Модели современной смешанной экономики таблица. Формирование модели смешанной экономики в россии

Суть гибридной экономики

Смешанная экономика - это система, которая базируется на сочетании нескольких форм собственности: государственной, частной, корпоративной. Данный подход позволяет как юридическим лицам, так и физическим принимать самостоятельные решения, касающиеся финансов. В рамках гибридной экономики они вправе владеть различными средствами производства, управлять ими; перемещать, приобретать и продавать товары; нанимать работников и увольнять их. То есть на мировом рынке их возможности равны. Правда, приоритет в денежных вопросах все же остается за обществом или правительством.

Смешанная экономика и финансирование государства

Оно происходит за счет акцизов и выплачиваемых налогов. Но чаще все-таки финансирование совершается благодаря экономической деятельности самого государства. Она обеспечивает и денежную автономию, делает возможным выполнение основных функций.

Финансирование инфраструктуры

Оно совершается за бюджетный счет или идет непосредственно от государства. К субсидируемым элементам относятся следующие: библиотеки, детские сады, школы, силовые структуры, больницы, сельское хозяйство и производство на его базе основных продуктов питания, коммунальное хозяйство, услуги юристов и т.п.

Признаки смешанной экономики

Гибридная экономическая система имеет отличительные, характерные только для нее черты:

1. Производство обобществлено частично в масштабах нации и за ее пределами.

2. Соединение государственной и частной форм собственности.

3. Бюджетное ограничение отсутствует.

4. Стимулом к производительному труду служат факторные доходы.

5. Производство организовано на принципе соответствия предложения и спроса.

6. Наличие конкуренции.

7. Активное регулирование национальной экономики государством с целью стимулировать предложение и спрос потребителей, предотвратить безработицу и кризисы.

8. Присутствие теневой экономики на товар, запрещенный правительством.

Национальные модели ведения хозяйства

Смешанная экономика, как и любая другая, формируется на базе культурных и социальных особенностей нации. По этой причине в мире существует несколько ее образцов. Например, японская модель. Производительность труда в этой стране повышается гораздо быстрее, чем уровень жизни ее населения. Это позволяет себестоимость продукции ощутимо снизить и сделать ее способной конкурировать на мировом рынке. Имущественное расслоение в Японии не слишком контролируется, тем самым поощряется активность предпринимателей. Смешанная экономика по германскому образцу противоположна японской. В ней в центре любых нововведений находится человек. Он, как личность абсолютно свободная, в состоянии действовать осознанно и нести за это ответственность перед социумом. Выполняя те или иные функции, человек приносит пользу и себе, и обществу. А государство обеспечивает ему возможность конкурировать. Считается, что в большинстве современных развитых стран, благодаря соединению элементов собственности государственной и частной, преобладает именно гибридная, то есть смешанная экономика.

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает

трудности в нерегулируемом капитализме.
· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

Американская модель:

Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Германская Модель:

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели -это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс



между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, характеризуется следующими чертами:
- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
- стимулирование технологических и организационных инноваций;
- проведение структурной политики;
- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель:

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в

использовании системы социально-экономических планов и научно-технических

программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является

технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру

промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

Шведская модель:

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из

самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.
· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
· в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных

предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
· в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности

обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов

населения, носит универсальный характер.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-

технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Заключение:

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).
Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствуетвнедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.
В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического

производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.
Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
На данный момент Россия только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто

включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Список литературы:

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория». – М.: Издательство Норма, 2003

2. www.wikipedia.org

3. Иванов С.И. «основы экономической теории» - М.: 2002

4. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории» - 2004

5. Савченко А. Основы российской модели смешанной экономики // Маркетинг. - 2001. - N 6. - С.15-19.

6. Современная экономика. Многоуровневое учеб.пособие для вузов. Науч.ред.О.Ю.Мамедов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998; 672 с.

7. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель: Учебник для вузов.- Ростов- на Дону.: Издательство «Феникс», 2001.-224с.

8. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2001. - 146с.

9. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: «Прогресс» 1991..- 248с.

10. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также -- заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

1.2 Становление смешанной экономики

2.1 Шведская модель

2.2 Американская модель

2.3 Германская модель

2.4 Японская модель

Заключение

Список литературы

1
Введение

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом, требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, так как само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между странами, идущими по этому пути.

Целью данной работы является раскрытие сущности моделей смешанной экономики.

Для решения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

· раскрыть основных черт смешанной экономики;

· представить этапы становления смешанной экономики;

· произвести классификацию моделей смешанной экономики;

· раскрыть особенности шведской модели смешанной экономики;

· рассмотреть смешанную экономику в США;

· изучить основные черты германской модели смешанной экономики;

· выявить аспекты смешанной экономики в Японии.

При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике.


Глава 1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы

1.1 Основные черты смешанной экономики

Одним из главных признаков является преобладание рыночной организации экономики, что в первую очередь подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также -- заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

Специфические черты смешанной экономики - во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения личных запросов. Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.

Каждое отдельное государство по-разному расставляет приоритеты развития, однако 3 основных принципа присущи всем моделям смешанной экономики:

· насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

· насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;

· процесс приватизации (в том числе и земли) будет идти в стране до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного.

1.2 Зарождение смешанной экономики

Рыночная экономика испытывала серьезные затруднения еще в XIX в. Низкая зарплата, высокий уровень безработицы, ненормированный рабочий день - все эти факторы вызывали недовольство широких масс населения во многих странах. В конце 20-х и начале 30-х годов весь западный мир поразила «Великая депрессия», в результате которой произошло разрушение финансовой и денежной системы. Их охватила всеобщая волна банкротства и массовой безработицы. Такая ситуация породила недоверие к рыночной экономике, как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. В дальнейшем интересы различных социальных групп в какой-то мере объединила смешанная экономическая система. Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.

Первые идеи смешанной экономики появились в начале XX века, но споры о них ведутся до сих пор. Одним из ведущих ученых в этой области был М. Алле, который считал, что рыночная экономика «не панацея, позволяющая решить все проблемы» , т. к. не использует все возможности общества.

Но наибольший вклад в развитие этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство.

Сторонники неокейнсианства основное внимание уделяли проблемам занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей мере изучали вопросы распределения доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие направления как монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора.

Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории

общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.

Институционалисты видели связь между «институтами» и экономикой. Под «институтами» следует понимать государство, политические партии, профсоюзы и т.д. То есть все те организации, которые тесно связаны с социальной стороной жизни человека и общества.

Таким образом, экономика должна учитывать все это при выборе путей развития. А государство должно принимать во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимизации прибыли, вследствие чего часть трудоспособного населения может остаться без работы.

1.3 Модели смешанной экономики

Каждое государство само выбирает, каким именно принципам следовать, что и обусловливает многообразие систем смешанной экономики. Так, большую роль здесь играют не только чисто экономические факторы (например, управление системой народного хозяйства, взаимодействие рынка и государства или экономические регуляторы), но и географическое положение государства, менталитет, ориентированность на наращивание военной мощи и т. д.

Но, тем не менее, все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным показателям.

Во-первых, классификация по степени регулирования экономики государством. Неолиберальный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. При минимальном участии государства основное его дело - это «обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию». Также оно занимается проблемами регулирования внешних эффектов, к которым относится перераспределение доходов граждан, рассмотрение проблем здравоохранения и проблем экологии, большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Управление нерыночным сектором подразумевает взятие под контроль государства науки, образования, сети коммуникаций, национальной обороны. В этой модели государство по сути дела лишь обеспечивает условия для свободного предпринимательства и ведет защиту отечественного производителя на мировой арене. Такая система народного хозяйства существует в США, где большая часть ВНП производится за счет рынка и лишь небольшая - за счет государства.

В противовес ей другая модель - неоэтатистская модель, основанная на кейнсианской концепции, - предполагает максимальное государственное регулирование, и поэтому она по своим качествам ближе к командно-административной экономике. Государство самостоятельно разрабатывает законодательство, регулирующее рыночную деятельность, старается активно бороться с нежелательными экономическими явлениями типа безработицы, высоких темпов инфляции и кризисов. Также оно заботится об уменьшении дефицита бюджета, повышения конкурентоспособности отечественного производителя, проводит национализацию собственности. Важную роль играют планирование и прогнозирование, которые помогают заранее рассчитать объемы затраченных средств, а, следовательно, более точно и четко составить бюджет и назначить цены на товары. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия.

Подводя итог этой классификации, можно привести цитату двух известных экономистов: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы - рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки - одной рукой аплодировать невозможно.»

Согласно другой классификации можно выделить еще несколько моделей, помимо неолиберальной и неоэтатистской. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.

Глава 2. Национальные модели смешанной экономики

2.1 Шведская модель

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека с 1932г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, несмотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

2.2 Американская модель

Американская модель -- это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и остро, как в США.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди которых можно выделить минимум две: во-первых, США возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера. Во-вторых, европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

На рубеже 70-80х годов американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В принятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание

роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, - научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широким применением микроэлектроники и информационных систем, производством новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с действием третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает мировую торговлю, экспорт капитала, систему энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается тенденция к относительному отстаиванию США в ряде областей по сравнению с другими центрами империалистического соперничества. Эта тенденция отражает характерную для империалистической стадии капитализма закономерность усиление неравномерности политического и экономического развития отдельных государств. Сформулированная В. И. Лениным накануне первой мировой войны, эта закономерность с особой силой и остротой проявляется ныне в условиях научно-технической революции фактора, вносящего серьезные коррективы в соотношение уровней достигнутых основными странами капитализма.

Развитие американского капитализма показывает, что тенденция к относительному отставанию США отнюдь не прямолинейна. В изменении соотношения сил между основными центрами империалистического соперничества можно различить два периода.

Первый охватывает 60-70е годы. В этот период Западной Европе и Японии удалось заметно увеличить свою долю в мировом промышленном производстве, международной торговле, экспорте капитала, накоплении золотовалютных резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 7080х годов, характеризуется некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных случаях даже их расширением. Соединенным Штатам удалось благодаря интенсивной технической перестройке промышленности, по крайней мере, в ряде областей, переломить тенденцию к относительному отставанию.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять крупнейших американских банков снова вернули себе первое место в мире по размерам активов, которое они уступили в 70-х годах западноевропейским и японским банкам. Около 80% всех международных кредитных операций совершается ныне банками США.

И все же укрепление позиций США в мировой торговле, международном движении капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х годов, нельзя считать прочным. Уже к середине текущего столетия во всех этих областях снова обозначились неблагоприятные для США тенденции сокращение доли в мировом капиталистическом экспорте некоторых видов наукоемкой продукции, массированный импорт иностранного капитала, резкие колебания курса доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно со времени окончания второй мировой войны. Но в 80х годах XX в. Милитаризм больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской внешней политики американского империализма. Неудивительно, что за пятилетие 1981-1985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько за всю Вторую мировую войну. Общий объем военных расходов США за последние 40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богатством США, составляющим, по данным на 1980 г. , 7.8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы взвалить основное бремя экономических трудностей и противоречий на широкие массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся стран. В 80е годы американский государственно-монополистический капитализм активно осуществляет эту реакционную экономическую стратегию и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США в течение ряда лет преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. заграничные капиталовложения США составляли834 млрд. долл., а иностранные в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80хгодов.

И все же изменения финансового статуса США отражает возросшую нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли и дальше расти внешняя задолженность США или под влиянием падения курса доллара начнется массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще не вполне ясно. Острая борьба развернулась в 80х годах вокруг социальной политики государства. Монополистический капитал требует радикального сокращения социальных программ, которые изображаются как одна из главных причин снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных дефицитов. Буржуазное государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета средства на военные цели, беззастенчиво урезывает ассигнования на социальные нужды - жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия по безработице, профессионально-техническое обучение и переподготовку рабочей силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общественные работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем прежде, переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения. Наступление монополий и ужесточение социальной политики государства привели к заметному снижению жизненного уровня трудовой Америки. Усиление поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности, трудовых и расовых конфликтов. Правительство пытается сдержать выражение массового протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных явлений в экономике и политике американского империализма вызвало заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего благоденствия" в США стоит перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

2.3 Германская модель

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

· индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

· социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

· антициклическое регулирование;

· стимулирование технологических и организационных инноваций;

· проведение структурной политики;

· защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

2.4 Японская модель

Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы». И хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации.

Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах (в начале 1946 г. уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня). Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни -- продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Наоборот, страна, занимающая лишь 0,3% земной суши, на которой проживает всего 2,5% населения земли, производила в 1988 г. свыше

10% мирового валового продукта: 35,5 млн. долл. на каждый обитаемый квадратный километр (для сравнения в США -- 1,1 млн. долл., в ФРГ -- 7,6 млн. долл.). Япония производит больше всех в мире судов и роботов, автомобилей

и мотоциклов, видеомагнитофонов и телевизоров, фотоаппаратов и часов и многих других видов продукции, обеспечивая не только собственные нужды, но и наводняя своими изделиями мировой рынок.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во Второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы, отпуска короче, затраты на социальное обеспечение ниже. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах.

Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа «экономическое чудо» вряд ли бы состоялось. Суровая жизненная школа сделала японцев не только трудолюбивыми, но и весьма бережливыми людьми. Японцы -- не накопители вещей. В типично японском доме нет громоздкой мебели. Необходимые домашние пожитки (постель, одежда и т. п.) хранятся в раздвижных стенных шкафах. Пол устлан циновками-тэтами, перегородки между помещениями легкие и подвижные. Вообще в Японии богатство и роскошь не бросаются в глаза, как, впрочем, и нищета. «У нас мало бедных, но и мало богатых людей»,-- говорят японцы. Подавляющее большинство японских семейств относит себя, согласно социальным исследованиям, к «среднему классу» (90%). Японцы привыкли откладывать сбережения на «черный день», который может в результате удара стихии обрушиться на них в любое время. «Бойся землетрясения, цунами, пожара и гнева отца»,-- говорит старинная японская пословица, (разгневанный отец мог лишить земельного надела или наследства). В японских селениях и городских кварталах имелись специальные прочные каменные строения, где жители округа хранили свои ценности и сбережения. Сегодня японцы хранят свои сбережения в сберегательных учреждениях, в банках, в ценных бумагах и страховых полисах, земельной собственности и недвижимости. Присущая японцам бережливость явилась очень важным фактором мобилизации средств для послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволила Японии избежать сколь либо серьезной внешней задолженности.

Потерпевшая поражение в войне Япония не допустила в сколь либо значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. А сегодня ее заграничные капиталовложения значительно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непрерывного притока личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода они были ничтожны, а в последние годы их доля не превышала 1 % от валового национального продукта Японии. В США она составляет около 7% ВНП, в Великобритании -- свыше 5, в ФРГ -- более 3, а в СССР (по подсчетам зарубежных специалистов) этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%. Недавно в Советском Союзе были наконец обнародованы цифры расходов на оборону. В 1988 г. они, по расчетам, основанным на официальных данных, составляли около 9% от ВНП.

Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно развитых стран Запада и вступления ее в период «экономической зрелости», темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться. Впрочем, замечает С. Окита, достижение «зрелости» не всегда означает снижение жизнеспособности, особенно принимая во внимание внедрение новейших технологий, успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.

В течение 50--70-х годов японцы буквально «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся, прежде всего, на техническое обновление тяжелой промышленности -- машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии. Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный пример -- это приобретение «Сони корп.» у американской компании «Вестерн электрик» неограниченного права на производство транзисторов за 25 тыс. иен (сегодня -- это стоимость одного среднего по классу транзисторного приемника). Так, по имеющимся расчетам, общий выигрыш Японии от импортных лицензионных соглашений только за период с 1950/51--1968/69 фин. годов составил 70 млрд. долл., или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период. Достаточно сопоставить две цифры -- 7 млрд. долларов, затраченных на закупку иностранной технологии в период ее интенсивного импорта, и 70 млрд. долл. выигрыша от этих закупок, чтобы понять, какой мощный импульс получила японская промышленность от этого массированного заимствования зарубежного опыта. При этом очень важно подчеркнуть, что японцы весьма эффективно использовали иностранные патенты и лицензии, незамедлительно их внедряя и осваивая. Вот один из примеров такого подхода. Первые образцы продукции

нефтехимической промышленности были выпущены с помощью ввезенных из-за рубежа оборудования и технологии в 1958 г., а к концу 1963 г. Япония по производственным мощностям в этой отрасли догнала ФРГ и уступала только Соединенным Штатам.

Япония добилась не менее впечатляющих успехов в развитии своей черной металлургии, главным образом за счет внедрения, передовой советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы потому, что в советской металлургии собственные разработки и изобретения применяются в гораздо меньшей степени, чем в Японии.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.


Заключение

На современном этапе развития часто встречается модели смешанной экономики - организации экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.

Основными целями, которые преследует смешанная экономическая система, являются обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

Понятие «смешанной экономики» изучалась такими школами как кейнсианство, а впоследствии и неокейнсианство и посткейнсианство, монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора, институциональная теория.

Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Институционалисты видели связь между «институтами» и экономикой.

Все эти экономические концепции явились предпосылками для появления смешанной экономической системы, которая окончательно оформилась лишь после Второй мировой войны.

Системы смешанной экономики можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным показателям. Во-первых, классификация по степени регулирования экономики государством - неолиберальный вариант и неоэтатистская модель, основанная на кейнсианской концепции. Согласно другой классификации можно выделить еще несколько моделей, помимо неолиберальной и неоэтатистской - модель централизованного согласия в двухсторонней системе и в трехсторонней.

Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, так как само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между странами, идущими по этому пути, однако некоторые основные принципы присущи всем моделям смешанной экономики.

Термин «шведская модель» возник в конце 60х годов в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств.

Основными чертами шведской модели являются сочетание рыночных отношений и государственного регулирования, преобладание частной собственности в сфере производства и обобществление потребления, специфика отношений между трудом и капиталом на рынке, две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.20

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

В японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем промышленно-развитые. В этих странах к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса экономического развития, так как средний класс является признаком устойчивости общества. Переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Кроме того, сама форма смешанной экономики зависит от каждой страны отдельно.


Список литературы

1. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М.,Юнити, 2001.

2. Асаул А. Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования. - М., Инфра-М, 2001

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М., ЮРАЙТ, 2005

4. Булатов А. С. Экономика. - М.: БЕК, 2000.

5. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: «Прогресс» 2000.- 248с.

6. Государство в условиях формирования смешанной экономики // Науч. ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2001. - 146с.

7. Добрынин А. И. - Экономическая теория. - М., 1999 г.

8. Журавлева Г.П. Мильчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Учеб.для экон.вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002 .; 485 с.

9. Журнал «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 1-2

10. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-750с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16491. Планово-регуляционная модель смешанной экономики 10.5 KB
Москва Планово-регуляционная модель смешанной экономики. Планово-регуляционная модель1 должна интегрировать в себе позитивный опыт: плановой экономики ХХ века включая ГОЭЛРО НЭП индустриализацию и коллективизацию давших исторические по своей значимости образцы преодоления в кратчайшие сроки последствий разрухи Первой и Второй мировых войн и достижения победы плановой экономики над капиталистической экономикой всей Европы мобилизованной гитлеровской Германией в войне с СССР; эффективного сочетания планирования и всестороннего...
16784. МОДИФИКАЦИЯ МОНЕТАРНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ Д. ТОБИНА И АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 8.91 KB
Тобин рассматривает денежную и финансовую политику правительства как предложение определенного набора активов частному сектору и управление их доходностью а реакцию частного сектора – как изменение структуры спроса на активы сопряженное с изменением вектора доходности активов вектора процентных ставок. Целью денежной и финансовой политики правительства согласно Тобину является такое изменение структуры предложения активов правительством и как следствие изменение вектора доходности которое обеспечивало бы поддержание темпа накопления...
16997. Выбор модели денежно-кредитной политики в России в условиях глобализации экономики 66.98 KB
Проблему выбора цели денежно-кредитной политики учитывая что в условиях свободного трансграничного движения капиталов денежные власти должны выбирать между проведением национальной денежно-кредитной политики и использованием режима фиксированного валютного курса. - Усилилась взаимосвязь денежно-кредитной политики с динамикой финансовых рынков как на национальном так...
16330. Москва Модернизация экономики КНР и эволюция модели экономического роста Значительные успехи экономич 10.76 KB
Москва Модернизация экономики КНР и эволюция модели экономического роста Значительные успехи экономического строительства в Китае стали возможны в первую очередь благодаря изменениям в экономической политике направленным на обеспечение экономического роста. Можно сказать что в Китае сочетание преобразований и экономического роста было оптимальным для развития страны. Выбранная модель трансформации экономической системы при сохранении политического строя позволила развивать и поддерживать на протяжении трех десятилетий высокие стабильные...
2734. Направления совершенствования модели таможенного администрирования Российской Федерации с учетом интеграционных тенденций мировой экономики 48.18 KB
При осуществлении интеграционных процессов как на уровне отдельных фирм так и на государственном уровне в рамках региональных экономических объединений возникает необходимость в модернизации системы таможенного администрирования с учетом интеграционных направлений экономической политики. Однако обе эти трактовки не раскрывают интеграционного потенциала таможенного администрирования. Таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения...
21142. Специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики 216.63 KB
В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрены особенности налоговой системы Беларуси; проведен анализ субъектов и объектов налоговых отношений; описаны направления совершенствования механизма взимания налогов и сборов.
17048. Исследование межотраслевых потоков взаимодействия ТЭК и АПК в рамках макроструктурной модели с учетом долгосрочных прогнозных оценок развития экономики России 9.43 KB
А также построения определенных моделей на основе которых возможно получение значений прогнозных оценок в среднесрочной или долгосрочной перспективе; анализ взаимодействия потоков сельскохозяйственного сырья; изучение процессов балансирования спроса на продовольствие и его ресурсов; изучение взаимодействия потоков продукции формирующих сферу потребления; постановка и дальнейшая разработка задач по оптимизации структуры продукции выпускаемых на предприятиях по отраслям в нашем случае рассматривается АПК России. А также разработка...
16331. М.В.Ломоносова Москва Мировой кризис и формирование новой модели экономики Наблюдаемый мировой фи 10.44 KB
Ломоносова Москва Мировой кризис и формирование новой модели экономики Наблюдаемый мировой финансовый кризис обострил ряд проблем как чисто экономического характера так и социального. Понимая всю глобальность и разнообразие данных проблем выделим из них наиболее интересные и актуальные как для теоретиков так и для практиков экономической науки: будущее рыночной модели экономики; будущее национального государства и соответственно национальной экономики; место и роль государства в новой посткризисной модели экономики; характер...
7229. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 35.2 KB
Предмет экономики государственного и муниципального сектора Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности общественного сектора. Экономика общественного сектора – фундаментальная наука что...
17827. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 23.26 KB
Необходимость государственного регулирования экономики 1. Формы государственного регулирования экономики Глава 2. Изучение проблематики государственного регулирования экономики является актуальным и чрезвычайно важным потому что способствует формированию экономико-правового мышления и видения сложных взаимозависимостей в организации и управлении экономикой. Как понятие государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия властных структур страны на экономический интерес хозяйствующих субъектов.

Смешанная экономика: основные модели. Социальное рыночное хозяйство. Экономика России: рыночная или смешанная? Сравнительный анализ социальности экономических систем.

Социальная политика в России. Социальные риски и социальная защита. Монетизация льгот. Социальная экономика .

Социальная дифференциация в России. Процессы конвергенции в современном мире.

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

Смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

Смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся нарубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в услож-нении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникнове-нии в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первона-чальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секто-ров экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочета-ния рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, ини-циированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочета-нии капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных га-рантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современ-ного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновремен-ное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного сек-торов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Од-нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структур-ных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предпри-ятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекват-ной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на та-кой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического разви-тия, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, ча-стнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономи-ческую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой ры-ночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го-сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при-звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об