Кто выплачивает деньги при дтп по осаго. Как рассчитать компенсацию по осаго? Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Екатерина Мирошкина

экономист

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ .

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные - полгода.

Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас лично. А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке.

Подпишитесь на Т-Ж ВКонтакте, чтобы не пропустить статьи

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение - даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров - от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ , а разницу - автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП , и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО . Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП .

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах - это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО ! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП , выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП , следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП , требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО . Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2016 году производятся в соответствии с законом об ОСАГО с учетом изменений, вступивших в силу в 2014 году при вреде имуществу, автомобилю, и изменений, вступивших в силу с 1 апреля 2015 года при вреде здоровью. .

Изменения коснулись и лимитов возмещений по ОСАГО, и сроков выплаты, и порядка обращения. Обо всех изменениях мы рассказывали в статье « ».

Каковы лимиты выплат по ОСАГО при ДТП в 2016 году? В какой срок ждать возмещение по ОСАГО в 2016 году? Что делать, если денег на ремонт по ОСАГО не хватает?

Лимиты выплат по страховке ОСАГО в 2016 году.

Максимальное возмещение по ОСАГО в 2016 году при ущербе имуществу, автомобилю составляет 400 000 руб. Если ранее 160 000 руб. распределялось между всеми потерпевшими, то сейчас в пределах 400 000 руб. может получить каждый потерпевший при ДТП.

Максимальная возмещение по ОСАГО при вреде здоровью составляет 500 000 руб. на каждого потерпевшего.

Указанные страховые суммы установлены ст. 7 закона об ОСАГО.

Конкретный размер выплаты должен соответствовать стоимости ремонта автомобиля с учетом износа заменяемых частей. Процент износа и стоимость ремонта определяет эксперт. Расчеты производятся по единой методике, утвержденной Банком России.

Если вы выбрали ремонт по ОСАГО, то разницу между стоимостью ремонта без износа и стоимостью ремонта с износом придется доплатить вам самостоятельно. Подробнее о порядке ремонта автомобиля по направлению страховщика можно прочитать в статье " "

В страховую выплату по ОСАГО должна входить утрата товарной стоимости, размер которой также определяется экспертом, расходы на эвакуатор, хранение ТС.

Если стоимость ремонта ТС, иного имущества равна стоимости автомобиля на момент ДТП или превышает стоимость имущества, а также если ремонт не возможен (не подлежит восстановлению), то выплата производится в размере стоимости имущества на момент ДТП за минусом годных остатков.

В какие сроки ждать возмещения по ОСАГО?

У страховщика есть 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных) для выплаты по Закону об ОСАГО, статья 12 пункт 21. Для выдачи направления на ремонт установлен тот же срок, п. 17 статьи 12.

Этот срок начинает течь с момента подачи заявления о выплате со всеми обязательными документами.

Если хотя бы один документ не приложен к заявлению, то срок не начинает течь. При этом страховщик обязан сообщить, каких документов не хватает сразу при приеме заявления. Если заявление направлено почтой, то в течение 3-х дней должен ответить письменно.

С 21 дня начинается просрочка, и страховщик обязан выплатить неустойку по ОСАГО за каждый день просрочки в размере 1 % от размера конкретно вашей выплаты (стоимость ремонта с учетом износа+ иные расходы + утрата товарной стоимости).

В течение 20 дней вам должны произвести выплату по ОСАГО или направить отказ в выплате.

В случае просрочки направления отказа страховщик выплачивает финансовую санкцию в размере 0,05% от страховой суммы.

При ущербе имуществу финансовая санкция составляет 400000*0,05% = 200 руб. в день

При вреде здоровью 500000*0,05% = 250 руб. в день.

Подробнее о неустойке читайте в статье " "

Что делать, если денег, полученных от страховщика, не хватает на ремонт?

— Сделайте независимую оценку стоимости ремонта, обратитесь к нам, и наш специалист произведет расчет.

Чаще всего страховые компании недоплачивают.

— Кроме того, сделайте оценку утраты товарной стоимости. Это также можно сделать через нашего эксперта.

Скорее всего, страховщик добровольно вам ее не оплатил.

Даже в случае ремонта на СТО по направлению страховщика утрату товарной стоимости можно получить деньгами.

— В переделах 400 000 при ущербе имуществу ответственность несет страховщик, поэтому требование о доплате предъявляется ему.

— До подачи иска в суд нужно обратиться к страховщику с претензией , приложив оригинал независимой оценки. Ответ на претензию: доплата или отказ должны быть произведены страховщиком в течение 5 или 10 календарных дней в зависимости от даты ДТП. Подробнее в статье " "

— Имейте в виду, что разница в размере 10 % между оценкой страховщика и оценкой независимым экспертом, привлеченным по вашей инициативе, считается статистической достоверностью . Если разница составила 10 % и менее, доплаты не ждите. В суде это тоже проигрышный вариант.

Этот размер не распространяется на размер утраты товарной стоимости. Только разница в ремонте!

— Если страховщик все-таки недоплатил, доплатил, но меньше, то оставшуюся сумму можно взыскать в судебном порядке.

— Если стоимость ремонта с учетом износа+ утрата товарной стоимости превышает 400 000 руб., то иск нужно предъявлять к виновнику ДТП . С него взыскивает только то, что свыше 400 000 руб.

Если и страховщик не доплатил до 400 000 руб., и с виновника есть что взыскивать, то один иск можно предъявить к обоим сразу: и к страховой компании, и к виновнику.

— Если страховщик не оплатил неустойку, а ущерб больше 400 000, то иск также можно предъявить к 2-м ответчиком.

Обратите внимание, что если исковое требование к страховщику только о неустойке, то о ней тоже нужно также предъявить досудебную претензию.

— При вреде здоровью с виновника взыскивается то, что выше 500 000 руб. и компенсация морального вреда.

— Кроме того, со страховщика можно взыскать штраф по Закону об ОСАГО: 50 % от разницы между суммой страховой выплаты, определенной судом, и выплаченной в досудебном порядке страховщиком (статья 16 Закона об ОСАГО).

— Компенсация морального вреда за нарушение прав потребителя также взыскивается со страховщика.

— Размер износа с виновника вы не взыщете.

Не устраивает выплата по ОСАГО при ДТП в 2016 году?

Не хватает возмещения по ОСАГО?
Не оплатили утрату товарной стоимости по ОСАГО?

Не выплатили неустойку?

Звоните нам!

Все взыщем в судебном порядке!

Юрист по страховым спорам в Санкт-Петербурге

Актуальный во все времена вопрос — «какая максималка по ОСАГО?» волнует большинство отечественных автовладельцев сегодня, пожалуй, еще больше, чем раньше. Дорогих автомобилей на российских дорогах все больше, стоимость ремонта все выше, а стоимость запчастей в связи с выросшим курсом валют стала в некоторых случаях просто запредельной.

При значительном удорожании общей стоимости эксплуатации автомобиля, от аварийных случаев уберечься отечественному водителю почти невозможно. Внедрение системы обязательного страхования хоть и частично сняло существовавшее после ДТП напряжение между участниками, окончательно проблему компенсации ущерба решить по ряду причин не смогло.

По мнению экспертов, все дело в конфликте интересов пострадавшей в аварии стороны и страховой компании, итогом которых все чаще становятся продолжительные судебные тяжбы по объективной оценке стоимости повреждений. Рассмотрим наиглавнейший для любого российского водителя в 2016 году вопрос – размер максимальной выплаты при ДТП по ОСАГО.

Размер страховых выплат по ОСАГО

Любой вменяемый автовладелец Российской Федерации согласится с тем, что обязательное страхование просто необходимо, а денежные выплаты по полису ОСАГО в случае аварии являются самым приятным и долгожданным моментом в этой грустной истории. И, хотя страховка автогражданской ответственности не всегда покрывает целиком весь полученный в ДТП ущерб, значительную часть она вполне компенсировать сможет. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО», максимальный размер страховой компенсации имеет ограничения и на сегодняшний день составляет:

  • Не более 400 тысяч рублей — для восстановления поврежденного в ДТП имущества
  • Не более 500 тысяч рублей — при получении в ДТП физических увечий или травм.

Следует отметить, что приведенные выше максимальные выплаты при ДТП по ОСАГО, были утверждены в прошлом году и на данный момент нет никакой достоверной информации об их изменении в 2016 году.

Разумеется, страховые выплаты в максимальном размере производятся потерпевшей стороне далеко не во всех аварийных случаях, и зависят от многих конкретных факторов. Чаще всего максимальные страховые выплаты приходятся на серьезные дорожно-транспортные происшествия, повлекшие за собой значительные технические повреждения транспортных средств или нанесшие тяжелый вред здоровью его участникам.

Документы для получения компенсации

Обычно начисленная для страховой выплаты сумма оказывается намного меньше максимальной, но и для ее получения потерпевшим нужно предпринять определенные действия. Несмотря на стрессовое состояние после случившейся аварии и всю связанную с этим событием нервотрепку, затягивать с началом процедуры по начислению законной компенсации не стоит. Не нужно забывать, что заявление надлежащего вида и полный пакет документов для рассмотрения страховой компанией необходимо предоставить своевременно – в течение 15 дней с момента регистрации случившегося ДТП.


Перечень необходимых документов при обращении к страховщику после аварии:

  • Гражданский паспорт
  • ПТС на машину и водительские права
  • Справка надлежащего образца из подразделения ГИБДД
  • Заполненное извещение о случившемся ДТП с подписью виновника.

В большинстве случаев перечисленных документов бывает достаточно для начала непростого периода в отношениях со своей страховой компанией.

Следует отметить, что в некоторых аварийных случаях могут потребоваться некоторые дополнительные документы, особенно для получения максимальной выплаты при ДТП по ОСАГО. Таким необходимым документом, например, может стать врачебное заключение о полученных в результате аварии увечьях или копия протокола о зафиксированном правонарушении административного законодательства.

Сроки по страховым выплатам

Согласно положениям закона «Об ОСАГО», предельный срок для подачи заявления и всех надлежащих документов для признания наступления страхового случая составляет 15 дней. В случае необходимости, страховщик в течение 5 дней должен выдать официальное извещение о проведении независимой экспертизы для оценки причиненного ущерба.

При серьезных повреждениях транспортного средства независимую экспертизу потерпевшим лучше организовать самостоятельно и оперативно, не дожидаясь направления от страховщика. Не стоит также медлить с оформлением врачебного заключения о полученных травмах в случаях причинения существенного вреда здоровью при ДТП. Исключение временных потерь и правильные действия особенно важно после серьезных дорожных аварий, когда пострадавшая сторона вправе рассчитывать на максимальные выплаты при ДТП по ОСАГО.


Когда наступление страхового случая полностью признано и официального отказа не получено, со дня оформления заявления в страховую компанию начинается отсчет двадцати дней, в течение которых должно осуществиться перечисление денежных выплат за полученный в результате аварии ущерб. Некоторые полученные в результате столкновения автомобилей увечья и травмы могут быть должным образом излечены только в больничном стационаре и в подобных случаях потерпевший физически не в состоянии своевременно подать в страховую компанию все необходимые документы. Все сроки в подобных случаях обычно оказываются упущенными, и страховая компания чаще всего компенсирует незначительную часть ущерба.

Если договориться со страховщиком об обоюдовыгодном решении вопроса о размерах компенсации не удается, остается только одно – обращение в федеральные судебные органы. Не стоит забывать, что для подобных ситуаций период давности по подобному иску составляет три года.

На основании существующей официальной информации можно констатировать, что максимальная выплата при ДТП по ОСАГО в 2016 году, кроме конечной суммы страховой компенсации за ущерб, никаких отличий по процедуре и срокам не имеет.

Видео: Размер выплат по ОСАГО увеличится

Российский союз автостраховщиков пересмотрел стоимость запчастей, что повлияло на размер выплат по ОСАГО.

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об