Совместное равновесие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие товарного и денежного рынков

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Деньги – это запас страны (величина на определенную дату), а не поток. Объем реального выпуска – это поток (величина за определенный промежуток времени). Одна из центральных проблем макроэкономики – влияние изменения запасов на потоки. В данном случае эта проблема сводится к изучению влияния изменения объема денежной массы на реальный объем национального производства.

Если количество денег в стране увеличивается, но деньги не поступают в обращение, то это изменение не влияет на реальный поток доходов. Однако в большинстве случаев деньги поступают в обращение. Тогда степень их влияния на изменение реального дохода, (а через него на уровень занятости), зависит от гибкости цен.

Если макроэкономические цены на всех рынках страны абсолютно гибкие и изменяются в той же пропорции что и денежная масса, увеличение количества денег не приводит к увеличению реального объема доходов. В этом случае говорят, что деньги нейтральны . Если изменение денежной массы влияет на изменение реальных показателей, то говорят, что деньги не нейтральны .

Для анализа проблемы нейтральности денег воспользуемся «количественной формулой обмена».

где M – денежная масса страны, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в стране, Y – реальный объем производства.

Преобразуем данную формулу для темпов прироста показателей.

Темп прироста денежной массы;

Темп прироста скорости обращения денег;

Темп прироста реального объема производства (реального ВВП);

Темп прирост уровня цен (темп инфляции).

Запишем «количественное уравнение обмена» через темпы прироста:

Если темп прироста денег стабилен, то темп прироста скорости обращения денег тоже стабилен. Поэтому:

где - темп прироста номинального ВВП.

В реальности скорость обращения денег не является стабильной величиной. Вместе с тем на нее оказывают влияние следующие факторы:

Процентная ставка. По мере роста ставки процента домашние хозяйства все чаще предпочитают обращаться в банк, сокращая количество наличных денег, находящихся на руках. В результате скорость обращения денег возрастает.

Реальный национальный доход. При увеличении реального национального дохода возрастает спрос на деньги, а вслед за ним и скорость обращения денег.

Институциональные факторы. Скорость обращения денег является убывающей функцией от уровня реальных операционных издержек, связанных с конвертацией денег в финансовые активы, приносящие доход. В реальности данный показатель находится под влиянием технологических нововведений (введение кредитных карточек, электронных систем и банковских автоматов), а так же финансового регулирования (банковское законодательство определяет условия конвертации активов, приносящих доход в чековые счета и наличность).



Следует иметь в виду, что для разных агрегатов степень устойчивости скорости обращения денег различная. Наибольшей устойчивостью обладает скорость обращения денег для агрегата М2 . Поэтому именно агрегат М2 является тем агрегатом, который регулирует Центральный банк.

1) Если цены абсолютно гибкие, то темп инфляции совпадает с темпом прироста денежной массы: , поэтому

2) Если цены абсолютно негибкие (стабильные), то темп прироста денежной массы совпадает с темпом прироста реального ВВП. Иными словами, при

3) Если цены меняются, но в меньшей пропорции чем денежная масса (), то темп прироста реального ВВП равен разности между приростом денежной массы и темпом инфляции:

В первом случае деньги нейтральны, т.к. . Во втором и третьем случаях деньги не являются нейтральными, поскольку

В макроэкономической теории, также как и в микроэкономике, используется понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, но их концептуальная трактовка разная. В макроэкономике под долгосрочным периодом понимается период, в течение которого все цены на товарных и ресурсных рынках являются гибкими и изменяются в равной пропорции. Иными словами за этот период цены на ресурсы и, прежде всего, заработная плата, успевают приспособиться к изменению уровня цен на товары. Средняя продолжительность этого периода составляет шесть лет.

Период, в течение которого цены на товарных и ресурсных рынках являются относительно негибкими или в течение которого динамика заработной платы отстает от динамики уровня цен, называется краткосрочным периодом . При этом и в долгосрочном и в краткосрочном периодах объем применяемого капитала остается неизменным.



Учитывая понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, можно сделать вывод, что деньги являются нейтральными в долгосрочном периоде и не обладают этим свойством в краткосрочном периоде. Из сказанного вытекает, что денежно-кредитная политика, связанная с изменением денежной массы, может повлиять на реальное производство в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда деньги нейтральны, важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается стабилизация уровня цен, т.е. в долгосрочном периоде (для ), Центральный банк должен увеличивать денежную массу темпом, равным темпу прироста реального ВНП (). Необходимость увеличения денежной массы темпом, равным темпу прироста реального объема производства с целью стабилизации уровня цен в долгосрочном периоде называется монетарным правилом . Это правило впервые было сфомулировано М. Фридманом и занимает важное место в теории монетарисстов.

Неоклассическое направление анализирует функционирование экономики в долгосрочном периоде при условии гибкости цен. Это направление рассматривает деньги как нейтральные. Кейнсианство анализирует функционирование экономики в краткосрочном периоде, поэтому в данной концепции деньги не нейтральны. Возникшая в 70-ые годы ХХ века «новая классическая школа» базирующаяся на теории рациональных ожиданий, доказывает, что деньги являются нейтральными даже в краткосрочном периоде, если ожидания экономических субъектов рациональны и они не делают систематических ошибок в прогнозе. Таким образом, в данной концепции деньги обладают свойством супернейтральности .

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она была разработана английским экономистом Дж.Хиксом в 1937г. в статье «Мистер Кейнс и классики» и получила широкое распространение после выхода в 1949г. книги американского экономиста Э.Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.

Методология построения модели. Для построения модели IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок а, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции I и процентную ставку r. Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели: · уровень цен фиксирован (Р = const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают; · совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса; · доход (Y), потребление (C), инвестиции (I), чистый экспорт (Xn) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели; · государственные расходы (G), предложение денег (M), налоги (T) являются величинами экзогенными и задаются вне модели. Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели Кейнсианского креста ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Основными уравнениями модели являются: - основное макроэкономическое тождество, - функция потребления, где a – величина автономного потребления, b– предельная склонность к потреблению. - функция инвестиций, где c – величина автономных инвестиций, некоторый уровень инвестиций, который всегда необходим, d – показатель чувствительности инвестиций к ставке процента (эластичность инвестиций по ставке процента) Все остальные параметры, влияющие на инвестиции, считаются фиксированными и учитываются в величине автономных инвестиций. - функция спроса на деньги, где e – коэффициент монетизации (чувствительность спроса на деньги к уровню дохода) , f – чувствительность спроса на деньги к ставке процента (в кейнсианской концепции предпочтения ликвидности, это предельная склонность к предпочтению денег в качестве имущества или, по другому, коэффициент, характеризующий предпочтения экономических субъектов по процентной ставке). Экономику будем считать закрытой. В краткосрочном периоде экономика находится в условиях неполной занятости, уровень цен фиксирован, величины ставки процента и совокупного дохода подвижны, номинальные и реальные значения всех переменных совпадают. В долгосрочном периоде, когда экономика находится в условиях полной занятости, уровень цен подвижен. В этом случае предложение денег является номинальной величиной, а все остальные переменные модели реальными.

Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка - кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений (IS: Investment = Savings).



Простейший графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций.

На рис.6.1. в квадранте II представлен график функции сбережений S(Y): с ростом дохода Y 1 до Y 2 сбережения увеличиваются с S 1 до S 2 . В квадранте III представлен график I=S (линия под углом в 45° к осям координат I и S). I 1 =S 1 , I 2 =S 2 . В квадранте IV представлен график функции инвестиций I=I(r), показывающий рост инвестиций как функцию, обратную уровню процентной ставки r. На основе этих данных в квадранте I находим множество равновесных сочетаний Y и r, т.е. кривую IS: IS 1 (Y 1 , r 1) и IS 2 (Y 2 , r 2), чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.

Рис. 6.1. Графический вывод кривой IS

Кривая LM («предпочтение ликвидности – деньги») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Термин LM отражает это равенство: L обозначает предпочтение ликвидности, кейнсианский термин для обозначения спроса на деньги, а М – предложение денег.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равны М/Р. В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств фиксировано и определяется центральным банком. Рассмотрим построение кривой LM на основе графического анализа равновесия денежного рынка.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.


Кривая IS отражает все комбинации процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии.Кривая LM - все сочетания Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 6.9). Точка Е - единственная,в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Рассмотрим точку А . Она располагается на кривой IS, но вне кривой LM. Известно, что во всех точках,лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них.

Избыток предложения денег означает появление у экономических субъектов «лишних денег», что заставит их покупать облигации. Рост спроса на ценные бумаги приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой

IS вниз, к точке Е . Точка D расположена на кривой IS ниже кривой LM. В ней_спрос на реальные денежные остатки превышает их предложение. Дефицит денег заставляет экономических субъектов продавать облигации, предложение которых возрастет, что приведет к понижению их рыночной цены и, соответственно, повышению ставки процента. В результате сократятся планируемые инвестиции и совокупные расходы, а следовательно, уменьшится равновесный реальный доход. В итоге экономическая система будет стремиться вверх по кривой IS, к точке равновесия Е .

Рассмотрим далее состояние рынков в точке В. . Поскольку точка В расположена выше кривой IS, то реальный доход Y2 больше совокупных расходов при ставке процента r2. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к увеличению товарных запасов. Рост последних заставит фирмы сократить производство,обусловит уменьшение реального дохода. По мере сокращения дохода спрос на реальные денежные остатки будет падать, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е.



Точка С расположена на кривой LMниже точки равновесия Е . В точке С при процентной ставкеr1 совокупные расходы превышают реальный доход. Фирмы, реагируя на избыточные совокупные расходы, начнут увеличивать инвестиции, что приведет к росту дохода. При этом будет расти и спрос на реальные денежные остатки. Поскольку предложение денег осталось прежним, увеличение этого спроса приведет к повышению процентной ставки. В результате экономическая система будет стремиться вверх по кривой LM до тех пор, пока не достигнет равновесного состояния в точке Е.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесного состояния товарного и денежного рынков возвращают их в точку равновесия.


20.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь модели IS-LM и модели AD-AS .

Используя модель IS-LM, построим кривую совокупного спроса. Каждая ее точка будет отражать взаимосвязь уровней цен и дохода (выпуска). Уровню цен Р2 соответствует доход Yx. Найдем на рис. 6.186 точку с координатами (Y1; Р1). Это точка Е"1. Предположим, что уровень цен вырос с Р1 до Р2. Это сократит реальную денежную массу с M/P1 до M/P2.Уменьшение предло-жения денег приведет к повышению процентной

ставки и сдвигу кривой LM1 положение LM2 (см. рис.).

Равновесие на денежном рынке восстановится при более высокой ставке процента - г2. На товарном рынке по мере повышения процентной ставки будут сокращаться инвестиции и совокупные расходы, что обусловит уменьшение реального равновесного дохода с Y1 до Y2. Таким образом, уровню цен Р2 будет соответствовать новое состояние равновесия в модели

IS -LM в точке Е2 при ставке процента r2 и реальном доходе Y2.

На рис. 6.186 построим точку Е"2 с координатами (Y2; Р2). Можно

также рассмотреть всевозможные уровни цен и соответствующие им уровни равновесного реального дохода и построить совокупность точек с координатами (Yi; Pi). Соединив их, получим кривую совокупного спроса,АР (см. рис. 6.186). Она будет иметь отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и уровнем дохода. Поскольку кривая AD выводится на основании модели IS -LM, ее наклон будет определяться наклонами кривых IS и LM.




25.Виды бюдж дефицита. Финиансиров бюдж дефицита .

Различают структурн-й и циклич-ий дефиц. Циклич-ий дефицит – деф бюдж, кот явл-ся рез-ом циклич-ого падения произв-ва, автомат сокращ-ия налогов поступлен и увелич гос трансфертов на фоне эконом спада. Он свидет-ет о недоиспользов произв-ых возможн-ей общ-ва. Структурн деф – это разность м/у расх и дох частями бюдж в условиях достаточно равновесн функцион эконом сист-ы. он возник в рез-те осознанно приним-ых правит-ом мер по увелич-ю гос-ых расх и снижен налогов с целью предотвращен спада.

Методы покрытия бюдж дефиц:

Увелич налогов – возраст гос дох (данная мера исп-ся редко, т.к. сниж-ся делов активн-ть и сокращ объем выпуска)

Денежн финансир-ие – осущ-ся через монитаризацию деф гос бюдж. Монетаризац не обязат сопровожд-ся эмиссией наличности, она может провод-ся в виде: а) расширен кредитов, предоставляемых гос предприят по льготн ставкам %; б) отсроченных платежей (правит-во покуп Т и У, не оплачивая их вовремя)

Долговое финансир посредствам выпуска и продажи гос-ых ЦБ. При внутреннем долгов финансир-ии гос-во продает ЦБ субъектам хоз-ия и населен страны, выплачивая %. Деньги от продажи ЦБ идут на рефинансирование. Если гос ЦБ продаются цент банком, это может привести к расширен предлож денег и инфляц; если финанс-кредитн институт – это ведет к снижен деловой активности. При внешнем долгов финансир-ии гос ЦБ продаются правит-ам, субъектам хоз-ия и населен др стран. Это возможно если дох от ЦБ данной старны выше, чем от обязат-в др гос-в;

Использов ср-в от приватизац гос-ой собств-ти.

ВD=G-T - бюджетный дефицит.

Подходы к регулиров-ию бюдж дефиц:

бюдж должен балансир-ся ежегодно, т.е. кажд финанс-ый год должен обеспечив-ть рав-во м/у дох и расх.

бюдж должен балансиров в ходе эконом цикла, а не ежегодно. В период спадов произ-ва правит-во увелич расх, что ведет к росту дефиц, а в период подъема – сокращ расх, что увеличив излишек дох. В рез-те по окончании промышл-го цикла излишек дох должен покрывать дефицит, образовавш-ся в рез-те спада произв-ва.

концепц функциональных финансов. Цель гос финанс – обеспечен макроэконом равновес. Во-первых: следствием макроэк равновес явл-ся эконом рост, благодаря котор увелич нац дох, а т.ж. растут налогов поступлен в бюдж; во-вторых, правит-во всегда может повысить налоги, выпустив дополнит кол-во денег, и следоват-но, устранить дефицит; в-третьих, бюдж деф не сказыв-ся негативно на развит Э.

26.Гос долг, его виды и соц-эконом последствия. Регулиров гос долга .

Гос долг – сумма задолж-ти страны др странам, своим или иностр юр и физ лицам.

Различают внутренний и внешн-й гос долг. Внутр долг – долг гос-ва населен, предприят, организац своей страны, имеющий форму кредитов, гос займов, др долговых обязат-в, гарантир-ых правит-вом. Внешн долг – задолж-ть гос-ва иностр-ым гос-ам, организац и отдельн лицам др стран. Чтобы оплатить % по внешн долгу и погасить его, нация вынужд отдавать кредиторам ценные Т и У, что негативно сказыв-ся на Э. внешн долг оценив-ся по таким переменным, как доля внешнего долга в ВВП и отношен годового объема выплат по внешн долгу к объему валютн поступлен за год (не долж превыш 25%).

Пути погашен внешнего долга:

Выплата за счет золотовалютн резервов

Консолидац внешнего долга – изменен услов заимствования, связ с изменен сроков погашен, когда краткосрочн обязат-ва (облигац) превращ в долго и среднесрочные.

Конверсия – сокращ общей велич внешн задолж-ти гос-ва посредствам изменен услов предоставлен кредита, форм и сроков ег возвращ, % ставок, т.е. услов, касающ доходности

Обращен к междунар банкам

D/ВВП – бремя гос.долга.

Проблемы при внутр долге:

Выплата % по долгу увелич нерав-во в дох, т.к. гос ЦБ покуп наиболее обеспеченные, а налоги, за счет котор финансир-ся %, платят все.

Чтобы погаш долг и выплачив %, правит-во вынуждено поднимать ставки нал, что сниж стимулы к инвест, а значит замедляет развит Э.

Выпуск в обращен нов ЦБ повыш ставки ссудного %, что осложняет процесс инвестир капиталов.

Болш внут долг отпугивает иностр инвесторов и порождает неуверенность у населен.

Бюдж-налогов экспансия (рост гос расх и сниж налогов) приводит к эффекту замещения , кот выраж-ся в сокращ ур-ня реальн частных планов инвест вследствии увелич гос расх. Если гос расх увелич, то возраст совок расх, дох и потребит-ие расх. Это стимул совок расх и повыш дох с эффектом мультиплик. Увелич дох способст росту спроса на деньги. Повыш спроса на деньги при их фиксир предлож вызывает рост % ставки, что сниж ур-нь инвестиц и чистого экспорта. Паден чистого экспорта связ с ростом совок дох, кот сопровожд увелич импорта.

Степень стабилизац воздейств бюдж дефиц зависит от способа его финансир. В случае монетаризации деф возник сеньораж – дох гос-ва от печати денегю

В услов повыш ур-ня инфляц прояв эффет Оливера-Танзи – сознат-ое затягив налогоплат-ми сроков налогов отчислен в гос бюдж.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об