Закон 212 фз новой редакции. Скачать закон «О страховых взносах» в новой редакции

(No Ratings Yet)

Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – 212-ФЗ) был отменен с 1 января 2017 года.

Сегодня вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ. Подробнее об изменениях в законодательстве можно прочитать .

Обзор структуры Федерального закона №212-ФЗ

Закон о страховых взносах в фонды РФ был разделен на 8 глав и 62 статьи. Некоторые из статей имели дополнительное разделение, например: 18.1, 18.2 и так далее.

Глава 1 , содержала статьи с 1 по 4 и называлась «Общие положения» . Она раскрывала предмет регулирования данного закона и основные понятия, используемые в нем. Содержала перечень контролирующих органов, отвечающих за уплату страховых отчислений, а также порядок исчисления сроков, применяемый при их уплате.

Глава 2 , содержала статьи с 5 по 17, имела название «Уплата страховых взносов» . В ней содержались сведения, необходимые для осуществления уплаты страховых отчислений: кто является плательщиками, как ведется их учет, с чего платятся, в каком количестве, периоды исчисления, тарифы, порядок исчисления и внесения изменений по страховым взносам.

Глава 3 , содержала статьи с 18 по 27, имеет название «Обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов» . Текст этой главы раскрывал процедуру предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых отчислений, исключения, по предоставлению отсрочки и перечень органов принимающих решение по ее предоставлению. Так же, порядок начисления пеней, недоимок и штрафов, связанных с уплатой страховых отчислений и процедуру возврата или зачета излишне уплаченных сумм.

Глава 4 , содержала статьи с 28 по 32, ее название – «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов» . Исходя из названия, в тексте главы указывались права и обязанности соответствующих субъектов, а также порядок ограничения доступа к информации о плательщиках в фонды РФ.

Глава 5 , содержала статьи с 33 по 39, ее название – «Контроль за уплатой страховых взносов» . Эта глава определяла процедуру проведения камеральной и выездной проверки, порядок оформления ее результатов и вынесения решения.

Глава 6 , содержала статьи с 40 по 52, называется «Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение» . Тексты статей включали в себя информацию о понятии «нарушение законодательства РФ о страховых взносах», ответственных лицах, формах и обстоятельствах правонарушения, сроках давности, конкретных видах правонарушений, порядке взыскания и зачисления штрафов.

Глава 7 , содержала статьи с 53 по 56, имела название «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц» . В тексте указывалось содержание права на обжалование, порядок его применения, сроки и порядок подачи жалобы, а также процедура рассмотрения жалобы.

Глава 8 , содержала статьи с 57 по 62, имела название «Заключительные положения» . Эта глава содержала размеры тарифов страховых отчислений в 2010 году и с 2012 по 2017 годы, размеры пониженных тарифов в 2011-2017 годах и тарифов для плательщиков с особым статусом. Также, в ней указывалась дата вступления закона в силу.

Сфера регуляции

Исходя из ч. 1 ст. 1 закона 212-ФЗ, этот закон регулировал отношения, связанные с перечислением, исчислением страховых взносов в фонды РФ, указанные в названии закона, а также, отношения, образующиеся в результате контроля за таким перечислением и исчислением в эти же фонды. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также попадали в сферу регуляции данного закона.

Закон 212-ФЗ о страховых взносах не действовал на правоотношения, которые затрагивают перечисление и исчисление страховых взносов в фонды социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также, на медицинское страхование, являющееся обязательным для неработающего населения.

Исключение составляли отношения по обеспечению уплаты страховых отчислений, списания долгов по ним, зачета и возврата штрафов и пеней. Они регулировались законом 212-ФЗ, при условии, что его положения не противоречили положениям закона №125-ФЗ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и законодательству, регулирующему конкретные виды обязательного социального страхования.

Закон 212-ФЗ: нюансы

С 2016 года в силу вступили изменения, которые имели непосредственное отношение к тому, как нужно производить страховые отчисления. Поменялись правила их уплаты и теперь необходимо разобраться, что же конкретно изменилось в этой процедуре:

  • Сроки сдачи отчета формы — 4 ФСС;

До 2016 года, эта форма сдавалась не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. П. 2 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ, содержал срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, для электронной версии отчета и до 20 числа – для бумажной версии отчета. Сроки могли изменяться из-за выходных дней. По отчетным периодам, новые сроки: 25 или 20.04.2017, 25 или 20.07.2017, 25 или 20.10.2017, 25 или 20.01.2018 года.

  • Срок сдачи расчета РСВ-1;

Данный срок был продлен для электронной формы расчета. Ранее был до 15 второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. После – до 20 числа (п. 1 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ). Новые сроки: 20.05.15, 20.08.15, 20.11.15, 20.02.16 года.

  • Количество отчитывающихся субъектов увеличилось;

До 2016 года отчеты сдавали организации со среднесписочной численностью более 50 человек. После – более 25 человек (ч. 10 ст. 15 212-ФЗ).

  • Лимиты для взносов были изменены;

До изменений 2016 года все лимиты были по общим ставкам – в пределах 624 тыс. рублей в год на 1 человека. Сверх этой суммы – 10% взнос в ПФР. После ПФР – 711 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 22%, свыше суммы – 10%. ФСС – 670 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 2,9%, свыше суммы не облагается. В ФФОМС лимиты были отменены, независимо от дохода сотрудника, отчисление производилось по тарифу 5,1% (ч. 1.1 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • Порядок перечисления взносов изменен;

Ранее, сумма с окончанием менее 50 коп, округлялась в меньшую сторону, более 50 коп. в большую сторону. После необходимо было платить в рублях и копейках, даже в том случае, если организация доплачивает недоимку за прошлый год (ч. 7 ст. 15 212-ФЗ).

  • Зачет разных взносов внутри одного фонда;

Ранее, совершить зачет страховых отчислений между собой, было невозможно. После изменений такая возможность появилась, при условии, что администрированием этих отчислений, занимается один фонд. После переплату по медицинским взносам можно было зачесть в счет долга по пенсионным (ч. 21 ст. 26 212-ФЗ).

  • Перечень выходных пособий, освобожденных от взносов, расширился;

До изменений выходные пособия, освобожденные от налогообложения, предусматривались только Трудовым кодексом РФ. После изменений были освобождены пособия имеющие размер в пределах трехкратного среднего заработка, а для тех, кто работает на Крайнем Севере – шестикратного. На взносы по травматизму, также распространялось это правило. При этом, уплата или не уплата организацией пособий по Трудовому кодексу РФ, равно как и отступных по расторжению трудового договора, не принималась во внимание (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 212-ФЗ).

  • Фонды начисляли пеню, учитывая день погашения задолженности;

До 2016 года, исходя из разъяснительного письма Минтруда России от 16.05.2014 года, день уплаты пени, не входил в ее расчет. После при начислении пени этот день учитывался (ч. 3 ст. 25 212-ФЗ).

  • Компании, не осуществившие спецоценку, платили более высокие дополнительные тарифы взносов в ПФР;

До вступления изменений в силу, для списка №1 дополнительный тариф отчислений с выплат работникам был 6%, для списка №2 – 4%. При этом, организация, осуществившая спецоценку, платит по тарифам, исходя из класса условий труда (ч. 1 – 2.1 ст. 58.3 212-ФЗ).

  • Организации, ранее имевшие право на льготы, получили повышенный тариф взносов;

Организации, осуществлявшие выплаты в пользу инвалидов и сельскохозяйственные организации, платили по тарифу 27,1%, СМИ делали отчисления в ФФОМС по тарифу 3,9%, после этот тариф для всех 30% (ч. 2, 3.1 ст. 58 212-ФЗ). Аптеки на ЕНВД, в рамках судебного производства доказывали, что могут платить по льготному тарифу за всех своих сотрудников, после закон прямо указывал, что льготный тариф для таких аптек, получают только сотрудники имеющие право работать фармацевтом или провизором. За всех остальных расчет отчислений происходил по общему тарифу (п. 10 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ). Также вопрос о применении льготных тарифов для работников предпринимателей, работающих с патентом или без него, получил однозначный ответ. Только для работающих с патентом, применяется льготный тариф страховых отчислений. Для всех остальных работников, использовался общий тариф (п. 14 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ).

  • Со всех временно пребывающих иностранцев производились отчисления в ПФР и ФСС;

Ранее, только при условии заключенного договора на 6 и более месяцев, с работника-иностранца производились отчисления в ПФР. После, независимо от срока договора, взнос в ПФР – 22%, в ФСС взнос на случай временной нетрудоспособности – 1,8%, в связи со вступлением правил, дающих иностранцу право, получать больничные пособия (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • У ревизоров появилось право повторной проверки;

До изменений, фонд мог провести проверку 1 раз в 3 года. После фонд мог осуществить повторную проверку, если организация предоставила уточняющий расчет, уменьшающий сумму отчислений. Такая проверка могла произойти, при условии контроля вышестоящим отделением фонда, деятельности нижестоящего отделения, по аналогии с выездными ревизиями налоговой (ч. 24 – 27 ст. 35 212-ФЗ).

  • Выездная проверка могла быть продлена по решению фонда;

До 2016 года, такая проверка не могла длиться более 2-х месяцев. После проверка могла быть продлена до 4 или 6 месяцев (ч. 11, 11.1, 11.2 ст. 35 212-ФЗ).

  • Появилась возможность отсрочки и рассрочки по взносам;

Отсрочка (рассрочка) могла быть предоставлена фондом для организации, по ее письменному обращению, на срок не более 1 года, при условии: получения ущерба организацией, из-за обстоятельств непреодолимой силы, задержки или неполучения финансирования из бюджета, работа организации имеет сезонный характер и на момент уплаты взносов, у нее не хватает денег (ст. 18.1, п. 13 ч. 1 ст. 28 212-ФЗ).

Фондами, при рассмотрении материалов, выявлялись смягчающие или отягчающие обстоятельства. Фонды могли этого не делать, а вот суд, по просьбе организации, мог учесть такие обстоятельства для уменьшения размера штрафа (ст. 18.1, п. 4 ч. 6 ст. 39 212-ФЗ).

  • Фиксированные взносы для предпринимателей выросли;

В 2015 году, отчисление в ПФР, при условии дохода за этот год не более 300 тыс. руб. – 17328, 48 руб. В 2016 при этом же условии, отчисление в ПФР составляло – 18610,80 руб. В ПФР дополнительно перечислялась сумма, в размере 1% от дохода более 300 тыс. руб., но не превышающая 138627,84 руб.

Закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями: что регламентирует, основные моменты закона «О страховых взносах», положения по состоянию на 2019 год.

Обзор структуры федерального закона

Рассмотрим закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями в кратком обзоре и описанием. Нормативно-правовой акт имеет главы (8 шт.) и статьи (62 шт.), часть из которых поделены.

N главы

Описание

Прописаны общие понятия закона в 4-х статьях. В них объясняется, что именно регулируется нормативно-правовым актом и основные моменты, включенные в него. Перечисляются органы, контролирующие процедуру отчислений по взносам. Глава регулирует сроки оплаты взносов.
Регулирует процесс оплаты обязательных отчислений с 5-ой по 17-ую статьи. Дается понятие, кто именно считается плательщиком, каким образом учитываются взносы, из каких средств оплачиваются, количество, тарификация.
Регулирует процедуру исполнения обязательств по внесению обязательных платежей. Определяются органы, предоставляющие отсрочку сроков, либо рассрочку для внесения обязательных платежей в фонды. А также порядок штрафования, пеней в следствии не своевременной оплаты взноса.
С 28-ой по 32-ую статьи обозначаются права и обязанности плательщиков страховых отчислений. Определяются понятия, как должны контролирующие органы взимать оплату в фонды. Рассматривается процесс ограничения к данным о плательщиках.
С 33-тью по 39-ую статьи регулируется процесс контролирования оплаты взносов. Определяется каким образом проходят и как они оформляются.
С 40-ую по 52-ую статьи рассматриваются способы привлечения к ответственности за нарушение правил процесса оплаты, контроля и иных операций по обязательным платежам в фонды. Определяется, каким образом начисляются взыскания и .
С 53-ей по 56-ую статьи определяется, каким образом могут быть обжалованы акты контролирующих органов по оплате взносов, в какие временные периоды, как осуществляется рассмотрение вопроса.
С 57-ую по 62-ую статьи содержатся данные по тарификации:
  • за 2010;
  • с 2011 по 2019;
  • для организаций, имеющих особый статус.

В главе имеется информация, когда закон начинает свое действие.

в новой редакции

Основные положения

ФЗ-212 регулирует процедуру осуществления внесения обязательных платежей в фонды. А также взаимоотношения, возникающие между плательщиком и фондами. Для нарушителей положений нормативно-правового акта предусмотрены меры ответственности. Исходя из закона определяется в каких случаях могут налагаться штрафы, взыскания.

Закон 212-ФЗ не определяет порядок следующих отчислений:

  • обязательные отчисления по соцстрахованию от профессиональных заболеваний;
  • начисление взносов в фонды соцстараха в связи с травмой на рабочем месте;
  • оплата медицинской страховки.

Но существуют исключения: оплата взносов, долгов, пеней. Обязательное требование – отсутствие противоречий между ФЗ 212 к основным пунктам ФЗ 125 об обязательной социальной страховке от профессиональных болезней и от получения травмы на месте работы.

Последние изменения 212-ФЗ

В 2019 году закон был несколько изменен. В последней редакции способы оплаты и правила претерпели перемены.

Отчет должен сдаваться в форме 4 ФСС в следующие сроки:

До вступления в силу изменений было разрешено сдавать отчетность до 15 числа будущего месяца. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212, теперь допустимо сдавать отчетность в электронном виде до 25 числа будущего месяца и в бумажной форме до 20-го. Следует обратить внимание на тот факт, что сроки могут быть иными в зависимости от .

Расчет РСВ-1 должен быть сдан:

С изменениями были продлены сроки сдачи расчета для электронной версии. До вступления в силу поправок было разрешено сдавать расчет до 15-го числа 2-го после отчетного периода месяца. С 2019 года сроки продлены до 20-го.

Число субъектов, подлежащих отчетности увеличено:

Ранее требовалось сдавать отчетность, если в фирме трудится более 50 людей. Теперь, в соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ-212, отчетности подлежат 25 человек.

Изменение лимитов по взносам:

  • ПФР-711 000, тарификация – 22%, превышение – 10%;
  • ФСС – 670 000, тарификация – 2,9%;
  • ФФОМС при любых начислениях тарификация составляет 5,1%.

Процесс начисления взносов:

Ранее было допустимо округлять суммы, теперь требуется платить копейка в копейку.

Оплата различных взносов в один фонд:

Если оба отчисления контролируются одним фондом, то проведение зачета меду 2-мя фондами возможно. То есть, если по медстрахованию было оплачено больше, часть денег можно перевести на долговые .

Часть пособий не подлежат теперь налогообложению:

  • пособия размером в 3 зарплаты;
  • для сотрудников – в 6 заработных плат;
  • взносы по травматизму.

Пени должны оплачиваться с учетом дня погашения.

Если организация не провела специальную оценку, то она обязывается к уплате более высоких тарифов по взносам ПФР:

  • список 1 – 9%;
  • список 2 – 6%.

Фирмы, пользующиеся льготным правом, получили повышение тарифов:

  • в соответствии со статьей 58 частью 2, 3.1 ФЗ-212 единый тариф почти для всех составляет 30%;
  • аптеки на ЕНВД (только за фармацевтов и провизоров) могут платить взносы по льготному тарифу;
  • для ИП, чей сотрудник работает с патентами, тоже предусмотрены льготные тарифы.

Каждый работающий иностранный гражданин должен отчислять средства в фонды:

  • пенсионный – 22%;
  • ФСС-1,8%.

Возможна повторная проверка ревизором.

В случае, если фирма представила уточняющий отчет для снижения сумм отчислений. Проверка проходит под руководством вышестоящим подразделением. Возможно продление выездной проверки – до полугода.

Страховые взносы могут быть отсрочены либо допустимо оформить рассрочку.

Для получения рассрочки/отсрочки, представитель фирмы должен написать заявление. Срок – до 1 года. Но фирма должна соответствовать следующим условиям:

  • нанесен ущерб непреодолимой силой;
  • бюджетное финансирование задержано или вовсе не получено;
  • фирма работает по сезонам и в период взносов финансовые средства отсутствовали.

По результатам ревизии смягчающие обстоятельства могут быть не учтены .

Ранее фонды при проверках рассматривали все стороны – в том числе и смягчающие и наоборот ситуации. Теперь этот процесс носит добровольный характер. Но в процессе судебного разбирательства их может взять во внимание суд в целях снижения суммы штрафа.

Для ИП строго-определенные взносы повышены:

  1. ПФР – при поступлениях от деятельности предпринимателя в сумме 300 000 отчисления 18610,80. Дополнительно доход больше 300 000 облагается 1% отчислений в ПФР, но не более 148886,40.
  2. ФФОМС – 3650,58.

Новый закон с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовой акт N 212-ФЗ считается недействительным — он утратил силу . В новом Указе говорится о том, что все взносы теперь перечисляются через Федеральную налоговую службу.

С момента прекращения ФЗ-212 начинает действовать глава , которая и будет отвечать за регуляцию взиманий оплаты по страховым взносам. Тарифы, суммы перечислений регулируются данным нормативно-правовым актом.

В главе 34 НК содержится 14 статей. База, тарификация, понятие о плательщиках остаются неизменными.

За регуляцию возможности внесения обязательных платежей по страховым взносам в ПФ РФ отвечает ФЗ-56 . Данный нормативно-правовой акт был принят ранее за несколько месяцев до 212-ФЗ.
В Федеральном законе содержится всего 17 статей. Разделения на главы отсутствует. В статьях содержатся основные понятия нормативно-правового акта, а также определяются способы инвестиции в накопительную часть пенсии.

Видео: Страховые взносы 2019

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Федеральными законами от 07.11.2011 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" и другими законодательными актами, вступающими в силу с 1 января 2012 года, сообщает следующее.

По вопросам обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц

В статью 7 Закона N 212-ФЗ внесен ряд уточнений, касающихся особенностей определения объекта обложения страховыми взносами по выплатам и иным вознаграждениям, получаемым физическими лицами в рамках гражданско-правовых договоров, которые с учетом части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не затрагивают вопросов обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В части страховых взносов, уплачиваемых в Фонд, необходимо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г." проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Предельный размер выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за расчетный период, с которого начисляются страховые взносы, увеличился с 463 тыс. руб. до 512 тыс. руб.

По ответственности страхователей за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах

В связи с изменениями, внесенными в статью 46 Закона N 212-ФЗ, штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС (далее - Расчет) составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Обращаем внимание, что штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок Расчета в указанных размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 1 января 2012 года. Кроме того необходимо отметить, что с 1 января 2012 года указанный штраф рассчитывается от суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленной к уплате, то есть без учета произведенных страхователем расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Частью 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ введена ответственность страхователей за несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 200 рублей.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). До 1 января 2012 года плательщики страховых взносов могли привлекаться только к административной ответственности за несообщение указанных сведений (ч. 1 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Также с 1 января 2012 года штраф за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган Фонда документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, увеличен с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).

При этом необходимо учитывать, что, как и по ранее установленным нарушениям законодательства Российской Федерации о страховых взносах, ответственность за которые предусмотрена Законом N 212-ФЗ, привлечение страхователей к ответственности за перечисленные нарушения осуществляется по результатам проведения территориальными органами Фонда выездных и камеральных проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По изменениям способов передачи сведений и документов

Решения о принудительном взыскании недоимки по взносам (пеням, штрафам) за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика, принятого органом контроля за уплатой страховых взносов в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок (ч. 6 ст. 19 Закона N 212-ФЗ);

Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ);

Акта проверки (ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ);

Решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения (ч. 13 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).

Указанные документы теперь могут передаваться руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) одним из трех способов:

1) лично под расписку;

2) по почте заказным письмом;

3) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форматы, порядок и условия направления решения устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов).

При этом в случае направления указанных документов по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, независимо от возможности или невозможности вручения документов страхователю или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Также территориальным органам Фонда предоставлено право направления поручения на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в электронном виде. Порядок направления такого поручения в электронном виде будет установлен Банком России по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом (ч. 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, установлено право страхователей предоставлять в органы контроля за уплатой страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, истребуемые документы, жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действие (бездействие) его должностного лица в форме электронных документов (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ), а также получать в электронной форме информацию о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ). В отношении жалоб также устанавливается, что при подаче жалобы в форме электронного документа решение по результатам ее рассмотрения готовится в форме электронного документа и направляется лицу, подавшему жалобу, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, способом, обеспечивающим подтверждение получения решения (ч. 5 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).

По взаимодействию территориальных органов Фонда с налоговыми органами

Закреплено право территориальных органов Фонда получать у налоговых органов сведения о регистрации плательщиков страховых взносов в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также информацию о налогоплательщиках, включая сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

В связи с расширением льгот по уплате страховых взносов расширен перечень информации, которая представляется налоговыми органами в территориальные органы Фонда для проверки соблюдения требований, дающих право на применение пониженных тарифов, а также возможность участия налоговых органов в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках в части контроля за соблюдением таких требований (ч. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

По страхователям, имеющим право на применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 58 Закона N 212-ФЗ, с 1 января 2012 года расширен перечень плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов (размеры тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по категориям плательщиков страховых взносов приведены в Приложении N 1).

Так, список страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов, в том числе в Фонд, дополнен следующими категориями страхователей:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) (далее - ОКВЭД) которых являются (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

а) производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1 - 15.8);

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код ОКВЭД 15.98);

в) текстильное и швейное производство (код ОКВЭД 17, 18);

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19);

д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код ОКВЭД 20);

е) химическое производство (код ОКВЭД 24);

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД 25);

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код ОКВЭД 26);

и) производство готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28);

к) производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29);

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД 30 - 33);

м) производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД 34, 35);

н) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);

о) производство спортивных товаров (код ОКВЭД 36.4);

п) производство игр и игрушек (код ОКВЭД 36.5);

х) обработка вторичного сырья (код ОКВЭД 37);

ц) строительство (код ОКВЭД 45);

ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.2);

ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90);

щ) транспорт и связь (код ОКВЭД 60, 61, 62, 63, 64);

ы) предоставление персональных услуг (код ОКВЭД 93);

э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код ОКВЭД 21);

ю) производство музыкальных инструментов (код ОКВЭД 36.3);

я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 36.6);

я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 52.7);

я.2) управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32);

я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код ОКВЭД 92.1);

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53);

я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ;

я.8) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (код ОКВЭД 52.31, 52.32);

я.9) производство гнутых стальных профилей (код ОКВЭД 27.33);

я.10) производство стальной проволоки (код ОКВЭД 27.34).

Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом признание соответствующего вида экономической деятельности основным исходя из суммы доходов осуществляется вне зависимости от того, какой вид деятельности организации указан в ЕГРЮЛ в качестве основного.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные частями 3.2 и (или) 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Фонда.

Кроме того, необходимо учитывать, что организация, применяющая УСН, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности, указанный в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), при исчислении страховых взносов в Фонд в 2012 году в случае соблюдения вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности вправе также применять пониженный тариф страховых взносов.

Основной вид экономической деятельности должен подтверждаться плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Фонда Расчета, в форму которого в целях приведения ее в соответствие с законодательством в настоящее время вносятся изменения в установленном порядке, позволяющие указанной категории плательщиков, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, указать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

2. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 9 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

Порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждены приказом Минтранса России от 09.12.2010 N 277 (далее - Правила), согласно которым регистрация судов и прав на них в Российском международном реестре судов осуществляется в одном из морских портов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 N 583-р, по выбору собственника или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру.

В соответствии с Правилами датой регистрации судов и прав на них является день внесения соответствующих записей в Российский международный реестр судов.

Реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг. Российский международный реестр судов, ведущийся капитаном соответствующего морского порта, является частью единого Российского международного реестра судов.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. При осуществлении регистрации судна и прав на него и при подтверждении регистрации орган, осуществляющий регистрацию, выдает свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов (приложение N 6 к Правилам).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 N 583-р утвержден перечень морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов, в который вошли Архангельск, Астрахань, Владивосток, Калининград, Корсаков, Мурманск, Находка, Новороссийск, Санкт-Петербург, Таганрог, Туапсе, Холмск.

Документом, подтверждающим правомерность применения данной категорией страхователей пониженного тарифа, является свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов.

3. Аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно пункту 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.

На основании части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется не только аптечными организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Часть 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ разграничивает индивидуального предпринимателя и аптечную организацию как субъектов отношений по розничной торговле лекарственными средствами, следовательно, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами самостоятельно, без участия аптечных учреждений или организаций.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 61-ФЗ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относится, в том числе лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Постановление N 1081) утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая в том числе аптечные организации и индивидуальных предпринимателей.

Ведение сводного реестра лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с указанным постановлением фармацевтическая деятельность включает следующие работы и услуги.

I. В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения

Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения

Хранение лекарственных средств для медицинского применения

Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения

Перевозка лекарственных средств для медицинского применения

Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения

Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения

Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения

Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения

II. В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения

Оптовая торговля лекарственными средствами для ветеринарного применения

Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения

Хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Перевозка лекарственных средств для ветеринарного применения

Перевозка лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного применения

Отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения

Изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

4. Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлены условия применения пониженных тарифов такими плательщиками.

Обязательное условие: по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех доходов за указанный период должны составлять в совокупности следующие виды доходов:

1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ (далее - целевые поступления);

2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ (далее - гранты);

3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах "р" - "ф", "я4" - "я6" пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а именно:

р) научные исследования и разработки (код ОКВЭД 73);

с) образование (код ОКВЭД 80);

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);

у) деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);

ф) прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);

я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);

я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);

я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53).

Часть 5.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливает, что некоммерческие организации определяют сумму доходов по данным налогового учета в соответствии со статьей 346.15 НК РФ с учетом требований части 5.1 той же статьи.

Контролировать соответствие деятельности некоммерческой организации (в том числе благотворительной организации) целям, предусмотренным ее учредительными документами, должен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым в настоящее время является Минюст России.

Информацию о случаях несоответствия деятельности некоммерческой организации (в том числе благотворительной организации) целям, предусмотренным ее учредительными документами, выявленных по результатам контроля, Минюст России должен предоставлять в Фонд в электронном виде в порядке, определенном соглашением об информационном обмене.

Контроль за соблюдением условий, установленных пунктом 11 части 1 и частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется, в том числе на основании Расчета, представляемого некоммерческими организациями в соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ, после внесения в утвержденную форму Расчета соответствующих изменений.

В соответствии с положениями части 5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ если по итогам расчетного периода применительно к нему некоммерческая организация не выполнит условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 указанной статьи, то лишится права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором допущено такое несоответствие. При определении объема доходов организации для проверки учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные по итогам предыдущих расчетных периодов.

5. Благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющие УСН (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Обращаем внимание, что при утрате права на применение пониженного тарифа организации и индивидуальные предприниматели, указанные в подпунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, должны пересчитать страховые взносы по общеустановленному тарифу с начала периода, в котором допущено несоблюдение установленных условий.

Кроме того, внесены уточнения и дополнения в отношении отдельных категорий страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов в 2010 - 2017 годах, а именно:

1) Изменены требования, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (далее - IT-компании), для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Согласно изменениям, внесенным в пункты 3 части 2.1 и 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода IT-компании на пониженный тариф, являющаяся одним из условий применения пониженных тарифов, с 2012 года должна составлять не менее 30 человек. В предыдущих расчетных периодах эта величина составляла 50 человек.

В пункте 6 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ уточнено, что пониженные тарифы страховых взносов вправе применять только IT-компании, осуществляющие разработку и реализацию именно разработанных ими программ для ЭВМ.

Статья 58 Закона 212-ФЗ дополнена нормой, в соответствии с которой если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к нему не выполняется хотя бы одно условие, установленное частью 2.1 или частью 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, а также в случае лишения государственной аккредитации IT-компания лишается права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и/или аннулирована государственная аккредитация (ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 Закона 212-ФЗ, осуществляется, в том числе на основании Расчета, предоставляемого организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 Закона N 212-ФЗ.

2) Воспользоваться пониженным тарифом страховых взносов в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 5 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, вправе организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, а также организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), направленные на совершенствование правил создания и функционирования особых экономических зон в России.

Законом N 116-ФЗ определено, что особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Перечень действующих особых экономических зон справочно представлен в Приложении N 2.

Особые экономические зоны одного типа или нескольких типов для обеспечения указанных целей их создания могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.

Согласно части 1.2 статьи 6 Закона N 116-ФЗ решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона N 116-ФЗ определено, что резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных этим законом.

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 116-ФЗ.

Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (ч. 5 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).

С учетом изложенного к данной группе страхователей относятся организации и индивидуальные предприниматели, которые:

Являются резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны;

Производят выплаты физическим лицам, работающим на территории особых экономических зон.

В.Г.СОЛОМЕННИКОВА

Итого: Разъяснены положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которые изменились с 1 января 2012 г.

Вопрос задан в 2012 году.

Это нужно знать наизусть!

Регистрация ИП

Регистрация ИП производится только по месту постоянной прописки (регистрации).

Работать ИП может где угодно на территории РФ.

ИП может сам себя оформить на работу но это совершенно не зачем. ИП может свободно распоряжаться доходом.

УСН

В декларации УСН указываются только НАЧИСЛЕННЫЕ суммы налога. Платежи и штрафы не указываются

При УСН используется кассовый метод признания доходов. Таким образом доход это то, что фактически поступило в кассу и на р/с.

Можно уменьшить налог УСН социальными платежами, но не более чем на 50%(до 2012).

Пример: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 3 000. Итоговый налог 3 000 р.

Пример: налогооблагаемая база - 1 000 000 р., налог - 60 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем на все 20 000. Итоговый налог 40 000 р.

Пример для ИП без НР с 2012: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 6 000. Итоговый налог 0 р.

ЕНВД

ЕНВД подается и платится в налоговую по месту деятельности

На ЕНВД становятся в течение пяти дней ПОСЛЕ начала деятельности

Можно уменьшить налог ЕНВД, также как УСН(см. выше) социальными платежами, но не более чем на 50%. Платежи тогда лучше платить поквартально.

Возможно совмещение ЕНВД и УСН.

ПФР

За себя ИП платит страховые взносы как хочет(каждый месяц, квартал, раз в год). Подает расчет РСВ-2 раз в год до 1 марта.

Итак, то, о чем так долго говорили, начинает претворяться в жизнь — полномочия по администрированию страховых взносов все-таки передадут налоговикам. Сначала в январе этого года Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС.

А чтобы все это стало реальностью, поручил Правительству РФ разработать необходимые проекты нормативных актов (Указ Президента от 15.01.2016 № 13). Что, собственно, оно и сделало. В начале апреля в Госдуму поступили аж три законопроекта о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в Закон о налоговых органах и в ряд других законов.

Как обещают разработчики, принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества. Предполагается, что все изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.

Посмотрим, в чем суть предложенных поправок. Но имейте в виду, что это только проект, внесенный в Госдуму, и на стадии трех чтений он может измениться. Поэтому гарантировать, что все будет буква в букву так, как сейчас, нельзя. Но общая концепция вряд ли изменится.

ЕССС не будет, остаются страховые взносы?

На-пом-ним, ранее ФНС раз-ра-бо-та-ла про-ект До-рож-ной карты «Со-зда-ние еди-но-го ме-ха-низ-ма ад-ми-ни-стри-ро-ва-ния стра-хо-вых взно-сов на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное и со-ци-аль-ное стра-хо-ва-ние», со-глас-но ко-то-рой вме-сто стра-хо-вых взно-сов пла-ни-ро-ва-лось вве-сти ЕССС — еди-ный со-ци-аль-ный стра-хо-вой сбор. В ре-зуль-та-те чего мно-гие за-го-во-ри-ли о воз-вра-те к ЕСН — еди-но-му со-ци-аль-но-му на-ло-гу.

Од-на-ко этого, судя по всему, не слу-чит-ся. Пред-по-ла-га-ет-ся, что в 2017 г. ор-га-ни-за-ции и пред-при-ни-ма-те-ли по-преж-не-му будут упла-чи-вать стра-хо-вые взно-сы по от-дель-но-сти.

Страховые взносы переедут в НК

Стра-хо-вые взно-сы на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное, со-ци-аль-ное и ме-ди-цин-ское стра-хо-ва-ние (кроме взно-сов «на трав-ма-тизм») про-пи-шут в НК в ка-че-стве фе-де-раль-ных взно-сов.

Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утра-тит силу, а в части вто-рой НК по-явит-ся новая гл. 34 «Упла-та стра-хо-вых взно-сов». Туда и пе-ре-ко-чу-ют все нормы, ка-са-ю-щи-е-ся взи-ма-ния взно-сов.

Пла-тель-щи-ки взно-сов, объ-ект об-ло-же-ния, суммы, не под-ле-жа-щие об-ло-же-нию взно-са-ми, рас-чет-ный и от-чет-ные пе-ри-о-ды будут такие же, как и сей-час. Также не из-ме-нят-ся: база для на-чис-ле-ния взно-сов, ос-нов-ной тариф (по со-во-куп-ной став-ке 30%), до-пол-ни-тель-ные та-ри-фы для ра-бо-то-да-те-лей, за-ня-тых в опре-де-лен-ных от-рас-лях, и по-ни-жен-ные та-ри-фы для льгот-ных ка-те-го-рий пла-тель-щи-ков (в том числе для упро-щен-цев). По-вы-сить ос-нов-ной со-во-куп-ный тариф до 34% со-би-ра-ют-ся толь-ко с 2019 г.

Пре-дель-ные базы для на-чис-ле-ния стра-хо-вых взно-сов в ПФР и ФСС будут опре-де-лять точно так же, как это сей-час преду-смот-ре-но в За-коне № 212-ФЗ. На-пом-ним, на 2016 г. они со-став-ляют:

Для взно-сов в ПФР — 796 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 22%, а сверх нее — по та-ри-фу 10%;

Для взно-сов в ФСС — 718 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 2,9%, а сверх нее — не упла-чи-ва-ют.

Эти пре-дель-ные базы тоже будут еже-год-но ин-дек-си-ро-вать с уче-том роста сред-ней за-ра-бот-ной платы в РФ. Со взно-са-ми в ФФОМС все оста-нет-ся по-ста-ро-му — надо будет пла-тить по та-ри-фу 5,1% неза-ви-си-мо от го-до-вой ве-ли-чи-ны вы-плат на од-но-го ра-бот-ни-ка.

Для пред-при-ни-ма-те-лей также со-хра-нит-ся ны-неш-ний тариф и по-ря-док упла-ты взно-сов за себя. В част-но-сти, нужно будет по-преж-не-му пе-ре-чис-лять до-пол-ни-тель-ный 1% от до-хо-да, если он пре-вы-сит 300 тыс. руб. в год.

Срок уплаты взносов останется таким же — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. А вот как они будут перечисляться — одной платежкой или несколькими, ясности нет. В проекте сказано буквально следующее: «уплата страховых взносов осуществляется расчетным документом, направляемым на соответствующие счета Федерального казначейства». Но как одной платежкой можно перечислить взносы на разные счета казначейства, не совсем понятно. Скорее всего, этот момент законодатели будут еще корректировать.

Вместо РСВ-1 и 4-ФСС в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для нынешнего расчета4-ФСС:

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет бумажный;

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет электронный.

Как и сейчас, в будущем организации со среднесписочной численностью за предшествующий расчетный (отчетный) период 25 человек и менее смогут представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только электронно.

Отчетность в ПФР тоже останется, это будет:

Во-первых, ежемесячная форма, где указывают сведения о застрахованных лицах, сейчас она знакома нам как форма СЗВ-М;

Во-вторых, новая ежегодная форма, сдаваемая не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, где надо будет указывать только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть законодатели разделят полномочия между ФНС и ПФР так: контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже — сотрудники ПФР. Камеральные и выездные проверки по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС (кроме взносов «на травматизм») будут проводить налоговики. А на выездные проверки правильности расходов на выплату соцстраховских пособий инспекторы будут выходить вместе с сотрудниками ФСС.

Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, опоздание со сдачей отчетности, нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК. То есть они станут такими же, как сейчас в части налогов и сборов. Сейчас прописанные в Законе № 212-ФЗ санкции за указанные нарушения максимально приближены к налоговым, но все-таки не идентичны.

Соответственно, в будущем налоговики, например, смогут штрафовать плательщиков взносов за грубое нарушение правил учета объектов обложения взносами на 10 000 руб. А для обеспечения исполнения решения о взыскании взносов, пеней и (или) штрафа — заблокировать счета в банке. За несвоевременное представление в органы ПФР нового ежегодного расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо, которое должно быть указано в расчете.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Кон-тро-ли-ро-вать на-чис-ле-ние и упла-ту взно-сов «на трав-ма-тизм» будет толь-ко ФСС. В связи с этим в Закон № 125-ФЗ пе-ре-не-сут все от-сы-лоч-ные нормы из За-ко-на № 212-ФЗ. А имен-но все, что ка-са-ет-ся упла-ты взно-сов, штра-фов, пеней, про-ве-де-ния ка-ме-раль-ных и вы-езд-ных про-ве-рок, предо-став-ле-ния от-сро-чек (рас-сро-чек), взыс-ка-ния недо-и-мок, про-ве-де-ния за-че-тов и воз-вра-тов взно-сов и т. д.

По-сколь-ку еже-квар-таль-ная от-чет-ность для взно-сов «на трав-ма-тизм» оста-нет-ся, на-вер-ня-ка ее из-ме-нят, убрав из формы 4-ФСС ны-неш-ний раз-дел I, по-свя-щен-ный взно-сам на стра-хо-ва-ние на слу-чай бо-лез-ни и в связи с ма-те-рин-ством, а также рас-хо-дам на вы-пла-ту ряда соц-стра-хов-ских по-со-бий.

Переходные положения

При пе-ре-да-че кон-троль-ных пол-но-мо-чий от вне-бюд-жет-ных фон-дов к на-ло-го-ви-кам преду-смот-ре-ли такие пе-ре-ход-ные мо-менты:

Кон-тро-ли-ро-вать пол-но-ту ис-чис-ле-ния взно-сов за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, будут ПФР и ФСС в том по-ряд-ке, ко-то-рый дей-ству-ет сей-час. А это озна-ча-ет, что:

  1. рас-че-ты (уточ-нен-ные рас-че-ты) по стра-хо-вым взно-сам за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, надо будет пред-став-лять в тер-ри-то-ри-аль-ные ор-га-ны ПФР и ФСС. То есть рас-че-ты РСВ-1 и 4-ФСС за 2016 г. и уточ-нен-ный рас-чет, на-при-мер, за 2015 г. надо будет сда-вать в от-де-ле-ния ПФР и ФСС, где вы со-сто-и-те на учете, а не на-ло-го-ви-кам;
  2. воз-вра-щать из-лишне упла-чен-ные (взыс-кан-ные) суммы взно-сов, пеней, штра-фов по со-сто-я-нию на 01.01.2017 тоже будут ор-га-ны ПФР и ФСС;

Суммы недо-им-ки, пеней и штра-фов по взно-сам в ПФР, ФСС, ФФОМС, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017, будут взыс-ки-вать уже на-ло-го-ви-ки в по-ряд-ке, уста-нов-лен-ном НК. Эти дан-ные им долж-ны будут пе-ре-дать ПФР и ФСС;

Недо-им-ку (за-дол-жен-ность), пени и штра-фы по взно-сам, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017 (вклю-чи-тель-но), взыс-ка-ние ко-то-рых ока-за-лось невоз-мож-ным, на-ло-го-ви-ки будут при-зна-вать без-на-деж-ны-ми и спи-сы-вать по НК.

Оформляйте подписку на журнал «Главная книга» - события и факты, практические рекомендации, комментарии, прогнозы и перспективы - вы будете в курсе событий и готовы к любым проверкам!

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об