В чем заключается проблема экономического выбора? Ее решение. Проблема выбора в экономике и экономические ограничения

Каждый день мы встаем перед выбором. Иногда мы этого даже не замечаем, иногда необходимость этого приводит нас в отчаяние. Так или иначе, почти вся человеческая жизнь состоит из выбора, и это отражается в истории и культуре. Множество наук изучают этот вопрос, в основном опираясь на выгоды, наиболее оптимальные пути и т.д. Психология подходит к этой проблеме несколько по-другому. Она изучает, что происходит в голове человека во время совершения выбора, в каких состояниях он находится, что обуславливает сложность выбора и как избежать стресса в таких условиях. А самое главное – как сделать выбор?

Когда возникает проблема выбора?

Сперва необходимо разобраться, что же такое проблема? В психологии есть отдельное направление, которое занимается исследованием проблем и задач. Согласно ему, проблема – это некое затруднение на пути к не совсем ясной цели. За таким расплывчатым определением кроется главное отличие проблемы от задачи – неблагоприятных условий для достижения конкретного результата. То есть, задача имеет правильный ответ, для получения которого нужно всего лишь подобрать нужный инструмент и изменить с его помощью условия. В свою очередь, проблема – это некое поле, в котором есть разного рода явления. Пока мы не упорядочим это поле, мы не сможем найти решение, и не будем чувствовать себя комфортно. Чаще всего проблема представлена в виде противоречия или, если точнее, выбора.

Но это все теория, а нам нужно приблизиться к жизни. На практике люди постоянно встречаются с проблемами выбора и в большинстве случаев прекрасно их решают. Однако рано или поздно наступают моменты, когда противоречащие желания одинаково сильны. Определиться с чем-то одним кажется невыносимым, а внутри накапливаются неудовлетворенность, раздражение и другие негативные эмоции.

Курт Левин, известный психолог прошлого столетия, выделял три вида таких конфликтов. В первом случае человек выбирает между двумя одинаково привлекательными объектами. Второй вид – то, что называется «и хочется и колется»: один объект и притягивает, и пугает. Третий конфликт – конфликт избегания, когда нужно выбрать наименьшее из двух зол. Наверное, большинству из нас все три ситуации знакомы не понаслышке.

Почему выбор – это так мучительно?

Выбор – это всегда не только приобретение, но и потеря. Остановившись на чем-то одном, мы отказываемся от другого варианта, и часто именно с этим связаны наши страдания. Дело в том, что люди склонны переживать потери интенсивнее, чем получаемые выгоды. Все наше внимание концентрируется на том, что мы упустили: мы начинаем сожалеть, сомневаться в верности своего решения. На это уходит много сил. Этот страх упустить что-то, оставить привычное часто вгоняет людей в ступор и блокирует возможность сделать важный шаг. Человек может бояться разорвать отношения с близкими, потерять место работы, получить негативную оценку от педагога или сверстников и т.д. В таких ситуациях важно уметь отказаться от одного объекта в пользу другого. Поэтому при выборе рекомендуется сосредотачиваться на приобретении и тратить ресурсы на его реализацию – ведь именно для этого и принималось решение.

Установки как препятствия

Какие еще преграды стоят перед людьми при решении таких сложных проблем? Часто нами руководят не страхи, а установки. Это может быть что угодно: от убеждения, что нужно получить высшее образование, до культового поклонения вождю. Источником таких устойчивых мысленных схем является окружающая среда: семья, общество, культура. При возникновении проблемы выбора установки вступают в конфликт с желаниями и приводят к неприятным последствиям в виде тревоги, самоуничижения и т.п. Порой они фактически лишают людей свободы. Поэтому, принимая решения, необходимо отдавать себе отчет в самостоятельности своих действий, уметь вовремя отслеживать привитые извне установки и отделять их от собственных потребностей.

Ответственность за свои решения

Как часто мы пытаемся объяснить свои успехи или неудачи внешними силами? Как часто мы говорим себе: «Что ж, такова судьба». В обычной жизни люди редко задумываются об ответственности, если она не прописана в документах или не обговорена с начальством. Но правда в том, что любой поступок, любое решение несет за собой ответственность. Совершая выбор, мы принимаем ее на себя, однако не всегда осознаем это. Страх ответственности, неосознанная попытка избежать ее нередко приводит к невозможности сдвинуться с мертвой точки.

Представим, что человек выбирает между походом с друзьями в лес и поездкой к родителям в деревню. Такая ситуация накладывает на него ответственность либо за расстроенных папу с мамой, либо за упущенную возможность получить незабываемые впечатления от похода. И в том, и в другом случае придется нести довольно тяжкий груз. Страх ответственности приводит человека к попыткам переложить её на других, а это может обернуться обидой и испорченными отношениями. Поэтому важно понимать, что, несмотря на существующие объективные обстоятельства, в большинстве случаев мы сами отвечаем за свою жизнь. Сложно принимать здравые решения, если нами руководит нежелание принять это.

Почему умение совершать выбор так важно?

Жизнь современного человека полна неожиданностей, огромного количества событий и знакомств. При этом культура города такова, что мы фактически предоставлены сами себе. Безусловно, семейные узы сохраняются, существует иерархия на службе, но они уже не несут той контролирующей жизнь функции, как когда-то. Выходит, что во всем этом сумбуре нам нужно как-то ориентироваться и опираться мы можем практически только на себя. В такой ситуации умение совершать выбор, отказываясь от чего-то, представляется совершенно необходимым. Это обеспечивает человеку твердую платформу, на которой он может строить свою жизнь. Проиллюстрировать это можно следующим примером.

На прием к психологу пришел молодой человек, Арсений, 26 лет. Жалуясь на тревогу о будущем, он вскользь упомянул о нескольких возможностях. В процессе разговора со специалистом выяснилось, что основная проблема Арсения заключается в том, что он не знает, чего он хочет больше. Завершив основное обучение в университете, он встал перед несколькими вариантами: уехать в свой родной город, где родители и гарантированная работа; продолжать работать не по профессии за достаточно большие деньги; пойти в аспирантуру и начать профессиональную деятельность, получая, однако непривычно низкую зарплату. Каждый из трех вариантов имеет свои преимущества, и все кажутся одинаково привлекательными. Таким образом, Арсений не предпринимает ничего уже почти год. При этом тревога и сниженное настроение все отчетливее проявляются в его жизни: появились проблемы на работе, нарушаются отношения с друзьями, близкими и т.д.

В ходе терапии были выявлены факторы, мешающие сделать выбор: страх перемен и убеждения относительно своего обеспечения. Выяснилось, что детство Арсения прошло в постоянных переездах, кратковременных обогащениях семьи и наступающей после бедности. Все это привело к устойчивому мнению, что любой неверный шаг может привести к краху и одновременно молодой человек очень нуждался в гарантиях, что в его жизни все будет стабильно. Каждый выбор мог обозначать проигрыш и ошибку. Отследив и проработав подобные установки, Арсений вместе с психологом смог выделить свои реальные желания и потребности, превратив проблему выбора в цепь задач. Все это сделало возможным направить силы на поиск необходимых для их решения ресурсов.

Описанная ситуация может иметь различные вариации в зависимости от личности человека, особенностей его жизни, окружающей культуры. Очевидным остается одно: большинство людей периодически сталкиваются со сложным выбором, не представляя, на что опираться при принятии решения. Психологи и психотерапевты работают, в том числе, и с этой проблемой, помогая клиентам осознать свои действительные цели, найти источники ресурсов и совершить первый шаг, принимая ответственность и радуясь новому.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ЗАКОН ВОЗРАСТАЮЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

Издержек.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Наша жизнь состоит из потребностей. Экономика функционирует для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Потребность – это нужда в чём-то, требующая своего удовлетворения, это желание потребителя приобрести нужный товар или услугу.

Потребности общества – это потребности составляющих его индивидов и институтов. Они разнообразны, безграничны и неутолимы. Все потребности можно разделить на две большие группы: производственные и непроизводственные.

Непроизводственные потребности – это потребности людей: в питании, жилье, одежде, бытовой технике, автомобиле, книгах, развлечениях

и т.д. Потребности могут быть материальными (осязаемыми, имеющими материально-вещественную форму) и нематериальными. Материальные потребности делятся на первичные , удовлетворяющие жизненно важные запросы человека (пища, жилье, одежда) и вторичные - все остальные потребности (досуг, спорт), предметы роскоши (украшения, яхты, автомобили). Деление это исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

К нематериальным потребностям относятся услуги : духовные, эстетические, бытовые, медицинские, образовательные (например, посещение театра, консультации юриста, получение медицинской помощи и образования, чистка одежды, присмотр за детьми).

Есть вещи или услуги, которые нам нужны индивидуально. Но есть и такие потребности, которые могут быть удовлетворены одновременно для группы лиц, например, обеспечение безопасности граждан, целостности государства. При этом какие-то потребности в одних случаях можно удовлетворять индивидуально, а в других – сообща, например, потребность в образовании, транспорте, туризме. Занятия могут быть индивидуальными либо групповыми, доехать до работы можно на такси, на индивидуальной машине либо общественным транспортом, путешествовать можно самостоятельно либо с группой. Следовательно, форма удовлетворения потребностей может быть: индивидуальной, совместной (групповой) или смешанной.

Как можно удовлетворить потребности? Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом количестве, например, воздух, которым мы дышим, ягоды и грибы в лесу, цветы на лугу. Мы называем их бесплатными благами. Но если вы не любите собирать ягоды, а хотите их иметь, вы их покупаете. Эти ягоды кто-то собрал, принёс на рынок, продавал, в результате чего они из бесплатного блага превращаются в экономические.

Большинство вещей, которые мы потребляем, не существуют в природе в том виде, в котором они нам нужны. Их нужно преобразовать, создать. Таким образом, экономическая деятельность превращает ресурсы, или бесплатные блага, в экономические блага. Следовательно, экономические блага – это товары и услуги, которые воплощают в себе человеческий труд и характеризуются с точки зрения их редкости, ценности и стоимости.

Экономические блага можно классифицировать следующим образом:

А. Долговременные (многоразового использования: книги, одежда) и разового потребления (исчезают в процессе потребления: продукты питания).

Б. Взаимозаменяемые (сорта хлеба) и взаимодополняемые (хлеб и масло).

В. Настоящие (потребительские товары) и будущие (капитальные товары).

Экономические потребности - это желания потребителей приобрести и использовать экономические блага.

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение экономических потребностей. Это означает, что должно быть организовано производство соответствующих товаров и услуг. А для организации самого производства нужны здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортная система, сырье, материалы, т.е. разнообразные материальные ресурсы, а также людские ресурсы - работники разных специальностей. Таким образом, возникают потребности производства. Производственные потребности – это потребности предприятий для организации и осуществления процесса производства экономических благ.

Экономические потребности можно представить в виде следующей схемы.

Потребности людей и общества постоянно изменяются и возрастают. В процессе их удовлетворения формируются новые. Это имеет как объективные, так и субъективные причины. Назовём важнейшие из них.

1. Само производство, позволяя удовлетворять часть традиционных потребностей, порождает новые (появление телевизоров, компьютеров, радиотелефонов).

2. Формы организации экономики на базе конкуренции стимулируют производство новых товаров и услуг.

3. Изменение условий существования людей дает импульс для появления и удовлетворения новых потребностей. Например, несколько десятилетий назад иностранный туризм был чужд для советского человека. А сейчас ситуация совершенно иная.

4. Субъективно-психологические факторы. Человеку свойственно к чему- то стремиться, не останавливаться на достигнутом. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке. Так и мы, удовлетворив одни желания, стремимся к исполнению других.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные здания и сельскохозяйственные строения,

оборудование, инструменты, машины, средства связи и транспорта, земля и всевозможные полезные ископаемые, разнообразные виды труда.

Все экономические ресурсы можно разделить на материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Поскольку от экономических ресурсов непосредственно зависит ход производства и его результаты, их в экономической науке называют факторами производства. Каждая страна имеет в своём распоряжении экономические ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд её жителей. Их может быть больше или меньше, но они всегда ограничены. Вследствие этого всегда ограничен и объём производства продуктов. Эта ограниченность ресурсов относительна и означает, что одновременное и полное удовлетворение всех сегодняшних потребностей принципиально невозможно. С развитием

общества она преодолевается, но в каждый данный момент существует.

Рассмотрим отдельно каждую группу факторов производства, или виды ресурсов .

Категория КАПИТАЛ охватывает все произведенные средства производства, т.е. инструменты, машины, компьютеры, станки, оборудование, производственные здания, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Процесс накопления этих средств называется инвестированием. Поэтому эта категория экономических ресурсов называется инвестиционными ресурсами.

Категория «капитал» как фактор производства не включает в себя деньги, т.к. деньги, как таковые, ничего не производят. В рассматриваемом контексте речь идёт о реальном капитале – о средствах производственного назначения, которые в течение длительного времени активно (машины, станки, оборудование) или пассивно (здания, сооружения) участвуют в производственном процессе. Деньги – это финансовый актив.

ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫэто люди, выполняющие многочисленные и разнообразные функции по производству товаров и услуг. Людские ресурсы характеризуют способности, с которыми они родились, и знания, которые они приобрели в учении, сила и ловкость, ум и память.

В этой категории выделяют ТРУД , как таковой, т.е. все виды человеческого труда (умственного и физического) за исключением предпринимательства, и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ СПОСОБНОСТЬ, т.е. особую характеристику человеческого труда, связанную с активностью, творчеством, риском, ответственностью, организаторскими способностями.

Она соединяет ресурсы земли, капитала и труда в единый производственный процесс, является его движущей силой.

Современная экономическая теория, понимая, что производственный процесс невозможен при отсутствии какого-либо экономического ресурса, признаёт равенство всех факторов производства.

В последние десятилетия выделяют еще один экономический ресурс –

информацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

Очевидным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Иными словами, существуют две экономические аксиомы: 1) потребности общества безграничны и неутолимы ; 2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки . В связи с этим необходимо делать ВЫБОР. Во–1, какие потребности

удовлетворять в первую, вторую, в последнюю очередь, а от каких следует отказаться ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным. Во–2, как наиболее эффективно , используя ограниченные ресурсы, добиться

наибольшего результата. Ведь порой из одних и тех же ресурсов можно получить разные товары, удовлетворяющие разные потребности, и в разном количестве.3

Таким образом, перед обществом, предприятием и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными, конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляет предмет экономической науки.

Для человека проблема выбора состоит в том, как, исходя из располагаемого дохода, в максимальной степени удовлетворить свои потребности.

Для предприятия проблема выбора заключается в том, как, исходя из имеющихся ресурсов, произвести необходимую обществу продукцию и получить максимум прибыли.

3 Например, нефть служит сырьём для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате её вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющихся средств и многого другого. Но и это не всё. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов её переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой промышленности или новой технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объёма добываемой в стране нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объёме сельскохозяйственной продукции. Но, быть может, выручка от её экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объёме, перекрывающем потери от снижения урожая, или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям.

Для общества проблема выбора заключается в том, ЧТО произвести, КАК, ДЛЯ КОГО и в КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ, рационально используя ограниченные экономические ресурсы. Этот выбор делается, исходя из социально-экономической эффективности. Первый аспект выбора – учёт социальной направленности государственной политики, социальных приоритетов, национальных особенностей, уровня жизни населения. Второй аспект выбора – экономический. Учитывается достигнутый уровень экономического развития страны и основные научно-технические ориентиры на будущее. Проблема рассматривается с точки зрения сопоставления затрат и результатов, просчитывается связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Рост количества продукта, получаемый от данного объёма затрат, означает повышение эффективности.

Общество стремится при этом опираться на полное использование имеющихся ресурсов, тем самым получить полный объём производства. Иными словами, экономика должна обеспечить занятие для всех, кто хочет и способен трудиться, и именно там, где они способны принести наибольший вклад. Должны максимально и целесообразно использоваться все пригодные для производства земли и капитальное оборудование.

Для графической иллюстрации процесса выбора используется кривая производственных возможностей.

На вертикальной оси отмечено производство средств производства

(роботов), на горизонтальной оси – производство предметов потребления

(телевизоров).

Кривая производственных возможностей показывает взаимозависимость производства двух продуктов. Увеличение выпуска одного товара может происходить за счёт сокращения выпуска другого. Каждая точка на ней представляет некий максимальный объём производства двух продуктов. При этом принимаются два допущения: экономические ресурсы используются полностью, но они неизменны в количественном и качественном отношении. Продвижение по прямой означает различные количественные сочетания в производстве роботов и телевизоров. Крайние точки кривой, находящиеся на пересечении с осями, означают, что все экономические ресурсы используются либо в производстве роботов (т.А), либо в производстве телевизоров (т.Е). Вне этой кривой происходит либо недопроизводство (слева от кривой – т.М), либо производство в таком объёме (справа от оси – т.К) оказывается неосуществимым при исходных допущениях - данном количестве и качестве ресурсов и данной технологии производства. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу.

Каковы социально-экономические последствия выбора альтернативных решений. Решения «А», «В», «С» - экономические ресурсы направляются в основном на выпуск средств производства. Решение «Е» - на выпуск предметов потребления. Последние непосредственно удовлетворяют наши потребности. Увеличивая их производство, общество увеличивает удовлетворение своих текущих потребностей. Но при этом сокращает затраты на производство средств производства, которые позволяют выпускать предметы потребления. Подобное переключение ресурсов со временем нанесёт удар самому обществу: произойдет технический застой, а запас средств производства либо останется на прежнем уровне, либо сократится. В результате снизится потенциал будущего производства. Решения «А», «В», «С» означают снижение жизненного уровня сегодня, но создаёт большие возможности для совершенствования научно-технического потенциала. Тем самым, создаётся задел для эффективного производства и роста уровня жизни в будущем. Продвигаясь от альтернативы «А» к «Е», общество фактически делает выбор в пользу политики «больше сейчас» за счёт политики «намного больше потом». Двигаясь в противоположном направлении от «Е» к «А», общество выбирает политику ограничения текущего потребления, наращивая экономический потенциал для будущего.

Выбор соотношения в производстве двух продуктов по существу означает, что рост производства одного продукта происходит за счёт сокращения другого, т.е. ради увеличения одного продукта общество жертвует другим. Экономисты эту жертву рассматривают как вменённые издержки. Иными словами, издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать, называют альтернативными

издержками, или издержками упущенных возможностей, издержками выбора. В нашем случае количество роботов, от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу телевизоров, и есть вменённые издержки, или просто издержки производства дополнительного телевизора. Тогда кривая производственных возможностей выступает как кривая изменяющихся издержек на производство того или иного продукта.

В процессе движения от альтернативы «А» к альтернативе «Е» количество роботов, которыми приходится жертвовать для получения каждой дополнительной единицы телевизоров, возрастает. Таким образом, каждая дополнительная единица продукта стоит всё дороже, т.е. мы имеем дело с законом возрастающих вмененных издержек. На графике эта связь обусловливает выпуклую от начала координат форму кривой, наклон которой становится круче по мере движения к дополнительным единицам выпуска нужной продукции.

Каков экономический смысл закона вменённых возрастающих

издержек? Он вытекает из простого умозаключения, что экономические ресурсы, используемые в производстве одного продукта, непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. Когда мы пытаемся увеличить выпуск телевизоров, мы вначале имеем возможность выбрать такие ресурсы, производительность которых в этом производстве выше по сравнению с их производительностью в изготовлении роботов. Но по мере дальнейшего увеличения производства телевизоров те ресурсы, которые наиболее производительны в этом процессе, становятся всё более редкими. Чтобы получить больше телевизоров требуется уже использовать и те ресурсы, производительность которых здесь ниже, чем в производстве роботов. Таким образом, приходится использовать ресурсы всё менее и менее приспособленные для такого рода производства. Очевидно, что все больше их будет требоваться для производства дополнительной единицы нужной продукции.

В нашем анализе мы сделали некоторые допущения для того, чтобы выявить закон, т.е. существенные связи между производством двух взаимосвязанных продуктов. В реальной жизни, во-первых, не всегда экономические ресурсы используются полностью и целесообразно. Поэтому возможно недопроизводство продуктов. Во-вторых, научно-техническая мысль не стоит на месте, а развивается, обеспечивая научно-технический прогресс в организации производства, в совершенствовании технологии, в качестве сырья и материалов, в повышении уровня образования и подготовки работников. Это приводит к расширению масштабов производства. Первый фактор вызывает смещение кривой производственных возможностей влево, а второй – вправо.

Кривая производственных возможностей (КПВ) в разных условиях хозяйствования.

1 – КПВ в условиях полного использования экономических ресурсов.

2 – КПВ в условиях недогрузки производственных мощностей.

3 – КПВ в условиях научно-

технического прогресса.

Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.

1. Потребности, их классификация и основные характеристики.

2. Ресурсы и факторы производства.

3. Капитал. Физический и моральный износ основного капитала.

4. Экономические блага.

5. Проблема выбора в экономике.

6. Экономическая и социальная эффективность.

Проблема выбора в экономике.

Перед любым обществом стоят основные проблемы: что, как, для кого и сколько производить. Они могут решаться по-разному; исходя из традиции и обычаев, в другом случае – на основе декретов и приказов, в рыночной системе - на основе рыночного механизма ценообразования, сопоставления прибылей и убытков

Однако, как известно, все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей. В этом заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Различают относительную и абсолютную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Относительная ограниченность предполагает наличие определенных ресурсов для удовлетворения каких-либо выбранных потребностей.

Так, если все финансовые, материальные и трудовые ресурсы направить в сферу производства товара А, то люди останутся без товара Б. Увеличение производства товара Б поставит общество перед фактом уменьшения выпуска А.

Таким образом, в экономике действует закон замещения или альтернативного выбора, согласно которому расширение производства одних благ объективно ограничивает возможности выпуска других благ

Для решения этой задачи в экономической науке используют модель, получившую название «кривая производственных возможностей». Каждая точка этой кривой показывает, какое максимальное количество продукта А и продукта В может быть произведено одновременно.


6.Экономическая и социальная эффективность.

Под экономической ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА понимается степень использования его факторов или достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов.

Экономический эффект - это результат человеческого труда, создающего материальные блага.

Самым общим показателем экономической эффективности производства является отношение его конечного результата (валового национального продукта, или валового внутреннего продукта, или национального дохода) к
затратам факторов производства:

Этот показатель представляет собой затратную форму измерения эффективности производства.

К показателям использования трудовых ресурсовотносятся:

1. Производительность труда - показатель, выражающий отношение массы продукции к массе живого труда.

2. Трудоемкость продукции - показатель, обратный производительности труда, определяемый отношением затрат рабочего времени к выпущенной продукции.

3. Фондовооруженность - это показатель, характеризующий уровень оснащенности труда. Он измеряется отношением стоимости основных фондов к среднегодовой численности работников.

К показателям использования производственных фондовотносятся:

1. Фондоотдача - показатель использования основных производственных фондов. Определяется путем деления стоимости выпущенной продукции на среднегодовую стоимость основных фондов.

2. Фондоемкость - показатель, определяющий количество основных фондов, приходящихся на единицу продукции

3. Материалоемкость - показатель расхода материалов в расчете на натуральную единицу или рубль стоимости выпускаемой продукции.

Одним из важнейших направлений роста эффективности производства является повышение качества продукции - совокупности свойств, определяющих степень ее пригодности удовлетворять общественные потребности.

Важнейшими показателями социальной эффективности производства являются:

1. уровень и рост материального благосостояния всех членов общества;

2. социально-справедливое распределение доходов;

3. уровень безопасности условий труда и жизни людей;

4. социальная защищенность граждан;

5. увеличение свободного времени как условия для развития личности;

6. степень защиты окружающей среды как среды обитания человека и др.

Ограниченность ресурсов создает несколько проблем.

1. Проблема выбора.

Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен, т.е. любая экономическая система вынуждена производить ограниченное количество благ (товаров и услуг). Так как потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены или редки, то приходится решать (выбирать) какие товары и услуги производить, а от каких следует отказаться. Выбирая один вариант производства (один товар) мы жертвуем другими вариантами производства (другими товарами). Перед обществом возникает проблема выбора.

Для решения проблемы выбора опираются на три постулата:

· У любого варианта производства (товара) есть конкуренты.

· Вероятность выбора данного варианта производства (данного товара) растет, если выгоды от него увеличиваются при рассмотрении других вариантов. И наоборот: вероятность выбора данного варианта снижается, если затраты на него увеличиваются при рассмотрении других вариантов.

· В процессе экономического выбора мы всегда стараемся удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами , т.е. мы экономизируем наше решение.

Проблема выбора возникла перед человечеством как только оно стало использовать экономические ресурсы, стоит сегодня и будет стоять всегда.



2. Конкуренция за ограниченные ресурсы.

Ресурсы имеют многоцелевое назначение, из их различной комбинации можно производить различные товары и услуги в связи с этим возникает конкуренция между способами использования этих ресурсов.

3. Рационирование (нормирование), т.е. сознательное установление лимитов в распределении каких-то благ и ресурсов.

Рационирование случалось много раз в США и других странах в связи с временной нехваткой нефтепродуктов, электроэнергии и т.д. поскольку в западных странах городские земли чрезвычайно дороги из-за их ограниченности, то очень жестко нормируются размеры строительной площадки (в США часто не более 1м от периметра строящегося здания). Но, конечно, лучше всех в мире рационирование известно нам, поскольку мы с 1917г. испытали все мыслимые и немыслимые виды дефицитов и следующих за ними нормирований.

4. Дискриминация.

Если существует ограниченность, если невозможно удовлетворить потребности всех, то дискриминация оказывается неизбежной.


3. Экономическая эффективность предприятия и хозяйственной системы

Проблема эффективности является важнейшей проблемой экономики. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Иными словами, экономическая теория это - наука об эффективности (эффективности производства, обмена, потребления, использования ограниченных ресурсов).

Хозяйственная деятельность как на микро- так и на макроуровне предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий . В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением - экономическая эффективность. Экономическая эффективность – это показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность.

Рассмотрим границу возможных полезностей. На вертикальной оси откладывается полезность индивида У , а на горизонтальной - индивида Х . Движение вправо на этом рисунке отражает увеличение полезности для Х , а влево - для У . Граница возможных полезностей на рисунке 1 представлена всеми точками, соответствующими эффективным распределениям.

В точке Е2 индивиду Х не достается благ и полезность у него нулевая. Такое же положение у У в точке Е1 . Если экономическая система находится в точке Е , F или G , то она не может улучшить положение одного индивида, не ухудшая при этом положение другого . В точке Н экономическая система неэффективна, так как любые операции на этом участке улучшают положение или индивида Х или индивида У , или их обоих. Сравним точки G и F с точкой Н . Можно сказать, что в точке Н экономическая система неэффективна, так как и точка F , и точка G улучшают (относительно Н ) положение или Х , или У , не принося вреда другому. Подобное улучшение в таком случае является эффективным. В точке L ситуация более благоприятна и для Х , и для У , им обоим досталось бы больше благ, но она недостижима, так как запаса благ не хватает для получения полезностей, обозначенных этой точкой.

Полезность индивида Y

Полезность индивида X

Рисунок 1. Граница возможных полезностей

Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Следует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной системы.

Деятельность хозяйственного объекта (предприятия, фирмы) считается эффективной, если осуществляется с минимальными затратами факторов производства. Эффективность в производстве – ситуация, когда при данном уровне знаний и количестве факторов производства невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара (Парето-эффективное распределение ресурсов в производстве).

Экономическая эффективность отдельного предприятия оценивается по ряду показателей. Например, в статистике бывшего СССР для подобной оценки применялось более 500 показателей. Технический аспект эффективности оценивается посредством качества используемого сырья, материалов, полуфабрикатов; посредством прогрессивности применяемой технологии и уровня квалификации работников и пр. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов и показатели общей эффективности. Эффективность использования ресурсов рассматривается как соотношение результата с одним из факторов производства (производительность труда, материалоемкость продукции, капиталофондоотдача и др.). Например, производительность труда рассчитывается как соотношение результата к затратам труда. Увеличение производительности труда происходит тогда, когда выпуск за человеко-час растет. Для оценки эффективности хозяйственной системы используют такие показатели, как производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производства); капиталоемкость конкретного вида продукции; материалоемкость конкретных видов продукции. Например, производительность труда в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Общая экономическая эффективность определяется как отношение прибыли к издержкам производства.

Хозяйственная система будет считаться эффективной, когда наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества (Парето-эффективность хозяйственной системы).

Для оценки эффективности экономической системы применяют показатели уровня экономического развития страны: общий объем национального производства на душу населения; отраслевая структура национальной экономики; производство основных видов продукции на душу населения (электроэнергии, продовольствия, товаров длительного пользования); уровень и качество жизни населения.В группе развитых стран объем национального производства на душу населения составляет в среднем 25000 долл. , для развивающихся стран и стран с переходной экономикой - 1250 долл. В России величина этого показателя составляет 4300 долл. По производству основных видов продукции на душу населения Россия в большинстве случаев уступает развитым государствам. Например, по числу телевизоров на 100 семей отставание от США составляет почти 1,7 раза, от ФРГ – 1,2 раза, по количеству компьютеров на 1000 человек Россия занимает 38-е место в мире. Важным показателем эффективности экономической системы является уровень жизни населения. В Докладе о развитии человека, изданном специализированной международной организацией – Программа развития ООН (ПРООН) в 2002 г. приводятся индексы развития человеческого потенциала в 173 странах мира, рассчитанные за 2000 г. Лидирующую позицию занимает Норвегия, второе место в рейтинге принадлежит Швеции, третье – Канаде; на шестом месте находится США. Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе. Россия, согласно данным ПРООН, в 2000 г занимала 60-е место в списке. По данному показателю нашу страну опережают Панама, Белоруссия, Мексика, Уругвай. В последние годы в качестве критерия эффективности экономической системы используется показатель конкурентоспособности экономики. Проект Всемирного экономического форума «Конкурентоспособность. Глобальный обзор», посвященный исследованию глобальной конкурентоспособности, действует уже более 20 лет. В 1999 г. анализировалась экономика 59 стран, на которые приходилось в целом более 95% мирового производства и торговли. ВЭФ отмечает, что в результате реформ 90-х гг. в мировой табели о рангах конкурентоспособности наша страна опустилась на последнее (59) место . Показатель конкурентоспособности не может в полной мере характеризовать экономическую эффективность страны, но достаточно достоверно оценивает одну из ее сторон. Категория конкурентоспособности является одной из ключевых, т.к. в ней находят свое выражение экономические, научно-технические, производственные и иные возможности экономики страны. Попытки создания агрегатного показателя эффективности функционирования национальной экономики, не увенчались успехом из-за обширности и многообразия аспектов экономической деятельности, которые необходимо учесть.

Любая экономическая единица стремится эффективно использовать редкие ресурсы, т.е. получить максимальное количество полезных благ, произведенных из этих ресурсов. Для достижения этой цели необходимо полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и на этой основе достичь полного объема производства. В связи с этим возникают понятия полной занятости и полного объема производства. Полная занятость – использование всех пригодных ресурсов (отсутствие безработицы, незанятых производственных мощностей, пустующих сельскохозяйственных угодий и т.д.). Полная занятость предполагает, не 100% занятость ресурсов, а оптимальную. Например, не может 100% занятости сельскохозяйственных угодий, т.к. часть земель должна находиться под паром (отдыхать). Полный объем производства – использование всех пригодных экономических ресурсов, обеспечивающее максимально возможный объем производства и наиболее полное удовлетворение потребностей. Полный объем производства предполагает, что применяемые ресурсы вносят наиболее ценный вклад в общий объем продукции. Достижению полного объема производства способствует также применение наилучших из имеющихся технологий.


Проблема выбора стоит перед любым хозяйствующим субъектом. С точки зрения отдельного человека эта проблема воплощается в выборе между трудом и досугом, в выборе приобретения тех или иных экономических благ.
Экономический выбор с точки зрения производственных ячеек воплощается в решении трех основных задач: что производить, как производить, для кого производить (эти задачи и будут являться тремя основными проблемами экономики).
Проблема «что производить» означает: какие экономические блага, в каком количестве, какого качества и в каком сочетании создавать из данных имеющихся ресурсов, а от производства каких благ следует отказаться в каждый данный момент времени на данном экономическом пространстве.
Проблема «как производить» означает: из каких экономических ресурсов, а точнее, из какого их объема, качества, сочетания и при какой технологии будут создаваться экономические блага.
Проблема «для кого производить» означает: кому будут предназначаться произведенные блага и на каких условиях они будут поступать потребителю.
В экономике выделяются краткосрочный и долгосрочный периоды. В рамках краткосрочного периода хозяйствующие субъекты не в состоянии изменить количественный и качественный состав экономических ресурсов. В долгосрочном периоде экономические субъекты имеют возможность изменить количество и качество экономических ресурсов, их структуру и технологию производства.
Экономический выбор происходит тогда, когда хозяйствующий субъект учитывает соотношение между используемыми экономическими ресурсами, с одной стороны, количеством и качеством создаваемых экономических благ, которые позволяют удовлетворить экономические потребности, с другой стороны. Это соотношение между затрачиваемыми экономическими ресурсами и произведенными благами выражается в понятии «эффективность производства». Чем меньше затрачивается экономических ресурсов для производства выбранного объема благ или чем больше создается необходимых потребителям экономических благ из данных ограниченных экономических ресурсов, тем выше эффективность производства. В рыночной экономике для хозяйствующего субъекта эффективность будет выражаться в максимизации дохода, в том числе прибыли, при данных денежных вложениях в хозяйственную деятельность. В данном случае эффективность будет воплощаться через соотношение «затраты – выпуск».
В экономике используется понятие «Парето-эффективность» или «оптимум Парето». (Такое название возникло в честь итальянского экономиста Вильфреда Парето). Оно означает, что в экономике свободного выбора и относительной ограниченности экономических ресурсов имеет место ситуация, когда нельзя улучшить чье-либо благосостояние, не ухудшив при этом благосостояние других субъектов. При Парето-эффективности потребители максимизируют степень удовлетворения своих экономических потребностей.
Проблема экономического выбора в экономической теории рассматривается через график производственных возможностей.
Предположим, что в краткосрочном периоде хозяйствующий субъект из данных имеющихся экономических ресурсов может производить, с одной стороны, блага потребительского назначения, в нашем примере это будет пицца, а с другой стороны, блага производственного назначения, в нашем примере – промышленные роботы (в качестве примера можно было взять два других экономических блага). Исходим из того обстоятельства, что если в краткосрочном периоде все экономические ресурсы направить на производство промышленных роботов, то их можно создать в количестве 10000 штук. В этом случае все экономические ресурсы будут задействованы в производстве роботов и, следовательно, объем производства пиццы будет нулевым. Но может быть другая ситуация, когда все экономические ресурсы будут потрачены на производство пиццы. В этом случае будет создано 400000 штук пиццы, а объем производства роботов будет нулевым. Однако будут возможны и варианты, когда одновременно будут производиться и роботы, и пицца. В целом существуют следующие производственные альтернативы, то есть варианты создания двух выбранных благ при полном использовании экономических ресурсов.
Варианты Промышленные роботы, тыс. шт. (Товар 1) Пицца, сотни тыс.шт.
(Товар 2) А 10 0 В 9 1 С 7 2 D 4 3 Е 0 4
Если по этим параметрам построить график, то этот график будет отражать в краткосрочном периоде все производственные альтернативы, то есть все возможные сочетания производства двух экономических благ при полном использовании имеющихся экономических ресурсов. И этот график будет называться графиком производственных возможностей (Рис.1).

Рис.1. Кривая производственных возможностей
График производственных возможностей не является прямой линией, так как имеющиеся экономические ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми при производстве различных благ.
Любая точка, находящаяся слева от графика (в нашем примере точка N) будет показывать, что не все экономические ресурсы оказались задействованными в процессе производства определенных благ и у хозяйствующего субъекта имеются резервы. Такая ситуация в экономике называется ситуацией неполной занятости экономических ресурсов.
Всякая точка справа от графика (в нашем примере точка М) показывает, что в краткосрочном периоде такое сочетание объемов производства двух экономических благ невозможно, ибо для этого у
субъекта недостаточно экономических ресурсов. Следовательно, график производственных возможностей очерчивает границы производственных возможностей. Оптимальный вариант производства следует искать из совокупности решений в пределах производственных возможностей. В краткосрочном периоде при изменении предпочтений хозяйствующий субъект может перейти от одной альтернативы производства к другой. Но увеличить производство одного экономического блага (например, пиццы) в условиях полного использования экономических ресурсов можно только за счет уменьшения объемов другого блага (например, промышленных роботов). То есть экономика полной занятости предполагает необходимость жертвовать определенным объемом одного блага в пользу наращивания производства другого блага. Следовательно, возникает вопрос о цене этой жертвы или о неизбежной плате за прирост единицы какого-то блага. Эта плата в экономической теории получила следующие названия: «вмененные издержки», «альтернативная стоимость», «цена упущенных возможностей».
Вмененные издержки производства какого-то блага – это количество других благ, которыми необходимо пожертвовать для того, чтобы на единицу увеличить производство данного блага. Так как экономические ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми и пригодными в полной мере для производства другого блага, то при переходе от одной альтернативы к другой приходится жертвовать все большим количеством определенного блага, чтобы увеличить на единицу производство другого блага – в этом заключается суть закона возрастания вмененных издержек. Однако этот закон действует только в краткосрочном периоде, то есть в статичной, неразвивающейся экономике. В долгосрочном периоде, когда изменяется количество, качество и структура экономических ресурсов, раздвигаются границы производственных возможностей и обеспечивается экономический рост.
Экономический рост может быть показан в смещении кривой производственных возможностей вправо и вверх. Та страна, которая в текущем краткосрочном периоде при прочих равных условиях расходует больше экономических ресурсов для производства товаров производственного назначения (средств производства или товаров для будущего) по сравнению с производством товаров потребительского назначения (товаров для настоящего), может в большей степени рассчитывать на экономический рост. (Подробнее об этом рекомендуется прочитать в учебнике «Экономикс» К.Макконнелла и С.Брю. Том 1, глава 2).
3.Собственность как экономическая категория. Экономический и правовой аспекты собственности
Собственность занимает центральное место в любой экономической системе. Именно собственность определяет способ соединения работников с материальными экономическими ресурсами, характер стимулов к трудовой деятельности, способ распределения результатов труда и социальную структуру общества.
Собственность всегда связана с определенными благами или ресурсами, но понятие «собственность» не сводится к ее вещественному содержанию. Какие-то экономические блага или экономические ресурсы становятся собственностью только тогда, когда по поводу их субъекты вступают в определенные отношения друг с другом. На первый взгляд представляется, что собственность – это отношение человека к вещи, поэтому не случайно мы употребляем в своей речи такие фразы: «эта вещь моя» или «эта вещь принадлежит такому – то человеку».
Между тем, с научной точки зрения собственность – это отношения между субъектами (людьми) по поводу экономических благ или экономических ресурсов. Выделяют субъекты собственности и объекты собственности. Субъектами собственности могут быть отдельные частные лица, коллективы людей, государство. Объектами собственности является всё то, по поводу чего субъекты вступают в отношения собственности. Объектами собственности могут выступать земля, средства производства, рабочая сила, предметы потребления и т.д. В настоящее время важными объектами собственности становятся научные открытия, изобретения, знания, информация. В этом случае речь ведется об объектах интеллектуальной собственности. Собственность различается с экономической и правовой точек зрения.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об