Контрольная работа: Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций. Международное инвестиционное сотрудничество Международное инвестиционное право

Ключевые термины: инвестиции, инвестиционное право, инвестор, защита прав инвестора.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • - особенности правового регулирования международных инвестиционных отношений;
  • - международные акты, внутригосударственное законодательство и другие источники правового регулирования международной инвестиционной деятельности;

уметь

  • - применять источники правового регулирования международной инвестиционной деятельности;
  • - квалифицированно толковать акты, регулирующие международную инвестиционную деятельность;
  • - проводить научные исследования по проблемам правового регулирования международной инвестиционной деятельности;

владеть навыками

  • - составления письменных документов юридического содержания;
  • - ведения дискуссий, деловых переговоров с партнерами; проведения научно-исследовательской работы в области международной инвестиционной деятельности.
  • 9.1. Общая характеристика правового регулирования... _

Общая характеристика правового регулирования международной инвестиционной деятельности

В экономической литературе под инвестициями понимаются «затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов» 1 . Однако указанное определение инвестиций вследствие его чрезмерной абстрактности не может быть эффективно в целях правового регулирования.

Нечеткость представлений об инвестициях в международных предпринимательских отношениях как об экономическом явлении привела к тому, что в доктрине международных отношений и международного права отсутствует бесспорная юридическая дефиниция международных инвестиций. При этом споры идут как вокруг понятия «инвестиции», так и относительно понятия «международные» 2 .

Практика правового регулирования инвестиционных процессов идет по пути, когда понятие «международные инвестиции» каждый раз определяется конкретным нормативным актом, преследующим ту либо иную цель регулирования. При этом цели регулирования в разных случаях могут существенно различаться, что в результате приводит к различным юридическим моделям понятия «инвестиции», которые закладываются в тот или иной нормативный акт. Поэтому практически все межгосударственные двухсторонние инвестиционные соглашения во вводных нормативных положениях содержат развернутое определение инвестиций или капиталовложений (оба указанных термина в подавляющем большинстве случаев используются как синонимы ; в контексте настоящего издания эти понятия употребляются так же как синонимичные), даваемое в целях использования в данном международном инвестиционном соглашении.

  • 1 Макконел К. Р.,Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. С. 388.
  • 2 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 332.

Еще больше споров вокруг критериев классификации иностранных инвестиций и, соответственно, правового режима тех или иных видов вложений в экономику принимающего государства. В то же время необходимо отметить, что наибольшее значение и распространение получила следующая классификация форм инвестиционной деятельности:

  • - экспорт продукции;
  • - инвестиции как в существующие, так и во вновь возводимые производственные объекты за границей;
  • - сделки по приобретению иностранных ценных бумаг (прежде всего акций);
  • - приобретение концессий, торговых марок, патентов, лицензий и иных нематериальных прав в иностранном государстве.

В экономической и юридической литературе приводятся и иные систематики инвестиций, которые в той или иной степени созвучны приведенной классификации. Так, в зависимости от объекта инвестиционной деятельности (активов осуществляемых инвестиций) выделяют материальные (включая финансовые и вещественные) и нематериальные инвестиции .

Имеются и иные основания для определения понятия международных инвестиций и их систематики в зависимости от того либо иного классификационного критерия.

Тем не менее, несмотря на существование различных подходов к пониманию инвестиций, важным общим ориентиром для юридической классификации инвестиций являются рекомендации МВФ, который, в зависимости от степени контроля инвестора над компанией, рекомендует выделять прямые и портфельные инвестиции. Собственно, эта общая рекомендация является основой для правового анализа инвестиций, проводимого юристами, которые к прямым инвестициям относят такие вложения в акции (паи), которые дают контрольный пакет акций предприятия, а к портфельным - инвестиции, которые не дают полного контроля над предприятием . В то же время подчеркивается, что «экономическая сущность и прямых инвестиций, и портфельных, по существу, едина: и то и другое есть движение капитала как самовозрастающей стоимости» . Эта классификация является основой для правового регулирования инвестиций как на международно-правовом уровне, так и на уровне внутреннего инвестиционного законодательства. Субсидиарным классификационным критерием при разделении инвестиций на прямые и портфельные служит субъективный фактор - намерение лица, осуществляющего инвестиции, управлять предприятием (прямые инвестиции) либо стремление инвестора только получать прибыль от инвестирования в предприятие (портфельные инвестиции). К примеру, во французском праве прямыми признаются такие инвестиции, которые дают инвестору возможность контролировать инвестируемое предприятие. Следовательно, как отмечают правоведы, именно критерий контроля позволяет в наиболее важных случаях различать прямые и непрямые инвестиции . В то же время следует отметить шаткость такого критерия, как намерение управлять предприятием либо намерение получить прибыль. В реальной жизни эти намерения инвестора зачастую оказываются взаимосвязанными. Поэтому для целей правового регулирования используются более формализованные критерии разделения прямых и портфельных инвестиций.

Кроме того, с экономической точки зрения, инвестирование может осуществляться и в форме ссудного капитала, под которым понимается «предоставление кредитов в денежной или товарной форме с целью получения прибыли за счет ссудного процента» . Правовыми формами осуществления инвестирования в форме ссудного капитала могут быть договоры кредитования и займа.

Отсутствие единой позиции в представлениях о том, что такое инвестиции, сказывается и на международном правопорядке относительно этого вопроса. К примеру, один из наиболее значимых международных правовых актов в регулировании инвестиционных процессов - Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. не содержит понятия «инвестиции». Это создает нестабильность в едином унифицированном представлении об инвестициях, поскольку каждое государство, будучи принимающей стороной, во внутреннем законодательстве устанавливает собственные юридические критерии международных инвестиций, зачастую весьма сильно отличающиеся друг от друга. Как следствие, практика международных капиталовложений испытывает определенные трудности в результате нестабильных и неодинаковых правовых режимов инвестирования в различных государствах.

Между тем одним из важнейших факторов развития международной предпринимательской и иной экономической деятельности является установление предсказуемого и единообразного международного и внутригосударственного инвестиционного права, объективно предопределяющего решение инвесторов вкладывать соответствующие ресурсы в экономику того или иного государства. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание на многочисленных международных форумах, в том числе и на ЮНКТАД, участники которой с иностранными инвестициями справедливо связывают изменение условий ведения предпринимательской деятельности в масштабе всего мира.

Регулирование инвестирования в международных коммерческих отношениях имеет сложнейшую структуру, состоящую из нескольких значимых компонентов. В самом общем виде среди источников инвестиционного права можно выделить акты международно-правового характера и законодательные акты по вопросам инвестирования, принимаемые конкретными государствами (внутреннее инвестиционное законодательство).

Прежде всего необходимо отметить, что важным источником нормативного регулирования инвестиционной деятельности являются акты международного права (многосторонние международные конвенции, двухсторонние инвестиционные соглашения и договоры о взаимной защите и поощрении капиталовложений, международные обычаи, а также резолюции, которые принимаются международными организациями. Сюда же, с известными оговорками, можно отнести и проекты международных документов, направленных на регулирование инвестиций, которые оказывают «унификационное» воздействие на иные нормативные акты, в том числе и на правовые акты внутреннего законодательства).

Среди актов международного права наиболее значимыми с практической точки зрения являются двухсторонние инвестиционные соглашения, заключаемые отдельными государствами. Именно эти соглашения создают основной нормативный массив регулирования международных инвестиционных процессов и занимают подавляющее место в нормативной системе международного инвестиционного права. Как отмечает И. 3. Фархутдинов, второй этап исторического развития процесса, связанного с защитой иностранных инвестиций, наступил накануне 1960-х гг., когда отдельные европейские государства начали вести переговоры о двухсторонних договорах, которые в отличие от торговых договоров были посвящены исключительно иностранным инвестициям .

Другим источником регулирования международных инвестиций является внутреннее законодательство государств. Два этих компонента (международные акты и акты внутреннего законодательства), будучи относительно независимыми, оказывают существенное влияние друг на друга, в результате чего регулирование инвестиционных процессов имеет тенденцию к унификации. Следует отметить, что процесс формирования международного инвестиционного права проходит в борьбе между подходами, формируемыми в государствах с передовой экономикой (и, следовательно, заинтересованными в продвижении инвестиций) и государствами с развивающейся экономикой (которые, как правило, заинтересованы в привлечении капиталовложений). В терминологии западных юристов становление инвестиционного правопорядка происходит в борьбе между Севером (развитыми странами) и Югом (развивающимися странами и странами с переходной экономикой) .

В то же время при том огромном разрыве, который существует между экономиками различных государств, говорить о перспективах полной унификации международного инвестиционного права в настоящее время было бы преждевременно.

На данный момент мировой рынок инвестиций предлагает достаточно богатые возможности по перераспределению капитала. Также с развитием этого рынка возрастают его возможности и объемы вкладов.

Определение международной инвестиционной деятельности

Что же собой представляет международная инвестиционная деятельность? Это возможность экспорта сбережений в различных формах (денежной или в виде товаров) в другие страны. Естественно, целью данного вида инвестиционной деятельности (собственно, и любой другой) является получение прибыли от вкладов. Чем больше возможный доход от вкладов, тем более перспективным и привлекательным для инвесторов является предприятие.

Кроме того, этим же термином могут называть совокупность активных действий инвесторов по выводу за рубеж капитала. Это обеспечивает перераспределение денег между различными объектами и предпринимателями вне зависимости от того, резидентами какого государства они являются.

Вложение может называться международным, если для его осуществления потребовалось инвестиционное сотрудничество, то есть должны были между собой взаимодействовать представители разных государств.

В более узком понимании слово «международный» относительно вклада значит только одно - иностранный. То есть такой вклад отождествляется с иностранным вкладом.

Как работают международные инвестиции

При международном инвестировании наблюдается движение сбережений между странами, которые сотрудничают друг с другом. При этом направление движения всегда будет направлено от донора к реципиенту.

Если уж разговор зашел о движении финансов между донором и реципиентом, то нельзя не упомянуть про такие термины, как «бегство капитала» и «чистый приток капитала». Первый термин означает перевод своих сбережений и вкладывание их в страны с благоприятным финансовым положением. Естественно, что выводится капитал для того, чтобы его сохранить и преумножить на более выгодных условиях. Отлично иллюстрирует этот термин современная ситуация: большинство крупных компаний сейчас переводят свои мощности производства, например, в Китай. Это выгодно из-за большого количества трудовых ресурсов и более низкой стоимости труда, а также намного меньшего количества налогов (в отличие от стран Европы и Америки).

Чистый приток капитала означает соотношение между и объемами капитала и количеством денег, вывозимых за рубеж государства. Если в этом соотношении большая роль отводится внутренней части вкладов, то это значит, что экономика страны стремительно развивается. Она при этом является экономически привлекательной для инвесторов. Если же, наоборот, преобладает выход капитала за пределы этого государства, то это говорит о некотором экономическом упадке и его неперспективности.

Международное инвестиционное право

Межгосударственную деятельность в сфере инвестиций регулирует международное инвестиционное право - совокупность правил и норм, принадлежащих национальному и мировому праву. Именно оно гарантирует соблюдение инвесторами и странами-заемщиками своих обязательств. Данная нормативно-правовая база позволяет заключать двусторонние и многосторонние договора на межгосударственном уровне.

Предметом этой отрасли правовой деятельности являются вклады в любой форме, долговые обязательства между сторонами, ценные бумаги, инвестиционный климат в стране и т. д. Именно этот вид права определяет и при необходимости ограничивает меру влияния иностранного капитала на экономику страны.

ДИСЦИПЛИНА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 1.1. Инвестиционная деятельность в системе международных экономических отношений Преподаватель: Журова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений


Тема 1.1. Инвестиционная деятельность в системе международных экономических отношений ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Классификация и характеристика иностранных инвестиций в мировой экономике. 2. Экспорт и импорт инвестиций на современном этапе. 3. Место и роль государства во внешнеэкономических инвестиционных отношениях.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ - База данных UNCTAD - Официальный сайт МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров)Официальный сайт МЦУИС - Официальный сайт Международного инвестиционного банка - Официальный сайт МИГА (Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям) новостной сайт о бизнес-ангелах Moody"s Analytics - экономика, финансы, риски - поддержка, развитие малого и среднего бизнеса в странах АТЭС Проект Инвестируй в Россию - Инвестиции в России / официальный информационный портал


Литература по МИД в БИЦ РТА 1.Зубченко, Л. А.Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Зубченко Л. А. - Москва: Книгодел, Книга находится в База данных: KNIGAFUND 2. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: Кнорус, Международный финансовый рынок: учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : Магистр, 2011.






ИНВЕСТИЦИИ Инвестиции - это часть прибыли используемая для ресурсного обеспечения воспроизводственного процесса. Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.


Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.иностранному инвестору В том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. ИНВЕСТИЦИИ


Инвестиционные ресурсы вырабатываются самим предприятием с воспроизводственной целью, и если для расширенного воспроизводства не хватает собственных (внутренних) инвестиционных ресурсов, возникает внешняя инвестиционная потребность. Возможность удовлетворения этой потребности зависит от инвестиционной привлекательности организации. Инвестиционная привлекательность внутренней среды определяется показателями эффективности инвестиций.




По периоду и вероятности инвестирования Реальные инвестиции – это инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала в виде вложения в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т.п. Потенциальные инвестиции – это инвестиции, которым предстоит произойти, т.е. которые имеют возможность (вероятность) произойти. Финансовые инвестиции – это вложения капитала в акции и другие ценные бумаги. Классификация инвестиций




По характеру участия в управлении объектом инвестирования Степень участия определяется принадлежностью величины доли собственности инвестору. Прямые инвестиции - способные воздействовать на управление объектом инвестирования или обеспечивающие контроль над его деятельностью. Портфельные - динамично и незначительно меняющие состав капитала фирмы за счёт купли и продажи её ценных бумаг инвесторами (менее норматива для прямых инвестиций – 10% в РФ) с целью получения спекулятивного дохода. Портфельные же инвестиции в основном относятся к предприятиям типа акционерных обществ открытого типа. Причем не только к акциям, а и к облигациям и другим видам ценных бумаг. Основным институтом портфельных инвестиций является фондовая биржа. Классификация инвестиций


Валовые инвестиции выступают как совокупный объем инвестиций, направленных на приобретение средств производства, новое строительство, прирост товарно-материальных запасов в течение определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых инвестиций, уменьшенный на величину амортизационных отчислений. Классификация инвестиций


ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (от англ. "venture", что означает "рискованное начинание") имеют высокий риск получения ожидаемой доходности. сделки по приобретению фондом акций компании за денежные средства. При этом компания, акции которой приобретаются в ходе сделки, не должна находиться на поздних стадиях развития.


ДВЕ ФАЗЫ ОТБОРА ПРОЕКТА Deal Flow Deal Flow Due Diligence Due Diligence «Тщательный анализ» отобранных проектов: проверка плана, выявление всех важнейших элементов бизнес-модели, выработка окончательного решения по проекту. Цель обоих процедур: выявление всех возможностей и рисков, связанного с рассматриваемой возможностью инвестирования. «Поток сделок», формализованный процесс рассмотрения проектов инвестором отбор части проектов для дальнейшего изучения и анализа.


РАКЕТА ДРЕЙПЕРА Процедура отбора компаний фондом Draper Fisher Jurvetson бизнес-планов 750 «первых встреч» 150 due diligence инвестиций


Процедура отбора проектов менее формализована и структурирована. Фазы deal flow и due diligence часто не разделены. Бизнес-ангелы более снисходительны к рискам проектов. Однако, основные моменты процедуры отбора соответствуют приведенной выше схеме. ПРОЕКТЫ БИЗНЕС-АНГЕЛОВ






Это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. 1. Физические лица; 2. Юридические лица; 3. Создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; 4. Государственные органы; 5. Органы местного самоуправления; 6. Иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).


СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ресурсо-ищущие корпорации специализируются на переработке природных ресурсов и заинтересованы в размещении своих производственных мощностей в непосредственной близости от сырьевой базы. Страны Восточной Азии в начальный период реформ отличались от своих конкурентов по странам крупных растущих рынков низкими затратами на заработную плату, поэтому они стали объектом интереса затратной-ориентированных инвесторов. Рыночно-ищущие инвесторы высококонкурентны. Они преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков, укрепления своих позиций на них. Инвестиции, выполненные с этой целью, рассматриваются как стратегические. Несмотря на кризисы, на этих рынках защита стратегической позиции крупной компании преобладает над стремлением увеличить прибыль.




Прямые инвестиции самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; Портфельные инвестиции определяются ценными бумагами обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).




1. Осуществление инвестиционной деятельности 2. Самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии 3.Владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений 4. Передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты 5. Осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения 6. Объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений


1. Осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами российской федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. 2. Исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства российской федерации. 3. Использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.


Логика инвестора Инновационность Уникальный Ресурс - Технологические преимущества Коммерческая привлекательность Конкурентные преимущества ПРОДУКТА Инвестиционная привлекательность 1. Гарантия сохранности 2. Гарантия возврата 3. Высокая рентабельность инвестиций (стоимость бизнеса при его продаже) Команда


















Новый интернет-портал «Инвестируйте в Россию!» На портале практически по каждому региону можно открыть инвестиционную карту, где размещена актуальная информация по мерам административной поддержки, льготам, а также инвесторам, которые работают на этой территории. Кроме того, в специальном разделе здесь представлены "истории успеха".


Инвестиционная привлекательность России Капитализация фондового рынка это денежная оценка капитала, существующего в форме обращающихся на рынке ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций. 9-й крупнейший внутренний рынок мира Продолжающийся экономический рост Капитализация российского фондового рынка, $ млрд.


ОТРАСЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ Базовые отрасли модернизации Секторы инноваций Глубокая переработка природных ресурсов Инновационная энергетика Технологическая разработка важнейших месторождений Атомная энергетика Сельское хозяйство и продовольственный ритейл Аэрокосмическая индустрия Жилищное строительство и стройматериалы Фармацевтика и фармакология Транспорт и логистика Телекоммуникационные и информационные технологии







Инструменты государственного регулирования ИД Соглашения о разделе продукции Создание СЭЗ Создание оффшорных центров Налогообложение иностранных инвесторов(РНБ и национальный режим) Порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями


ТЕНДЕНЦИИ в ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В 2012 году 53 страны во всем мире приняли 86 мер политики, затрагивающих иностранные инвестиции. Большая часть этих мер (75%) касалась либерализации и стимулирования инвестиций и упрощения инвестиционных процедур и была ориентирована на самые разные отрасли, особенно в секторе услуг. Важным компонентом этих мер была политика приватизации. Среди других мер политики отмечается создание специальных экономических зон (СЭЗ). ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ в СиП Государства стали более избирательными в выдаче разрешений, касается международных слияний и приобретений (СиП). Основной целевой отраслью, в которой аннулировались СиП по соображениям регулирования или по политическим причинам, стала добывающая промышленность. 211 крупнейших международных СиП со стоимостью сделки не менее 500 млн. долл., были аннулированы в период годов.


Динамика заключения МИС, годы е ДИД - двусторонние инвестиционные договора МИС - международные инвестиционные соглашения


Возможности совершенствования режима МИС право договаривающихся государств уточнить значение положений договора (например, посредством авторитетных толкований), изменение МИС (например, посредством поправок), замена устаревших МИС (например, посредством их пересмотра) или расторжение МИС (либо в одностороннем порядке, либо на основе взаимного согласия).




Государственные инструменты поддержки венчурных инвестиций Прямое софинансирование (государство как первичный LP-инвестор (Limited Partners)) Субсидирование прибыли (Государство действует в качестве покупателя обыкновенных акций или предоставляет гранты,выступая соинвестором наряду с частными инвесторами) Предоставление гарантий (Государство значительно снижает риск убытков, компенсируя определенную их часть инвесторам)


Что должны учитывать программы государственной поддержки Государство должно обращать внимание на потребности игроков ИТ-отрасли и разрабатывать механизмы поддержки с учетом нужд бизнеса. Существует ряд рынков: Израиль, Тайвань, КНР и США, на которых государствам удалось создать успешную инфраструктуру поддержки венчурной отрасли.


10 основных критериев успешных госпрограмм: 1. Ориентация на потребности отрасли 2. Достаточное количество потенциальных участников 3. Заранее установленные цели 4. Единообразный и прозрачный процесс отбора участников 5. Разумный уровень бюрократии 6. Приемлемые нормы и правила 7. Выделение достаточного бюджета 8. Понимание долгосрочных перспектив 9. Механизм активной обратной связи с рынком 10. Контроль и поддержка программы на государственном уровне.

Тема: Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.51K | Скачано: 45 | Добавлен 14.11.12 в 13:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новоросийск 2010

Введение 3

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития 8

3. Неформальные международные организации кредиторов 16

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций 17

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором экономического развития подавляющего большинства стран, причем государство в этом процессе играет важную, а иногда и решающую роль. Для правительств развивающихся государств и стран переходной экономики получение внешних финансовых ресурсов означает большие возможности в проведении политики макроэкономической стабилизации и структурной перестройки хозяйства, смягчении последствий либерализации и растущей открытости национального рынка.

В то же время государства-доноры путем предоставления официальной помощи и кредитов получают лучшие условия для торговли и инвестиций, а также определенные гарантии стабильности и предсказуемости зарубежной коммерческой деятельности.

Несмотря на постепенное снижение роли государственного участия в международном движении капитала значимость официальных внешних заимствований для стран со средним и низким уровнем доходов по-прежнему велика и достигает 80-90% от общей суммы долга. Высокие коммерческие и политические риски, характерные для развивающихся рынков, обуславливают особое положение государства как одного из немногих, если не единственного, кредитоспособного клиента и гаранта по внешним обязательствам.

В 90-х годах зарубежные государства стали активнее практиковать новые формы внешних заимствований (в т.ч. на рынке еврооблигаций), появились нетрадиционные схемы реструктуризации внешнего долга, сформировались основные направления инвестиционной и кредитно-финансовой политики в рамках региональных экономических объединений. С возникновением особой категории стран переходной экономики заметно усилилась конкуренция за финансовые ресурсы на мировом рынке, что отразилось в том числе и на глобальном распределении потоков официального внешнего финансирования.

Для России, постепенно преодолевающей последствия социально-экономического кризиса, в краткосрочной и среднесрочной перспективе крайне сложно создать приемлемые и привлекательные условия для частных инвесторов. Поэтому наличие международных финансовых институтов и зарубежных государств в качестве непосредственных доноров и гарантов внешних займов является важным инструментом увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на цели национального хозяйственного развития.

Важным фактором успешной интеграции России в систему мирового хозяйства является государственная поддержка этой деятельности, в том числе и путем финансирования зарубежных партнеров и проектов. В этой связи изучение опыта развитых стран по продвижению национальных экономических интересов средствами официального, включая гарантии частным инвесторам, внешнего финансирования представляет большой практический интерес.

Цель данной работы является изучение регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

Согласно цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить содержание понятия «международная инвестиционная деятельность» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях,
  • охарактеризовать многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций,
  • рассмотреть неформальные международные организации кредиторов,
  • исследовать участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность, представить рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

1. Содержание понятия «международная инвестиционная деятельность». Значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях

Международная инвестиционная деятельность - направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производств.

Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты соц. значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем.

В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором в экономическом развитии подавляющего большинства стран, поскольку это финансирование ведет к получению принимающими ресурсы странами дополнительных материальных и интеллектуальных ценностей, в том числе сравнительно новой техники и технологии, позволяющих ускорить развитие хозяйства, увеличить экспорт и валютные поступления, повысить благосостояние населения. Вместе с тем и страны-доноры имеют от трансграничной передачи ресурсов значительные выгоды, поскольку это дает им возможность полнее использовать преимущества международного разделения труда, мировой природный и людской потенциал.

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10% акций акционерного предприятия.

В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:

  • приобретение иностранными инвесторами не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
  • осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Иностранным инвесторам - юридическим и физическим лицам - прямые инвестиции обеспечивают право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;
  • импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития

Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые международными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации и сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных организациях.

Регулирование экономической политики стран как в международном, так и в региональном аспекте основывается на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных норм — обычных и конвенциональных — обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, осуществляющими коллективный контроль за соблюдением норм международного права.

С усложнением хозяйственных взаимосвязей между отдельными государствами меняются и соответствующие международные нормы и правила, разрабатываемые международными экономическими организациями и реализуемые в рамках отдельных государств. Различия в подходах к решению рыночных проблем стали приобретать интернациональный характер и легли в основу международных и региональных программ действий и согласованных решений, принимаемых в рамках международных и региональных организаций.

Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на основе многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональных экономических группировок, реализует процесс экономической интеграции стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различии между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической интеграции зависит от форм экономического сотрудничества.

В современных условиях в мире значительно возросла роль международных региональных организаций, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ЭКОСОС ООН осуществляет региональную деятельность 5 таких организаций, именуемых «комиссиями». Они содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов региональных комиссий; способствуют выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; содействуют выполнению проектов и программ в области развития экономики.

Организация Объединенных Наций (ООН) создана в 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Цель деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги.

Международный Банк Реконструкции и Развития:

  • поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов и социальной сферы - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания;
  • поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению;
  • использует финансовые средства воздействия для стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией);
  • мобилизует частный капитал, помогая создавать благоприятный климат для инвестиций;
  • оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.

Международная Финансовая Корпорация (МФК) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей.

МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Задачи МАГИ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба «Бреттонвудских учреждений», как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк - это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира.

Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. В состав его шестидесяти владельцев-акционеров входят 58 стран, Европейский инвестиционный банк и Европейское Сообщество.

Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов по самым выгодным ставкам.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 г. под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

3. Неформальные международные организации кредиторов

Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 1990-х гг. стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран - государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений.

Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

Возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания «мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.

Россия имеет практический опыт (с представителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать с целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).

Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со стороны законодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственным контролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций:

  • представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
  • организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
  • поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
  • освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
  • создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.

На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции:

  • продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти;
  • оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
  • координация деятельности региональных инвестиционных институтов;
  • оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.

Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ «Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.

В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:

  • организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
  • организация управленческого консультирования.

Заключение

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

Список литературы

  1. Безденежных В.М. Экономика России: институциональные и инфраструктурные аспекты. - М.: Кириллица-1, 2003. - 110 с.
  2. Горшенина Н.С. Инвестиционная политика. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006. - 157 с.
  3. Инвестиции: организация, регулирование, финансирование / Под ред. Крафт Г.В., Ульяницкой Н.М. - Ростов/н/Д: Изд-во РГУПС, 2008. - 406 с.
  4. зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом в значительной мере характеризуется объёмом и формами осуществляемых инвестиций. Термин «инвестиции» происходит от латинского слова, что означает вкладывать. В наиболее широкой трактовке международными инвестициями являются инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат разным государствам (резидентов и нерезидентов по отношению к конкретной стране). В узком смысле международная инвестиция - это инвестиция за рубеж или иностранная инвестиция. В любом случае инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным с тем, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Эти два процесса - вложение капитала и получение прибыли - могут происходить в различной временной последовательности. При последовательном протекании этих процессов прибыль получается сразу же после завершения инвестиций в полном объёме. При параллельном их протекании получение прибыли возможно ещё до полного завершения процесса инвестирования. При интервальном протекании этих процессов между периодом завершения инвестиций и получения прибыли проходит определённое время.

Характеризуя экономическую сущность инвестиций, следует отметить, что в международной практике проводится чёткое различие между перемещением капитала и иностранными инвестициями.

Так, перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнёрами, предоставление займов, приобретений акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т.п. Тогда как, под иностранными инвестициями мы понимаем такое перемещение капитала, которое преследует цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.

Международные инвестиции Бочаров В.В. Инвестиции. Учебное пособие (2008, 176с.) - это способ размещения финансовых ресурсов и других экономических активов одной страны в другой стране для сбережения и приумножения стоимости этих активов.

Международная инвестиционная деятельность - это направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производства. Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты социального значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем. В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международная инвестиционная деятельность является совокупностью практических действий субъектов по вкладыванию инвестиций за рубеж. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных стран. Понятно, что главным субъектом инвестиционной деятельности, является инвестор, поскольку именно он принимает решения о вкладывании собственных или заёмных материальных или интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Различают индивидуальных и институциональных инвесторов. Различия между ними проявляются в масштабах руководимых ими ресурсов, характере и методиках принятия решений.

Индивидуальный инвестор - это самостоятельное юридическое или физическое лицо, которое (без посредников) осуществляет инвестиционную деятельность.

Институциональный инвестор - это финансовый посредник, который аккумулирует деньги индивидуальных инвесторов и осуществляет специализированную инвестиционную деятельность, как правило, на операциях с ценными бумагами. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, а также банки.

Иностранное инвестирование происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и регулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается в специфических и во многом неповторимых внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях.

Доминирующей характерной чертой, определяющей вид инвестиций является мотивация инвестора. Проявлением долгосрочного интереса иностранного инвестора к предприятию, где он может получить значительный голос в структуре управления им, являются прямые иностранные инвестиции.

К портфельным инвестициям относят вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги с целью получения прибыли (спекуляции).

Прямые иностранные инвестиции - это вид международной инвестиционной деятельности с целью приобретения резидентом одной страны (прямым инвестором) стойкого и долгосрочного влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования).

К прямым иностранным инвестициям относятся: вклады компаниями собственного капитала за границей в создание филиалов или в приобретение части акций дочерних и ассоциированных компаний; реинвестирование прибыли или, точнее, не переведенная прямому инвестору и не распределенная как дивиденды часть прямого инвестора в суммарных доходах предприятия, использованная для оплаты будущих соглашений между инвестором и предприятием; внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны и филиалами, дочерними и ассоциированными компаниями с другой.

Такой классификации иностранных инвестиций требует система национальных счетов ООН, однако пока что не все страны придерживаются этих рекомендаций

В современном мире почти не осталось стран, не втянутых в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Уже стала аксиомой мысль о том, что стойкое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мировых хозяйственных процессах потоков капитала, особенно без активного использования преимуществ от привлечения прямых иностранных инвестиций.

Портфельные международные инвестиции - это капиталовложения в иностранные паевые и долговые ценные бумаги с целью получения дохода, но без права реального контроля над объектом инвестирования

Следует обратить внимание на несколько моментов в этом определении. Во-первых термин «международные» акцентирует внимание на том обстоятельстве, что движение капиталов происходит, как в виде зарубежных инвестиций (когда инвестируют резиденты), так и иностранных инвестиций (когда инвестируют нерезиденты). Во-вторых, вложение в иностранные ценные бумаги в границах предпринимательского капитала касается только паевых ценных бумаг. В-третьих, портфельные инвестиции базируются преимущественно на частном предпринимательском капитале, хотя государства нередко покупают иностранные ценные бумаги.. международные портфельные инвестиции классифицируются по их отражению в платежном балансе как вложения в национальные ценные бумаги на: акционерные ценные бумаги, являющиеся денежными документами, подтверждающими право инвестора на часть капитала предприятия, долговые ценные бумаги, являющиеся денежными документами, подтверждающими право кредитора на стяжение долга с дебитора(эти ценные бумаги могут иметь различные формы: облигации, казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д.) немного отдельно стоят такие ценные бумаги как финансовые деривативы, которые представляют собой производные денежные инструменты торговли финансовыми рисками. Они свидетельствуют о праве собственника бумаг на продажу или покупку первичных ценных бумаг с передачей финансового риска. международный инвестиционный проект капитал

Экспорт и импорт капитала

основные формы международных инвестиций в современном мире

Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных экономических зон (ОЭЗ)). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны, где регулируются не все стороны экономической активности. В странах, политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций.

Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ - Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали, также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее расширять открытость экономики. Таким образом, была создана экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн. человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его создания является использование иностранного капитала и современной зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора экономики.

По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд. долларов. Что соответствует ј всех иностранных инвестиций в Китае за указанный период 1.

Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это характерно для Гонконга, ориентируются на китайский материк.

Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии, лишь позже появились американские, европейские, японские предприятия.

Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число (более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.

В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.

В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.

Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии, привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти 50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых в диапазоне сотен-десятков тысяч человек. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс. дополнительных рабочих мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В Маврикии за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов - рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 % промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до 100 - формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн. человек.

В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП - форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.

Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).

Франчайзинг.

Совместное производство.

Субподряд.

Строительство заводов, объектов “под ключ”.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об