Финансовый контроль и государственный аудит. Аудиторский финансовый контроль: формы и виды

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Развитие рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, создание предприятий различных форм собственности, расширение внешнеэкономических связей резко повысили требования к финансовой надежности субъектов хозяйствования и объективности при оценке их финансового состояния. Это привело к необходимости создания в России системы аудита.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений ио экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Основными целями аудиторских проверок являются: проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, экспертиза финансового состояния субъекта хозяйствования, разработка рекомендаций по повышению его финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешние аудиторские проверки проводятся в точном соответствии со стандартами и требованиями федерального законодательства, строго регламентирующего обязанности и ответственность аудиторских организаций.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:

  • постановку и ведение бухгалтерского учета;
  • составление налоговых деклараций;
  • проведение финансового анализа;
  • обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;
  • консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основные задачи аудиторской проверки:

  • установить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства;
  • установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;
  • проверить законность осуществленных финансовых операций;
  • проверить правильность составления налоговых деклараций.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:

  • положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;
  • с замечаниями , когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;
  • отрицательным , когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации — заказчика проверки).

Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. Это могут быть взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность.

Аудиторский финансовый контроль в России развивается. Сфера его деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос та спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.

Аудиторский финансовый контроль

Разновидностью является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г. отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами (вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение : официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, как обязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов РФ создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

1. Теория контроля

1.1 Основные понятия финансового контроля, цель, функции и задачи

Контроль - это функция, которая присуща всякому управлению.

«Контроль» - это не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления, цель, которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Такое определение контроля дано в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой 1Х Конгрессом организации высших контрольных органов (ИТОСАИ) в 1977 г., которое не утратило своего значения и в настоящее время.

Контроль - () с французского означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо.

Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансовой деятельности организаций, всех звеньев экономики.

Являясь составной частью функции управления, финансовый контроль выполняет насколько функций: информационную, профилактическую, мобилизирующую и воспитательную.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

Укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

Обеспечение сохранности принадлежащих организации имущества, денежных средств и т.д.;

Достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

Выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

Выявление путей совершенствования работы организаций.

1.2 Виды финансового контроля

Финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется в настоящее время в нескольких формах и видах. Критерием для выделения различных видов контроля является его статус в управленческой структуре, который выражается в объеме властных полномочий его субъектов. Исходя из этого критерия различают три вида контроля: государственный, общественный, аудиторский.

Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления: Комитет государственного контроля РБ, Министерство финансов РБ, Министерство по налогам и сборам РБ, Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, Министерство культуры РБ, органы, осуществляющие ведомственный контроль и пр.

Субъектами общественного контроля являются в настоящее время только профессиональные союзы.

Субъектами аудиторского контроля являются организации и специалисты, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности в РБ.

Высшим органом финансово-экономического контроля в РБ является Комитет государственного контроля РБ. Контрольные полномочия КГК распространяются на все государственные органы и учреждения РБ, а также другие и организации, использующие бюджетные средства.

Особое место среди органов государственного контроля занимает Министерство финансов РБ, так как его органы являются важнейшим звеном финансово-кредитной системы республики. Осуществляя непосредственное руководство финансовой системой РБ, они выполняют задачу составления бюджета, контроля полноты и своевременности поступления средств в бюджет, целевого их использования, соблюдения финансовой дисциплины, учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете, средств за состоянием бухгалтерского учета и отчетности, за выполнением организациями финансовых планов.

В зависимости от охватываемой контролем сферы выделяются следующие виды контроля: административный, технический и финансово-хозяйственный.

Финансово-хозяйственный контроль представляет собой систему надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми организациями с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности. Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный и аудиторский контроль.

Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъектов подразделяется на: внутрихозяйственный, ведомственный, вневедомственный.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и др. службы организации в пределах своей компетенции.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами (ведомствами) за деятельностью прямо подчиненных им организаций. В министерствах и ведомствах имеются контрольно-ревизионные управления, работа которых регламентируется отраслевыми инструкциями.

Вневедомственный контроль осуществляется органами общей и специальной компетенции за деятельностью организаций, прямо им не подчиненных, независимо от формы собственности и видов деятельности. Высшим специализированным органом вневедомственного контроля является Комитет государственного контроля РБ. Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено также Министерство финансов РБ. К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам РБ. Вневедомственный контроль осуществляют в ряде случаев и банки.

2. Государственное регулирование финансового контроля

С 19.12.2008г. радикально изменилась ситуация в области организации и проведения контрольно-ревизионной работы в РБ: с этого числа вступил в силу Указ Президента РБ 3689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь». Данным Указом предписано было приостановить проведение контроля и надзора за деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу Указа Президента РБ, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в РБ.

16.10.2009 г. Президентом РБ подписан Указ №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ, который и установил единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов:

впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки не вправе;

закреплен принцип проведения плановых проверок в течение одного календарного года несколькими контролирующими (надзорными) органами;

установлен новый порядок назначения плановых проверок на основе отнесения субъектов хозяйствования к группам риска;

все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности;

установлена периодичность назначения плановых проверок в соответствии с группами риска;

установлены сроки проведения проверок;

для всех контролирующих (надзорных) органов закреплена процедура проведения проверки и оформления ее результатов;

установлен исчерпывающий перечень оснований и должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки;

предусмотрен порядок признания проверки незаконной;

введено новое понятие «чек-лист» - это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и которые подлежат проверке соответствующим контролирующим органом;

Координация всех плановых проверок возложена на Комитет государственного контроля РБ и его органы, которые должны формировать координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на каждое полугодие (не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки).

В соответствии с Указом №510:

постановлением Совета Министров РБ утверждены формы книги учета проверок и журнала производства работ и Правила их ведения (№383 от 18.03.2010 г.);

приказом Комитета государственного контроля РБ утверждена Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами КГК РБ (№1 от 04.01.2010 г.);

постановлением Министерства финансов РБ установлены основные методы осуществления проверок органами МФ РБ; (№156 от 31.12.2009 г.).

3. Порядок организации и проведения проверок

3.1 Порядок организации контрольной (надзорной) деятельности, проведения плановых проверок

Плановая проверка - это проверка, включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в РБ формируются органами государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления сводных планов проверок, в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля. Координационный план размещается на официальном сайте КГК РБ не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

При планировании проверок может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска.

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа.

Срок проведения проверки не может превышать при проведении проверок:

Индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней;

Иных субъектов -30 рабочих дней.

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки.

Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска вправе до начала проведения плановой проверки направлять контролирующему органу копию аудиторского заключения, содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита, могут не проверяться.

Проведение проверок осуществляется с применением методов и способов, установленных законодательством.

3.2 Оформление результатов проверки

Все полученные в ходе проверки материалы являются основанием для оформления результатов проверки. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) оформляются в двух экземплярах и подписывается проверяющими в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Проверяющие несут ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, указанных в акте проверки. За достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных документах, справках, объяснениях, расчетах ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта.

Акт (справка) проверки подписываются также руководителем и главным бухгалтером проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем.

При наличии возражений по акту проверяемый субъект делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней представляет в письменном виде возражения по акту в контролирующий орган. Обоснованность доводов изучается руководителем проверки и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение. Может быть назначена дополнительная проверка. На основании акта, составленного по результатам проверки, в течение 30 рабочих дней выносится решение и требование (предписание) об устранении нарушений.

3.3 Особенности осуществления отдельных форм (видов) контроля (надзора)

финансовый ревизия проверка контроль

Законодательством установлены и другие виды проверок: внеплановые, рейдовые, встречные, дополнительные.

Внеплановые проверки - это проверки, не включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Внеплановая проверка может быть назначена только руководителем республиканского уровня либо одним из его уполномоченных заместителей в целях проверки имеющейся информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.

Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в соответствии с положениями Указа № 510 с учетом особенностей. По результатам такой проверки составляется акт (справка).

Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки не должен превышать трех рабочих дней.

Проведение рейдовых проверок Указом № 510 в настоящее время ограничено. Они могут быть назначены только отдельными органами и только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам.

Встречная проверка - это внеплановая проверка, проводимая в целяъ установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям.

Для таких проверок не требуется отдельного предписания, они могут проводиться на основании предписания на основную проверку. Встречная проверка может не назначаться, если сумма отдельно взятой финансовой операции на момент ее совершения не превышает 250 базовых величин.

Встречная проверка назначается, если осуществленная финансово-хозяйственная операция связана с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки.

Указом №510 в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях проверяемых субъектов, предусмотрена возможность назначения дополнительной проверки в отношении проверяемого субъекта. Решение о назначении дополнительной проверки принимается руководителем проверки не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. Письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

3.4 Порядок осуществления ведомственного контроля

Указом Президента РБ №325 от 22.06.2010 г. установлен порядок осуществления ведомственного контроля в РБ. Указом №325 утвержден перечень государственных органов, осуществляющих ведомственный контроль. Данные государственные органы осуществляют в пределах своих полномочий контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав организациями. Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих организациях могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы). Ведомственный контроль может осуществляться структурными подразделениями контролирующего органа. Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.

Основными задачами контролирующих органов являются:

Обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, подведомственными организациями;

Своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

Принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

Выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Основными функциями контролирующих органов являются:

Организация и проведение различных проверок в подведомственных организациях: плановых, внеплановых, камеральных, а также мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственных организаций (мониторинг);

Оказание методологической помощи подведомственным организациям;

Обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений.

В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации может проводиться не чаще одного раза в два года.

4. Понятие аудита

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Профессия независимого бухгалтера - аудитора возникла в Х1Х веке.

Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности компаний с тем, чтобы были получены достоверные данные, отражающие действительное финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности за определенный период.

В настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Таким образом, объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность организаций всех форм собственности.

В Законе РБ «Об аудиторской деятельности» дано следующее определение аудита: аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

4.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности

Во всем мире аудиторская деятельность регулируется законодательно. Аудиторская деятельность в РБ в настоящее время осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого Верховным Советом РБ 08.11.1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов РБ в форме правил аудиторской деятельности.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита МФ РБ. Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства РБ при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.

Аудиторская организация - это юридическое лицо, созданное для занятия аудиторской деятельностью и получившее лицензию на право занятия этой деятельностью.

Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по специальности, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

4.2 Виды аудита

В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит независим по отношению к контролируемой организации и несет ответственность перед внешними пользователями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и т.д.). Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющие лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Внутренний аудит - необходимый элемент управленческого контроля в средних и крупных организациях. Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная деятельность и производственная деятельность организации. Органами внутреннего контроля являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы организаций. Внутренний аудит осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штате контрольно-ревизионной службы организации. Осуществление деятельности внутренними аудиторами регламентируется должностными инструкциями.

Аудит может быть добровольным и обязательным.

Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

Обязательный аудит - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязанность проведения которого установлена законодательно. Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита.

4.3 Порядок проведения аудиторской проверки

Подготовка к проведению аудита включает в себя: определение объема аудиторской проверки, стоимость ее проведения, заключение договора на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство аудитора-индивидуального предпринимателя или аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Правоотношения, возникающие между сторонами при проведении аудита, регулируются соответствующим договором оказания аудиторских услуг. Его содержание определено Законом РБ «Об аудиторской деятельности». Договор заключается в простой письменной форме и должен включать существенные условия, предусмотренные Законом.

Планирование аудита в РБ регулируется соответствующим стандартом аудиторской деятельности, утвержденным Министерством финансов РБ. Планирование аудиторской проверки позволяет качественно и своевременно провести аудит бухгалтерской отчетности, законности и достоверности финансово-хозяйственных операций и правильности отражения их на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки.

Аудитор самостоятельно определяет процедуры получения аудиторских доказательств. Основной работой аудитора является подготовка аудиторских доказательств по всем объектам аудита. Субъект хозяйствования несет ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, предоставленной аудитору на проверку. На основе анализа и обобщения доказательств аудитор делает соответствующие выводы. Аудитор должен документально оформлять все сведения и факты, полученные в результате аудиторской проверки. Документация - это рабочие документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в ходе аудиторской проверки, которые должны храниться у аудитора, а после завершения аудита передаваться в архив аудиторской организации на хранение.

Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение - это юридический документ, основное назначение которого состоит в том, чтобы довести до пользователей информацию о достоверности финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

По результатам аудита аудитор должен дать одно из следующих видов заключения: положительное, условно-положительное (или с замечаниями), отрицательное, либо отказаться от аудиторского заключения.

Аудиторское заключение состоит из двух отдельных документов: аналитической (справки или акта) и итогового заключения.

В аналитической части излагаются результаты аудиторской проверки. В акте (справке) отражаются все нарушения, выявленные аудитором.

В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования.

Аудиторское заключение составляется и подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется печать аудиторской организации.

Субъект хозяйствования несет ответственность за достоверность копий аудиторского заключения, предоставленных заинтересованным пользователям. Заинтересованные пользователи не имеют права требовать от аудиторской организации (аудиторов-предпринимателей), а аудиторская организация (аудитор-предприниматель) не имеет права и не обязана предоставлять третьим лицам копии аналитической справки (акта) аудиторского заключения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организационные основы ревизий. Происхождение слова "ревизия". Классификация ревизии. Цель ревизии или проверки. Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок. Составление акта ревизии. Ревизии кассовых операций: цели, этапы и объекты проверки.

    реферат , добавлен 07.11.2008

    Анализ финансовой деятельности ЗАО "Сельма". Задачи и этапы проведения аудиторской проверки расчетов с персоналом предприятия, оформление ее результатов. Порядок контроля документального оформления расчетов, начисления заработной платы и удержаний из нее.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Сущность, цель, предмет, объект и метод аудита, его место в системе финансового контроля. Знания, которыми должен обладать аудитор. Его права и ответственность при проведении аудиторской и независимой финансовой проверки деятельности предприятия.

    реферат , добавлен 06.09.2015

    Задачи и нормативное регулирование аудиторской проверки финансовых результатов и их распределения. Этапы аудиторской проверки. Совершенствование системы внутреннего контроля финансовых результатов деятельности предприятия. Результаты аудиторской проверки.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2012

    Теоретические основы аудита и практика проведения аудиторских проверок. Роль аудита в развитии функции контроля. Сущность аудита и его задачи. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. Профессиональная этика аудитора.

    курс лекций , добавлен 12.10.2009

    Сущность и цель аудита, пользователи финансовой отчетности. Понимание деятельности экономического субъекта. Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете. Схема проведения аудиторской проверки и оценка ее результатов. Контроль качества работы аудиторов.

    шпаргалка , добавлен 17.08.2009

    Цель внутреннего финансового контроля в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия). Внутренний контроль и функции управленческого аудита. Формы финансового контроля и способы его проведения. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Цель и задачи аудита объектов учёта и аудиторской услуги по определению финансового состояния, составление его программы и основные этапы. Правила оформления материалов аудиторской проверки и услуги, порядок составления экспертного заключения проверки.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Изучение аудита учета финансовых результатов: сущность, методы, нормативно-правовое регулирование и основные задачи. Аудит доходов и расходов от основного и прочих видов деятельности. Аудит нераспределенной прибыли. Выявленные ошибки в ходе проверки.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Сущность и роль аудита в условиях рыночной экономики. Нормативные документы, его регулирующие. Методика проведения проверки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Проведение аудиторской проверки по поручению органов дознания.

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся аудиторский контроль, внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами.

Наиболее распространена аудиторская деятельность. Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.

Главная цель аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.

Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности:

1. Независимость и объективность при проведении проверок.

2. Конфиденциальность.

3. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.

4. Использование методов статистики и экономического анализа.

5. Применение новых информационных технологий.

6. Умение принять рациональное решение по данным аудиторской проверки.

7. Доброжелательность и лояльность по отношению к клиенту.

8. Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций по заключениям по результатам аудиторской проверки.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами. Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.

Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

Аудит информирует руководство экономического субъекта и государственные органы - заказчиков аудита - о состоянии деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый уровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

Основные задачи аудиторского контроля:

1. Установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

2. Проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

постановку и ведение бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах;

анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства;

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов -- прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -- за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) - этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений

Аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля был урегулирован Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденным этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, которые утратили силу с принятием Указа Президента от 13.12.2001 №1459 и ФЗ от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

В соответствии с данными нормативными актами, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ. Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами оказываются следующие услуги:

    постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;

    налоговое консультирование;

    анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

    управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;

    правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

    автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;

    оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

    разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-плана;

    проведение маркетинговых исследований;

    проведение НИОКР в области, связанной и аудиторской деятельностью и многое другое.

Аудиторы и аудиторские фирмы, прошедшие аттестацию, начинают свою деятельность после государственной регистрации, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление аудита выдаются Минфином РФ. Аудитор в процессе проведения аудита оценивает существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Результатом аудиторской деятельности является аудиторское заключение, имеющее силу официального документа и содержащее выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухучета законодательству РФ.

В зависимости от сферы проведения, аудит делиться на :

    банковский аудит;

    аудит внебюджетных фондов;

    аудит инвестиционных фондов и бирж;

    аудит страховых организаций;

    общий аудит.

12. Страхование как институт финансовой системы

Понятие «страхование» содержится в законе РФ от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за чет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризована как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

Страховая деятельность – (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физ. и юр. лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачи страхового дела:

    проведение единой государственной политики в сфере страхования

    установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов в РФ.

Страхование осуществляется в обязательной и добровольной формах (статьи 929-970 ГК РФ).

Виды страхования:

1) по организационному признаку: внутреннее (ограниченное), внешнее, смешанное;

2) по объекту страхования: имущественное страхование (страхование материальных ценностей), личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность), страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности является Федеральная служба страхового надзора, которая находится в ведении Минфина РФ.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об