Интеграционные процессы и глобализация.

В современной международной системе в целом – в сообществе государств и народов – происходят мощные долговременные процессы геополитического значения, определяющие мироустройство и будущее всех людей и стран. Один из них получил название глобализации; другой – интеграции. И сами эти процессы, и предложенные понятия – многозначны, многоаспектны, затрагивают все сферы жизни и отношений, включая международную экономическую систему.

И глобализация, и интеграция совершенно очевидно проявляются в международных экономических отношениях и правовой надстройке над ними – как во внутреннем праве, так и в международном экономическом праве.

Глобализация вообще – это всемирный процесс образования из разрозненных государств и групп государств единой общественной системы. Глобализация в экономическом аспекте затрагивает, прежде всего, мировую экономику и выражается в усилении взаимодействия между внутренними экономическими системами, в их объединении в единое целое. Процессы производства, потребления, торговли в каждой точке глобального хозяйства связаны между собой, становятся универсальными. Для управления этими процессами появляются глобальные (универсальные) международные организации и разного рода международные параорганизации узкого состава. МВФ, ВТО, Парижский клуб кредиторов, G-8 – это примеры институциональных опор глобализации в экономической сфере.

Интеграция в международной экономической системе имеет форму интернационализации хозяйственной жизни, переплетения национальных хозяйств, объединения их в единое экономическое пространство в рамках замкнутой территории, проведения согласованной межгосударственной экономической политики, создания региональных интеграционных объединений.

ЕврАзЭС, НАФТА, МЕРКОСУР – это примеры институциональной организации интеграционных процессов.

В территориально-пространственном срезе интеграция происходит не только на региональном уровне, но и на межрегиональном, и даже на универсальном; именно последнюю, видимо, и можно называть глобализацией. Кроме того, было бы оправданным выделить также и секторальный срез интеграции: когда объединительные процессы происходят, например, на каком-то отдельно взятом международном товарном рынке или в секторе экономики.

И глобализация, и интеграция могут иметь как управляемый, так и неуправляемый характер. Впрочем, степень управляемости постоянно растет.

И глобализация, и интеграция ведут к унификации внутреннего права государств мира, к гармонизации правовых систем, а также дают толчок развитию международного права практически по всем направлениям, по всем отраслям. В результате складывается глобальная правовая система и глобальное право.

На первый взгляд эти два явления международной системы – глобализация и интеграция – очень похожи, однако вот некоторые соображения об их отличиях:

  • – глобализация объективно ориентирована на освоение внешней экономической среды; интеграция направлена, скорее, внутрь, на закрепление, обособление и поглощение уже отвоеванного экономического пространства;
  • – глобализация – это универсализация экономики и экономических процессов; интеграция – это их регионализация и дифференциация;
  • – глобализация чревата опасностью монополизации на основных глобальных рынках и в секторах экономики; в ходе интеграции прослеживается – чаще искусственно, субъективно – озабоченность поддержанием конкурентной среды, пусть и в ограниченном составе участников;
  • – глобализация осуществляется преимущественно методами координации; интеграция – преимущественно методами субординации;
  • – глобализация – это поле для взаимодействия разных цивилизационных центров и центров экономической силы; интеграция – это, как правило, поле для взаимодействия государств одного цивилизационного типа и сопоставимого уровня развития;
  • – главным стимулом глобализации предстают США; главным примером интеграции – ЕС; США приоритетно "подстегивают" глобализацию, ЕС – интеграцию;
  • – глобализация развивается довольно быстро, быстрее, чем государства и народы успевают осознать ее последствия, но все же медленнее, чем региональные интеграционные процессы;
  • – в управление глобализацией задействовано международное право, мягкое право, транснациональное право; в управление интеграцией – международное право с сильным наднациональным регулированием, внутреннее право.

В каком-то смысле интеграция – это шаг на пути глобализации; с общефилософской точки зрения, глобализация – это целое, а интеграция – часть целого. Образно выражаясь, "метастазы" интеграции находятся в "теле" глобализации. Оба явления находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Задача интеграции – получить конкурентное преимущество в глобализации. Кто проведет интеграцию на своем цивилизационном пространстве, тот выиграет в экономической силе, во времени и в будущих выгодах.

Вот почему жизненно необходимо для России прежде всего провести экономическую интеграцию на постсоветском пространстве – с тем, чтобы собрать воедино общую экономическую силу и превратиться в субъект, а не в объект глобализации. Государство, не понимающее объективной необходимости интеграции и не сделавшее целенаправленный выбор соответствующего интеграционного пространства в своих интересах, будет "скушано" другими интеграционными центрами или "сдано" им национальной элитой добровольно на роль ресурсной базы и базы потребления.

Исходя из изложенного, прослеживаются две тенденции и в международном (экономическом) праве:

  • 1) тенденция на универсализацию, создание и (или) образование международно-правовых норм (принципов) универсального, общеобязательного, императивного характера;
  • 2) тенденция на регионализацию, создание норм (принципов) регионального действия и значения.

Эти две части международного права развиваются и функционируют, хотя и взаимозависимо, но по-разному. В первом случае прослеживается линия на обеспечение приоритетности норм международного права по отношению к нормам внутреннего права (пример: ВТО). Во втором случае прослеживается линия на приоритетность региональных международно-правовых норм в смычке с нормами внутреннего права и с опорой на метод наднационального регулирования (пример: ЕС).

Глобализацией управляют преимущественно государства западного цивилизационного типа. Понятно, почему они пытаются ускорить глобализацию. Чем дальше они продвинутся по пути глобализации в исключительно благоприятный для них исторический период, тем основательнее они заложат свои государственные и групповые стратегические интересы в вектор мирового развития, в правовую надстройку. В интересах России – "тормозить" глобализацию (насколько возможно торможение объективных в целом процессов), наращивать экономическую силу (в том числе через региональную интеграцию), чтобы полновесно встраиваться в глобализацию своими стратегическими интересами, своим цивилизационным пространством. Необходимо "включать" в глобализационные процессы другие цивилизационные центры, которые конкурировали бы с западной цивилизацией на пути глобализации. К сожалению, интеграция в разных частях света идет с разной скоростью.

Пока же на пути глобализации между собой конкурируют два экономических центра одной группы государств западного цивилизационного типа – США и ЕС. При этом США стремятся опираться не столько на международное право, сколько на экстратерриториальное действие своего внутреннего права. По сути, это осознанное или неосознанное стремление подменить международно-правовые нормы нормами своего внутреннего права, что является проявлением гегемонизма в международной системе.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008– 2010 гг. показал, что исторически благоприятный для США и государств западного типа период заканчивается и монопольно осуществлять глобализацию не получится. Кризис обозначил конец монополярного мира и пределы господства США в глобальной экономике. Начинается этап развития полицентричного мироустройства – многополярного мира. Одновременно кризис временно, но на продолжительный период сместил акценты в мировом развитии с глобализации на регионализацию, подогрел развитие всех процессов на уровне разных цивилизационных центров, интеграционных объединений.

Экономическая интеграция – это прежде всего управляемое и ускоренное снятие в рамках определенного территориального пространства административных и экономических границ на пути трансграничного движения основных факторов производства – товаров, услуг, финансов, инвестиций, рабочей силы.

В правовой надстройке экономическая интеграция влечет за собой обязательную и ускоренную унификацию и гармонизацию внутреннего законодательства и внутренних правовых режимов во всех сферах движения вещей и лиц, а также передачу части юрисдикции задействованных государств органам интеграции. Возможность передачи юрисдикции предварительно оформляется конституциями. Посредством правовых и институциональных рычагов на территории интеграционного объединения начинают создаваться единые торговое, финансовое, инвестиционное, миграционное пространства.

Глобализация имеет мировую тенденцию и представляет объективный закономерный процесс, который проявляется во многом, но преимущественно в интеграции в финансово-экономической сфере, в торговле, культуре, в области массовых коммуникаций и информационных технологий. В будущем он будет распространяться и на другие области. Процесс глобализации развивается в силу объективной необходимости мироустройства, а не производства и стихийности.

В процессе глобализации происходит взаимовлияние различных мировых проблем на социально-экономические и социально-культурные проблемы и процессы конкретного сообщества.

Идея глобализации, по-видимому, заложена в самой коллективистской природе человека и воздействует на него на уровне подсознания, проявляясь с древнейших времен в его стремлении к поиску и выработке эталонных образцов взаимоотношений. Человек стремится объяснить существующий порядок в мире и организацию социума через единое целое: в религии – через единого Бога, в мифологии – через природу, в науке – через знание, в политике – через власть.

Важно отметить, что глобализация противоречий – явление, с одной стороны, новаторское, а с другой стороны – разрушительное. Его противоречивость проявляется прежде всего в том, что глобальная экономика "уживается" с раздробленностью и неинтегрированностью производства, рынков труда, политических организаций и обществ Глобализация укрепила безопасность гоcударств, и в то же время создала новые угрозы.

Глобализация, безусловно, ускоряет экономическое развитие стран, способствует упрочению мира и развитию демократии и даже объединению стран (Пример – Европейский союз), но вместе с тем процесс глобализации усиливает безработицу, богатые страны еще больше богатеют, а бедные – беднеют, растет инфляция и другие экономические и социальные проблемы, что ведет к конфликтам, росту энтропии и мировому хаосу.

Очевидно, что широкое развитие торговли между разными странами, организациями, множество транснациональных корпораций, развитие связей и коммуникаций, расширение информационных средств (космических, телевизионных, радио и т.п.), миграция народов способствуют сближению многих стран из различных регионов мира. Однако глобализация приводит к созданию трансна-циональной экономики, которая, со своей стороны, вызывает такие изменения, При которых современные экономические и политические отношения будут уничтожены до того времени, пока возникнут новые отношения. На какой-то промежуток времени вместо всеобщего порядка наступит беспорядок или хаос.

Глобализация в каждой стране имеет свои особенности. В России влияние мировых тенденций отличается в различных сферах человеческой деятельности.

Проблемы глобализации важны как для всего мира, так и конкретно для России. Россия наравне с другими странами включена через Интернет, телекоммуникации, телевидение и радио в единое информационное пространство. Происходит вестернизация России.

Глобализация в образовании ведет к унификации и стандартизации учебных планов и методов обучения, международных образовательных проектов, международных учебных заведений, дистанционного образования, интернет-образования и т.п.

Россия сможет войти в глобальное пространство только через экономику, торговлю (ВТО), финансы, так как именно экономические и торговые отношения являются определяющими, и они диктуют правила игры и начинают влиять на политику. Для включения России в международное разделение труда необходимо создавать международные, или транснациональные, корпорации – промышленные, производственные.

В идеальном варианте глобализация предполагает равенство в получении информации, международное разделение труда, усовершенствование социально-экономической структуры, широкое распространение новых технологий, продвижение в направлении демократии, модернизацию общественной жизни и подтягивание отстающих обществ к уровню передовых.

Однако пока налицо огромное неравенство в богатстве стран, в возможностях использования капитала и информации, усиливающийся разрыв между производительным капиталом и капиталом коммерческим и финансовым, неравенство национальных структур, ограничение автономности и независимости национальных гражданских институтов

У некоторых ученых и специалистов, а иногда и в прессе, возникает эйфория по поводу скорого наступления "эры глобализации", следствием которой должен стать прогресс мировой экономики и общечеловеческого мироустройства. Однако следует вспомнить, что в 60-е годы на Западе и в нашей стране были распространены сверхоптимистические прогнозы развития экономики, связанные с развитием и применением атомной энергии, микроэлектроники, автоматизации и роботизации. Многие зарубежные и отечественные ученые тогда представляли мир 80-90-х годов "золотым веком" всеобщего изобилия за счет непрерывного возрастания власти человека, покорения и подчинения природы. 90-е годы им представлялись десятилетием "процветания для всех".

Однако, как показала реальная жизнь, оптимистические прогнозы не сбылись. Известный ученый и футуролог Ф. Фукуяма предсказывал, что в 90-х годах весь мир унифицируется по модели США и наступит всеобщее совершенство и благополучие. Однако реальная жизнь и ход событий свидетельствуют, что подобные прогнозы в жизни оказались только лишь иллюзиями, и никакого всеобщего благополучия и процветания не наступило.

Глобализацию невозможно остановить, но ею можно управлять. Она оказывает серьезное влияние на развитие России, правда, в меньшей степени, чем на США, Европу, Японию и на другие страны.

Проблема глобализации состоит не в закономерности процесса глобализации, а в том, как этим процессом правильно управлять.

По мнению Нобелевского лауреата по экономике за 2001 г. профессора Джозефа Стиглица, глобализация может принять относительно гармоничные формы, если этот процесс будет должным образом регулироваться, учитывать интересы всех стран. Возможно, это создает новую глобальную экономику, способную более справедливо распределять плоды ее роста. Но для позитивного влияния глобализации необходима помощь всемирных общественных институтов в установлении соответствующих норм и правил.

Профессор Д. Стиглиц считает, что "идеология свободного рынка должна быть заменена анализом, основанным на экономической науке и на более сбалансированных представлениях о роли управления, вытекающих из осознания недостатков как свободного рынка, так и управления".

По мнению Д. Стиглица, роль управления должна быть нацелена на то, чтобы любая экономика стала более эффективной и гуманной. Рынки и управление должны работать вместе и быть партнерами. Правда, характер партнерства должен быть дифференцирован для каждой конкретной страны, в зависимости от стадии ее экономического и политического развития. По различным причинам рынки часто не могут саморегулироваться, поэтому управление должно выполнять важную роль в обеспечении экономической стабилизации.

Россия по-разному включается в глобальные процессы. По-видимому, она станет глобальным транспортным коридором между Западной Европой и Азией, т.е. важным элементом в процессе глобализации. Глобализация охватывает современные технологии связи: Интернет, разные виды спутниковой связи и телевидение. Развитие Интернета все больше людей вовлекает в мировое сообщество и позволяет осваивать мировые ценности, стандарты и новые информационные технологии. Правда, при глобализации возникает опасность унификации и американизации культуры. Однако остановить процессы глобализации невозможно, также как невозможно остановить глобальное развитие сотовой сети или превращение английского языка во всемирный язык, что подтверждает современная практика.

Важнейшими проблемами глобализации являются:

проблемы окружающей среды, и прежде всего те, которые связаны с атмосферой и океанами;

проблемы знания, которые являются глобальным общественным продуктом и должны служить каждому человеку;

проблемы гуманитарной помощи, которые также представляют коллективную деятельность. Очевидно также, что всеобщая глобализация невозможна, так как сушествуют крупные регионы,

географические зоны, которые не включаются в глобальные процессы. Например, исламский мир, который стоит обособленно и не принимает многие проявления процесса глобализации. Сегодня необходимо оценить, какое влияние оказывает процесс локализации на сознание российского народа, понять особенности освоения западных норм и ценностей.

Важно учитывать определения глобализации с точки зрения социологии.

Одни ученые считают, что глобализация на Западе ускоряет экономическое развитие, способствует развитию демократии и мира, другие уверены, что глобализация создает ряд социально-экономических проблем, увеличивает социальное неравенство, безработицу, инфляцию, которые ведут мир к деградации, конфликтам и хаосу. Транснациональная экономика имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Во всем мире происходит сокращение рабочего класса и рост занятых в сфере услуг. Это одна из характерных тенденций процесса глобализации.

При глобализации углубляется проблема социальной несправедливости и неравномерности развития, а также проблемы идеологии, равноправия и свободы личности. Индивидуализм и демократические свободы невольно порождают проблемы неравноправия.

История последних десятилетий показывает, что для положительного развития экономики в Южной Корее, Китае, на Тайване и в Японии больших накоплений не потребовалось Равенство, справедливость и быстрый рост экономики могут быть достигнуты без существенного увеличения неравенства при правильном управлении процессами.

Еще раз отметим, что проблемы управления при глобализации принимают особо важное значение.

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XX-XXI веков, стала глобализация. Ее суть состоит в расширении взаимосвязей людей, государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка и интернационализации в разрешении экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий и конфликтов.

Глобализация призвана содействовать взаимопроникновению культур, взаимопониманию цивилизаций, утверждению норм международного права и соблюдению прав личности при сохранении самобытности народов и их особой ментальности, не допуская духовной и политической стандартизации. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений – региональных и общественных организаций, универсализацию правовых норм, социальных стандартов и т. д.

Согласно определению МВФ, глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция. В широком понимании имеется в виду общемировая система, возникающая в результате слияния национальных экономик. Она должна быть основана на беспрепятственном перемещении капитала, снижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров, капитала, коммуникационном и информационном сближении.

Процесс глобализации призван приводить к размыванию экономических границ, сближению уровней социально-экономического развития стран в рамках региональных объединений. В реалиях глобализации именно финансово-экономические критерии приобретают решающее значение. Чем сильнее, устойчивее и конкурентоспособнее будет экономика страны, чем более интегрированной будет ее участие в процессе глобализации, тем прочнее окажутся ее позиции в международном сообществе.

В XX веке значение национального государства подверглось переоценке. Более популярной становится модель региона как части мирового сообщества. Международный опыт свидетельствует, что значимость и вес отдельного региона может возрастать по мере углубления в нем интеграционных тенденций.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей, это процесс сближения, взаимоприспособления национальных хозяйственных систем, в основе которого лежит экономический интерес хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. В конце ХХ века она стала инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Интеграция представляет собой также процесс движения и развития определенной системы, в которой усиливается связь ее участников и уменьшается их самостоятельность, при этом появляются новые формы взаимодействия, которых не было в прежней системе.

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio – восполнение, integer – целый. Общее определение интеграции формулируется следующим образом: интеграция – это сближение, слияние, объединение частей, образующих единое целое, но при сохранении их идентичности, т. е. страны сближаются, образуют единый торговый, экономический, валютный и политический союз, но при этом сохраняется их национальная идентичность.

Известный российский ученый В. Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». В системе международных отношений интеграция подразумевает создание некоей целостности системного характера. Однако понятие «целостность» у же, чем понятие «системность». По мнению В. Г. Барановского, участие государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует об их интеграции. В связи с этим он выделяет три критерия интеграции:

1) выделение, обособление связей и отношений, существующих между государствами;

2) управление в интеграционных процессах, целенаправленные действия и регулируемость в интеграционном комплексе;

3) соотношение в интеграционном комплексе целого и частных структурных элементов.

Определение понятия интеграции было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения.

Современное российское понимание интеграции отличается более конкретным характером, без идеологического подтекста. Так, экономическая интеграция определяется как форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. В советское время к этому определению добавлялась идейно-политическая компонента – однотипность общественного строя, подчеркивались глубокие различия между социалистической и капиталистической интеграциями по социально-экономической природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Региональная интеграция государств – это процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. В основе региональной интеграции лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем. Цель – устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, поставить в равные условия хозяйствующие субъекты государств. На основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики создается единое экономическое пространство.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи, которые обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. За этим следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем до определенного сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции – наращивание объемов и расширение набора товаров и услуг на основе обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

Понятие интеграции включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической и т. д.

Интеграция на микроуровне протекает через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне – в форме кооперации региональных инфраструктур, создания экономических зон. На межгосударственном уровне интеграция осуществляется на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. В результате происходит создание региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, общими органами и т. д.

Основными предпосылками интеграции являются:

1. Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости экономических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.

2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки.

3. Демонстрационный эффект: в интегрирующихся странах происходит ускорение темпов экономического роста, увеличивается занятость населения, наблюдается снижение инфляции и прочие положительные сдвиги, что оказывает стимулирующее воздействие на другие страны.

4. Политические режимы понимают выгодность интеграции, стремятся выработать общий курс и определить этапы интеграции, а также обеспечить постепенную передачу отдельных полномочий наднациональным органам. Появление таких органов является показателем ступеней интеграционного развития.

Интеграция, в свою очередь, может быть мирового и регионального масштабов. Интеграция мирового масштаба основывается на развитии мирового производства, мирового рынка и коммуникаций.

Международная экономическая интеграция позволяет странам получить следующие преимущества:

Дает более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

Экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран – участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

Позволяет интегрирующимся странам совместно решать острые социальные проблемы;

Углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

Расширяется экономическое пространство, между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

Создается более стабильная ситуация для развития взаимной торговли, выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

Страны имеют возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

Расширенное экономическое пространство обеспечивает условия для привлечения иностранных инвестиций;

Создается благоприятная внешнеполитическая среда, усиливается сотрудничество стран не только в экономической, но и в политической, культурной и других областях;

Преодолевается фактор ограниченности, «закомплексованности» и страна превращается в полноправного и равного всем остальным субъекта международных отношений.

Предыдущая

глобализация мировая экономика интеграция

Международная интеграция, ее формы и этапы

Резкое усиление межгосударственной конкуренции, более жесткое соперничество на традиционных рынках становится не под силу одному государству. Все процессы в отдельных странах оказываются зависимыми друг от друга, изменения в производстве одной страны вызывают определенные изменения в производстве другой. В результате зарождается и развивается «процесс интеграции - взаимопроникновение отдельных элементов экономики одной страны в экономику других стран. Таким образом, все страны оказываются участниками одного мирового производственного процесса и зависят друг от друга».

К объяснению сущности интеграции современные экономисты подходят по-разному. Так, А.И. Добрынин отмечает, что интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой . Л.В. Шкваря осознает интеграцию как «комплекс форм экономического сотрудничества стран» . З.Н. Яковлева называет международную интеграцию «объективным и осознанным процессом сращивания национальных экономик» . С.А. Яблокова рассматривает интеграцию уже как «мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке» . А вот З.К. Раджабова при формулировке своего определения считает важным отметить то, что в процесс интеграции чаще всего включаются государства «преимущественно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем экономического развития».

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что международная интеграция выступает основой усиления взаимозависимости экономик разных стран, объединяет их на основе глубоких устойчивых связей и постепенно принимает всеохватывающий характер.

Процесс взаимопроникновения в экономику начинается, как правило, на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все новые страны. Происходит постепенное формирование относительно устойчивых связей структурного характера, при этом само сотрудничество между странами-партнерами обретает уже не только торгово-экономический, но со временем и технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В этот процесс вовлекаются многие тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров, как входящих в сферу влияния ТНК, так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.

Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

Создание концепций стадий развития международной экономической интеграции - несомненная заслуга Б. Балассы, который классифицирует этапы процесса экономической интеграции по степени сотрудничества между интегрирующимися партнерами и видам дискриминационных мер, подлежащих отмене.

Этот ученый выделяет пять основных этапов, или форм, интеграции, на каждом из которых степень взаимодействия между партнерами усиливается:

Зона (регион) свободной торговли (ЗСТ) - подразумевает отмену количественных ограничений и тарифов между участниками при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к третьим странам. ЗСТ подразумевает отмену пошлин и торговых ограничений на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий;

Таможенный союз (ТС) - дополнительное установление единого внешнего тарифа участниками союза по отношению к третьим странам, ликвидация пошлин и торговых ограничений на всю торговлю или, по крайней мере, на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий, и применению примерно одинаковых пошлин и торговых мер в отношении третьих стран;

Общий рынок - отмена ограничений на передвижение всех факторов производства внутри интегрирующегося региона;

Экономический союз - определенная степень гармонизации экономической и социальной политики, единая валюта и платежный союз;

Полная экономическая и политическая интеграция - передача суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти, формирование конфедерации .

Но все же современные экономисты вносят свои поправки в выделении стадий развития международной интеграции. Например, З.Н. Яковлева первой стадией интеграции называет преференциальное соглашение, основанное на «снижении тарифных цен и других барьеров во внешней торговле» . Еще она объединяет четвертый и пятый этапы, выделенные Б. Балассой, в один, который называется «экономический и валютный союз». С.А. Яблокова соглашается с классификацией Б. Балассы, в то же время объединяя последние две стадии в одну, называя ее «экономический и валютный фонд». З.К. Раджабова же, наоборот, четко разграничивает экономический союз как третью стадию, и политический союз как четвертую.

По моему мнению, классификация Б. Балассы довольно четко объясняет этапы международной интеграции. Но всё же, я думаю, что нельзя не учитывать и этап преференциального соглашения как основу дальнейших значимых изменений, как зарождение изучаемого процесса.

На высшей стадии интеграционного сотрудничества унифицированная региональная политика становится по-настоящему единой, включая в себя помимо чисто структурно-технологических аспектов уже и новое содержание. Происходит постепенная унификация процесса структурно-технологической перестройки хозяйства на всей территории интегрирующихся стран.

Интеграция затрагивает факторы производства, межгосударственные взаимосвязи, охватывая весь процесс воспроизводства, что влияет на экономику стран.

В последние годы некогда развивавшийся лишь в нескольких регионах мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субконтиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков, большая часть которых ставит конечной целью своей деятельности именно выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое экономическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в территорию, фактически поделенную на межгосударственные интеграционные группировки, число которых постоянно возрастает.

Речь уже идет о выравнивании социально-экономического положения стран-участниц в целом и их административных регионов, а также о создании условий для развития их в будущем как единого хозяйственного организма. Международная экономическая интеграция ведет к превращению мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Именно поэтому можно рассматривать интеграцию как основу уникального исторического процесса, а именно - глобализации.

Интернационализация – наиболее общее понятие, отражающее возрастание международных взаимосвязей и взаимозависимости различных стран и регионов мира.

Глобализация – это количественная трансформация, которая придала международному взаимодействию новое качество, при котором интернационализация приобрела всемирный охват. Глобализация представляет собой современную нам, всемирную стадию интернационализации хозяйственной жизни, в рамках которой мировое хозяйство приобретает новые, неизвестные ранее характеристики и особенности своего развития. К ним относятся: кардинально возросшая целостность мирового хозяйства и резко усилившаяся взаимозависимость экономик практически всех стран мира; вовлечение ранее закрытых стран в международные экономические отношения; тенденция (не всегда последовательная) к экономической гомогенизации мира, формирование глобальных рынков (товарных и финансовых).

Интеграция – наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, факторов производства, формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств. Следует заметить, что она происходит лишь в региональных масштабах (в рамках развитых регионов мира). Поэтому современный этап международной экономической интеграции определяется формулой открытого регионализма, цель которого расширить взаимовыгодное сотрудничество между разными интеграционными союзами.

Регионализация – образование региональных блоков. Регионализация экономической деятельности есть глобализация в ограниченных масштабах, охватывающая группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движения капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки. Трактовка понятия «регион» предопределяет смысл термина «регионализация». Отличают регионализацию как: внешнеполитический курс; идеологию государственного вмешательства; экономико-политическое сотрудничество государств, образующих региональные союзы и группировки; как некую форму межгосударственного интегрирования. В третьей трактовке региональная экономическая интеграция формирует предпосылки для углубления процесса глобализации.

Все эти понятия связаны между собой. Глобализация, интеграция и регионализация являются частями интернационализации, и отражают возрастание международных экономических взаимосвязей. Интеграция и регионализация носят региональный характер, а глобализация – приобрела всемирный охват.

В начале 21 века наступил качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни – глобализация, которая охватывает прежде всего промышленно развитые страны, укрепляет их экономику. С экономической глобализацией параллельно идет регионализация международных экономических отношений. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии.

Регионализация приводит к опережающему росту внутрирегиональных экономических потоков (торговля, прямые инвестиции) по сравнению с их общей динамикой. На долю внутрирегиональной торговли в трех главных регионах (Западная Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион) приходится примерно половина мирового экспорта. А в Западной Европе, удельный вес внутрирегиональной торговли (экспорт) в общем экспорте западноевропейских стран превышает 70%.

Назовите основные страны (группы стран), определяемые как развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Какие признаки лежат в основе данной классификации стран? В чем проявляется ее некорректность?

Существуют разные критерии для включения страны в ту или иную группу. Основными из них являются: характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития (ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП, уровень и качество жизни).

Одна из самых известных классификаций стран в мировой экономике разделяет их на:

1. развитые;

2. развивающиеся и с переходной экономикой (до 2005 г. эта группа разбивалась на две подгруппы).

В основе группировки – два критерия: 1) уровень экономического развития, 2) тип развития на предшествующем этапе (страны с переходной экономикой – это не страны, трансформирующиеся из развивающихся в развитые, а – переходящие из группы стран с централизованно-планируемой экономикой в группу стран с рыночной экономикой). Критериями отнесения стран к развитым и развивающимся являются: колониальное прошлое, среднедушевой доход, интегральные индексы (типа индекса человеческого развития – ИЧР), степень социального расслоения, рождаемость, внешняя задолженность, распространение коррупции и теневой экономики, энергоёмкость единицы ВВП, уровень информатизации и т.д.

К развитым странам в документах Международного валютного фонда (МВФ) причисляются государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – своеобразный клуб богатых стран (30 стран). В рамках данной группы стран выделены следующие подгруппы: Большая семерка (G-7) – США, Япония, Германия, Франция, Италия, Соединенное королевство, Канада; новые индустриальные страны (НИС) – Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань; зона евро – Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Испания, Кипр, Мальта. Следует отметить, что в данном случае к НИС отнесены так называемые страны первого поколения («драконы»), которым удалось перейти из группы развивающихся стран в группу развитых. На сегодняшний день существует второе поколение НИС, к ним относят четыре страны Восточной Азии – Малайзию, Индонезию, Таиланд, Филиппины («азиатские тигры») и четыре страны Латинской Америки – Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили.



НИС отличает специфическая политика правительства. Правительственные меры азиатских стран (включая первое поколение НИС) соответствовали экспортно-ориентированной стратегии (модели) развития. Несмотря на некоторые отличия по странам они характеризовались общими чертами: высоким уровнем вложений в физический и человеческий капитал, быстрым ростом продуктивности сельского хозяйства и снижающейся рождаемостью. Правительства защищали отрасли, неготовые конкурировать на мировом рынке, и продвигали производства, подготовленные к экспорту (например, через интервенции посредством льготных кредитов, путем ограничения конкуренции со стороны импорта, сдерживания внутренних конкурентов, развитие институтов экспортного маркетинга). Кроме того, проводилась активная политика привлечения иностранных многонациональных корпораций и поощрения становления вокруг них «кустовых» производств.

Латинская Америка проводила политику импортозамещения (импортозамещающая модель развития) через «большой толчок» в области новых инвестиций во многие секторы экономики, политику «управляемой индустриализации». Импортозамещение основывалось на положении о том, что временная поддержка промышленности со стороны правительства способствует долгосрочному развитию. Наращивалось производство в отраслях тяжелой промышленности, увеличивался экспорт сырья. Начиная с 80-х гг. XX в. модель оказалась тупиковой – рост стал снижаться и скатился почти до нуля. С 90-х гг. XX в. экономическая политика этих стран направлена на открытость региона для международной торговли и инвестиций, региональную экономическую интеграцию и развитие инфраструктуры региона и внутреннего рынка.

Группа развивающихся стран и стран с переходной экономикой состоит из 143 государств, куда включены все страны, не вошедшие в первую группу. Внутри данной группы выделяются следующие подгруппы:

по географическому признаку: Африка, СНГ, Развивающаяся Азия, Ближний Восток и Западное полушарие;

по аналитическому признаку: страны-чистые кредиторы, страны-чистые должники, страны-экспортеры топлива, страны-импортеры топлива, наименее развитые страны.

Приведённая классификация является достаточно упрощённой классификацией, так как в состав выделенных групп включены недостаточно однородные страны. Более или менее однородной группой являются группа развитых стран. Что касается других групп, то они включают страны с разным уровнем экономического и социального развития.

4. Прокомментируйте следующие утверждения:

а) российская экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда;

Место России в мировой экономике. Характеризуя место и роль современной России в мировом экономическом сообществе необходимо выделить ее сильные и слабые стороны и, исходя из этого, определить возможные пути позиционирования страны на мировых рынках. Россия объективно по размеру среднедушевого дохода относится к числу развивающихся стран. Перспективы ее перехода в группу развитых стран обусловлены наличием определенных преимуществ, среди которых выделяют: обладание мощной природно-ресурсной базой (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы), наличие значительного производственного потенциала, несмотря на физический и моральный износ основных производственных фондов, а также научно-технического и интеллектуального потенциала. На базе этого в ряде отраслей промышленности (прежде всего, в оборонно-промышленном комплексе) имеются и развиваются передовые уникальные технологии. К слабым позициям относят: высокую затратность и ресурсоемкость производства, отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, нарастание технологического отставания, увеличение физического и морального износа основных производственных фондов, инфраструктуры и ее несоответствие современным требованиям, значительный удельный вес в экономике страны теневого сектора, ее бюрократизацию и криминализацию.

Однако благодаря благоприятной внешней конъюнктуре и внутренней политики государства сегодняшние темпы роста России сопоставимы с динамичной развивающимися Китаем и Индией. Именно эта тройка стран определила половину мирового прироста в 2007 г. В последние годы, особенно с 2002–2003-го гг. наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (≈3–4 %) темпы прироста российского ВВП – 5,8–7 %. Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) – 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, – 925,4 млрд. долл. (24,5 трлн. руб.). Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне ≈2 %.18 Поэтому у России есть все шансы войти к середине текущего столетия в первую десятку стран по величине ВВП19. Но для реализации этого шанса необходима взвешенная политика государства.

На сегодняшний день в научном сообществе существует три базовых сценария развития России и определении ее места в международном разделении труда.

1. Экспортно-сырьевая модель с элементами инерционной диверсификации. Она предполагает рост только за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, а также привлечения новых товаров, незначительно корректирующих специализацию. Такая модель развития обеспечит присутствие России на узких сегментах мировых рынков, а в долгосрочной перспективе может привести к потере экономической и политической значимости страны, вытеснению ее на периферию мирового развития.

2. Эволюционный факторный апгрейдинг. Определяет необходимость опережающими темпами развивать экспорт продукции обрабатывающих отраслей, прежде всего полуфабрикатов с глубокой степенью переработки, а также изделий машиностроения, включая узлы, детали и компоненты. Использовать сложившуюся благоприятную внешнюю конъюнктуру для расширения внутренних инвестиций. Такая модель хороша для индустриального типа общества.

3. Сверхиндустриальная модель, инновационная диверсификация. Экспорт высокотехнологичной продукции. Усиление инновационных начал и внедрение нанотехнологий в структурообразующих отраслях промышленности. Расширение оказания интеллектуальных услуг. Использование транзитного потенциала страны, обусловленного ее расположением между Евросоюзом и Китаем, Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Капитализация сравнительных преимуществ (кроме сырьевого) на основе реализации долгосрочных проектов, и модернизация производства, ориентированного на массовые рынки, на основе капитализации доходов, полученных от капитализации сравнительных преимуществ. Данная модель развития позволит России занять достойное место в постиндустриальном мире.

Будущее России, ее место в международном разделении труда и в мировом хозяйстве зависит от выбора государством модели экономического развития страны и последовательности проведения взвешенной внешнеэкономической политики.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об