Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом если в период действия этой декларации с работником, занятым на «допустимом» рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги спецоценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям. В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

Карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

Протоколы оценки эффективности СИЗ;

Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных «опасных» рабочих мест;

Сводная ведомость специальной оценки условий труда;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

Заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 07.09.2015).

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда («вредные» классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда).

Важно!

Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). При этом в ст. 17 Закона № 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях.

Ответственность за непроведение спецоценки

К ответственности за непроведение спецоценки могут быть привлечены как должностные лица работодателя, так и само юридическое лицо.

С 1 января 2015 г. согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

Для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы.

«Льготные» периоды, имевшие место после 1 января 2013 г., учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки. Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

1 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Каковы дополнительные тарифы страховых взносов 2018 году? Таблица со ставками утверждена на официальном уровне? Как распределяются доптарифы по спискам вредных профессий? Ответы – в данной статье.

Кто платит дополнительные тарифы в 2018 году

Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2018 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляются только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, список № 1, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Актуальные тарифы

Дополнительные тарифы страховых взносов взаимосвязаны с тем, проводилась ли специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест.

Если не было спецоценки или аттестации

Если не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то в 2018 году организациям и ИП нужно использовать дополнительные тарифы страховых взносов, которые определены пунктами 1и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ. Применяйте их к выплатам в пользу работников.

Общие тарифы дополнительных «пенсионных» взносов
Кто применяет Доптариф, % Норма
Организации и ИП, производящие выплаты работника, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (согласно списку 1, утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10) 9 п. 1 ст. 428 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ (по спискам профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной (страховой) пенсии по старости) 6 п. 2 ст. 428 НК РФ

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда. Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия труда Тариф дополнительных взносов, %
класс – опасный
подкласс – 4
8,0
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый"
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2018 году. Однако важно, чтобы в этих целях
принимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2018 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.

Работодатели, чью сотрудники занимаются трудовой деятельность в опасных или вредных условиях, обязаны уплачивать не только страховые взносы, но и взносы по дополнительному тарифу.

Что такое дополнительные страховые взносы? Какие категории лиц имеют право получать такие взносы на формирование своей пенсии? Как осуществляется уплата таких взносов? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что такое дополнительные страховые взносы?

Дополнительные страховые взносы (ДСВ) – средства, начисляемые в фонд накопительной части пенсии. Согласно пунктам 3 и 5 ст.2 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах» от 30.04.2008 N 56-ФЗ, дополнительные взносы могут уплачиваться:

  • застрахованным лицом за счет собственных средств или его работодателем по заявлению работника. В последнем случае средства исчисляются из заработной платы сотрудника;
  • работодателем в пользу работника.

Если дополнительные взносы выплачиваются непосредственно работником, то он должен обратиться с заявлением в территориальное отделение ПФР о добровольной уплате дополнительных взносов в фонд накопительной пенсии. Соответствующее заявление подается по форме ДБС-1, направить его можно через официальный сайт ПФР, через МФЦ, а также через своего работодателя. При этом в заявлении необходимо указать, какую сумму работник будет перечислять в ПФР каждый месяц. Если работодатель получил соответствующее заявление от работника, то он обязан направить его в ПФР не позднее, чем через 3 дня.

Порядок выплаты ДСВ работодателем в пользу работника регламентируется частью 1 статьи 8 вышеуказанного нормативного акта. Право на такие взносы имеют работники отдельных категорий, занятых на вредном или тяжелом производстве.

Кому начисляются дополнительные страховые взносы?

Согласно действующему законодательству, выплаты по ДСВ перечисляются в пользу работников отдельных категории. Они введены в целях материального обеспечения тех граждан, которые претендуют на выход на пенсию досрочно, то есть до наступления пенсионного возраста.

Тарифы по дополнительным выплатам ежегодно индексируются и в 2017 году составляют:

  • 8 % - для работников, трудовая деятельность которых связана с подземными работами или занятостью в горячих цехах;
  • 7-2 % - для сотрудников, работающих в тяжелых условиях труда.

Тариф 2-8% относится:

  1. к женщинам, работающим трактористами-машинистами в строительной, сельскохозяйственной, дорожной и погрузочно-разгрузочной сфере;
  2. к женщинам, трудящимся в текстильной промышленности с высокой интенсивностью и тяжестью;
  3. к сотрудникам локомотивных бригад, а также трудящихся, занимающихся перевозками или обеспечением безопасности перевозок на ж/д и метро;
  4. к водителям грузового транспорта, работающих на шахтах, в рудниках, занимающихся вывозом полезных ископаемых;
  5. к изыскателям, занимающихся топографическими работами, полевыми геолого-разведочными работами, к геологам, к участникам экспедиций;
  6. к работникам, трудовая деятельность которых связана с осужденными лицами в тюрьмах и пр.

Полный список работников, на счет накопительной пенсии которых начисляется дополнительный страховой взнос, указан в п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом предельной базы для расчета дополнительных взносов не предусмотрено.

ДСВ в 2017 году по результатам специальной оценки труда

Размер ставки дополнительных страховых взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда, которая не только устанавливает уровень условий труда, но и выявляет недостатки, которые работодатель обязан устранить и привести рабочее место в соответствие с установленными нормами. Их регулирует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, который, в том числе, устанавливает и сроки таких проверок - не реже 1 раза в 5 лет.

Тарифы по ДСВ устанавливаются в зависимости от уровня вредности по результатам проведения такой оценки условий труда. Чем выше опасность и вредоносность условий, тем выше тариф дополнительных страховых взносов. По результатам спецоценки рабочих мест тарифы по ДСВ могут быть следующими:

Уровень условий труда
Оценка
Размер ДСВ
Опасный
4
8%
Вредный
3,4
7%
Вредный
3,3
6%
Вредный
3,2
4%
Вредный
3,1
2%
Допустимый
2
0%
Оптимальный
1
0%

Если после специальной оценки установлены оптимальные или допустимые условия труда, дополнительный тариф страховых взносов не предусматривается.

Сроки начисления дополнительных страховых взносов

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ, до­пол­ни­тель­ные взно­сы, независимо от того, за счет кого они выплачиваются, пе­ре­чис­ля­ют­ся в Пенсионный фонд в те самые сроки, что и взно­сы на страховое пенсионное обеспечение, т.е. за каж­дый месяц до 15 числа после­ду­ю­ще­го ме­ся­ца. Взносы работников и работодателей при этом перечисляются разными КБК (код бюджетной классификации)

При каж­дом на­чис­ле­нии ДСВ в ПФР ра­бо­то­да­тель обязан фор­ми­ро­вать ре­естр за­стра­хо­ван­ных лиц, на счет которых были переведены взно­сы. Оформление реестра осуществляется каждый месяц по ДСВ-3 (новая форма вступила в силу с 10.09.2016).

В ре­ест­ре необходимо указывать:

  • све­де­ния о стра­хо­ва­те­ле – номер регистрации в ПФ России, КПП, ИНН, название ор­га­ни­за­ции;
  • дата, номер пла­теж­но­го по­ру­че­ния, на ос­но­ве ко­то­ро­го пе­ре­чис­ле­ны взно­сы, дата ис­пол­не­ния;
  • пе­ри­од начисления взно­сов;
  • све­де­ния о работнике – ФИО, СНИЛС;
  • сумма начис­лен­ных доп взносов.

Сроки сдачи ДСВ-3 установлены не позд­нее 20 числа ме­ся­ца, следующего за квар­та­лом, в ко­то­ром были переведены ДСВ. Например, если ра­бо­то­да­тель оплатил взносы за март, апрель и май 2017 года, то он должен направить в территориальный отдел ПФР три реестра ДСВ-3 не позднее 20 июня 2017 года.

Стоит учесть, что тем работникам, которые работают в условиях высокой опасности и вредоносности, при определении права на досрочную пенсию, периоды работы, учитываемые для определения льготного стажа, засчитывается только, если за этот период в его пользу были перечислены дополнительные страховые взносы.

Заключение

На дополнительные страховые взносы имеют право застрахованные лица, чья трудовая деятельность осуществляется в опасных и вредных условиях труда. Тариф таких взносов определяется после проведения комиссии по проверке условий труда не реже 1 раза за 5 лет и варьируется от 2 % до 8 %. В случае, если работодатель не осуществляет такие проверки, он обязан уплачивать 9 % ДСВ в Пенсионный фонд за сотрудников из Списка № 1 и 6 % - за сотрудников из Списка № 2.

Дополнительные страховые взносы закреплены в статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которым регулируется порядок исчисления . .

Базой для начисления выступают доходы (зарплата и иные выплаты), полученные такими лицами, которые заняты на работах, приравненных к тяжелым и вредным.

Облагаемые выплаты

Рассматриваемые взносы введены с , в соответствии с которым страхователи (работодатели) обязаны перечислять помимо общеустановленных страховых взносов в ПФР еще и дополнительные взносы по отдельным страховым тарифам.

Данные тарифы распространяются на выплаты работникам, которые имеют право на досрочную пенсию. Полный перечень «льготных» работ, позволяющих досрочно выйти на пенсию, закреплен в пункте 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. Таблицу 1).

Однако не ко всем перечисленным работам имеют отношение дополнительные страховые взносы. Обратите внимание, дополнительными страховыми взносами облагаются только выплаты за выполненные работы, которые указаны в подпунктах с 1 по 18 .


Таблица 1

Номер подпункта п. 1 ст. 27 закона 173-ФЗ Засчитываемые в «горячий» стаж периоды работы Лица, пенсионный возраст «Горячий» стаж Общий страховой стаж
1 подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах мужчины 50 лет 10 лет* 20 лет
женщины 45 лет 7 лет 6 месяцев* 15 лет
2 работа с тяжелыми условиями труда мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев* 25 лет
женщины 50 лет 10 лет* 20 лет
3 работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин женщины 50 лет 15 лет 20 лет
4 работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью женщины 50 лет 20 лет -
5 работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы мужчины 55 лет

12 лет 6 месяцев

25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
6 работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
7 работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
8 работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
9 работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
10 работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
11
при непосредственном занятии полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников 25 лет -
горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин 20 лет -
12 работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 25 лет -
20 лет -
13 работа в летном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 25 лет -
женщины независимо от возраста 20 лет -
при оставлении летной работы по состоянию здоровья работа в указанном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 20 лет -
женщины независимо от возраста 15 лет -
14 работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
15
работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 20 лет 25 лет**
женщины 50 лет 15 лет 20 лет**
16 работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций) любые лица по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста 15 лет -
17 работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы мужчины 55 лет 15 лет 25 лет женщины 50 лет 10 лет 20 лет мужчины 55 лет 15 лет 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
18
работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мужчины 50 лет 25 лет -
женщины 50 лет 25 лет -
19 педагогическая деятельность в учреждениях для детей любые лица независимо от возраста 25 лет -
20 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа любые лица независимо от возраста 25 лет -
21
лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах любые лица независимо от возраста 30 лет -
творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях любые лица 50 - 55 лет либо независимо от возраста 15-30 лет в зависимости от характера деятельности -
* на определенных условиях "горячий" стаж засчитывается при отработке более половины требуемого периода
** страховой стаж в гражданской авиации

Итак, основным критерием, по которому определяется, надо или нет начислять допвзносы на выплаты своим работникам, является отнесение профессиональной деятельности, при выполнении которой получен данных доход, к перечню «вредных» работ в указанном списке. Более конкретные списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781). Также действуют Списки 1 и 2 , которые утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Дополнительные страховые взносы начисляются на те же суммы выплат, которые выступают базой для начисления обычных страховых взносов. В статье 7 Федерального закона № 212-ФЗ закреплены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам. Ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Правда, в данном случае речь идет только о выплатах в рамках трудовых отношений.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ регламентируются необлагаемые выплаты.

Отдельных положений для применения дополнительных страховых взносов в ПФР в законе не предусмотрено. Исключение составляет указание на применение ограничения по максимуму облагаемой суммы выплат. Таких ограничений нет, и значит дополнительные взносы надо перечислять, даже если выплаты в пользу работника превысят предельную сумму для исчисления страховых взносов, установленную частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что на текущий год эта сумма составляет 624 000 рублей ().


Обратите внимание

Обратите внимание, дополнительные тарифы страховых взносов идут на финансирование страховой части трудовой пенсии, а именно ее солидарной доли.

Тарифы страховых взносов

Законодательством предусмотрены разные тарифы дополнительных взносов, и они зависят в первую очередь от видов работ. При этом введены отдельные тарифы для обложения выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ и более низкие тарифы для выплат по работам, указанным в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 этого закона.

Для первого подпункта (подземные работы, работы с вредными условиями труда, работы в горячих цехах) на 2014 год установлена ставка допвзносов в размере 6,0 процентов (в 2013 году действовала ставка 4,0 процента, на 2015 года ставка повысится до 9,0 процентов).

Для всех остальных работ, перечисленных в подпунктах со 2 по 18 тариф допвзносов составляет в текущем году 4,0 процента (в 2013 - 2,0 процента, в 2015 - 6,0 процентов).

С 2014 года тариф для начисления дополнительных страховых взносов в ПФР стал зависеть от результатов специальной оценки условий труда, которая по сути заменяет прежнюю . Такая оценка отныне проводится в соответствии с .

В соответствии с данным документом рабочему месту присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда, согласно которому выплаты, произведенные сотруднику, работающему на данном рабочем месте, будут облагаться по той или иной ставке (см. таблицу 2).


Таблица 2

Однако о всеобщем переходе на «новые» тарифы говорить рано. На переходный период предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, а именно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

В общем случае, если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда по новому закону может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Рассмотрим вопрос, нужно ли начислять допвзносы на выплаты при работе сотрудника в нормальных условиях, если этот период работы включается или не включается в стаж для назначения досрочной пенсии .

Период занятости работника в течение месяца на прочих работах, согласно законодательству о трудовых пенсиях и утвержденных Правил от 11 июля 2002 г. № 516, может включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Например, при переводе работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца или в связи с беременностью женщины. В этих случаях начисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце выплат независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на вредных работах. Принцип пропорциональности при этом не применяется.

Если же работник с частичной занятостью на работах с «вредными» условиями труда имел оплачиваемый или неоплачиваемый период освобождения, который не включается в стаж для досрочной пенсии (учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), то на эти суммы выплат допвзносы не начисляются. Т.е. принцип пропорциональности соблюдается.

И еще один вопрос, который интересует работодателей - начислять или нет страховые взносы по дополнительным тарифам работающим пенсионерам . Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке. Выработка льготного стажа не является основанием для отмены начисления допвзносов, подчеркивают в ПФР ().

Ответственность за неуплату дополнительных взносов

ПФР предупреждает, что уплата дополнительных страховых взносов является одним из обязательных требований для зачета периодов в «горячий» стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как подчеркивают в Пенсионном фонде, требования законодательства, гарантирующие включение отработанного периода на вредных, тяжелых и опасных работах в льготный стаж гражданина, обязывают начислять и перечислять страхователем-работодателем за отработанные периоды как обычные страховые взносы в ПФР, так и дополнительные.

Кроме того, специалисты ПФР обращают внимание, что периоды «горячего» стажа должны подтверждаться на основании сведений .


Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР ().

Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР.

Обновленный расчет РСВ-1 теперь будет содержать персонифицированные сведения о каждом работнике, которые должны вноситься в новый раздел 6. Так что, с отчетности за 1 квартал 2014 года отчет по взносам в ПФР и индивидуальные сведения о поименных выплатах в пользу работников совмещен. Что, кстати, облегчит специалистам ПФР проверку исполнения обязанностей работодателей по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов, о чем они предупреждают ().

Напомним, что непосредственно работодателю в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов грозит штрафная санкция в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Либо 40 процентов, если такие действия совершенные умышленно. Это правило распространяется и на страховые взносы по дополнительным тарифам.

И. М. Акиньшина, консультант по налогам, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Зарплатные налоги

В этой электронной книге вы узнаете о том как уменьшить налогооблагаемую базу, как использовать вычеты и льготы, как заполнить и сдать отчетность и многое другое.

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации ( , ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " "; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам ( Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " " (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от ( , ):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение . При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам () не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах ( , ). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в , используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в . Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об