концентрирует и перераспределяет огромные денежные капиталы, является посредником в кредите, расчетах и платежах, опосредует и тем самым контролирует все связи между всеми субъектами экономических отношений. Невыполнение банковской системой своих функций парализует экономические связи в стране и выступает угрозой экономической безопасности всего общества. Это обуславливает зависимость экономической, а зачастую и политической обстановки в государстве от состояния экономической безопасности банковской сферы.

К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, определяемую, в частности, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг. В этой области выполнение задач по обеспечению экономической безопасности совпадает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А это: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы .

Большинство изменений банковских отношений на данном этапе связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции . В результате интегрированности банков в мировые хозяйственные системы и еще большей интегрированности возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным. Последствия кризисов ярко это демонстрируют.

Следует отметить, что само банковское дело по своей природе связано с многочисленными угрозами, представляющими потенциальную опасность для интересов граждан, общества и государства в целом. Укрепление устойчивости финансовой и банковской сферы в современной России является важным направлением в обеспечении национальной безопасности страны. Отличительной особенностью российской банковской системы является недавнее восстановление коммерческого сектора, что в некоторых случаях нужно понимать буквально.

В условиях нестабильности мировых финансовых рынков банковская деятельность стала зоной повышенного риска. Финансовые кризисы могут влиять на безопасность национальных банковских систем и угрожать потерей экономического суверенитета.

В этих условиях необходимо рассматривать банковскую безопасность как важнейшую функцию государства .

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1) выявление угроз;

2) разработка мер по выходу из опасной зоны;

3) реализация разработанных мер.

Данные механизмы разрабатываются и реализуются в рамках программы социально-экономического развития России.

Очевидно, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер банковской безопасности как части экономической безопасности принадлежит Банку России, тем не менее ни в Стратегии 2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» этот орган государственного управления не упоминается. Более того, Председатель Банка России не является членом Совета безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете безопасности является министр финансов, как правило, возглавляющий Национальный банковский совет .

На наш взгляд, недостатком является то, что экономической безопасности в Стратегии 2020 и в целом в системе национальной безопасности не отводится должного места. Представляется важным Стратегию 2020 дополнить положениями об экономической безопасности и банковской безопасности .

В Стратегии экономической безопасности важно конкретизировать понятие «банковская безопасность» и добавить критерии банковской безопасности.

К этой гипотезе можно добавить предложение по дополнению компетенции Совета безопасности функциями по обеспечению экономической безопасности, которые на данный момент там отсутствуют. Также в состав Совета безопасности имеет смысл ввести Председателя Центрального банка как постоянного члена.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций призвано обеспечить экономическую стабильность государств, устойчивость банковской системы, гарантировать сохранность вкладов, защиту прав инвесторов.

В сфере правового регулирования деятельности кредитных организаций большое значение имеют нормы, принципы и рекомендации, выработанные международными организациями, деятельность которых в той или иной степени затрагивает функционирование финансовых рынков .

Задача заключается в том, чтобы структурировать правовое регулирование банковской деятельности таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия в деятельности банков. В связи с этим перед государствами стоит важная задача по внедрению международных стандартов, норм-принципов и процедур в национальное банковское регулирование. В первую очередь это принципы в сфере защиты мировых финансовых систем от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, Базель III и Конвенцию ОЭСР. Имплементация этих принципов в российское банковское регулирование будет способствовать «эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности» .

Банк России уже проинформировал о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора поэтапно. Соответствующие положения предусмотрены Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., подготовленной Правительством Российской Федерации и Банком России.

В Стратегии отмечается, что проблемы, проявившиеся в деятельности банковского сектора Российской Федерации в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при осуществлении функций по банковскому надзору в значительной степени формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени российское законодательство не отвечает международным стандартам и в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе, а также в части определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Также не соответствует международным представлениям об эффективном надзоре перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций и банковских групп (банковских холдингов).

В связи с этим Правительство Российской Федерации и Банк России считают необходимым укрепить правовую основу реализации Банком России задач по банковскому надзору. В том числе предполагается внести в законодательство изменения, направленные на установление полномочий Банка России по осуществлению содержательного регулирования и надзора, надзора на консолидированной основе, определению состава мер надзорного реагирования и процедур их применения, соответствующих международным стандартам.

Таким образом, необходимыми направлениями банковского регулирования с целью обеспечения экономической безопасности России являются: надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование банковской деятельности требует внесения изменений и дополнений, а в некоторых случаях и коренных преобразований.

Кредитные организации являются основой финансово-кредитной системы, а также экономики государства, и проблемы с ликвидностью могут угрожать стабильному денежному обращению, привлечению банковских инвестиций в реальный сектор экономики.

Для этого следует четко понимать, что под устойчивостью финансово-кредитной системы подразумевается создание комплекса мер в области финансовой безопасности, обеспечивающих надежное регулирование банковских рисков, капитала и ликвидности, а также государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций. При нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой финансовой безопасности.

Несомненно, существуют угрозы банковской безопасности России, которые преодолимы при наличии стройной системы обеспечения экономической безопасности; имплементации норм и принципов международного права; постоянном мониторинге экономической ситуации в мире; при совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. Это еще раз подтверждает усиление роли государства в правовом регулировании экономики и необходимость выделения функции по антикризисному экономическому регулированию как самостоятельной чрезвычайной функции государства.

Рецензенты:

Лобанов К.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры административно-правовых дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Куприянов С.В., д.э.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-4. – С. 810-814;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39513 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об