Проводки бухучета по ос в бюджетных организациях. Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений

Основные средства бюджетного учреждения – это объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев. В структуре баланса они занимают первое место среди других видов имущества.

Любые ошибки в учёте основных средств или несоответствие действующим нормам законодательства могут отразиться на годовых показателях финансово-хозяйственной деятельности учреждения. О том, какие нормы применять в 2016 году и что нового ждёт учреждения в 2017, в этой статье.

Новое в амортизации c 2017 года

С 1 января 2017 года начинает действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов – ОК 013-2014 (СНС 2008). Одновременно с новым ОКОФ вступит в силу новая редакция Классификации основных средств. Изменения в неё внесены постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 года № 640.

Определение амортизационной группы и сроков использования в 2017 году

Во-первых, определите амортизационную группу по новому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008). Для этого в ОКОФ определите какому коду соответствует имущество. Чтобы быстро найти код, воспользуйтесь таблицей соответствия кодов, утверждённой приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 года № 458.

Во-вторых, определите срок полезного использования. В обновленной Классификации найдите нужную амортизационную группу по коду, который совпадает с кодом вашего объекта из ОКОФ. По амортизационной группе, в которую входит основное средство, определите срок полезного использования. Берите наибольший (максимальный) срок и закрепите приказом руководителя.

Документальное оформление

Порядок учёта и документального оформления основных средств учреждений госсектора изменился. Поправки внесены:

  • приказом Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н «Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее – приказ № 52н);
  • постановлением Правительства РФ от 06 июля 2015 года № 674 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
  • приказом Минфина России от 6 августа 2015 года № 124н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»;
  • приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года № 227н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Все перемещения оформите документально

Согласно Инструкции № 157н, основанием для отражения в учёте операций с активами и обязательствами являются первичные учётные документы. Бюджетные учреждения применяют для этого унифицированные формы. Их перечень утвержден приказом № 52н.

Субъекты учёта вправе применять формы, которые не унифицированы. Однако они должны иметь обязательные реквизиты (п. 7 Инструкции №157н).

Следует исправить рабочие счёта

С 2016 года рабочий счёт учреждений госсектора изменился. Эти перемены определены обновлённой Инструкцией № 157н. Её привели в соответствие с положениями Бюджетного кодекса РФ (поправки внесены Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ). Фактически в рабочем счёте откорректировали только первые 17 знаков. Теперь учреждения в них включают с четвертого по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов. Синтетический счёт с 2016 года состоит только из трёх знаков – с 19 по 21, остальные два знака (22 и 23 знаки) представляют собой аналитический код счёта. Хотя к внешним изменениям рабочего счёта последнее новшество не приводит.

Налоговый учёт основных средств в учреждении

Более значительные перемены определены в правилах расчёта амортизации основных средств для целей налогового учёта. Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ внёс изменения в главу 25 Налогового кодекса РФ и установил новый лимит для амортизируемого имущества. Теперь учреждения списывать на финансовый результат смогут основные средства стоимостью 100 тыс. рублей и менее, но только при вводе их в эксплуатацию.

В 2015 году этот лимит составлял 40 тыс. рублей, как и по нормам Инструкции № 157н. Это значит, что правила учёта имущества для целей бухгалтерского и налогового учёта снова стали различаться. Таким образом, к амортизируемому имуществу с 2016 года относятся объекты:

  • которые находятся в учреждении на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса РФ);
  • их используют для получения дохода;
  • их стоимость погашается путём начисления амортизации;
  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • с первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

По материалам сайта www.budgetnik.ru

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017 года должно происходить по определенным правилам. Что это за правила и какими законодательными актами они регламентированы, расскажем далее .

Особенности имущества бюджетных организаций

Бюджетное - это особенное предприятие, с отличительной чертой: его имущество принадлежит исключительно государству, а предприятие пользуется им на праве оперуправления (п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996). Можно выделить 2 особенности в правилах пользования имуществом учреждения:

  1. В распоряжении учреждения имеется имущество. Прежде чем проводить операции с ним, следует добиться разрешения собственника. Это касается всего недвижимого фонда бюджетного учреждения, а также особенно ценного движимого имущества, отданного собственником или полученного за его счет и прикрепленного собственником за этим учреждением.
  2. В распоряжении бюджетной организации присутствует имущество, которым ей дозволено распоряжаться свободно (это особенно ценное имущество, поступившее за средства, которые учреждение само заработало, осуществляя коммерческую деятельность), а также иное движимое имущество. Но и здесь есть особенность: передача имущества в качестве вклада в уставный капитал прочих бюджетных организаций без согласия собственника запрещена, так же как не разрешено без его согласия осуществлять крупные сделки.

По п. 11 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ под особо ценным понимается имущество, без которого функционирование предприятия было бы значительно затруднено. Перечень такого движимого имущества вводится органом-учредителем.

Принципы списания основных средств в бюджетных организациях

Бюджетные предприятия могут столкнуться с необходимостью списания ОС в 2 случаях:

  • ОС уничтожено/утеряно;
  • ОС морально или физически устарело, и его дальнейшая эксплуатация нецелесообразна.

Как уже говорилось, имущество учреждения не принадлежит ему, и списание имущества должно обязательно сопровождаться законодательно установленной процедурой. На предприятии следует организовать особую комиссию, принимающую резолюции по списанию ОС и действующую на постоянной основе.

Бюджетная организация может быть учреждена городским образованием или субъектом РФ либо же быть федеральной. В зависимости от этой принадлежности перечень бумаг, формируемых ликвидационной комиссией, может разниться. Организация, образованная на базе субъекта Федерации или муниципалитета, должна обращаться к законодательным актам, утвержденным этими субъектами. Для федеральных учреждений документом, на который надо опираться, управляя активами, является постановление Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» № 834 от 14.10.2010. А процедура сдачи документов на согласование регламентирована приказом Минэкономразвития и Минфина РФ № 96/30н от 10.03.2011.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 году

Списание основных средств в бюджетных учреждениях сопровождается оформлением определенных документов. Их формы приняты приказом Минфина РФ № 52н от 30.05.2015 и используются до сих пор. Принимая решение о ликвидации имущества, комиссия по списанию оформляет и заверяет соответствующий акт для каждого вида имущества:

  • ОКУД 0504104 - применяется для выбытия активов нефинансового сектора, исключая транспортные средства;
  • ОКУД 0504105 - оформляется, когда списывается транспорт;
  • ОКУД 0504143 - составляется для списания инвентаря;
  • ОКУД 050414 - используется для списания пришедшей в негодность литературы.

В случае необходимости получения разрешения учредителя на акте в обязательном порядке должна быть соответствующая подпись. После подписи акта руководителем некоммерческой организации начинается процедура ликвидации ОС, по ее окончании списание ОС проходит по бухгалтерским счетам. А оправданием проводок и служит акт.

Проводки, сопровождающие списание ОС в бюджетной организации

Представим основные проводки, используемые при выбытии ОС в бюджетных компаниях:

  1. ОС списано вследствие хищения, недостачи или прочих факторов, не вызванных стихийными происшествиями:
  1. Списание ОС под воздействием стихийных происшествий оформляется проводкой:
  1. Если решено списать ОС по иным основаниям, в частности ввиду физического или морального износа, проводки будут такими:
  1. Если решено списать ОС, но демонтаж пока не выполнен, актив должен числиться за балансом, а попадет он туда при помощи проводки:
  1. Материалы, полученные по итогам ликвидации ОС, приходуются проводкой:
  1. Расходы, вызванные списанием ОС, отражаются так:

Имуществом бюджетные предприятия распоряжаются на праве управления. Списание ОС бюджетной организации строго регламентировано законодательными актами федерального и муниципального уровня. Для списания ОС создается спецкомиссия, подписывается акт, после чего уже производится процесс ликвидации имущества и отражение соответствующих операций в учете.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Данная тема всегда была актуальной, тем более, что недавно внесли коррективы в и обновили формы для списания необоротных активов, да и методология бухучета изменилась с 01 января 2017 года. Поэтому остались не только старые, но и появились новые вопросы относительно отражения списания активов в бухучете. В статье подробно рассмотрим процедуру списания и учетные нюансы.

Списание госимущества: основные правила

* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации ().

Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.

Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.

Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 ).

Процедура и документальное оформление

Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.

В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов ().

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.

Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.

Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).

Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе , которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно ;

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно ;

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке , на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7) сведения об объектах незавершенного строительства .

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).

После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества ().

В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно .

Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.

Бухучет списания госимущества

Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.

Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 "Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств". Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).

Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.

Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:

Кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;

Холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;

20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.

Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).

Таблица

Корреспонденция

субсчетов

Сумма, грн

Списание кардиографа со 100 %-м износом: первоначальная стоимость – 16000

Списание износа компьютера ()

Списание холодильника (по разрешению субъекта управления) – износ начислен неполностью (по разрешению субъекта управления): первоначальная стоимость – 6200 грн, начислен износ – 5321,67 грн, остаточная стоимость – 878,33 грн, перенесены на субсчет 5111 – 1240 грн

Списание износа компьютера: 4960 грн + 361,67 грн = 5321,67 грн

Списание остаточной стоимости компьютера (): 6200 грн – 5321,67 грн = 878,33 грн

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумма была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта ()

(431, прошедшие периоды)

Закрытие счетов расходов на финансовый результат выполнения сметы отчетного периода (в последний день отчетного квартала)

(431, отчетный период)

Списание прочих НМА (20 стульев): первоначальная стоимость – 4200 грн (20 х 210 грн), износ – 2100 грн, остаточная стоимость – 2100 грн

Начислена амортизация на стулья в месяце их списания ()

Списание стоимости стульев ()

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумму была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта ()

(431, прошедшие периоды)

Закрытие счетов расходов по амортизации в последний день отчетного периода ()

(431, отчетный период)

* В данном случае у нас будет искривлена сумма накопленных финансовых результатов на субсчете 5512. Методологически правильно было бы в начале года восстановить в первоначальной стоимости сумму внесенного капитала (Дт 5512 – Кт 5111) и во время списания необоротных активов из внесенного капитала (субсчет 5511) изымать сумму первоначальной стоимости объекта (а не сумму остаточной стоимости по состоянию на 01.01.2017 г.)

В случае, если в результате ликвидации объекта ОС получены запчасти, детали, материалы, ОС или отходы, они оприходуются на субсчетах бухучета соответствующих активов.

Если запчасти, детали, материалы, ОС пригодны для дальнейшего использования учреждением, то они отражаются через субсчет 7211 "Доход от реализации активов" ().

2. Порядок № 1314 – Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный .

5. Типовая корреспонденция – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная .

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017-2018 годов - хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество - это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2017-2018 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Акт на списание основных средств — образец заполнения

Акт списания основных средств — образец заполнения и бланк можно скачать на нашем сайте — отражает процесс снятия ОС с учета в организации. В этой статье вы ознакомитесь с примерами правильного заполнения акта.

Для чего нужен акт о списании объекта основных средств

Акт списания основных средств - первичный документ, детализировано фиксирующий процесс выбытия ОС.

На основе информации, представленной в акте, производятся следующие действия:

  • вносятся записи в инвентарную карточку списываемого ОС;
  • в бухучете формируются проводки:
    • по списанию ОС;
    • отражению связанных с выбытием ОС расходов;
    • оприходованию МПЗ, оставшихся от выбывшего ОС;
    • отражаются внереализационные доходы (расходы) в налоговом учете (п. 13 ст. 250 НК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Существуют унифицированные формы таких актов (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7). Различаются они сферой применения:

  • ОС-4 – для ОС, кроме автотранспорта и группы ОС;
  • ОС-4а – для автотранспорта;
  • ОС-4б – для группы ОС.

Об основных правилах отражения информации о списываемых ОС в формах ОС-4, ОС-4а, ОС-4б читайте в статьях:

Для формирования акта списания основных средств организации вправе применять бланки собственной разработки с указанием всех требуемых сведений (пп. 2–4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ).

О том, как правильно составить на акт о списании основных средств образец заполнения, расскажем в дальнейших примерах.

Образцы акта и заключения комиссии по списанию основных средств

Акт списания основных средств, по сути, представляет собой заключение компетентной комиссии о возможности списания одного или нескольких объектов. На бланке акта при этом сначала указывается информация об объекте и сведения о событиях, предшествующих списанию. Приведем пример.

По результатам осмотра сооружения для хранения инвентаря, принадлежащего подразделению «Склад» ООО «Мир производства» и числящегося на его учете в составе ОС, выявлена его непригодность для дальнейшего применения по причине физического износа и составлен дефектный акт на списание ОС от 20.06.2018 № 3.

Приказом исполнительного директора ООО «Мир производства» О. М. Митина от 21.06.2018 № 26 вынесено решение о демонтаже сооружения.

Сведения из инвентарной карточки деревянного сооружения:

  1. Сотрудник, отвечающий за его сохранность, - комендант А. А. Головлев (учетный номер - 000165).
  2. Инвентарный номер - 0001596СК.
  3. Дата выпуска (постройки) - 20.07.2003.
  4. Дата начала эксплуатирования - 21.07.2003.
  5. Срок полезного использования - 168 мес.
  6. Фактический срок эксплуатации — 131 мес.
  7. Период эксплуатации - с 24.07.2007 до 21.06.2018 (131 мес.).
  8. Первоначальная стоимость - 364 268 руб.
  9. Сумма списанной амортизации - 284 042 руб.
  10. Остаточная стоимость - 80 226 руб. (364 268 – 284 042).

Демонтаж сооружения проводился штатным рабочим, труд которого оплачивался по соглашению от 21.06.2018 № 1 к трудовому договору. Затраты на оплату труда составили 10 640 руб. (в т. ч. страховые выплаты 2 455 руб.). Сооружение разобрано за 1 день (22.06.2018).

После разборки сооружения доски (50 шт.) рыночной стоимостью 120 руб./шт. оставили для хознужд.

Укрепляющие металлические конструкции (5 шт.) стоимостью 1 130 руб./шт. оставили для продажи в качестве металлолома.

По итогам демонтажа сооружения составлен акт на списание ОС от 25.06.2018 № 4 (утвержден директором 29.06.2018).

Заполненный образец акта списания основных средств смотрите ниже:

Пример заполнения акта на списание автотранспорта

После осмотра пострадавшего в аварии легкового автомобиля, закрепленного за подразделением «Офис» ООО «Мир производства», комиссия вынесла решение о финансовой нецелесообразности восстановления (дефектный акт от 24.04.2018 № 2).

Приказом директора от 25.04.2018 № 14 принято решение о разборке автомобиля, продаже металлолома и оприходовании рабочих деталей на склад.

Автомобиль передан на разборку организации-подрядчику. Детали, находящиеся в рабочем состоянии, оприходованы в качестве запчастей. Металлолом передан на склад для продажи.

Акт на списание автомобиля от 27.04.2018 № 3 заполнен на основании:

  • инвентарной карточки по учету автомобиля;
  • дефектного акта от 24.04.2018 № 2;
  • свидетельства о снятии с учета в ГИБДД;
  • акта оказанных услуг подрядчиком от 27.04.2018 № 145;
  • акта на оприходование материалов от разборки автомобиля от 27.04.2018 № 1 (форма № М-35).

Заполненный образец акта представлен ниже:

Пример заполнения акта на списание групп ОС

Инвентаризационной комиссией 30.03.2018 в подразделении «Офис» ООО «Мир производства» обнаружены неиспользуемые в деятельности принтеры (заменены новыми МФУ с высокой производительностью).

Приказом директора от 02.04.2018 № 5 постановлено продать обнаруженные принтеры.

Акт о списании основных средств (группы принтеров) от 05.04.2018 № 2 составлен на основании:

  • инвентарных карточек по принтерам;
  • акта инвентаризации от 30.03.2018;
  • акта купли-продажи принтеров от 05.04.2018 № 12.

Заполненный образец акта выложен ниже:

Акт о списании основных средств заполняется на основе сведений из приказа руководителя и первичных документов по учету ОС. Признак правильно заполненного акта - возможность на основе отображенной в нем информации детально отследить весь процесс по выбытию ОС из учета организации.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет никакого смысла. Следовательно, такие объекты необходимо списать. Однако не все нефинансовые активы бюджетного учреждения можно снять с бухучета по стандартному порядку списания основных средств. При этом на некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. Согласно п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимо

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки, согласно п. 13, ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ

Как списать основные средства с баланса

Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна.

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

При списании основных средств документальное оформление выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение - приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется акт о списании ОС с бухгалтерского учета. Форма акта по ОКУД 0504104 для ОС, кроме транспорта, и 0504105 - для снятия с учета транспорта. В организации могут быть разработаны и утверждены собственные бланки актов.

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, который подтверждает материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Сегодня в отчетности необходимо внимательно относиться к отражению именно основных средств. Так как налоговые органы, иные контролирующие организации внимательно проверяют именно данный раздел отчетности.

При возникновении определенных условия основные средства должны быть списаны соответствующим образом. Данная процедура также имеет свои нюансы, особенности.

При отсутствии соответствующего опыта со всеми нюансами нужно ознакомиться заранее. Так как наличие ошибок приведет к наложению штрафа, иным сложностям. Порядок списания основных средств отражается в действующих законодательных актах.

Важные аспекты

Постановление о списании основных средств в бюджетных учреждениях 2018 должно выполняться в точности. Законодательные акты, на основе которых осуществляются все процедуры с ОС, должны соблюдаться неукоснительно.

Существует специальная форма для списания подобного рода ОС. Нередко путем списания осуществляются различные коррупционные схемы. Так нелегально муниципальная собственность переводится в частную.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно заранее, стоит отнести следующие:

  • что это такое?
  • с какой целью проводится?
  • законодательная база.

Что это такое?

Форма списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году устанавливается стандартная. Она является общей для бюджетных и других учреждений.

Непосредственно под процедурой списания подразумевается снятие ОС с учета. Причины тому должны никоим образом не зависеть от воли руководителя предприятия, быть непреодолимыми.

Списание осуществляется, если имеет место:

В некоторых случаях возможно осуществлять списание основных средств по иным основаниям.

Например, если имеет место:

  • продажа;
  • обмен на равное по стоимости имущество;
  • взнос – в уставной капитал.

При этом важно помнить, что списание и передача основных средств иному предприятию – разные процедуры. Имеются некоторые отличия в отражении соответствующих процедур.

С какой целью проводится

Списание основных средств и отражение данной процедуры позволяет одновременно решить большое количество задач.

К основным можно отнести:

Само же списание позволяет решить следующие задачи:

  • уменьшить расходы на содержание морально устаревшего имущества;
  • оптимизация производства;
  • увеличение доходности предприятия;
  • создание филиалов, дополнительных подразделений.

В некоторых случаях списание основных средств позволяет решить некоторые другие задачи.

Законодательная база

Все основные средства обязательно должны отражаться в соответствии с нормативными документами в бухгалтерской отчетности.

Основополагающим нормативно-правовым документом, в соответствии с которым осуществляется отражение основных средств, является Приказ Министерства финансов РФ №26н от 30.03.01 г. (оно устанавливает основные положения бухгалтерского учета), а также ПБУ 6/01.

В него входят следующие разделы:

Также существует внушительный список разнообразных приложений к основным документам. В них отражается перечень установленных стандартных форм, непосредственно связанных с отражением ОС в бухгалтерской отчетности.

В него входят обозначенные ниже основные подразделы:

В обозначенных выше документах представлены основные, наиболее существенные моменты, связанные с процедурой формирования отчетности по основным средствам.

Именно на основании данной отчетности проводится анализ эффективности их использования. Финансовые показатели организации, представляемые в специальной статистике, берутся именно оттуда.

Стоит заранее рассмотреть все особенности, нюансы. В случае несоответствия информации, представленной в статистических данных действительности возможны серьезные проблемы.

Так как обычно подобная информация используется для стратегического планирования. На основании неверных данных будут приняты неправильные решения. Что в совокупности приведет к убыткам. Величина их зависит от размера погрешности.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях

Перечень правил списания основных средств достаточно обширен. В то же время соблюдение их не составляет труда. Важно лишь помнить о необходимости формирования перечня обязательных документов.

Как формируется акт о списании основного средства, читайте здесь.

Они устанавливаются за законодательном уровне. По возможности стоит со всеми ними заранее ознакомиться. При отсутствии соответствующего опыта оптимальным решением является рассмотрение примеров соответствующих форматов.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, можно отнести:

  • необходимые документы;
  • формирование приказа;
  • пошаговая инструкция;
  • отражение проводками.

Необходимые документы

В перечень документов, которые используются для реализации различных процедур, связанных с ОС, входит следующее:

Помимо установленных на законодательном уровне формат существуют также некоторые другие. Формат их в законодательстве не отражается. Но при этом их содержимое не должно нарушать действующих нормативных документов.

В перечень таковых входит:

Перечень различных документов достаточно обширен. Стоит избегать допущения в них различного рода ошибок. Это может привести к достаточно серьезным проблемам при проверке налоговыми органами.

Формирование приказа

В интернете не составит труда найти образец специального приказа для отражения процедуры списания ОС. Важно лишь использовать в качестве источника достоверные, хорошо себя зарекомендовавшие источники.

Так можно будет избежать различных проблем, нарушений. Сам приказ такого типа обязательно включает в себя следующие данные:

  • наименование приказа;
  • дата составления;
  • дата списания основных средств;
  • основания для списания основных средств;
  • документальное подтверждение необходимости списания ОС (например заключение комиссии);
  • формулировка подтверждения действия исполнительных органов предприятия: «Утверждаю прилагаемый перечень имущества для списания»;
  • подпись руководителя;
  • дата подписания.

Также по возможности стоит проставить на документе печать организации – но это не является обязательной процедурой. Допускаются некоторые отклонения от рассматриваемого типа алгоритма составления приказа.

Пошаговая инструкция

Сам алгоритм списания основных средств осуществляется согласно следующему алгоритму:

Сам акт списании основных средств должен включать в себя следующее:

  • год производства объекта, дата ввода его в эксплуатацию;
  • дата поступления объекта на предприятие;
  • стоимость объекта - первоначальная, переоцененная;
  • сумма, начисленная на износ объекта;
  • предполагаемый срок эксплуатации;
  • срок использования – фактический;
  • обозначаются проводки, имеющие отношение к ОС;
  • проведение ремонта ОС;
  • основания для проведения процедуры списания.

Если основные средства должны быть списаны по причине возникновения чрезвычайной ситуации, то необходимо будет обязательно прикрепить специальный акт. В нем отражается информация происшествии, самом стихийном бедствии.

После подготовки всех необходимых в таком случае документов необходимо будет обязательно отразить соответствующим образом все операции проводками. Они могут существенно отличаться в зависимости от типа основных средств, иных нюансов.

Отражение проводками

Если проведение процедуры списания основных средств выполняется по собственной инициативе (в случае необходимости ликвидации), то в бухгалтерской отчетности подобная процедура должна отражаться следующим образом:

Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях

СПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕПРОИЗВЕДЕННЫХ АКТИВОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения, как и иные экономические субъекты, осуществляя свою деятельность, используют основные средства, нематериальные и непроизведенные активы. Стоимость выбывающих по определенным причинам активов подлежит списанию с бухгалтерского учета.
В предлагаемой читателям статье мы расскажем о том, в каких случаях можно вести речь о выбытии основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, как документально оформить и отразить эти операции в учете бюджетного учреждения.

Для начала отметим, что правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Статьей 32 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческие организации, одной из форм которых являются бюджетные учреждения, обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документом, устанавливающим единые требования к бухгалтерскому учету в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», сфера действия которого распространяется в том числе на некоммерческие организации.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н. Программой предусмотрена разработка и утверждение более чем двух десятков новых стандартов, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять федеральных стандартов. Поскольку не все предусмотренные Законом N 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты утверждены, до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть до 01.01.2013 г., в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— Приказ Минфина России от 16.12.2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н).
Отметим, что названные документы должны применяться в части, не противоречащей утвержденным и введенным с 01.01.2018 г. федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Одним из новых федеральных стандартов, вступивших в действие с 01.01.2018 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018

Статьи по теме

Основные средства списывают, когда они физически износились и морально устарели. Делайте это, если объект нельзя восстановить или дальше использовать его экономически невыгодно. В статье найдете списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018, образец акта о списании, проводки и забалансовый учет.

Из статьи узнаете:

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, списывать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус.

Порядок списания основных средств в 2018 году (по этапам):

Шаг 1. Материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской.

Шаг 2. Руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

Шаг 3. Сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу.

Шаг 4. Комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно.

Шаг 5. Руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами.

Шаг 6. Бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

Таким образом списывают все основные средства учреждения. Например, так оформите списание огнетушителей в бюджетной организации, автотранспорта, автошин, оргтехники, картриджей и другой компьютерной техники.

Причины списания имущества

Основные средства списывают с учета, если:

  • имущество морально устарело или физически износилось;
  • случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;
  • обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;
  • выявили порчу имущества;
  • объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество. Объекты, которые используете, списывать не нужно. Даже 100-процентная амортизация не является основанием, чтобы списать имущество с учета. Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Об этом в пунктах 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

Документы на списание

Чтобы подтвердить списание основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект.

По региональному и местному имуществу техэкспертизаможет быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт списания основных средств в бюджетных учреждениях

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

  • для транспортных средств (ф. 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);
  • других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

Образец. Акт списания основного средства (транспорт)

Как проверить акт списания читайте в статье журнала Казенные учреждения.

В формах списания основных средств есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Списание основных средств проводки Римский полководец потерпевший поражение в битве при мысе акций Римский полководец потерпевший поражение в битве при мысе акций ЗАДАНИЕ № 84 Решите кроссворд "Вспомним историю Древнего Рима". По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы "Энеида". 4. Ученый, […]

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об