Анализ рыночных тенденций. Анализ тенденций развития рынка и рыночной среды

В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка.

Долгое время авторы учебников «экономике» изображали взаи­моотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не способных влиять на рыночную цену Сейчас же, по оценке П. Самуэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия:

«имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство рынков в современной экономике в действительности находятся под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Добро пожаловать в реальный мир - мир несовершен­ной конкуренции».

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить тенденции, которые свойственны развитию монополии и конку­ренции во второй половине XX в.

Усиление монополизации рынка

Первая тенденция - к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция выз­вала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хо­зяйства. Централизация производства привела к образованию мощных естественных , охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электриче­ской и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальной эко­номике возник монополистический по своей природе государ­ственный сектор.

Обострение конкуренции

Вторая тенденция - к обострению . Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенство­вание технической базы производства. В связи с этим в странах с новой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в об­ласти внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охва­тывая все страны с открытой экономикой.

Последствия современных тенденций

Таким образом, на исходе XX столетия сложилась парадок­сальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои пози­ции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двух указанных тенденций?

  • Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих мо­нополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традицион­ным было стремление монополий тормозить применение научно- технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока ис­пользуют патентное право для обновления технологии.
  • Во-вторых, внедрение достижений научно-технической рево­люции требует крупных материальных затрат. Как правило, та­кие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, ти­пичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первен­ства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
  • В-третьих, в последние годы важное значение приобрело уча­стие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкурен­ции, направленной на завоевание мирового рыночного простран­ства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так­же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показа­тели 46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия - с 5 на 14, Франция - с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необыч­ный синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание) конку­ренции и монополии.

Что-то никто не вспоминает про долговые пируэты США, а ведь уже 1.5 месяца, как сняли лимит. 200 млрд на открытом рынке с тех пор заняли, несколько выше нормы. 81.8 млрд - в октябре, 92.8 млрд - в ноябре и 26 млрд - за первые 3 дня декабря. О государственном долге США еще будет время поговорить. Но интересно, как с отмены лимита по долгу повели себя рынки и валюты?

17 октября я выдвинул предположение, что ралли закончилось и с 18 октября пора готовиться к коррекции. Наш рынок отработал очень четко и именно 18 октября нарисовал максимум и с тех пор валится, не останавливаясь.

Однако, не только у нас все так плохо. Упали почти все рынки, где больше всех - Бразилия, Индонезия, Филиппины, Россия. Можно заметить такую особенность, что хуже остальных - преимущественно низко- и среднеликвидные рынки, тогда как Япония, США, Германия - в плюсе.


Если кто-то думает, что девальвация рубля на 3.4% за это время - это много, то, наверное, не видели, что происходит в других странах. А также, вот это:


Плюс в таблице - это значит девальвация нац.валюты. Падение нац.валют почти всех стран к доллару - явление глобальное, по крайней мере от 18 октября.

Идея была в том, что под финансирование долга США нужна ликвидность и ее начнут закачивать со всего мира в трежерис. Беня, конечно, продолжает печатать, но этого объективно недостаточно, т.к. объем заимствований выше в 1.5 раза, чем ФРС швыряется деньгами, а кроме того нужны ресурсы, чтобы как-то поддерживать пузырь на фондовом рынке и постепенно сворачиваться. Те деньги, что напечатали - с успехом загружены в наиболее рискованных активах.

Проблема еще в том, что они зашли настолько далеко и так сильно разложили остов системы, что распродать затаренный кэш в акциях не представляется возможным, даже теоретически. В мире просто нет столько дураков с деньгами, даже если собрать их вместе и поставить к стенке. Тем более пропаганда «лучшего момента входа за целое поколение» и «так дешево акции не будут стоить никогда» перестала работать должным образом.

Пока видна тенденция, что нарезы пытаются поддержать иллюзию процветания и благоденствия на наиболее ликвидных рынках за исключением некоторых, выходя из остальных, чтобы снизить издержки и рыночные проскальзывания в случае паники. Высокая устойчивость американского рынка - это, возможно, последняя попытка затащить дуремаров в акции, продавая идею, что кризис давно кончился, а компании отчитываются ого-го как и все еще впереди. Понятно, что выйти на объемах по приемлемым уровням в случае форс мажора из низколиквидных активов практически невозможно.

Что будут делать с пузырем на рынках, трудно сказать. Одной из центральных причин того, что ФРС отказался сокращать QE3 в этому году - это дополнительные ресурсы на продолжение инвестиционного безумия с тем, чтобы дилеры могли поддержать позиции на рынке - чистое мошенничество и ничего более! Но чем дальше, тем сложнее остановиться. Так что все самое интересное впереди - процесс охлаждения термоядерного реактора.

Введение.

Чаще всего необходимо знать будущие значения таких показателей, как цена товара на рынке, объем спроса, объемы собственных продаж, объемы производства и продаж конкурентов, рыночная конъюнктура, структура товарного ассортимента конкурентов. Ценность таких знаний существенно возрастает в агрессивной рыночной среде с изменчивым характером спроса, в условиях сезонности и цикличности.

Прогноз может быть экспертным, а может быть рассчитан математически с помощью прогнозных моделей. Математический прогноз является объективным, открытым и научно обоснованным. Только математические прогнозные модели позволяют осуществлять многовариантное моделирование. Математическая прогнозная модель - это математическая модель экономической системы: рынка в целом, отдельного предприятия или группы взаимосвязанных предприятий. Такая модель разрабатывается для расчета прогнозных значений одного или нескольких показателей исследуемой систем.

Применение прогнозных моделей допустимо в условиях стационарности исследуемой системы. Это значит, что должны быть известны правила игры на рынке и эти правила не должны сильно изменяться с течением времени. По своей сути, прогнозная модель - это модель правил игры на рынке. Изменяться могут факторы и стратегии рыночных игроков. Эти изменения учитываются моделью, что и позволяет ей рассчитывать точные прогнозы.

Математическая прогнозная модель представляет собой набор формул с коэффициентами, которые формируются в процессе разработки модели, на стадии численного моделирования. В формулы подставляются факторы, отобранные в процессе разработки модели, на стадии качественного моделирования.

Анализ тенденций развития рынка.

Эффективная рыночная деятельность невозможна без комплексного, всестороннего анализа текущего состояния рынка и прогнозирования динамики дальнейших изменений его конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – это состояние рынка или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Важным элементом конъюнктурного анализа является анализ тенденций развития рыночной конъюнктуры. Знать тенденции рынка нужно всегда, однако для разработки планов маркетинга это имеет особенное значение. В конечном итоге, компания решит, какие обслуживать рынки, какие могут принести ей большой объем продаж, как в ближайшей перспективе, так и в долгосрочной. В процессе планирования маркетинга определяется, на какой стадии развития находятся рынки, что позволяет правильно распределить ресурсы. Изучение рыночных тенденций, в результате чего строится общая картина рынка, состоит из анализа собственно тенденций и статистических данных рынка.

У любой организации имеются факторы, над которыми она не имеет прямой власти, но которые влияют на саму компанию и показатели ее коммерческой деятельности. Это такие аспекты, как социальное давление, законы, регулирование, политика, технологические перемены, экономические бумы и спады, а также более «узкие» факторы, связанные с деятельностью поставщиков и конкурентов. Все вместе они составляют рыночную среду.

Рынок можно определить как совокупность людей или компаний, которым требуются конкретные продукты или классы продуктов и которые имеют возможность, желание и полномочия для их приобретения. Рынок можно разбить на сегменты: каждый сегмент - это группа покупателей со схожими характеристиками, в результате чего они имеют относительно одинаковые потребности в продуктах

Итак, тенденция развития рынка – экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.

Для принятия разумных стратегических решений компания должна иметь количественную информацию о рыночных тенденциях. Затем следует обратить внимание на потенциальную финансовую ценность рынка для компании. Ниже приведен список основных рыночных тенденций, которые должны быть рассмотрены в процессе планирования маркетинга.

Продажи: объем.

Продажи: товарооборот.

Прибыльность.

Размер рынка.

Доли рынка.

Количество и величина покупателей.

Количество основных конкурентов

На основе статистической информации строятся динамические ряды показателей, характеризующих изменения основных параметров рынка (укрупнение интервала динамического ряда; метод скользящей средней; аналитическое выравнивание ряда динамики), а затем исчисляются темпы роста и прироста.

Укрупнение интервала динамического ряда . Смысл приема заключается в переходе от менее крупных интервалов к более крупным: от месячных - к квартальным, от квартальных - к годовым и т.д. Уровни укрупненных рядов вычисляются путем суммирования уровней за периоды, вошедшие в новый интервал, или путем вычисления среднего уровня по укрупненному интервалу.

Метод скользящей средней . Для определения скользящей средней формируем укрупненные интервалы, состоящие из одинакового числа уровней. Каждый последующий интервал получаем, постепенно сдвигаясь от начального уровня динамического ряда на один уровень. Тогда первый интервал будет включать уровни y1 , y2 , .... ym ; второй - уровни y2 , y3 , .... ym +1 и т.д. Таким образом, интервал сглаживания как бы скользит по динамическому ряду с шагом, равным единице. По сформированным укрупненным интервалам определяется сумма значений уровней, на основании которых рассчитываются скользящие средние. Полученная средняя относится к середине укрупненного интервала. В случае наличия четного числа уровней необходима дополнительная процедура центрирования. Скользящие средние можно рассчитывать по укрупненным интервалам разной продолжительности. Размер интервала необходимо выбирать таким образом, чтобы получить наглядную тенденцию развития процесса.

Аналитическое выравнивание ряда динамики. Позволяет получить описание плавной линии развития ряда. При этом эмпирические уровни заменяются уровнями, которые рассчитываются на основе определенной кривой, где уравнение рассматривается как функция времени. Вид уравнения зависит от конкретного характера динамики развития. Его можно определить как теоретически, так и практически. Теоретический анализ основывается на рассчитанных показателях динамики. Практический анализ - на исследовании линейной диаграммы.

Задачей аналитического выравнивания является определение не только общей тенденции развития явления, но и некоторых недостающих значений как внутри периода, так и за его пределами. Способ определения неизвестных значений внутри динамического ряда называют интерполяцией. Эти неизвестные значения можно определить:

1) используя полусумму уровней, расположенных рядом с интерполируемыми;

2) по среднему абсолютному приросту;

3) по темпу роста:

Где у0 и у1 – уровни динамического ряда соответственно базисного и отчетного периода.

Более надежный способ выявления основной тенденции развития рынка заключается в построении и графическом изображении трендовых моделей. Их суть заключается в погашении случайных отклонений от линии, усредняющей фактические данные и выражающей графически и математически главную тенденцию развития.

Тренд – графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления.

Данный метод имеет то преимущество, что определяет не только вектор, но и среднюю скорость развития, а также его характер.

Сущность его заключается в том, что изменение явления рассматривается как функция времени: yt=f(t), где

t – номер уровня (периода, даты) динамического ряда

Для построения трендовых моделей используются уравнения, отбираемые по минимуму остаточной дисперсии. Общая формула соответствующих уравнений:

и , где

yt – выровненное (сглаженное) значение уровней динамического ряда;

а – свободный член уравнения, экономически не интерпретируемый;

bi – i-е параметры уравнения, характеризующие скорость или ускорение развития рынка;

е – основание натурального логарифма;

t– номер уровня динамического ряда (периода, даты);

n – число i-х параметров в уравнении.

Для расчетов параметров трендовых моделей используются стандартные компьютерные программы, а для линейных моделей можно использовать систему нормальных уравнений.

Однако практически использовать систему нормальных уравнений можно только ограниченно: для моделей, построенных по функции не более чем второго порядка. В противном случае придется решать больше трех уравнений.

Основные уравнения тренда.

Степенная:

Показательная:

Парабола 2-го порядка:

Полулогарифмическая:

Гипербола:

Линейная (прямая)

Стихийность рынка, действие случайных, непредсказуемых факторов проявляется в колебаниях его параметров, их отклонениях от линии нормального развития. Рыночные колебания имеют два вектора: динамический (колебания во времени) и пространственный (колебания по предприятиям, по территории).

В первом случае наблюдаются отклонения от основной тенденции развития, во втором – от среднего уровня состояния рынка. Чем меньше размах колебаний, т.е. чем устойчивее рынок и его развитие, тем надежнее его оценки и прогнозы, тем ниже риск маркетинговых мероприятий. Характеристика устойчивости развития рынка является важным этапом конъюнктурного анализа.

Устойчивость (или ее антипод – колеблемость) развития рынка во времени проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Это позволяет измерять устойчивость развития рынка показателем – коэффициентом аппроксимации.

Исчисляется среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда ():

= , где

Среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамического ряда от тренда;

yi – i-й уровень динамического ряда;

yt – сглаженный i-й уровень динамического ряда (тренд);

n – число i-х уровней динамического ряда.

Коэффициент аппроксимации = .

Анализ тенденций и колеблемости рынка достаточно трудный процесс, требующий сбора соответствующей информации, построения динамических рядов, статистических расчетов. Для оперативных целей рекомендуется использовать специфический конъюнктурный метод тестирования.

В конъюнктурном тесте используются три группы величин:

· Инструментальные переменные – зависимые от деятельности предприятий, планируемые самими предприятиями;

· Переменные ожидания – зависимые не от предприятий, а от внешних факторов;

· Совокупные переменные – зависимые как от действий предприятий, так и от внешних факторов.

В практике конъюнктурного анализа получили большое распространение тенденциальные опросы. Именно на их основе разрабатываются конъюнктурные тесты, которые представляют собой средние арифметические из трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост, стабильность, понижение. В результате дается обобщающая оценка тенденций развития рынка.

В заключении можно сказать, что для формирования стратегического видения перспектив развития рынка предполагается, прежде всего, осмыслить рынок, определить и оценить факторы, способствующие изменению границ отрасли, а также спрогнозировать общую экономическую ситуацию. Знание собственных рынков и представлений об изменениях и тенденциях, характере и масштабов рынков и границ территорий конкурентного противостояния позволяют видеть перспективы развития рынка, позволяют руководству компании формировать концепцию видения рынка. В настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным технологиям становится возможным более точное и быстрое получение всей необходимой информации, что повышает качество прогнозов и принятия экономически эффективных решений.

Список литературы.

1. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: –Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. - 219с.

2. Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение понятия, сущности и структуры рынка невозобновляемых ресурсов. Изучение влияния рынка невозобновляемых ресурсов на экономику Российской Федерации. Определение перспектив и тенденций развития рынка нефти и других природных ресурсов страны.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Исследование сущности, происхождения и основных элементов инфраструктуры рынка. Изучение понятия мирового товарного рынка и его структуры. Анализ проблем функционирования товарных рынков. Цена как экономический индикатор состояния рынка и конкуренции.

    реферат , добавлен 11.12.2016

    История возникновения рынка товаров и услуг, рабочей силы, денежного рынка. Особенности функционирования экономики с рыночной структурой. Основные методы анализа рынка. Анализ PEST. Процесс SWOT. Портфельный анализ. Сегментирования рынка по Котлеру.

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Выявление социально-экономической сущности рынка труда и его основных характеристик. Изучение институтов рынка труда в экономике, анализ современного состояния рынка труда России. Основные направления совершенствования рынка труда РФ в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Основные виды круп, их переработка. Характеристика современного состояния рынка круп и оценка тенденций его развития на основе системы показателей анализа товарного рынка. Производство крупы на предприятиях пищевой промышленности, динамика цены.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Понятие и роль автомобильного рынка в экономике развитых стран. Рассмотрение основных проблем российского рынка отечественных автомобилей. Особенности налогообложения владельцев машин и перспективы обязательного страхования гражданской ответственности.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Понятие, сущность, основные элементы, виды рынка труда, источники информации и принципы прогнозирования в данной сфере. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в перспективе, тенденции. Реализация прогнозов рынка труда в форме программ развития.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

Инвестиционный потенциал

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРТ-РЫНКА

Е. А. ФЕДОРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: ecolena@mail. т Всероссийский финансово-экономический институт, г. Москва

В статье рассматриваются основные тенденции развития рынка искусства как альтернативного рынка для финансовых инвестиций. Представлен обзор предметов искусства по местам базирования сделок, по географии продаж, по объему продаж и т. д. Выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи на рынке искусства.

Ключевые слова:рынок, арт-искусство, инвестирование, нефинансовые активы, бизнес-модели, тенденции развития.

Любой инвестиционный рынок - это сложная система, где простой функцией является балансирование интересов покупателей и продавцов. Эта система традиционно описывается как совокупность законодательной (включая налоговую) среды, торговой и расчетной инфраструктуры, а также информационного поля. Инвестиционные рынки сочетают государственное регулирование в части определения строгих правил, налогового режима и уровня раскрытия информации, самоуправление в части организации торговли, расчетов и обмена информацией и частную инициативу в области собственно ведения коммерческой деятельности.

Чем эффективнее устроен рынок, тем меньше затраты его участников на транзакционные расходы и доля коммерческой выгоды посредников, с одной стороны, и тем большую выгоду он приносит инвесторам и эмитентам обращающихся на рынке объектов инвестиций - с другой.

Эффективный инвестиционный рынок позволяет его участникам сосредоточить больше внимания на новых идеях более точного прогноза динамики стоимости объектов инвестирования (и,

соответственно, оценки доходности инвестирования в эти объекты) и на новых подходах к устранению или минимизации рисков инвестиционного процесса.

В отличие от рынка ценных бумаг, рынок предметов искусства в силу своей закрытости, кастовости, сезонности значительно отстает в развитии. Тем не менее, он имеет значительный потенциал и является хорошей альтернативой вложения свободного капитала с целью получения инвестиционного дохода.

Поведение покупателя предмета искусства часто характерно большей долей субъективности и нерациональностью принятия решения о приобретении того или иного арт-актива. Это имеет негативные последствия прежде всего для самого покупателя - особенно в условиях финансового кризиса, когда решения об инвестировании должны быть максимально взвешены и рациональны.

На рынке предметов искусства, как и на любом инвестиционном рынке, можно выделить два общих типа участников в зависимости от того, какую бизнес-модель они используют. Большинство из них составляют частные, государственные и профессиональные инвесторы, осуществляющие всевозможные инвестиционные, в том числе коллекционные стратегии на рынке предметов искусства.

Другой категорией участников рынка являются компании и частные лица, так или иначе обслуживающие процесс инвестирования в предметы искусства и, по сути, представляющие инфраструктуру арт-рынка. Принятые на рынке бизнес-модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные бизнес-модели арт-рынка

сегмент Годовая выручка, млрд долл. компания

Аукционная торговля 2,5 Sotheby"s, Christie"s, E-Bay, Dorotheum, Bukowskis

Финансовые услуги 1 AIG, Allianz, UBS Deutsche Bank, AXA

Информационный бизнес 0,05 Sotheby"s, Christies, Artprice, Artnet

Дилерский бизнес (включая частные галереи и музеи) Около 3 Десятки тысяч компаний, сильно фрагмен-тированный рынок

Количество в арт-отрасли публично торгуемых компаний, специализированных на обслуживании арт-рынка, невелико. Информация о доходах и расходах игроков, представляющих собой инфраструктуру рынка предметов искусства, является в большинстве случаев закрытой и мало сравнимой.

В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов. Значительная часть деятельности по торговле арт-активами так или иначе может быть локализована по крупным арт-выставкам, проходящим по всему миру, но эти выставки не выполняют функцию организованных и постоянных рынков, способных устранить риск контрагента и обеспечить ликвидность и постоянное формирование рыночной цены торгующихся на них арт-активов.

Фактически функцию организованных рынков пытаются выполнять крупные аукционные дома. В отличие от выставок аукционы имеют постоянное местонахождение, проводят торги на протяжении всего года и выполняют функции расчетного центра, устраняя риск контрагента и также риск подделки предмета искусства.

В мире существует около 30 признанных и давно функционирующих аукционных домов, однако только 6 из них за последние 20 лет продали по меньшей мере один предмет искусства стоимостью более 5 млн долл.

В результате изучения рыночной конъюнктуры можно выделить за последние несколько лет двенадцать компаний, которые могли быть классифицированы как компании, торгующие акциями в индустрии предметов искусства, на основании того, что большинство их доходов получено от производства продуктов и услуг, связанных с художес-

твенным рынком. Рыночный сегмент компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства, ничтожно мал. На 30.10.2009 этот сегмент показал совокупную рыночную капитализацию только 1,8 млрд долл., с существенным доминированием компании Sotheby"s. Эта компания в настоящее время способствует 60 % общей рыночной капитализации сегмента и может считаться хорошим ориентиром для рынка компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства

Только у четырех компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства (а именно, Sotheby"s, Artnet, Artprice и Collectors Universe), есть оживленный спрос на их акции на рынке (табл. 2).

В настоящее время на долю только двух аукционных домов - Sotheby"s и Christie"s приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

По итогам 2008 г. Sotheby"s занял первое место с общим количеством годового дохода 3, 3 млрд долл., тогда как годовой доход его конкурента Christie"s составил 400 млн долл. Доля Sotheby"s в количестве мировых сделок с предметами искусства - 18 %.

Таблица 2

Показатели ценных бумаг публично торгующих компаний в индустрии предметов искусства

компания Листинг / валюта Цена на 30.10.2009, долл. рыночная капитализация на 30.10.2009, млн долл.

Сотби (Sotheby"s) NYSE / USD 15,86 1 067

Артпрайс (Artprice. com) Paris / EUR 17,56 110

Артнет (Artnet) Frankfurt / EUR 7,44 42

Коллектор Юни-верс (Collectors Universe) NASDAQ / USD 7,48 63

Малет (Mallett) London / GBX 145,62 20

Финарт Касса де Эсте (Finarte Casa d"Aste) Milan / EUR 0,30 15

Группо (Gruppo FMR) Milan / EUR 7,38 26

Камера Уорк (Camera Work) Frankfurt / EUR 6 906 276

Арт Виван (Art Vivant) Tokyo / JPY 2,78 43

Сеульский Аукцион (Seoul Auctions) Seoul / WON 2,02 33

Аукцион Шинва (Shinwa Art Auction) Tokyo / JPY 242,13 15

Стенли Гиббонс (Stanley Gibbons) London / GBX 236,94 60

Экономическую силу бизнес-моделей Sotheby"s и Christie"s можно оценить по показателям восстановления: они стояли на грани банкротства в 2000 г., но быстро восстановились и вернули доверие клиентов уже в 2005 г.

Таким образом, основные тенденции мирового рынка предметов искусства можно отследить по поведению ведущих аукционных домов. Автором представлены данные по компании Sotheby"s, так как компания Christie"s с 1998 г. перестала быть публичной и раскрытие информации о результатах ее деятельности также прекратилось.

После семи лет, на протяжении которых цены неизменно росли, рынок предметов искусства испытал радикальные изменения в 2008 г. - в связи с началом мирового финансового кризиса (табл. 3).

Цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. по сравнению с IV кварталом 2007 г. фактически упали на 7,5 %. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991-1992 гг. Однако в будущем можно ожидать резкого подъема.

Между спекулятивным ростом цен на предметы искусства в 1990-х гг. и более свежим - в ноябре 2007 г. есть большая разница. В начале 1990-х гг. за подъем рынка отвечали главным образом банки и азиатские коллекционеры, участвующие в быстром разгоне цен на импрессионистов и работы современных мастеров. Цены взлетели даже на работы посредственного качества. Однако в 1991 г. рынок внезапно потерял «аппетит», и к концу 1990-х покупательский спрос снизился приблизительно до 25 %. Начиная с 2000 г. покупатели стали более разборчивые, что отразилось на колебаниях уровня покупательского спроса: от 31 до 36 % в течение года.

Таблица 3

Общие показатели инвестиционного сегмента арт-рынка в конце 2008 г., млн долл.

В 2008 г. на аукционах было представлено огромное количество лотов - на 20 % больше по сравнению с 2007 г., который в свою очередь был рекордным в этом плане. Вспомним, что в 2000-2005 гг. среднее общее значение годового дохода на мировых аукционах предметов искусства колебалось между 2,5 и 4,2 млрд долл.

В конце 2008 г. полная стоимость арт-акти-вов, продаваемых на аукционах, составляла 8,3 млрд долл., что на 1 млрд меньше, чем в 2007 г. По большей части это связано с падением спроса на американском рынке. Тем не менее, этот показатель является исключительным за всю историю рынка.

Говоря об укрупненной сегментации объема продаж предметов искусства в 2008 г. с точки зрения периода написания работ, следует заметить, что особой популярностью пользовались:

Современное искусство (43,9 %);

Работы художников, создавших свои произведения после II Мировой войны,

Работы старых мастеров и мастеров XIX в. в силу высокой стоимости (в отношении этих работ учитывался риск провенанса - истинной подлинности, подтвержденной проверенными источниками, не вызывающей сомнений по истории создания и владения).

Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую в Азии на 1,2 % обгоняет Китай.

Одной из современных тенденций на рынке арт-активов стало то, что самые значимые по номинальной цене продажи происходили в 1990-2008 гг. Только в 2006 г. продано два шедевра номинальной стоимостью около 100 млн долл. (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее значительные продажи арт-активов в период 1990-2004 гг.

Индикатор Показатель

Капитализация рынка в номинальных 13 000

Капитализация рынка в реальных 14 200

Число художников «инвестиционного 183

качества», чел.

Художник с наибольшей «капитали- Пабло Пикассо,

зацией» 2 070

Художник с наибольшим числом Пабло Пикассо,

работ, ед. 113

Художник с наибольшей средней ценой работ Казимир Малевич, 36,6

Номинальная пороговая цена 5,6

Реальная ценовая пороговая цена 6,2

Ежегодный средний объем торговли 2 480

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Garçon a la pipe G5.G5.2GG4 1G4 168 GGG

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Dora Maar au chat G3.G5.2GG6 95 216 GGG

Густав Климт (Gustav Klimt) Portrait of Adele... G8.11.2GG6 87 936 GGG

Франсис Байкон (Francis Bacon) Triptych, 1976 14.G5.2GG8 86 281 GGG

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Portrait du Dr. Gachet 15.G5.199G 82 5GG GGG

Факторы, влияющие на рынок предметов искусства, условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся факторы, являющиеся в свою очередь показателями (индикаторами) сегментов рынка предметов искусства. Данные показатели также можно разделить на общие и показатели второго уровня.

К внешним факторам относятся основные показатели макроэкономической ситуации в мире. Это глобальные мировые индексы, индексы национальных рынков, отношения курса основных валют, цена на нефть, золото, серебро и платину.

Цель ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства заключается в максимально объективном отображении текущих тенденций ценовой динамики и «глубины» (ликвидности) публичного рынка наиболее дорогих предметов искусства. Также эти ключевые индикаторы позволяют оценить состав рынка (структуру рыночной капитализации по отраслям по аналогии с анализом фондового рынка) и распределение стоимости, объемов торговли и темпов роста стоимости по видам предметов искусства.

Приведем основные элементы системы ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства, применяемых на практике (все показатели выражены как в номинальных, так и в реальных ценах, выбор типа показателя остается за пользователем статистической информации). Для примера взята статистическая информация по 1 тыс. самых дорогих работ, выставляемых на аукционах и включаемых в рейтинг агентства SKATE"S. Общие показатели рынка: - капитализация рынка предметов искусства инвестиционного качества, рассчитываемая как

совокупная стоимость всех работ, входящих в выборку;

Средняя стоимость по крупнейшим работам, рассчитываемая как средняя величина из списка выбираемых работ;

Пороговая цена, соответствующая стоимости последней работы в составляемом рейтинге;

Индекс ширины рынка - число художников, включаемых в рейтинг;

Индекс глубины рынка - оборот за последние 12 мес. в процентах от рыночной капитализации. Оборот рассчитывается как совокупная стоимость всех новых работ, включенных в рейтинг за последние 12 мес.;

Индекс повторных продаж - этот показатель отражает оборачиваемость наиболее значительных работ на открытом рынке и рассчитывается как количество повторных продаж картин из рейтинга за последние десять лет, в процентах от 1 тыс.;

Средняя годовая доходность - рассчитывается как изменение рыночной капитализации за соответствующий период, приведенное к процентам годовых.

Некоторые общие показатели рынка по состоянию на 01.12.2008 представлены в табл. 5.

На практике для анализа рынка предметов искусства инвестиционного качества принято осуществлять сегментацию отобранных для анализа картин. На их основании рассчитываются индикаторы арт-рынка второго уровня, к которым относятся:

Рыночная капитализация отдельных художников - рассчитывается как совокупная стоимость всех вошедших в отобранный список работ данного художника как в номинальных, так и в реальных ценах;

Таблица 5

распределение доходности 1 тыс. самых дорогих предметов искусства с разбивкой по периодам создания

Годы создания количество средняя цена покупки, долл. средневзвешенный средневзвешенный

Период повторных продаж показатель доходности IRR, % период владения, лет

От эпохи Возрождения до 1487-1866 7 5 140 008 -1,39 5,2

классицизма

Зарождение и расцвет 1867-1887 45 7235 610 1,12 9,2

импрессионизма

Неоимпрессионизм, 1888-1903 37 5 027 777 0,83 8,3

венское возрождение,

набизм, фавизм, модерн

Кубизм, экспрессионизм, 1904-1921 55 5 543 175 3,29 8.1

супрематизм, дадаизм

Сюрреализм 1922-1946 28 4 255 457 4,97 7,1

и абстракционизм

Action painting и поп-арт 1947-1970 60 3 081 055 6,17 7

Постмодернизм 1971-2002 18 2 608 997 23,13 5,4

Другие - 11 2 593 400 5,55 11,1

- «индекс урожайности» исторических периодов - рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, вошедших в перечень, созданных за определенный период.

К настоящему моменту было осуществлено только 255 повторных продаж среди 1 тыс. самых дорогих работ (на основе данных, охватывающих период с 1985 г.). Иными словами, только 25,5 % наиболее ценных работ в мире было продано более чем один раз на рынке в течение последних 24 лет.

За всю историю существования арт-рынка самым доходным произведением является «Three Studies for Self-Portrait» - автор Франсис Байкон. Оно было продано 13.05.2008 на аукционе Christie"s (табл. 6).

Учитывая, что повторные продажи создают, по меньшей мере, два показателя данных цен на временной шкале, информации о них позволяет извлекать ценные данные о фактической (эффективной) норме доходности, достигнутой инвесторами на основе результатов завершенных сделок;

- «индекс популярности сюжетов» - рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, написанных в рамках определенного стандартного сюжета.

Разбивка осуществляется по следующим типовым сюжетам (с указанием количества работ, попавших в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства) (табл. 7).

Анализ данных, представленных в табл. 7, позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными сюжетами для работ инвестиционного качества, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства, являются пейзаж и абстракция.

Данный фактор имеет практическое значение при сравнении предметов искусства из одной

Таблица 6

Пять самых доходных произведений искусства по состоянию на 2009 г.

Таблица 7

Распределение 500 самых дорогих предметов искусства по сюжетам

Сюжет Количество работ

Пейзаж 135

Абстракция 72

Женский портрет 64

Обнаженная натура 42

Мужской портрет 25

Натюрморт 22

Скульптура 21

Прочие портреты 20

Автопортрет 10

Женский портрет с ребенком 9

- «индекс» популярности размеров рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 1 тыс. самых дорогих предметов искусства, написанных в рамках определенного стандартного размера, используемого многими мировыми аналитиками;

Таким образом, по результатам обзора тенденций на рынке искусства можно сделать следующие выводы.

1. В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов.

2. В настоящее время на долю только двух аукционных домов Sotheby"s и Christie"s приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

Франсис Три стадии 13.05.2008 28 041 000 86,29

Байкон автопортрета

Хоан Петуз 18.06.2007 13 101 568 40,09

Миро (Le coq)

Энди Лиз (Liz) 13.11.2007 23,561,000 33,95

Герхард Абстракция 13.05.2008 14 601 000 30,60

Энди Абстракция 14.11.2007 8 441 000 28,15

Расцвет мастера 35-39, 50-54

Академическая зрелость 30-34, 40-49

Период активного творчества 25-29, 55-59

Творческий период 20-24, 60-79

Отдельные эксперименты До 20, после 80

3. Кризис влияет на рынок предметов искусства, цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. фактически упали на 7,5 % по сравнению с IV кварталом 2007 г. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991-1992 гг.

4. С точки зрения периода написания работ особой популярностью пользуется современное искусство (43,9 %), далее следуют художники, создавшие свои произведения после II Мировой войны, работы старых мастеров и мастеров XIX в.

5. Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую обгоняет растущий во всех направлениях рынок Китая.

6. Самые значительные продажи были с 1992 по 1998 г. За этот период было продано более 318 шедевров, приведенная стоимость которых превысила 2,6 млрд долл. (средняя цена произведения - 8,4 млн долл.). А самая дорогая в тот период картина Винсента Ван Гога «Автопортрет без бороды» (продана за 71,5 млн долл.) стоит в настоящее время 85,6 млн долл.

7. При оценке рыночной стоимости формируют восемь параметров, по которым определяется ценность того или иного актива:

Контекстная стоимость;

Размер картины;

Период создания картины;

Сюжет картины.

Представленный анализ может быть полезен инвесторам при вложении инвестиций на нефинансовых рынках.

Список литературы

1. Бруно С. Фрей, Райнер Айхенбергер. Норма прибыли на рынке произведений искусства: исследование и оценка. Европейский экономический обзор. 1995.

2. Оливер Шанель. Предсказуемость рынка искусства. Европейский экономический обзор. М. 1995.

3. Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

4. Тенденции арт-рынка. 2009. URL: http://www. skatepress.com/.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об