Элементы экономической политики государства. Экономическая политика

  • Глава 4. Товарное производство
  • 1. Формы и типы общественного хозяйства
  • 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
  • 3. Благо и товар
  • 4. Теории стоимости товара
  • 5. Деньги
  • 6. Цена
  • Глава 5. Рынок
  • 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
  • 2. Структура и типы рынков
  • 3. Инфраструктура рыночной экономики
  • 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
  • Глава 6. Спрос и предложение
  • 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
  • 2. Предложение и его функции
  • 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
  • 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
  • Глава 7. Конкуренция и монополия
  • 1. Конкуренция и ее методы
  • 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
  • 3. Экономическая монополия и ее формы
  • 4. Антимонопольное регулирование
  • Глава 8. Теории потребительского поведения
  • 1. Экономическое потребление
  • 2. Граница производственных возможностей
  • 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
  • 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
  • Раздел III. Теория микроэкономики
  • Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
  • 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
  • 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
  • 3. Особенности предпринимательства в России
  • Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
  • 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
  • 2. Многообразие форм предприятий
  • 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
  • Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
  • 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
  • 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
  • 3. Концепция и основные задачи логистики
  • 4. Сущность и содержание маркетинга
  • Определения маркетинга
  • 5. Маркетинг как рыночная концепция
  • Глава 12. Теория производства и производственная функция
  • 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
  • 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
  • 3. Изокванты
  • 4. Производство с одним переменным фактором
  • 5. Замещаемость производственных факторов
  • 6. Прямая равных издержек (изокоста)
  • 7. Производство с двумя переменными факторами
  • Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
  • 1. Определение издержек производства
  • 2. Виды издержек
  • Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
  • 3. Эффект масштаба производства
  • 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
  • Глава 14. Рынки факторов производства
  • 1. Рынок труда и заработная плата
  • 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конку­рентным.
  • 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой про­дукции.
  • 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
  • Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
  • 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
  • 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
  • 3. Основные и оборотные фонды, их структура
  • 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
  • 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
  • Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
  • 1. Аграрные отношения и их специфика.
  • 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
  • Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
  • 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
  • Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
  • Раздел IV. Теория макроэкономики
  • Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
  • 1. Определение национальной экономики
  • 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
  • 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
  • 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
  • 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
  • 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
  • Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
  • 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
  • 2. Государственное регулирование регионального развития
  • Глава 19. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
  • 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
  • 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
  • 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
  • Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
  • 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
  • 2. Экономический рост
  • 3. Безработица: сущность, причины и формы
  • 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
  • Глава 21. Закономерности денежного обращения
  • 1. Понятие денежного обращения
  • 2. Законы денежного обращения
  • 3. Денежная система и ее элементы
  • 4. Структура денежной массы и ее показатели
  • Денежная масса в Российской Федерации в 1997-2001 гг.1
  • 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
  • Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
  • 1. Сущность и функции финансов
  • 2. Финансовая система государства и её субъекты
  • 3. Концепции финансов государства
  • 4. Государственный бюджет
  • 5. Кредит: принципы, функции, формы
  • 6. Банки и современная банковская система
  • 7. Государственный долг
  • 8. Страховая деятельность
  • 9. Рынок ценных бумаг
  • Глава 23. Налоги и налоговая система
  • 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
  • 2. Принципы налогообложения
  • 3. Субъекты налоговых отношений
  • 4. Налоговая система Российской Федерации
  • 5. Налоговая политика
  • Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
  • 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
  • 2. Экономические функции государства
  • 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
  • 4. Экономическая политика государства
  • Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
  • 1. Общая модель смешанной экономики
  • 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
  • 3. Функциональное строение совокупного спроса
  • 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
  • Раздел V. Проблемы переходной экономики
  • Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
  • 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  • 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
  • 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
  • Глава 27. Трансформация отношений собственности
  • 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
  • 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
  • Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
  • Глава 28. Мировое хозяйство
  • 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
  • 2. Классификация стран
  • 3. Теории мирохозяйственных связей
  • 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
  • 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
  • 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
  • 7. Интеграция России в мировое хозяйство
  • Глава 29. Глобализация экономических отношений
  • 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
  • 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
  • 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
  • Раздел VII. Из истории экономических учений
  • Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
  • 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
  • 2. Меркантилизм - первая научная экономическая система
  • 3. Возникновение классической школы
  • 4. Теоретические основы марксизма
  • Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
  • 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
  • 2. Неоклассическое направление экономической мысли
  • 3. Институционализм и неоинституционализм
  • 4. Кейнсианство
  • 5. Неолиберальные концепции
  • 6. Монетаризм
  • Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
  • 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
  • 2. Основные направления развития политэкономии социализма
  • 3. Постсоветская экономическая мысль
  • Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
  • 1. Особенности развития экономической мысли в России
  • 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
  • 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов
  • 4. Экономическая политика государства

    Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики. Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

    Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

      Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

      Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

      Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

      Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

    Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

    Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

    Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

    Общий вид функции:

    где У; (i = 1, ..., k ) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., X s - множество инструментов экономической поли­тики;

    Z i , ..., Z n - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

    Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

    Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi -то инструмента на yi - ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики ( mif ) - показателя эффективности воздействия xi -то инструмента на yi - ую цель: d y , тц = d xj .

    Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» у х )

    определяет, на сколько процентов изменится значение цели У i при изменении инструмента xi на 1%.

    При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

    При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

    Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

    В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

    Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

    Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования. В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

    Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

    Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

    Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

    70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

    Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

    Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

    Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

    Этот процесс идет по следующим направлениям:

    последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

    резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

    уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

    В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

    В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

    Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

    По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

    Экономическая (макроэкономическая) политика государства

    представляет собой набор определенных целей в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей.

    Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

    Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и ближайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

    Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реализации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

    Следствием различий экономической политики является различие и в средствах, используемых для достижения целей. Например, если, по Дж.М. Кейнсу, в краткосрочном периоде эффективным может оказаться метод искусственного стимулирования совокупного спроса и спровоцированный этим рост уровня инфляции, то использование таких же приемов в решении задач долгосрочного периода бесспорно нецелесообразно. Искусственное нагнетание инфляции в течение длительного времени отрицательно скажется не только на денежном рынке, но и на национальной экономике в целом.

    Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Они должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную материальную базу и четкую экономическую концепцию.

    Различают конечные, долгосрочные и текущие цели экономической политики.

    Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация основной цели экономической политики в значительной мере зависят от модификации избранной в стране модели социально- экономического развития. В чистом виде рыночная модель практически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

    Наиболее распространенной в современном мире является одна из разновидностей рыночной модели - модель социально ориентированной рыночной экономики.

    Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение темпов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объема ВВП, рост реальных доходов населения.

    В определении курса экономической политики, а следовательно, и в определении и постановке экономических целей ведущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельности и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-экономического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений развития являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

    Для реализации принятой концепции экономической политики правительство разрабатывает долгосрочные, среднесрочные и текущие (краткосрочные) программы. Примером такого рода программы может служить принятая в 2001 г. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 - 2004 годы. Она является частью долгосрочной Программы стратегии развития России до 2010 г. Программа социально-экономического развития на каждый предстоящий год представляется правительством на обсуждение и принимается Советом Федерации одновременно с принятием государственного бюджета.

    Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. C помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэкономическую деятельность.

    Экономическая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался все последнее десятилетие XX в., и нынешнею политику периода экономической стабилизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

    Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических отношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

    Сложность и противоречивость переходного периода были обусловлены следующим: одновременно действовали законы, присущие как старой, так и зарождающейся системе; человеческое мышление с трудом воспринимало рыночные новации; в экономике практически отсутствовали специалисты-рыночники. Кроме того, важным обстоятельством являлось то, что переходный период совпал со временем, когда Россия находилась в состоянии глубокого не только экономического, но социального и политического кризиса, и это необходимо было учитывать при построении экономической политики. Основными ее целями были: создание основ рыночной экономики; экономическое выживание и поиск путей для стабилизации. Средствами достижения этих целей явились: создание правовой базы, регулирующей рыночные отношения; структурная перестройка и начало кардинальных экономических реформ. За это время осуществлены: разгосударствление и приватизация; переход к рыночному ценообразованию; были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке, одной из форм осуществления которой явилась конверсия.

    Характерной чертой переходного периода являются быстрые темпы развития сферы услуг, а также отраслей топливно-энергетического комплекса и других базовых отраслей, продукция которых стала в больших количествах поставляться на экспорт.

    Меры, принятые в переходный период, а следовательно, и экономическая политика этого времени не бесспорны и не всегда имели только положительный смысл. Однако, несомненно, что во многом благодаря им и стечению некоторых обстоятельств, например, стабильно высокому уровню цен на экспортируемую Россией нефть, экономика России к началу XXI в. вышла на путь преодоления экономического кризиса.

    Современный этап экономического развития России существенно отличается от предыдущего. Он характеризуется определенной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в структуре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

    Изменение ситуации в реальном секторе экономики потребовало существенных коррективов экономической политики. Основной смысл политики нового этапа экономического развития России изложен в правительственной Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 - 2004 годы. В качестве главных целей она устанавливает:

    Повышение уровня жизни населения на основе роста объема ВВП;

    Модернизацию экономики и повышение ее эффективности;

    Совершенствование институциональной среды, доведение ее до уровня, необходимого для стимулирования экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор экономики;

    Совершенствование финансовых отношений, направленное на выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в инструмент активного вмешательства государства в экономику.

    Экономическая политика государства не может быть застывшей, данной раз и навсегда. Она должна, с одной стороны, всегда соответствовать духу времени, т.е. зависеть от реального положения дел, а с другой - обязана сама оказывать активное и эффективное влияние на состояние и развитие экономики.

    Государственная экономическая политика – генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых высшими органами государственной власти от лица всего общества в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Обычно считается, что государственная экономическая политика складывается из бюджетной , структурной , инвестиционной , ценообразования , финансовой, денежно-кредитной , внешнеэкономической , социальной , институциональной политики, а также политики в области труда и занятости .

    На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

    1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики.

    2. Поддержание эффективного размера занятости.

    3. Cтабилизация уровня цен, борьба с инфляцией.

    4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

    Экономическая политика конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства:

    бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства;

    структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

    инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования;

    политика ценообразования в области регулирования цен на потребительском рынке и цен производителей;

    финансовая политика – совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики;

    денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Ее осуществляет Центральный банк;

    внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

    социальная политика в сфере развития социальных услуг, дифференциации доходов социальных слоев и поощрения тех или иных видов деятельности;

    институциональная политика по изменению организации экономики – созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей. Процессы формирования или трансформации институтов еще называют институционализацией экономической политики;


    зональная политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами;

    политика в области труда и занятости направлена на повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

    Субъектами государственной экономической политики выступают:

    – государство, включая региональные и местные институциональные образования;

    – негосударственные союзы, организации и объединения;

    – транснациональные корпорации и крупные бизнес-структуры.

    Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, которыми оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определенных целей национального экономического развития. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за ее реализацию исполнительная власть – в частности, правительство, которое ставит задачи и передает права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

    К негосударственным союзам и объединениям относятся институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определенные задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в России относятся Торгово-промышленная палата России (ТПП) и региональные торгово-промышленные палаты, центры занятости населения.

    К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоев общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы, союзы предпринимателей, религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на органы государственной власти. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государственной власти, стремящейся обеспечить благосостояние общества. В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

    Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определенные группы и институты общества. К ним следует отнести: политические партии и организации, средства массовой информации, влиятельные личности (ученые, политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы, ее структурой.

    В развитии процессов глобализации среди субъектов экономической политики появились также институты, имеющие надгосударственный характер. Основой их деятельности являются межгосударственные соглашения. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Таким образом, в последнее время возникает форма надгосударственной экономической политики. Примером тому является деятельность Европейского союза и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭс).

    Крупные отечественные бизнес-структуры (банки, холдинги, корпорации) также являются субъектами экономической политики. Такими, например, являются ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть». Большое влияние на экономическую политику любой страны, в том числе и России, оказывают транснациональные корпорации (ТНК) – компании, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным.

    В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 – транснациональные корпорации, остальные – государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.

    ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР. ТНК – это не только производственные компании, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

    В настоящее время Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 596 даны поручения Правительству Российской Федерации о принятии мер, направленных на достижение следующих социально-экономических показателей:

    а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

    б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;

    в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

    г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

    д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.

    На основе опыта формирования и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным интегрирующим звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики.

    Цели экономической политики государства

    Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

    Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

    Структурно-отраслевая политика;

    Инвестиционная политика;

    Амортизационная политика;

    Политика институционных преобразований;

    Ценовая политика;

    Антимонопольно-конкурентная политика;

    Бюджетная политика;

    Налоговая политика;

    Денежно-кредитная политика;

    Валютная политика;

    Внешнеэкономическая политика.

    Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.

    В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения .

    Принципы экономической политики государства

    Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

    Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

    Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой .

    Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.

    Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

    Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

    1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

    2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

    3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны .


    Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияние на них или непосредственное предопределение их результатов. Основной целью экономической политики любой страны является рост благосостояния населения. Для реализации этой цели необходимо обеспечить: экономический рост; полную занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
    В настоящее время выделяют следующие основные структурные направления экономической политики. Финансовая политика (включает денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и таможенную политику). Внешнеэкономическая политика (состоит из внешнеторговой политики, политики в области международного инвестиционного сотрудничества, валютной политики, политики в отношении международных экономических организаций). Социальная политика (социальная защита и социальное обеспечение населения, защита прав потребителей, жилищная политика, политика в области доходов населения, политика в области здравоохранения и образования, экологическая политика). Структурная политика. Региональная политика.
    Проведение экономической политики предполагает соблюдение определенных требований: должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Яна Тинбергена, количество целей не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в распоряжении государства. Политики могут достичь поставленных целей только тогда, когда количество инструментов равно количеству целей. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству любой страны необходимо четко представлять себе очередность конкретных мероприятий государственной экономической политики. Без триады «цель - инструменты - мультипликатор» в настоящее время не обходится разработка ни одной государственной программы.
    Рыночная экономика обладает определенной инерционностью. Экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания (так называемый временной лаг), отделяющий изменение цели от изменений инструмента. Учет лага при принятии тех или иных решений является важнейшей проблемой организации государственного регулирования, поскольку правительству необходимо знать не только вероятный результат применения того или иного инструмента экономической политики, но и время его срабатывания. По своему строению временной лаг неоднороден. Существует лаговая структура, которая состоит из следующих элементов: лаг признания (лаг № 1) - время, прошедшее от возникновения той или иной экономической проблемы до признания политиками и государственными органами факта существования проблемы, ее важности. Продолжительность этого лага зависит от состояния экономической науки, ее роли в принятии политических решений, компетентности лиц, принимающих решения; лаг принятия решений (лаг № 2) - промежуток времени между признанием наличия проблемы и принятием решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов. Продолжительность данного лага зависит от процедуры принятия решений (распоряжение правительства, указание Центрального банка или принятие закона парламентом); лаг начала конкретных действий государственных органов (лаг № 3) - время между принятием решения и изменением конкретного инструмента регулирования. Например, если решено увеличить предложение денег, то Центральному банку потребуется время, для того чтобы уменьшить норму обязательного резерва, снизить учетную ставку, увеличить объемы покупок государственных ценных бумаг и т.п. Продолжительность этого лага зависит от эффективности работы государственного аппарата и взаимодействия его звеньев; лаг продолжительности процессов (лаг № 4) - время между изменением инструмента и изменением поведения экономического субъекта; лаг воздействия (лаг № 5) - промежуток времени от изменения макроэкономического инструмента до изменения макроэкономической цели (к примеру, время от изменения налоговых ставок до изменения совокупного спроса).
    Расчет лаговых структур дает возможность государству классифицировать инструменты по величине эффекта и степени быстроты действия, способствует выработке долгосрочных политических стратегий.

    Существование временных лагов является одной из причин «провалов» в деятельности государства по регулированию экономических процессов. Провалы государства - возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. Причинами «провалов» в деятельности государства являются следующие. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или нежелательных для общества решений (в современной многоотраслевой экономике информация асимметрична). Недостаток контроля общества над бюрократией. Бюрократизм в принятии экономических решений. Несовершенство политического процесса принятия решений, лоббизм, логроллинг (торговля голосами при принятии законодательных решений). Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
    Наряду с провалами государства выделяют и провалы рынка. Провалами рынка называются такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения (т.е. выгодные для них и не выгодные для общества). Провалы рынка - это результат действия самого рынка: тенденция к установлению монопольного контроля над рынком; неравномерность распространения информации в экономической среде; неспособность рынка производить общественные блага; неспособность рынка соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; неспособность рынка устранить внешние эффекты.
    Вмешательство государства в экономику как раз и направлено
    на смягчение провалов рынка.
    Подводя итог изложенному материалу, можно констатировать, что с развитием и усложнением экономики государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, вмешиваясь в жизнь рынка только в той степени, в какой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия.
    Вопросы для самоконтроля Чем вызываются необходимость и возможность государственного регулирования экономики (ГРЭ)? Назовите функции государства в рыночной экономике. В чем заключаются минимальные и максимальные границы участия государства в регулировании рыночной экономики? Каковы признаки общественных товаров и услуг? С помощью каких экономических показателей можно измерить степень участия государства в регулировании рыночной экономики? В чем заключаются особенности организационно-правовой формы государственных корпораций? Каковы положительные и отрицательные стороны функционирования госкорпораций? В чем сущность государственно-частного партнерства (ГЧП) и его отличительные черты? Назовите основные формы ГЧП. В каких сферах экономики наиболее эффективно применение административных методов управления? Что такое «провалы государства» и каковы их причины?
    10. Выделите основные направления экономической политики государства.
    Тематика курсовых работ Проблемы формирования современной промышленной политики в России. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий в России. Основные направления и проблемы реформирования науки в России. Место и роль государственных корпораций в российской экономике. Государственно-частное партнерство как особая форма государственного регулирования экономики. Государственный капитализм как модель экономического развития для России. Эволюция теоретических взглядов на проблему вмешательства государства в экономику. Экономические функции государства и направления их реализации в России. Государственная сельскохозяйственная политика и проблемы развития агропромышленного комплекса России. Особенности российской приватизации и передела собственности. Проблемы развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса России. Проблемы и перспективы региональной политики в России. Проблемы функционирования государственной контрактной системы в России и зарубежных странах.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об