Финансовая политика и управление финансами. Понятие о централизованных и децентрализованных финансах

Централизованные финансы - это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и

Они способствуют реализации главной цели, которую государство стремится достичь, финансированию основных социально-экономических программ, обеспечению государственного аппарата управления и военного запаса страны. любой страны включает централизованный и децентрализованный сектор. Последний предполагает наличие складывающихся в процессе взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.

Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных

Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.

Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.

Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.

Централизованные финансы выполняют стимулирующую функцию. Она проявляется в перераспределении средств более нуждающимся предприятиям и организациям с целью поддержания стратегически важной для хозяйствования.

Кроме того, государственные органы осуществляют контроль за деятельностью всех элементов экономической системы и определяют степень их соответствия установленным критериям, нормам и нормативам. Контролирующая функция обуславливает разработку и утверждение целого свода законодательных актов и административно-правовых норм. Главенствующее положение занимает контроль за целевым использованием полученных из бюджета средств. Таким образом, централизованные финансы подвергаются жесткому надзору.

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

Общие сведения

Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

Состав децентрализованных финансов

Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:


3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Принципы функционирования института

В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:


Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

Некоммерческие структуры

К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

Заключение

В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  1. Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  2. Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

1. Финансовый механизм - это:

Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве

Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов

Контроль за использованием денежных потоков внутри страны

Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве

Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

Финансовую стратегию и тактику

Регулирующий и директивный финансовый механизм

Коммерческий, банковский и государственный кредит

3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:

Финансовой политикой

Финансовым механизмом

Финансовой системой

4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Центральный Банк РФ

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ

5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

Регулирующим

Планово-директивным

+ классическим

6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

+ регулирующего типа

Планово-директивного типа

Классического типа

7. Финансовая политика – это:

Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства

Деятельность государства в области финансовых отношений

Деятельность органов Федерального казначейства

8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

Заявления Правительства РФ

Бюджетное послание Президента РФ

Финансовое законодательство

Административный кодекс РФ

9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

Планово-директивный

Регулирующая

Классическая

Хозяйственный

10. Финансовая политика направлена на:

Мобилизацию финансовых ресурсов

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов

Все перечисленное

11. Фискальная политика представляет собой:

Денежную политику

Ценовую политику

Кредитную политику

Налоговую политику

Политику доходов и заработной платы

12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

Финансовая тактика

Финансовый механизм

Финансовая стратегия

13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ

Федеральное казначейство

Министерство финансов РФ

Министерство по налогам и сборам РФ

14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

Банковская

+ казначейская

Смешанная

15. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Ведомственный контроль

16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

Предварительный

Текущий

+ последующий

17. Для регулирующего финансового механизма характерно:

Прямое непосредственное участие государства

Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники

Вся система отношений детально разрабатывается государством

Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги

18. Контрольная функция финансов осуществляется:

Только органами государственной власти

Хозяйствующими субъектами

+ и государством, и хозяйствующими субъектами

19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:

+ 1, 4, 6

+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов

Разработку научно обоснованной концепции развития финансов

Нет верного ответа

21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:

Классическая финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика

Регулирующая финансовая политика

+ дисконтная финансовая политика

22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Стратегического типа

Монетаристического типа

23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Монетаристического типа

24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Нет верного ответа

Советского типа

25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Классический

Планово-директивный

Регулирующий

Монетаристический

26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

+ финансовые ресурсы

Финансы

Финансовую систему

27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:

Дж. М. Кейнса

А. Смита

К. Маркса

В.И. Ленина

З. Фрейда

28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Распределительная

Регулирующая

+ контрольная

Стабилизационная

29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:

+ экономической

Денежной

Налоговой

Бюджетной

31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:

32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:

Финансовая система»

1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

Финансовая система

Финансовые ресурсы

Финансовая политика

Финансовые отношения

Финансовый механизм

Финансы

2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

Государственный бюджет

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

Государственные финансы

Различия в источниках ресурсов всех звеньев

Денежные отношения

Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств

4. Звеном финансовой системы НЕ являются:

Внебюджетные фонды

Финансы домашних хозяйств

Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств

Структурные подразделения предприятий

5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

1, 2, 4, 7 и 8

7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Коммерческий кредит

Государственный кредит

Финансы предприятий

8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

1, 2, 3, 4 и 5

9. Термин бюджетное регулирование относится к:

Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы

Управлению бюджетом

Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики

Управлению государственным долгом

10. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

На всех уровнях

11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

Государственный бюджет

Финансовая политика, проводимая государством

Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход

Действие рыночных механизмов хозяйствования

12. Финансы страхования относятся к:

И к централизованной, и к децентрализованной сфере

13. Финансы населения относятся к:

Сфере централизованных финансов

+ сфере децентрализованных финансов

И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений

14. К государственным финансам относят:

+ сферу централизованных финансов

Сферу децентрализованных финансов

Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений

15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

Государственный бюджет

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

+ финансы населения

16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

+ национальный доход

Только прибыль предприятий

Страховое возмещение

17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5

18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:

+ 2, 4 и 5

19. В структуре финансовой системы выделяют:

Централизованные и децентрализованные государственные финансы

+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Централизованные и децентрализованные предприятия

20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы

Включают в состав внебюджетной системы

21. Финансы населения:

Не включают в состав финансовой системы

+ выделяют в качестве звена финансовой системы

Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств

22. Пенсионный фонд РФ:

Относится к централизованным финансам

Относится к децентрализованным финансам

Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам

23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:

Относятся к сфере децентрализованных финансов

Относятся к сфере централизованных финансов

Относятся к внебюджетным фондам

Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов

24. Финансы государственных предприятий относятся к:

Централизованным финансам

+ децентрализованным финансам

Государственной бюджетной системе

25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием

Государственный кредит

Денежные фонды государственных предприятий

26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев

Подчиненности звеньев единому центру

Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях

Наличие единого начала в лице государственной власти

27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ государственный кредит

28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:

Финансы населения

Финансы предприятий

+ финансы муниципальных органов власти

29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ коммерческие банки

30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:

+ 2, 5, 6

31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:

+ 1, 5, 7

32. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы

Подчинены государственным финансам

Включаются в состав государственных внебюджетных фондов

33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ финансы предприятий

Финансы населения

34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

Государственный бюджет

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ внебюджетные фонды

35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:

Бюджет государства

Внебюджетные фонды

Финансы предприятий

+ финансы страхования

36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

Государственный кредит

+ финансы населения

Финансы предприятий

37. На децентрализованном уровне формируются:

+ фонды предприятий

Фонды государства

Внебюджетные фонды

38. На централизованном уровне формируются:

Фонды предприятий

Фонды страхования

+ внебюджетные фонды

39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:

+ финансовых отношений

Кредитных отношений

Международных отношений

40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы

Институтов финансовой системы

Финансового контроля

41. Не является звеном финансовой системы:

Бюджет государства

Государственный кредит

+ банковский кредит

42. Выделите звено финансовой системы:

+ бюджет государства

Государственный банк

Государственная власть

43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам

Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам

В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную

44. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы

Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов

Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства

45. Выделите неверное утверждение:

В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий

+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства

Государственный кредит входит в состав государственных финансов

46. Финансы муниципальных образований:

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

47. Выделите верное утверждение:

+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

48. Фондом денежных средств не является:

+ годовая выручка

Бюджет государства

Семейный бюджет

Фонд заработной платы

49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

В централизованном порядке

+ в децентрализованном порядке

И в централизованном, и в децентрализованном порядках

50. В широком смысле страховой фонд – это:

+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями

Страховой фонд самострахования

Только государственный централизованный страховой фонд

51. Финансы муниципальных учреждений образования:

Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов

Имеют непосредственное отношение к государственным финансам

Централизованные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях.

Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Централизованные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов

Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

Государственный бюджет,

Внебюджетные фонды,

Государственный кредит.

Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.

Государственный бюджет -- это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты;

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов -- в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд -- централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд -- централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

* единство бюджетной системы;

* разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

* самостоятельность бюджетов;

* полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

* сбалансированность бюджетов;

* эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

* гласность;

* достоверность бюджета;

* адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

1. Государственный, или федеральный бюджет;

2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);

3. Местные бюджеты.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля 2002 г.), (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.

Система внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы, фонды финансового регулирования).

Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Функции и цели государственного и муниципального кредита

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита -- перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

Законом о бюджете утверждаются:

* суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

* размер долга иностранных государств на конец финансового года;

* предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам -- участникам СНГ;

* предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам -- участникам СНГ;

* программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об