В проявляется ограниченность экономических ресурсов. Ограниченность ресурсов как основной принцип экономической науки

В каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия - время и лучшие естественные ресурсы.

Проблема оптимального выбора

Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами - ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся.

При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость-наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей (сокращённо КПВ). Альтернативная стоимость растет в результате убывания производительностей ресурсов. КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом альтернативных издержек. Если точки лежат на кривой, то это эффективное производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства. КПВ может изменить свое положение если:

  1. улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров;
  2. если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.

Необходимость сочетания нескольких видов ресурсов для производства

Традиционно выделяют два вида ресурсов:

  • труд - рабочая сила
  • «земля» - сырьё : пашни , недра , леса и воды

Вместе составляющие производительные силы . Математическую зависимость уровня производства и затрачиваемых ресурсов описывают производственной функцией , например - моделью Солоу , при этом учитывается возможная скорость изменения участвующих в производстве ресурсы.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ограниченность ресурсов (экономика)" в других словарях:

    Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия

    Возникшая после распада Австро Венгрии независимая Чехословакия, на долю которой пришлось ок. 25% территории и населения бывшей империи, унаследовала большую часть ее промышленных ресурсов. В пределах Чехословакии оказался основной угольный… … Энциклопедия Кольера

    Рынок - (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

    Рыночные отношения - (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора

    Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия

    Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия

    Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия

    Торговый баланс - (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

  • природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
  • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
  • капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);
  • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
  • знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В развитых странах по значимости в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.

Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории

Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограниченны. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 39). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе

работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе факторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинацииразмещением (аллокацией) ресурсов .

Понятие рынков ресурсов

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей — инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.

Особенности потребностей человека

Людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

В виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью .

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер , в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 года.)

Основными объектами проверки по данному разделу являются понимание круга проблем, изучаемых экономической наукой; знание важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики; понимание роли государства в условиях рыночной экономики, проблем экономического роста и развития, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

По данным ФИПИ лишь около половины участников экзамена умеют различить различные виды экономической деятельности по определению или примеру.

Примеры заданий

1. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода.

2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

3. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

4. Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

5. Верны ли суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

6. Какое из проявлений характеризует потребление как сферу экономики?
1) приобретение мебели в кредит,
2) посещение курсов повышения квалификации,
3) внедрение новой технологии,
4) увеличение расходов бюджета на социальные программы.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. При выполнении заданий, нужно вспомнить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс с создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Пути увеличения объёма производства:
1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Главными способами повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация и разделение труда, торговля.

Обмен - 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь;

2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Распределение - 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём;

2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Потребление - использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

Ответы:
1 - 1; 2 - 3; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 2; 7 - обмен.

Задания на знание проблем ограниченности факторов производства по данным ФИПИ смогли успешно выполнить лишь половина участников экзамена. Еще менее успешно были выполнены задания на конкретизацию общего представления о факторах производства.

Примеры заданий

1. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация,
2) предпринимательские способности,
3) земля,
4) капитал.

2. Фактором производства являются
1) методы планирования объемов производства,
2) способы распределения прибыли,
3) источники финансирования предприятия,
4) промышленные станки и оборудование.

3. Верны ли суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А Б В Г Д

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Комментарий. Прежде всего вспомним факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Труд - совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ.

Капитал - произведенные человеком средства производства. Капитал в качестве средств производства следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Земля - все виды природных ресурсов.

Предпринимательские способности - умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.

Ответы:
1 - 2; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 31232; 5 - ограниченность пахотной земли, исчерпаемость полезных ископаемых, ограниченность трудовых ресурсов.

Одним из субъектов экономики является фирма. В 2011 г. задания, связанные с затратами фирмы, предлагались в двух частях работы. В части 1 предлагались задания на распознание вида затрат (постоянные/переменные) в конкретной ситуации. Для выполнения задания достаточно было в конкретной ситуации определить, зависит ли количество приобретаемых факторов производства от объема выпуска продукции. С подобными за-даниями справились около 60% участников экзамена. А вот задание с кратким ответом, в котором в одном столбце таблицы раскрывалась сущность, а в другой надо было вписать один из видов затрат, выполнили менее 45% экзаменуемых.

Примеры заданий

1. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Заработная плата работников не относится к затратам фирмы.
Б. Затраты фирмы влияют на цену товаров и услуг, производимых фирмой.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Затраты фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Затраты фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. Издержки производства - это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки делятся на внутренние (или неявные) и внешние (явные, бухгалтерские). Внутренние издержки - стоимость собственного ресурса - равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело. Внешние издержки - выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Все издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки - та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Переменные издержки - та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Прибыль можно подсчитывать разными способами. Экономическая прибыль - это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Бухгалтерская прибыль - это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Ответы:
1 - 2; 2 - 3; 3 - внешние (явные, бухгалтерские).

В отчёте ФИПИ отмечено, что менее трети выпускников смогли составить содержащий не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунк-тах, планы ответа по теме «Рыночная экономика» и по проблематике рынка труда. Всего 13% участников экзамена смогли представить систему знаний об инфляции в форме сложного плана.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рыночная экономика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Что такое рыночная экономика?

2. Принципы рыночной экономики:
а) предпринимательство;
б) многообразие форм собственности на средства производства;
в) рыночное ценообразование;
г) договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
д) ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

3. Основные черты:
а) конкуренция;
б) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
в)полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
г) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
д) сосредоточение капитала в руках буржуазии;
е) неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
ж) ориентированный на покупателя рынок.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации:
г) высококвалифицированные рабочие н др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция - процесс обесценения бумажных денег. / Инфляция - опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Менее 10% участников экзамена удалось полностью выполнить задания, связанные с проблемами рыночной экономики.

Примеры заданий

1. Анализируя залами экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.

Ответ:
1) смысл понятия, например: «несовершенства рынка - любые отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несовершенствах рынка, опирающейся на знания курса, например:
- «К несовершенствам рынка относят его неспособность обеспечить в необходимом объёме производство общественных благ».
- «Проявлением несовершенства рынка служит возникновение монополий».

2. Одним из недостатков рынка учёные признают то, что он не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения причин данного недостатка рынка.

Ответы:
Могут быть приведены следующие объяснения причин:

1) невозможно обеспечить связь потребления общественных благ (например, обеспечения правопорядка) с их оплатой, т.е. предоставлять их лишь части населения;

2) некоторые общественные блага государство гарантирует населению как бесплатные (например, общее образование в РФ), поэтому производитель не сможет получить прибыль;

3) производство общественных благ, как правило, связано со значительными затратами. Подобным капиталом располагают далеко не все фирмы.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами различные инструменты государственного регулирования рыночной экономики (в каждом случае сначала назовите инструмент, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:
1) правовое регулирование (парламент принял поправки к Гражданскому кодексу);

2) налоговая политика (правительство ввело протекционистские таможенные тарифы);

3) денежно-кредитная политика (центральный банк снизил учетную ставку рефинансирования, сделав кредиты более доступными.

4. Фирма «Чистюля» оказывает бытовые услуги населению. Она объединяет нескольких мастеров, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответы:
1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:
- фирма «Чистюля» выполняет простые работы;
- владельцы фирмы лично участвуют в её работе:
- отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос. Признаки могут быть даны в другой формулировке.

3) дополнительный признак, например,
- для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов:
- прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в товариществе.

Менее половины выпускников смогли справиться с заданиями, где надо было привести хотя бы один пример, иллюстрирующий политику государства, направленную на ускорение экономического роста.

Пример задания

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответы:
Могут быть приведены такие примеры:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;
2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;
3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ.

Составляют основу движения всей экономики и выражают основной принцип По сути, вся экономика сводится к тому, чтобы изучить, каким образом общество с дефицитом ресурсов решает, что производить, как и для кого. Основная цель производства - наиболее эффективно использовать свои экономические возможности, чтобы максимально удовлетворить материальные потребности человека.

Ограниченность ресурсов означает, что всей суммы возможностей, которые находятся в распоряжении отдельных стран, компаний, семей, равно как и всего человечества, будет недостаточно для удовлетворения всей гаммы потребностей общества.

Пахотные сельскохозяйственные земли, территории для размещения производственных объектов, полезные минералы и ископаемые, воздушный бассейн, флора и фауна - все это имеет свои конечные пределы и весьма ограниченную способность к восстановлению, а во многом относится и к вовсе невосполнимым природным ресурсам.

Труд людей, как ресурс, имеет свои пределы и определяется общим количеством трудящихся, а также желанием и возможностью трудиться, трудоотдачей и длительностью трудового времени.

Тоже демонстрируют ограниченность ресурсов, поскольку количество зданий, промышленных сооружений, машин, оборудования, производственных материалов совсем не безгранично. Цикл разработки, создания и эффективного применения средств производства неизменно приводит к износу, прекращению использования и утилизации. Вторичные ресурсы, возникающие благодаря переработке, позволяют лишь частично компенсировать и восстановить затраченные ранее ресурсы.

Кажется, что хотя бы возможности человеческого познания должны быть беспредельны. Однако на практике объема знаний, сведений и других оказывается явно недостаточно как по качеству, так и по количеству для решения насущных экономических проблем.

Ограниченность ресурсов проявляется и в отношении финансов. Деньги, как эквивалент натуральных ресурсов, тоже имеют свой предел.

Таким образом, мы видим, что данная проблема носит глобальный характер и касается всех областей человеческих и природных возможностей. В зарубежной литературе она называется фундаментальной и относится к числу определяющих. Главная задача, которая, по мнению некоторых авторов, ставится перед экономической наукой - это найти способы увеличить потребительский эффект и полезность, учитывая ограниченность ресурсов, которые необходимо использовать для достижения наилучшего результата.

Однако, при всей своей важности, принцип ограниченности не стоит абсолютизировать. Применительно к целому ряду возможностей ограниченность ресурсов не является жесткой, потому что проявляется их взаимозаменяемость. В подобных случаях основная задача заключается в том, чтобы как можно эффективней использовать имеющиеся, достаточные ресурсы. Например, в российской экономике множества становится явно недостаточно именно из-за крайне неэффективного их использования.

Ограниченность также наглядно демонстрирует нам, что люди всегда хотят иметь больше, чем могут получить при реально существующих возможностях. Это противоречие между потребностями и возможностями формирует стержень, вокруг которого строится вся хозяйственная деятельность. Экономическим хозяйствам любых масштабов - от семей до огромных корпораций, постоянно приходится делать выбор, что купить, что произвести и как потратить свои ресурсы, которые всегда являются ограниченными.

Современная проблема ограниченности ресурсов становится все более актуальной. Потребности людей возрастают, и связано это с увеличением численности населения, развитием науки, появлением новых технологий и многими другими факторами. Поэтому возникла ситуация, когда многие ресурсы, в основном невосполняемые, стали менее доступными. Дилемму, которую образует безграничность потребностей и ограниченность ресурсов, и пытается решить человечество.

На сегодняшний день многие практически исчерпали свои запасы. Но даже те, которые имеются в достаточном количестве, небесконечны. Все блага, которые нужны современному обществу, требуют затрат все большего объема ресурсов. Возникает реальная проблема ограниченности ресурсов и даже их нехватки.

Для производства экономических благ используются различные К самым главным из них относят природные факторы. Это то, что дает нам планета и окружающая среда. Сюда относят воду, землю, воздух и климатические условия.

Также являются необходимыми для нормального функционирования общества и производства экономических благ. Это один из главных факторов производственного процесса.

Существуют и представленные средствами производства и денежной массой.

Информацию также можно отнести к ресурсам производства.

Рассматривая данные категории, можно отметить, что некоторые из них достаточно легко восстановить или воспроизвести. Но многие ресурсы, особенно природно-климатические, могут быть уничтожены безвозвратно.

Поэтому проблема ограниченности ресурсов стала наиболее острой.

Ресурсы подразделяют на две категории: воспроизводимые и невоспроизводимые. Это зависит от возможности пополнить их запасы. Некоторые ресурсы являются редкими, то есть встречаются в ограниченном количестве. Это также создает дефицит при их использовании.

Некоторые ресурсы могут быть пополнены, но на это требуется большое количество времени и иногда помощь людей.

Например, могут восстанавливаться. Проблема ограниченности ресурсов здесь существует только из-за географических особенностей региона. В результате нерационального использования земель происходит ухудшение свойств почвы. В этом случае применяют агротехнические приемы для их восстановления. Но если эту проблему не решить вовремя, то земли могут быть погублены и стать малоэффективными.

Особую сложность представляет добыча полезных ископаемых. Старые месторождения исчерпали свои запасы. Например, которая добывается и используется в больших количествах, значительно сократились. Новые залежи этого полезного ископаемого приходится искать на больших глубинах, что усложняет его добычу. К тому же этот природный ресурс не воспроизводится и следует искать альтернативу, чтобы исключить дефицит.

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей ставит перед человечеством новые задачи. Прежде всего, это рациональное использование имеющегося потенциала. Также следует открывать и разрабатывать новые источники ресурсов, необходимые для нормального существования общества.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об