Сферы и уровень занятости сельского населения. Состояние рынка труда и занятости в сельской местности

Отдельного внимания заслуживает такой вопрос, как занятость на селе и сельский рынок труда. Он имеет свои особенности:

рассредоточенность рабочих мест (и рабочей силы) и недостаточность их территориальной доступности

ограниченность несельскохозяйственных видов деятельности и сфер приложения труда

отдаленность служб занятости и слабая информированность сельского населения о наличии вакансий

низкая горизонтальная (село-село) и вертикальная (село-город) мобильность рабочей силы .

Исходя из вышеназванных причин проблема сельской занятости стоит в нашей стране очень остро. Из-за того, что на селе нет альтернативной занятости, а в оставшихся колхозах заработная плата мала и нерегулярна, люди вынуждены вести свое личное подсобное хозяйство (ЛПХ), либо оставаться на предприятии за крайне низкую зарплату, которая едва выше пособия по безработице. К 2009 году в собственном хозяйстве было занято около 5 млн. человек, однако, несмотря на тот факт, что такая форма хозяйствования характеризуется низкой степенью механизации и преобладанием ручного труда, именно товарные хозяйства населения производят наибольшую долю картофеля и молока, овощей (Рисунок 2.2, Рисунок 2.3). Многие занятые в потребительских ЛПХ по величине получаемых доходов находятся на уровне безработных. Видимо, по этой причине органы статистики не включают их в категорию "занятые в экономике", но не считают и безработными, относя их к экономически неактивному населению. Фактически, тем самым они лишены какой бы то ни было государственной поддержки и социальной защиты.

Рисунок 2.2 - Поголовье птицы на убой по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)


Усугубляется ситуация с безработицей и притоком иностранной рабочей силы и развития аграрного рынка стран СНГ. В ближайшей перспективе российское село будет испытывать мощное давление со стороны других государств Содружества, мобильность населения которых подхлестнется продолжающимся развалом крупнотоварного аграрного сектора.

Трудовая миграция из стран СНГ в основном носит нелегальный характер. По разным оценкам, в сельской местности России занято до 1 млн. работников из стран СНГ (примерно 7% общей численности занятых в сельской экономике) .

В настоящее время отечественные сельхозпредприятия и фермеры интенсивно используют сезонную рабочую силу из Украины, Молдавии, Таджикистана и других стран Содружества на не требующих квалификации трудоемких работах в растениеводстве (на обработке и прополке посевов сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника и др.).

Этот вопрос имеет для села принципиальное значение. Аграрное перенаселение, наблюдающееся в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, Азербайджане, представляет потенциальную угрозу экономической, социальной и политической стабильности для них самих, и для России - вследствие относительной открытости ее границ.

Сельское население трудоспособного возраста в РФ за последний период с 1992 по 2005 г. увеличилось на 2464 тысяч человек (12,3%). Но до 1998 г. численность занятых снижалась, а численность безработных и экономически неактивного населения росла. Позже ситуация с занятостью и безработицей несколько улучшилась. Однако в связи со значительным ростом трудоспособного сельского населения и предложения рабочей силы напряжение на сельском рынке труда остается высоким. Недостаток рабочих мест и неразвитость несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности обусловили опасную тенденцию увеличения экономически неактивного населения. За период с 2000 по 2005 г. экономически неактивное население увеличилось на 926 тысяч человек (21%) .

В период с 2000 по 2007 г. г. занятость сельского населения в трудоспособном возрасте стабилизировалась на уровне 56%, причем занятость в половом разрезе выше среди мужчин, чем женщин (Таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Экономически активное сельское население в возрасте 15-72 года (в %)

По регионам РФ уровень занятости сельского населения резко колеблется: от крайне низкого (20%) в Республике Ингушетия до достаточно высокого (65 - 72%) - в Магаданской и Кировской областях. В 50 регионах показатель занятости остается ниже среднего уровня.

Вместе с этим происходит сокращение численности занятых в коллективном секторе сельского хозяйства, что обусловлено его кризисным состоянием. Так, численность занятых в сельском хозяйстве за период с 2001-2005 г. г. уменьшилась почти на 460 тысяч человек, удельный вес их в общей численности занятых в сельской экономике за те годы снизился с 39 % до 35 %.

Таблица 2.3 - Занятое население по отраслям сельской экономики (ноябрь)

Всего занято

в т. ч. в отраслях

промышленность

сельское и лесное хозяйство

транспорт и связь

строительство

торговля и общественное питание

заготовки

Необходимо добавить, что возрастные характеристики сельского населения заметно ухудшаются. Так, средний возраст занятых повысился с 38,8 до 39,5 лет, доля молодежи практически не изменилась, а лиц в возрасте старше 50 лет возросла на 3,6 %

Среди экономически неактивного населения преобладает молодежь до 20 лет. В данной возрастной группе в 2004 году только 1,8 млн. человек являлись учащимися дневной формы обучения, остальные, численностью около 1 млн. человек, не работают и не учатся (Таблица 2.4) .

Таблица 2.4 - Возрастная структура экономически неактивного сельского населения (по состоянию на ноябрь 2005г)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что численность сельского населения падает, стремительно падает также занятость населения в сельском хозяйстве, люди вынуждены вести своё личное хозяйство, которое, в большинстве случаев, является низкодоходным или уезжать в город в поисках работы. Однако людей, ведущих своё хозяйство, не принято считать безработными, следовательно, пособия по безработице им не выплачиваются, что значительно усугубляет ситуацию и делает крестьян социально незащищенными.

Занятость и безработица в аграрном секторе России

3.1 Основные причины безработицы на селе

Сфера занятости населения является первоочередным и наиболее ярким катализатором финансового и экономического кризиса. Анализ данных проводимого Минздравсоцразвития России мониторинга ситуации на рынке труда свидетельствует о том, что в сфере сельскохозяйственной занятости негативные процессы протекают более интенсивно, чем в среднем по экономике.

Можно выделить три основные причины широкомасштабной безработицы на селе. Первая - это структурная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу. Вторая - крайне низкая заработная плата на вакантных рабочих местах, не обеспечивающая даже простого воспроизводства работника. И третья причина - неразвитость в сельской местности несельскохозяйственной деятельности.

За период с 4 марта 2009 г., когда начался мониторинг рынка труда, по 28 июля 2012 г. количество сельскохозяйственных организаций, в которых началось массовое высвобождение работников, увеличилось в 4,4 раза, тогда как в целом по Российской Федерации - в 3,3 раза и достигло соответственно 8,9 и 1,7%. Опережающими темпами растет в отрасли и численность работников организаций, в которых осуществлялось высвобождение работников по инициативе администрации. За 2 года анализируемых года в сельском хозяйстве она увеличилась в 3 раза, тогда как по всем видам экономической деятельности - только в 1,8 раза (табл. 14).

Вместе с тем, необходимо отметить, что за период наблюдения численность уволенных из сельхозорганизаций увеличилась в меньшей мере (в 5,1 раз), чем общая численность уволенных (в 5,5 раза). Этот на первый взгляд противоречивый факт объясняется достаточно просто: в отрасли шел более масштабный процесс перевода лишних рабочих рук в запас посредством определенных административных регуляторов, к которым относятся: простои, сокращение рабочего времени по инициативе администрации, отправка в отпуск без сохранения содержания.

Эти манипуляции позволяют сдерживать массовые увольнения и рост открытой безработицы на селе.

Таблица 14 - Данные мониторинга рынка труда в Российской Федерации

Так, в сельскохозяйственных организациях за 2010 г. в 8 раз выросли простои по вине работодателя, в 6 раз увеличилась численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, и почти вдвое выросло количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. При этом в целом по экономике простои сократились, а число работающих неполное время и отправленных в вынужденные отпуска увеличилось в 1,7 раза. Искусственное сдерживание высвобождения избыточной рабочей силы отрицательно сказывается на уровне заработной платы работников сельскохозяйственных организаций.

В 2011 г. по мере стабилизации финансово-экономической ситуации проявления скрытой безработицы и массовые увольнения стали затухать. Но в сельхозорганизациях эти процессы идут медленнее, чем по экономике в целом (табл. 15).

Таблица 15 - Вынужденная неполная занятость в организациях, участвующих в мониторинге рынка труда в Российской Федерации, тыс. человек

Вследствие искусственного сдерживания увольнений в сельхозорганизациях в 2009-2010 гг. темпы роста открытой безработицы в сельской местности были намного ниже, чем в городской. Если численность безработных горожан в экономически активном возрасте увеличилась на 42%, то прирост численности безработных сельчан составил 18,8%.

Таблица 16 - Численность безработных и уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (в среднем за год)

Тем не менее, уровень безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городе. Невостребованное рынком труда предложение рабочей силы на селе за год увеличилось с 1,8 млн. до 2,2 млн. человек. На селе уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (15-72 лет) превысил критическую массу, которая, по международным оценкам, составляет 10%, и достиг 11,3%, тогда как в городе он значительно ниже предельно допустимой черты - 7,5%.

Безработица в рыночной экономике: сущность, причины, социально экономические последствия

На различных этапах развития человечества использование рабочей силы и его эффективность была различной...

Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь

Давайте рассмотрим два основных направления в исследовании причин безработицы: неоклассическое и кейнсианское. Неоклассическая концепция безработицы была представлена известным английским экономистом А...

Безработица и методы ее урегулирования

Проблема безработицы одна из самых сложных, не зря в литературе она получила множество трактовок. Самый простой трактует безработицу, как социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей...

Безработица на рынке труда: сущность, виды, причины, последствия и методы регулирования

Безработица: виды, формы проявления. Проблемы занятости в Республике Беларусь

В экономической теории существует множество версий причин безработицы. Существуют две основные версии причин безработицы. · Неоклассический подход. Неоклассическая концепция причин безработицы разработана английским экономистом А...

Безработица: понятие, причины, виды, социально-экономические последствия

Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени...

Занятость и безработица в аграрном секторе России

В связи с обострением проблемы занятости на фоне разразившегося кризиса по поручению Правительства Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2009 г...

Изучение безработицы и форм ее проявления на рынке труда

Последствия безработицы и основные направления ее регулирования

Безработица отражает состояние рынка рабочей силы, когда предложение труда превышает спрос на него, причем это несоответствие может быть как количественным, так и качественным. Однако...

Прогнозирование уровня безработицы в РФ

К основным причинам возникновения безработицы относятся: а) Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз...

Рынок труда: занятость и безработица

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг . Безработные на ряду с занятыми формируют рабочую силу страны...

Социально-экономические последствия безработицы в России и государственная политика в сфере занятости

По определению Международной организации труда (МОТ) - International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек...

Теории безработици и их эволюция

Существует несколько основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы: 1...

Формы взаимодействия инфляции и безработицы

Существует несколько основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы. Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата...

Сельская занятость – одна из главных проблем сегодняшнего рынка труда. В общем количестве зарегистрированных безработных области около 60% это сельские жители.

Предлагаемые пути решения этой проблемы комментируют заместитель руководителя Управления ФГСЗН по Омской области Владимир Евгеньевич Калугин и главный специалист отдела трудоустройства и специальных программ Валерий Петрович Вихляе в.

БУДЕМ ОПИТМИСТАМИ

ВЫХОД ПЕРВЫЙ: «НАДЕЖДА» ДАЕТ НАДЕЖДУ

В. Е. Калугин:

- В каждом районе свои традиции, взгляд на действительность, проблемы, перспективы развития, которые безусловно учитываются нами при решении проблем занятости населения. Допустим, где-то есть перспектива развития производства и создания постоянных рабочих мест, а кто-то решает вопросы занятости своих жителей через систему временных рабочих мест, тем более, что за последние пять лет их создание осуществляется весомой поддержке областного и муниципальных бюджетов.

В.П. Вихляев:

- Хорошим подспорьем в 2005 году стало дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках ведомственной целевой программы службы занятости «Занятость сельских граждан в Омской области “Надежда” на 2005 год», которую Управление занятости разработало и защитило на конкурсе ведомственных целевых программ в Федеральной службе по труду и занятости России. Реализация программы расширило возможность временной занятости селян, в том числе на личных подворьях.

На реализацию программы «Надежда» Федеральной службой по труду и занятости России Омской области было выделено 1 929 000 рублей дополнительных средств. Программа предусматривала участие безработных граждан во временных работах по производству и реализации сельхозпродукции, ремонте жилья, объектов социальной сферы, благоустройстве территорий, оказания услуг населению. 26 из 32 сельских центров занятости Омской области приняли в ней участие. Дополнительные средства на реализацию программы «Надежда» были выделены областным и муниципальными бюджетами, а также самими работодателями. В результате общие затраты составили 6 659 000 рублей. Из них 3 080 000 областного бюджета, 943 000 - муниципального, 706 000 средств работодателей.

В Крутинке, Саргатке, Любино, Таре центры занятости по договорам с работодателями привлекали незанятых граждан для выращивания картофеля и овощей учреждениям социальной сферы (садикам, больницам). В Шербакуле селяне выращивали овощи по договору с частным работодателем, которые были реализованы через муниципальные ярмарки и торговую сеть.

В. Е. Калугин:

- Служба занятости финансирует часть доходов, которую получает человек за свою работу. Заработная плата выплачивается работодателем и компенсируется из средств областного и муниципальных бюджетов. Дополнительно к заработной плате граждане получают материальную помощь, которая носит название поддержки доходов. А в совокупности доход участника временных работ примерно равен заработной плате, которую он получил бы, будучи постоянным работником в этой же организации. Понятно, что работодателю выгодно экономить на этой статье своих расходов, поэтому сотрудничество со службой занятости ему это тоже интересно.

В.П. Вихляев:

- Всего по программе «Надежда» было дополнительно трудоустроено более 2000 человек. Мы надеемся, что реализация этой программы будет и в дальнейшем содействовать занятости сельского населения, и вносить свою долю в поддержку и развитие агропромышленного комплекса области.

ВЫХОД ВТОРОЙ: ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В.П. Вихляев:

- Большинство жителей села имеют личное подсобное хозяйство. Это основной источник доходов для незанятых сельчан. На сегодняшний день 80% имеющих подсобное хозяйство работают на себя, 20% - получают от этого доход, т.к. производят продукцию для реализации. Эти люди – потенциальные клиенты службы занятости, т.к. работа в личном подсобном хозяйстве не является предпринимательской деятельностью и в большинстве случаев не закреплена договорными отношениями в сельхозработодателями или подребкооперацией. С одной стороны это, возможно, и правильно. А с другой – есть владельцы больших успешных хозяйств, которые ради социальных и жилищных льгот вынуждены быть зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости. Таких людей немного, но они есть.

Задача службы занятости оказать содействие незанятым сельским гражданам, владельцам ЛПХ, в заключении трудовых договоров с предприятиями переработки сельхозпродукции или ведущим ее закуп, производить продукцию на личном подворье, получать за это заработанную плату, и при этом быть еще и социально защищенными. Опыт оказания такой помощи, пусть еще незначительные, у нас есть.

Так, безработные сельские граждане, владельцы личных подсобных хозяйств Муромцевского, Тевризского, Тарского, Крутинского, Саргатского районов в 2005-м году работали сдатчиками молока. На основании трудового договора с предприятиями переработки или с организациями, осуществляющими закуп молока, они получали зарплату и доплату в виде поддержки доходов из федерального бюджета. Только в одном Муромцевском районе таким образом было трудоустроено более 100 человек, а в целом по области для производства и реализации сельскохозяйственной продукцией было привлечено около 500 незанятых сельчан, а это 25% участников программы «Надежда».

Проводимая работа, явилась следствием пристального внимания к проблемам занятости сельских жителей Правительства Омской области, глав муниципальных образований и сельских поселений, принятие Закона «Об областной целевой программе «Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005-2010 годы».

В. Е. Калугин:

В текущем году мы рекомендуем центрам занятости не менее половины средств, которые выделены Рострудом на программу общественных работ, направлять на решение проблем сельской безработицы и поддержку национального проекта «Развитие АПК». Конечно, благоустройство территории – дело нужное и составлять этот вид работ без внимания служба занятости не намерена. Но поддержка личных подсобных хозяйств через систему общественных работ создает реальные предпосылки для постоянной, в т.ч. самостоятельной занятости и развитие индивидуального предпринимательства.

ВЫХОД ТРЕТИЙ: УНИТАРНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.П. Вихляев:

- Сейчас районные центры занятости завершили работу над своими мероприятиями по содействию занятости сельского населения на 2006 год. Этому предшествовала и работа областного Управления ФГСЗН: в ноябре-декабре было проведено пять зональных совещаний в сельских районах. В них приняли участие депутаты законодательного собрания, представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики, Министерства труда и социального развития Омской области, заместители глав муниципальных районов, главы сельских поселений. На каждом совещании было около 70 приглашенных. Тема – «Организация взаимодействия службы занятости населения и органов местного самоуправления муниципальных образований». Целью проведения зональных совещаний являлось, прежде всего, обменятся уже имеющимся опытом работы, обсудить возникающие проблемы, определить и наметить пути их решения.

Главе сельского поселения, всенародно избранного 2 октября прошлого года, законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена ответственность как за социально – экономическое развитие территории, так и за обеспечение занятости сельских жителей. Понятно, что глава поселения не может принять на работу в свою администрацию больше людей, чем нужно. Но тот же закон, определяет, что администрация сельских поселений вправе создавать унитарные муниципальные предприятия, которые будут сами зарабатывать себе деньги. Образование муниципальных унитарных предприятий, позволят частично решать вопросы занятости, создавать рабочие места, оказывать услуги сельским жителям . Кому-то нужно заготовить корма, дрова или вспахать огород… Понятно, что эти услуги будут платными. Для оказания таких услуг нужны люди, а значит и временные рабочие места. Прецедентов создания МУПов пока нет, но главы сельских поселений заинтересованы в этом.

Итогом зональных совещаний стали выработанные рекомендации, которые были отправлены в районы.

ВЫХОД ЧЕТВЕРТЫЙ: ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

В. Е. Калугин:

- В ходе наших совещаний мы договорились о том, что необходимо больше взаимодействовать с еще существующими на селе работодателями, поддерживать их. Например, директор Тюкалинского маслосыркомбината готов брать на постоянную работу безработных граждан, которые станут сдатчиками молока. А вокруг сельского поселения можно создать целую инфраструктуру, которая на первых порах будет содержаться за счет создания временных рабочих мест, организации общественных работ.

ВЫХОД ПЯТЫЙ: ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ

В.П. Вихляев:

В текущем году ряд сельскохозяйственных предприятий Омской области в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» заявили о своем участии в строительстве, реконструкции и модернизации собственных животноводческих комплексов и ферм. На эти цели выделено более 5 миллиардов рублей, львиная доля их них – кредитные ресурсы. В районах области предполагается создать и организовать работу 58 кооперативов, в их числе 22 снабженческо-сбытовых, 9 перерабатывающих и 27 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива. На все это потребуются не только финансовые ресурсы, но и трудовые. Поэтому центры занятости уже вносят свои предложения руководителям сельскохозяйственных предприятий по содействию в организации как временных, так и постоянных рабочих мест.

В. Е. Калугин:

- В Кормиловском районе опробуется вариант создания системы потребительских кооперативов, создающихся на базе сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий переработки, крестьянско-фермерских хозяйств. Сейчас приступили к практической реализации этого проекта. Главный смысл сельской кредитной кооперации – расширение сельскохозяйственного производства, увеличение выпуска продукции, а это значит создание новых рабочих мест, создание условий для занятости сельских жителей.

ВЫХОД ШЕСТОЙ: ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУ…

В.П. Вихляев:

Важной составной частью деятельности центров занятости была и остается работа со всеми заинтересованными сторонами по снижению оттока рабочей силы за пределы региона.

В 2005 году отмечалось снижение численности работающих в сельском хозяйстве на 12,5%, текстильном и швейном производстве на 15%, производстве пищевых продуктов – 3,8%, транспорте – 1,6%.

Кроме того, в Омске много вакансий, которые плохо закрываются из-за невысокой заработной платы. Это проблема не только нашей области, но и российская. Поэтому еще в прошлом году принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости». Если житель, к примеру, Больших Уков решил переехать в Омск, а его будущий работодатель согласен его принять, то переезд ему компенсируется из федерального бюджета. Служба занятости выступает в роли «моста» между работодателем и безработным.

В районных центрах занятости ежемесячно составляется 2 банка вакансий. Первый – ближайшие вакансии: кто требуется в районе. Второй – для желающих переехать на работу в другую местность.

Мы начинаем получать приглашения на работу и из других областей. Например, недавно Тула прислала свои вакансии. Но Тула пусть подождет: приоритетом для нас остается работодатель Омской области.

ВЫХОД СЕДЬМОЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В. Е. Калугин:

- Управлением занятости в начале года разработана и направлена в Федеральную службу по труду и занятости России для участия в конкурсе целевых ведомственных программ программу Омской области «Отраслевая программа содействия занятости сельскому населению на территории Омской области». В программе нам удалось обозначить место службы занятости в реализации всех четырех национальных проектов. Определено место, роль, все необходимые ресурсы, технологии службы занятости. Будем надеяться, что таким образом мы защитим дополнительные средства, в том числе и на реализацию программ, связанных с сельской занятостью.

Мы не сидим сложа руки. За пятнадцать лет служба занятости научилась работать в любой социально - экономической ситуации. Поэтому, находясь в постоянном поиске форм и методов работы, благодаря поддержке законодательной и исполнительной власти области, проблемы сельской занятости на наш взгляд будут решаться. Будем оптимистами!

Лилия Андреева

Процесс становления рыночной экономики болезненно сказался на социально-экономическом положении сельского населения. Аграрный сектор, в силу свойственной ему специфики, труднее и медленнее приспосабливается к изменившимся условиям хозяйствования. В новых условиях проявилась низкая конкурентоспособность большинства коллективных сельскохозяйственных предприятий. Они были вынуждены сокращать производство продукции, в результате чего численность занятых на них работников уменьшалась. Росла безработица, в том числе скрытая. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве резко упал. Расширялась практика натуральной оплаты труда. К тому же большая часть сельскохозяйственных предприятий имеет задолженности по заработной плате.

Разорение коллективных сельскохозяйственных предприятий вызвало отток работников в личные подсобные хозяйства и рост самостоятельной занятости среди сельского населения. С учетом личного подсобного населения число занятых в сельском хозяйстве в начале экономической реформы незначительно увеличилось (табл. 1). Однако товарность ЛПХ невысока, в основном их деятельность направлена на обеспечение минимального уровня дохода и потребления семьи. Уровень механизации труда в ЛПХ низкий, преобладает ручной труд, отсутствует налаженная система сбыта продукции, ограничены возможности получения мелких и средних краткосрочных кредитов.

Таблица 1. Численность занятых в отраслях экономики России, млн. человек.

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

Промышленность

Строительство

Транспорт и связь

Торговля и общепит

Другие отрасли

В условиях отсутствия роста экономики другие ее отрасли не предъявляли какого-либо серьезного спроса на сельский труд. Переток рабочей силы в расширяющиеся отрасли происходил из промышленности и строительства.

С 1996 года появились признаки прекращения экономического спада и начала роста. И численность занятых в сельском хозяйстве стало сокращаться. Однако кризис 1998 года прервал этот тренд. Одновременно произошло увеличение занятости в сельском хозяйстве. Экономический рост 1999-2001 гг. сопровождается снижением занятости в сельской хозяйстве.

Одновременно проявилась тенденция сокращения доли занятых в сельском хозяйстве (табл.2)

Таблица 2 Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям (в процентах к итогу)

Рис. 1

К середине 2001 г. уровень занятости сельского населения в возрасте 15 - 72 года с оставил 54 %. При этом уровень занятости городского населения был выше на 6 %. По сравнению с октябрем 1992 г., уровень занятости сельских жителей сократился на 10%.

Около половины занятого сельского населения имеет общее (полное или неполное) образование, то есть закончили школу (см. рис. 2). Профессиональную подготовку получили 27% работников и еще 9 % имеют начальное профессиональное образование. Высшее образование есть у 11 % работников.

Взаимосвязь уровня образования и безработицы такова, что чем выше уровень образования, тем ниже вероятность потерять работу и тем выше вероятность найти новую работу за более короткий период времени. То же самое касается и квалификационного уровня работника: высокий уровень квалификации работника обеспечивает его уверенное положение на рынке труда. С учетом уровня образования у сельского населения угроза безработицы существенно выше.


Рис. 2.

В 2000 г. впервые за период реформ отмечалось снижение численности безработных. По официальным данным, в целом по стране численность безработных составила около 7 млн. человек или 10% экономически активного населения. Это на 2 млн. человек (на 23%) меньше, чем в 1999 г. Более половины общего снижения численности безработных за этот год приходится на женщин.

Представления о том, что среди безработных больше женщин, чем мужчин, складываются исходя из того, что в зарегистрированной безработице доля женщин составляет порядка 60-70%. Но структура зарегистрированной безработицы не дает верного представления о тенденциях общей безработицы. Данная ситуация отражает лишь большую активность женщин при обращении в органы государственной службы занятости, их большую заинтересованность в получении пособий и прочих форм поддержки безработных.

Одной из особенностей безработицы в России является тот факт, что уровень безработицы среди мужчин и женщин различается незначительно. Считается, что женщины на рынке труда подвержены дискриминации со стороны работодателей, и в большинстве стран мира уровень женской безработицы превышает уровень безработицы среди мужчин. Более того, общая безработица среди мужчин выше, чем среди женщин, в том числе в сельском населении. Так же уровень экономической активности в большей степени снизился у мужчин, чем у женщин.

Возможно, это связано с традиционно высокой степенью вовлечения женщин в трудовую деятельность, свойственной плановой экономике дореформенного периода, и более высоким уровнем образования женщин, что ориентировало их на продолжение работы после рождения детей или потери рабочего места.

Безработные в России имеют более молодой возрастной состав по сравнению с занятым населением. Модальное (наиболее часто встречающееся) значение возраста среди безработных составляет 22 года. Самая большая группа в составе безработных - это лица в возрасте 20-24 года, на их долю приходится более 17% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится около 38% безработных. Высокий уровень безработицы среди молодежи характерен не только для России, но и для большинства стран мира.

Несмотря на тяжелое положение дел в сельском хозяйстве, уровень безработицы в этой отрасли экономики ниже, нежели в таких более динамично развивающихся отраслях, как промышленность, строительство и торговля. Для экономик многих стран характерна прямая зависимость между уровнем безработицы и текучестью кадров: чем интенсивнее оборот рабочей силы, тем выше уровень безработицы в данной отрасли экономики. Такие отличия связаны с особенностями регистрации, указанными ниже.

В 2007 г. в сельской местности численность безработных составляла 1,7 млн. человек, что на 350 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году (рис.3).


Рис.3.

Численность зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, на конец 2000 г. составила 325,3 тыс. человек или 31,4% от общей численности зарегистрированных безработных в России. С 1996 г. наблюдается тенденция снижения численности зарегистрированных безработных в сельской местности. Доля зарегистрированных безработных в общей численности сельских безработных составляет 18%. К ноябрю 2000 г. уровень зарегистрированной безработицы на селе выше, чем в городских поселениях и по стране в целом. Видимо, это связано с тем, что в городской местности отмечается заметный рост занятости, имеется больше возможностей для самостоятельного поиска работы, выше требования к уровню оплаты труда и характеристикам предлагаемой работы.

Статус безработного дает право на получение пособия по безработице, право на помощь в поиске подходящей работы, право на зачет периода безработицы в общий трудовой стаж. Для безработного открываются возможности бесплатного переобучения, профориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Сельские жители, оставшиеся без работы и желающие получить официальный статус безработного, сталкиваются со значительными трудностями.

Так, в некоторых районных службах занятости вводятся ограничения при постановке безработного на учет, не всегда выполняются положения Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации". Из-за нехватки средств на выплату пособий, оказание других видов помощи и создание новых рабочих мест, в обход закона безработному отказывают в постановке на учет при наличии у него земельной доли, приусадебного участка, доходов от сдачи земли или имущества в аренду.

Кроме того, для большинства сельских жителей существует проблема удаленности органов службы занятости, недостаточной информированности о ее деятельности и незнание гражданами своих прав.

Безработные, имеющие официальный статус, сталкиваются с такими трудностями, как бесперспективность получения нового места работы, низкий уровень пособий и задержки с их выплатой, отдаленность районных служб занятости, где необходимо регулярно перерегистрироваться.

Но по некоторым оценкам, Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. "Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам" в кн. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. М.2003 несмотря на все сложности, вероятность обладания официальным статусом безработного для сельского населения оставалась на протяжении 90-х гг. выше, чем в среднем для всей совокупности безработных. Видимо, натуральный характер сельской экономики заставлял безработных прикладывать и максимум усилий для получения официального статуса, дающего право на денежное пособие и прочие социальные права.


Рис.4.

Отсутствие существенных различий в уровне городской и сельской безработицы, можно объяснить, обозначив факторы, сдерживающие рост сельской безработицы.

Во-первых, сельскохозяйственные предприятия были склонны сохранять избыточную рабочую силу и не прибегали к массовым увольнениям работников. Низкая цена труда в сельском хозяйстве, минимальная заработная плата, которая к тому же не выплачивалась, стабилизировали ситуацию со спросом на труд. Резко сократившаяся относительная стоимость и цена рабочей силы на селе стимулировали эту тенденцию.

Во-вторых, в связи с относительной стоимостью рабочей силы проявилась тенденция перехода к трудоемким технологиям в сельскохозяйственном производстве, что частично оправдывало содержание избыточной рабочей силы на балансе предприятий.

В-третьих, сами работники не увольнялись, поскольку в большинстве сельских поселений нет альтернативных возможностей приложения труда, с лучшими условиями и более высокой заработной платой.

В-четвертых, потеря формальной занятости для подавляющего большинства сельских жителей означает переход к самозанятости в личном подсобном хозяйстве.

В-пятых, миграция в город с целью обрести работу и более высокий уровень дохода там - один из возможных факторов выравнивания уровней городской и сельской безработицы. Однако с учетом различий в образовании и другими причинами это не оказало большого влияния.

Наконец, для жителей села в большей степени, чем для горожан был характерен отток в категорию экономически неактивного населения, т.е. в группу лиц, не являющихся ни занятыми, ни безработными. Сельское население трудоспособного возраста выбывало в экономическую неактивность с рынка труда в 2 раза интенсивнее, чем городское население.

Дифференциация безработицы по социально-демографическим группам населения носит устойчивый характер. Риск остаться без работы особенно велик у таких дискриминируемых на рынке труда групп населения, как молодежь, лица предпенсионного и пенсионного возраста, женщины, работники с недостаточно высоким уровнем образования и низкой квалификацией, лица с ограниченными возможностями и плохим состоянием здоровья, национальные меньшинства.

Сельское население в целом оказывается в менее благоприятном положении перед лицом конкуренции на рынке труда. Во-первых, сельское население по сравнению с городским менее мобильно, имеет худшие стартовые условия и узкий спектр возможностей для улучшения качества жизни и условий занятости. Во-вторых, перечисленные "группы риска" в сельском населении представлены с избытком: доля молодежи и женщин в сельском населении выше, чем в городском; сельское население имеет более "старую" возрастную структуру и более низкий уровень образования. Концентрация факторов, негативно влияющих на ситуацию с занятостью населения, и более высокий уровень безработицы в сельской местности по сравнению с городами ведет к усилению неравенства по доходам среди населения и сосредоточению бедности в определенных социально-демографических группах.

Такая ситуация указывает на то, что безработица носит структурный характер и связана с несоответствием качественных характеристик рабочей силы, квалификации и профессии работника, требованиям производства. То есть перераспределение трудовых ресурсов из стагнирующих секторов экономики в развивающиеся идет недостаточно быстро потому, что качество рабочей силы недостаточно высокое или мобильность работников ограничена финансовыми, информационными или социальными барьерами. Таким образом, одни сектора экономики сталкиваются с проблемой избыточной рабочей силы и растущей безработицы, а другие испытывают недостаток в работниках и вынуждены повышать им заработную плату.


Рис. 5

Основная доля безработных в сельских поселениях - это люди в возрасте от 20 до 40 лет, т.е. самая работоспособная часть населения. Как видно из рис. 5, среди сельских безработных особенно велика доля тех, кому 20-25 лет. Это свидетельствует о том, что сельская молодежь не находит своего места на рынке труда.

С одной стороны, молодые работниками не обладают достаточными профессиональными навыками и опытом работы, поэтому работодатели предпочитают более квалифицированные кадры. С другой стороны, моноотраслевая структура сельской экономики, уровень оплаты труда и качество рабочих мест в сельской местности не удовлетворяют запросам молодых людей. Более 10 % молодых безработных имеют среднее профессиональное и высшее образование. Они оказываются невостребованными на рынке труда, и это свидетельствует о том, что получаемые ими знания и навыки неадекватны потребностям экономики. Либо информационные и финансовые барьеры поиска работы настолько велики, что выпускники учебных заведений не способны их преодолеть.

Сельская безработица приобретает застойный характер, о чем свидетельствуют данные, касающиеся продолжительности поиска работы (рис. 6).


Рис. 6.

Около половины сельских безработных находят работ только спустя год и более. Для 13 % безработных подходящая работа появляется через 9-12 месяцев, для 10 % - в первый же месяц после обращения в службу занятости.

Другая особенность состоит в том, что сельская безработица в большей мере, чем в городских поселениях, носит скрытый характер. Темпы падения производства заметно отстают от темпов сокращения численности работников сельскохозяйственных предприятий, происходит снижение фонда отработанного рабочего времени в среднем на работника. Для аграрного сектора характерно сохранение на предприятиях избыточной рабочей силы. Именно этим объясняется тенденция роста, а не сокращения среднегодовой численности занятых в сельском хозяйстве в 1992-1995 гг. Несмотря на переход от капиталоемкой к трудоемкой технологии, рабочая сила в сельском хозяйстве недоиспользуется, производительность труда в сельском хозяйстве крайне низка.

Негативным следствием скрытой безработицы в аграрном производстве является рост затрат труда на производство единицы продукции, который приводит к ее удорожанию и снижению конкурентоспособности отечественного сырья и продовольствия. Необходимость материального обеспечения избыточной рабочей силы в сельскохозяйственном производстве приводит к снижению уровня оплаты труда и подрыву мотивации к труду.

Но так или иначе скрытая безработица в АПК позволила сохранить трудовой потенциал отрасли и хотя бы на минимальном уровне поддержать доходы и потребление сельских домохозяйств, избежать социального взрыва, пережить период адаптации к новым условиям хозяйствования.

ЗАНЯТОСТЬ НА СЕЛЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА СЕЛЬСКИМИ БЕЗРАБОТНЫМИ

Бондаренко Людмила Васильевна, руководитель Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ), доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии

Уровень занятости населения - это важнейший индикатор состояния экономики, материальная основа благосостояния семей, психологического и нравственного климата в социуме, мощный фактор социальных угроз и социально-политической нестабильности. Сравнительный анализ ситуации на сельском и городском рынках труда России за последние 11 лет показывает, что село значительно проигрывает городу (рис. 1 и 2 - см. выше, слева от заголовка статьи ).

На протяжении всего анализируемого периода, кроме 2000 г., уровень занятости экономически активного населения в городе был значительно выше, чем на селе, особенно в 2006-2007 гг., а уровень безработицы соответственно ниже. Уровень безработицы в сельской местности превышал, за исключением 2002 и 2008 гг., предельно допустимый по международным меркам 10-процентный рубеж. В 2010 г. в 40 субъектах Российской Федерации уровень общей безработицы на селе находился в коридоре 10,1-20%. Анклавом застойной безработицы являются сельские территории Северо-Кавказского федеральный округ.

Характеризуя состояние сельского рынка труда, необходимо отметить, что данные официальной статистики не отражают действительного положения вещей: численность занятых завышается, а численность безработных занижается.

Завышение численности занятых обусловлено двумя факторами, вызывающими погрешности результатов проводимых Росстатом выборочных обследований по проблемам занятости.

Первый фактор - это включение в состав занятых тех, кто выполняет какую-либо работу хотя бы один час в неделю. С этим нельзя согласиться, поскольку занятость должна обеспечивать доход в размере не ниже прожиточного минимума (ПМ). А работа в течение одного часа в неделю, и особенно в сельской местности, не может быть достаточной для выживания.

Второй фактор действует в основном в сельской местности. Он заключается в отнесении к занятым экономической деятельностью тех, кто производит продукцию в домашнем хозяйстве и полностью или частично ее реализует. В этом методологическом положении Росстата отсутствует количественный критерий товарности ЛПХ, что позволяет считать занятыми даже тех, кто продает один и менее одного процента производимой продукции. В 2010 г. производили и реализовали свою продукцию полностью или частично 1200 тыс. сельчан.

С 2011 г. статорганы ввели количественный критерий для вычленения из общей массы занятых производством продукции в домашних хозяйствах тех, кого следует считать занятыми экономической деятельностью. Теперь к данной категории причисляются лица, продающие и передающие родственникам и знакомым, проживающим отдельно, 2/3 производимой продукции. Но этот критерий также нельзя признать обоснованным, поскольку остается неопределенным размер ЛПХ, объем производимой в нем и реализуемой продукции и получаемый за счет этого доход.

На наш взгляд, по большому счету занятыми можно считать только тех, чей доход от экономической деятельности не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека. Правда, при таком жестком методологическом подходе нельзя будет причислить к категории занятых 330 тыс. (27%) работающих в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, поскольку их заработная плата ниже прожиточного минимума. Эти работники по-существу занимают не экономические, а физические рабочие места, и не должны относится к занятым экономической деятельностью.

Вместе с тем, учитывая современную российскую квазирыночную ситуацию с соотношением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ), будет справедливым доходный критерий занятости смягчить, снизив его до уровня МРОТ, который с 1 июня 2011 г. был повышен до 4611 руб. в месяц и составлял 65,6% от величины ПМ трудоспособного во втором квартале 2011 г.

Данная ситуация, безусловно, носит временный характер, обусловленный экономическими трудностями. В соответствии с требованием Трудового кодекса РФ безотлагательно должно быть обеспечено количественное равенство этих важнейших индикаторов социальной ориентированности государства. Если же за доходный критерий занятости принять законодательно установленный МРОТ, то за черту, где начинается безработица, надо будет вынести 5,8% работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (по всей экономике 1,8%), у которых заработная плата по состоянию на апрель 2011 г. была ниже минимальной.

Остановимся на учете безработных. В настоящее время значительной части по существу безработных присваивается статус экономически неактивного населения. В частности, в 2010 г. из почти 6 млн экономически неактивного сельского населения в трудоспособном возрасте более 1,5 млн чел. (26%) выражали желание работать. Но при обследовании Росстатом по проблемам занятости в соответствии методологией Международной организации труда (МОТ) они не были отнесены к безработным, поскольку либо не искали работы, либо искали, но не были готовы к ней приступить. Более 7% (это 100 тыс. чел.) из тех, кто хотел работать, но поисками работы не занимался - это люди отчаявшиеся найти какую-либо работу. Но даже этих сельчан наша статистика не относит к безработным.

В 2010 г. в среднегодовом исчислении в сельских поселениях, по официальным данным, насчитывалось 2042 тыс. безработных. По нашей оценке, их было в 2-2,5 раза больше. Из них 3/5 не стояли на учете в службах занятости и, следовательно, находились вне регулируемого государством рынка труда и не получали никакого содействия в материальном обеспечении и трудоустройстве.

Каковы перспективы занятости на селе? Численность персонала сельхозорганизаций идет по наклонной плоскости. Только за последние 10 лет он сократился почти на 3 млн чел., или 64% (рис. 3 - см. выше, слева от заголовка статьи ). Это обусловлено в первую очередь сокращением объемов производства, неудовлетворительным финансовым положением, банкротством многих хозяйств. В 2010 г. насчитывалось 29% убыточных сельскохозяйственных организаций против 27,9% в 2009 г. Вместе с тем, хотя в меньшей мере, действует и фактор интенсификации сельскохозяйственного производства, обусловленный его технической и технологической модернизацией. Значимость последнего по мере реализации новой Государственной программы развития сельского хозяйства, рассчитанной на 2013-2020 гг., возрастет, масштабы высвобождения рабочих рук из отрасли расширятся, что потребует принятия специальных мер по стимулированию развитию в сельской местности альтернативных видов деятельности.

Современная ситуация с кадровым обеспечением сельского хозяйства весьма противоречива. В условиях обширной безработицы на селе многие хозяйства нуждаются в пополнении кадрового потенциала. По данным опроса руководителей сельскохозяйственных организаций, проведенного Центром социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ в 2011 г., 36% хозяйств испытывают дефицит рабочей силы. Но почти половина вакансий - это вакансии с заработной платой ниже прожиточного минимума. Эти рабочие места остаются вакантными из года в год. Кадровый дефицит, безусловно, связан и с региональной несбалансированностью рынка труда, несоответствием профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения рабочей силы, других ее качественных характеристик.

У 10% хозяйств, напротив, имеется избыток работников. Но их не увольняют, поскольку в округе другой работы нет и высвобождаемым остается только влиться в ряды безработных. В свою очередь избыток кадров сдерживает повышение заработной платы действительно востребованному контингенту работников. Таким образом, порочный круг замыкается.

Напряженная ситуация на сельском рынке труда обусловливает массовые опасения потери работы, что дестабилизирует социальную ситуацию на селе (табл. 1). В 2009 г., в разгар кризиса, эти опасения достигли апогея за период с 2005 г. Доля опасающихся потерять работу составила 2/3 от числа сельчан, работающих на предприятиях и в организациях. После чего она стала снижаться, но остается высокой - 45%.

Учитывая реальную и прогнозируемую ситуацию на аграрном рынке труда, обусловленную ожидаемой модернизацией отрасли, становится очевидной огромная значимость развития на селе самозанятости и малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере.

Таблица 1

Опасения потери работы в ближайшие 2-3 года среди жителей села,

работающих на предприятиях и в организациях

(% от числа опрошенных)

Опасаетесь ли Вы потерять работу?

да

нет

затруднились с ответом

2005 г.

61,8

22,5

15,7

2006 г.

57,2

24,1

18,7

2007 г.

51,4

33,9

14,7

2008 г.

55,4

28,0

16,6

2009 г.

66,1

20,5

13,4

2010 г.

57,6

25,3

17,1

2011 г.

44,6

37,3

18,1

С 2009 г. государство в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда оказывает материальную поддержку каждому безработному, намеревающемуся организовать собственное дело, в размере 58,8 тыс. руб. А начиная с 2010 г. - столько же на каждое дополнительно создаваемое рабочее место. Это обусловило значительное увеличение обращаемости сельских безработных в службы занятости за содействием в организации собственного дела. В 2010 г. в сельской местности открыли собственное дело 105,5 тыс. чел. Из них каждый третий создал дополнительное рабочее место. А всего в рамках мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в сельской местности в 2010 г. создано 141,5 тыс. рабочих мест. Это почти вдвое больше, чем в 2009 г., но по отношению к численности учтенных по методологии МОТ сельских безработных это только 7%.

В этой связи возникает вопрос, а каков вообще сегодня трудоресурсный потенциал развития самозанятости и малого бизнеса на селе? Наш опрос жителей села показал, что готовых организовать собственное дело в случае потери работы меньше, чем неготовых: соответственно 37 и 44%. При этом 20% контингента, в принципе выражающего готовность к самозанятости и малому бизнесу, станут заниматься организацией своего дела только при материальной поддержке государства в виде субсидии либо льготного кредита (табл. 2).

Таблица 2

Готовность жителей села к созданию своего дела в 2011 г.

Ответы на вопрос: «Готовы ли Вы открыть какое-либо свое дело в случае потери работы?

Да, готов(а)

17,1

Да, но только при получении субсидии от государства либо льготного кредита

19,9

Не готов(а)

44,0

Затрудняюсь с ответом

19,0

Среди причин, по которым жители села в случае потери работы не намереваются организовать самозанятость либо малое предпринимательство, в общей сложности преобладают причины социально-психологического и демографического характера, например, такие, как нехватка знаний, возраст и состояние здоровья, нежелание обременять себя и нести ответственность, боязнь прогореть (табл. 3). Но основной является стартовая экономическая причина: 34% опрошенных не имеют первоначального капитала, а размер государственной субсидии считают недостаточным. Воспользоваться кредитом также не решаются, поскольку его надо отдавать, да и оформление заемных средств затруднительно.

Таблица 3

Причины, по которым жители села не готовы создать свое дело в 2011 г.

Ответы на вопрос: «По каким причинам Вы не готовы создать какое-либо свое дело в случае потери работы?»

% от числа респондентов, не готовых создать свое дело

Собственных средств для этого нет, а государственная субсидия недостаточна. Кредит, хотя и льготный, надо отдавать, да и оформить его трудно

34,0

Боюсь прогореть

29,4

Нет здоровья и годы уже не те

27,9

Не хватает знаний

20,0

Не хочу обременять себя такой ответственной работой

15,2

Другое

На финансовые трудности как основную причину, мешающую развитию малого бизнеса на селе, указало и 88% опрошенных нами руководителей сельскохозяйственных организаций (табл. 4).

Таблица 4

Причины, мешающие, по мнению руководителей сельскохозяйственных организаций,развитию малого бизнеса на селе в 2011 г.

Причины

Количество респондентов, указавших на данную причину, %

Финансовые трудности

87,7

Нехватка знаний

55,4

Ориентация на переезд на постоянное местожительство в город

46,2

Отсутствие рыночного менталитета (привычка работать в коллективе, нести ограниченную ответственность, не рисковать и т.д.)

45,6

Демографические причины (возраст, состояние здоровья)

41,0

Другое

В этой связи особый интерес представляют мнения сельчан о размере субсидии, необходимой для организации своего дела. По мнению 49% респондентов это 100-500 тыс. руб. Две пятых опрошенных оценивают необходимую субсидиарную помощь государства в 500 тыс. руб. и выше. И только 5-6% считают достаточным существующий уровень поддержки - до 60 тыс. руб. (табл. 5).

Таблица 5

Минимальный размер субсидии, необходимый, по мнению жителей села, работающих на предприятиях и в организациях, для организации самозанятости либо малого бизнеса в случае потери работы, 2011 г.

Минимальный размер

субсидии, руб.

% от числа респондентов,

работающих на предприятиях и

в организациях

До 60 тыс.

От 60 тыс. до 100 тыс.

От 100 тыс. до 500 тыс.

49,2

От 500 тыс. и выше

40,5

В том, что касается сферы самозанятости и предпринимательства, основные предпочтения, как и сейчас, отдаются сельскому хозяйству (табл. 6). Сельскохозяйственным предпринимательством занялись бы 45% опрошенных при условии получения субсидии в необходимом, по их представлениям, размере. На втором месте - торговая деятельность (29%), на третьем - бытовое обслуживание населения (14%).

На организацию сельского туризма, промысловой и ремесленнической деятельности, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод нацелены всего 4-6% респондентов. Из этого следует, что для развития данных видов деятельности на селе надо создавать дополнительные преференции.

Проблема занятости на селе, несмотря на определенные подвижки в ее решении, остается острой, особенно учитывая недостоверность информации об уровнях занятости и безработицы. В среднем за первое полугодие 2011 г., по данным официальной статистики, уровень общей безработицы на селе составил 10,3% против 5,9% в городе. Между тем, федеральное содействие регионам по снижению напряженности на рынке труда идет на убыль.

Таблица 6

Виды деятельности, которыми стали бы заниматься жители села в случае потери работы и получении субсидии на организацию своего дела

в необходимом для них размере, 2011 г.

Виды деятельности

% от числа респондентов, работающих на предприятиях и в организациях

Сельскохозяйственное предпринимательство

45,4

Сельский туризм

Сельская торговля

29,3

Бытовое обслуживание

13,7

Народные промыслы, ремесла

Заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод и.т.д.

Другое

17,9

В 2009 и в 2010 гг. сумма субсидий, фактически израсходованных из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, равнялась 35,6 млрд руб. (табл. 7). Объем недофинансирования против ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, за два года составил 11,8 млрд руб. В 2011 г. на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда предусмотрено выделить только 27,8 млрд руб. В 2012 г. на решение проблем занятости по линии Минздравсоцразвития выделяется всего 1,5 млрд руб. При этом федеральная поддержка организации самозанятости и малого бизнеса безработными гражданами не предусмотрена совсем.

Таблица 7

Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда (млрд руб.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Предусмотрено в ФБ

43,5

39,5

27,8

Фактически израсходовано

35,6

35,6

18,3*)

Объем недофинансирования

18,2

34,2

*) За январь-август.

Сейчас завершается подготовка проекта новой Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., составной частью которой станет федеральная целевая программа по устойчивому развитию сельских территорий. В Госпрограмме предусмотрены механизмы поддержки малого бизнеса в АПК, а в ФЦП устойчивого развития сельских территорий - формирование несельскохозяйственных видов деятельности. Но эти средства крайне ограничены. Поэтому, учитывая сложную ситуацию на сельском рынке труда, мы считаем необходимым пролонгировать, по крайней мере для сельских территорий, мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных. При этом необходимо пересмотреть вопрос о размере субсидии на организацию собственного дела, которая остается фиксированной в течение трех лет.

Базой для расчета этой субсидии является 12-кратная величина максимального пособия по безработице, составляющего 4900 руб. Это ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, который еще в 2009 г. равнялся 5572 руб., а во II кв. 2011 г. превысил 7 тыс. руб. При этом пособие, а следовательно, и субсидия остаются фиксированными, не говоря уже о реальных запросах сельчан. По существу выделяемые средства на организацию своего дела и субсидиями-то неправомерно называть. Это сжатые по времени пособия по безработице, которые все равно бы государство выплачивало в течение года.

Обеспечение продуктивной занятости - это главный рычаг преодоления массовой бедности, которая локализуется в сельской местности и во многом в семьях, где есть безработные. При удельном весе сельского населения 26% в сельской местности проживает 40% всех российских бедных.

В 2010 г. Минздравсоцразвития РФ приступило к проведению эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим на основе социального контракта. Помощь оказывается на период от трех до шести месяцев в размере дефицита дохода до прожиточного минимума и может быть использована в основном на организацию и развитие производственной деятельности семьи. Но как на эти средства и за такой короткий срок можно создать либо расширить какое-либо производство, если семья недоедает, не удовлетворяются самые насущные потребности домохозяйства?

Вызывает недоумение и такая позиция подготовленных Минздравсоцразвития РФ рекомендаций по проведению данного эксперимента: если безработный - член малоимущей семьи - получил субсидию на организацию своего дела, то такая семья не может рассчитывать на помощь по социальному контракту. То есть или субсидия, или пособие по бедности. Другой альтернативы нет. Думается, такой подход не может принести положительный результат ни в борьбе с безработицей, ни в борьбе с бедностью. Для преодоления этих социальных пороков, ускорения экономического роста и социальной стабилизации в сельских территориях необходим межведомственный подход, другие ресурсы и более эффективные организационно-экономические механизмы их распределения.

Литература

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 г. № 2136-р.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.).

3. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга, 2010 г.: науч. изд. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. - 264 с.

4. Занятость сельского населения России / Проблемы развития аграрного рынка: материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: КазНИИ экономики АПК и развития сельских территорий, 2010.

5. Занятость на селе и диверсификация сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 1.

Аннотация. В статье освещаются вопросы развития самозанятости и малого предпринимательства среди сельских безработных, трудоресурсный потенциал и необходимые для организации собственного дела условия, выявленные по результатам обследований сельских домашних хозяйств и опроса руководителей сельскохозяйственных организаций, проведенных Центром социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ в 2011 г.

Ключевые слова: занятость и безработица в сельской и городской местности; программы по снижению напряженности на рынке труда; самозанятость и малый бизнес в сельской местности.

Abstract. Questions considered in the article were self-employment development and small-scale entrepreneurship for rural jobless population, manpower resources and other conditions are necessary to set up own business. The points were explored during survey of rural households and questioning of agricultural enterprises heads. Centre of Social Policy and Rural Development Monitoring (VNIIESH) carried out the investigation on year 2011.

Key words: rural and urban employment and unemployment; ease off a strain on the labour- market program; rural self-employment and small-scale business.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об